![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
1 ... 42 43 44 45 46 47 48 49 сист. Везувио-Мартини , где А-шнек для подачи мусора в печь, В-воздухопровод в топку, С, D, Dl-подвижные и неподвижные полые колосники, .F - вал механизма ![]() Фиг. 46. для приведения в движение колосников, G-приспособление для шлакования, Н- приемник для шлака, К-вентилятор, L- проход для газов под котел, N-шуровочные отверстия, О - окна для прохода тепла шлаков под котел, Р-котел, R-вагонетка для отвозки шлака. 4) Печи сист. Брешо (Вгё-chot, фиг. 5) также очелко-вого типа, с постепенной подачей мусора через загрузочную воронку А, путем открывания клапана В, на сушильный под С, находяшийся в топочном пространстве над колосниковой решеткой, с опроки-дываюшейся (при помощи механизма М) колосниковой решеткой F, составляющей отдельный аппарат, вставляемый в топку в собранном виде, с удалением из-под печи Н шлака, падающего при опрокидывании решет- провод. 5) Печь сист. Буссанж (Boussange, фиг. 6), устроенная по типу очелковых англ. печей Хинан и Фрауд и нем. печей Гербертц, но с предварительной подсушкой мусора отходящими в трубу газами в специальных аппаратах, находящихся вне печи; колосниковая решетка корытообразной формы, с боковыми сменными полыми коробками, с предварительным подогреванием воздуха при прохождении через полые пространства решеток, с механич. или гидравлич. шлакованием и выводом блока шлака в помеше-ние печей. В этих печах подача мусора в загрузочные воронки производится автоматически грейферами, движущимися непрерывно по бесконечному рельсовому пути над загрузочными воронками печей, распсо-женными во 2-м этаже здания мусоросжигательной станции над печным псмещением. На фиг. 6: А-подача мусора, В-кл тайная коробка, С-клапан, D-загрузочная воронка, Е-клапан, F-подача воздуха, G--воздухопровод, Я-боковые полые коробки колосниковой решетки для подогрева воздуха, К-тележка для шлака. ![]() ![]() Фиг ки в вагонетку it, двюкущуюся по рельсам; D-камера сжигания, Е--отверстие для очистки от золы и пепла, h-воздухэ- Фиг. 6. 6) Печи сист. Сепиа (Sepia, фиг. 7)-очел-кового типа, как и печь Брешо, с сушильным подом, расположенным над колосниковой решеткой, с подачей мусора в кузовах 2 электрич. кранами 1 через загрузочную воронку 5 на сушильный под 5 бесконечным винтом 4, с гидравлич. шлакованием в бассейн с водою 7, расположенный под колосниковой решеткой б (грануляция), с выводом гранулированного шлака из бассейна нарунсу в вагонетки 9 по цепному транспортеру S; 10-гидравлич. толкач для шлакования, и-камера сжигания, i5-соединительный боров печи с котлом, 13, 14-котел, 15-перегреватель, 16-экономайзер, 17- теплоу.говитель, 18-вагонетка д.тя пепла, 19-боров к дымовой трубе. В печи этс й системы, как и в печи сист. Буссанж, воздух, прежде чем попасть в топочное прострапстпо, предварительно подогревается в полых пространствах боковых стенок корытообразнсй решетки и потом в полости самой решетки и в слое шлаковой подушки. В отличие ст сист. Буссанж боковые стенки сделаны цельными, не разбирающимися; поэтому при их прогорании приходится сменять всю стенку. 7) Печи сист. Гумбольдт (Humboldt, фиг. 8) также очелкового типа, с двойной колосниковой решеткой в целях использования теплоты шлака для подогрева воздуха. Основной принцип рационального шлакова- ния заключается в том, что удаляемый из печи горячий шлак оставляется на нек-рое время на передней решетке, через к-рую пропускается вдуваемый в печь воздух, нагре-ваюшийся при этом до высокой i°. Здесь так же, как и в печах систем Буссанж и Хинан, Шлак выносится механически в помещение печей. 8) Печь америк. сист. Дикери (Deca-rie, фиг. 9) отличается от европ. систем тем, что имеет две расположенные одна над другой решетки и что стенки топки предста- ![]() Фиг. 7. вляют металлические полые рубашки с циркулирующей в них водой. Таким образом получается как бы котел с внутренней топкой (жаровой трубой). На фиг. 9: 1-эстакада для загрузочных воронок, 5-крышка, 5-загрузочная воронка, 4-автоматич. клапан, 5-канал для подвода холодного воздуха от вентилятора к подогревателю, 6-верхняя решетка, 7-камера сжигания, 8-подогреватель, 9-нижняя решетка, 10-горячий ![]() Фиг. 8. воздух, и-зольник, 12-вагонетка для золы, 13-боров к дымовой трубе, 1А-вентилятор, 15-паровое пространство. Существенными частями каяодой печи являются: загрузочная воронка, топка, камера сжигания, колосниковая решетка, подогреватель воздуха и различные электрич. и механич. приспособления для загрузки, шуровки и шлаковки. Необходимыми частями оборудования являются: паровые кот- лы с питательными насосами, воздуходувки, подъемные или автоматич. приспособления для подачи мусора к печам и для выемки шлака из печи, весы для взвешивания мусора и шлака. С целью достигнуть сжигания мусора без добавления топлива искусственно повышают теплотворную способность мусора путем подсушки его или отсева мелочи. Для достижения высокой темп-ры в топке, в целях получения спекающихся шлаков, годных для строительных целей, вдуваемый в топку воздух подогревают до высокой Г. Для получения наибольшего кпд котла приходится различными конструкциями топки устранять потери тепла или же стремиться к использованию тепла уходящих в дымовую трубу газов. Механизацией и автоматизацией различных манипуляций по уходу за печью число обслуживающего персонала доводится до минимума. Усовершенствования в процессе М. в основном следующие: 1) подсушка мусора дымовыми газами; 2) просевание до сжигания; 3) подогрев воздуха или дымовыми газами в экономайзерах, или в полых чугунных коробках топки, или в камере сжигания, или паром в калориферах; 4) подогрев питательной воды для котла, производимый или в полых чугунных стенках топки или отходящими дымовыми газами в водяных экономайзерах; 5) выравнивание i° в различных топках по принципу взаимодействия, устройством аккумулятора тепла-камеры сжигания; 6) введение добавочного воздуха в камеру сжигания в случае неполного сгорания; 7) приспособление для обдувки трубок котла и для удаления пепла на ходу. Иногда стараются обходиться без подъемных приспособлений для подачи мусора к загрузочным воронкам печей; для этого устраивают особую эстакаду для въезда перевозочных средств непосредственно в верхний этаж ic загрузочным воронкам. Если мусор подается в печь непосредственно в кузовах, то конструкция загрузочных воронок д. б. приспособлена к конструкции кузовов транспортных сред(3,тв* Кузов, снабженный откидным дном, ставится непосредственно на загрузочную воронку печи, и мусор пересыпается или црямо в печь или в бункер, находящийся над загрузочными воронками печей. Бункера имеют непосредственное сообщение с печЬю, а в случае отсутствия этого сообщения Мусор подается к печам электрическими кранами, снабженными грейферами. Все эти конструкции для подачи jiiyco-ра к печам согласуются с конструкцией и системой транспортных средств. Суточная производительность станционных печей колеблется в пределах от 40 до 120 ш мусора в сутки в одном агрегате, при напряжении к;олосниковой решетки от 500 до 1 ООО кг/ж^ в час. Температура в топке-от 600 до 800°, а в камере сжигания доходит до 1 000-1 100°; f° дымовых газов-от 200 до 350°. Испарительность, в зависимости от калорийности мусора, колеблется в больших пределах-от 0,40 до 1,00 и более (см. выше). Кпд котла обычно не особенно высок - от 0,40 до 0,60; напряжение поверхности нагрева котла-от 10 до 15 кг/ж^. При электрич. станции мятый пар используется на отопле- М У СО РО с жиг АНИ Е ние и на подогревание воды для жутей, а в печах системы Музаг-на подогрев воздуха. Парижские установки снабжают электроэнергией водоподъемные станции. Берлинская установка Шенеберг отпускает пар соседней электрич. станции. Кельнская установка расходует на свои нужды 6-5 млн. kWh электроэнергии и продает на сторону 9 млн. kWh при сжигании в год 102 ООО m Если шлак предназначается для продажи как строительный материал, то он раньше поступает в дробилки и дробится на 3-4 сорта по величине: мелкое зерно употребляется вместо крупного песка, зерно средней величины-для бетона, крупное-для дренажа, биологич. фильтров и других целей. Иногда весь получающийся шлак бывает выгоднее перерабатывать на специальных заводах. ![]() Фиг. 9. мусора. Парижские станции сжигают в год 400 ООО Щ мусора и вырабатывают 30 млн. kWh электроэнергии. Электрич. энергия используется еще для зарядки электромоби--тей, подвозящих мусор к станции. В Бир-мингаме ежедневно заряжаются 40 таких электромобилей; в Шенеберге 20 электромобилей заряжаются электроэнергией, поручаемой с соседней электрич. станции взамен отпускаемого ей пара; в Москве имеется установка для зарядки электромобилей. Стенки топок для предотвращения прики-пания к ним шлака делают из полых чугунных плит, в которьпс циркулирует вода или воздух; вода используется на питание котлов (печи Дидие и Дикери), а воздух-для подогрева дутья (Музаг, Сепиа). Шлаки выгружаются из печи или в виде спекшейся массы, раздробляемой сейчас же струей холодной воды, или гранулируются, падая в бассейн с водой, находящийся под колосниковой решеткой печи. Состав шлака и пепла по анализам, произведенным в Бармене, в Фюрте и в Москве, приведен в табл. 3. Табл. 3.-Состав шлака и пепла. ![]()
расположенных на территории станции, в строительные кирпичи с примесью извести или цемента; на этих з-дах шлак подвергается предварительной переработке пропусканием через магнитные аппараты, с целью освобождения от кусков железа. Кроме того из шлака отбираются куски кокса вручную или пропусканием через наполненные водой аппараты, в которых кокс выплывает на поверхность воды. Отсортированный т. о. шлак поступает в паровую ванну для гашения заключающейся в нем извести и перед измельчением вьщерживается в течение некоторого времени на воздухе для выветривания сернистых соединений. Кроме строительных кирпичей из шлака изготовляются еще трубы, тротуарные плиты и другие изделия. В Бармене из кирпича, изготовленного из мусорного щлака, выстроено 500 поселковых домов с 2 200 квартирами и б 500 комнатами. Две парижские станции (из четырех) выработали в 1926 г. 16 млн. кирпичей. Пепел из пеплоуловителей или используется как изоляционный материал или (по опытам, произведенным в Гамбургской установке) может служить связующим материалом вместо цемента. Мелкий мусорный отсев, к-рый получается пропусканием мусора перед сжиганием через барабаны-сита, представляет хорошее удобрительное средство и охотно разбирается окрестными крестьянами или увозится на поля на жел.-дор. платформах по подъездным путям (Париж). На новейшей Кельнской установке, а также на Кильской установке этот отсев, смешанный с глиноземом и коксом, брикетируется и поступает для плавления в печи специальной конструкции; при выходе из печи он в расплавленном состоянии отливается в формы для брусчатки мсстовых. Если остывание происходит медленно, то получьетя очень твердей породы материал, подходящий по твердости к базальту; при несколько ускоренном сстывании из отсева вырабатываются гончарные трубы, а при самом быстром-хрупкие стеклянные изделия (способ Suho Humboldt). Мусорослсигательные станции целесообразно строить в крупных городах, имеющих возможность затрачивать большие средства на здания и сооружения. Если принять минимальную суточную производительность печи в 40 т, то это приМ(фно соответствует населению в 80-100 тыс. жит. в том случае, если печь работает круглые сутки; при работе станции в две смены такая печь может обслуживать 50-65 тыс. жителей; при работе же в одну смену-от 30 до 40 тыс. жит. Работа в одну смену является неэкономной и требует добавочного топлива для растопки каждый день, в то время как при двухсменной работе почти не приходится прибегать к растопке; самой экономной работой печи является непрерывная работа в течение круглых суток в будни и праздники. Одно из основных условий для рационального применения М.-это, чтобы расходы по эксплоатации станции м. б. покрыты доходами of продажи пара. Отсутствие свободных участков за чертой города для почв энного метода обезвреживания являзтся второй причиной введения М.; если при этом мусор не обладает достаточной калорийностью для покрытия расходов по сжиганию, то приходится прибегать к подсушке его дымовыми газами или к отсеву негорючей мелочи или, в крайнем случае, к добавочному топливу; для покрытия эксплоатационных расходов прибегают к предварительной выборке ценных предметов, к использованию щлака как строительного материала или для изготовления бетонных изделий и к использованию пара на производстве, которое устраивается здесь же, на территории станции. В городах средней величины, до 100 тыс. населения, по местным условиям не всегда м. б. применено М. В крупных городах, с населением от 500 тыс. жит. и более, когда территория города сильно раскинута и когда предполагаемое расширение городской черты в ближайшие 25-30 лет сильно отдаляет места земельных участков для почвенного метода обезвреживания, бывает, по экономич. соображениям, выгоднее устраивать М.; т. к. мусоросжигательная станция м.б. расположена в населенных кварталах и следовательно м. б. сильно сокращены расходы на транспорт. В большинстве случаев введению М. препятствуют экономич. соображения как в отношении больших единовременных затрат, так и в отношении расходов на эксплоатацию, к-рые б. ч, при малой калорийности мусора ло-яатся тяжелым бременем на бюджет. В крупных же городах с платностью населения, превосходящей 80 чел. на га, М, должно быть введено несмотря ни на какие расходы, т. к. этого настоятельно требует санитарное благополучие, и в этом случае экономич.соображения отходят на задний план. Мусоросжигательная станция м. б. иногда с успехом устроена на территории газового завода, с использованием коксовой мелочи для поднятия калорийности мусора и с отпуском пара на газовый з-д (Фюрт). Капиталовложения принято относить на 1 т суточной производительности или на 1 жителя. Все расходы по эксплоатации и по амортизации принято относить на 1 m сожженного мусора. Если мусоросжигательная станция представляет собою целый комбинат, т. е. кроме самой станции на ее территории имеются еще з-ды для выработки шлаковых изделий, электрич. станция, сортировочная станция, прачечная и другие предприятия, то эксплоатационные расходы по каждому производству учитываются отдельно. Такой способ учета удобен и полезен потому , что при окончательной сводке годовых отчетов видно, какое из подсобных предприятий является самоокупающимся, какое работает в убыток и какое приносит доход для покрытия расходов по сжиганию. В общем итоге при проектировании установки подсобные предприятия рассчитывают т. о., чтобы доходом от них были покрыты расходы по М. В табл. 4 указано, как приблизительно распределяются основные расходы по М. без амортизации, % на капитал и расходов по сбору и транспорту мусора. Как Табл. 4.-с о отно ше яие отдельных элементов расходов (в %).
видно из табл. 4, заработная плата составляет около 70%. Расход на амортизацию м. б. подсчитан на основании данных на капиталовложение в зависимости от числа жителей, обслуживаемых станцией. Процент на амортизацию и на капитал в общем обычно составляет 10%. В табл. 5 приведен ряд статистич. данных из практики ряда заграничных и русских установок с указанием системы печей, года их постройки, пропускной способности и капиталовложений, отнесенных на 1 m сожженного Mycjpa. На фиг. 10а и 106 изображены планы 1-го и 2-го этажей 1-й Мусоросжигательной станции в Москве. Станция эта оборудована 2 печами по 80 ш суточной производительности каждая-одна нем. системы Музаг (работает с апр. 1926 г.), другая -франц. систе.мы Сепиа (работает с апр зля 1927 г.). Здание для печей имеет 2 этажа. Система загрузки печей и система шлаковки сконструирована с соблюдением всех гигиенич. требований; рабочие не только не соприкасаются с мусором, но и не видят его. При станции имеются души с чистыми и грязными раздевальнями. Отопление-цен- Табл. 5.-Стоимость сжигания 1 I мусора городов). (для различных иностранных и русских Город Система печи Монтевидео . . Гамбург .... Фюрт..... Висбаден . . . Франкфурт н/М Мильвоки . . . Берл гн .... Ленинград.- . . Москва .... Бальмер Уде Гумбольдт Дерр Гербертц Хинан и Фруд Мартини-Везувии Хинан и Фруд My чаг Сепиа Сут. произ-вод. в т Количество сожженноО в i од мусора (в тыс. т) Стоим, установки II а 1 m суточн. проивод. (в руб. довоен.) 270 528 50 117 180 240 300 170 80 80 66 (1916 Г.) 100 (1916 Г.) 12 (1916 Г.) 17 (1916 Г.) 46,5 (1916 г.) 54 (1916 Г.) 50 (1923 г.) 26 (1912-15 гг.) 8 (1926/27 Г.) 480 1 ООО 1 380 1400 3 500 1 726 3 ООО 2 500 2 500 Стоим, сжигания 1 т в руб. *1 1.06 1,42 1,84 2,20 2,90 3,02 2,50 ~2,00 2,76 * 2,53 *а * При переводе иностранной валюты в рубли было принято: доллар *2 При нагрузке в 50%. = 2 р., марка=50 к., франк=10 к. тральное, паровое, вентиляция в нижнем этаже достигается воздуходувка.ми, высасывающими из помещения весь испорченный воздух. В верхнем этаже на крыше устроен фонарь с открывающимися рамами. На фиг. : Оа изображено: 1-печь системы Музаг, производит. 80 m в сутки, 2-котел Гумбольдт, поверхность нагрева 250 ж^, 3- боров к дымовой трубе, 4-пеплоулавитель, номайзер Грина, 20-вентилятор, 21-гидравлич. аккумулятор, 55-трансмиссия для загрузочного устройства, 53-трансмиссия для транспорта шлака, 24-водоочиститель сист. Зейферт, 25-баки питательной воды, 26- насосы для котла Гумбольдт, 27-насосы для котла Бабкок и Вилькокс, 28-трубопровод к паровой машине,59-паровая машина,50- генератор, 31-главный распределительный щит, 55-осветительный щит, 33-регистрирующие измерителйные приборы, 54-винтовая лестница, 35-душ, 36- раздевальня, 37-транспортер для подъема шлака. На фиг. 106: а, б, в-крановые пути, Д и Д1-загрузочные воронки печи Музаг, Е, El и Е^ - загрузочные ![]() ![]() Фиг. 10 а. 5-дымовая труба, 6-вентилятор, 7-подогреватель воздуха, 8-воздухопровод в печь,9-эксгаустер, 10-сушильный аппарат, 11-трубопровод, 12-пеплоуловитель и труба для отвода паров подсушенного мусора, 14-вагонетные щти, 15-измерительные трубы, 16-печь сист. Сепиа, производит. 80 m в сутки, 17-боров, соединяющий печь с кстлом,. 18-котел сист. Бабкок и Вилькокс, поверхн. нагрева 132 ж^, 19-эко- воронки печи системы Сепиа, Ж и Ж г-люки для подъема кузовов, К и -стрелки, Л и -петли подвесных путей, М и Mi- тупики для подъема кузовов, И и Н^-тупики для ремонта кранов. Подвоз мусора к станции, в зависимости от расстояния, производится конной, автомобильной и электромобгльн. й тягой. Электромобили заряжаются ртутными выпрямителями током, вырабатьшаемым на времен- ной электрич. станции, мощностью 150 kW, устроенной в том же здании. Станция снабжена в достаточной степени всеми необходимыми измерительными приборами, контрольными и регистрирующими, и имеет над-леясащим образом оборудованную лабораторию для анализа мусора. На фиг. 11 приведена характерная диаграмма работы станции г. Фюрта (с печами ;Ж Фиг. 106. системы Гумбольдт) в течение 11 лет ее существования; различными кривыми отмечены наиболее интересные данные, а именно: 1-часовая производительность печей в кг, 2-прибыль и убыток в % от общей доходности, 3 - испарительность, 4 - стоимость сжигания 1 m в коп., 5-расход энергии в kWh на 1 W сжигаемого мусора, в-расход добавочного топлива в % от всего сжигаемого мусора. Одним из последних достижений техники является пущенная в мае 1928 г. в эксплоатацию Кельнская установка на 550 т суточной производительности. Прибывающий мусор перерабатывается полностью без остатка; после сортировки и сжигания вырабатывается электрическая энергия, отпускаемая в городскую сеть, и выпускаются разные ценности-в виде напр. сырья для дальнейшей переработки (как то: металлич. лом, тряпки и пр.), или Строительных кирпичей, или брусчатки для мостовых. На фиг. 12 представлен схематический продольный разрез всех зданий городской Кельнской ![]() Фиг. и. мусоросжигательной установки, а также завода для изготовления брусчатки для мостовых из отсеянной мелочи. Пе1зечень отдельных частей в порядке производств приведен ниже, на самом чертеже. Станция обошлась в 9 200 ООО мар. Из 550 т мусора получается ежедневно 341 m (62%) крупного мусора, идущего на сжигание, 192,5 т (35%) мелкого отсева, идущего на изготовление брусчатки для мостовых, и 16,5 m (3%) различных ценностей. Ш.71аков после сжигания получается 119,35 т (21,7%) и пепла 20,46 т (3,72%). Часовая паропроиз- водительность котлов равна 16,8 m при давлении lAatm или 2 100 kWh электроэнергии (50 400 kWh в день), а в год 15 520 ООО kWli; из них отпускается в городскую сеть 9 млн.; на сумму 180 ООО мар., по 2 пф. за 1 kWhJ Продажа шлаковых изделий дает 2 146 400 мар., продажа ценностей 98 300 мар., осталь-i ные мелкие статьи дохода дают 4 050 мар., а всего в год получается доходов на 2 428 ООО мар. Расходы составляют: заработная пла- та-724 760 мар., амортизация-760411 мар., различный текущий ремонт-213 040 мар., прочие расходы по производству-730 589 мар., а всего 2 428 800 мар. Для постройки мусоросжигательных станций специальной комиссией при Постоянном бюро водопроводных и санитарно-технич. съездов выработаны основные положения, одобренные И Всес. съездом и опубликованные в его трудах. Лит.: Павловский А. К., 1-я городская му-соросжиг. станция в Петербурге, СПБ, 1906; Ш и ш-к и н 3. Н., Васильеостровская мусоросжиг. станция в Петербурге, Известия Пост, бюро веер, водонр. и сан.-технич. съездов , Москва, 1914, 5; Об устройстве новых мусоросжиг. станций, П., 1916; Бурче Ф. Я., Мусоросжиг. печи Петрограда и результаты их эксплоатации, Известия Пост, бюро веер, водопр. и сан.-технич. съездов , М., 1916, 5; О цлане реорганизации дела удаления и уничтожения твердых отбросов и уличных сметок от канализов. владений г. Москвы, доклад МГУ № 298, М., 1914; Бурче Ф. Я., Обезвреживание твердых отбросов сжиганием, Коммун, хоз. , М., 1922, 1-2; его же, Экономич. выгоды мусоросжигания, там же, М., 1924, 2-3; Левинсон Я. Б., Сжигание твердых отбросов, Л., 1922; Бурче Ф. Я., Организация мусоросжигания на городских станциях, Труды I (XIII) Всесоюзн. водопр. и сан.-технич. съезда , М., 1927, вьш. 2; е г о не е, Соврем, состояние мусоросжигания за границей и в СССР, Труды III Всес. теплотехнич. съезда , М., 1927, т. i), вьш. 2, стр. 185; его ж . Организация, и: экономика мусоросжигания, Труды II (XIV) Всесоюзного водопр. и сан.-технич. съезда в Харькове в 1927 г. ; его же. Основные положения по проектированию и устройству коммун, мусоросжиг. станций, там же; его ж е, О результатах годичной эксплоатации моек, мусоросжигат. станции, там же; Левинсон Я. Б., Основные положения по устройству деструкторов для сжигания твердых отбросов по владениям, там же; его же, Домовые мусоросжиг. печи, там же; Горбов В. А., Мусо-росншгапие в Москве, Гигиена и эпидемиология , М., 19 26, 9; Бурче Ф. Я., Анкета для обследования владений в связи с введением мусоросжигания, Труды 111 (XV) Всесоюзн. водопр. и сан.-технич. съе.зда в Ростове в 1929 г. ; е г о ж е. Отчет о работе Моск. мусоросжиг. станции за 1927-29 гг., там же; его же, Мусоросжигание, Сборник статей, Москва, 1929; Н а с h е, Die Miillverwertung u. Мiillverbren-nung, Kattowitz, 1927; Uhifelder, Mullrerbrennung.s-Anstalt in Frankfurt a/M., Lpz., 1906; К о e p p e г O., Die Entwicklung d. Mullverbrennung, Dresden, 1906; d e F 0 d 0 r E., Elektrizitat aus Kehricht, Budapest, 1911; Koschmieder H., Die Miillverwertung durcb Sclimelzung, Stadtereinigung , 1921; W о 1 1 e n-haupt P., Mullverbrennungsanlagen System Her-bertz , Mch., 1921; Udhe O., Die Mullverbrennung nach d. Kriege, Z. d VDI , 1927, 36; V a 1 a r H. H., Die Losung d. Kehrichtfrage im Kurort Davos, Davos, 1917; Die Verwertung v. Hausmiill, als zukdnftige Mulibeseitigung 1. mittlere u. grosse Stadte, В., 1927; Meyer J. E., Mulibeseitigung und Miillverwertung, Leipzig, 1915; T i e s i n g, Aus d. Literatur iiber d. Miillbeseitigung in u. nach dem Kriege, Ztrbl. f. d. gesamte Hygiene*, 1922, B. 2, H. 3-4; Klemm W., Literaturangaben Uber d. Verwertung d. stadtischen Abgan-ge, Gesundheitsingenieur , Mch 1924, H. 26; N a u-mann K., Schrift uber Mulibeseitigung, Strassenreinigung u. Tierkorperverwertung, Die Stadtereinigung*, Feudingen, i928, 5; L e f e u v r e G., Linci-neration industrielie des ordures menageres, Clialeur et Industrie , P., 1922, juin; В r 6 с h о t A., CoUecte, Transport, Traltement des ordures nienag6res, Pbfis, 1924; Bernard P., Les solutions modernes du probleme des ordures m6nageres, Paris, i926; В о n-n e t M. H., Question des ordures m6nageres, Rapport de ling(5nieur municipal de Toulon, Toulon, 1929; ![]() J[-Приемка мусора, г-Сортировка мусора. J-Котельная, служащая для сжигания мусора. Шлакоотделитель. 5-Помещение для хранения шлака, в-Завод для изготовления кирпичей. Г-Помещение для цементации кирпича. 5-Завод для изготовления брусчатки для .мостовых из отсеянной мелочи. О о о Is; t4 Фиг. 12. 7929358���33 Goodrich W. Е., Smell Destructors for Institutional a. Trade Refuse, L., 1904; Gesundlieitsingenieur , Mttncuen; Die Stadtereinigung , Feudingen; Ьа tech-ninue sanitalre et muiiicipale*, P;,ris; SurYeyor , Lon-d n; Engirieering News-Record , N. Y.; The American Gity , N. Y. Ф. Бур 48. МУСОРОСЖИГАТЕЛЬНЫЕ ПЕЧИ, см. Муорог.жигште. МУТАРОТАЦИЯ, му л ьтир отация,- явление, состоящеэ в том, что вращательная способность (см. Вращение плоскости поляризации) свежеприготовл* иных растворов нек-рых оптич ;ски активных веществ изменяется с теченшм времени (б. ч. по абсолютной величине, но иногда и по знаку). Особенно часто М. наблюдается в группе сахаристых вгщ'ств; ее показывают например все МОНОЗЫ, а также и те полисахариды, которые имеют активные альдегидные группы (например мальтоза, целлобиоза и др.). Явл' ни( это обусловливае тся превращением одной формы сахаристого веще ства в другую (до состояния равновесия); напр. обычная а-с1-глюкоза имеет уд. вращение 4-113°, но, будучи растворена в воде, она постепенно превращается в )8-с1-гл10козу с уд. враще-ни( м +19°, вследствие чего уд. вращение умшыпается до +52,5° (равновесию между обеими формами отвечает содержание в растворе 7з - ФоР^ы и %/3-формы). Для d-маннозы наблюдается даже изменение направл ния вращения: обычная /5 - d-манно-за обладает уд. вращением равным -16,5°; в водном раствор вращательная способность ее постепенно уменьшается, проходит через 0° и затем делается положительной; окончательное уд. вращение равно +14,2°, что соответствует равновесию с a-d-манно-йой, уд. вращение к-рой 30°. п. шорыгин. МУФЕЛЬ, особой формы коробка, открывающаяся с одной стороны и служащая для обжига в ней различных материалов при условии предохранения их от воздействия продуктов горения, а также и голого огня. Материалом для изготовления М. служат различные по составу огнеупорные массы, к-рые в готовом изделии должны быть достаточно огнеупорными, обладать высокой теплопроводностью, необходимой терм, устойчивостью, значительным механич. сопротивлением и являться достаточно плотными (не в ущерб термич. стойкости) для обеспечения наибольшей сопротивляемости химич. воздействиям. В зависилюсти от условий своего использования М. бывают весьма различных размеров и форм. Для удаления из обрабатываемых изделий паров воды и газов в М. делают небольшое отверстие, закрываемое пробкой после прекращения их выделения; в боковую стенку М. вделывается из огнеупорного материала короткая трубка Для наблюдения за ходом процесса нагревания изделий. Нагревание М. производится в особых печах с использованием твердого или газообразного (генераторный газ) топлива. В обоих случаях горячие продукты горения омывают внешнюю поверхность М. и, нагревая его стенки, передают свое тепло обжигаемому в М. материалу. Для М. небольшого размера используется иногда нагревание их электрич. током с применением обмотки М. из платиновой или хромоникелевой проволоки, слунгащей при этом метал- лич. сопротивлением. М. находят себе широкое применение в металлургии (получение ковкого чугуна, цементация стали, закалка металлов, дистилляция цинка и пр.), в про-мыитленностях-керамической (закрепление огнем красок на фарфоре, фаянсе и пр.), эмалировочной (эмалирование чугунных изделий), химической (производство ультрамарина и пр.). МУФТЫ, детали, служащие для соединения двух валов. М. разделяются на неподвижные, подвижные и фрикционные. На, фиг. 1 изображена простейшая глухая М.,. представляющая собой толстостенный полый цилиндр с выбранной внутри шпоночной канавкой; концы соединяемых валов заклиниваются в муфтах клиновыми шпонками; выступающие нарунсу концы шпонок для безопасности прикрываются металлическим кожухом. Средние размеры М.: Ь=(3+-4)б/; jD=1 ,8cZ + 20 мм. Недостатки этой М. следую- щие: неудобство сборки и разъединения валов, большая длина М. и внецентренный за-; жим, ведущий часто при валах разных диам.,1 ![]() Фиг. 1. Фиг. 2. К несовпадению их центров. Более совершенный тин-коническая затяжная М., изображен на фиг. 2; две половины муфты прижимаются к соединяемым валам, нагоняемыми на конич. наружные поверхности М. затяжньпии кольцами. Весь крутящий момент должен передаваться исключительно силой трения; шпонки ставят для большей надежности соединения. Принимая равномерное распределение давления по окружности вала, получим значение силы Р, с которой необходимо нагонять на М. затяжные кольца для передачи крутящего момента Ма, из ур-ия: tg(-2+е) где j -коэф-т трения вала о стенки М., а
![]() Фиг. 3. о - угол трения кольца о М. Принимая во внимание шероховатость поверхностей. /=0,2(пpeдпoлaгaя/i=0,2-0,25),e=ll°18 \=2° 52 (при конусности в 1:10), имеем: Р = 2,55 Размеры М. этого типа: L= (3,3-1-4)D = = (2,5--3,7)d (ббльшие значения коэф-тов- ![]() ![]() Фиг. 4. для малых d). К неудобствам этих М. относится значительное усилие, необходимое для натяжки колец, к-рая производится поэтому обычно уларами молотов, вследствие чего ![]() Фиг. 5. легко возможно повреждение валов и подшипников. На том же принципе основана часто применяющаяся М. системы Селлерса (фиг. 3), в к-рой два разрезных конуса а и б (одиц изображен на фиг. 3 отдельно) вжимаются тремя болтами в двухсторонюю конич. втулку в. Расчет нагрузки болтов Р ж. б. произведен по формуле (1); гайки болтов скрыты выступами М. Пользующаяся значительным распространением продольно-сьертная М, изображена на фиг. 4: она состоит из двух половин, стягиваемых болтами; момент передается исключительно трением; для расчета необходимой силы натя-ясения болтов можно воспользоваться ф-лой: d-n где Р-усилие одного болта, а п-число болтов на одной стороне муфты. Следующий, ![]() Фиг. 6. также весьма распространенный тип-дисковая М.-изображен на фиг. 5; крутящий момент передается здесь также трением между обеими половинами М.; натяжение Р каждого из п болтов, необходимое для по- лучения достаточной силы трения, определяется из ф-лы: ![]() Фиг. 7. где Dl-диам. по центрам бо.ятов. Полная длина муфты I; = 2,3d-f-(504-60) мм; длины 1 = 0,51у+4 мм, 1 = 0,51/-1 лш, а= \ мм., диам. втулки {\,2-\,b)d; зная диаметр болтов dl, мояшо определить D. = D+Zd, D = D2-b6,5di-b(6-10) мм. Толщину дисков делают равной (1,25-М ,5) dl, а ширину закраин - достаточной для закрытия головок болтов и гаек. Для правильности установки М. снабжена на поверхности разъема центрующим выступом. Обычно обе половины М. запрессовывают на слегка уменьшенные по диам. (на 1-2 мм) концы валов и загоняют шпонки, после чего торцовые поверхности обтачивают начисто на центрах вала. Недостатком этих М. является их трудно поддающееся разборке соединение с концами валов, т. ч. все насаяиваемые на вал шкивы, зубчатые колеса и пр. д. б. свертнымп; по этой же причине при этих М. невозлюжно применение шарико-иодшипников. П сдвижные муфгы. На фиг. 6 изображена снабженная кулаками уравнительная, иди расши-р и т е л ь н а я, М., которая применяется прп длинных трансмиссионньгх: валах или при валах, укрепленных на подверженных значительным колебаниям темп-ры подставках, с целью выравнивания °-ных удлинений валов и станин. Для центрирования валов внутри М. поставлено кольцо, пригнанное квнутрепнрй поверхности кулаков обеих ![]() Фиг. 8. ![]() Фиг. 9. половин М. в тех случаях, когда желательно смягчать толчки и удары при передаче движения от одного вала к другому, между ними располагают упругие, или эластичные, муфты. Типичные представители этого рода М. изображены на фиг. 7-10; в первой муфте упругим звеном являются кожаные пакеты или резиновые бруски, во второй- кожаные сережки а, а, в третьей-бесконеч- ный ремень, обвивающий кулаки обеих половин М., в четвертой-прокладки из дерева, кожи, резины. В тяжелом машиностроении применяются спепиальные эластич. М позволяющие передавать значительные крутящие моменты; примеры М. см. Гидравлические двигатели. В тех случаях, когда игра, вызываемая применением эластичных промежуточных звеньев, пенселательна, а валы тем не менее должны иметь нек-рую степень свободы установки, применяют карданные М., или М. Гука (теорию см. Гука шарнир). Выполнение М. Гука для трансмис- ![]() gjassssssssjsssss Фиг. 10. сий показано на фиг. 11: на концах валов сидят крестовины u4 и Б с цапфами, соединенные свертным кольцом В. Широкое распространение М. Гука получили в автомобилестроении (см. Карданные валы) и станкостроении; в последнем применяют М. Гука упрощенного типа (фиг. 12)-т.н. шаровые шарниры. В тех случаях когда валы помимо свободы углового смещения их осей ![]() Фиг. 11. должны обладать известной свободой аксиальных перемещений, применяют подвижные М. типа, изображенного на фиг. 13; основная трудность состоит в придании зубцам а такой формы, чтобы они при отклонении осей валов от одной прямой плотно прилегали по всей окружности к граням впадин в другой по-.товине М. В тяжелом машиностроении этот тип муфты получил в последнее время довольно широкое распространение,в форме двойной зубчатой муфты (фиг. 14); внутренная полость муфты наполняется маслом для смазки зубцов. В случае необходимости быстро разобщать и снова соединять валы применяют сцепные М.-кулачковые и фрикционные. Первые позволяют на ходу производить лишь ![]() фиг. 12. разобщение валов (выключение М.), включению же препятствует получающийся при этом удар, ведущий если не к поломке М. или части трансмиссии, то во всяком случае к их ![]() фиг. 13. быстрой норче. Типичная сценная М. для передачи движения всегда в одном нанравле-нии изображена на фиг. 15; одна половина муфты А насажена вглухую на конец вала а, тогда как вторая половина В может перемещаться на шпонке по валу б при посредстве кольца в, соединенного с вилкой г переводного рьгаага. Иногда в сцепные муфты вводят упругие звенья для достижения возможности включения их во время хода (обычно тихого) валов; большого распространения однако такого рода муфты не получили. Чтобы возможно было включать валы на полном хОду без сильных толчков,необходимо, чтобы бывший неподвижным вал получа? ускоренное вращение, пока его угловая скорость не сравняется со скоростью ведущего вала; это условие делает обязательным постепенно уменьшающееся проскальзывание обеих половин М. в момент включения, что является возможным лишь при условии отсутствия между ними постоянных элементов сцепления, к-рое м. б. осуществлено напр. при посредстве сил трения или электромагнитной индукции. Этим условиям удовлетворяют т.н. фрикционные М., или М. трения. Рассмотрим процесс включения фрикционных М. Обозначим через U-окружное уси- ![]() Фиг. 14. ![]() ![]() Фиг. 15. .яие в кг на радиусе г в ж (фиг. 16), е-угловое ускорение включаемого вала и I-момент инерции включаемого вала и связанных с ним масс. Полагая силу трения цР постоянной (фиг. 17, А), имеем: = = Const, Т. е. угловое ускорение при этом предположении постоянно (фиг. 17, Б). Угловая 1 ... 42 43 44 45 46 47 48 49 |
© 2007 SALROS.RU
ПромСтройМат |