Главная » Промиздания » Сырые материалы

1 ... 37 38 39 40 41 42 43 ... 49

R-библиотека, Т-гравюры и рисунки. По Магнусу, д1я зал с верхним светом ширина потолочных окон должна равняться

товые стекла. Для рассеивания солнечньгх лучей стекла верхних переплетов-рифленые; при простых стеклах лучи солнца мо-



Фиг. 13.

ширины зала, а высота стен зала-ширины его. Высота развески предметов на стенах принимается равной 1,25-4,70 м, считая от пола. Инж. Тпде рекомендует длину больших зал делать 16,60 Л1, ширину- 9,10 и высоту-7,85 м. Картины в Берлинском М. висят на высоте от 0,84 до 4,70 м (считая от пола), В повейпшх постройках потолочное отверстие относится к плошади по-


Метры Фиг. 14.

л а как или Vs- В Лондонской национальной галлерее верхние фонари имеют форму усеченной пирамиды, причем верх ее покрыт крышей, а бока застеклены. Фонари имеют два оконных переплета; третий переплет расположен в плоскости потолка и имеет ма-

гут сильно повысить темп-ру зала. В старых М. с остеклением простыми стеклами приделываются специальные форточьси для проветривания. В странах с большими снегопадами устраиваются дорожки для сметания снега с верхней части фонарей. Окна зал с боковым светом начинаются на 2 jn от пола и доходят до потолка. Отношение световой площади к плошади пола и в данном случае равно 7з или V2- Залы имеют высоту и глубину в 5-6 м. Наибольшая высота внутренних дверей принимается в 2,5 Л1. В южных странах с большой силой света коэф. освещаемости зал соответственно изменяется (Каирский М.). Для увеличения площади стен в залах ставятся перпендикулярно к продольным освещенным стенам невысокие щиты или располагают передвижные стены, даюшие возможность изменять объемы отдельных зал в случаях изменения экспозиции. Для искусственного освещения электрич. светом применяются софитные, скрытые в карнизах потолка лампы, или же источник света устанавливается за матовым стеклом потолка. Полы музейных зал-обыкновенно паркетные. Для некоторых зал со скульптурой применяется для полов мрамор или мозаика. Стены оштукатуриваются и окрашиваются в специальные цвета или затягиваются материей. Отделы гравюры, рисунков и других мелких предметов экспозиции снабжаются подсобными комнатами для научных занятий. М. для ремесел и прикладных искусств возникли из опыта Лондонской выставки 1852 г., после к-рой были построены: в Лондоне (1891 г.) Кенсингтонский М. (фиг. 11), в Парггже М. Conservatoire (фпг. 12), а в Берлине Knnstgewerbe Museum (фиг. 13 А, Б). М. прикладных искусств были вызваны требованиями художественно-индустриальнот о образования для фабричного производства. Обыкновенно при такого рода М. устраива-



ют школы прикладного искусства. Кенсинг-тонский музей, занимая огромную плошадь,


биологии, ботаники и зоологии. При этих музеях устраиваются специальные кладовые, научные кабинеты, аудиторные залы и препарационные комнаты для скелетов. Экспонаты скелетов крупных животных выставляются в залах с верхним светом. В больших залах с верхним светом при высоте стен в 20 и более иг устраивается несколько ярусов балконов [музеи в Гамбурге (фиг. 14), Париже (фиг. 15 А, Б), Ленинграде]. Высота зал малых этажей, примыкающих к крупным, колеблется от 4 до 7 ж. Площадь больших зал доходит до 2 800 при длине 70 н


Фиг. 15.

имеет сплошную застройку большими залами (с верхним светом) высотой до 20 ж, че-

ширине 40 м [Берлинский музей Natiirkunde (фиг. 16) и Британский музей Naturel His-


ре дующуюся рехэтажными сами малых зал. Такая система дает возможность экспонировать весьма крупные предметы наряду с мелкими экспонатами. Музеи естественно-исторические и этногра-фические составились из государственных этнографических, минералогич. и коллекций редкостей (кунсткамеры). Естественно-исторттаеские музеи ключают следующие отделы: минералогии.

tory (фиг. 17)]. Второстепенные залы имеют площадь от 200 до 250 м^. Современные требования индустриально-технического o6j)a-зования выдвинули идею нового типа М., образчиком к-рого является вновь выстроенный М. в Мюнхене- Deiitsches Museum (см. Технические музеи). К М. специального Фиг. 16. назначения относятся:

у нас-музей Ленина, Льва Толстого, Музей Революции, Красной армии и флота; в



Англии-Музей колоний, во Франции-Музей религии, Торговый музей и т. д. Каждый из них имеет свою собственную программу и специальное здание. В Швейцарии при здании Лиги Наций запроектирован, но не осуществлен еще Музей мировой истории

орудия для получения музыкальных звуков. Крупное полу фабричное и фабрично-заводское производство М. и. началось в Европе в котике 18 в. и в настоящее время обнимает во всех культурных странах следующие категории М. и.: 1) щипковые, 2) смычко-


в виде группы зданий с лекционными залами, библиотеками и другими учреждениями. Проблема нового социалистич. М. заключается в том, чтобы, объединяя в одном здании большие коллекции, М. по своей планировке делился на секции, к-рые могли бы изучаться экскурсантами. Такой способ планировки даст возможность не переутомляться от осмотра М. крупной величины. При М. должны быть лекционные залы, библиотеки, выставочные залы, которые м. б. открыты по вечерам. Специальные помещения для подготовки экскурсантов к осмотру должны помещаться при главном входе в М. Должны быть также устроены специальные комнаты для кратковременного отдыха. Система зал-кабинетов д. б, сконструирована с расчетом их легкой перегруппировки при помощи движущихся переборок. Комнаты для научных занятий могут располагаться частью в цокольном этаже, частью при соответствующих отделах. При помощи системы лифтов и специальной конструкции освещения музейные здания м, б, многоэтажными. Все эти новые данные создадут новый тип музейного здания, проблема к-рого разрешится в ближайшем будущем.

Лит.: Wagner H.U. Wagner Н., Oebaude f. Erziehung, Wissenschaft u. Kunst, Handb. d. Archi-tektur, hrsg. v. E. Schmidt, T. 4, Halbband 6, H. 4, 2 Aun., Lpz., 1906; Das Deutsche Museum, Geschichte, Aufgaben, Ziele, hrsg. v. C. Matschoss, 2 Aufl., Mch., 1926; Baedekers Deutschland in einem Band, 4 Aufl., Lpz., 1925; Fuhrer durch das Markisclie Museum, hrsg. V. der Leitung, 14 Aufl., В., 1921; Katalog d. Staat-lichen Gemalde-Galleric zu Dresden, kleine Ausgabe, Dresden, 1927; Kunsthalle zu Hamburg, Katalog d. alien Meistern, 2 Aufl., Hamburg, 1921; Das Kaiser briedrich-Muscum, 8 Aufl., В.-Lpz., 1926; Musee du Louvre, P.; The British Museum, L. A. Щусев.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, естественные или искусственно созданные

вые, 3) клавишные, 4) духовые, 5) ударные,. 6) сложные автоматические и 7) звуковоспроизводящие и электрические.

Технология М. и. еще не достигла уровня других точных строительных наук; если при производстве духовых М. и. можно еще говорить о возможности более или менее точного предварительного расчета конструкции инструмента, то про М. и., в состав которых входят резонаторы, сделанные из дерева, сказать этого нельзя. Музыкальному мастеру строящему инструменты сдеревянпыми резонаторами, приходится считаться с отсутствием гомогенности материала и крайним разнообразием качеств применяемых для резонирующих частей М. и. древесных пород, что и лишает его возможности производить точные предварительные расчеты. Поэтому мастер струнных М. и. кроме технич. познаний и общего знакомства с обработкой дерева должен обладать хорошим тембровым музыкальным слухом и искусством подбора дерева надлежащего качества, сообразуясь с к-рым и конструировать тот или другой М. и. Поэтому же конструкция хорошо звучащих струнных М. и. с деревянными резонаторами возможна лишь строго индивидуальным путем. Современное массовое фабричное производство названного вида инструментов, как показывает действительность, дает в огромном большинстве случаев продукцию посредственного звукового качества, даже при подборе хороших сортов дерева и безукоризненной его машинной обработке. Только при фабричном производстве сложных клавишных и автоматич. инструментов, где механизация обработки материала коснулась гл. обр. корпусов и деталей механизма и где самая существенная акустич. часть инструмента-резонансная дека-в значительной степени изготовляется и подбирается вручную опьггными мастерами-специалистами, удалось добиться большей однородности продукции и поднять ее акустические качества на сравнительно большую высоту.



Материалы, употребляемые для М. и. Главным материалом, к-рый употребляется нри построении струнных и деревянных духовых М. и., является дерево разных пород. В зависимости от выполнения тех или иных функций в инструменте все применяемые для этой цели породы дерева можно разделить на основные, акустические и отделочные.

а) Основные (построечные) породы идут на выделку корпусов М. и., поддерживающих их звучащие тела, и на игровые механич. части. Сюда относятся: сосна (Pi-nus silvestris)-идет на выделку корпусов всех клавишных, автоматических и нек-рых других М. и.; ель (Picea excelsa)-применяется для выделки клавиатур и некоторых мелких частей механггзмов и инструментов (напр. обручиков в скрипках); кедр (Ccd-rus Libani)-идет на изготовление крышек роялей; явор (Acer pseudoplatanus)-употребляется на постройку корпусов многих струнных и деревянных духовых М. и., на колковые доски клавишных инструментов; береза (Betula alba)-идет для той же це-ли,что и явор,хотя и в меньшей степени;кроме того-на вьщелку ножек роялей и других инструментов; груша (Pirus communis)- идет на выделку мелких частей игровых механизмов и принадлежностей (колки, подгрифки и пр.), а также на изготовление корпусов деревянных духовых инструментов; бук (Fagus sllvatica)-применяется для колковых досок клавишных инструментов, крупных и мелких частей игровых механизмов, а также для выделки корпусов деревянных духовых инструментов; дуб (Qucrcus pedunculata)-идет на основные рамы крупных инструментов и вообще на те части, к-рые должны выдерживать большие напряжения ; ольха (Alnus glutinosa) - в виду мягкости, легкости и малой прочности идет на менее ответственные части механизмов и корпусов, где не возникает особых внутренних напряжений, а также на выделку корпусов гармоник; липа (Tilia parvifolia) - применяется в аналогичных случаях, как и ольха; она также применяется для выделки клавиатур фортепиано; красное дерево (Swietenia mahagonl)-идет на постройку наиболее ответственных точных частей игровых механизмов, а также и корпусов инструментов, употребляющихся в тропич. странах, где требуется особая устойчивость по отношению к климатич. влияниям и отсутствие деформаций; орех (Juglans ге-gia)-употребляется на постройку корпусов мелких струнных инструментов и на вьщелку мелких принадлежностей; граб (Carpl-nus betulus)-идет на выделку мелких точных частей игровых механизмов, несущих ответственную работу; черное дерево (Diospyros ebenus)-употребляется на выделку черных клавиш клавишных инструментов, на выделку корпусов деревянных духовых инструментов, а также на вьщелку грифов и других принадлежностей смычковых и вообще струнных М. и.; грекадильное дерево (Вгуа ebenus)-идет на выделку корпусов многих деревянных инструментов; кокосовое дерево( Inga vera)-употребляется для той же цели; ф е р-намбуковое дерево (Caesalpiniaechi-

nata)-вследствие своей выдающейся упругости употребляется для выделки тростей для смычков,

б) Акустические породы употребляются для изготовления звучащих тел и частей, усиливающих звук (резонаторов). Сюда относятся: ель, выросшая в особенно спокойных условиях дремучих северных или горных лесов и получившая вследствие правильного пропесса роста в этих условиях равномерную прямослойную структуру; такая ель является наиболее пригодным материалом для изготовления резонансных дек всех современных струнных инструментов; кроме того она иногда применяется для изготовления звучаших брусков ксилофонов; пихта (Abies sibirica), выросшая в подобных же условиях и получившая прямослойную равномерную структуру; она также употребляется для изготовления резонансных дек, хотя значительно реже, чем ель; клен применяется для изготовления звучащих брусков ксилофонов, кастаньет, трещоток и тому подобных мелких ударных инструментов; кроме того он является одним из наиболее подходящих материалов для подставок (кобылок) во всех струнных инструментах, к-рые передают колебательную энергию струн резонаторам; бук, ч е р-н о е, к о к о с о в о е, ф е р и а м б у к о в о е, кедровое и бразильское дерево (Caesalpinia baahamaensis) служат материалом для звучаших тел разных мелких ударных инструментов.

в) Отделочные породы употребляют для наружной отделки М. и. с целью придания им красивого вида или защиты их от внешних климатических влияний. Сюда относятся разнообразные цветные, б. ч. экзотические, породы: клен птичий глаз , серебристый клен, карельская береза, груша, черное дерево, якаранда (палисандр), красное дерево, орех, паду к (сандальное дерево), тополь, розовое дерево, атласное дерево, чинар и многие другие. Все эти породы применяются обыкновенно в виде тонкой фанеры, которой оклеиваются гладкие поверхности музыкальных инструментов.

Все употребляемые при построении М. и. сорта дерева д. б. основательно высушены не менее 3 лет во избежание последующих деформаций, приводящих инструмент в негодность. В настоящее время, вместо длительной естественной сушки и выдержки дерева, последнее часто подвергают ускоренной искусственной сушке, что является экономически выгодным, уменьшая влагаемый в производство капитал в форме больших по нескольку лет лежащих запасов дерева. Следует однако заметить, что искусственно высушенное дерево несколько уступает по механическим и в особенности по акустическим свойствам высушенному естественным способом, вследствие 4его естественный способ сушки предпочтительнее применяется лучшими ф-ками и мастерами М. и.

Значительное применение в М. и. находят также металлы. Сталь применяется в форме струн во многих щипковых струнных и во всех клавишных струнных инструментах (фортепиано, автопиано, оркестрионы и пр.), а равно для выделки звуковых язычков в



гармониках; железо-для колков, штифтов, шурупов и других мелких частей в тех же инструментах; чугун-для отливки цельных рам фортепиано; латунь-для шурупов, штифтов, клапанов и других мелких частей механизмов сложных клавишных и других инструментов; в форме листов-для изготовления планок, на которые наклёпываются звуковые язычки в ручных гармониках; в форме проволоки-для выработки механики в тех же гармониках; медь-в форме проволоки разных диаметров для обвивки струн низких регистров (с этой целью иногда применяется серебро и алюминий; последний вследствие своего малого уд, в. дает худшие акустические результаты). Особое значение имеют латунь, томпак и нейзильбер для постройки корпусов амбушюрных духовых инструментов, а также корпусов нек-рых других духовых и ударных инструментов. Наконец широкое применение находят металлы для изготовления звучапшх тел многих самозвучных ударных инструментов (металлофонов, гонгов, колоколов и др,), а также и для звуковых язычков органов, гармоник и тому подобных инструментов. Кроме дерева и металлов довольно широкое применение при построении М. и. находят кожа и мягкие материи (в целях уничтожения нежелательных стуков и шумов при функциони-рованпн механизмов), конский волос (для смычков), кишки животных и шелк (для выделки струн), слоновая кость и имитиру-юшие ее материалы, перламутр, черепаха (для облицовки клавиш и наружной отделки), кожи животных (для натяжки в качестве звучащих тел в барабанах и тому подобных аппаратах); для воздушных мехов- прорезиненные материи (для автоматич. инструментов); картон-для производства мехов в ручных гармониках, ситец и клеенка- для оклеивания последних и пр. Для наружной отделки М. и. и предохранения их от атмосферных влияний употребляются различные лаки (см.) и политуры, а также красящие вещества. Качество лака особенно важно для смычковых М. и. В этом последнем случае лак д. б. мягким и эластичным, иначе звук инструментов приобретет характер сухости или далее резкости, хотя бы инструменты и были построены правильно в акустическом отношении.

Обычным способом неподвижного скрепления частей корпусов М. и., делаемых из дерева, является склеивание хорошим столярным или рыбьим клеем; скрепление винтами и шурупами применяется гл. обр. в более крупных и сложных М. и. (клавишные, автоматические и т. п.); глухое соединение частей в металлич. М. и. совершается обыкновенно посредством спаивания.

М. и. должен удовлетворять следующим техническим условиям: 1) он д. б. прочньпм и выносливым; поскольку мы рассчитываем на его долговечность и надежность действия, он д. б. построен таким обр., чтобы его корпус с избытком выдерживал возникаюище в нем при игре и вне ее напряжения. В этом отношении М. и. должен быть построен с соблюдением правил строительной механики; 2) он д. б. удобен в обращении, в частности иметь игровые органы такой величины и формы.

чтобы игра на них соответствовала анатомо-физиологич. данньпл; 3) он не должен издавать при игре никаких посторонних звуков, мешающих впечатлению от звуков его зву-чатцих тел; его механизм должен функционировать совершенно бесшумно; 4) наконец по своему акустич. устройству М. и. должен допускать возможность максимального использования его звуковых данных.

Клавишные М. и. Важнейшим и наиболее распространенным в настоящее время во всех цивилизованных странах клавишным инструментом является ф о р т е п и ан о; его струны приводятся в звучание ударами молотков, последние же приводятся в движение посредством клавишного механизма. В настоящее время строятся два типа фортепиано: горизонтальный-рояль и вертикальный-пианино. Важнейшими частями фортепиано являются: а) корпус с внутренней системой прочных перекладин и наружной облицовкой; б) резонансная дека с ребрами на нижней стороне и штегом (кобылкой) па верхней; в) чугунная литая рама, принимающая на себя всю сумму натяжений струп; г) струны, делаемые из литой стали и частично обвитые в басовых регистрах медной или железной проволокой; д) механика, назначение которой состоит в передаче воздействия пианиста на клавиши ударяющим по струнам молотком и е) педали- ножные рычаги, управляющие силой, продолжительностью и окраской (тембром) звука. Постройка рояля или пианино начинается с проектирования и вычерчивания в натуральную величину т. наз. мензуры инструмента. Для этого начинают с основной прямой линии, идущей поперек всего инструмента,-линии удара молотков. От последней откладывают в обе стороны вычисленные для данного типа и размера инструмента длины струн, получая две кривые линии, соответствующие расположению штегов на резонансной деке и линии аграфов (см. далее). Обыкновенно расстояние от лпнии молотков до линии аграфов берут в V?- V9 величины расстояний до линии пггегов (разные фабрики придерживаются разных отношений). Полученный чертеж, на к-ром предусматриваются продольные полосы для будущих перекладин чугунной рамы, служит для расчета точной величины корпуса и всех главных частей инструмента (фиг. 1, где а-линия удара молотков, b-линия аграфов, с-каподастр, d-дискантовый штег, е - басовый штег и / - колковая доска). При вычислении длины струн за основу берут длину струны С* самого высокого тона (4 224 колебания в ск.), 1=5,2 см и от нее получают длины струн всех нижних октав, умножая I последовательно на коэфициент к, величина которого в инструментах разных величин колеблется от 1,946 (концертные рояли) до 1,75 (малые рояли и пианино). Длины струн промежуточных высот находят путем интерполяции. Употребляя струны разных толщин: от 0,775 до 1,125 мм (более тонкие для высших тонов), уравнивают силу натяжения струн по всему диапазону инструмента. Для правильного расчета мензуры инструментов, равномерного натяжения струн и нахождения их толщин америк.



мастером Венцель-Шмидтом (Иыо Иорк) сконструирован в 1913 г. особый аппарат, позволяющий легко, быстро и точно находить требуемые величины. Определив длины передних и задних незвучащих отрезков


Фиг. 1.

струн (у колков и за штегами), находят точные очер1ания рамы и корпуса инструмента, по которым изготовляют ряд шаблонов, необходимых в последующем массовом производстве частей для данной модели инструмента. Основой корпуса фортепиано является систе.ма прочных деревянных перекладин и распорок (Spreizen), определяющих прочность инструмента. В инструментах прежних кот!струкций распорки располагали большей частью накрест, в клетку: в инструментах новейших моделей находят более правильным и механически целесообразным делать лучеобразное расположение перекладин. Снаружи по контуру рама корпуса оклеивается досками, составляющими боковые стенки инструмента. При изготовлении боков роя.1я, имеющих изогнутую форму, их либо склеивают из нескольких частей, соединяемых в шип (старые конструкции), лпбо по новому америк. методу делают цельно-выгнутыми из 6-8 слоев тонких кленовых досок, предварительно распариваемых до мягкости. Такой цель-ногнутый, высушенный паром в особых формах, обод корпуса рояля, помимо гролтадной прочности, обнаруживает и лучшие акустические качества по сравнению с корпусами составной конструкции. В готовый корпус инструмента вклеивается резонансная дека, которая изготовляется из особо прямослойного елового дерева равномерной структуры (фиг. 2, где а-дискантовый штег, b-басовый штег, с-ребра, рип-пы). Толщина ее колеблется обычно от 9 мм


Фиг. 2.

(в басу) до 11 мм (в дисканту); в басовой части подбирают более широкослойное, а в дискантовой-более мелкослойное дерево. Направление древесных волокон деки в современных инструментах подбирают приблизительно параллельно основному направлению штегов. На верхней стороне деки приклеиваются (и дополнительно привинчиваются шурупами) штеги: один длинный для среднего и верхнего регистров (гладкие струны) и другой короткий для басовых обвитых струн. Штеги делаются из клена, имеют призматич. сечение и несут на верхней поверхности два ряда косо вбитых штифтов, меледу которыми проходят, слегка изгибаясь, струны. На нижней поверхности деки наклеиваются на расстоянии 15-18 см друг от друга еловые ребра (Rippen) полуцилиндрического сечения перпендикулярно направлению н1тегов и волокон дерева деки. Назначение ребер-повышение мехапичес-* кой прочности деки, сообщение ей добавочного напряжения (для этого ребра делаются несколько изогнутыми до наклейки), главное же-лишение деки возможности колебаться в поперечном направлении, что, как показала практика, обычно ухудптает качество звука инструмента. Готовая дека тщательно просушивается и многократно лакируется для предохранения от климатич. влияний. Сверху резонансной деки, вклеенной в корпус, к нему привинчивается чугунная рама. Модели этой рамы, делаемой из дерева специалистом-модельщиком, дается размер в 1,02 раза более нужной окончательной величины, принимая во внимание усадку при формовке, просушке формы и отливке. Чугун, употребляемый для отливки рам, должен быть мелкозернистый, со значительной вязкостью. Следы S и Р ухудшают качество отливки и -.

делают ее хрупкой 1®1 и малопрочной. Го- J товая рама очища- ется, шпаклюется, Э шлифуется, многократно лакируется

и бронзируется. Затем она привинчивается к корпусу, в нее в передней части подгоняется колковая доска (Wirbelbank) с высверленными в ней отверстиями для колков, и ввинчиваются аграфы, а на заднем ободе рамы вбиваются колышки (Anhange-stifte) для зацепления струн, после чего натягиваются струны. Колковая доска склеивается из нескольких слоев тщательно высушенного клена или бука слоями накрест и скрепляется с рамой и корпусом инструмента. В высверленные (без употребления масла) каналы забиваются натертые канифолью железные колки, на которые ключом навертываются струны до надлежащей степени натяжения. Спереди струны проходят с некоторым перегибом через отверстия аграфов-винтов с особыми дырчатыми головками (фиг. 3) или (чаще в дискантовой части) под ребром отлитой вместе с рамой поперечной массивной балки - каподастра. Общая сила натяжения всех струн современного рояля доходит до 18-20 тысяч кг. Струны фортепиано делаются из лучшей литой стали; при испытании на разрыв они


Фиг. 3.

99029�



должны выдерживать усилие до 220 кг/мм. Для увеличенпя массы низких басовых струн без чрезмерного уменьшения их гибкости обычные струны диам, 0,95-1,30 мм


Фпг. 4.

обвивают на особых машинах мягкой железной или медной проволокой.

В передней части корпуса рояля или пианино помеп;ается молоточковая механика с клавиатурой, назначение которой состоит в том, чтобы ударами по струнам возбуждат1> их к звучанию, Сушествуюшее множество разнообразных систем рояльных и пианин-ных механик можно разбить на два главные типа: механики с простой репетицией и механики с двойной репетицией. Первые, к числу к-рых можно отнести т, н, английскую механику рояля (фиг. 4) и большинство современных механич. пианино (фиг.5), более просты по конструкции и выработке, но зато обладают меньшей подвижностью и чувствительностью к повторению ударов. Принцип их устройства и действия состоит в том, что задний конец клавиши или промежуточный рычаг - пел от b - посред-C1B0.vi сидящего на нем толкача-шпиле-р а с-подталкивает основание молоточка е, головка последнего / ударяет по струне S и возбуждает ео к звучанию. В момент достижения молотком струны, шпи-лер,встречаясь с головкой освободителя d, выходит из под основания молоточка; последний отпадает от струны и задерживается особым захватом - ф е н г ером д. У молотка пианино для этой цели имеется особый , отросток h. Для заглушения колебаний струны после того, как клавиша отпущена, применяют глушители - демпферы г. Me хани-стойках а. Механика с двойной репетицией, которая преимущественно употребляется в лучпшх современных инструментах, чувствительнее, подвижнее и допускает повторение быстро следующих друг за другом ударов на одной клавише, без необходимости каждый раз возвращения ее в состояние покоя. Суще-


Фиг. 5.

ка укрепляется на

ственным отличием такой механики (фиг, 6> от английской мехянич^и является наличность особого репетиционного рычага /с, к-рый поддерживается особой пружиной I, натяжение которой регулируется винтом т; репетиционный рычаг принимает на себя тяжесть отпавшего после освобождения молотка / через укрепленный на стержне последнего ролик п. Особый ограничительный винт о регулирует положение рычага к, а вместе с тем и легкость игры на инструменте. Остальные буквы на фиг. 6 имеют то же значение, что и на фиг. 4 и 5. Современные механики обыкновенно вырабатываются на специальных фабриках, снабженных автоматами для выделки их мелких частей. Все деревянные части делаются из л^пшх сортов тщательно выдержанного дерева (клен, бук, граб, красное дерево, груша); в местах наибольшего трения они полируются и натираются графитом, а во всех лшстах, где могут возникать посторонние стуки или шумы, снабжаются мягкой матерчатой или кожаной оклейкой.


Фиг. 6.

Новейшие механики снабжаются обычно разными регулировочными приспособлениями. Особое значение имеет оклейка головок молотков специальным высокосортным упругим войлоком (Filz); от его качества зависит качество звука инструмента. Выступающая вперед и служащая для игры на инструменте клавиатура выдельшается обьгано в виде целого деревянного блока и после подготовки всех отверстий и точной разметки распиливается на отдельные клавиши. Нижние, широкие, клавиши оклеиваются пластинками слоновой кости или имитирующего ее материала; на верхние, узкие, клавиши наклеиваются брусочки из черного дерева. К механике имеет отношение также система глушителей (демпферов), назначение к-рых заглушать колебания струн после освобождения клавиши от нажатия. Особый механизм, который соединен с правой педалью, моясет поднимать разом всю систему демпферов, усиливая звучность инструмента. Другая педаль-левая-при нажатии сдвигает у рояля всю раму с клавиатурой и механикой несколько вправо, так что молоток бьет не по всем струнам одного тона сразу; от этого сила звука уменьшается при некотором изменении его тембра. Левая педаль пианино действует иначе, приближая молотки наполовину к струнам; от этого их размах делается меньше, и сила удара уменьшается.

Готовый инструмент облицовывается цветной фанерой и тщательно полируется до зеркального блеска; для чернополированных



инструментов употребляется прокрашенная в массе нигрозином грушевая фанера. Рояль ставится обычно на три точеных или резных ножки, снабжается резной лирой для педалей, верхними крышкалга и резным пюпитром для нот. Пианино снабжается крышками (иногда металлич. подсвечниками и ручками) и подставочкой под клапаном для постановки нот. Готовый инструмент подвергается настройке и особой операции для уравнивания качеств звука ( интонирование ); последняя требует от мастера чрезвычайно тонко развитого тембрового слуха.

Довоенное потребление роялей и пианино в России доходило до 15 500-10 ООО штук в год (из них до 8 ООО шт. производилось на русских фабриках, а остальные ввозились из-за границы). Война и революция оборвали производство этих инстпументов, и в период с 1918 до 1922 г. в СССР его вовсе не было. С 1923 года оно восстановлено и ныне сосредоточено на Ленинградской фабрике Красный Октябрь (б. Беккер), которая выпустила в 1930 г. до 2 400 инструментов, выделывая также механики и клавиатуры, раньше обыкновенно получавшиеся готовыми из Германии и Франции.

Автопиапо. В конце 19 в. неутомимая изобретательская мысль о замене труда пианиста при исполнении музыки работой машины нашла удачные конструкции специальных аппаратов для механической игры на фортепиано. Аппараты эти, известные под разными названиями (пианола, фонола и пр.), делавшиеся вначале приставными к клавиатуре любого рояля или пианино, в настоящее время обычно встраиваются внутрь корпуса рояля или пианино, совершенно не изменяя его внешнего вида, акустических качеств и обычных способов игры на инструменте. Являясь добавочными игровьши механизмами, они в любой момент м. б. включены в действие посредством самых несложных манипуляций. В своей основе этп аппараты представляют пневматические механизмы, действующие благодаря разрежению воздуха в особом эксгаустере, состоящем из системы высасывающих мехов, приводимых в движение ножным или мотор-ньпл приводом. Особая система пневматич. реле управляет действием игровых мехов, приводящих в движение молоточковую механику и другие органы фортепиано. Устройство и действие такого реле представлено на фиг. 7, где: а-трубка, ведущая от игровой рейки, &-первая мембрана, с-пор-вый клапан, d-промежуточный канал, е- вторая мембрана, /-второй клапан, д-канал к игровому меху, h-игровой мех. Попадающий в канал а через отверстия в нотной ленте во.здух приводит в действие реле (фиг. 7, В), в к-ром пространства над мембранами бис сообщаются с всасываюпщми мехами, причем игровой мех h, сокращаясь, совершает механическую работу опускания клавиши. Отсасывающее отверстие г служит для приведения реле в состояние покоя (фиг. 7, А) при прекращении доступа воздуха в трубку а. Приведение в действие игровых мехов управляется особыми механическими нотами, представляющими собою ленту из прочной бумаги с пробитыми в ней

отверстиями, которые соответствуют нотам исгюлняемого произведения; при действии инструмента нотная лента, приводимая в движение особым пневматическим мотором, скользит по игровой рейке, закрывая и открывая своими отверсшями каналы рейки, ведущие к трубкам, соединенные с пневматическим реле инструмента. Особые вспомогательные рычаги, соединенные с кланана-ми, регулируют силу звука, скорость исполнения, а также и другие оттенки исполняемых пьес. Специальную категорию автопиано представляют пиано-репродукторы, предназначенные для точного воспроизведения живой игры пианистов и композиторов. Являясь вполне автоматическими, во всех своих игровых действиях самоуправляющимися от механических нот инструментами, пиано-репродукторы требуют специально изготовленных нот, представляющих снятые посредством электрических записывающих аппаратов точные копии игры пианистов. Основная схема автопиано с ножным приводом представлена на фиг. 8, где


Фиг. 7.

1-корпус пианино, 2-клавиатурная рама, 3 - консоли, 4 - клавиша, 5- резонансная дека, 6 - мстоточковая механика, 7 - высасывающий мех, 8-главный воздуптный резервуар, 9-педаль для высасывания воздуха, 10 - промежуточный регулятор, 11 - виндладаи механизм пневматического реле, 12-игровые мехи, 13-игровая рейка (Gleit-block). В новейших комбинированных инструментах, а также в пиано-репродукторах в качестве добавочного двигателя ставится маленький (Vs-Ve ff) бесшумно рабо- . таюпщй электромотор. Производство автопиано сильно развилось в послевоенное время во всех странах 3. Европы и в США, где эти инструменты имеют большой сбыт. В СССР это производство, требующее наибольшей механизации и точности, пока не возникало. Производство механич. нот для автопиано является особой технич. отраслью, требующей специальных записывающих фортепианную игру аппаратов и сложных полуавтоматических ротационных перфорационных машин, а также вспомогательного точного катушечного производства. До войны в России существовали небольшие кустарные слабо оборудованные мастерские с ничтожной продукцией; в настоящее время в связи



е отсутствием производства инструментов не существует и производства механич. нот.

Орган. Этот М. и. является одним из амых сложных; распространен гл. обр. в


Фиг. 8.

католических и протестантских странах для ©бслуживания богослужений; употребление его в СССР незначительно. Орган представляет клавишный инструмент с многочисленными флейтовыми (лабиальными) и язычковыми трубами, с искусственным дутьем воздуха посредством механического двигателя. КлавиЩи, обслуживаемые руками и ногами, регулируют и распределяют приток воздуха в те или иные группы звучащих труб. Важнейшими Фиг. 9. частями органа яв-

ляются: 1) корпус, заключающий в себе звучащие трубы и все механизмы органа; 2) наборы (регистры) звучащие лабиальных и язычковых труб;


3) воздуходувный (нагнетательный) механизм; 4) игральный стол с клавиатурами для рук и ног и вспомогательными рычагами управления; 5) распределительные и передаточные механизмы от игрального стола к звуковым трубам (трактуры). Проектировка органа начинается с диспозиции (плана) его-регистров, т. е. с выяснения точного количества и характера групп его звучащих труб, а также количества его клавиатур и вспомогательных органов управления. При этом принимается во внимание тип трак-туры, предполагаемой к установке в данном инструменте. Все приведенные данные позволяют вычислить основные размеры корпуса органа и выяснить внутреннее расположение-всех его частей. Корпус органа строится иэ разных сортов дерева (дуб, ясень, орех и др.),. причем в зависимости от стиля и архитектурной отделки помещения сна!бжается соответственной внешней отделкой, резьбой и т. п. Единого стиля и образца построения органов, в противоположность например фортепиано, не существует; каждый орган является инструментом индивидуальной конструкции, диспозиции и внешней отделки. Звучащие трубы органа делятся на две основные группы: 1) свистящие (флейтовые, или лабиальнью), 2) язычковые. Первые (фиг. 9) функционируют вследствие трения, происходящего между струей воздуха, выходящего из наконечника Ь, и острым краем отверстия о (лабиум)трубы,благодаря чему в струе воздуха рождаются ритмич. возмущения. В язычковых трубах (фиг. 10) струя воздуха, приводя в колебание находящийся на ее пути гибкий металлич.язычок Ь, прорывается через прикрываемое им отверстие малыми порциями, создавая в окружающей воздушной среде периодич. толчки. Лабиальные трубы органа (фиг. 9) делятся на две категории: открытые на конце, противоположном лабиуму, и закрытые; последние при Той же длине звучат приблизительно на октаву ниже открытых труб. В зависимости от материала они бывают деревянные 5 и 4 дающие звуки более мягких тембров, и металлические 1 и 2-из сплава олова со свинцом (так наз. органный металл), дающие более яркие тембры. Язычковые трубы органа такясе бывают двух категорий: с бьющими язычкадги (большинство язычковых регистров органа) и с проходящими, свободными язычками. Каждой клавише (т. е. каждой ступени звукоряда) соответствует отдельная звучащая трубка, каждому тембру- отдельный комплект органных труб, специально сконструированных, в зависимости от желаемого звукового эффекта. Так. обр. современные большие органы имеют громадное количество звуковых трубок и являются весьма дорогими и сложными М. и. Органные трубы, сгруппированные по регистрам, устанавливаются устьями на особых воздухораспределительных коробках (виндла-


Фиг. 10.



дах), заключающих в себе систему воздушных каналов, распределительные клапаны и механизмы. Потребный для функциониро-



Фиг. 11.

вания органа объем сжатого воздуха доставляется воздуходувными механизмами, состоящими в органах старых конструкций из системы нагнетательных мехов, а в новых органах-из центробежных воздуходувок. В качестве двигательной силы в настоящее время почти исключительно применяются электромоторы. Нагнетаемый воздух накопляется в главном воздушном резервуаре под определенным давлением (85-120 мм водяного столба), откуда он по системе главных воздушных каналов распределяется к отдельным виндладам и к вспомогательным механизмам.

Игральный стол в органах с механич. или пневматической тракту рой (см. далее) обычно составляет часть корпуса инструмента; в инструментах с электрич. трактурой игральный стол м. б. отделен от самого органа и поставлен в любом месте, либо сделан передвижным, будучи соединен с органом гибким бронированным электрич. кабелем. Он заключает в себе несколько (2-5) ручных клавиатур-Мануэлей-для игры руками и 1-2 ножных клавиатуры-педали. Кроме того в игральном сто-

Фиг. 12.

ле помещаются и все органы управления инструментом, которые и дают возможность играющему извлекать из органа J. разнообразные звуковые эффекты, в зависимости от количества и сочетания включаемых в действие звучащих труб. Механизмы передачи от клавиатур к трубам (трактуры) устроены различно. Самая старая и примитивная система-механическая передача (фиг. 11): нажим клавиши 1 vi2 или выдвигание регистровой рукоятки 3 посредством соответственной рычажной передачи открывает тот или иной

клапан 4 органа, где 1, 2-ручные и ножные клавиши, 3-регистровые рукоятки, 4- клапаны, А-воздушные коробки (канцел-лы), 5 и б, о, б, с-общие задвижки (параллели). Эта система передачи м. б. удобной только в малых инструментах; при возрастании числа одновременно приводимых в движение рычагов и клапанов трудность нажима клавиш возрастает. Большим шагом вперед явился пневматич. рычаг Бар-кера (1832 г.). Здесь механическая передача от клавиши посредством рычага d (фиг. 12) открывает легкий клапан Ь, пропускающий воздух из канала а в вспомогательный мех д\ последний же приводит в двилсение прочие звенья передачи. Дальнейшим усовершенствованием явилась пневматич. тракту-ра (фиг. 13): здесь клавиша е приводит в: действие крошечный клапан о, пропускающий воздух по трубке fe в пневматич. реле d, открывающее воздуху доступ в канал, соединенный с мехами, открывающими клапаны г отдельных труб. При этой системе число меха-

Фиг. 13.

нических звеньев трактуры сведено до минимума, благодаря чему действие системы-получается безукоризненное. Наряду с пневматич. трактурой в современных органах широко применяется электропневматическ. трактура (чисто электрич. тракту ра оказалась весьма неудобной и ненадежно действующей, а потому не была принята). В этой системе (фиг. 14) клавиши и регистровые рукоятки замьшают электрические контакты с и е; возникающие в цепях токи, при-




Фиг. 14.

ВОДЯ через промежуточные реле Ь и d в движение электромагнитные воздушные клапаны а, распределяют воздух в желательном направлении.

Гармониум. Этот сравнительно небольшой клавишный инструл1ент имеет в качестве звучащих органов металлические проходящие (свободные) язьгаки, приводимые в действие струей воздуха, либо выходящей наружу иод действием нагнетающих мехов (немецкая система), либо всасываемой через язычки внутрь инструмента (американская система). Необходимое сжатие или разрежение воздуха производится системой складчатых мехов, приводимых в движение ногами



1 ... 37 38 39 40 41 42 43 ... 49
© 2007 SALROS.RU
ПромСтройМат