![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
1 ... 37 38 39 40 41 42 43 ... 48 очень оригинальную конструкцию балансирующего П. Novus I марки MZ93 (фиг. 96), Для глубокой пахоты (до 75 см) R, Sack строит плуг СЕ24 (фиг. 97). Для канатной ![]() Фиг. 9.т. тяги I. Fowler дает для вспашки до 1 jh также для канатной тяги балансирующий П, (см, вкладной лист). Для распашки торфяников и болотистых почв применяются снециальные однокорпусные болотные П. с уширенными ободьями колес, с шириною захвата до 610 мм при глубине до 30 см, нанр. американский Brush Breaker (фиг. 98). Для распашки зарослей с кустарниками применяется однокорпусный тракторный плуг, особенно сильной конструкции, Grub Breaker с шириною захвата до 610 мм при глубине до 30 см. Для распашки площадей, вышедших из-под леса, когда в дно борозды рыхлится специальной лапой на глубину до 70 см. Предназначен он для канатной тяги. Подобная же конструкция корпуса лесного плуга имеется и для конной тяги, например плуг Савинского. Для конной пропашки виноградников и садов применяются специальные п.туги с изогнутыми стойками (фиг. 101), позволяющие пропахивать около самого [растения. Для обработки же почвы под деревьями в садах при тракторной тяге существует еще целый ряд американских специальных плугов с колесами, скрытыми в раме (фиг. 102), и ![]() ![]() 4>иг. 9 (J. почве встречаются толстые корни, французский 3-д Amiot дает усиленной конструкции плужной корпус. Си снабжен четырьмя простыми ножами разной длины, поставлеи- ![]() с винтовым подъемным механизмом, что позволяет пропахивать около самого ствола дерева. Совершенно особую группу состав.тяют так называемые дисковые плуги, применяемые там, где нужно сильное рыхление, а оборачиванию пласта придается второстепенное значение. Характер их работы настолько отличается от лемешного плуга, что американцы вспашку дисковым плугом называют дискованием. Рабочий орган дискового П.-выпуклый диск (фиг. 103), поставленный на особой пяте под углом и с наклоном назад к направлению движения, накаты- Фиг. 9 нымн по одной линии, из которых каждый режет свой слой почвы и встречающиеся корни (фиг. 99). Для лесных культур применяются специальные П., обрабатывающие ![]() ![]() Фиг. 100.;;. вается сверху, отрезаетТпласт с отношением хпирины пласта к глубине -/, поднимает Фиг. 98. почву не сплошь, а гюлоса.ми. На фиг. 10о изображен балансирующий плуг Fowlera для такой обработки. П. этот поднимает пласт П отбрасывает его в обе стороны, а ![]() его на своей внутренней поверхности До специального скребка, который, играя роль отвала, и отбрасывает пласт в сторону. Иногда же вместо лопатки ставится небольшой врашающийся диск. Поперечное сечение борозды получается полукруглое. Эти П. являются незаменимыми при разделке ![]() Фиг. 102. земель после раскорчевки леса, для запашки соломистых удобрений, так как они или перерезают корни на короткие куски или же перескакивают через них, если не в состоянии перерезать. Дисковые П. бывают и конные одно- и двухдисковые, поворотные, для сплошного пахания (например Chatanooga plow), однако в последнее время усиленно вводятся в США для тракторной тяги для различных операций. На фиг. 104 изображен 7-дисковый балансируюш;ий П. системы 1. Fowlera для канатной тяги. Немецкий завод Кемна строит балансируюш;ие плуги для канатной тя- ![]() Фиг. 103. ги, у которых диск соединен с обыкновенным отвалом. Эта комбинация дает хорошее дробление и хорошее оборачивание пласта. В США строят также т. н. пшеничные П предназначенные для зерновых хозяйств. Эти П.-многодисковые (до 18) с шириной захвата до 2,4 м, состояшие из дисков диам. 50-60 см (фиг. 105). Они применяются для взрыхления верхнею слоя после уборки хлебов и для перемешивания пожнивных остатков (стерни) с землей. В Америке для глубокой пахоты применяется двухдисковый П. Спалдинга, в к-ром оба диска идут по одной борозде один за другим и дают ![]() Фиг. 10 глубокое рыхление пахотного слоя. Иногда небольшие выпуклые диски применяются вместо скимкоультеров впереди плужного корпуса. Имеются дисковые П. и для обработки почвы в садах без подъемных рычагов. Вообше же П. этого типа должны иметь очень большое будущее в с. х-ве нашего Сошза. Как лемешные, так и дисковые П, с большим успехом могут применяться при прокладке и ремонте грунтовых дорог, а также на земляных работах при разных сооружениях для рыхления твердого и плотного слоя земли, трудно поддающегося лопате, кирке и лому. Для проведения канав, для отвода вод с полей, на лугах и болотистых местах, применяются специальные П., например Hornsby (фиг. 106); этот П. дает канаву до 25 см глубиною и выбрасывает землю на обе стороны благодаря особому устройству корпуса с двумя симметричными отвалами и лемехами. Он имеет три ножа: один дисковый-посредине и два простых, расположенных у задних концов лемехов. Последние подрезают землю по краям под известным углом, а дисковый- разрезает ее посредине, П. з-да ![]() Фиг. 105. Fowlera для канатной тяги позволяет проводить канавы глубиною до 75 см, отбрасывая землю на обе стороны. При огромном разнообразии в конструкциях П., к-рые исчисляются сотнями, з-ды были вынуждены установить специальные плужные марки, позволяющие назвать данный П, коротко и точно при помощи немногих букв и цифр, Марки присваиваются или целым П. или же только плужным корпусам. Примеры обозначения марками плужных корпусов приведены выше. Универсаль- ![]() Фиг. 106. ный П. немецкого з-да Сакка имеет например марку D8MN,4T0 означает: D-двойной грядиль, цифра 8-предельная глубина в дм., М-тип рабочей поверхности плужного корпуса для средних почв, N-высокую стойку. Гос. Брянский завод, проведя стандартизацию П. для своего производства, стал на правильный путь при составлении марок: напр, марка В5П8 означает: П, висячий, предельная глубина 5 дм тип рабочей поверхности полувинтовой и нормальная ширина захвата 8 дм. Марка ТД8К12 означает: тракторный, двухкорпусный П., с культурными корпусами марки 8К12. Однако далеко не все заводские марки имеют рациональную структуру. Производительность каждого П. является функцией не только ширины его захвата, но и скорости движения в работе. При нормальной скорости 1-1,25 Mjcn будет приложимо правило, данное проф. Горячкиным, по которому производительность вообще всякого орудия и машины в 10-час. рабочий день в десятинах равна числу фт. ширины захвата, или на 1 л( захвата-4 га, например тракторный двух-корпусный П. с захватом каждого корпуса в 12 дм. вспашет в 10 раб. часов 2,4 га. У х о д за о р у д и-е м во время работы состоит в очистке рабочих поверхностей от налипания грязи, земли, в своевременной и обильной смазке трущихся между собою металлич. деталей и в своевременной смене изношенных деталей. При смене лемехов, отвалов и полевых досок болты надо обязательно ставить на их прежнее место и не путать, иначе головки их будут выступать над рабочей поверхност1ю. После окончания работы П. необходимо вычистить, смазать и держать под крышей; на зиму же следует поставить на деревянном полу, не в сыром помещении и все полированые поверхности обильно смазать салом или тавотом. Втулки колес, дисков и дисковых ножей также после промывки керосином д. б. обильно смазаны тавотом. Испытания П. сводятся к определению типа и качества даваемой ими пашни, к наблюдениям над устойчивостью в работе, легкостью установки, управления, ухода, а также и ремонта. При более углубленных испытаниях принято определять величину тяговых усилий,требуемых орудием, которым нередко придают очень большое значение. Между тем получить надежные данные динамометрирования чрезвычайно трудно в виду очень большой сложности тех условий, в которых приходится вести испытания П. Здесь необходимо соблюдение целого ряда требований. Первое требование д. б. предъявлено к самому измерительному прибору-динамометру и к приемам его применения. Он не должен изменять условий работы орудия, т. е. длины вапряжки, ее веса, а главное ее эластичности. Увеличение длины запряжки неизбежно вызовет давление на передние колеса П. Добавление в прицеп динамометра значительного веса также изменит направление тяги и создаст иное распределение действующих сил, особенно при испытании легких плугов. Введение же между орудием и упряжным крюком тела значительно большей эластичности, чем бывшее здесь звено прицепа, совершенно изменит условия работы орудия. Поэтому необходимо при дина-мометрировании соблюдать: 1) чтобы длина прицепа орудия не изменялась; 2) чтобы вес самого динамометра не влиял на распределение сил (он в идеальном случае д.б. подвешен на специальной тележке) и 3) чтобы удлинение прибора при максимальной нагрузке не превышало удлинения такой же длины звена тяги, которое заменено динамометром. Последнее условие же П., не только по всей длине борозды, но при двух соседних проходах на расстоянии 1 м встречает весьма различные сопротивления. Пятна солончаков, куртины пырея дают на диаграмме огромные скачки вверх. Сопротивление почвы может меняться также и в зависимости от глубины: в одних случаях более глубокие слои дают большее сопротивление, в других же, наоборот,-верхние слои, например при сильно развитых корневищах пырея (фиг. 107 и 108). Третье ![]() 20 25 Глубина борозды е см. Фиг. 107. требование будет к испытуемому орудию. Плуг должен быть правильно собран, режущие края лемехов и ножей д. б. нормальной остроты, рабочие поверхности д. б. свободны от краски и ржавчины, он д. б. хорошо смазан, правильно без перекосов установлен в работу на определенную глубину. Запряжка д. б. нормальной длины, длина ваги или расстояние между колесами трактора д. б. принято во внимание при пропусках П., с различной шириной захвата. Вес П. также д. б. известен. Наконец при самом испытании нужна определенная нормальпая скорость движения орудия, так как при изменении скорости меняется и величина тягового усилия. Таким образом мы видим, насколько сложна и ответственна операция определения тяговых усилий отдельных П. Она несколько упрощается, если делаются сравнительные испытания нескольких орудий одновременно, но все же остается крайне сложной. При определениях среднего тягового усилия скорость движения орудия обычно не принималась во внимание, а между тем она отражается не только на величине усилия, но и на качестве работы (степени дробления пласта). ft--/ 45.5 Фиг. 108. и. б. соблюдено только при применении гидравлич. динамометров. На них первый указал Giordano (Италия), и в США для измерений тяговых усилий тракторных П. в последнее время применяют исключительно гидравлические динамометры (Szekely, Hulley и др ). Тяговыми динамометрами определяется величина среднего усилия ва известной длине пути и эта величина делится на среднюю цифру от промеров площади поперечного сечения пласта. В промерах глубины и ширины также вводятся большие неточности, т.к. самопишущих приборов нет, а ручные приемы очень грубы. Поэтому усилие на единицу поперечного сечения пласта, называемое иногда удельным сопротивлением, является величиною, полученной из данных весьма различной точности. Второе требование будет к участку, на к-ром производится испытание, т. е. к его рельефу и к почве. Участок д. б. по возможности горизонтален, и если наклон чувствителен для динамометра, то надо выбирать направление для проходов, поперечное к общему уклону поля, или же брать среднее из двух противоположных проходов. Почва-среда крайне разнообразная и непостоянная по своему сопротивлению, к-рое вависит от механич. состава, уд. в., влажности, способности налипания, коэф-та трения, химич. состава и растительного покрова. Не редкость, что один и тот Проф. В. П. Горячкин дал для определения величины среднего тягового усилия свою рациональную ф-лу следующего вида: P=-Gf+hab + Eabvi, где Р-величина среднего усилия (в кг), а-глубина, Ь-ширина пласта, с-скорость движения орудия, G-вес П., /-коэф. трения металла о почву, h-величина сопротивления почвы на единицу площади (м^), Е-коэф., характеризующий изменение живой силы частиц пласта. Коэф. / определяется опытным путем, при протаскивании П. по дну борозды (или же более сложно-вычислением по способу наименьших квадратов). Величина коэф-тов ft в Е получается вычислением по способу наименьших квадратов. Если написать эту ф-лу в таком виде: P = fG + (k + Evi)ab, то член /О будет выражать мертвое сопротивление П. и непроизводительную трату энергии, а член к +Ev* - полезное живое сопротивление почвы. Отсюда яв,т1пется возможным определить кпд П. (ft + Ev )ab к-рый по определениям проф. Горячкина для конных П. равен 0,5-0,75, а для тракторных >?=->0,3-r-0,5. Отсюда понятно, как много еще предстоит работать конструкторам и производственникам для создания конструкций тракторных П., приближающихся по своему кпд к П. конным, выработанным опытным и теоретич. путем на протяжении почти двух столетий. С другой стороны, становится бесспорным, насколько важно внести порядок и единство в методы испытания П., производимых в различных районах нашего Союза, установив определенные программы, требования и инструкции, обязательные при всех ответственных испытаниях. Лемехи, ножи, полевые доски с пятками и отвалы принадлежат к быстро изнашивающимся и часто сменяемым деталям плуга, поэтому стандартизация плужных корпусов имеет особо большое значение для упрощения массового производства этих предметов широкого потребления, на к-рые существует постоянный большой спрос. Чугунные лемехи, отвалы, ножи, пяты и полевые доски отбеливаются на рабочей поверхности при отливке в металлич. кокили, а затем обдираются и шлифуются на неьждачных кругах. Искусство отлить напр. такую ответственную деталь, как отвал, и отбелить только на 0,3 его толщины-задача, требующая особенного уменья и высокой техники литейного дела. Стальные лемехи получаются обычно прокаткой в виде полос соответственного поперечного сечения (с запасом металла у режущего края); из полос потом нарезают лемехи по определенному размеру. Австрийский з-д Фогель и Ноот (г. Варт-берг) катает лемешную сталь не только с утолщением на одной стороне, но и с наплывом у переднего конца лемеха. Стальные отвалы вырезаются или выдавливаются из листов, прокатанных из простых или же специальных трехслойных болванок. Трехслойную панцырную сталь государственный Брянский з-д изготовлял сифонным способом инж. Рожкова. При этом способе очищенный и протравленный кислотою лист из мягкого железа соответствующей толщины подвешивается посредине формы, которая затем наполняется через отверстие снизу расплавленной сталью при возможно более высокой t°. Полученная т. о. болванка, имеющая два стальных слоя по бокам и один из мягкого железа посредине, предварительно проковывается под паровым молотом для уплотнения, а затем прокатывается в листы 6-лгл толщины. Удовлетворительные результаты дают также и отвалы с цементованной рабочей поверхностью. Те и другие требуют при закалке известных предосторожностей, т. к. их нередко ведет , что между прочим заставляет применять не двухслойную, а трехслойную сталь, в к-рой задний слой является нерабочим и вводится только для получения симметрично расположенных внутренних напряжений при закалке относительно среднего слоя. Рекомендуется также производить закалку отвалов в специальных корсетах . Заслуживает внимания при массовом производстве способ одновременного штампования и закалки лемехов и отвалов в специальном гидравлич. прессе (сист. Липгарт) с сетчатыми штампами, через к-рые пропускается холодная вода, когда деталь еще зажата прессом. Вообще же закалка ответственных деталей П. является операцией, требующей'особых предосторожностей, большого опыта и навыков. Поверхности деталей, которые соприкасаются с землей, подвергаются обычно после закалки обдирке, шлифованию, а иногда и полировке. Обдирка и шлифование собранных на корпусе отвала и лемеха производится одновременно на наждачных кругах или же на песчаных точилах большого диаметра. При этом нередко с обрабатываемой детали снимается самый ценный твердый верхний слои с рабочей поверхности и обнажается следующий, более мягкий,а следовательно и более быстро изнашивающийся. Поэтому особенно большую ценность имеет способ шлифования, применяющийся в Одессе (б. з-д Гена). При этом способе обдирке подвергается сталь в листах, еще до вырезки из нее отвалов, на особом станке с наждачным вальцом, собранным из наждачных кругов. Им с листа снимается окалина и обнажается свежая металлич. поверхность; при этом обнаруживаются раковины и другие изъяны на листе, что облегчает браковку. После обдирки из листа вырезается отвал, штампуется, закаливается. При закалке на ободранной поверхности уже не появляется большой окалины и достаточно по ней пройти суконным кругом с мелким наждаком или с крокусом, чтобы, не снимая верхнего твердого слоя, получить хорошо обработанную поверхность. Этот способ должен найти большое применение при массовом изготовлении плужных деталей и на других з-дах СССР. Лит.; Г о р я ч к и н В. П., Плуги, СПБ, 1906; его же, Отвал, М., 1898; его же. Отвалы плугов, СПБ, 1910; его же. Принцип механич. подобия и однородности, М., 1914; его же. Испытание крестьянских одноконных плугов, М., 1910-1911; его же. Испытание крестьянских одноконных плугов, М., 1911-1914; его же, Теория плуга, М., 1927; его же, О силе тяги тракторных плугов, М., 1929; Прокофьев И. П., Определение напряжений в конных плугах, Сборник Трудов лаборатории испытаний материалов Моск. ин-та механизации и электрификации сел. х-ва , М., 1931; Вейс Ю. А.. Установка и ремонт конных и тракторных плугов и обращение с ними, 5 изд., М., 1931; его ж е. Курс с.-х. машиноведения, 3 изд., М.-Л., 1929; Слад-ков Н. В., Графический метод построения оабочих поверхностей пахотных орудий, Москва, 1928; Ш ил о в с к и й К. П., Способы тракторной обработки, Москва, 1926; его же. Тракторный лемешный плуг. Москва, 1930; его же. Инвентарь современного механизированного хозяйства, М., 1930; А р ц ы б а-ш е в Д. Д., Пахотные орудия. П., 1908; его же. Орудия и машины сел. х-ва, 2 изд., П., 1915; его же. Орудия сухого земледе.лия, СПБ, 1911; Ордынский М. С, Тракторные плуги, М., 1931; е г о ж е. Конструкция тракторных плугов, М., 1930; Юферев Н. П., С.-х. .машины, Москва, 1930; Флоре некий А. Я., Машины и орудия для обработки почвы, Справочник Госсельсклада , Москва, 1927; Квасников В.В., Обработка пара, Москва, 1923; В а р г и н. Орудия для обработки почвы, СПБ, 1911; Технич. условия приемки с.-х. машин и орудий, вып. 1, Плуги, М., 1928; С о и р а п G., Machines de culture, 2 ed., Paris, 1915; L e u v r a i s M. L., Le machinisme agricole. P., 1903; Ringelmann M., G6nle rural, Paris, 1909; Bacon C. A., The Oliver Plow Book. A Treatise on Plow and Plowing, South Bond Industry, 1920; Case J., Thrashing Machine Company, Plow Manual, edition 2, Racine, Wisconsin, 1924; Davidson J. В., Influens of Speed on Droft Plow, Agricultural Engineering*, Bridgman, Michigan, 1920; Collins E. V., Factors Influencing the Droft of Plows, Joseph, Michigan, 1920; Taylor W. E., Soil Culture and Modern Farm Methods, Molin, 111., 1912; Rynders S. W., Hardening Soft Center Steel Plow Shores, Agricultural Engineering)), Bridgman, Mich., 1920; Smith J, M., Plow a. Plowing, Saskatchewan, Canada, 1920; R e z e к J., Der Pflug, W 1896; N a С h t w e h A., Die Geruthe u. Maschinen zur Bodenbearbeitung, Lpz 1902; Martin у В., Der Stand des Motorpflugwesens in Deutsch-land, Berlin, 1912; Fischer (1., Landwirtschall- liclie Maschinenkunde, 3 Aufl., Berlin-Leipzig, 1926; H 0 1 d 0 с к Н., Motorpfliige u. Bodenfrisclimascliinen, В., 1912; W a 11 h er K., Die landwirtscliaftliclien Ma-schineu und Geratlie, B. 1, 2 Auflage, Leipzig, 1925; M a t e n a e r s F., Das Motorpfliigen, Berlin, 1911; Wrobel E., Landwirtschaftliche Maschinen u. Ge-rathe, Hannover, 1907; S lad к off N. W., Ueber Feder-Zugkraftmesser, В.. 1913; Brown Т., Some Fundamentals of Plow Design, Agricultural Engineering*, Bridgman, Micb., 192a, 6. H. Спаднов. ПЛЫВУН, грунт из мелкого песка, смешанного иногда с глиной и почти всегда с илом, настолько обильно насыщенный водою, что, предоставленный самому себе, он расплывается в бесформенную массу. Такой грунт (см.) не разрабатывают какими-либо инструментами, а при его извлечении вычерпывают черпаками или другими приспособлениями. П. не может слунить естественным основанием под постройку. Когда песчаное основание (см. Фундаменты и их основания) пропитано водой, необходимо обратить сугубое внимание на обеспечение фундамента от промерзания, располагая его подошву ниже уровня промерзания грунта. Если песчаное основание может подвергнуться размыву жильной, ключевой или даже обладающей значительной скоростью почвенной водой, то необходимо предотвратить такой размыв путем ограледения основания сплошною стеною из шпунтовых досок, забитых до водонепроницаемого слоя, причем если под намеченным фундаментом в каком-либо месте основания в пределах ограждения шпунтовым рядом будет обнаружен ключ, то либо заглушают его, либо выводят керамиковым или чугунным коленом за пределы основания, либо ограждают поперечными шпунтовыми стенками, сопряженными с продольными; на участке мелоду поперечными шпунтовыми стенками продольные стенки прерывают, а в фундаменте устраивают разгрузную арку. Очень часто при водоотливе (см.) из котлованов (см.), вырываемых в плывучих грунтах, разрыхление грунта обнаруживается не только в пределах самого котлована, хотя бы и огражденного шпунтовою стенкою, но и вне его пределов, что проявляет себя выпучиванием дна в котловане и осадками и обвалами грунта вокруг котлована. Поэтому более целе-сообразнььм будет при заложении фундаментов на песчаных основаниях вовсе не пользоваться водоотливом даже при рытье котлована. Недопустим П. для насыней. В плывучих легкоподвижных грунтах шпунтовые ряды забивают значительно глубже основания, так как иначе их выпрет грунтом; целесообразно в этом случае при устройстве грунтовых перемычек (см.) пользоваться также ряжевыми стенками наподобие обыкновенных колодезных срубов. О влиянии П. на колодезные работы и самую конструкцию колодцев см. Колодцы. При сооружении опускных колодцев в водоносных слоях часто происходят быстрые осадки колодца, причем внутренность его почти совсем заполняется П.; иногда при этом вода из водоносных слоев поднимается в колодце так высоко, что переливается через его верх. В данном случае, чтобы не обрушилось дно реки вокруг колодца, не попортились подмости и не произошло перекашивания самого колодца, необходимо усиленною работою жскаваторов (см.) и эжекторов возможно быстрее пройти водоносный слой и врезаться колодцем в глину, прекратив тем самым приток воды в него. Дальнейшая работа будет заключаться в данном случав в откачке оставшейся в колодце воды и производстве работы насухо. Когда при прохождении водоносного слоя борьба с водою становится затруднительной, приходится прибегать к кессонньш работам (см.), превращая с этой целью самый колодец в кессон, если тому способствует конструкция колодца. О производстве горных выработок в плывунах см. Водонепроницаемые рудничные перемычки, Замораживание грунта. Рудничное крепление. JIuw.: ДмоховскийВ.К., Краткий курс оснований и фундаментов, 4 изд., М.-Л., 193; Курдю-MOBjB. И., Краткий курс основапиП и фундаментов, СПБ, 1902; Стаценко В., Части зданий, М.-., 1930; Handb. d. Ing., Т. 1, В. 2 и. 3, Lpz , 190о- 1906; F г а п ?. i и s о., Der Grundbau, В., 1927; Brennecke L.-Lohmeyer E., Der Grundbaii, B. 1, 4 Aufl., В., 1927. С. Брилинг. ПЛЮВИОГРАФ, о м б р о г р а ф, самопишущий дождемер (см.) для определения высоты атмосферных осадков. В приборе сист. Гельман (Hellman) соотношение мен^:-ду размерами воспринимающей поверхности приемника и емкостью цилиндра таково, что на ленте очень легко молшо отсчитывать высоту слоя вьгаавшего дождя с точностью до 0,05 мм. При установке прибора необходимо следить, чтобы верхний край воспринимающего сосуда занимал горизонтальное иоложение, а также необходимо правильно установить сифонную трубку. Обычно барабан делает с помощью часового механизма один полный оборот в течение суток, почему необходимо ежедневно, в строго определенный срок, сменять ленту, заводить механизм часов, делать отметку времени и провести другие операции, связанные с уходом за прибором, для правильного и бесперебойного действия его, т. к. регулярные и правильные записи П. представляют весьма ценный научный интерес, важный между прочим для разрешения разных гидротехнич. вопросов. Обычная обработка записей П. заключается в определении количества осадков за часовые промежутки. При более детальной обработке определяют или интенсивности ливней, соответствующие равным небольшим промежуткам времени, или же измеряют промежутки времени, в течение к-рых интенсивность не претерпевала существенных изменений. Специально для целей изучения ливней Э. Бергом построен особый прибор, так называемый ливнемер, лишьв деталях отличающийся от плювиог графа системы Гельмана. Электрический П. системы Фюса (Fuess) основан на принципе качающегося челнока (фиг.). Вода из приемника Т стекает в небольшой челнок W, разделенньхй на 2 камеры. Как только выпадет определенное количество дождя, равновесие нарушается, челнок опрокидывается и под трубку приемника подходит другая половина челнока; при выпадении новой такой же порции осадков равновесие вновь нарушается, и челнок во время дождя все время качается; при каждом опрокидывании происходитэлек- ![]() трич. контакт, и на бумаге делаются или точечные отметки или чертится непрерывная кривая,смотря по конструкции прибора. Вода из челнока по трубке отводится в сосуд О, а затем для контроля автоматич. записи дождя воду измеряют с помощью специального градуированного цилиндра. В целях измерения интенсивности атмосферных осадков также и в твердом состоянии механиком Рорданцем построен специальный прибор, основанный на принципе записи изменения веса при выпадении осадков. Необходимо еще отметить, что порывы ветра служат серьезной помехой правильности записи приборов этого типа. Лит.: Самопишущий дождемер сист. Гельман, П., 1911; Б е р г Э. Ю., Самопишущий ливнемер, Л., 1925; его же, О цеттесообразпой постановке исследований ливней и обильных дождей помощью самопишущего ливнемера, Известия Российской академии ааук , 1918, т. 12, стр. 1181-1195; Колосов-ский А. В., Метеорология. Общий к\рс, ч. 1, Одесса, 1908. В. Пришлецов. ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ЛОКОМОТИВЫ, в о з-духовозы, локомотивы, приводимые в движение силой сжатого воздуха высокого давления и заряжаемые им из центральных компрессорных станций. Благодаря полной безопасности П. л. применяются в рудниках, где скопляется гремучий газ, а также в местах производства и хранения огнеопасных или взрывчатых веществ. Устройство и управление их сходно с узкоколейными паровозами с той лишь разницей, что котел и топка заменены резервуарами сжатого воздуха. Первоначально П. л. выполнялись для давления в резервуаре от 50 до 60 atm. Для увеличения радиуса их действия в последнее время повысили давление до 200 atm; рабочее же давление в цилиндрах высокого давления равно 12-20 atm, низкого-4-5 atm. Для возможности работы без замораживания цилиндров применяется промежуточный подогрев воздуха. Схема действия П. л. изображена на фиг. 1. Из воз- ![]() Фиг. 1. душных резервуаров а сжатый воздух высокого давления (150-200 atm) проходит через запорный вентиль б и редукционный клапан в в резурвуар рабочего воздуха г, давление в к-ром поддерживается автоматически постоянным (обыкновенно 16-18 atm). На случай порчи редукционного вентиля ставится предохранительный клапан д. Из-резервуара г воздух проходит через вентиль е в золотниковую коробку цилиндра высокого давления ж. Отработанный в последнем воздух поступает в подогреватель з, по трубкам к-рого просасывается конусом и теплый рудничный воздух. Воздух, подогретый обычно с -10° до 4-15°, поступает в золотниковую коробку цилиндра низкого давления к, откуда после отдачи работы выпускается через конус и в атмосферу. Опыты показывают, что при протекании воздуха через редукционный вентиль с уменьшением давления от 150 до 14 atm t° понижается на 25%. В цилиндре высокого давления происходит дальнейшее понижение на ~ 25%. Это указывает на необходимость постановки подогревателя между резервуарами высокого давления и рабочим резервуаром или развития наружной поверхности последнего, а также увеличения поверхности труб!. С этой же целью развивают внешнюю поверхность рабочих цилиндров путем устройства ребер. Завод Борзиг в Берлине выполняет подогреватели в виде небольших теплоизолированных резервуаров, наполняемых водой и паром при зарядке локомотива воздухом. Через резервуар по трубкам протекает сжатый воздух, отнимая тепло от пара: при конденсации освобождается скрытая теплота парообразования, часть которой идет на подогрев воздуха, а часть на испарение воды, возможное благодаря понижению давления в резервуаре. Этим обеспечивается надежность смазки и уменьшается расход воздуха на единицу мощности. При давлениях в резервуаре, не превышающих 50-60 atm, применяют обычно однократное расширение без подогрева воздуха; в этом случае в рабочем резервуаре поддерживают давление 10 а^т. Объем рабочего резервуара для П. л. простого расширения равен десятикратному объему одного цилиндра, а для компаунд-пятикратному объему цилиндра низкого давления. Такой же объем имеют и промежуточные подогреватели, служанще одновременно ресиверами. Давление воздуха в резервуарах 135 afm; наибольшая высота пневматич. локомотива 1 700 лш, наибольшая ширина 1 400 мм, служебный вес 10,5 т. Определение основных размеров. Выбор давления в резервуарах зависит от потребного для работы количества воздуха. Индикаторная диаграмма П. л. (фиг. 2) имеет много общего с диаграммой паровоза и отличается от последней лишь давлением выпуска, которое приближается к атмосферному, вследствие малого сопротивления конуса и трубопровода. Линия расширения протекает между адиабатой и изотермой. Для расчета П. л. пользуются формулами, приведенными для расчета паровозов, принимая во внимание особенности индикаторной диаграммы. Для приближенных расчетов при малых скоростях и вполне откры' ![]() Фиг. 2. том регуляторе (е = 1,0) пользуются величинами среднего индикаторного давления Pi, представленными в табл. 1 (Pj = P-C). Табл. 1 .-И ндикаторный коэфициент в зависимости от наполнения.
Приближенный часовой расход воздуха в двухцилиндровом локомотиве простого расширения в кг равен: V = eynd* ЫеО, где 8-степень наполнения цилиндра; d- диаметр цилиндра в м; I-ход поршня в ле; п-число об/м. ведущих колес; у-вес 1 jh воздуха при t° окружающей среды и давлении в рабочем резервуаре; -коэф., характеризующий увеличение расхода воздуха через неплотности в золотниках и поршнях (для средних скоростей Р=1,1). Часовой расход воздуха на 1 1Р,- будет V ePyndi {пбО-бО 75 piy efi ndi-l Pfn-10* ~ Pt Работа 1 кг воздуха в идеальной изотермич. машине в кгм выражается: L ,. = 10* P F In где Ро и Fq-давление и уд. объем атмосферного воздуха. Для давления Р^ = 10 кг/см и t° = 15 получим bus. = 10* 0,845 In 10 = 19 400 кгм. Т.о. 1 кг воздуха может в течение часа развить индикаторную мощность 19 400 IP.-=0,072 IP, 75 3 600 откуда часовой расход воздуха г в кг на 1 IPj в идеальной изотермич. машине будет: 1 1 0,072 = 13,9 кг. Отношение расхода воздуха на 11Р< в действительной машине в идеальной изотермич. машине называется индикаторным кпд rif машины. Он указывает, какая часть энергии сжатого воздуха используется в действительной машине, т. е. rjt является критерием оценки воздушных машин в смысле использования ими воздуха. Как указывает ф-ла, расход воздуха на 1Н ,- в действительной машине зависит от степени наполнения s. Зависимость расхода воздуха и индикаторн. кнд от наполнения, для заданного давления и <° в резервуаре, приведена в табл. 2. Табл. 2.-Р асход воздуха на 1 JPi и индикаторный кпд в зависимости от наполнения.
Таблица эта дает наглядное представление о несовершенстве использования воздуха при больших отсечках; поэтому обычно рас' считывают размеры цилиндров на индикаторное давление, соответствующее степени наполнения е = 0,14--0,16. При этом получаются большие размеры цилиндров для нормальной работы на горизонтальном участке. В паровозах это невыгодно в виду больших потерь на охлаждение, а в пневматических локомотивах с уменьшением е увеличивается экономичность машины за счет уменьшения потерь при выхлопе и лучшего подогрева расширяющегося воздуха атмосферньпй теплом. Наконец часовой расход воздуха в кг на эффективную IP будет: --27 Tjifi Пт - механич. кпд, равный 0,85090. Принимая rj = 0,88, получим часовой расход воздуха дляразличныхстепенейнаполнения: в ........ 0,14 0,26 0,60 0,75 Ъ кг..... 20,6 28,0 30,0 33,3 в Большие е берутся для разгона и работы на подъемах. Практически для определения размеров резервуара следует принимать часовой расход воздуха в 224-28 кг на эффективную Н* в зависимости от профиля пути и количества остановок, если цилиндры рассчитаны на малое в. Вредное пространство принимается в 64-10%. Опережение впуска-0,5-1,5%, опережение выпуска- 15-20%. Значения I и п подбирают т. о., чтобы средняя скорость поршня не выходила из следующих границ: = W = 15-!-2,5 MicK. Наибольшее число оборотов ведущего колеса в минуту п = 150-:-200. Отношение хода поршня к диаметру цилиндра м. б. выражено следующей ф-лой: = 1,22,0. Удельное сопротивление Wq поезда, вследствие плохого состояния пути, принимается для небольших скоростей равным 6 кг/т. Резервуары выполняются цельнотянутыми из сименс-мартеновской стали с временным сопротивлением на разрыв в 60-65 кг(см при удлинении 18-20%. Для предохранения резервуаров от ржавчины внутренняя поверхность их асфальтируется. Характерные данные П. л. з-да Балдвин в США приведены в табл. 3 (ст. 795-796). Из других фирм, выполняющих П. л., надо отметить Борзиг в Тегеле (Берлин), Шварц-копф р Берлине, Мейер в Мюльхейме, Портер в Питсбурге (Америка). Помимо П. л. во всех тех случаях, когда является огнеопасность применения обычного паровоза, м. б. применяемы с успехом т. н. безогневые локомотивы. По конструкции они ничем не отличаются от П. л. низкого давления, только котел заряжается на станции не воздухом, а горячей водой и паром. Наилучшие результаты получаются при наполнении 0,75 объема котла Табл. 3.-X арактерные данные ГГ. л. з-да Балдвии. Наименование главнейших Типы П. п.
f 75% .
водой при г = 200°, а остальной части-паром при давлении 15 atm по манометру. По мере расходования пара давление в котле понижается, благодаря чему происходит испарение воды за счет теплоты пара и устанавливается давление, соответствующее Г.Пар срабатывается до давления 1,5-2 а tm по манометру. Изоляция котла и цилиндров д. б. тщательной, чтобы потеря давления непревы-пхала 0,25-0,33 atm в час. В среднем локомотив расходует в час ~ 27 кг пара на КР.. Считая, что лучшие паровозы расходуют ок. 8 кг пара на IP., получим экономичность безогневых локомотивов в 3-4 раза меньшую, чем у паровозов, и несколько высшую, чем у П. л. Простота устройства и отсутствие дорогой машинной установки делают безогневые локомотивы более выгодными в эксплоатации, чем П. л. Лит.: Шелест А. Н., Воздушные локомотивы, ви , 1918, 13-14; Энгельгардт Ю. В., Железные дороги, т. 1, М.-П., 1924; Е п g е 1 R., Die Berecbnung d. Hauptabmessungen v. Druckluftlokomo-tiven, Z. d. VDI , 1912, p. 357-360; К г о m e г W., Verbund-Drucklultlokomotiven, Ibidem, 1911, p. 611; L 11 z v., Verbund-Druckluftlokomotiven, ibidem, p. 1043; Druckluft-Grubenlokomotiven, ibidem, 1912, p. 1,374-1376. A. Шелест. ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ МАШИНЫ, см. Ннее-матический инструмент. ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ, инструменты и переносные машины, работа к-рых осуществляется за счет энергии сжатого воздуха. Классификация. По конструктивному выполнению П. и. разделяют на следующие основные группы: 1) П. и. с прямо линейным движением рабочих органов. Эта группа в свою очередь подразделяется на пневматический ударный инструмент и на нневматич, инструмент и машины, действующие силой давления без удара. К П, и. ударного действия относятся всевозможные пневматич. молотки, работающие в качестве зубил, заклепочных молотков, долот, трамбовок, очистителей для котельных труб и т. п. ударных инструментов. Отличительным признаком П. и, ударного действия является движущийся поршень, который наносит при своем движении удар вставленному в молоток инструменту (зубилу, долоту и т. д.). Поршень приводится в прямолинейно-возвратное движе- I . ! I i ! i ние силою сжатого воздуха, поступающего в цилиндр. Распределительным органом является или сам поршень или спениаль-ный распределительный клапан (золотник). Молотки бесклапанные (беззолотниковые отличаются простотой конструкции, компактностью и относительно небольшим весом. Бесклапанные молотки делают до 4 ООО ударов в минуту, но сила удара незначительна; применяют эти молотки гл. обр. для работы зубилом. Молотки с золотшшовым распределением и большим ходом отличаются сильным ударньш действием, так как при помощи отдельного золотникового распределения можно осуществить хорошее наполнение сжатым воздухом рабочего цилиндра молотка. При той же длине поршня рабочий ход у золотникового молотка можно также выполнить значительно большим по сравнению с длиной рабочего хода бесклапанного молотка. Золотниковые молотки выполняют как с коротким, так и с длинным ходом; первые применяют для работы, требующей быстрых, но не сильных ударов, вторые предназначаются для тех работ, где требуются очень сильные удары, например для клепальных молотков или трамбовок. Заклепочные молотки дают от 750 до 1 200 ударов в минуту, рабочий ход имеют от 125 до 250 мм, при соответствующем весе от 9. до 13 кг. Для трамбовок ход делают равным до 350 мм, число ударов от 250 до 800 в минуту, вес до 15 кг. К группе П. и., действующего давлением, относятся клепальные мапшны, подъемные приспособления, всевозможные упоры и пневматические формовочные машины. Клепальные машины, предназначенные для клепки толстых листов и для осуществления герметических заклепочных швов, осаживают заклепку и образуют заклепочную головку не ударом, а силою давления сжатого воздуха. Так как давление воздуха в сети обычно не превышает 6 а'т, то для осуществления необходимого давления на заклепку поршень клепальной машины действует на заклепку через рьгаажный механизм, 2) П, и. с вращательным движением рабочих органов.К этой группе относятся всевозможные сверлильные мапшны, развертки, раскатки для труб, метчики для на- резки резьбы, машины для притирки клапанов, шлифовальные машины, врубовые машины и подъемные машины. Отличительным признаком этих машин является наличие воздушного двигателя, осуществляющего вращательное движение рабочего инструмента. По роду двигателя П. и, с вращательным движением можно разделить на две основных группы: на группу, имеющую поршневой двигатель, и на группу, имеющую коловратный двигатель. Поршневой двигатель для П. и. применяют трех типов: а) многоцилиндровый двигатель с неподвиж-ньЕЯИ цилиндрами, поршни к-рого шарнир-но соедицены с коленчатым валом помощью шатунов, б) многоцилиндровый двигатель с качающимися около цапф цилиндрами, причем цапфы служат в то же время золотниками, в) многоцилиндровый поршневой двигатель специального типа без коленчатого вала и шатунов; поршни этого двигателя нижними концами опираются на специальной формы кулачок шпинделя и при своем прямолинейном давлении заставляют кулачок и шпиндель вращаться. Число оборотов коленчатого вала кривошипных воздушных двигателей достигает 2 ООО в минуту. Поршневые двигатели без коленчатого вала имеют регулировку числа оборотов, к-рое м. б. осуществляемо в пределах От 50 ДО 2 500 в мин. В качестве коловратных машин применяют двигатель шестеренчатого тина, реже крыльчатого типа. 3) П н е в-матические струйные аппараты, в к-рых используется для работы энергия струи воздуха. Струйные аппараты по способу действия разделяют на действующие нагнетанием и на действуюпще вса-сьшанием. К этому роду пневматич. аппаратов относятся пескоструйные аппараты, аппараты для окраски распыливанием, пылесосы и др. П. и., действующий ударом. Бесклапанные молотки. На фиг. 1 дано изображение одной из конструкций бесклапанного молотка. В цилиндре а помещается ступенчатый поршень Ь; воздух подается к патрубку с. При нажатии на рычаг d открывается впускной клапан, и сжатый воздух по каналу е поступает в кольцевое пространство /, образуемое стенками цилиндра и утоньшенной частью ступенчатого поршня. Под действием силы давления сжатого воздуха поршень будет перемещаться кверху, т. к. пространство над поршнем сообщается с атмосферой через окно д. Поршень в своем движении перекроет окно д и откроет окна h каналов г, окна h открьгеаются иостепенно одно за дру- ![]() гим. Сжатый воздух начнет поступать по каналам ъ в пространство над поршнем, давление в этом пространстве будет увеличиваться, и поршень будет перемещаться книзу, совершая свой рабочий ход. В начале этого хода поршень перекроет окна h каналов г, а затем, несколько не доходя до нижнего своего положения, откроет выпускное окно д. После рабочего хода поршень снова начнет подниматься кверху силой давления воздуха, находящегося в кольцевом пространстве /. Недостатками пневматич. молотков этого типа надо считать: 1) относительно большую длину поршня Ь, а следовательно и цилиндра а сравнительно с ходом поршня. Общая длина поршня почти вдвое больше его хода, цилиндр же приходится выполнять в три раза длиннее хода поршня, поэтому при большом ходе весь молоток получается слишком длинным и тяжелым, так что им трудно работать. 2) Так как распределительным органом является сам поршень, то впускные окна h будут открыты при обратном ходе столько же времени, сколько и в нача.71е рабочего хода, Фиг. 1. ![]() Фиг. 2. т. е, наполнение и предварение впуска зависят друг от друга: чем позднее открываются впускные окна, тем раньше они закрываются. Точно в такой же зависимости находятся момент вьшуска и степень сжатия; если выпуск устроить поздним, то начало сжатия будет слишком ранним, т. ч. при данном рабочем ходе получается чрезмерно большая степень сжатия; если момент открытия выпускного окна сделать ранним, то уменьшается сила удара. Примером бесклапанного молотка может служить изображенная на фиг. 2 колотушка для очистки труб от накипи. Рабочий инструмент а приводится в качательное движение двумя поршнями b и с; рабочий объем цилиндра поршня b соединен каналом d с трубою е, по которой подводится сжатый воздух, так что поршень b все время находится под давлением сжатого воздуха. Поршень с имеет по сравнению с поршнем b значительно больший диаметр, выполнен он пустотелым и имеет окна /. В цилиндр поршни с периодически поступает сжатый воздух по каналу д и через кольцевое пространство h в тот момент, когда окна / будут находиться над кольцевым пространством h. Работа совершается следующим образом. Когда поршень с находится в своем левом положении, рабочий объем его цилиндра сообщается через окна / с атмосферой, поэтому силой давления сжатого воздуха поршень b переместится влево, повернет инструмент а, который в свою очередь будет перемещать поршень с вправо до тех пор, пока окно / не дойдет до кольцевого пространства h и рабочий объем цилиндра поршня с не наполнится сжатым воздухом. Т, к. диаметр поршня с больше диаметра поршня Ь, то силой ![]() Фиг. 3. давления поршень с переместится влево, повернет колотушку а в исходное положение, передвинет поршень b вправо, и процесс возобновится. Такая колотушка для труб диаметром от 60 до 120 мм совершает до 6 ООО ударов в минуту и расходует около 0,15 м^ воздуха в минуту. Клапанные молотки. Примером клапанного молотка может послужить изображенный на фиг. 3 молоток системы Бойе-Келлер. Рас-пределительн. ступенчатый клапан а выполнен трубчатой формы с двумя фланцами различных диаметров. Поверхность /меньшего фланца все время находится под давлением сжатого воздуха. Во время рабочего хода клапан расположен в верхнем своем положении; сжатый воздух, поступающий по шлангу к патрубку Ь, пройдя через впускной клапан с, по каналу d проходит через внутреннюю полость клапана а и по каналу е наполняет рабочий объем цилиндра, тем самым заставляя поршень двигаться книзу. Во время этого хода воздух, находящийся в пространстве под поршнем, выходит наружу по каналу д через полость золотника, образуемую его выточкой h, и через каналы г и /с; для ясности канал д показан на фиг. 3 в виде пунктирной линии, расположенной вне корпуса молотка. Когда поршень займет положение, указанное на фиг. 3, то благодаря кольцевому пространству I, образуемому выточкой поршня, распределительные каналы тип соединятся между собой, сжатый воздух из золотниковой коробки устремится по каналу п через полость I и по каналу m к верхней части клапана и, действуя на верхнюю ббльшую поверхность фланца F клапана, передвинет его книзу, в положение, соответствующее обратному (холостому) ходу поршня. При нижнем положении клапана канал е перекрыт выточкой Ь, клапана и сообщается через каналы г и /с с атмосферой, благодаря чему воздух из полости цилиндра над поршнем будет выходить наружу. В то же время при нижнем положении клапана откроется отверстие канала о, сообщающего золотниковую камеру с полостью цилиндра под поршнем, так что сжатый воздух будет поступать под поршень и начнет поднимать поршень кверху. При обратном (кверху) ходе поршень освободит каналы риги сжа-тьгй воздух, действовавший на большую поверхность F к.лапана а, через каналы риг будет сообщаться с выпуском. Тогда давление сжатого воздуха, действующего все время на меньшую поверхность / клапана а, передвинет последний кверху и процесс возобновится. Чтобы пыль не попадала в цилиндр, канал г открывается не непосредственно в атмосферу, а через выпускную камеру и канал /с. Длина хода поршня определяется длиною поршня и положением канала р. Канал m должен открываться только выточкой поршня и не должен открываться поршнем в его крайних положениях, т.е. торцовые поверхности поршня не должны доходить до отверстия канала m на величину перекрытия. Следовательно поршень д. б. длиннее хода на величину двух перекрытий. Преимущество клапан, распределения заключается в хорошем наполнении. Характерным признаком всех клапанных молотков с коротким ходом является наличие выточки (шейки) поршня, наличие канала п, в к-ром все время воздух находится под рабочим давлением, и наличие распределительных каналов тир. Сила удара клапанных молотков с коротким ходом м. б. регулирована путем уменьшения давления воздуха, что осуществляется неполным открытием впускного клапана. Для изменения длины хода, а следовательно и силы удара может быть применено также и приспособление, схематически изображенное на фиг. 4, впервые примененное в молотках Келлер. Взамен одного окна р распределительного канала выполняют их несколько (фиг. 4) и перекрывают их регулировочным кольцом а, к-рое имеет полость Ь. Если кольцо повернуть в положение, изображенное на фиг! 4,А, то канал будет включен и перемещение распределительного клапана произойдет в Тот момент, когда поршень откроет окно Pi; если же повернуть кольцо а в положение, указанное на фиг. 4,Б, то передвижение клапана произойдет позднее, а именно в момент, когда поршень откроет окно р, длина хода поршня увеличится, следовательно увеличится и сила удара. Клапанные молотки с автоматич. вращением ударного инструмента. При работе долотом по ![]() Фиг. 4. ![]() камню или пробивке шпуров при горных разработках бывает необходимо кроме удара сообщать рабочему инструменту также и вращательное движение. Примером может служить перфоратор, изображенный на фиг. 5 ГДрифтер СР-5 Chicago Pneumatic Tool Co.), 1 ... 37 38 39 40 41 42 43 ... 48 |
© 2007 SALROS.RU
ПромСтройМат |