Главная » Промиздания » Патока

1 ... 36 37 38 39 40 41 42 ... 48

ных сортов стали. Вообще же сопротивление материалов истиранию о почву мало изучено, и для ответственных деталей они подобраны опытным путем.

Стойки корпуса делаются чугунные только для одноконных П.; обычно же их делают стальными или из ковкого чугуна. Бащмаки щтампуются из стальных листов, реже льются из стали и чугуна. Ручки изготовляют или из дерева или из железа. Детали регуляторов, рычаги, упр яжные крюки и тяги делают стальные. Автоматы и другие детали подъ-емных механизмов, а такн е оси, делают стальные с термич. обработкой. Большое значение имеют хорошие пружины, и американские заводы дают их очень высокого качества.

Установка П. в работу. Вовремя работы П. представляет собой тело, которое под действием силы тяги перемещается ча-

,...Г


.....-Г

Фиг. 61,

стью в воздухе, частью в почве и испытывает ряд сопротивлений. Сопротивлением воздуха, в силу того что эта среда неплотная и скорость движения П. невелика (1-I/m/ck), можно пренебречь. Как твердое тело плуг обладает известным весом Qi, скользит своими опорными органами по почве, вызывает сопротивление трения с нек-рым коэфици-ентом / и требует для своего передвижения (без работы) усилия Qf. Т. к. силы веса направлены вертикально, то точка приложения равнодействующей сил трения от силы Qf будет где-то в плоскости дна борозды или около нее, а сама сила трения направлена в сторону, противоположную движению П. Далее идут сопротивления почвы рабочим органам П.: ножу, лемеху и отвалу. При простом ноже, лезвие к-рого вывернуто и поставлено под углом ко дну борозды (фиг. 61), имеем одну слагающую Pi, действующую по вертикали вниз, и одну слагающую d, действующую перпендикулярно к стенке борозды, кроме того две слагающие и рз, действующие в направлении противоположном движению П. Сопротивление срезьша-нию лемехом, равнодействующую которого можно считать приложенной к середине лезвия, дает также две слагающих: d, перпендикулярную к стенке борозды, и Рз, в направлении, обратном движению П. Наконец равнодействующую сопротивлению всей рабочей поверхности (лемеха и отвала) можно считать приложенной в нек-рой точке О и направленной под углом и ко дну и к стенке борозды. Она дает также три слагающих: одну dj, перпендикулярную к стенке

борозды, вторуюрз,перпендикулярную к дну борозды, и наконец р^, в направлении, обг ратном движению П. Суммируя все силы по группам, мы будем иметь: сумму вертикальных сил = i+Pi--P8. сумму перпендикулярных к стенке борозды: D=d-l-di + d, и сумму горизонтальных, действующих в направлении, обратном движению: Р = г2+ +Рз+Р2+Р4- Но вертикальные силы вызывают трение в плоскости дна борозды и при коэф-те трения f требуют усилия Qf. Силы, перпендикулярные к стенке борозды, стремятся прижать корпус полевой доски к стенке борозды. Сдвигая его с усилием Di, они давят на стенку с усилием D - Qf, которое вызовет сопротивление движению, равное (D - Qf)f и прилолсенное на заднем конце полевой доски, если пренебречь некоторым давлением на передний конец грядиля или рамы от действия силы D. Т. о, все действующие на П. силы м. б. сведены к трем слагающим, направленным в сторону, противоположную движению П., равнодействующая которых R = Q(p+{I) - Qf)f-\-P, а точка приложения ее Z м. б. названа центром сопротивления всей системы Z. Но так как сопротивление почвы отдельным рабочим органам П. непрерывно меняется, то и центр сопротивления не является постоянной точкой, а благодаря игре сил перемещается в пределах контура, с очень сложными, надо полагать, очертаниями. Несмотря на это все же положением центра сопротивления можно руководиться при установке П. в работу, т. к. перемещения эти происходят очевидно настолько быстро, что орудие при своей инерции не успевает в соответствии с ними менять свое положение, а идет при некотором среднем пололсении этого центра сопротивления. Прямая (ZST), проходящая через центр сопротивления Z, через упряжной крюк П. и через точку прикрепления тяги к трактору или к вальку запряжки, называется линией тяги (фиг. 61). Во время пахоты П., вырезая пласт ножом и лемехом, создает две взаимно перпендикулярные плоскости: одну вообще говоря горизонтальную, к-рая определяется режущим краем лемеха и нижней стороной пяты,- это опорная плоскость П., а вторая плоскость проходит через режущий край ножа (или органа, его заменяющего) и через левую сторону заднего конца полевой доски и называется плоскостью поле-войстороны.

Это соответствует - ?

горизонтальной и вертикальной плоскостям трехгранного клина (фиг. 28).В многокорпусных, как например в тракторных, плугах за плоскость

полевой стороны плуга принимается плоскость заднего корпуса. Опорная же плоскость одна общая для всех корпусов. Направление этих двух плоскостей служит основанием для правила установки всякого плуга по ширине и изменения глубины пахания. Схему рабочих органов каждого П. можно свести к двум взаимно перпендику-


Фиг. 62.



лярньш плоскостям АВ н АС (фиг. 62), сое-диненньпм в одно целое с жестким стернснем ZM, нижний конец к-рого проходит через центр сопротивления Z системы. Ребро BD будет играть роль ножа, ребро CD-лемеха, стерл^ень ZM-роль грядиля или рамы, а точка М будет находиться на месте установки упряжного крюка. Добавление 3-й плоскости BCD (отвал) даст добавочные сопротивления, но движения системы не изменит, и если конец стержня М будет перемещаться по линии MS, то обе плоскости, находящиеся в почве, будут двигаться со стержнем устойчиво лищь в том случае, если стерл^ень направлен параллельно вертикальной плоскости АВ и под постоянным углом а к горизонтальной плоскости АС. При ином положении плоскость А В будет отводиться давлением земли вправо или влево от линии движения MS, отчего сам стержень получит перекос, а в точке М появится боковое давление. При изменении же угла наклона а давление земли на плоскость АС заставит ее пойти ниже или выше, и хотя вертикальное давление на точку М изменится, стержень останется в своей вертикальной плоскости. Это положение можно перенести на любой П. независимо от его конструкции и числа корпусов. Так как каждый П. конструируется для определенных размеров пласта, то ясно, что для его нормальной ширины захвата м. б. только одна правильная установка по ширине, когда линия тяги пройдет параллельно плоскости полевой стороны. Всякая другая установка регулятора, изменяющая ширину, м. б. сделана лишь за счет устойчивости орудия и его правильного хода. Так как на П. нельзя указать заранее точно местонахождения центра сопротивления, а лишь грубо приблизительно, то регулятор должен позволять переносить упряжной крюк не скачками, а на произвольно малые расстояния, чтобы можно было сделать совершенно точную установку линии тяги. Это требование и д. б. в основе оценки всех систем регуляторов. Ширина захвата кроме того д. б. строго согласована с размерами запряжки, в случае живого двигателя, или с размерами трактора, на что обыкновенно мало обращают внимания. Линия тяги орудия должна всегда находиться в п.лоско-

между колесами трактора, если он правыми колесами идет по борозде, д. б. согласовано с шириной захвата П, А если трактор идет около борозды, то расстояние его до края борозды также не м, б, произвольным. При несоблюдении всего этого неизбежны перекосы и боковое давление иа пле и упряжного животного или на упряжной крюк трактора, что одинаково вредно и для лошади и для машины. Глубину пахот ы можно изменять в положенных пределах наклоном опорной плоскости П, при соответствующей установке регулятора, но отнюдь не перестановкою колес. Колеса устанавливаются соответственно с установкой регулятора. При правильной установке

ФПГ. 64.


Фиг. 63.

СТИ симметрии запряжки. Поэтому на очень крупной лошади нельзя пахать П., построенным для мелкой крестьянской лошади, т. к. ее плоскость симметрии будет находиться настолько далеко от края борозды, что между отдельными проходами П. будет оставлять невспаханную полосу земли. Длина, ваги при парной запряжке также должна соответствовать ширине захвата П. Расстояние

колес (фиг. 63) линия тяги будет прямой без переломана упряжном крюке а орудия. Давление на колеса д. б. настолько небольшое, что напри ер вращение правого колеса легко остановить на ходу рукою даже на тракторном плуге. Если же колеса опущены слишком низко, то в месте перелома лтпш тяги на упряжном крюке появится слагающая, направленная вниз, которая будет давить на колеса и вызывать излишний износ осей и втулок. При высоком же положении колес перелом линии тяги будет в обратную сторону, колеса будут приподниматься, устойчивость П. уменьшится, а автомат тракторного П. моясет даже отказаться работать. В е с П, определяется его конструкцией и назначением. В стремлении придать П. наименьши!! вес, в целях удешевления и уменьшения тяговых усилий, теоретически можно итти довольно далеко. Практически же приходится считаться с тем, что для очень тяжелой пашни и для работы с переменным сопротивлением необходимы достаточный запас прочности и инерции П., не позволяющий быстро выводить его из рабочего полояад-ния. Схематически П. во время работы можно представить как рабочий орган (фиг. 64) с центром сопро-тивлени^! в точке Z, опирающийся на некоторую поверхность земли и находящийся под действием силы тяги ZS. Если из точки S провести линию ZL под углом к линии ZS, равным углу трения <р стали о землю, и описать ею поверхность конуса, то получим конус трения LZLj с осью ZS. Известно, что пока линия тяги не выйдет за границу этого конуса, слагающая Р = ZS sin а не может поднять п.луг или сдвинуть его



в сторону из борозды, как бы велика сила тяги ни была. Угол наклона линии тяги к горизонту при конной тяге определяется скелетом животного и для лошади равен ~18°. При тракторной тяге он также не бывает больше, обычно даже и меньше. При среднем нее коэфициенте трения/=0,60, угол (р = - 31°, т. е. чтобы тягою трактора или лошади П. был выброшен из борозды, линия тяги д. б. направлена под углом 18°-Ь31° = 49° i: горизонту, чего никогда быть не может. Если же П. тем не менее нередко и выскакивает из борозды, то причиной этому обычно бывает мгновенное изменение направления его опорной плоскости от случайных причин, напр. встречи камня или другого твердого тела, которое на ходу быстро поднимает кверху конец лемеха, а следовательно и опорную плоскость П. Точно так же при очень твердой и тяжелой пашне (напр. перепашка грунтовых дорог) П. даже с новыми острыми лемехами выходит на поверхность и идет на носках лемехов, потому что он не в состоянии разрушить твердый слой и внедриться в почву. Это также будет исключительный случай, требуюший специального орудия. Вообше же вес П. устанавливают опытным путем и практикой их применения.

Классификация П. Бесконечное ко-.личество различных П. можно классифицировать по разным признакам. Наиболее характерным будет признак, которым определяется вся конструкция П. в целом. Таким признаком является способ установки


Фиг. 65.

плуга в работу. По способу установки в работу все П. можно разбить на следующие 3 группы: 1) П. в и с я ч и е и с одноколесными передками; 2) П. с неподвижными передками и рамные (самая важная и большая группа) и 3) П. с подвижным и передками, к-рые в свою очередь имеют три типа: а) англо-болгарский, б) англогерманский и в) промежуточный между ними тип Брянского з-да.

Первая группа плугов, у которых передний конец грядиля не поддерживается передком, называется висячими. Для соблюдения основного правила при установке П. в работу, в виду того, что грядиль обычно соединен неподвижно с корпусом, опорную плоскость наклоняют, понижая или повышая передний конец грядиля соответственной установкой упряжного крюка при помощи регулятора выше или ниже его нормального положения (фиг. 65), вследствие чего получается перелом линии тяги на упрялшом крюке, вызывающий слагающие 4-Р и -Р, к-рые и делают эти перемещения. То же и с установкой по ширине- перенесением упряжного крюка правее и левее находится окончательное нормальное положение линии тяги, т. е. параллельное плоскости полевой стороны П., при к-ром П. идет устойчиво и без перекосов. От боко-

вых толчков, особенно на верхнюю часть отвала, и случайных сопротивлений, висячий П. может завалиться на бок и упасть, если его не поддернеивать за рукоятки во время работы. В этом и заключается задача и навык пахаря. Если во время работы пахарь надавит на обе ручки вниз, то передний конец опорной плоскости П. приподнимется и П. во время этого давления пойдет мельче. При подъеме же П. за концы ручек он будет стремиться углубляться. Соответственно этому, если пахарь наншет на правую ручку П. или поднимет левую, то П. будет брать временно шире, при подъеме же правой ручки и налсиме на левую-уже, т. к. в этих полол^ениях опорная плоскость плуга уже заменяет частично плоскость полевой стороны. Первая борозда висячим П. обычно проводится не на полную глубину, вторая же на полную. Добавление к висячему П. одноколесного передка или полозка не отражается на устойчивости П. и не изменяет способа установки, но вносит известный беспорядок в работу,т,к. колеско , катясь впереди корпуса по неровностям поля, заставляет колебаться передний конец грядиля, что заставляет П. беспрерывно менять свою глубину. Типичным представителем этой группы будет П. системы Павлова (фиг. 5), стальной П. Сакка-марка SP6 (фиг. 65). Применяют эти П. в мелких (однолошадных) хозяйствах, в огородных культурах и при пропашке садов.

Вторая группа. Если к висячему П. прикрепить неподвижный двухколесн. передок, то он приобретет полную самоход-ность, т.к.2 колеса уже в состоянии удержать П. от падения при боковых толчках. Установка же П. в работу резко меняется. Т. к. в этом случае правое колесо передка идет по предыдущей борозде, т. е. в опорной плоскости П., а левое-по непаханному полю, то перед выездом в поле П. устанавливают на ровном полу так, чтобы корпус оперся не только пятой, но и режущим краем лемеха, опускают оба колеса, пока они в это время такнее не станут на полу, и делают пометку этого положения на стойке правого колеса. При такой установке колес П. не войдет в землю: колеса его не пустят. Чтобы наклонить его опорную плоскость, нужно соответственно установить регулятором упрянсной крюк и поднять оба колеса на одинаковую высоту, равную или близкую

Первая борозда

Вторая борозда


Фиг. G6.

К предполагаемой глуб не паханпя. Если первая борозда достаточной глубины, то на второй правое колесо опускают по пометке до опорной плоскости корпуса (фиг. 66, Б,ЛБ- установка всякого двухкорпусно-го плуга), и тогда установка окончена. Если же бороздное колесо поставить не в опорную плоскость, а выше, то с каждой борозды п.туг будет брать глубже и глубже, пока



ПЛУГИ

не зароется в землю. При установке ниже опорной плоскости П. будет брать с каждой борозды все мельче и в заключение выйдет на поверхность. Следовательно за точной установкой бороздного колеса в опорную плоскость П. необходимо тщательно следить, иначе П. не будет держать требуемую глубину. Разумеется, этому должна предщест-вовать (или делаться одновременно) установка упряжного крюка по щирине при помощи регулятора, точно такая же, как и при висячем П. Эта группа П. является самой многочисленной и включает в себя больщин-ство современных конструкций тракторных П. Для конной тяги эти П. бывают или с грядилем (фиг. 67) английские, французские


Фиг. 67.

и бельгийские (Brabant simple) или же многокорпусные рамные. Рамные без подъемного механизма применялись редко, с подъемным же механизмом, наоборот, имели огромное распространение в хозяйствах, не применяющих механич. тягу. П. эти бывают с одним, двумя, тремя и даже с четырьмя корпусами (лущильники). Герм, завод Эккерта установил их два типа: Реформа (фиг. 68) и Идеал (фиг. 53). В типе Реформа три колеса; правое бороздное помещено впереди на раме отдельно и может устанавливаться независимо от других; остальные два колеса посал^ены на одну общую ось с двумя коленами, вращающуюся от ручного рычага.


Положение их фиксируется подъемным рычагом на зубчатом секторе защелкой с пружиной. Левое колесо идет по непаханному полю, а правое, сидящее на длинном конце оси, идет над пащней. Правое колесо нужно для транспорта; отнесенное далеко вправо, оно уравновешивает весь П. и он не заваливается; так как ц. т. находится внутри опоры корпусов, то П. не чувствителен к неровностям поля, хотя громоздок и неудобен для перевозки. При опускании рычага оба колеса отходят вперед, приподнимают переднюю часть рамы, а следовательно и опорную плоскость, и П. тягою животных выходит из земли. Второй тип- Идеал -имеет также 3 колеса, но заднее служит исключительно для транспорта. Передние же два колеса имеют самостоятельные перемещения, поэтому и сами П. называются диференциальный и. В этом типе правое бороздное ко-

лесо переставляется независимо для первой борозды вверх и вниз по пометке, но кроме того, имея общий механизм с левым колесом, оно при опускании рычага отходит назад, в то время как левое колесо-вперед. Этим перемещением вместе с передним концом рямы приподнимается и передний конец опорной плоскости, и П. выводится на поверхность поля. При подъеме же рычага, переднее колесо отходит вперед и приподнимается, пока его обод не дойдет до опорной плоскости П.; в этот момент оно останавливается, а левое колесо продолжает приподниматься и м. б. установлено рычагом выше или ниже на поверхности поля в зависимости от глубины пахоты. Систем диференци-альных механизмов много, одна из них показана на фиг. 69. П. типа Идеал компактны, удобны для перевозки, но при пахании склонны заваливаться на левый бок и следовательно чувствительны к неровностям по-


Фиг. 69.


ЛЯ. у обоих типов регулятор или скользящий или же он для установки по ширине имеет даже литой чугунный червяк. (завод Эккерта). Тяга П. с упряжным крюком надевается на поперечину, приклепанную к раме, причем эта поперечина д. б. поставлена впереди ц. т. П., иначе во время работы П. будет заваливаться и приподнимать пятку. К этой же группе относятся америк. конные П. с сиденьем. У нас конные П. с сиденьем применяют редко. С переходом же на новые социалистич. формы землепользования П. для механической тяги быстро вытесняют конные вследствие своих больших преимуществ. П. для механической тяги можно разбить на две группы: первая группа-П. для канатных систем и вторая, более многочисленная и более позднего происхождения,-плуги для тракторов-буксиров. Во второй группе можно выделить два типа: П. тракторные европейские (фиг. 50) и американские (фиг. 70). Почти все тракторные П. построены по одной схеме, а именно: по типу диференциальныхИ. Идеал , уста-



повленному заводом Эккерт для конных П. Американские П, при высокой технике плу-гостроения имеют изящный вид, сделаны из хорощо подобранных стойких материалов с особой термическ. обработкой большинства деталей. Они удобны для обращения, но


Фиг. 70.

корпуса их дают более грубую пашню, чем П. европейские, и не могут работать с дерноснимами, благодаря очень тесному расположению корпусов (около 500 мм по линии хода), а работают гл. обр. с дисковьши ножами, снабженными иногда скимкоульте-ром. Крючкообразно загнутые грядили, из к-рых составляется рама америк. П., менее забиваются растительными остатками, но благодаря форме крючков, загнутых вперед навстречу сопротивлению, они работают в очень тяжелых условиях, а потому д, б, сделаны из отборного материала и соединены между собою сильными скрепами, которые иногда бывают даже массивнее самих грядилей При 4- и 5-корпусных П, поверх грядилей кладется еще специальная балка :ля предупреждения перекосов и выхода отдельных корпусов из общей опорной плоскости. Европ. типы тракторных П. имеют клепаную раму из полосового или фасонного железа, на к-рой корпуса с литыми стальными стойками поставлены на большем расстоянии (свьппе 700 мм), что позволяет уже работать с дерноснимами. Опыт показал, что клепаная рама и литая стойка в тракторных П. дает систему, значительно более жесткую и менее склонную к деформациям и к изменению правильного положения рабочих органов. Всякие же, даже незначительные, перекосы и перемещения отражаются очень вредно на правильности хода П. и на качестве его работы. Вообще же все детали П, для механической тяги делаются более массивными и со значительно ббльшим запасом прочности, сравнительно с П. для упряжных животных, так как случайные сопротивления могут сосредоточить ббльшую часть общего тягового усилия трактора на одном корпусе. Установка тракторных П, в работу точно такая же, как и конных этой группы. Рама их также поддерживается тремя колесами: двумя главными впереди и одним транспортным позади. Оба передние колеса устанавливаются как для первой борозды, так и в окончательное рабочее положение при помощи рычагов или же винтовых механизмов (напр, в садовых П,),

Включение П. в работу и выключение производится силою тяги при помощи специальных автоматически действующих механизмов, к-рые принято называть просто автоматами. Конструкций автоматов довольно много, но все они делают то же, что и подъемные ручные рычаги в конных П.: при выключении П. они поднимают на ходу

передний конец рамы, а следовательно и опорную плоскость П. и когда П. начинает выходить из земли, то и задний конец рамы при помощи механизма заднего колеса также поднимается. Корпуса при выключении П. поднимаются над землей на 5-10 сж и в таком положении могут перевозрггься. При включении же в работу автомат расцепляется, опускает передний конец рамы, бороздное колесо поднимаясь останавливается в опорной плоскости П., а левое колесо устанавливается на высоте поверхности непа-ханного поля. При нормальной глубине пахоты (18-20 см) разные системы автоматов выводят Q. из рабочего положения на длине пути 0,7-1,8 м. Автоматы работают обыкновенно от левого переднего колеса, обод к-рого в предупреждение буксования снабжается зацепами (шпорами). Ось правого колеса связана с осью левого подъемным механизмом, а механизм заднего колеса связан с ним при помощи особой тяги. В америк, автоматах можно выделить три типа, представляющие собой по существу муфты сцепления. Первый тип является муфтой сцепления, сидящей на полуоси полевого колеса и описывающей полную окружность между двумя включениями П.: 180° (при подъеме) и 180° (при включении в работу). Сюда можно отнести муфты конструкции завода J. Deer и Международной компании уборочных машин. Второй тип- муфта сцепления, которая тоже делает полный оборот, но сидит на раме П. и действует от зубчатки полевого колеса при помощи цепной передачи (Международной компании уборочных машин). Третий тип-муфта сцепления имеет колебательное движение, поворачиваясь при подъеме на 180° (Oliver) или только на 100° (Cockshutt) и возвращаясь назад при опускании рамы. Наиболее простыми и хорошими автоматами являются представители первой группы, напр. автоматы П, cLittle Wonder P. & О. действуют сл, образом. Полевое колесо и крышка автомата о с полукруглыми цилиндрическими бороздкалш на внутренней ее стороне соединены неподвижно (фиг. 71) и вращаются на полуоси, к-рая сама может повертываться в литой стальной детали б, соединенной неподвижно с коленом оси левого колеса. На эту же полуось посажена на


Фиг. 71.



шпонке рядом с крышкой стальная коробка с механизмом автомата в. Второй конец полуоси загнут за коробкой автомата под прямым углом г, имеет отверстие, в которое входит круглый стержень д, соединенный верхним концом с подъемным рычагом полевого колеса е. Когда загнутый конец полуоси повернут кверху, то рама поднята со стержнем, и П. находится в транспортном положении, а когда повернут вниз, то рама опущена, и П. включен в работу. Механизм автомата представляет собой 4-шарнирный механизм, состоящий из двух рычагов А иА, вращающихся на осях ж, с роликом з и 3i, и тяги. Концы рычагов в виде хвостов выпущены через прорезы коробки наружу и нажимаются наружным роликом к при помощи пружины л. В таком положении механизма ролики не касаются крышки автомата, она свободно вращается с полевым колесом, и автомат не работает. Но если тракторист потянет за веревку, привязанную к концу рычага м, то ролик % отойдет от коробки и перестанет давить на конец рычага А. Тогда пружина л^ немедленно повернет весь шарнирный механизм автомата, и оба ролика войдут в полукруглые бороздки крышки, что дает полное сцепление ее с коробкой, и весь автомат начнет поворачиваться вместе с полуосью и с ее загнутым концом как одно целое в одном направлении с полевым колесом. Ролик к в это время будет катиться по наружной стороне коробки и, когда автомат сделает полоборота, то ролик попадет в выемку на противоположной стороне коробки, надавит на конец второго ры-


чага и расцепит механизм. Ролики выйдут из бороздок крышки, и она снова будет свободно вращаться при запертом автомате. Заднее колесо приводится в действие одновременно с передними колесами при помощи особой тяги. Т.о. автомат плавно и постепенно поднимает П. из земли и также плавно без удара опускает его в рабочее положение.


Фиг. 73.

Благодаря тому что сцепление происходит сразу двумя роликами, оно является надежным. Но так как через прорезы внутрь автомата попадает грязь и пыль, то его приходится периодически чистить и промывать керосином, У последних выпусков автомата J, Deer щели в коробке отсутствуют, а концы рычагов находятся снаружи. Механизм автомата с цепной передачей (фиг. 72) действует аналогично предыдущему, но его действие заключается в отводе стержнем а общей гребенки ручных подъемных рычагов назад, отчего колено оси бороздного колеса, с к-рой гребенка соединена неподвижно, отходит вместе с колесом вперед. В это же время полевое колесо, своей зубчаткой натягивая цепи, отходит назад, и так. обр, оба колеса одновременно приподнимают раму (фиг, 73), Когда наружный нажимной ролик попадет во второй прорез, то он расцепит механизм и запрет автомат. При

следующем включении действие стержня а будет обратное, и рама опустится в рабочее положение. Благодаря тому что передаточное число от зубчатки полевого колеса к автомату равно 1:2, автомат берет очень легко и плавно, поэтому полевое колесо может работать даже без зацепов (шпор). Кроме того если П. надо подать назад и выключить, то автомат выводит его сам из рабочего положения. К недостаткам механизма нужно отнести цепь, которая, к тому же, движется все время,- а не только тогда, когда автомат работает. Третий тип автоматов заслуживает меньшего внимания, т. к, никаких особенных преимуществ они не имеют, а включение П, в работу сопряжено при них с падением рамы, а следовательно и с опасностью повредить лемехи и полевые доски. Установки колес тракторных плугов в рабочее положение производят вообще от руки при помощи рычагов или винтовых механизмов. Т. к. при этом приходится преодолевать значительное сопротивление, особенно при подъеме П. во время его работы, то для облегчения америк. з-ды ставят сильные пружины а, разгружающие подъемные рычаги (фиг. 74). Там где рьшаги мешают, напр. при пропашке садов под деревьями, применяют винтовые механизмы. Но они не позволяют быстро на ходу поднять колесо, а это бывает необходимо и кроме того требует остановки трактора, если рукоятка винта не приспособлена для вращения ее с сидения тракториста (фиг. 75). Нередко приходится П. сдавать назад при помощи трактора, если напр. лемех попал под корень или трактор буксует, поэтому прицеп делается жестким и достаточно прочным, чтобы не



погнуться при отталкивании П. назад. В большинстве случаев прицепы приспособлены для установки П. по ширине, т. е. для нахождения правильного положения линии тяги (фиг. 74), и могут быть установлены на раме выше и ниже для регулирования глубины. Нередко случайные сопротивления м. б. причиною крупных по-


ломок П. Во избежание этого на прицепе ставятся различные предохранители, к-рые при известном предельном тяговом усилии автоматически расцепляют П. с трактором (фиг. 70 и 74). В легких П., работающих с маломощными трактора- Фиг. 74. ми (10 20 IP), иногда

сцепка делается не эластичная, а жесткая, путем удлинения передних концов грядиля, например J. Der-№40, Oliver-№7(фиг.76), к-рыми П.прямо соединяется с серьгой трактора. Тогда при опускании колес поднимается не передняя, а задняя часть рамы, т. е. корпуса и их опорная плоскость ставятся в


Фиг. 75.

положение, когда они стремятся углубиться. П., вращаясь на прицепе трактора как около оси, усиленно давит на колеса, и автомат испытывает большое напряжение, что вызывает преждевременные износы и поломки. Достаточно сделать эластичный прицеп, позволяюпщй П. поднимать переднюю часть рамы, и эти ненормальности исчезнут, как напр;!М'р у плуга № 26 МоИпе Plow Со. (фиг. 77). В США появилось большинство всех конструкций тракторных П. Следуя за размерами и мощностями тракторов, П. вначале строили с числом корпусов до 15, с автоматами для подъема каждого корпуса

отдельно. С понижением мощности колесных тракторов до современных 15 30 Н* и 10/20 BP соответственно стали строить 3 5-, 3 4-, 2/3 и 2-корпусные П., на которых и были сделаны последние усовершенствования. Как правило для тракторных


Фиг. 76.

плугов, имеющих на одной раме свыше двух корпусов, задний корпус делается отъемный, а у 5-корпусного-даже два, и т. обр. 3-кор-пусный превращается в 2-корпусный, 4-кор-пусный-в 3-корпусный, а 5-корпусный- в 4- и 3-корпусный П. Это позволяет работать на почвах с разным сопротивлением. Для трактора 10/20 Фордзона было специально построено особенно много 2-корпус-ных плугов наименьшей длины и веса, например 2-корпусный П. Фергю-


Фиг. 77.

сона неимеет совсем колес и передком для него служат задние колеса трактора. Также специально для Фордзона сконструированы плуги J. Deer (№ 40), Oliver (№ 7А, № 8, № 9 XX), I. Н. Co.- (№ 2 Little Wonder P. & O.), Massey Hairis


(Xa 90), a Moline Plow Co. кроме 2-корпусного П. № 26 (фиг. 77) дала универсальный передок Uni-carrier (фиг. 78) с целым набором землеобрабатывающих орудий для полевых, огородных, садовых культур и виноградников. Из 2,3-корпусных плугов заслуживают внимания: Little Genius №5. М. к. убор, маш., J. Deer № 5А и Massey Harris Ms 6. Из 4-корпусных Little Genius № 3, Massey Harris № 18, J. Deer № 6, 8 и 6C. Для работы с более мощными тракторами гусе-

*2й



ничного типа практикуется соединение в одно-, двух- и трех-П. при помощи специальных сцепок (фиг. 79). Но при таком способе работы неизбежны перекосы, вызывающие излишние тяговые усилия, поэтому бывает выгоднее применять П. с тем же числом кор-


Фиг. 79.

пусов в одной конструкции (фиг. 80). Система автомата здесь получается очень сложной, ручные- же рычажные подъемы более просты и надежны, но требуют добавочного рабочего, к-рый обыкновенно при большом тракторе и без того бывает необходим. В Америке размеры плужных корпусов различают по ширине. Наиболее ходовые размеры, с 30- и 35-cjh шириной захвата, нередко ставятся на одну и ту же раму, для


Фиг. 80.

чего сама рама делается раздвижной. Европ. конструкция тракторных П. (фиг. 50) имеет рамы клепаные из полосового или фасонного железа (R. Sack, Eberhardt), литые стойки и корпуса европ. типа, поставленные на таком расстоянии, что могут работать с дерноснимом. По внешнему виду они грубее американских, но проще в производстве и надежнее в эксплоатации. Автомат типа Сакка-реечного типа-также довольно прост, удобен для ухода и для ремонта (фиг. 81). Его главная деталь-кри-


Фиг. 81.

вая цевочная рейка h-надета верхним концом на шип, сидящий на переднем конце плужной рамы. При включении автомата эта рейка соприкасается с зубчаткой г, отлитой заодно со втулкою полевого колеса, при вращении зубчатки рейка перемещается по ней, отводит назад колено левого колеса и соединенное с ним колено правого, припод-

нимает переднюю часть рамы и почти одновременно опускает при помощи тяги заднее транспортное колесо, отчего весь П. приходит в транспортное положение. В момент окончания подъема особая зацепка е запирает автомат в этом его положении, и рейка отходит от зубчатки. Включение же П. в работу состоит только в поднятии при помощи веревки и того же самого рычага г зацепки е. Тогда рама опускается от собственного веса в рабочее положение, а во избежание удара ось колеса вращаясь растягивает специальную пружину. П. для канатной тяги принадлежат к специальным орудиям и рассмотрены ниже в этой группе.


Фиг. 82. PtPtgdi

Третья группа - плуги с подвижными передками, применяемые для тяги упряжными животными. Прототипами их являются сабан, некоторые английские и ванц-лебенский П. Прямой потомок русского сабана, англо-болгарский П. (фиг. 82), имеет грядиль, изогнутый в горизонтальной нло-

fБорозда


Фиг. 83.

СКОСТИ с таким расчетом, чтобы линия тяги прошла через его передний конец, лежащий на передке, и следовательно установку по ширине в нем делать не приходится. Грядиль при помощи цени, задетой за штырь, расположенный сверху, соединяется подвижно с передком. Глубина пахоты устанавливается наклоном корпуса, который соединен с грядилем подвижно и вращается около точки о. Передки обычно бывают или полуподъемные (с одним подъемным колесом, фиг. 83), подъемные (оба подъемные колеса, фиг. 84), русские (оба колеса не подъемные, фиг. 85), или же немецкий полуподъ-


Фиг. 85.

емный с рамкой (фиг. 86). При правильной конструкции, установке и запряжке направление тяги Р должно пройти через точку прикрепления упряжного крюка к передку к и через центр сопротивления Z П. Тогда давление на колеса равно нулю, но подушки и конец грядиля сильно прижаты друг



т

ПЛУГИ

к другу. Действительно, если для перемещения П. в работе нужно усилив Р (фиг. 82), приложенное в точке S, которое появляется от цепи, натянутой под углом а к горизонту, то сама цепь будет натянута с усилием



R, и кроме того появляется вертикальная Слагающая Р,=Р tg а. Эта последняя будет давить сверху на грядиль в точке S. Ее давление можно разложить на две слагающих: q-в центре сопротивления Z П., находящемся на расстоянии w, и Pj в точке t на

расстоянии п. Тогда будем иметь д = и P2 = ,q, т. е. грядиль давит на подущку

передка с усилием Р^-

Но цепь тя-

т + п

нет нижним концом за передок в точке к и также дает две слагающих: Р4=Р и P8=Pi, но направленных в противоположные стороны. Следовательно подущка передка в свою очередь будет давить на конец грядиля снизу вверх с усилием Р3 = Р > и,

чтобы передок не приподнимался на воздух, нужно следующее неравенство:

>Р.,-

т + п

Ptga,

где Q-вес передка. Если же на практике колеса и испытьгаают иногда давление передка, то происходит это от слишком длинной запряжки, дающей вертикальную слагающую на ось передка. В П. этой группы цепь позволяет удобно выводить П. из рабочего положения и перевозить при заездах во время пахания. П. за ручки кладут на левый бок, причем он опирается на специальный полозок у корпуса или же у рукоятки (фиг. 18), и тягою животных перевозят на место. Перед установкой в работу П. ставят на ровнуюповерхность пола так, чтобы корпус своей опорной плоскостью соприкасался с нею, ось передка ставят горизонтально, тягу поднимают в рабочее положение и слегка натягивают, чтобы конец грядиля был прижат к подущке передка, и тогда делают отметку на стойке или же подсчитывают число витков у упорного винта стойки. С этой пометкой можно устанавливать П. в поле. Для первой борозды ставят ось передка горизонтально (фиг. 83) и наклоном корпуса получают пласт требуемой глубины; когда это достигнуто, то на следующей борозде правое колесо идет по борозде, но левое поднимается настоль-

ко, чтобы ось передка осталась горизонтальной, а корпус устанавливается по пометке в нормальное положение. Тяга передка должна быть всегда перпендикулярной к оси передка, а длина парной ваги должна соответствовать ширине захвата П. Второй тип 3-й группы-англо-германский П. (фиг. 18 и 87)-имеет корпус со стальной литой стойкой, прикрепленной неподвижно к стальному грядилю, конец к-рого поднят кверху и лежит на подушке на рамке полуподъемного передка. Грядиль соединен с передком двумя цепями, надетыми нижними концами на кольцо внизу передка, а верхними- на крючки особого коромысла, приклепанного к грядилю. Одна из цепей может изменять свою длину при помощи римской гайки. Глубина пахоты меняется наклоном корпуса, опусканием и подъемом конца грядиля, для чего на рамке передка (фиг. 86) сделан ряд отверстий через 1 , на к-рых и устанавливается перекладина с подушкой. Схема установки та же, что у англо-болгарского типа (фиг. 83). П. сначала также устанавливается на ровном полу, опорная плоскость корпуса совмещается с полом, ось передка ставится горизонтально, слегка натягивается упряжной крюк, и П. становится в рабочее положение; при этом замечают отверстия на рамке, на к-рых поставлена перекладина, когда конец грядиля лежит на подушке. В поле первая борозда проводится при опущенной на соответствующее число отверстий перекладине, а когда глубина установлена, то правое колесо идет по борозде, полевое поднимается, пока ось передка не станет горизонтально, а перекладина


переносится вверх на отмеченные отверстия, и в таком положении П. работает нормально. Т.к. грядиль у этой конструкции в горизонтальном направлении не изогнут, то плоскость полевой стороны будет под углом к линии тяги и от давления земли на полевую доску П. будет стремиться выйти в предъ-идущую борозду. В предупреждение этого укорачивают правую цепь (или удлиняют левую), тогда вертикальная слагающая от этой цепи будет давить на правое плечо коромысла, плуг незначительно (незаметно) наклоняется направо, и этим путем, как бы от постоянного давления на правую ручку, ему сообщаются достаточная устойчивость и самоходность. Наклон [же корпуса направо способствует оборачиванию пласта. Здесь также при правильной уста-



новке, когда упряжной крюк точки прикрепления тяги к передку и центр сопротивления Z будут на одной прямой, давление на колеса передка равно нулю. Но давление между грядилем и подушкой, а следовательно и рамкой, большое, почему рамка имеет специальные подпорки. Передок у этого П. тяжелый и сложный и расценивается в 40-50% от обшей стоимости П. Ручки-переставные на разный рост пахаря. R. Sack дал к этому грядилю и передку 33 комбинации разных землеобрабатываю-щих орудий, почему П. этого типа и называется универсальным.

Третий тип этой группы- Брянский , установленный на государственном Брянском з-де в J1917 г., является промежуточным между англо-болгарским и ан!Л0-гер-манским (фиг. 88). В нем простота англо-болгарского плуга


Фиг, г

соединяется с достоинствами англо-германского плуга. Передок полуподъемный колонистский, грядиль прямой двутавровый, корпус соединен с грядилем п о д в и ж-н о своей цельнолитой стальной . стойкой, ручки свинчены вместе .со .стойкой, но

т> п'

V........

Фиг. 89.

две цепи и коромысло расположены не на грядиле, а выше его, на особом кронштейне К. Из фиг. 89 ясно, что если из точки г описать дугу радиусом rS и место прикрепления це пи к грядилю перенести из точки iS в точку Si, то сила J?, с которой цепь натянута, возрастет до величины Ri; соответственно этому воз-


Фиг. 90.

растет и ее слагающая Pi = P tg а до Р2 = = Р tga, и взаимное давление грядиля с подушкою будет равно

т. е. устойчивость П. значительно увеличится. Это и подтвердилось на практике. Брянский тип работает с дерноснимом, в производстве очень прост и вес .его, сравнительно

с П. англо-германского типа R. Sack, при одних и тех же размерах и типе корпуса, на 30% меньше.

П. с п е ц и;а л ь н о г о назначения. Для сплошной и однородной вспашки поля , без разъемных борозд и гребней, применяются специальные оборотные, поворотные и баланси-


Фиг. 91,

рующие плуги. Для вытеснения сохи в однолошадных хозяйствах до 1917 г. в России строили оборотные П., напр. П. марки АКО з-да Э. Липгарт (фиг. 90), пред-


ставляющий собой 2 слитые т одну рабочие поверхности-правую и левую, закрепленную справа или слева особым крючком, П. з-да Феникс (фиг. 91). Французские и бельгийские з-ды строят одно- и двухкор-пусные оборотные П. Brabant Double (фиг. 92), герм, и англ. з-ды - оалансирую щ'и е П. (фиг. 93) для конной тяги.


Фиг. 9:.

Для канатной тяги I. Fowler еще в 1856 г. выпустил балансирующий плуг, сохранивший свою схему и в настоящее время (фиг. 94).

Более покойно работает балансирующий П. с антибалансовым приспособлением, пере-


носящим центр тян^ести П. несколько дальше назад за ось вращения (фиг. 95). Для тракторной тяги завод Eberliardt выпустил



1 ... 36 37 38 39 40 41 42 ... 48
© 2007 SALROS.RU
ПромСтройМат