![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
1 ... 30 31 32 33 34 35 36 ... 48 грузовых судов-0,60-1-0,75, для малых грузовых судов - 0,70-0,80, для поромов- 0,90. Зная главные размеры и 8, можно найти: Fo = (5 L В Т. Величина Fo называется водоизмещением судна и измеряется в м^. Объем обшивки стальных судов F и выступов корпуса: дейдвудов, кронштейнов гребного вала, валов вне корпуса, боковых килей, руля, винтов и частей, лежащих вне главных размеров Fa, обычно составляет: для одновинтовых судов F;, + Fa = 0,01 Fo; Дтя двухвинтовых Vl + Fe = 0,008 Fq. Поэтому полное водоизмещение корабля будет: V = 8.L-B-T+Vj, + V, = (1,01-М,008)(5-Ь-Б-Т. Вес этого объема D = y-V, где у-плотность воды (1,025 для Атлантического океана, 1,015 для Балтийского моря); для двухвинтового судна в Атлант11ческом океане составит: D=l,025-l,01-(5-L-B-T. ВеличинаjD называется тоннажем судная измеряется в т. В Англии тонналс измеряется английским тоном, к-рый равен 1,016 т. Первым условием сохранения конструктивной П. является т. о. плавание в тех водах, для которых судно сконструировано. Координаты центра величины Хр, Yp и Zp от начала, принимаемого в месте пересечения диаметральной плоскости GWL и поперечного сечения через середину корабля (), приблил^енно выражаются: Хр=В.Т'.с„ где где или <5 : 0 + 0,7 Yp=0, (по Бауеру). Сг = 0,343 -Ь 0,5) (по Бауеру) i= 1(2 + 3 (по Норману). /5-коэф. полноты миделя-0,55-0 98 в зависимости от д, а-коэф. потноты GWL = = 0,650-0,994 в зависимости от d : /3. Геометр чески величины 8 и а выражаются через площадь S VL a = S:L-B. Вес корпуса корабля Pi при расчете м. б. выражен через L, В, высоту борта-Н, измеряемую как Т вни-зу до верхней кромки бимсов вверху, осадку Тд, измеряемую от GWL до самой нижней подводной точки корабля, и высоту надстроек, распределенную по всей длине корабля На. Наконец обозначая: г'+Ж , где коэф. полноты верхнрй па.пубы а, имеем следующие зависимости: Pi = kiLB Л кг, PjksL-BiH + Ha) пг, Pi = 7<-3jLB(n<5i-fHJ кг. расположенные с возрастающей точностью. Величины коэфщиентов к^, к^ и fcg приведены в табл. 1. Табл. 1 .-В еличины коэфициентов hi, fea и k-i.
Для получения полного веса корабля Р к весу корпуса Р, необходимо добавить: Pg-вес силовой установки при известных допущениях, выражаемый как f(B), и полезную грузоподъемность Р3, задаваемую при проекте. Для военных судов добавляется: вес брони, вооружения (пушки, торпедные аппараты, снаряды, торпеды), запас топлива (см. Военные суда) и в обоих случаях запас водоизмещения Р4=0,5% (для торговых) и 1% для военных судов. Таким образом имеем: р=р^-{-Р.,-f Рз + Р4=2.- Координаты ц. т. корабля д. б. подсчитаны по ф-лам: XiPi + Х2Р2 + ХзРэ + XPj р У1Р1 + У2Р2 + Г3Р3 + Г4Р4 р ZPi + Z2P2 + Z3P3 + Z4P4 - р Положение силовой установки и груза легко определить; что касается веса корпуса и запаса водоизмещения, то можно принять: Xi 4-4 = (0,3-1-0,6) Jit в корму от , Zi-f Z4 = (0,3-0,4)Б, считая от киля. Ве1ичина Yр всл-дствие симметрии корабля равна О, поэтому Yp д. б. также равно и, что д. б. проворено. Таким образом уравнения пловучести получают следующий вид: y(8.L-B.T+Vt,+ V,)P Хр=Хр, Zp= Zp - а; Yp=Yp=0, где а-возвышение ц. т. над пентром величины. Первое ур-ие символически можно выразить Р, или D-P = 0. Зная все аргументы, легко определить значение и знак величины J)- Р, т. е. П. судна. Если D = Р, судно имеет нормальную П.; при D> Рсудно, имея избыточную П., всплывает и плавает с недогрузкой; если D<P, судно, имея недостаточную П., погружается и плавает с перегрузкой. Всплытие и погружение судна будут происходить до уравновешивания при D = Р ± ДР. Если судно спроектировано для легкого груза (хлопок), но будет перевозить тяжелый груз, то для погружения до GWL груза потребуется по объему меньше, чем предполагалось при проектировании, и часть трюмов останется свободной, что укажет на неправильность проекта или погрузки. То же получится для судна, спроектированного для тяжелого груза и принявшего легкий-оно будет плавать с недогрузкой, т. е. излишней окажется часть подводного объема. Это указывает на второе условие сохранения конструктивной пловучести-необходимость погрузки на судно того рода груза, для которого оно построено. Несоблюдение условий Хр - = О и IV = О вызовет диферент или крен судна, причем образовавшаяся пара сил уравновесится восстанавливаюшим моментом (см. Остойчивость судов). Т. к. судно при этом полут1ит действующую WL, отличную от GWL, то третьим условием сохранения конструктивной П. явится правильное распределение грузов при погрузке, не нарушаемое при качке корабля и частичной разгрузке в портах. При расчете исходят из уравнения D = Р; выражая D через fi(B) и полагая P=fz(B)+fsiB) + С, получают ур-ие: U(B) + UB) + UiB) + CO, решая к-рое находят В, а зная его L я Т, можно составить эскиз судна. Поверяя пло-вучесть эскиза по приведенным формулам и внося в него необходимые коррективы, получают возможность составить проект судна, после чего поверяют П., пользуясь более точными приемами, чем эмпирич. ф-лы. Эта точная поверка заключается в подсчете по проекту весов и водоизмещения корабля и определении координат точек F и G. Для подсчета веса корабля Р составляется его н а г р у 3 к а, т. е. полная ведомость весов. Весь корабль разбивается на группы и для каждой группы подсчитывают ее вес и положение ее ц. т. В СССР кораблестроительная промышленность объединяется Союзверфью, на заводах которой принята следующая ниже нормальная разбивка (см. табл. 2). Для подсчета величина Р и координаты Хр?и Zj, (Yp благодаря симметричности корабля обычно даже не поверяют) могут быть подсчитаны, пользуясь табл. 3, откуда: Р=2р,; Х,= ---, Z, = T-. Для приближенного подсчета нагрузки (по эскизу) можно пользоваться эмпирич. зависимостями, вроде следующей: вес шпангоутов равен (0,94-0,92)п р, где п-число их, р-вес шпангоута при миделе. Подсчет водоизмещехшя производят по теоретич. чертежу по методам приближенного интегрирования или специальными приборами-планиметром (см.), интегратором, (см. Интегри,руюгцие приборы). Обозначая ординату г-той ватерлинии на fe-том шпангоуте через Г,7;., можем выразить подвод- Т а б л. 2.-с татьи нагрузки по нормальной разбивке Союзверфи. Раздел Б. Корпус Раздел В. Механизмы и котлы Раздел Г. Элентрообору-дование дно Набор Обшивка Внутреннее Палубы Переборки главные Переборки вспомогательные Надстройки, рубки, мостики Фундаменты механизмов Литые части корпуса Кованые части корпуса Заклепки Подкрепления Дерево в составе корпуса Отделка и оборудование помещений Судовые системы Рангоут и таке-лаш Дельные вещи Судовые устройства Окраска, цемент, изоляция Снабжение Паровые котлы Главные двигатели Холодильники Трубопроводы Валопрово- Вспомогательные механизмы Вспомогательные механизмы систем и устройств Оборудование механ. отсеков Запасные ча-(ти и инвентарь Генераторы с ра- спред. станци- ! ями Электродвигатели Электропроводка силовой сети Электрич. освещение Электросвязь Запасные части, снабжение Табл. 3.-Д аипые для подсчета координат Хр и Zp. н аименование групп и частей судна
Разд. Б. Корпус..... Набор..... Обшивка .... Разд. В. Механизмы и котлы .... Паровые котлы Разд. Г. Электрооборудование .....I Итого. . . - М, : - ную часть площади этого шпангоута следу ющей формулой: т S, = 2j Y d2, о а весь подъемный объем L + 2 7о = / S,dx, Для вычисления 9th:v интегралов пользуются правилами приближенных вычислений. Разбивая площадь равно отстоящими ыа h ординаталш у получим: !) по правилу трапеций 5. = h 0,211 0,789 0,146 0,500 0,854 0,084 0,313 0,500 0,687 0,916 0,577 0,707 0,833, 0,375 0,058 0,235 0,338 0,500 0,662 0,765, 0,9421 0,884 0.530 0,32i или по правилу Спмпсона Ih ( + 2у,+ 1у, + -у,+ 1у,+ + ... + l2/. 2 + .-i + f) при нечетном числе ординат и St,= lh-[hjo+:ji + ?y, + :ys + + 3(/4 + 3 5 + 21/6 + ... + 32/ 1 + 1 Уп] при числе делений, кратном 3. Правила Симпсона находят в наших расчетах пловучести и остойчивости небольшое применение, в особенности правило (3). Большое применение имеет правило Чебышева, согласно которому Sk = -J + + г/з -Ь ... + у„). Здесь L-длина основания кривой, а п- Табл. 5.-Вычисление строевых по правилу трапеции. Т а б л. ).-М но жите л и Чебышева. 5 ft tS* о V о 9 < 0,044 0,200 0,236 0,416 0,500 0,684 0,764 0,800 0,956 0,912i 0,6011 0,5291 0,168 циональна Fq, а отстояние п. т. от g = Хр. Применяя эти ф-лы для каждой ватерлинии с расстоянием h между ними, получим величины Wp и аналогично можем построить строевую по ватерлиниям, площадь которой также пропорциональна Fo и отстояние центра тяжести которой от киля равно Zp. Для нахождения площади строевых можно использовать те же формулы, применяя их сначала к ординатам каждого шпангоута или ватерлинии, а потом к результатам предыдущего подсчета. Для правила трапеций вьписления располагают по табл. 5.
ЧИСЛО ординат. Иначе говоря, площадь кривой равна произведению длины L основания кривой на среднюю арифметическую из ординат, расставленных некоторым определенным способом. Из ф-лы видно, что все коэф-ты при ординатах равны 1, что облегчает и уменьшает вычислительную работу. Число ординат можно взять 2, 3, 5, 7 и 9, причем точность результата при 7 ординатах будет не меньшая, чем по правилу Симпсона при 20 ординатах. Чтобы расставить ординаты, нужно длину L основания кривой умножить на коэф-ты, приводимые в столбце А табл. 4, и полученные величины откладывать с какого-либо конца основания кривой. Можно половину длины основания, 2 , гмножать на коэф-ты столбца В и откладывать в обе стороны от середины основания кривой. Применяя эти ф-лы для каждого шпангоута, получим величины Отложив их по длине судна на местах шпангоутов в виде ординат, получим т. наз. строевую по шпангоутам, площадь которой пропор- Вычисление производят по горизонтальным рядам и по последнему вертикальному и для поверки по вертикальным и последнему горизонтальному; результаты: 2 о2 о должны совпадать. Так как результаты горизонтальных вычислений должны быть умножены по правилу трапеций на h (расстояние между ватерлиниями), а вертикальных - на I (расстояние между шпангоутами), и благодаря симметрии корабля расчет ведется для Vt корпуса, то Fo=2/i.l.2oSo2/- При применении правила Симпсона как-дая ордината должна умножаться до сложения на множители Симпсона, зависящие от правила и наличия промежуточных ординат, поэтому каждая клетка табл. 5 д. б. увеличена для размещения следующих вычислений, как указано в табл. на ст. 651. Для вычисления по правилу Чебышева из табл. 5 выкидываются две последних строчки и два последних столбца.
При ином правиле или наличии промежуточных ординат множители будут другие. Т. к. каждый результат помимо и I д. б. умножен на показатель: , , то имеем по D О первому правилу Симпсона F. = 2.()-ft.!.2,So2 ПО второму правилу Симпсона. При применении правила Чебышева результат будет: где г и S число ординат. , Для определепия координат центра величины получаем аналогично Т 2 0=2/ J ydxdz формулы о l Табл. 6.-В ы ч и с л е н и е координат центра величины. Хр= J X j у dz dx: V\, l 0 2 Zjr=J z J ydxdz: Vq. 0 l Вычисление основано на том, что нлечи площадей Г у dz или J у dx будут выра- жаться через h и I, умноженные на отстояние площадей в'целых единицах, т. е. будут О I, 1 . I, 2 I и т. д. или Oh, 1 h, 2 и т. д.
Так как множители при 2о^ 2о^ 2о2о^ (для водоизмещения) сократятся, то имеем При применении правила Симпсона во вторые столбцы вставляют величины 2o** 2 01*: умноженные на множители Симпсона, беря эти результаты из табляны водоизмещения, окончательный итог-2 2/ = = 2о^ конечные ф-лы те же, что и по правилу трапеций. При применении правила Чебышева вместо О, 1, 2... вставляют множители Чебышева. Конечный результат будет: Zp=T При определении Хр и только по шпан-гоугам вычисление Zp несколько осложняется. Кроме приведенною табличного (аналитического) метода величины Fo, Хр п Zp м. б. получены графически или при помощи интеграюра (см. Интегрирующие vpur-бори). Сопоставляя результаты поверкп: и r=rFo; Xj.lo?/: SoSo. найдем величины и Хр-Хр; если они ¥=0, то в проект необходимо ввести соответствующие поправки, а в расчет- коррективы до удовлетворения ур-ия П. С помощью тех же таблиц, доводя вычисления не до т-ной ватер .линии, а до т-1, т-2 и т. д. до II и I, получают кривую водоизмещения корабля в зависимости от углуб.ления Т и положения Хр и. Z. при этом углублении. Откладывая по шпанго утам различные углубления, а попрямым параллельным килю значения Vi, Хр и Yp для каждого углубления каждого шпангоута, получают так наз. масштаб Бонжана, позволяющий легко определить величины V, XpVL Zp при диференте. При крене нахождение F и Хр, Zp несколько сложнее (см. Остойчивость судов). Правильно спроектированный корабль плавает но GWL при условиях, предусмот- ренных проектом. В условиях службы величины D и Р обычно меняк.тся: D от изменения плотно(;ти воды при плавании в иных водах; Р-при нагрузке и разгрузке, от расхода топлива в щти, и поэтому после зтих операций получаем > Р или Р^ < Р. В первом ел.\чае иол:)Ч11М Р^>1), во втором Pi < D. Корабль станет погружаться или всплывать, пока не получит нового равновесия: Pi = Di. Практически судно всегда плавает с некоторой недогрузкой или перегрузкой^ допустимой до известного предела, поэтому величину изменения осадки ДТ или водоизмещения AF необходимо знать. Т, к. изменение осадки на 1 см увеличит или уменьщит D на 0,01 S м^ iS-площадь GWL в м^), то р=у 0,01 S т- вес груза, который изменяет осадку на 1 см, так называемое число т на 1 см осадки. Если изменение нагрузки ± q т, то изменение осадки будет е = ±~ см. Если груз принят или израсходован под или над ц. т. GWL, то АХр=АХр, Ур = Ур = 0\ но если груз принят или убран с другого места, то эти уравнения нарущатся, и судно начнет крениться или менять осадку, пока образующийся восстанавливающий момент ее восстановит равновесия. Кроме того расстояние между точками JP и G изменится, что отзовется на остойчивости. При больщих изменениях нагрузки приведенная ф-ла будет неточна и для этого случая строят кривую т на см осадки, откладывая величины р, вычисленные для разных ватерлиний на соответствующих углублениях. При переходе в воду иной плотности изменение D будет Д1) = (у1-у) V т. Отсюда, по сказанному выше, легко определить изменение осадки. Для обратного определения F, Хр и Zp слунснт кривая водоизмещения и кривая центров для какдой осадки. Т. к. на торговых судах имеют дело с грузами, то удобнее эту кривую строить для груза = О до груза = max, т. е. так называемую кривую грузового размера, к-рую накрашивают на борту судна в форме масштаба. Задача корабельного состава, в особенности на подводных лодках, в отношении П. заключает- Ся в учете изменений нагрузки и П. судна, в выравнивании недопустимого изменения ее. Есликорабль получает пробоину, то он нашшает погружаться, пока равновесие плавания не восстановится или пока он не утонет. Т. к. по мере погружения в воду входят добавочные части, увеличивая тоннаж, то погружение без потопления продолжится, пока запас этих добавочных частей корабля (надводной его части) не исчезнет. Т. о. запас П. оцределяется величиной надводной части корабля и приближенно равен V u-V = Sin-T)y. Отсюда вытекает необходимость следить не только за высотой надводной части корабля, для чего служит грузовая марка, но и за исправным ее состоянием (см. Надводный -борт). Запас пловучести может быть точно определен, если подсчет V Продолжить от OWL вверх. р. Тишбейи. Лит.: см. Остойчивость судов. ПЛОДОВОДСТВО, отрасль с. х-ва, основной целью которой является производство фруктов и ягод как пищевого продукта для употребления в свежем виде и в форме продукта технич. переработки (сухие фрукты, фруктовые консервы, соки, вина, кондитерские изделия). В связи с изложенным объектом деятельности человека в области П. является культура ряда растительных форм, главн. обр. древесных (плодовые деревья и ягодные кустарники), направленная на по-.тучение продукции соответственно наиболее высокого качества и количества при условии сохранения каждый раз экономически целесообразной эффективности. Размер площади, занятой культурой плодовых растений, по сравнению с размером культур зерновых-весьма небольшой; в среднем он не превышает 1% всех пахотных земель; в отдельных же районах наблюдаются довольно резкие колебания в ту и другую сторону. Ориентировочное распределение площади плодово-ягодных насаждений в разных странах дано в таблице. Р а с п р е д
Ориентировочные нормы потребления фруктов населением в разных странах обнаруживают, что до сего времени СССР занимает одно из последних мест. Так, потребление фруктов в США в. год на душу выражаемся в 81-90 кг, для Германии-44-78 кг, для СССР-18 кг, причем в непроизводящих районах потребление фруктов сельским населением доходит до 10 кг и ниже. Между тем в пищевом рационе человека потребность плодов и ягод с каждым годом признается все более необходимой, и тем самым фрукты из группы предметов лакомства переносятся в группу нужных организму пищевых продуктов. Если фрукты представлялись пищевым средством, которое по содержанию в нем фруктовых к-т и др. способствовало лучшему усвоению съедаемых с фруктами пищевых веществ, то по новейшим исследованиям фрукты могут служить для человека и самостоятельной пищей. Кроме того исключительное значение в питании приобретают плоды вследствие содержания в них витаминов (напр. апельсины, лимоны и ананасы богаты содержанием витаминов А, В и С; яблоки содержат витамины В и С и т. д.). Органами, руководящими и направляющими с.-х. политику СССР, Обращено серьезное внимание на исправление отмечей-ного пробела. Постановлением СНК СССР, опубликованным 22 июля 1930 г., намеча- ются пути развития илодово-овощного хозяйства' Союза и предлагается к исполнению ряд практич. мероприятий, направленных на широкое плановое развитие плодово-овощных культур. В связи с социалистической реконструкцией с. х-ва Союза и в соответствии с общими наметками генерального плана с. х-ва в целом предположено довести площадь плодово-ягодных насаждений к 1940 г. примерно до 6 млн. га, что вполне обеспечивает намеченные ориентировочные нормы потребления фруктов населением Союза в 100-120 кг в год на душу. Эти насаждения в своем породном и сортовом составе, а также в соотношениях между шпйи, должны распределяться по территории всего Союза в соответствии с плановым строительством социалистич. с. х-ва и с развитием промьппленности, а именно в соответствии с распределением промышленных центров и плотности населения, с одной стороны, и распределением наиболее благоприятных сочетаний природных условий для тех или других пород и сортов-с другой. Указанная конкретная задача для своего разрешения требует планового и согласованного участия всех заинтересованных учреждений и производственных организаций (центральных и местных) и соответствующих научно-исследовательских ин-тов. В ближайшие 2-3 года предположено произвести широкое обследование областей распространения плодово-ягодных насаждений в целях районирования садоводства, выявления новьгх потенциальных районов для закладки крупных социалистич. плодово-ягодных насаждений и переоценки уже существующих садовых районов. Ориентировочно %-ное соотношение плодовых пород по СССР намечено в таком виде: яблони 38, виноград (столовый и винный)-19, ягодники (смородина, крыжовник, малина, земляника и др.)-9, абрикос-7, вишня-8, слива-4, груша-4, орехи-3,5, персик- 3, черешня-2, айва-1, цитрусовые-0,5 и остальные-1. Главное место среди плодовых пород отводится яблоне как растительной форме, широко распространенной по разным районам и произрастающей в разных климатич. условиях, начиная от сильно выраженных сев. районов и кончая южными. Так, для СССР сев. граница распространения яблони идет по линии Ленинград- Никольск-Пермь и далее к Уралу и на восток. Кроме того имеются показания на возможность культуры яблони и в нек-рых районах Западной Сибири. Наряду с этим яблоню успешно культивируют в юж. районах Украины, в Крыму, на Сев. Кавказе, Дагестане, Закавказьи, в Средней Азии (Туркестан, Казакстан и др.). Широкое распространение яблони в разных климатич. условиях обязано наличию в культуре соответствующих сортов, могущих развиваться в тех или иных сочетаниях природных условий. Второе место по назначению отводится культуре винограда (см. Виноградарство) и других ягодных кустарников. Значение продукции этих растений в виноделии (см.) и в других видах технич. переработки огромно, не считая использования ягод в свежем виде. В то время как многие южные и ю.-в. paiJOHtj, а также н районы Ср. Азии, обеспечивают широкое развитие виноградарстаа, сев. районы с суровым климатом, не отвечающим требованиям большинства древесных плодовых пород, вполне обеспечивают развитие и хорошую продукцию ягодников. Кроме того культура ягодников имеет то преимущество перед древесными насалгде-ниями, что плодоношение обычно наст>пает гораздо раньше - через 3-4 г. после посадки, а для земляники уже во втором году. Слабое место в культуре ягодников-уборка урожая. Индивидуальное размещениев пространстве скелетных и плодовых частей куста и неодновременное созревание ягод затрудняют рационализацию уборки урожая для многих сортов малины, земляники, отчасти смородины и крыжовника. По этим же причинам до сих пор уборка урожая производится ручным способом. Третье место отводится косточковым породам, из к-рых наиболее ценными являются слива, абрикос, персик, к-рые представляют ценнейший продукт для консервной промьппленности, не говоря уже о высоких вкусовых качествах плодов в свежем виде. Однако принадлежность этих пород к южным и некоторые особенности пород и сортов (например раннее цветение абрикосов) ограничивают ареалы их промышленной культуры и тем самым их % в соотношениях плодовых пород. С другой стороны, вишня, давая менее ценную продукцию, в то же время является более выносливым растением к неблагоприятньв! природным условиям, а в частности к холодам. Сев. граница распространения вишни приблизительно та же, что и для яблони. Все это выдвигает культуру вишни на видное место в П. Что же касается черешни, то она имеет ограниченное распространение в виду принадлежности ее к группе южных растений (примерно северная граница распространения черешни совпадает с границей абрикоса). Четвертое место отводится культуре орехоплодсноса, грецкого ореха, фундука и др. Указанные плодовые породы дают продукцию высокого пищевого достоинства, богатую протеином, жирами и углеводами. Культура плодовых растений и ягодных кустарников по сравнению с культурою зерновых растений отличается сложною техникою, что ставит П. в группу т. и. в ы с о к о-интенсивных отраслей. Расход труда на единицу площади садовых насаждений в 8-10 и даже 15 раз больше, чем на зерновые культуры. Такая высокая тру до-интенсивность и сложная техника наряду с политич. и экономич. причинами ограничивали в б. России развитие садовых культур. Эти последние выявлялись по преимуществу в перенаселенных районах и отчасти в гористых местностях (Дагестан, Грузия и др.), а также сосредоточивались в руках зажиточной части населения (помещики, кулаки и др.). Высокая трудоинтенсивность объясняется почти полным отсутствием машин в садовых культурах и преобладанием ручного труда. Опыт показьшает, что без большого труда можно машинизировать обработку почвы, орошение, удобрение и другие технические приемы культуры, связан- ные с почвою. Гораздо труднее машинизировать и механизировать приемы техники, направленные на плодовое растение, вследствие индивидуального размеш,ения сучьев (больших и малых) в кроне дерева или кустарника и непостоянства их пребывания (разная долговечность). То же относится и к размеш,ению урожая в кронах деревьев и кустарников. Социалистич. реконструкция плодово-ягодного хозяйства, вьщвинувшая на первое место построение крупных плодово-ягодных насаждений, ставит перед нами обязательным решение задачи по машинизации и механизации садовой техники, хотя бы в главнейших ее приемах. Особенно важньш является машинизация приемов реализации урожая. Уже и теперь имеется ряд машин разных марок по сортировке урожая, серьезно механизирована работа по упаковке, однако до сих пор еще остается не разрешенной проблема снятия урожая с деревьев и кустарников, особенно с деревьев при значительной их высоте. До сих пор работа выполняется исключительно ручным способом. Отсутствие более эффективного приема снятия урожая является одним из важных факторов, ограничивающих расширение площади садовых насаждений. Эта проблема должна быть решена в ближайшие несколько лет. Садовод,рационализирующий технику сбора до стандартных приемов, и инженер-конструктор, перелагающий выражение этих приемов на жесткую систему машины, должны решить и решат задание машинизации и механизации сбора^ плодов и ягод. П. как научная дисциплина оформилась лишь только в последние 2-3 десятка лет. До этого времени П. представлялось в виде искусства разведения, облагораживания и выращивания древесных и кустарниковьгх плодовых растений и ухода за ними. Наиболее ценные труды в области П. в настоящее время принадлежат США. В|последние годы в СССР вышел ряд работ по вопросам П., которые являются ценным вкладом в мировую науку и подводят новые основания под научное плодоводство. Лит.: Пашкевич В. В., Общая помология, или учение о сортах плодовых деревьев, Л.-М., 1930; Гребницкий А. С, Уход аа плодовым садом, 6 изд., М., 1926; Атлас плодов, под ред. А. С Гребницкого, СПЗ, 1903-1906; Эдельштейн В. П., Введение в садоводство, М.-Л., 1926;liK и ч ун о в Н. И., Дички и подвои плодовых деревьев, 4 изд., М.-Л., 1930; его же, Прививка и размножение различных грунтовых деревьев и кустарников, 3 изд., М.-Л., 1930; Мичурин И. В., Итоги полувековых работ по выведению новых сортов плодовых растений, М., 1929; Метлицкий 3. А., Стандартизация плодов. Сбор, сортировка и упаковка. Хранение и сбор плодов в С.-Амер. Соед. Шт., М.,1929; Р ы т о в М. В., Ягодники, Москва, 1927; К р а и нс к и й С. В., Культура ягодных растений. Л., 1925; Пашкевич В. В., Бесплодие и степень урожайности в плодоводстве в зависимости от сорта опыляющего, м.-Л., 1931; Ш и т т П. Г., Экономич. основы и перспективы развития плодоводства в СССР, Труды Плод, опытной станции с.-х. акад. им. Тимирязева , Москва, 1928, вып. 1; М и л я в с к и й И., Плодоовощное хозяйство СССР, М.-Л., 1931; Церевитинов Ф. В., Химия и товароведение свежих плодов и овощей, М., 1930; Павлова Н. М., Смородина, Л., 1930; Ш а р и н а Н. Е., Земляника и клубника, Л., 1929; Бологовская Р., Малина, Л., 1930; Труды Всесоюзного ин-та прикладной ботаники и новых культур . Л.; Chandler W., Fruit Growing, New York, 1925; Chandler W ., North American Orchards, Philadelphia, 1928; Gardner W., Bradford F. a. H о о к e r H., The Fun- damentals of Fruit Production, N. Y., 1922; J an s о n A., Der Grossobstbau, 3 Aufl., В., 1924; Gauscher N., Praktischer Obstbau, 6 Aufl., В., 1922; В a-I e у L. H., The Nursery Manual, N. Y., 1928; В a-lett, Lesfruitsdecommerce, P., 1905; В ellalr G., Les arbre? fruitiers, P., 1920; F r a s e r S., American Fruits, N. Y., 1927; L e a r s, Fruit-Growing Projects, N. Y., 1928; I 1 11 n g, Formobstbau auf neuzeltli-cher Grundlage, В., 1926; LP a s s у P., Arboriculture fruitiere, 3 fed.. P., 1919. П. Шитт. ПЛОДОВОЕ ВИНОДЕЛИЕ. Вино из плодов и ягод получается путем сбраживания- в порядке определенного технологического проце;са сахара - содержащегося в них, а также и особо туда добавленного. Плоды и ягоды имеют в своем составе минеральные соли, органические кислоты: винную, яблочную, лимонную и другие, белковые, пектиновые, красящие, дубильные вещества и сахара манозы (глюкоза, фруктоза). Состав плодов и ягод различен и зависит оклима-тич. условий, почвы и погоды, напр. теплая и солнечная погода увеличивает % сахара и уменьшает кислотность в плоде, которая 1шеет большую амплитуду колебания-от 1,0 до 2 г на 100 см сока. Сахаристость же в плодах доходит до 14%. Плодовые вина по нашему законодательству могут иметь максимальную спиртуоз-ность 14°. Производство; плодовыхвин идет в следующей технологической последовательности. Сначала плоды подвергают мойке, для чего пользуются моечными машинами, например мойкой Майфарта, состоящей из металлич. ванны и элеватора для подачи ковшами вьшытых плодов в плодовую мельницу для измельчения. В мелких производствах для этой цели применяют обычные терки. Получающуюся мяз^у после терки подвергают прессованию напрессах разной конструкции: винтовых, рычажных или гидравлических. Последние прессы применяются главным образом в больших предприятиях и дают максимальные выходы сусла до 70%, в то время как при однократном рьшажном прессовании возможно получить до 40% имеющегося количества сока в плоде. Для увеличения выхода сока при последнем способе прессования, а также в винтовых прессах проводят 2- и 3-кратное прессование после предварительного прибавления воды к выжимкам в количестве 10-20%.Так как сусло плодов является кислотным, то для уменьшения кислотности сусло подвергают купажированию или нейтрализации (мелом, содой, поташом) или разбавляют водой, причем целесообразнее пользоваться кипяченой водой. Кислотность плодовых и ягодных сухих вин доходит до 0,9%, считая на яблочную кислоту. Сусло сбраживается в бродильных чанах или бочках. Угольная к-та, образующаяся в процессе брожения (см.), выходит илИ|прямо через шпунтовое отверстие бочки или через особый бродильный шпунт чана. Сусло сбраживается или самопроизвольно без добавления дрожжей или дрожжами чистой культуры. Процесс брожения начинается примерно через 12 час. и заканчивается в основном через 1--2 недели,после чего наступает период дображивания, продолжающийся несколько месяцев. В случае если t° в сусле в процессе сбраживания значительно повысилась (до 3(>-35°), то сусло охлаждают путем пропуска его через обыч- ный змеевиковый горизонтальный холодильник. Сброженное сусло-вино-переливают в другие бочки. В зависимости от состояния вино перед выпуском в продажу подвергается оклейке и фильтрации. Оклейка ведется веществад1И, содержащими леелатин, рыбий клей или альбумин яйца. Введенные в вино белки в растворенном состоянии в небольших количествах (например сомовьего клея 2 г на 100 л вина) реагируют с дубильными веществами вина, образуя нерастворимые соединения-таннаты, оседающие на дно в виде хлопьев и очищающие таким образом неидкость. Для более успешного определения этой операции к винам, содерж;ащим малые количества дубильных веществ, прибавляют 3-5 г таннина на 100 л вина. Фильтрация вина проводится на различных ма-терчатьгк фильтрах (фильтр Симонетона) или на фильтрах с металлическ. рамами (фильтр Зейтца). Перед фильтрацией в первые порции вина вводится асбест, особо изготовленный в виде волокон, который затем оседает на поверхностях рам фильтра, образуя особый фильтрующий слой. Вся посуда винодельческого хозяйства должна содержаться в особой чистоте. Бочки перед их употреблением пропаривают и затем окуривают серой. Последняя операция производится посредством особого серного фитиля, вводимого в зажженном виде в бочку. Образующийся бактерицидный сернистый газ совершенно дезинфицирует винодельческую посуду. Вина легко подвергаются различным заболеваниям, вызываемьш главн. обр. деятельностью различных микрооргапизмов (уксусное скисание, цветение, ожирение, прогорькание вина и др.). Для предотвращения этого, а также в случае необходимости излечения вина, вино подвергают пастеризации (см.), для чего существуют соответствующие пастеризаторы для пастеризации вина, находящегося в бутылках, и бочкового. в. Мунтян. ПЛОДОВЫЙ САХАР, см. Фруктоза. ПЛОТИН, постель, которая подстилает всю аллювиальную толщу золотых россыпей. Обычно на П. концентрируются наиболее богатые золотом пески. Влияние П. на богатство или бедность золотоносных песков находится в зависимости от его петро-графич. строения и характера залегающих в нем пород. Так, тонкозернистые, гладко обточенные породы задерживают меньшее количество частиц золота, а шероховатые, пещеристые породы легче могут задержать эти частицы в своих бороздах и углублениях, как например доломиты и известняки. Иногда встречаются так называемые ложные плотики, представляющие собой потоки разлившейся лавы, которая, покрыв слои песков и гальки, сама начала покрываться аллювиальными отложениями. Подобные явления особенно известны в Австралии и Калифорнии. ПЛОТИНЫ, гидротехнические сооружения, служащие для повьппения уровня воды в водотоках (водоподъемные П.) и увеличения запаса воды (водоудержательные П.) и преследующие цель: возможности использования этих водотоков для судоходства, получения энергии для приведения в движение водяных турбин, утилизации запаса воды для водоснабжения и орошения, регулирования стока воды. Основное различие между водоудержательными и водоподъ-емньпми П. заключается не в конструкции их, но в целях постройки. В конструктивном отношении П. делятся на глухие и разбор-чатые. В отношении материалов, из к-рых сооружаются П., различают земляные плотины {си.), деревянные плотины (см.), оюеле-зобетонныеплотины (см.), железные П., каменные П., а также П. смешанной конструкции. Какому материалу отдать предпочтение, всецело зависит от местных условий и наличия на местах постройки П. того или иного материала. Каменные П. (из бетона, камня, кирпича) м. б. гравитационные, сводчатые или арочные и в простейшем виде насьшные (в виде каменной наброски). Сооружение каменных П. обусловлено наличием прочного скалистого основания для них, свободно выдерживающего приходящуюся на его долю нагрузку. В отношении выбора конструкции П. вопрос решается целесообразностью и стоимостью сооружения. В узких долинах, в скалистых берегах напр., рациональными являются сводчатые П. в виде одного свода, опирающегося своими пятами на скалистые берега. Немаловажную роль играют также климатические условия; напр. в местностях с низкими t° нецелесообразно сооружать тонкостенные односводчатые или арочные П., имея в виду льдообразование. Наивыгоднейшим месторасположением П. является наиболее узкое место долины, расширяющееся к стороне напорной воды (верхнему бьефу) и имеющей здесь малое падение, т.е. позволяющей накопление большого запаса воды при минимальной высоте П. При возведении каменной или бетонной кладки руководствуются общими правилами рационального вьшолнения работ в отношении их последовательности, предохранения от мороза и быстрого усыхания, устройства изоляции и пр. На всех судоходных реках, прегражденных П., должны быть предусмотрены Ш.11ЮЗЫ (см.) для пропуска судов или разборчатые части для образования проходов, а также рыбоходы (см.). 1. Гравитационные П. Давление воды на эти П. уравновешивается весом П., сопротивляющимся сдвигу вдоль шва основания и образующим момент, противодействующий опрокидыванию. Задача рационального проектирования заключается в том, чтобы устойчивость и прочность П. были достигнуты при наименьшем расходе материала и рабочей силы. В поперечном сечении массива П. не должны возникать растягивающие напряжения; необходима полная обеспеченность от всяких трещин, в.те-кущих за собой проникновение в кладку напорной воды. Все возникающие в кладке П. напряжения нигде не должны превосходить допускаемых. Основным профилем гравитационной П. является треугольный (фиг, 1). При каменной кладке в дело идет только хороший, сопротивляющийся выветриванию камень, по преимуществу тяжелых пород, допускающих меньший объем П. Кладка д. б. плотная, исключающая пустоты; раствор-чисто цементный или с примесью трассы. Кладка ведется слоями ок. 2 м вы- плотины соты каждый, перпендикулярными к линии давлений. В плане плотины располагают попрямойлинии или по дуге круга выпуклостью к стороне воды, чтобы тем самым устранить во можностьпо-явения вертикальных трещин ![]() Фиг. 1. вследствие Г-ных колебаний. При расположении П. по прямой линии ее подразделяют через каждые 20-30 м °-ными щвами (фиг. 2: а-вид со стороны нижнего бьефа; Ъ-план П.). При расположении П. по дуге круга радиус его по Энгельсу берут равным r=lsl,5s, (1) где S-длина хорды, замыкающей дугу. Величина прогиба выпуклой части П. S 33 П. вследствие где М-укорочение длины <°-ных колебаний, /-стрела. Malt, (3) где I--длина дуги, по которой очерчена П. в плане, /-наибольщая разность i° в °С, а = 0,0000038. По Лик-фельду криволинейное очертание П. в плане приносит существенную пользу (в смысле увеличения прочности) -лищь при высоких П.. перегораживающих узкую долину. Для отвода просачивающейся воды полезно в расстоянии ок. 2 м от поверхнос-ти стены, обращенной к напорной воде, устраивать дренажную систему из 5-10-см дренажных труб, заделанных вертикально в кладку в расстоянии ~ 2 л* друг от друга и соединенных внизу общей водоотводной трубой (фиг. 3). Особое внимание д. б. уделено шву основания: для предупреждения проникновения в него напорной воды применяется тщательное забетониро- вание основания, образование шпоры (фиг. 4), при неплотной скале-впрессовывание цемента для заполнения всех пустот в скалистом основании на сравнительно большую глубину. С верховой стороны у подошвы П. ин( гда 1.елают глиняную отсыпь. Если будут обнаружены в основании П. ключи, то их выход надлежит перенести в пределы верхнего бьефа; если же это не представляется возможным, то ключи тщательно каптируют и отводят. Верхний обветрившийся слой скалы в местах расположения основания удаляют, углубляя котлован до здоровой скалы, после чего поверхность ее выделывают зубцами, чтобы предохранить кладку фундамента от скольжения по шву осно- 155.7 ---- 902.00 ![]() Фиг. 2. вания. Перед кладкой этот шов прочищают напорными струями воды и, если нужно, торкретируют. При рассмотрении сил, действующих на гравитационную плотину, мысленно вырезают участок массива П. в месте наибольшей ![]() ![]() Фиг. 3. высоты ее шириною в 1 jh; в общем случав на этот участок действуют: вес П., давление воды, давление ледяного покрова воды, у основания массива-давление Земли при наличии земляной присыпки, опорная реак- ция грунта и напор под фундаментом П. Вес П. зависит от ее размеров и веса материалов, из к-рых она сооружена. При каменной кладке эт*)т вес равен приближенно: Уж=з7 + зГь, (4) где -собственный вес камней, а -/-вес раствора. На плош,адь стенки П. в 1 м^, расположенную на глубине h м под поверхностью воды, давление воды выразится величиною ук т/м^, где у - вес воды в mJM. При расчете высота горизонта воды берется в уровень с гребнем П. В отношении давления ледяного покрова можно руководствоваться временньпи сопротивлением сжатию льда в 22 кг/см. В Германии давление ледяного покрова совершенно не учитывается, в Италии это давление берут равным до 25 т/м^, в Швейцарии до 70 т/м^, в США до 60 т/м^. Вес внутренней земляной присыпки (при наличии таковой) принимается в 1,8 т/лг при опорожненном бассейне и ок. 0,8 т/м^ ![]() т~Жел трубы для впрессовывания цемента Фиг. 4. при заполненном (вес уменьшен на величину подфундаментной силы напора). Давление земли в данном случае принимается как давление жидкости с большим уд. весом (угол трения между земляной присыпкой и каменной кладкой П. не учитывают, имея в виду, что земляная присыпка пропитана водой). Давление воды на подошву фундамента распределяется различно в зависимости от того, вытекает ли просачивающаяся вода у воздушной стороны подошвы или нет. В первом случае давление распределяется в виде тр-ка, причем краевое давление у верхнего бьефа равно yfe, а у нижнего 0; во втором случае (когда просачивающаяся вода не имеет стока) давление на подошвенный шов распределяется равномерно и равно yh; у - удельный вес воды, а h-ее глубина. При расчетах подфундаментный напор учитывается лишь в той части подошвенного шва, в к-рой он превышает давление каменного массива П., в остальной части подошвенного шва давление воды заменяет опорную реакцию грунта (частично или полно- стью). Графически это пояснено фпг. 5, по-которой подфундаментный напор, в крайнем случае, выражается тр-ком а или а+Ъ. Рассматриваемый подпор тем меньше, чем ближе к середине ядра сечения расположена напорная линия при заполненном водоеме, так как тогда сжимающие напряжения больше у водной стороны плотины. Для парализования фундаментного ![]() /Напорные линии просочив веды по разным предполох \ Распределение давления грунта вподошвеииом шве Фиг. 5. напора воды устраивают вертикальный дренаж в ближайшей к напорной воде части плотины или же уплотняют грунт в пределах этой части; устройство дренажа целесообразно лишь в том случае, если он не подвергается разрушению от движений в каменной кладке массива П.,-задача трудно осуществимая. Дренаж должен допускать безнапорный сток просачивающейся воды, вследствие чего недопустимо устанавливать какие-либо затворы на дренажных линиях. По Шокличу более целесообразно взамен устройства дренажа производить уплотнение грунта путем впрессовьгеания ъг Oy.dy- yJxdy >Tdx Фиг. 6. x.dy него бетона наиболее значительную глубину. Просачивание воды через подошвенный шов парализуется, как выше указано, целесообразным сопряжением каменной кладки массива П. с основанием, устройством специальной изоляции и сооружением шпоры. Сила подфундаментного напора воды, складываемая с равнодействующей от веса каменной кладки массива П. и давления воды водоема, отклоняет эту равнодействующую к воздушной стороне П. и изменяет распределение напряже- НИИ в подошвенном шве; вместе с этим изменяется также учитываемая часть подфундаментного подпора воды. Для исследования напряжений в массиве П. исходят по Мсру1.из общих условий равновесия напряжений при плоскостном состоянии напряжений. обозначениями на фиг. 6 имеем: дх Оу~ - - .4.у = 0; П ![]() Фиг. 7. + т = 0; (7> 1 ... 30 31 32 33 34 35 36 ... 48 |
© 2007 SALROS.RU
ПромСтройМат |