![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
1 ... 14 15 16 17 18 19 20 ... 48 Табл. 2.-Д в у X о б о р о т н ы е плоские однокрасочные типографские машины. Фирма Название машин О ригинал-Миле Кениг и Бауер Иоганнис-берг Штурмфогель J
чать с одной печатной формы, на второй-с другой, а затем, обе])нувшись около особого барабана, при обратном ходе талера отпечатывается с оборотной стороны при помощи тех же печатных форм, но так, что отпечаток с одной формы помещается на обороте отпечатка, полученного с другой формы, и на-оборот.Описанные П.м. отличаются большой производительностью и предназначаются гл. обр. для печатания газет. Основные характеристики строящихся плоских П. м. указаны в табл. 1 и 2. Полуротации. Среднее положение между плоскими П. м. и ротационными занимают полуротации, к-рые печатают на бумажной ленте, идущей с рулона, с лицевой и оборотной стороны. Кроме того эти машины снабжены резательными и фальцовочными ап- движно закрепленные талеры и подвижные печатные цилиндры. Наиболее расиростра-ненными из указанного типа машин являются американские машины Дуплекс. Машина Дуплекс (фиг. 20) имеет два неподвижных та- ~£L лера 2, мертво закреп- верхние печатный цштндр о. /3----q верхний \ J талпир - -S:- ![]() Фальцовочны!} аппарат ![]() Нижний таллер Рулон 6унаги\ Фиг. 21. ![]() паратами и т. о. дают улго сфальцованные листы. Полу ротации д. б. разделены на два основных класса: 1) имеющие подвилные талеры и сконструированные на принципе обьшных плоских П. м., 2) имеющие непо- ленных болтами к боковым стойкам станины и расположенных один над другим. Два печатных цилиндра 3, покоящиеся своими цапфами в подшипниках общего ползуна, попеременно прокатываются над обоими талерами (верхний цилиндр над верхним талером и нижний над нижним талером). Непрерывная бумажная лента с рулона 1 пропускается между нижним талером и находящимся над ним печатным цилиндром и затем, огибая конец печатной машины, проходит над верхним талером и под верхним печатным цилиндром, откуда она направ.чяется через воронку 4 к резательному и фальцовочному аппаратам 5. На фиг. 21 дана схема движения бумажной ленты от рулона бумаги до фальцовочного аппарата. Т.к. бумага с рулона Фиг. 20. подается в машину непрерьгено и равномерно и так же равномерно она направляется в фальцовочный аппарат, а в пределах печатной формы она имеет останов на нек-рый промежуток времени, то эти машины требуют чрезвычайно плотной и крепкой бумаги. Указанного трша машины дают от 5 ООО до б ООО двусторонних оттисков в час. Полуротации употребляются за границей гл. обр. для выпуска небольшого тиража вечерних газет, давая возможность в короткое время выпускать самые последние новости, т. к. печатание может происходить и непосредственно с набора. В. Ротационные П. м. Общие сведения о конструкции ротационных П. м. Главной отличительной особенностью ротационных П. м. от плоских является цилиндрич. печатная форма. В то время как н плоских П. м. печатная форма плоская (будь то набор или стереотип), у машин ротационных печатная форма всегда цилиндрическая. Поэтому естественно, что печать производится всегда со стереотипа. Это жжеет как свои положительные стороны, так и отрицательные,-несколько удлиняя процесс подготовки к печати. Следующим важным, но не характерным признаком ротационных машин является печатание на рулонной бумаге. Как мы видели выше, печатание с рулона применяется на полуротациях (т. е. плоских машинах) и, с другой стороны, есть ротационные машины, печатающие на флатовой бумаге. То обстоятельство, что в ротационной машине печатная форма цилиндричесхсая, дает большие конструктивные возмолшости. В то время как в плоских машинах конструктор должен сочетать круговращательное двинение печатного цилиндра с прямолинейно-возвратным движением талера, имеющим две мертвые точки, в к-рых скорость движения должна падать до нуЛя, в ротационных машинах чисто ротационный принцип этих машин дает конструктору ббльшие возможности. Поэтому конструкции этих машин достигли такого совершенства и дали такие огромные скорости и производительность (см. ниже). Общая схема однорольной ротационной П. м. изображена на фиг. 22, где 1-рулон бумаги, 2-аппарат для увлажнения, 3- печатные цилиндры, 4-формные цилиндры , 5-красочные аппараты с системой раскатных и накат1п>1х валиков. Описание общей конструкции ротационных П. м. начнем ВТОМ порядке, в каком совершает свое движение бумага от рулона до сфальцованного оттиска. В ротационных П. м. формным и печатным цилиндрам м. б. дано большое число оборотов-порядка пятисот в минуту в современных сверхбыстроходных газетных ротационньгх машинах америк. з-дов, и вполне понятно, что в этого типа машинах ![]() Фиг. 22. большое значение приобретает ровная и бесперебойная подача бумаги. В старых конструкциях ротационных машин рулон с бумагой приводился во вращение тягой самой бумаги, т. к. бесконечная бумажная лента, зажатая между печатным и формным цилиндрами, двигалась поступательно их вращением. В этих конструкциях машин бумага подвергалась большому натяжению, что и давало частые разрывы бумажного полотна и не давало возможности цилиндрам делать болыпе 200 об/м. В современных конструкциях ротационных машин бумажные рулоны получают движение от широких резиновых или кожаных лент, соприкасающихся с их внешней поверхностью. Такого рода резиновые или кожаные ленты, дающие посредством трения движение рулону бумаги, приводятся в движение непосредственно от главного привода машины, приводящего в движение формный и печатный барабаны. Это усовершенствование создало возмож- ![]() Паяож. Фиг. 23. НОСТЬ подачи бумаги со скоростью, соответствующей окружной скорости печатных и формных цилиндров. Рулон бумаги содержит несколько км ее. Но при тех скоростях, которые развивает ротационная машина, встает вопрос о быстрой смене использованных рулонов новыми. Для того чтобы сменить рулон без остановки машины, существует несколько тгшов приспособлений. К числу таких приспособлений относится аппарат Фаллот. Смена рулонов производится так. По мере раскатки рулона он автоматически поднимается вверх (фиг. 23) из положения I в положение 1а, освобождая под собой место внизу для нового рулона. Сюда (положение I) ставится новый рулон и, когда верхний рулон подходит к концу, замедляют ход машины и склеивают конец бумажной ленты верхнего рулона с началом ленты нижнего рулона, нижний рулон приводят в положение I и пускают машину полныл! ходом. Этот аппарат служит как для смены рулонов, так и для раскатки их, что видно из рисунка, где 2-новый бумажный рулон, 1а-раскатанный бумажный рулон, 2 и 3- шкивы приводного резинового ремня, 4- приводной резиновый ремень, 5-верхние подшипники для приема раскатанного рулона, б-винтовые шпиндели, 7-червячный привод винтовых шпинделей, 8-нижние подшипники для бумажной катушки, 9- протянутая к печатному цилиндру бумажная лента. Другой способ смены рулонов состоит в следующем. Ротационная машина помещается в нижнем этаже здания, имеющего подвальный этаж, где находится склад бумаги. Аппарат для смены рулонов состоит из звезды, на к-рой может поместиться 3 рулона. С рулона, прижатого к ведущему его резиновому ремню, происходит сматывание ленты, второй рулон ждет готовый. тационных машинах делают формные и печатные цилиндры из цельных болванок кованой стали, монтируя их в мощных, жестких, компактных станинах. На вкл. листе изображена америк. быстроходная газетная рот тационная машина типографии газеты ТЬе New York Times*. Требования, предъявляемые к печатным и формным цилиндрам ротационных мапшн: 1) Печатные и формные цилиндры д. б. достаточно прочны и массивны и с большим сопротивлением изгибу; все цилиндры должны быть выбалансированы на особых станках статически и динамически. 2) Стенки цилиндров д. б. достаточной толщины и составлять одно целое с гидравлически впрессованными в них валами. 3) Цапфы вала д. б. достаточно большого диаметра и длины, чтобы свести уд. давление в подшипниках до минимума. 4) Как цапфы цилиндров, так и кожухи самих цилиндров д. б. тщательно отшлифованы. 5) Необходи- ![]() Фиг. 2i. чтобы тотчас же заменить первый, как только его лента подойдет к концу, третья ветвь звезды опущена вниз для замены смотанного рулона новым (фиг. 24). Сматываясь с рулона, бумажная лента прежде всего проходит через аппарат для увлажнения. Этот аппарат представляет собой япщк с подвижной крышкой, в к-ром бумага (входя через одну щель и выходя через другую) пропитывается паром, делается мягче и лучше воспринимает краску. После этого бумага идет в печатный аппарат. Надо сказать, что увлажнение бумаги не есть обязательный процесс печатания. Так напр., в большинстве современных машин отсутствует аппарат для увлажнения. В дальнейшем своем движении бумажная лента идет в печатный аппарат, проходя между формным цилиндром, на к-ром укреплена печатная форма, и печатным цилиндром. Те большие скорости, к-рых достигают эти цилиндры в ротационных машинах, предъявляют к ним повьппенные конструктивные требования. Американцы в своих современных сверхбыстроходных ро- мо требовать, чтобы подшипники всех печатных и формных цилиндров были снабжены кольцевой смазкой и были тщательно закрыты от пыли. Материалом для подшипников б. ч. служит бронза. За последнее время делается ряд попыток применить роликовые и шариковые подшипники. Благодаря этим подшипникам гарантируется меньшее изнашивание отдельных частей, более правильное расположение цилиндров, сокращается затрата энергии на двинн:ение, но по-лучи;/и распространение только подшипники с небольшими удельными давлениями. 6) Оси формных и печатных цилиндров, согласно разработанной в последнее время теории, должны находиться в одной горизонтальной плоскости. В старого типа машинах оси барабанов располагались или в вертикальной плоскости или в наклонных плоскостях, т. е. барабаны помещались или один над другим или один сбоку другого. Требование, к-рое предъявляют конструкторы к новейшим машинам,-располагать оси формного и печатного цилиндров в одной горизонтальной плоскости-объясняется ![]() 15-рольная ротационная машина-газетный агрегат MAN. 4-рольная ротационная машина MAN ординарной ширины. тем, что со временем происходит изнашивание подшипников барабанов, а по мере этого изнашивания оси могут равномерно опускаться при строго сохранившихся расстояниях между осями обоих цилиндров, в то время как в старых конструкциях малейший износ подшипников изменял расстояние между осями цилиндров, что отражалось на работе машины. Боковые стенки станины, как и вся станина, д. б. достаточно массивны и жестки. Накатывание краски на печатную форму производят красочными аппаратами, устройство, которых анало1ично устройству красочных аппаратов плоских машин. Отличием от этих последних является устройство у ротационных машин красочных насосов, т. к. при той быстроте, к-рую развивает ротационная машина, расход краски очень велик и требует механич. подачи краски. Подача краски производится с помощью нагнетательных насосов. Краска находится в резервуарах под давлением сжатого воздуха и передается в ящик для краски по сети трубопроводов диам. ок. 5 мм. Изменяя давление сжатого воздуха, можно регулировать общую подачу краски. Долгое время препятствием к увеличению скорости движения ротационньгх машин служила низкоплавкая масса обыкновенных накатных валиков 40-60°). При большем количестве оборотов валикам приходится делать очень большое число прокатов по стереотипу печатной формы, вследствие чего развивается t°, превосходящая fV,. массных валиков. Только замена их запатентованными более тугоплавкими массами, с одной стороны, и специальными резинами, с другой, дала возможность устранить и это препятствие. Приспособления для разрезываниябумажной ленты в ротационных машинах имеют различное устройство. Принято различать прерывающуюся резку с последующим отрыванием листа, гладкий разрез посредством ножей и разрез приспособлепием типа ножниц; затем-в зависимости от направления движения бумаги-продольный разрез, разрез, идущий в направлении движения бумаги, и поперечный разрез, идущий перпендикулярно движению. Продольный разрез производится круглыми ножами. Так напр., полоса бумаги в машинах двойной ширины (шириной в четыре страницы) разрезается на 2-4 полосы. Для поперечного разреза служат специальные разрезающие устройства цилиндрич. типа, иногда комбиниро-ваинью с приспособлениями для фальца и сборки. Все ротационные машины новейшего типа снабжены фальцовочными аппаратами (фальцевальные машины и аппараты), откуда отпечатанные листы выходят уже сфальцованными. Классификация ротационных П. м. 1. Ротационные П. м. в зависимости от выполняемых работ делятся на: 1) газетные, 2) книжные, 3) иллюстрациоиные и 4) специального назначения: билетные, обойные и т. п. 2. В зависимости от того, предназначаготся ли они для печатания на ролевой или листовой (флатовой) бумаге, делятся на: 1) ротационные машины, печа- тающие с рулона, и 2) машины ротационного типа, печатающие на флатовой бумаге. 3. В зависимости от числа ролей делятся на: 1) однорольные, 2) двухрольные и 3) многорольные. 4. В зависимости от того, есть или нет возможности менять формат печатаемых листов бумаги по направлению движения последней, делятся на: 1) машины постоянного формата, если формат печатного листа бумаги по направлению его движения нельзя изменять; обыкновенно у этих машин поперечные разрезы ленты бумаги на отдельные листы происходят после печати; и 2) машины переменного формата, если формат печатаемых листов бумаги по направлению листов последней можно изменять;обычно поперечный разрез бумажной ленты у этого типа машин происходит до печати. 5. Ротационные П. м. в зависимости от количества красок делятся на: 1) однокрасочные, 2) двухкрасочные и 3) многокрасочные. Газетные ротационные П. м. Машины этого типа должны обладать максимальной скоростью печати. Т. к. верстка газеты заканчивается обыкновенно ночью, а ранним утром газеты должны поступить для рассылки, то естественно, что типогра- ![]() Фиг. 25. фия должна стремиться в минимальный срок отпечатать весь тираж. В зависимости от тиража газеты устанавливают однорольные, двухрольные и многорольные машины. Газетные машины обыкновенно строятся с постоянным форматом и однокрасочные. В наших условиях для газеты районного и даже областного масштаба потребуются небольшие ротапионные машины, однорольные. Такого типа машина дает до 15 ООО отпечатанных восьмистраничных газет в час, сфа.аьцованных и подобранных в пачки по 5-10 экз. Фиг. 25 изобрансает однорольную ротационную машину немецких заводов. Для газет более крупного масштаба, республиканского и союзного, требуются ротации с большей производительностью. Каждая большая машина состоит из соединения нескольких малых. Эти последние представляют, каждая машину с двумя печатными устройствами и одним фальцовочным аппаратом, д в у х р о л ь н у ю (вкл. лист). Самая крупная построенная в Германией ротационная П. м. состоит из 15 рядом стоящих и соединенных в один агрегат одпокатушечных машин с 30 печатными и 30 формными цилиндрами (вк. г. лист). Формат четырехстраничного листа 515x785 мм. Общая длина машины 42,1 лг, ширина 5 м, высота 4,5 м. Общая производите.чьность машины 3/4 млн. страниц в час. Машина может работать как всем агрегатом вместе, так и отдельными частями, т. е. печатать несколько газет одновременно. Расход бумаги в час при 15 тыс. об/ч. определяется следующими цифрами: 230 км., или 360 ООО м^, или 18 ООО кг (при плотности бумаги 50 з на jvt-). Книжные и иллюстрационные ротационные машины. Эти машины от.тичаются от газетных гл. обр. более сложным устройством красочных аппаратов, большим числом раскатных н накатных валиков и более тонкой регулировкой подачи краски. Кроме того от них требуется более точная книжная фальцовка, более прочная конструкция цилиндров, снабженных по краям шинами, прочные оси, чтобы избежать малейших изгибов, и широкие подшипники. Вследствие более строгих требований к качеству печати и потребности больших удельных давлений для натиска число оборотов печатных и формных цилиндров в этих машинах не превышает 6 ООО. Д1ля предохранения оттисков от помарок при печатании оборотной стороны, когда бумага ложится только что отпечатанной лицевой стороной на печатный цилиндр для получения печати с обратной стороны, применяются прокладочные рулоны бумаги. Бумажная лента с такого рулона проходит через печатный цилиндр оборотной печати и снова наматывается. В последнее время такого рода устройство заменяется покрытием тонкого слоя парафина на декель печатного цилиндра. Книжные и иллюстрационные машины часто бывают снабжены приспособлениями, сокращающими дальнейшие процессы работы после печати,-именно приспособлениями для подборки, крытва обложкой и шитва. Книжные и иллюстрационные машины строят постоянного и переменного формата, а также для печати в одну, две и больше красок. Многорольные машины. Увеличение объема изданий вызвало появление многорольных машин. В машинах прежнего типа рулоны располагались по концам машины или друг над другом. Расположение рулонов, а также печатных и формных ци-.тиндров в несколько этажей в многорольных машинах создает большие неудобства при обслуживании. В последнее время от такого типа машин переходят к машинам типа агрегатных (вкл. л.). Машины в таком случае располагаются в ряд и связаны приводами, причем один мотор может обслуживать две машины. Агрегат обыкновенно состоит из двух этажей: внизу-части машины с рулонами бумаги: там происходит зарядка и смена их; вверху-печатные устройства и фальцевальные аппараты. Каждым из фальцевальных аппаратов при этом обслуживается несколько машин. Отдельные машины могут работать независимо друг от дру- га, благодаря чему можно получить целый ряд комбинаций. ( Ротационные машины переменного формата. В ротационных машинах переменного формата бумажная лента подводится с рулона при похмощи пары валов к резательным цилиндрам, делаюнщм такое же число оборотов, как и печатный цилиндр. Число оборотов ведущих валиков моншо изменить путем замены шестерен и так. образом можно изменять подачу бумаги за один оборот резательных цилиндров, а следовательно и формат отрезаемых листов. Отрезанный лист при помощи тесемок подводится по: ом к первому печатному цилиндру, к-рый и захватывает его при помощи клапанов, гра-феек или воздушного присоса. Затем лист передается на второй печатный цилиндр, получает вторую печать и выводится при помощи тесемок или к лучиночному выкладчику или же к фальцовочному аппарату. Передача от печатного цилиндра к фальцовке м. б. произведена также при помощи передаточных барабанов с воздушным присосом. Тесемочная и воздушная передачи сильно понижают производительность машины, поэтому в последнее время строят почти исключительно машины постоянного формата, тем более, что эти машины м. б. снабжены добавочными приспособлениями (швейные аппараты и т. д.), к-рые при переменном формате получились бы очень сложными. Кроме указанных типов ротационных П. м. строятся еще многокрасочные машины и ротационные машины для специальных целей. Выбор типа П. м. При выборе типа П. м. необходимо руководствоваться следующими основньЕии положениями: 1) Назначением той или иной П. м. 2) Производительностью П. м., т. е. способностью машины давать ту или иную отпечатанную площадь в Jt в час. 3) Весом машины, приходящимся на единицу производительности. 4) Площадью пола, занимаемого машиной, отнесенной к единице производительности. 5) Стоимостью машины, приходящейся на единицу производительности. 6) Расходом энергии на движение машины, отнесенньпл к единице производительности. Предельным размером печатной площади для американок является формат 42x58 см; при 1 400 оттисках в час она дает максимально возможную отпечатанную площадь в 341 м^. Для плоских П. м. максимальная площадь печати 153 х 105 см с количеством оттисков 1100 в час и 101 х х143 см с количеством оттисков 1 500; соответственно отпечатанные площади: 1767 м* и 2 167 м'; это цифры для машин со стоп- ЦИЛИНДрОМ. Для двухоборотных машин МЗг ксимальная печатная площадь 1231 х 1718лш с числом оттисков 1 600 в ч, и отпечатанной площадью в 3 500 м^. Для европ. ротационных П. м. (однорольных) максимальная печатная площадь равна 180x200 см, число оттисков 18 тыс. двусторонних и максимальная общая отпечатанная площадь равна 130 тыс. ж* в час. Вес П.м., отнесенный к 1 отпечатанной площади в час, составляет (в кг): Американка........... 3,3 3,5 3,75 4,8 Плоские П. н..........3,75 3,6 4,2 4,1 Ротационные П. м. (однороль-ные).............. 0,4 0,64 0,7 0,83 Площадь пола, занимаемого машинами, отнесенная к единице производительности, для американок (формат 410 х 550 мм) равна 0,007 м^, той ЛШ величине равна плошадь и для плоской П. м. (формата 1 095 х 1 330 мм); для ротационной печатной машины (размера 930 X 625 мм) эта площадь равна 0,0007 м^ до 0,0003 м^. Таким обр. наиболее производительною является ротационная П. м.; вес ее па единицу производительности приблизительно в 10 раз меньше веса плоской П. м., соответственно чему и стоимость, отнесенная к единице производительности, составляет i/io часть плоских машин и американок. Затрата материала на производство ротационной машины, отнесенная к единице производительности, составляет Vio материала, потребного на изготовление плоской машины или американки. Печатание на ротационных машинах производится на ролевой бумаге, которая при одном и том же качестве дешевле флатовой, необходимой для печати на плоских машинах. Конструкция ротационной машины также имеет ряд преимуществ перед конструкцией плоских печатных машин. Лит.: Ш у л ь ц А. К., Основы полиграфич. производства, Д., 1925; Щелкунов М. И., История, техника, искусство книгопечатания, М.-Л., 1926; Г о т м а н Е. в., Печатные машины полиграфического производства, М., 1928; Bauer F., Handbuch fur Buchdrucker, 4 Auflage, Frankfurt a/M., 1925; Die Hotationsmaschinen und ihre Tecbnik, Stereotypic u. Kraftmaschine, hrsg. v. A. Stecker, Wilhelmshaven, 1925; Southward J., Modern Printing, 3 ed., v. 1-2, L., 1921-22; U n g e г A., Lehrbuch fiir Buchdrucker, 2 Aufl., W., 1925; Der graphlsche Betrieb*, В.; Archiv fiir Buchgewerbe u. Gebrauchsgraphik , Leipzig. E. Гетман. Печатные машины офсет. Офсетный способ печати стал применяться только с начала 20 в. Он является дальнейшим развитием и усовершенствованием применявшегося до того времени литографского способа печати на жести (альграфии). Поэтому П. м. офсет имеют много общего с машинами для печати на жести, являясь в своих первых образцах применением их для печати на бумаге. Материалом для изготовления печатной формы для офсета в настоящее время служит цинк и алюминий, которые обладают после соответствующей обработки свойствами литографского камня в отношении удержания и отталкивания краски. В большинстве случаев цинковой или алюминиевой пластине придается цилиндрич. фор-Aia; этим самым обусловливается возможность применения ротационного принципа печати, как наиболее продуктивного (первое преимущество офсета над обыкновенной литографской печатью, где камень всегда обусловливает плоскую печать). В офсет-машинах цинковая или алюминиевая печатная форма передает оттиск на резиновое полотно, с которого оттиск передается на бумагу. Резиновое полотно служ;ит проме->ку1очной средой между печатной формой и бумагой и является характерной особенностью печати по способу офсет, создавая целый ряд преимуществ. В этих машинах мягкое, эластичное резиновое полотно, воспринимающее краски с формы, не так быстро истирает цинковую поверхность печатной формы; поэтому с одной и той же формы мо- жно получить значительно большее количество оттисков (исчисляемое в сотнях тысяч, а по последним американским дан-ны.м до 6 млн, и даже 12 млн.), что особенно важно при многотиражных изданиях журналов, этикеток, плакатов и т. п. (в литографии камень выдерживает ок. 10 ООО оттисков, в фототипии ок. 1 ООО, а обыкновенный типографский стереотип ок. 50 ООО). Печатная форма при установке на офсет-машину почти не требует приправки; передача оттиска с резиновой поверхности дает возможность пользоваться для печати бумагами и более низкого сорта и более низкой отделки; продукция офсета обладает достаточно высоким художественным качеством при дешевой стоимости изготовления. Офсетные машины строятся как однокрасочные, так и многокрасочные, тогда как литографские машины строятся только однокрасочными. Все эти преимущества офсетной печати послужили поводом к тому увлечению офсетом, какое наблюдается как в Европе, так и в Америке. Почти все з-ды П. м. организовали у себя постройку офсет-машин. Характерной особенностью для П. м. офсет является передаточный цилиндр, обтянутый резиновым полотном. Что касается печатной формы, то ей придают как плоскую форму в плоских офсе т-м а ш и н а х, так и цилиндрическую-в ротационных. Плоские П. м. офсет. Несколько заводов как американских, так и европейских сконструировали плоские офсет-машины. В них печать можно производить как со специальной цинковой пластины, так и с литографского камня и набора. Эти машины в сущности очень немногим отличаются от плоских литографских машин (см. Литография, п.чоские литографские машины). ![]() Фиг. 26, В машинах этой конструкции (фиг, 26) цилиндр 1, соприкасающийся непосредственно с печатной формой 5, обтянут резиновым полотном, над ним помещается гладко отшлифованный металлич. цилиндр 3, являющийся печатным цилиндром. Диаметр печатного цилиндра м. б. или вдвое менее передаточного для печатания в две краски [т, е. печатный цилиндр 3 делает два оборота за один оборот передаточного цилиндра 1 (фиг. 27)] или одинаковый с ним (фиг. 26), В остальном машины этого типа ничем не отличаются от плоских литографских машин. Во время печатания бумажный лист подается обычным способом (вручную или самонакладчиком) к захватным клапанам передаточного цилиндра, к-рый вращаясь захватывает клапанами лист и подводит его к йлапапам печатного цилиндра в том месте, где оба эти цилиндра соприкасаются; здесь клапаны первого цилиндра отпус1сают лист, а клапаны второго захватывают его, т. о. передача листа совершается в тот момент, когда лист зажат между обоими цилиндрами. Этим устраняется возможность сдвига листа. Талер, пройдя под передаточным обтянутым резиной цилиндром, делает на нем оттиск с лежащей на талере печатной формы. В своем дальнейшем вращении передаточный цилиндр, захватив бумажный лист, к-рый проходит под натиском между ним и печатающим цилиндром, передает на него оттиск. Ббльшая или меньшая сила натиска достигается регулировкой расстояния между осями цилиндрдв. Эти машины печатают только с одной стороны листа (в один проход), причем печатают и в одну и в две краски. Они имеют очень незначительное распространение и применяют- ![]() Фиг. 27. ся гл. обр. при небольших тиражах. Такого типа машины применяются для печатания географ ич. карт. П. и. офсет ротационного типа. В большинстве случаев П. м. офсет строятся ротационного типа для печатания как на флатовой бумаге, так и на рулонной. Первоначальные образцы офсет-машин были построены исключительно для печати на флатовой бумаге, однако благодаря тому, что они были построены по ротационному принципу, имелась возможность работать с ббльшим числом оборотов,а следовательно и с большей производительностью. В последнее время в большом распространении П. м. офсет и для печатания с рулона. П. м. офсет для печати на флатовой бумаге разделяются по числу отпечатываемых красок за один проход листа на однокрасочные, двухкрасочные и многокрасочные, причем различные типы машин дают самые различные варианты многокрасочной печати. На всех ротационных офсет-машинах печатание производится с печатной формы; последняя закрепляется на формном цилиндре. Увлажнение печатной формы производят специальным аппаратом-увлажнителем (этот аппарат описан Н1 же-в конце статьи), который в общих чертах идентичен с таковым у литографских машин (см. Литография). Накатывание краски производится красочным аппаратом, аналогичным по своему устройству красочным аппаратам других П. м. Передача оттиска на бумагу производится с передаточного цилиндра, обтянутого резиновым полотном. Число цилиндров в различных конструкциях машин различно. Однокрасочные офсет-машины строятся как с двумя, так и с тремя цилиндрами. Общая схема двухцилиндровых ма- шин следующая (фиг. 28). Цилиндр 1 разделен на две части, из которых одна несет на себе печатную форму 3, а вторая 4, глад- ![]() Фиг. 28. ко отшлифованная, выполняет роль печатного цилиндра; цилиндр 2 обтянет резиновым полотном 5 и служит для передачи оттиска с печатной формы на бумагу. Диам. цилиндра 1 вдвое более диам. цилиндра 2, и т. о. этот последний делает два оборота за один оборот первого. С одной стороны цилиндра 1 расположен увлажнитель 6, который при посредстве ряда валиков увлажняет печатную форму, с другой-красочный аппарат 7, который накатывает краску на печатную форму. Цилиндр 1, вращаясь вокруг своей оси, проводит печатную форму последовательно под валиком того и другого аппаратов и, соприкасаясь затем с передаточным цилиндром 2, обтянутым резиновым полотном, передает оттиск с формы на резину. В дальнейшем CBoeja вращении цилиндр 1 подводит к соприкосновению с цилиндром 2 свою печатную поверхность; при этом, при проходе под накладным столом 8, он захватывает своими клапанами лист бумаги и ведет его, как это указывалось выше при описании плоской офсет-машины. Т. обр. лист, пройдя под натиском между цилиндрами, получает с резиновой поверхности цилиндра 2 красочный оттиск. Машины этого типа печатают в одну краску с одной стороны листа. Имеется также другой вариант двухцилиндровой машины. В ней (фиг. 29) формный цилиндр 1 разделен на 3 части; на двух из них помещается по ![]() Фиг. 29. печатной форме, а третья часть, гладко отшлифованная, выполняет роль печатного цилиндра. Передаточный цилиндре, обтянутый резиновым полотном, имеет диам. в три раза меньше диаметра формного цилиндра. Поэтому, пока последний совершает один оборот, он совершает три, причем при первом обороте он воспринимает красочный оттиск с одной печатной формы, при втором- со второй и при третьем передает оттиск на бумажный лист, проходящий между передаточным цилиндром и гладкой стороной формного цилиндра. Вверху и внизу формного цилиндра помещено по одному красочному аппарату 5, каждый из к-рых накатывает краской свою печатную форму. Один увлажнитель 4 увлажняет обе печатные формы. Клапанами 5 снабжена только печатающая часть формного цилиндра, так как лист бумаги захватывается только при третьем обороте передаточного цилиндра. Машина может печатать в две краски с одной стороны листа, но главн. обр. предназначена для печатания в одну краску, и тогда место второй формы на цилиндре большого диаметра занимает раскатная пластина, дающая лучший раскат краски, а следовательно и более сочный оттиск. Однокрасочные офсет-машины строятся п с тремя цилиндрами, причем в одних конструкциях цилиндры выполняются разных диаметров, в других равных. Схема машины, изображаемая на фиг. 30, дает представле- кверху, что следует отнести гоже к ее достоинствам. К такому типу двухоборотных машин следует отнести построенную в 1912 г. английской машиностроительной компанией трехцилиндровую машину, в к-рой диаметры формного 1, передаточного 2 и печатного 3 цилиндров относятся между собою как 2:1:1 (фиг. 31). Этот тип получил меньшее распро- ![]() ![]() странение и в европейских конструкциях машин не применяется. Зато большую популярность приобрела америк. система, в к-рой все три цилиндра равного диаметра. Основная схема машин этого типа представлена на фиг. 32, где i-формный цилиндр, 5-красочный аппарат, 3-увлажнитель, 4-передаточный цилиндр, 5-печатный цилиндр. В машинах этого типа печать производится в один оборот всех цилиндров, почему эти машины и называют однооборотными. По этой схеме за последнее время строят машины и большинство немецких з-дов. Однако Л представленная на фиг. 32 ![]() Фиг. 30. ние ,об одной распространенной англ. конструкции однокрасочной офсет-машины. В ней формный цилиндр и передаточный li;n-линдр одинакового диаметра, а третий печатный цилиндр в два раза меньшего диаметра. Указанного типа машины иногда называют д в у X о б о р о т н ы м и, т. к. в них печатный цилиндр делает два оборота, в то время как другие два цилиндра один. Схема этих машин (фиг. 30) следующая: 1-формный цилиндр, 2-печатная форма, 3-поверхность для растирания краски, 4-передаточный цилиндр, 5-резиновое полотно, 6-печатный цилиндр, 7-увлажнитель, 8- красочный аппарат. Преимуществом офсет-машины этой конструкции является то обстоятельство, что равенство диаметров обоих цилиндров, формного и передаточного, дает ббльшую гарантию в правильности приводки, и кроме того вторая половина формного цилиндра м. б. использована для растирания краски, что очень важно для офсет-машин, где ровное нанесение на печатную форму хорошо растертой краски играет существенную роль для качества печати. Приемка листов у этих машин происходит печатью Фиг. 32. система расположения цилиндров не общепринята. Так, м.ашина Роланд з-да Фабер и Шлейхер (фиг. 33) имеет передаточный оооо . цилиндр 4 прямо под формным 1, а печатный 5 расположен сбоку от передаточного ![]() щ^- на высоте одной трети ptfg/ диаметра последнего. Под передаточным цили- ШЖ- ядром расположен вспо- могательный цилиндр 2 Фиг. 33. ДЛЯ вывода листов на приемный стол 3. У машин завода Франкенталь передаточный цилиндр лежит не прямо под формным, а несколько в сторону; рядом с ним лежит печатный цилиндр. В машине завода Иоган- нисберг формный цилиндр расположен под накладным столом на удобной для печатника высоте, рядом с ним-передаточный цилиндр; печатный цилиндр лежит несколько выше последнего, рядом с ним. У всех машин этого типа красочный аппарат расположен вверху формного цилиндра, т. е. в верхней части машины, увламшитель- различно в разных системах машин. В американских машинах он располагается вверху, в немецких и вверху, и сбоку, и внизу. На фиг. 34 дан вид сбоку однокрасочной офсет-машины одного из немецких заводов с тремя цилиндрами равных диаметров. В этой машине передаточный цилиндр 2 сконструирован для двух полотнищ. Верхнее иолотнршде можно при помощи натяжного ![]() Фиг. 34. шпинделя натягивать равномерно с обеих сторон. При надобности передаточный ;ци-линдр м, б. выключен, причем останавливать для этого машину не требуется. В противоположность ряду офсет-машин описываемая машина взамен декеля имеет тщательно отшлифовапный печатный цилиндр, гарантирующий равномерный натиск на резину. Красочный аппарат 3 состоит из 10 раскатных валиков и 4 накатных валиков. Накатные валики включаются и выключаются автоматически. Автоматическое включение и выключение накатных валиков происходит в момент пуска и останова, но может производиться и в любое время вручную. Увлажнитель (мочильный аппарат) состоит из двух накатных валиков и трех передаточных. Все они сконструированы в пружинящих подшипниках, регулирование к-рых производится с большой точностью. Передаточные валики, кроме одного, имеют медленное боковое движение, а это способствует лучшему распределению воды, регулирование подачи к-рой производится особым выключателем. Подача листа к печатному цилиндру производится след. обр,: особые клапаны, захватив на накладном столе очередной лист бумаги, с постепенно увеличивающейся скоростью, доходящей до окружной скорости печатного цилиндра, передают его ко второй системе клапанов, помещающихся на цилиндре. В то время как вторая система клапанов достаточно крепко захватит поданный им лист, первая система клапанов размыкается. Т. о. предупреждается сдвиг .чиста на печатном цилиндре. Это дает возможность держать точный регистр даже при тонкой бумаге и большой скорости, Вьшод листов производится при помощи бескопеч-пых цепей; выкладывание листа-печатью кверху. Приемный стол 11 опускается автоматически. Производительность указанных здесь машин достигает 3 500 оттисков в час. Она зависит от качества бумаги, требуемого качества печати и т. п. Кроме того нужно заметить, что для более удобной установки формного и передаточного цилиндров у этих машин имеется приспособление, дающее возможность производить как медленное прямое, так и обратное двиление машины, что исключает потребность в поворачивании машины вручную. Выключатель приводится в действие при помощи педали или рукоятки и сразу разъединяет все три цилиндра. Двухкрасочные офсет-машины строятся с тремя, четырьмя и пятью цилиндрами. Как указано выше, и на двухцилиндровых машинах возможна печать в две краски, однако они б. ч. применяются для печати в одну краску. Кроме того двухцилиндровые машины печатают в один проход только с одной стороны листа, тогда как на двухкрасочных машинах других конструкций б. ч. можно печатать и с оборотом (см. ниже). Трехцилиндровые двухкрасочные П. м. офсет. На этих машинах можно печатать следующими способами: 1) двумя красками на лицевой стороне листа; 2) одной и той же краской на лицевой и оборотной сторонах; 3) различными красками на лицевой и оборотной сторонах листа; 4) одной краской на лицевой или оборотной стороне листа. Устройство этих офсет-машин состоит в следующем: Большой формный цилиндр 1 (фиг. 35), равный ему передаточный цилиндр .8 и в половину меньшего диаметра печатный цилиндр 3 расположены так же, как и в однокрасочных офсет-машинах. Формный цилиндр имеет приспособление для укрепления на нем двух форм 4, причем каждая из них занимает Vs поверхности цилиндра. Остающаяся треть разделена на две равные части для устройства на них зажимающих приспособлений. Формы доступны легкому наблюдению с одного места. На передаточном цилиндре натянуты две резиновых покрышки 5, из к-рых каждая соответствует положению и размеру печатных форм, закрепленных на формном цилиндре. Так. обр. при контакте формного и передаточного цилиндров за время одного оборота на каждую резиновую покрышку производится оттиск краской. Печатный цилиндр, делающий два оборота за время одного оборота формного и передаточного цилиндров, при первом обороте приходит в контакт с одной покрышкой, а при втором обороте-с другой. Т. о. лист, наложенный на печатный цилиндр, за каждый из двух оборотов получает по одному оттиску. Красочный аппарат 6, состоящий из двух наборов раскатных и накатных валиков вместе с двумя красильницами, расположен непосредственно над формным цилиндром. Накатные валики каждого красочного аппарата автоматически поднимаются и опускаются на соответствующую форму, но когда они отводятся от соответствующей формы, они остаются в контакте с раскатными валиками; т. о. за две трети времени оборота 1 ... 14 15 16 17 18 19 20 ... 48 |
© 2007 SALROS.RU
ПромСтройМат |