Главная » Промиздания » Патока

1 ... 23 24 25 26 27 28 29 ... 48

цели не годится [*], хотя и до настоящего времени резиновые бутылки употребляются.

Свойства фтористого водорода. HF бесцветный газ, конденсирующийся в виде бесцветной, прозрачной, на воздухе дымящей жидкости; 4-19,5° Гб], t°n... -92,3°; 11а.ш-Ш,5°. Уд.

Табл. 1.-У дельные веса растворов П. к. при 20° [Щ д о

50% содержания HF.

., 3 + 64 Cal. И


€,9885, при 11,1°-0,9922; теплота образования HF по Вартенбергу;

= HF,

О. Руф и Ф. Лаас дают для этой же реакции €2,3 Cal [j. Теплота конденсации:

HF, 3 = НРа . + 7,2 Cal. [ ] Теплота растворения:

HF, 3 + 400 НаО = HF , -\-11,56 Cal. [ ]

Жидкий безводный HF не проводит электрического тока [*J: электропроводность его <14-10 *. Диэлектрич. постоянная е=83,6 при 0° и 110,6 при -27° [10]; галоидо-водородов таковы: HJ -35,7°; НВг -68,7°; НС1-83°. Ненормально высокая HF указывает на склонность его молекул к ассо-

циации.То же следует из рассмотрения кривой плотности пара HF (фиг. 2). Молекулярный вес HF, определенный из плотности пара, при 21,4° равен 51,8 и лишь при 90° он .падает до 20,58. В жидком состоянии HF не действует на металлоиды, а также и на металлы (за исключением щелочных). В газообразном состоянии HF действует при нагревании на Li и В; при красном калении- на Zn и Cd. HF легко реагирует с SO а, S2O5, AsgOg, В2О3, труднее с мелкодисперс-ньш: SiOa; с СпО-при 400°, с ZnO, CdO, CoO,NiO при ярко красном калении, с СгаОд при 1 000° [11]. Разрушает бумагу, каучук, гуттаперчу. Не действует на серу, которая применяется в качестве замазки при производстве П. к.

СвойстваП.к. При растворении HF в HgO образуется П. к. Жидкий HF смешивается с водой во всех отношениях (до 19,4°). При более высокой Г растворимость HF в воде падает. 70%-ная П. к. не замерзает и при -70°; при нагревании она выделяет после определенной t° HF и по мере приближения f раствора к 120° состав к-ты приближается к 36%; при t° 120° перегоняется к-та указанного состава. С водой HF дает кристаллогидраты. Уд. веса растворов П. к. приведены в табл. 1.

Уд. теплоемкость 5%-ного раствора П. к. равна 0,947, 25,92%-ного = 0,798. Теплота нейтрализации NaOH равна 16,272 cal LiOH-16,4; КОН= 16,1.

\Единицы, % Десятки, %-

! 3

1 4 5

1,038 1,072 1,104 1,130 1,157

1,003 1,041 1,076 1,106 1,133

1,007 1,045 1,049 1,119 1,136

1,011 1,049 1,052 1,112 1,138

1,014 1,052 1,086 1,114 1,141

1,018 1,055 1,089 1,117 1,143

1,023 1,059 1,092 1,120 1,146

1,027 1,062 1,095 1,122 1,149

1,030 1,066 1,098 1,125 1,153

1,035 1,069 1,101 1,127 1,154

Табл. 2.-М олекулярная электропроводность при 0°

и 25° [13],

V \ 1

32 1 64

128 j 256

512 j 1 024

;.о.....

hs . .

18,94 24,46

20,42 26,17

23,57 29,88

28,30 36,21

36,60 47,39 46,37; 60,8

61,55 80,7

81,2 105,8 106,7 140,8

135,8 173 181,5 230

Молекулярные электропроводности П. к. (в мо) приведены выше в табл. 2, где v-число л, в которых разбавлен 1 г-моль П. к. Zn и Б'е растворяются в П. к. легко; В и Si понемногу, Си и Ag разъедаются очень медленно; Ап и Pt совершенно не разъедаются. Окислы в большинстве случаев реагируют с П. к.; в частности легко реагирует аморфный и мелкодисперсный SiOg. П. к. дает соли не только средние, например KaFg, но и кислые, например КНР а, т. е. ведет себя как двуосновная к-та HaFg; с фторидами П. к. легко дает комплексные соли, которые известны в большом числе. Общая ф-ла этих комплексов Hn[MeFm] или Меп'ТМе'Рщ], напр.: HaSiFe; KaSiFg; NagAlFg и др. П. к. входит также в комплексные соединения других типов. Отметим, что KF плохо растворяется в воде, а AgF хорошо, что не совпадает со свойствами других галоидных солей этих металлов в водных растворах.

HF и пары П. к. требуют большой осторожности при производстве, так как они поражают органы дыхания. Жидкая П. к. производит на коже болезненные ожоги; для уменьшения боли Фреденгаген [*] рекомендует применять суспензию гидрата окиси магния в воде. Слабые растворы П. к. уничтожают деятельность многих микроорганизмов и применяются потому в технике как дезинфекционное средство.

ПрименениеП.к. чрезвычайно разнообразно. 1) Для травления стекла-применяют либо пары П. к. либо различные растворы, например раствор 32%(NH4)2F2 в 20%-ной П. к. 2) Для удаления песка с поверхности чугунных отливок. 3) При элек-тролипга. процессах, напр. при получении хлоратов и персульфатов, при катодном осаждении железа и т. д. 4) Для очистки графита. 5) Для пропитки шпал, и вообще как консервирующее средство в разных производствах, напр. в пивоварении. О применении солей П. к. см. Фтора соединения.

Лит.: 1) М е И ог J., А Comprehensive Treatise on Inorganic a. Theoretical Chemistry, v. 2, p. 129, 1927;

2) в a u d P., Chimie Industrielle, p. 232, P., 1927;

3) N e u m a n n В., Lehrb. d. chemischen Technologie u. Metallurgie, p. 266, Lpz., 1923; *) Heraens W. C, Z. ang. Ch. , Lpz., 1895, Jg. 8, p. 434; 8) M 0 iss an H., CR , 1900,1.129, П.799; в) WartenbergH.u. Fltz-ner O., Z. anorg. u. allg. Ch. , Lpz., 1926, B. 151, p. 313; ) Ruff O. u. Laas F., ibid., 1929, B. 183, p. 214; 8) G u n t Z A., CR>, 1883, t. 96, p. 1689; *) Fredenhagen K. u. Cadenbach G., Z,



anorg. u.allg. Ch. ,Lpz., 1929, В. 178, p. 289; ю) Fre-denhagen K.u. DahmlosJ., ibid., B. 178, p. 272, 1929; 11) Handbuch der anorg. Chemie, hrsg. v.R.Abegg u. F. Auerbach, B. 4, Abt. 2, p. 45-46, Lpz., 1913; 12) W i n t e 1 e r, Z. ang. Ch. , Lpz., 1902, jg. 15, p. 33; 13) D e u 8 s e n, oZeltschrift fiir anorgauische und allgeraeine Chemie , 1905, B. 44, p. 300, 408; Ullm. Enz., 2 Aufl., B. 5, p. 570; H a с к s p i 1 I L. et R e m y-G e n n e t 6 P., Petite Industrie chimique, p. 257 et suiv., Paris, 1927. Б. Орионт.

ПЛАВИКОВЫЙ ШПАТ, плавик, флюорит, минерал, относящийся к галоидным соединениям и являющийся (})тористой солью кальция (CaFg). П. ш. принадлежит к кубической системе; кристаллизуется чаще всего в кубах, реже в октаэдрах и додекаэдрах. Кристаллы часто имеют большие размеры, достигая 25 см в поперечнике. Грани куба обычно гладкие, грани октаэдра-матовые, иногда грани куба бывают покрыты штрихо-ватостыо, параллельной каждому ребру грани. Нередко наблюдаются естественные фигуры травления в виде квадратных пирамидальных ямок. Весьма обыкновенны двойники, в к-рых двойниковой плоскостью служит грань октаэдра. П. ш. встречается в сплошных массах, имеющих крупнозернистое или же шестоватое строение, в плотных агрегатах, в землистом виде. Спайность по октаэдру совершенная. Твердость 4; уд. в. 3,18 у чистого (бесцветного, прозрачного) П. ш., у нечистого-3,01-3,25; излом раковистый до неровного. Хрупок. Редко бесцветен и водяно-прозрачен. Большей частью окрашен в различные оттенки фиолетового, зеленого, желтого, бурого, серого, синего, реже красного цвета. При нагревании окраска исчезает, возвращаясь при действии лучей радия. Воздействием паров кальция, электрических разрядов, катодных лучей, вызывается искусственная, подобная натуральной, окраска. Черта бесцветная, у густо окрашенных экземпляров бледноцветная. Блеск стеклянный, иногда несколько влаяс-ный. Показатель преломления По= 1,4339, с длиной волны изменяется. Часто наблюдается флюоресценция (тер.мин произведен от названия этого минерала): кристалл П. щ., будучи освещен лучами солнца, вольтовой дуги и т. п., отсвечивает во все стороны от освещенной части зелено-сине-фиолетовым своеобразным светом. Свечение П. ш. происходит также под влиянием слабого нагревания. Химич, состав: 51,22% Са, 48,78% F. Часто П. ш. бывает почти химически чист, но иногда содержит небольшие количества FejOa, углеводородов, следы Не (установлен спектроскопически) и др. Перед паяльной трубкой растрескивается, фосфоресцирует, оплавляется по краям с трудом, при дальнейихем нагревании переходит в неплавкую СаО. В слабых кислотах нерастворим, в крепких (особенно при кипячении) растворяется (в НС1) или разлагается при выделении HF (лучше всего в HgSOJ. В щелочах нерастворим.

Разновидностями П.ш. являются минералы: пиросмарагд, или хлорофан, рат-ковит (близ г. Вереи, Моск. области), вонючий П. ш пропитанный битуминозными веществами и издающий неприятный запах при ударах.

Месторождения П, ш. известны во многих странах в большом количестве.

Главнейпшми добывающими странами являются США (штаты Кентукки и Иллинойс), Германия (Саксония, Гарц) и Англия (Дер-бишайр и Дергем); затем Франция, Швейцария, Испания, Италия и др. В СССР наиболее промышленные месторождения находятся в Забайкалье (Абагайтуевское месторождение чистого П. ш. и Калаигуевское, оба в Борзинском районе) и в Средней Азии. П. ш. исключительной чистоты в Аурахмат-ском месторождении в предгорьях Тянь-Шаня, на правом берегу реки Чаткала. Месторождения Союза ССР вполне могут покрыть потребность промышленности и даже могли бы служить предметом вывоза, если бы не отдаленность нахождения их, тяжелые условия транспорта и сильно удорожающий продукцию ж.-д, тариф. Эти последние условия и являются причиной не особенно большого использования П, ш. нашей промышленностью.

Основными потребителями П. ш. являются металлургич., химич, и силикатная промышленности. В металлургич. промышленности П, ш, применяется в качестве флюса. В химич, промышленности вырабатывается гл. обр. фтористый натр, применяемый как антисептик в деле предохранения дерева, особенно ж.-д. шпал, от гниения и поражения грибками; затем П, ш. применяется в производстве искусственного криолита, входящего в состав различных эмалей, при изготовленхта матовых стекол, цианамида и др, В керамике П. ш. применяется при изготовлении эмали для железных изделий, глазурованных изразцов, клинкера и др. В качестве цементирующего вещества П. ш. применяется при изготовлении угольных электродов и абразивных кругов. Совершенно прозрачные кристаллы П, ш. имеют применение при изготовлении апохроматич. линз, пластинок и прршм, находящих применение в оптике при использовании инфракрасных лучей. Из красиво окрашенных разностей П. ш. изготовляют чаши, вазы и другие изделия.

Лит.: Докторови ч-Г ребницкийС. А., Плавиковый шпат. Сборник Естественные производительные силы России , т. 4, П., 1918; Е р е м и-н а Е. В., Фтор, Химико-технич. справочник , ч. 1, 2 изд., П., 1923; е е ж е, Месторождения плавикового шпата в России, Материалы по изучению естеств. производ. сил России , П., 1917, 18; Болдырев А. К., Курс описательной минералогии, вып. 2, Д., 1928; Лебедев Г., Учебник минералогии, СПБ. 1907; Б е р л и н г П., Плавиковый шпат, Годовой обзор минеральных ресурсов СССР за 1926/27 г. , Л., 1928: Федоровский Н. М., Минералы в промышленности и в сельсно.м хозяйстве, 2 изд., Л., 1927; Alexandrow S., Flusspatgewinnung, Die Volkswirtschaft der USSR , B. 3, В., 1927; Da m-mer B.u. Tietze O., Die nutzbaren Mineralien, 2 Aufl., B. 1, Stg., 1927; G о 1 d m a n n F., Erspa-rung von Ferro-Mangan durch Flusspat im Martin-werk, St. u. E. , Jg. 39, H. 46; Hunt G. M., Will Sodium Fluoride Come into General Use for Preserving Wood?, Chemical a. Metallurgical Engineering*, N. Y., 1920; L a d о 0 R., Non-Metallic Minerals, New York, 1925; Mineral Industry During 1925-1929, v. 34-37, N. Y., 1926-30; Ruff O., Die Chemie des Fluors, В., 1920; Spurr E.a. WormserP., The Marketing of Metals and Minerals, N. Y., 1925.

ПЛАВЛЕНИЕ, процесс перехода из твердого (кристаллического) состояния в жидкое. П. происходит при строго определенной t° (точка плавления, обозначаемая ° .в °С, или Tg в градусах абс, шкалы), характерной для данного вещества и зависящей, как



показьгеает щатло фаз (см.), от внешнего давления р. При числе компонентов N = 1, число фаз Р=2 и число степеней свободы: f=N+2,-Р = \, что соответствует одному независимому параметру t или р, так что

Вид зависимости (1) определяется ур-ием Клапейрона-Клаузиуса, к-рое для случая плавления представится в виде

dp Qs

Действительно, изменение энтропии S при изотермоизобарич. процессе П. будет (при расплавлении 1 з или 1 з-мол.):

(3)

а изменение свободной энергии F

F-Fi-p,(v,-Vi). (4)

В ур-иях (2) и (3) Qs-скрытая теплота П., поглощаемая при П. 1 з (удельная теплота П)) или 1 г-мол. (молярная теплота П.), а Vz и Vi-удельные или молярные объемы жидкой (2) или твердой (1) фазы. Диферен-цированием ур-ия (4) по Т легко получить уравнение Клапейрона-Клаузиуса; оно дает зависимость от внешнего давления: из (2) видно, что для веществ, увеличивающих свой объем при П. (t;2>Vi), обычно имеем

> О, т. е. t° j повышается с возрастанием р; так напр., для олова при Др = 1 ООО atm, ATg=-1-3,34° (вычисленное), на опыте же получается ДТв=--3,28°. Для тех же веществ (висмут, вода), объем которых при

П. уменьшается (v < г\), < 0; из экспериментальных данньгх Бриджмена следует, что для воды =-0,00744 град/а<т, тогда

как по (2) вычисляется-0,00753. Для простых веществ имеет место приближенное правило Ричардса Вальдена

Const, (5)

аналогичное правилу Трутона при испарении (здесь Qg-молярное тепло П.). Во всяком случае, возрастает с Tg (см. табл.).

Точки плавления и молярные скрытые теплоты плавления.

В таблице приведены для нек-рьпс веществ величины, характеризующие процесс П.,- Tg и Qg. При нагревании твердого тела его темп-ра повышается до Tg (кривая 1 1 на фиг.), после чего она остается постоянной, пока все твердое тело не перейдет в жидкость (фиг., аЬ). Подобный же ход с рез-

к

а, Ь, onmSnsM. V

Время-

КОЙ горизонтальной ступенькой а^, Ъ-, отвечающей плавлению, имеет кривая (2 на фиг.) обратного процесса затвердевания, с той лишь разницей, что при П. невозможно перегревание кристаллов (выше Tg кристаллич. решетка не может существовать), при затвердевании же возможно переохлаждение (см. пунктир aiC,d на фиг.) жидкости, прекращаемое внесением затравки (кристаллика) в момент А (см. Кристаллизация). На измерении диаграмм плавкости химич. соединений в чистом виде (фиг.) и сплавов основан один из важнейших методов физико-химич. анализа сплавов-их термич. анализ (см. Сплавы, Металлография). Точку П. можно рассматривать как ту t°, при к-рой квазиупругие силы, связывающие ионы (или молекулы) твердого тела с их центрами равновесия в кристаллич. решетке, обращаются в 0. Исходя из этих представлений (В. В. Тарасов), можно вьшести теоретически эмпирич. правило Пикте, связывающее абсолютную темп-ру П. = Tg с термич. коэф-том линейного расширения а твердого тела; aTg= Const для кристаллич. решеток одинакового типа. Так, для галоидных солей щелочных металлов (кубические гетеропо-лярные решетки):

aTg= 0,037.

Вещество

Метод опред. пл.

Qs cal/мол. (или на 1 г-атом)

Гелий при 25,3

aim......

-272,1°

Газовый тер-

Аргон......

мометр . .

-190°

83,1°

Газовый тер-

Ртуть ......

мометр . .

- 38,87°

234,2°

Натрий.....

97,9

371°

Олово .....

231,9°

505°

Термометрич.

сопротивл.

1690

Серебро ....

961°

1234,1°

Газовый тер-

мометр . .

2 680

Медь......

1 083°

1 356,1°

3 180

Платина ....

1 771°

2 144,1°

Оптич. пиро-

метр ....

5 300

Вольфрам . . .

3 380° ±10°

Оптич пиро-

метр ....

Уголь (графит)

3 550°

Оптич. пиро-

метр ....

Карбиды танта-

ла и ниобия .

3 730-3 830°

Оптич. пиро-

метр . . .

Лит.: Хвольсон О., Курс физики, т. 3, Берлин, 1923; Тарасов В. В., Молекулярные силы и агрегатные состояния на основе электрических представлений, в сборнике Молекулярные силы и их электрич. природа , М.-Л., 1929; Jellinek К., Lehrbuch d. phys. Chemie, 2 Aufl., В. 2, p. 200, 515 Stg., 1928; T a ra m a n n G., Krlstallisieren u. Schmel-zen, Lpz., 1903; Henning F., Temperaturmessung, Handb. d. Phys., hrsg. v. H. Geiger u. K. Scheel, B. 9, p.521,Berlin,1926; Muller C.Erzeu-gung hoher Temperaturen, ibid., B.Il, В., 1926; Bridgman R. W., Ргос. of the Amer.Acad.of Arts a. Sciences*, Boston, 1911, v.46, p. 347; 1912, v.47, p. 4И; 1913, v. 48, p. 309; 1914, v. 49, p. 627; Phys. Review*, N. Y., 1914, ser. 2, v. 3, p. 126, 1915, ser. 2, v. 6, p.7. П. Ребиидер.

ПЛАВНИ, СМ. Керамическое пропзчодство.

ПЛАМЯ, явление, сопровождающее горение нек-рых тел и состоящее в свечении горящих и накаленных при горении паров и газов. Дерево, водород, сера, натрий,магний, фосфор, нафталин горят П., тогда как при горении других тел (напр. железа) П. не замечается. Появление П. зависит от способности горящего тела (напр.сера, фосфор, натрий и др.) переходить при /° горения в пары или газы. Дерево спирт, масла разлагаются на веще-



ства газообразные и парообразные. Наглядным опытом Фарадой показал присутствие в П. свечи тяжелых продуктов разложения материала свечи. Помещая колено согнутой стеклянной трубки в П. свечи т. о., чтобы трубка находилась над светильней в темной части П., он собирал горючие продукты разложения стеарина, поднимавшиеся по трубке и охлаждавшиеся в другом колене ее, в подставленную колбу. Эти продукты в виде тяжелых белых паров горели при зажигании. При помещении трубки в верхнюю светящуюся часть П. в колбе собирался густой черный негорючий дым. При сопри-кЬсновении трубки непосредственно со светильней в колбе сгущалась почти одна стеариновая кислота.

В П. можно различать отдельные части с большей или меньшей резкостью. В П. стеариновой свечи внутри у самой светильни имеется темный конус, где постоянно образуются тяжелые пары веществ, пропитывающих светильню, смешанные с продуктами разложения. Благодаря постоянному испарению t° здесь небольшая. В газовом рожке темный конус-пространство около самого выходного отверстия для газа. Темный конус окружен светлым конусом, где происходит самый энергичный процесс горения. Наконец имеется еще едва заметный внешний конус, где в избытке кислорода догорает все то, что не успело сгореть раньше. П. обычно бывает вытянуто в вертикальном направлении, так как накаленные газы легче воздуха и поднимаются поэтому вверх; но пламени можно придать любой наклон, устраивая искусственную тягу или дутье (см. Паяльная трубка). Величину и форму П. можно изменять, изменяя: 1) приток к нему воздуха, 2) содержание в нем кислорода, 3) скорость обращения в пар горящего тела. Темп-ра П. зависит от степени перемешивания горящих паров с воздухом. Максимальная ° получается в том случае, когда горючие газы или пары тесно смешаны с количеством воздуха в необходимой для их полного сжигания пропорции; избыток воздуха вреден в силу того, что на его нагревание расходуется тепло. Темп-ра воздуха, участвующего в горении, оказывает большое влияние на t° П.; в случае холодного воздуха д. б. затрачено нек-рое количество тепла, чтобы нагреть его до той при к-рой он может вступить в реакцию. Поэтому в металлургич. процессах для получения наиболее высоких t° воздух предварительно нагревают. Замена воздуха кислородом увеличивает t° И.

Напряженность света П. (яркость) для разных тел различна. Водород, спирт горят весьма бледным, едва заметным П. (несветящееся П.), в то время как ацетиленовое П. ослепительно. В вопросе о причинах яркости П. в науке долгое время держалось мнение Дэви, что свет П. зависит от присутствия в нем твердых частичек, к-рые являются или продуктом разложения горящего тела (частички угля при горении свечи, масла, дерева) или продуктом горения (образование магнезии при горении магния). Отсюда интенсивность света П. должна зависеть от количества этих частичек.

их t° и лучеиспускательной способности. Однако в конце 60-х гг. 19 в. Франкланд показал, что очень тяжелые и плотные пары или сжатые газы при накаливании светятся, т. к. по плотности приближаются к твердым и жидким телам. Так, он нашел, что водород, окись углерода, спирт (несветящиеся П.) уорят в сжатом до 20 atm кислороде блестящим П. Из своих опытов Франкланд вывел заключение, что яркость П. зависит от присутствия в нем накопленных тяжелых паров или газов, лучеиспускательная способность которых возрастает с плотностью.

Химич. реакции, к-рые производятся П., бывают различны в зависимости как от его t°, так и состава. В одних случаях (плавления, перегонки, операций, требующих высокой t°) важно тепло, связанное с П., в другид само П. своими составными частями принимает участие в реакциях. Если в П. находится избыток кислорода, то при своей высокой t° оно является энергичным окислителем (окислительное П.). Если же П. является результатом неполного горения и содерлшт водород, окись углерода, углеводороды, то оно является восстановителем (восстановительное П.). Окислительными и восстановительньпми свойствами П. широко пользуются для различных индустриальных целей в металлургич. и керамич. промышленности. Оно используется также при определепии минералов сухим путем (см. Паяльная трубка).

Лит.: Менделе еп Д., Основы хилнга, т. I, 9 изд., Москва-.Ленинград, 19-27; Грум-Гр;кимай-л о в. е., Пламенные печи, ч. 1 и 2, гл. i, М., 1925. И. Мельников.

ПЛАНЕР, безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха, могущий держаться в нем: 1) за счет расходования потенциальной и кинетич. энергии и 2) за счет энергии ветра, воздушных и термич. потоков. Первым человеком, начавшим систематич. летание на П. и практически осуществившим парящий полет, следует считать немецкого ученого Отто Лилиенталя, одним из первых поставившего изучение полета на П. на научную базу. После Лилиенталя полеты на планере производились Пильчером, Шаню-том, Герингом, бр. Райт и др. В зависимости от конструкции и применения современные планеры бывают-рекордные, учебные и тренировочные.

1.Рекордные П. должны иметь возможно лучшие аэрод1шамич. качества для достижения максимальной высоты и дальности полета, достаточную прочность и скорость, позволяющую летать при сильном ветре. По конструкции рекордный П. представляет собою свободно несущий моноплан с верхним крылом, прикрепленным к фюзеляжу. Иногда, крыло подкрепляется подкосами. Габарит фюзеляжа дается минимальный и определяется лишь необходимым габаритом кабины летчика; органы управления-минимально возможные; шасси отсутствует-вместо него ставится лыжа, наполовину спрятанная в фюзеляже. Для соблюдения нужной центровки аппарата летчик помещается впереди крыла. В большинстве случаев рекордные П.бьгаают одноместными, реже двухместными. Материалами, идущими на постройку П., являются главн. образом:



авиационный лес (см.), фанера-переклейка, ножевая фанера, сталь и дуралюмин (см.). Конструкции б. ч. бывают сплошь деревян-нылш и редко-смешанными. Сталь и дуралюмин идут гл. обр. для изготовления узлов, управления, различных башмаков и др. По конструкции лонжероны делаются гл. обр. коробчатого сечения, переменного как по высоте, так и по ширине. Последнее вызывается желанием приблизиться к равно-прочности лонжерона, т. е. максимально выиграть в его весе. Наибольшая высота и ширина лонжерона получаются в середине крыла, т. е. у фюзеляжа, и убывают к концу крыла. Соответственно с изменением высоты полок лонжерона изменяется и профиль крыла-в середине оно берется более толстым, к концу делается тонким. В виду большого размаха крыла (15-22 м) последнее делается составным из 3 частей-центральной части и двух симметричньгх консольных частей. Иногда центральный план имеет всюду одинаковый профиль, а изменение его формы происходит только в консольных частях. В нек-рьЕХ же случаях профиль меняется, начиная от середины крыла до самого конца, и нервюры в симметричных половинах крыла получаются все разными. Расстояния между нервюрами берутся примерно такими же, как у самолетов, т. е. от 250 до 300 мм. По конструкции нервюры не отличаются от нервюр самолетов и делаются вырезанными из фанеры, с необходимыми облегчениями и усилениями, или ферменного типа, но более легкими, так как нагрузки на крыльях у П. значительно меньшие. Обтяжка крыла обычно бывает комбинированной: передняя часть обтягивается фанерой-переклейкой, а задняя часть-тонкой материей,напр. перкалем, бязью, полотном. Если крыло делается однолонжеронньви, то вся передняя часть его от носка нервюры до лонжерона включительно представляет со-бою жесткую коробку, воспринимаюшую на себя изгибающий и крутящий моменты воздушных сил. Для получения достаточной жесткости крыла нервюры в носовой части скрыла связывают между собою при помощи ряда продольных стрингеров, идущих вдоль всей длины крыла; носовые части нервюр связывают одним или несколькими такими -стрингерами усиленного типа, кроме того иногда внутри этой коробки делают раскосную ферму. Фанера-переклейка, обтягивающая переднюю часть крыла, приклеивается к нервюрам, стрингерам и полкам лонжерона при помощи столярного или ка--зеинового клея и кроме того укрепляется медньши шурупами и оцинкованными или медньпди гвоздями. При однолонж;еронных конструкциях лонжерон располагается ближе к передней кромке крыла. В современных П. расстояние оси лонжеронов от передней кромки колеблется в пределах от 25 до 35% хорды. Задние части нервюр связывают между собою тонкими рейками или лентами. Концы нервюр соединяются заостренными по профилю продольными деревянными планками, согнутыми профилями из тонкого листового дуралюмина, или просто стальным тросом, укрепляемым у конца каждой нервюры. Скелет центральн. части крыла од-

Т. Э. т. XVI.

ного из рекордных П. изображен на фиг. 1. Нервюра в данном случае состоит из двух частей, к-рые до обтяжки фанерой приклеиваются к лонжерону. Нервюры обычного ферменного типа. Вырезы в узлах крепления раскосов нервюр предусматривают место для продольньгх стрингеров, дающих жесткость всей фанерной коробке. Фанера, обтягивающая крыло, заходит слегка за лонжерон и связывает в одно целое задние и передние части нервюр. При двухлонжерон-ном крыле крепление его к фюзеляжу производится к верхней его части в четырех точках: каж-


дый лонжерон крепится в двух точках, разнесенных между собою на величину ширины верхней части фюзеляжа. В однолонжеронных кон- Фиг. 1.

струкциях это крепление обычно осуществляется в трех точках: два узла прикрепляют непосредственно лонжерон, а третий узел, жестко связанный с лонжероном, отстоит от него на нек-ром расстоянии. Это делается для того, чтобы увеличить плечо между опорами и осуществить более жесткую конструкцию всего крепления крыла, так как эти узлы воспринимают большие нагрузки от крутящего момента воздушных сил и инерционных сил, возникающих при резком действии рулем направления. На фиг. 2 изображена одна из конструкций крепления однолонжеронного крыла к фюзеляжу. 3-я точка крепления крыла здесь вынесена вперед, в носовую часть, и


Фиг. 2.

жестко связана с лонжероном при помощи четырехлапого паука, сваренного из стальных труб. На конце паука приварен небольшой патрубок с внутренней нарезкой, в который ввертывается стальная пробка соединяющая паук с одним из шпангоутов фю-




Фиг. 3.

веляжа. Крепление разъемных частей крыла между собой осуществляется при помощи стальных башмаков, укрепляемых в конпах лонжеронов и обеспечивающих достаточную прочность этого сечения крыла и жесткость защемления консольной его части. При одно-лонжерониых крыльях, этих башмаков бывает две пары-одна пара устанавливается на верхних полках лонжерона, а другая-на нижних. Эти башмаки воспринимают насебя большую долю изгибающих крыло

нагрузок. Для вос-принятия крутящего момента воздушных сил и сил лобового сопротивления консольной части крыла, в месте разъема делаются еще одна-две точки крепления, отнесенные от лонжерона в ту или другую сторону по хорде крыла. Крепление консольной части крыла к центральному плану является наиболее ответственным и требует хорошей конструктивной проработки, т. к. одновременно с крепление.м крыльев в месте разъема приходится осуществлять и разъемное управление элеронами-этого требуют условия эксплоатации рекордных П. на состязаниях, т. е. быстрота сборки и разборки. Обычно осуществляют такую конструкцию крепления и соединения, которая при сборке или разборке автоматически включает или выключает управление элеронами, не требуя каждый раз их регулировки. Схематич. чертеж одной из конструкций соединения управления элеронами в месте разъема дан на фиг. 3. На конце лонжерона каждой части крыла устанавливаются кабанчики, соединенные с тросами управления. Один из них делается П -образного сечения, другой же-сплошного сечения, но так.обр., что при соединении Фиг. 4.

крыльев между собой он плотно входит в середину первого, образуя как бы один целый кабанчик. Получается, что при действии ручкой управления оба кабанчика поворачиваются одновременно. Существуют также конструкции разъемного управления, основанные на том, что при соединении крыльев они приводят в зацепление специальные секторы, имеющие зубцы, как у цилиндрич. шестерен (фиг. 4). Полная сборка крыла рекордного планера с установкой его на фюзеляж отнимает не более 10 мин.

Фюзеляжи рекордных П. делаются главным образом из дерева. Форма миделевых сечений бывает круглая, овальная или прямоугольная . Конструкция фюзеляжа П. мало отличается от однотииных конструкций легких аэропланов, но все детали делаются более легкими. В современных рекордных П. большое распространение получили конструкции монокок, имеющие обтяжку из фанеры. Это оправдывается необходимостью оолучить наиболее обтекаемую форму фю-


зеляжа, несмотря на сравнительную сложность изготовления. Габарит миделевого сечения . фюзеляжа рекордного планера определяется минимальным габаритом кабинки летчика, к-рая помещается впереди крыла. Иногда для получения меньшего миделевого сечения фюзеляжа летчика сажают на очень низкое сидение-всего 10-12 см высоты. Носовая часть фюзеляжа делается по возможности хорошо обтекаемой формы. На фиг. 5 представлен скелет одной конструкции фюзеляжа монокок в процессе его сборки. Сидение летчика будет сделано между третьим и четвертым шпангоутом, считая от носа; ножное управление - между вторым и третьим шпангоутами; ручка-непосредственно у третьего шпангоута; позади головы летчика, коте рая не должна


Фиг. 5.

выступать из пределов верхней части четвертого шпангоута, устанавливается крыло, которое в одной точке крепится к 4-му шпангоуту и в двух точках-к 5-му шпангоуту; шпангоуты 4-й и 5-й усиленные, и верхние части их сделаны из склеенных листов фанеры толщиной 20-25 жм, вырезанных по форме шпангоута. Обтяжка фанерой производится по частям; в местах, требующих большого изгиба, фанера распаривается, а в носовой части, где эти изгибы очень велики, делают снециальиый болван по форме носа и изготовляют на нем специальный кожух из ножевой фанеры, который сажается на фюзеляж уже в готовом виде. Фанера крепится на клею, медных шурупах и гвоздях к шпангоутам, отстоящим друг от друга на 600-800,жл1, и стрингерам, идущим вдоль всего фюзеляжа.

Хвостовое оперение у П. по конструкции ничем не отличается от однотииных конструкций легких самолетов, но для уменьшения сопротивления планер часто делают без стабилизатора и киля, заменяя компенсированными рулями высоты и направления. В этом случае лонжеронами рулей часто служат трубы из стали или дур-алюмина. Подкосы употребляют весьма редко. Конструкция хвостового оперения должна предусматривать легкость сборки и разборки, которая должна занимать не более 5-10 .м. Обтяжка оперения чаще всего делается матерчатая, реже фанерная. В виду большого размаха крыльев П. вертикальное оперение получается всегда относительно ббльшим, чем у самолета. Это в той же мере относится и к элеронам.

Шасси рекордного П. должно давать минимальное соиротивление в воздухе, а поэтому конструкторы планера отказались от




Фиг. 6.

шасси типа самолетов и начали изыскивать другие конструкции для воспринятия и амортизации удара при посадке. В настоящее время рекордные планеры снабжаются специальными амортизирующими полозами или лыжами. Конструкций этих посадочных приспособлений очень много. Так например, амортизация осуществляется при помощи автомобильной камеры, которую разрезают, растягивают в виде кишки, заклеивают концы и надувают, как обычно, воздухом. Эта камера поменшется между эластичным Деревянным полозом и

нижней частью фюзеляжа и при посадке, сжимаясь,амортизируетудар(фиг. 6). Передний конец полоза крепится к фюзеляжу шарнирно, а другой можетперемешаться вдоль по фюзеляжу в направляющих. Чтобы камера не лопнула, промежуток между краем полоза и фюзеляжа затягивается полотном. Иногда вместо камеры применяют резиновый шнур. В этом случае удар о полоз передается резиновому шнуру через задний конец полоза, к-рый заходит внутрь фюзеляжа. Есть конструкции, в к-рых резиновой амортизации совсем нет; в этом случае удар воспринимается упругостью самого полоза, который делается иа крепкого дерева наподобие обычной рессоры. Костылями снабжаются все рекордные П., но конструкции отличаются от костылей аэропланов лишь уменьшенным весом и размерами.

2. Учебные П. предназначаются для предварительного обучения планеристов. По конструкции учебный П. д. б. прост, хорошо управляем, дешев, все ответственные детали его д. б. легко доступны для осмотра, планерист должен быть защищен спереди на случай капота, приспособление для посадки д. б. прочно и легко ремонтируемо. Последнее вызывается тем обстоятельством, что во время обучения планеристов П. приходится испытывать сильные удары при жестких посадках, число к-рых во время первоначального обучения бывает особенно велико. Скорость учебного П. ббрется меньшей, чем у рекордных машин, так как учебные полеты происходят при меньшей скорости ветра. В соответствии со всеми этими требованиями изменяется и конструкция П. В настоящее время имеют большое распространение бесфюзеляжные конструкции учебных П., которые вместо фюзеляжа имеют плоскую стержневую ферму. На этой ферме открыто ставится сидение планериста и все управление. Крыло такого П. состоит обычно из двух частей, шарнирно скрепленных между собой в середине и с верхней частью фермы и расчаленных сверху и снизу проволоками или тросами. Нижние расчалки крепятся к нижней части фермы, а верхние соединяются в одной точке в верхней части фермы, выступающей сверху крыльев.Оперение такого планера устанавливается на конце плоской фермы, расчаленной для жесткости тросами или проволоками, идущими от конца фермы примерно к серединам симметричных половин крыла. Крылья делаются двух-

лонжеронными. Между лонжеронами делается внутренняя расчалка обычного тина. Обтяжка крыльев учебною планера и всех рулей-полотняная.

3. Т р е н и р о в о ч н ы е П. являются переходными от учебных к рекордным. По внешнему виду они похожи на рекордные П., но упрощенной конструкции в смысле производства, а именно: крылья берутся меньшего удлинения и нервюры по возмпмс-ности все одинаковыми, фюзеляжи прямоугольного сечения, подкосы употребляются как у крыльев, так и у оперения, и т. д. Твердо установившегося типа тренировочных планеров нет.

Аэродинамический расчет П. делается 1)для предварительного определения его основных размеров, увязанных с прочностью н управляемостью, 2) для выбора наиболее подходящего профиля крыльев и 3) для более точного установления его аэродипамич. данных, после того как все размеры уже известны или далее имеется продувка всей модели П. в аэродинамической трубе.

Под планированием понимается спуск планера по прямолинейн. траектории, при котором равнодействующая во.здушньгх сил Д уравновешивается силой тяжести планера-Go- В аэродипамич. расчете рассматривается только установившееся планирование, и скорпсти П. берутся относительно воздуха. На фиг. 7 сила Р, представляющая подъемную силу крыльев, равна проекции равнодействующей воздушных сил на


Фиг. 7.

направление, перпендикулярное траектории; сила Q-лобовое сопротивление планера- является проекцией R на траекторию полета. Подъемная сила крыльев Р уравновешивается составляющей полного веса планера Go на направление, перпендикулярное к траектории, а лобовое сопротивление Q- составляющей Gq на направление траектории. Угол в, составляемый траекторией с горизонтом, называется углом планирования, а угол а, между касательной к хорде в середине крыла и направлеш1ем траектории,-у глом атаки. Основными аэродинамическими величинами, характеризующими П., являются: его максимальное качество, т. е. максимум отношения его подъемной силы к лобовому сопротивлештю, что на поляре Лилиенталя (см. Аэродшш-мша, расчет сам о лета), соответствует наивыгоднейшему режиму, минимальна.я скорость сш1жения П., соответствующая на той же поляре экономич. режиму, и ско-



Сх/Су CytyVs

рость его по траектории отпосгггельно воздуха на этих режимах, которая при данной поляре зависит от удельной нагрузки на крылья и относительной плотности воздуха. Наивыгоднейший режим определяется точкой касания с полярой прямой, проведенной из начала координат, которая и определяет максимальное качество планера (см. фиг. 8). При наивыгоднейшем ре-жиме,как известно, получается и минимальный угол планирования, который на фиг. 8 соответствует углу между осью ординат и касательной прямой, проведенной из начала координат. Экономич. режим,характеризующий скорость снижения П., на фиг. 8 определяется точкой касания кривой с полярой Лилиенталя. Для суждения об аэро-динамич. характеристиках П. на всех режимах пользуются графиком т. н. указатель-нгщы глиссад планирования (см. Динамика аэроплана), к-рая м. б. легко построена из поляры Лилиенталя. Скорость планера по наклонной прямолинейной траектории определяют из ур-ия


Фиг. 8.

где Go-вес планера в кг, Q = -массовая плотность воздуха, 5-поверхность крыльев планера в м^, а Са-коэфициент равнодей- ствующей воздушных сил: Ca=VCy-\-Cx-Угол в наклона траектории к горизонту при каждом режиме определяется из ур-ия

tg0 = g. (2)

На фиг. 9 изображен примерный вид ука-зательницы глиссад планера. По оси абсцисс отложены горизонтальные составляющие Fjp.

скорости планера по

- траектории Утр. а по оси ординат, направленной вниз,-ВТОМ

же масштабе вертикальные составляющие той же скорости Vtnp.f обозначенные через и. Минимальный угол планирования на этой диаграмме является углом между касательной прямой к указательнице глиссад (в точке В), проведенной из начала координат, и осью абсцисс. Минимальная скорость снижения Ufninj получающаяся в точке поляры Лилиенталя, соответствующей значению

на фиг. 9 определяется расстоя-


Фиг. 9.

{cyi)fnin

нием между осью абсцисс и касательной к указательнице глиссад, параллельной ей (точка А). В виду того что диапазон скоростей П., обусловливаемый его прочностью.

не велик, обьгчно строят не всю указатель-ницу глиссад, а только лишь ту часть, к-рая охватывает допустимые для данного планера углы и скорости планирования. Лртныр режимы для получения больших достижений не должны выходить из пределов ВС указа-тельницы глиссад.

Если полет П. совершается при тихой погоде и при запуске П. имеет нек-рый запас высоты Z, то для достижения наибольшей дальности полета нужно лететь на наивыгоднейшем режиме, соответствующем

Сд. max

Дальность полета определяется по уравнению

L = Zctg0 = z(g) (3)

Для получения наиболее продолжительного полета, при том же запасе вытты Z, ему необходимо лететь на экономическом режиме,

т. е. при ( . Время полета П. в дан-

Су min

НОМ случае выразится таким образом:

где Z-высота в м; G.q, S имеют те же значения, что и в формуле (1). Так как все скорости при расчете П. берутся относительно воздуха, то при наличии встречного или попутного ветра изменится только дальность полета, время же планирования на любом постоянном режиме останется постоянным. Для определения дальности полета относительно земли при наличии ветра этот снос воздуха необходимо учитывать. Устойчивость и управляемость П. подсчитываются точно такими же методами, как у самолета на случай его планирования (см. Аэроплан к Динамика аэроплана).

Парящий полет, т. е. полет с набором высоты, м. б. осуществлен на плане-


Фиг, 10.

ре только при наличии восходящего потока воздуха. Восходящие потоки получаются при ветре, когда поток воздуха, благодаря неровным поверхностям земли, отклоняется от горизонтального направления и скорость потока имеет значительную вертикальную слагающую, направленную кверху (фиг. 10). Кроме этих потоков иногда имеют место довольно значительные восходящие термич. потоки воздуха, образующиеся .за счет сильного нагревания земной поверхности. При состязаниях П., которые происходят обычно в дневное время и в жаркие месяцы, термич. потоки могут давать очень сильный эффект, и последние мировые достижения высоты и дальности полета на планере обязаны глав-



ным образом термическим потокам. Если скорость снижения планера

TJ--,/ Go .

больше вертикальной слагающей^ 17 скорости ветра (фиг. 10), то планер должен снижаться. Когда П. попадает в область восходящего потока, в к-рой вертикальная слагающая ветра равна его скорости снижения, то планер может держаться на постоянной высоте и совершать горизонтальный полет. В случае же U<U П. поднимается;вверх, с вертикальной скоростью

Ui-U- и. (6)

Подъем П. может происходить до тех пор, пока U не будет равно U. Это будет уие потолком планера, т. е. предельной для данного П. высотой. Для достижения максимально возможной высоты в восходящем потоке летчик должен вести П. при экономич. режиме, соответствующем значению

icyilmin

Расчет П. на прочность делается обычными методами, применяемыми в самолетостроении, но расчетные нормы прочности П. берутся пониженными по сравнению с аэропланом. Запуск П. происходит на склоне горы и осуществляется след. образом. Устанавливают планер против ветра, поддерживая его за концы крыльев, а 2-3 чел. держат его крепко за костыль. Затем на специальный крючок, схематически изображенный на фиг. 6, который устанавливается в носу фюзеляжа каждого П., надевают кольцо, соединенное с резиновым амортизационным шнуром. Этот резиновый шнур растягивается силою 6-10 чел. После достаточного натяжения шнура, по команде пилота, люди, удерживающие П. за костыль, сразу отпускают его, и машина в 2-3 ск. взмывает в воздух и получает достаточную скорость, натяжение шнура ослабевает, и кольцо под влиянием веса шнура отцепляется с крючка и падает па землю. Посадка П. происходит таким же образом, как и самолетов, но пробег при посадке, благодаря большому трению лыжи о землю, получается очень малый, всего 2-5 м. Перевозка П. производится в разобранном виде на специальных тележках. Необходимость постройки специальных тележек вызывается главным обр. условиями эксплоатации П. на состязаниях, гак как при далеких посадках, к-рые бывают довольно часто, их в собранном виде доставлять на старт очень неудобно и даже не всегда возможно. Хранение П. происходит в ангарах и в авиационных палатках. Мировые рекордные достижения П. на 1929 г. следующие: высота над стартом-2 050 м, дальность полета-172 км и продолжительность- более 14 ч.

Лит.: Фадеев Н. Н., Аэродинамический расчет планера, Москва, 1926; Хроника воздушного дела , Самолет , М.; Gymnlch А., Der Gleit- u. Segel-Ougzeugbau, Berlin, 1925; Wegener K., Die Grundlagen d. Segelfluges, Lpz.-Mch.-Frankfurt a/M., 1923; S t a m e r F. u. L i p p i s с h A., Gleitflug u. Gleit-flugzeuge, Berlin; Flight , L.; The Aeroplane*, L.; GC ; Ztschr. f. Flugtechnik u. Motorluftschiffahrt*, Mch.; Bulletin technique*. P.; Aviation , New York; Luftwacht , в.; Flugsport , Frankfurt a/M.; Flug-Woche , в.-Lichtfelde; Lufttahrt , В.; Z. d. VDb; Le.4 Ailes , Paris; LAla dItalia*, Milano; LAero-nautique, Paris. A. Чесапов.

ПЛАНЕТАРИЙ, прибор, наглядно представляющий движение планет с сохранением относительных размеров и положения их орбит. Последние, иногда со спутниками, изображаются шариками, насаженными на проволочки и приводимыми в движение при помощи рукоятки и передачи из зубчатых колес. Солнце изображается свечой или лампой в центре. Движения планет в таких П. совершаются по кругам и представляют лишь грубое приближение к действительности. В таких П. по необходимости совершенно не соблюдается масштаб в смысле правильного соотношения между размерами планет и расстояниями их от солнца. Наиболее совершенная модель этого рода находится в Deutsches Museum в Мюнхене, где т. и. КоперниканскийП. сист. Майера занимает целую комнату, имея 0 12 м. Планеты подвешены к особым тележкам, движущимся по рельсам под потолком. Под шаром, изображающим землю, нахо-


Фиг. 1,

дится платформа, движущаяся вместе с землею. Наблюдатель, став на платформу, видит движение планет, как они представляются нам с земли.

Несовершенства и громоздкость этой модели заставили искать другого решения вопроса и повели к изобретению в 1924 году проф. Бауерсфельдом в Иене конструкции оптического П. сист. Цейсса. Первая модель, установленная в Deutsches Museum в Мюнхене, была значительно проще по своей конструкции и не давала многого из того, что дает вторая (и последняя) модель, выпущенная в свет в 1926 г. (фиг. 1). Изображения планет даются рядом проекционных фонарей, находящихся в центре белого экрана полусферической формы, изображающего небесный свод. Фонари приводятся в движение сложным механизмом и с большой точностью воспроизводят видимые гео-центрич. движения планет. Наряду с планетами система других проекционных фонарей дает на этом же экране изображения всех видимых невооруженным глазом звезд.



в последних моделях до 9 800 шт. В результате получается полная иллюзия звездного неба, на фоне которогю происходят движения планет, с воспроизведеннем суточного вращения небесного свода со всеми сопровождающими его явлениями, как то: восход и заход светил, кульминации, изменение вида неба в зависимости от часа ночи и времени года и т. д. Движения происходят с преувеличенной скоростью, что позволяет в течение немногих минут проследить явления, совершающиеся в природе за несколько месяцев или даже лет.

Устройство планетария системы Цейсса представлено на фиг. 2.

lecb / - / - по 1Ярна я ось, перпендикулярная к плоскости земного экватора; 2-2-ось эклиптики, перпндикулярная к плиск 1СТИ земной орбиты; -3 - -1 -ось В.-3., расположенная а зкватириаль-Н!1Й плоскости (ось вращения всего ап-пп[1ата для изменения географической Ш.1Р0ТЫ); наэтийисм

Запад


)т 2т i Зт Ат 5т


ЗаоаЗ

Фиг. 2.

могут вращаться все аппараты, проектирующие звезды и планеты, что позволяет представлять вид неба для любой точки земли-от северного до южного полюса; пе11есечение трех осей /-1, 2-2, 3-3 находится в центре купола зрительного зала П. на высоте 3 м от пола зала; 4, 5-32 проекционных аппирлта, находящихся на двух больших iiiartax (N и S), дающих звезды северного и южного неба, в общем количестве до 9 800 звезд от первой до шестой величины; в- гри проекционных аппарата для Магеллановых облаков и Сириуса, 7, Н-32 проекционных аппарата с названиями созврчднй и прецессионных часов; 9, 10-два проекционных аппарата д.чя Млечного пути; -10 проекционных аппаратов для солнца, его ореола, луны, Сатурна и зодиакального света, со всеми необходимыми дниженипмп; 12-8 проекционных аппаратов и движущих механизмов для Меркурия, Венеры, Марса и Юпитера; 13, 14-12 проекционных аппаратов для зодиакального пояса (оклип-тики) и линии экватора, а также точек северного и н)Шног<) полюса; /5, 1в-4 проекционных аппарата для линии меридиана; 17-i проеинионный аппарат для отсчета шк.1лы годов (счетчик лет); 18-2 двигателя для суточного движения: сутки в 1 минуту и в 4 мин.; 19-3 двигателя для годового движения: год в I, 2, 3 и 7 мин. и год в 7,3 ск.; 20-1 двигатель д.пя прецессионного движения всего звездного неба ва 26 ООО лет в 4 мин.; 21-1 двигатель для вращения

около оси 3-3, который изменяет географическую широту места (полный оборот на 360° в 7 мин.); 22- сколь.чящие контакты, соединяющие подвижной корпус с неподвижным; 23-рама (ферма), поддерживающая проекционный аппарат; 24-тележка для передвижения всего аппарата по рельсам, устроенным в полу зрительного зала; 25-рукоятка, с по.мо1цью гторой происходит перемещение тележки; 26-рубильник, сразу включающий и выключающий все 40 проводов, подведенных к аппарату от лекторского пульта; 27-стержень (штырь), закрепляющий тележку на нужном месте пола и действующий одновременно со включением рубильника 24.

Звездное небо проектируется при помощи 32 проекционных фонарей, расположенных внутри двух больших металлических шаров 4, .6 (фиг. 2). В каждом из последних помещается в центре один общий источник света, лампа в I ООО W, вокруг которой размещены 16 конденсоров (см.). Перед каждым конденсором находится диапозитив, изображающий соответствующий участок неба, и объектив, проектирующий изображение на экран. Диапозитивы изготовлены из оловянной фольги, в к-рой наколоты звезды в виде дырочек различных диам. в зависимости от величины звезд. Оба комплекса фонарей скреплены между собою жесткими решетчатыми фермами 11, 12, в к-рых по.мещаются механизмы планет, и могут как одно целое вращаться около оси мира 1-7, воспроизводя все явления суточного вращения небесного свода; вращение производится двумя электродвигателями 1Н. Горизонтальная ось 3-3 позволяет менять наклон всего прибора к горизонту, что соответствует изменению географич. широты места. Благодаря этому прибор позволяет демонстрировать вид неба для разных широт, от северного полюса до южного включительно. На фиг. 3 показано правильное положение П., в к-ром он д. б. установ.тен в разных точках земной поверхности, чтобы получить картину неба, соответствующую этой точке. Оставаясь на одном и том же пункте земли, но меняя положение оси 3-5 (фиг. 2), как показано на фиг. 3, можно проектировать вид звездного неба для разных широт (на фиг. 3 Е-линия.


Фиг. 3.

перпендикулярная к оси эклиптики, Р-линия, параллельная оси земли). Любопытно приспособление для того, чтобы звезды не проектировались на пол и вообще ниже горизонта. Для этой цели перед объективом каждого проекционного фонаря помещается особый затвор, который автоматически



1 ... 23 24 25 26 27 28 29 ... 48
© 2007 SALROS.RU
ПромСтройМат