Главная » Промиздания » Патока

1 ... 12 13 14 15 16 17 18 ... 48

условиями процесса печатания и экономическими нормами.Качество печатных изделий зависит как от оптических свойств П, к. и бумаги, так и в очень значительной степени от печатных свойств П. к.

Оптические свойства П. к. сводятся к 1) цветному тону и его интенсивности, 2) кроющей силе и 3) характеру отражения света (матовые и блестящие П. к.). В зависимости от назначения печатного изделия и от требуемого зрительного впечатления могут потребоваться П. к. любого из теоретически возможных цветных тонов и любой интенсивности. Практически же число цветных тонов П. к. ограничено технич. и экономич. возможностями. Технология красок не может дать всех цветных тонов, в особенности же тонов наивысшей интенсивности. Полиграфическая техника должна, но зкономич. и технич. соображениям, ограничивать число наносимых П. к., хотя бы за счет некоторой потери их качества. Черные П. к. применяются в наибольших количествах, т. к. черный цвет наиболее удовлетворяет требованиям, предъявляемым к массовым печатным изделиям: книге, газете, журналу и т. п. Контрастность белой поверхности бумаги и черных графич. элементов воспринимается органом зрения с наименьшим напряжением. В зависимости от назначения и характера печатных изделий черный тон д. б. более или менее глубоким и нейтральным, т. е. насыщенным и свободным от примеси белого, желтого и красного тонов, как уменьшающих контрастность. Поэтому черные П. к. д. б. нейтрально-черными, или в крайнем случае с синеватым, зеленоватым или фиолетовым оттенком. Черные П. к. с рыжеватым и красноватым оттенком следует считать нерациональными; исключение составляют двутоновые П. к. Цветные П. к. применяются в значительно меньших количествах, главным образом для изображения на бумаге многоцветных (панхроматических) тел и в целях выделения некоторых графич. элементов печатного изделия привлечение внимания к плакату, обложке и т. п.). Рационализация панхроматич, и многоцветного печатания требует, чтобы цветные тона П. к. по возможности приближались к цветам спектра и были интенсивными, т. е. одновременно насыщены (сво-45одны от белого) и ярки (свободны от черного). Зрительное восприятие черного или дветного графич. изображения зависит от 2£асыщенности цветного тона, к-рая уменьшается при просвечивании белой поверхности бумаги сквозь слой П, к. Поэтому П. к. должны обладать большой кроющей силой, т. е. наивозможно тонкий слой П. к. должен не допускать отражения лучей света от поверхности бумаги. Достижение этого эффекта за счет увеличения толщины слоя П. к. нерационально по условиям про-десса печатания. Черные П. к. для массо-► вой печати текста и иллюстраций д. б. кроющими. Цветные П. к. для трехкрасочного печатания д. б. прозрачными, чтобы давать при наложении друг на друга растровых точек смешанные цветные тона. Для других случаев многоцветной печати (хро-жолитографии, плаката, обложек) они д. б.

кроющими. Практически полиграфич. техника располагает более всего и о л у к р о-ющими, полупрозрачными П. к. Измерения кроющей силы и прозрачности П. к. производятся с достаточной точностью различными методами. Экономическую важность имеет укрывистость П. к., измеряемая площадью, к-рую можно покрыть единицей веса П. к. Зрительное восприятие графич. изображений зависит от характера отражения света поверхностью красочного слоя, образующего графич. изображение. В текстовых печатных изделиях (книги, газеты и т. п.) блеск красочных элементов утомляет зрение. В большинстве панхром 1тич. и многоцветных печатных изделий блеск искажает зрительное впечатление и уменьшает близость его к впечатлению от оригинала. Поэтому П. к, д. б. матовыми. Но в нек-рых случаях графич. изображение должно дать впечатление блеска и требует ири-менения особого вида П. к.-г л я и ц е в ы х, или блестящих. П. к. должны быть светопрочными и не излюнять цветного тона под действием света (см. Выцветание красок). В специальных случаях к П. к. предъявляются требования прочности по отношению к внешним воздействиям, которым может подвергаться печатное изделие (водопрочные, щелочеупорные, спиртопроч-ные, лакоупорные П. к. и др.). Постоянство цветного тона графич. изображений зависит не только от светопрочности П. к., но и от свойств бумаги, нек-рые сорта к-рой действуют химически на цветной тон П. к. или же, изменяя с течением времени свой цветной тон, изменяют в силу контраста первоначальное впечатление от графического изображения. Водоирочность, щелочеуиор-ность и другие свойства П. к. определяются качественно.

Печатные свойства П. к. Печатные свойства П. к. должны обеспечить нормальный ход процесса печатания. Главнейшие из них-консистенция, длина, липкость и как общее выражение их-вязкость.

Консистенция П, к, понимается как подвижность и текучесть их. Прямых методов определепия консистенции не имеется; она характеризуется скоростью, с которой П. к, принимает горизонтальное положение при выведении из равновесия сосуда с П. к. Практически следует различать две полярные степени консистенции П.к.: густые П, к. и жидкие П. к. (распространены менее правильные термины: крепкие и слабые П. к.). Консистенция П. к. изменяется с изменением темп-ры; при повышении ее П. к. делаются жиже, с понижением- гуще. Для различных условий процесса печатания требуется различная степень консистенции П. к.: для ротационных печатных машин требуется наиболее жидкая консистенция П. к., а для ручных прессов-наиболее густая. Неправильный выбор консистенции П. к. вызывает ряд дефектов в печати. П. к. слишком жидкой консистенции заливают печатную форму, дают грязную печать и отмарывание. Консистенция, слишком жидкая по отношению к впитывающей способности бумаги, дает отмарывание (если бумага слабо впитьшающая) или проби-



вание и просвечивание (если бумага сильно впитывающая). Слишком жидкая по отношению к скорости механизма П. к, может вызвать полет , отделение пигмента от связующего вещества и забивание печатной формы, если пигмент грубой структуры. П. к. слишком густой по I отношению к скорости печатного механизма консистенции вызывает серую и так наз. беспокойную печать. Таким образом консистенция П. к. должна соответствовать прежде всего скорости печатного механизма, впитывающей способности бумаги и атмосферным условиям.

Закрепление П. к. на поверхности бумаги является критич. моментом процесса печатания: П. к. из полужидкого и мажу щегося состояния должна перейти в сухое и твердое. Закрепление П. к. может быть достигнуто несколькими путями: 1) применением б. или м. жидкой П. к., которая обладает способностью б. или м. полно впитываться в массу бумаги (впитывание), или 2) применением более или менее густой П. к., которая обладает способностью образовьшать под влиянием воздуха твердую пленку, защищающую от смазывания и отмарывания лежащую под ней П. к. (окисление и осмоление). Оба эти процесса, применяемые отдельно, не обеспечивают нормального закрепления П. к. на поверхности бумаги. Впитывание протекает довольно быстро, но уменьшает насыщенность красочных графич. элементов и граничит с просвечиванием их. Если впитывается лишь связующее вещество и в слишком значительной степени, то пигмент не будет закреплен на поверхности бумаги и П. к. слетает . Окисление (или осмоление) обеспечивает более насыщенные графические элементы, без просвечивания и слета, но требует значительного времени (нескольких дней). Поэтому закрепление П. к. более рационально достигается комбинированием обоих процессов высыхания. Следует иметь в виду, что закрепление П. к. может быть ускорено за счет частичного испарения связующего вещества. В зависимости от цели и условий процесса печатания закрепление П. к. рассчитьшают в различной степени на впитывание, окисление или испарение. Газетные и др. П. к. для ротационных печатных механизмов закрепляются преимущественно за счет впитывания и лишь в незначительной степени окислением. Книжные П. к. для плоских печатных машин, к-рые должны дать более интенсивное графич. изображение, чем газетные, закрепляются почти одинаково за счет впитывания и окисления. Иллюстрационные П. к. закрепляются больше за счет окисления и только в незначительной степени за счет впитывания (бумагу употребляют мало впитывающую). П. к. для печатания с валов глубокой печатной формы (тифдрук) закрепляются впитыванием и окислением; предиурительное испарение нек-рой части очень жидкого связующего вещества выполняет задачу переноса пигмента в углубления печатной формы и облегчает удаление П. к. с пробелов (бумагу берут впитывающую). Скорость высыхания П. к. зависит не только от способности высыхания самой П. к., но и от

т. Э. т. XVI.

многих других факторов. Наибольшее значение имеют свойства впитываемости печатной бумаги. Поэтому нормы высыхающей способности П. к. должны быть различны для различных случаев печати и доллгны подбираться соответственно характеру печатного изделия, впитывающей способности бумаги, скорости печатного процесса и атмосферным условиям. При этом в зависимости от факторов больше используется процесс впитывания или окисления. Впитывание П. к. в массу бумаги представляет собой явление адсорбции (см.). Пористый поверхностный слой бумаги всасывает в себя полужидкую систему пигмент-связующее вещество . В зависимости от ряда факторов происходит впитывание всей системы целиком или избирательная адсорбция связующего вещества; на поверхности бумаги остается достаточно интенсивно окрашенный слой П. к., потерявший способность смазываться, т. к. в нем уже произошел в достаточной степени процесс окисления (или осмоления) связующего вещества, закрепивший частицы пигмента от слета. Если впитывание было достаточным, но оставшийся на поверхности бумаги нормальной толщины слой не успел закрепиться, так как его способность окисления слаба, то в результате получается отмарыванне. Последнее может также получиться, если впитывание было недостаточным (П. к. плохо впитывается или же бумага плохо впитывает) и на поверхности бумаги осталось слишком большое количество связующего вещества, которое препятствует затвердению П. к. При впитывании слишком большого количества П. к. графич. изображение получается серым; если же впитается слишком большое количество только связующего вещества, то, оставшись на поверхности, пигмент не закрепится и слетит. Если связующее вещество проникает в массу бумаги и расплывается в виде жирных пятен , получается промасливав и е. Слишком глубокое проникновение П. к. дает просвечивание печати. Оба эти дефекта зависят как от свойств бумаги, так и от П. к. Впитывающая способность П. к. не должна превышать определенных норм, а пигмент и связующее вещество должны представлять достаточно прочную, однородную систему: чем жиже консистенция П. к., тем более она впитывается; повышение темп-ры увеличи- вает впитывание. Увеличерие содержания пигмента в П. к. ускоряет впитьшание.Имеют значение при высыхании также и свойства печатной бумаги. Бумага впитывает тем менее, чем она плотнее, чем сильнее она каландрирована и проклеена; степень размола массы и характер волокна влияют на впи-тываемость. Хлопок, льняное тряпье, альфа и целлюлоза лиственных пород дают более впитывающую бумагу, чем древесина. Наполнители увеличивают впитывающую способность бумаги. Следует учитывать, что сеточная сторона бумаги впитывает П. к. раза в l/g быстрее, чем суконная. Закрепление П. к. затвердеванием вследствие окисления и.71и осмоления представляет гл. о. химич. процесс и ускоряется при повышении t°. Увеличение влажности воздуха замедляет



окисление и осмоление. Скорость процессов окисления зависит гл, обр, от химич, свойств связующего вещества. Наиболее быстро окисляются и высыхают льняное масло и раз-летные олифы. Пигменты влияют на скорость процессов окисления: милори, хромовые желтые, свинцовые белила и .т. п. ускоряют процесс, а некоторые лаки замедляют (фиолетовые и зеленые лаки, краплак и т. п.). Прибавка к П, к, жиров, невысыхающих и минеральных масел, восков, парафина, вазелина, масла, сала, гидрата окиси алюминия и т, п, веществ задерживает процесс окисления; такие вещества применяются как смягчители слишком быстро сохнущих П, к. Наоборот, многие вещества ускоряют процесс окисления и применяются как сшативы (см.) для слишком медленно высыхающих П. к.

Закрепление П, к, процессом испарения применяется исключительно в ротационной и ротативной печати с глубоких форм (тифдрук). Процесс зависит не только от способности связующего вещества (растворителя) испаряться, но и от темп-ры и влажности окружающей среды (упругость паров растворителя). Применяются бензин, бензол и его гомсяоги, лигроин и керосин. Эти растворители огнеопасны и негигиеничны, поэтому заменяются нередко водой, которая частично испаряется, частично впитывается в бумагу.

Длина или короткость П. к. выражается в способности П. к. вытягиваться в б, или м. длинные нити, не разрываясь. Методов б. или м, точного определения длины П. к. не имеется. Степень длины П. к. определяется эмпирически вытягиванием П. к. между двумя пальцами; чем длиннее нити в момент разрыва, тем длиннее П. к. Различаются две полярные степени длины П. к.: длинные П. к. и короткие П. к. Различные условия процесса печатания требуют различной длины П. к. С повышением темп-ры П. к. делаются более короткими, а с понижением более длинными и могут дать в обоих случаях полет.

Липкость П. к, выражает силу сцепления частиц П. к. с поверхностью какого-либо тела (красочных валиков, печатной формы, бумаги и т, п.). Прямых методов определения липкости нет; степень ее определяется эмпирически, на отлип пальцами. Различают липкую и мягкую П. к. Липкость обеспечивает передачу слоя П. к. с одной поверхности на другую: с валика на валик, с валиков на форму и т, д. Для различных условий процесса печатания требуются П. к. различной степени липкости. Чем менее проклеена бумага, чем шерохо-ватее ее поверхность, тем более мягкой должна быть П, к. Слишком мягкая П. к. вызывает отсутствие или недостаточность подачи П. к. и серую печать. Чрезмерная липкость вызывает щипание волоконец бумаги, срывание кусочков вальцмассы и все последствия этих явлений. Липкость П. к. уменьшается с повышением темп-ры и увеличивается с ее уменьшением. Липкость слишком быстро сохнущих П. к, увеличивается в процессе работы. Липкость П. к. должна бьггь подобрана соответственно характеру поверхностей валиков, формы и бумаги.

Вязкость П. к, выражает одновременно и внутреннее сцепление (т. е. длину) и сцепление с посторонними поверхностями (т. е, липкость). Методов измерения вязкости много (см. Вязкость, Малакометрия, Консистометр), но все показатели вязкости в б, или м, степени зависят от множества факторов (уд. в., структура, внутреннее трение, трение с поверхностями измерительного аппарата и т, п.). Поэтому они представляют механич. сумму различных физич. свойств П. к. и не выражают достаточно четко печатных свойств П, к. Две П, к, одинаковой вязкости могут иметь различную липкость и длину и работать на печатной машине с различными результатами.

Результаты эти могут зависеть не только от качества П. к. и соответствия их условиям пропесса, но и от степени точности установки валиков, правильности раската или наката, регулировки подающего краску аппарата и т. п. причин, влияющих на правильную подачу краски.

Раскат м. б. (при условии правильно!! установки красочных валиков и их нормальной эластичности и ровности) недостаточным при слишком густой для данных условий копсистендии П. к. или изменений ее липкости и длины. Раскат м. б. неравномерным при слишком быстро сохнущей П. к. Раскат может уменьшить подачу П. к. на форму при слишком быстро сохнущей илц очень короткой П. к. Н а к а т м. б. (при условии правильной работы накатных валиков и ровной поверхности печатной фopvIы) недостаточным, если П. к. подается недостаточно с раскатных валиков и из красильпицы, или при недостаточной липкости и длине П. к. Он м. б. недостаточным, если-П. к. высыхает на накатных валиках или пигмент отделяется от связующего вещества. Возможен п о л е т П. к., т. е. разбрызгивание П. к. с красочного аппарата, если консистенция П. к. не подходит к условиям работы.

Технология П. к. П. к. должны обладать требуемым комплексом свойств в отношении цветного тона, кроющей силы, консистенции, длины, липкости, высыхания или впитывания и т, д. Технология П. к. поэтому д, б. построена на получении тесной и однородной смеси пигмента определенного цветного тона со связующим веществом. Рациональная рецептуфа должна состоять только из этих двух составляющих. Все другие прибавки доляшы рассматриваться как случайные, нужные для достижения особого эффекта или для устранения дефекта, связанного со случайньш дефектом сырья, или для выполнения печати в условиях отклонения от нормы (бумага, скорость машины, изменение температурных условий), В этих случаях в смесь вводится ряд добавок, усиливающих или ослабляющих то или иное свойство П, к. Таковыми являются: сика-т и в ы, усиливающие высыхающую способность П. к., и смягчители, уменьшающие эту способность; подкраски и разбелы, изменяющие цветной тон или его интенсивность; наполнители и загустители, увеличивающие густоту П. к отводы, уменьшающие густоту (а также липкость) и разбавители, увеличивающие впитываемость или испаряемость П, к. Одни и те же вещества могут выполнять несколько из указанных выше функций, поскольку они обладают суммой нескольких свойств.

Пигменты выполняют основную задачу и дают П. к. ее оптич. свойства. Но одновременно физико-химич. свойства пигментов влияют на печатные свойства П, к. Так, от их уд. в. зависит уд. в. и удельная кроющая



сила П. к. (т. е. весовой расход П. к. на тыс. оттисков). Пигменты с высоким уд. в. нежелательны для П. к. В случае большой разницы между уд. в. пигмента и связующего вещества возможно отделение пигмента от связующего вещества (расслоение) в банках или на печатной машине. Расслоение наблюдается обыкновенно со свинцовыми, ртутными и т. п. пигментами высокого уд. в. и в смесях их с другими пигментами; напр. зеленые П. к., изготовленные лз желтого хрома и синей милори, дают слои различных цветных тонов и неоднородную цветную тональность печати. Пигменты в мелко раздробленном состоянии, суспендированные в связующем веществе, дают более прочную смесь и ббльшую кроющую силу. Состояние среднее между кристаллич. и кол.т1ои-дальным является невидимому наиболее выгодным в отношении удельной кроющей силы и др. свойств. Но по мере увеличения дисперсности пигмента П. к. начинает все более и более просвечивать, и оттиски дают меньшую насыщенность, вызывая необходимость увеличения расхода пигмента и П. к. Дальнейшая степень раздробления частиц- растворение в связующем веществе-требуется лишь для редких случаев, напр. дву-тоновых П. к. Вообще же пигмент не долич'ен растворяться в связующих веществах. Пигменты имеют способность повышать или понижать высыхаемость П. к. Киноварь, ультрамарин, гидрат окиси алюминия и многие лаки, как например фиолетовый, ночная зеленая, виридиновый лак и т. п., замедляют высыхание. Милори (и др. сорта берлинской лазури), красный и оранжевый хром и др. свинцовые пигменты ускоряют высыхание; поэто]\гу следует учитывать высыхающую способность пигментов. В нек-рых случаях, по невыясненным еще причинам, П. к., затертые на милори, а иногда и лаках, претерпевают явление орезинивания или же-латинизации, связанные невидимому с процессами окисления связующих веществ и каталитич. действием пигмента. При переработке пигмента в П. к. следует иметь в виду неизученные еще печатные свойства пигментов. Одно и то же связующее вещество дает длинную П. к. с пигментами вроде ультрамарина, милори, хромовых желтых, окиси хрома, свинцовых и цинковых белил, в то время как с пигментами вроде окисей железа в разньгх ее видах-она дает короткую П. к. Следует особо учитьшать м а-сляпое число пигмента, т. е. количество масла, к-рое необходимо примешать к нему, чтобы получить пасту стандартной густоты. Оно также связано со структурой пигмента. Оптич. свойства пигментов учитываются в отношении цветного тона и его интенсивности. Методы цветоизмерения пигментов еще слабо разработаны; практически невидимому наиболее пригодна система обозначения цветности по Оствальду. Для П. к. трехкрасочной печати необходима стандартность цветного тона пигмента при наибольшем его приближении к спектральному. Для цветных П. к., применяемых в хромолитографии и т. п., необходима наибольшая интенсивность цветного тона. Кроющая сила П. к. и пигментов требуется для последних

красок, для трехкрасочной же печати пигменты д. б. прозрачными. Методы определения кроющей силы пигментов многочисленны; наиболее принятым является измерение ее посредством смешения с белилами сравнительно с эталоном. Блеск пигментов мало изучен, так как преобладающее значение для блеска П. к. имеет все-таки связующее вещество. Многие пигменты имеют металлический блеск (милори, бронзовая синяя, многие лаки, свинцовые белила и т. д.), другие определенно матовые (хромовые желтые, магнезия и т. д.). Блеск зависит частично от стружтуры пигмента. Пигменты П. к. для влажных способов печати не должны итти на воду , т. е. иметь растворимые в воде примеси, к-рые дают тон. Светопрочность пигментов имеет громадное значение для качества П. к. и печатных изделий и должна проверяться. Абсолютно светопрочных пигментов, а следовательно и П. к. нет. Неправильно считать неорганич. пигменты (в том числе и милори, хром и т. п.) гораздо более светопрочными, чем анилиновые лаки. Милори со временем зеленеет, а хром зеленеет или темнеет. (Хромовая желтая, изготовленная из сернокислого свинца, гораздо прочнее, чем изготовленная из углекислого; изготовленная из холодных растворов и с избытком сернокислого свинца прочнее.) Многие же ализариновые, индант)зеновые. литолевые и т. п. лаки, при правильном изготовлении и применении, не менее светопрочны, чем милори, хром и т. п. Светопрочность цветных лаков зависит в значительной степени от субстрата. Наиболее светопрочны природные, земельные пигменты, т. к. они уле обладают тонами блеклыми,выцветшими в течение тысячелетий. Светопрочны также пигменты, полученные сплавлением (ультрамарин, кобальт и т. п.). Сажа является, практически, идеально-светопрочным пигментом. Светопрочность пих-мента определяется различными методами, по сравнению с эталоном (см. Выцветание красок). Светопрочность многих пигментов уменьшается при смешении их с белилами, в особенности с цинковыми. Независимо от светопрочности надо учитывать несовместимость пигментов.чтобы избежать искажения оптич. свойств вследствие химич. взаимодействия нек-рых пигментов. Как правило нельзя смешивать пигменты, содержащие серу, с пигментами, содержащими свинец. Связующие вещества, содержащие свободные кислоты (о к с и к и с л о т ы), несовместимы со многими пигментами, так как изменяют их цветной тон. Пигменты, содержашие серу, несовместимы с медными печатными формами, так как П. к., приготовленные из этих пигментов, темнеют в процессе печати. Рационально изъять сернистые пигменты из номенклатуры сырья для П. к.

Связующие вещества имеют задачей способствовать нанесению пигмента тонким и ровным слоем и закреплять его на поверхности бумаги. Они д. б. подобраны соответственно целям и условиям печатного процесса и физич. и печатным свойствам пигмента. В зависимости от способа печати, впитывающей способности бумаги и скорости печатной машины выбирают окисля-



ющиеся или осмоляющиеся, впитывающиеся или испаряющиеся (частично) связующие вещества. Практически, связующие веще-, ства не представляют определенного вещества, а смесь различных веществ с различными свойствами, сумма к-рых соответствует требованиям, предъявляемым к связующим веществам в данном случае. Технически наиболее пригодны натуральные высыхающие масла и олифы (см.). Но ид эконолшч. соображениям применяют ряд искусственных олиф и фирниссов. В отношении цвета связующих веществ особые требования предъявляются только к П. к. для трехкрасочной печати и к П. к. ярких и чистых цветных тонов; для черных П. к. цвет связующего вещества по-видимому не играет большой роли, поскольку предупреждено про.масливание оттисков. Запах связующего вещества не должен быть резким, сильным, отравляющим атмосферу мастерских. Необходимо избегать связующие вещества с легковоспламеняющимися составными частями (как бензол и его гомология). Кроме того связующие вещества выделяют при высыхании значительн. количество тепловой энергии, к-рая в условиях плохой теплоотдачи (плотные кучи бумаг и тряпья) может вызвать самовозгорание и поэтому необходимы соответствующие мероприятия. Из олиф наиболее пригодны и о-лимеризованные олифы. Оксидированные олифы менее пригодны, т. к. окси-кислоты вызывают глубокие изменения цветного тона пигментов и слишком быстрое высыхание, способствуя желатинизации П. к. Для влажньгх способов печати они непригодны, т. к. дают тон вследствие способности этих олиф частично эмульгироваться. На скоропечатных машинах они вызывают отмарывание, вследствие плохой впитывае-мости в бумагу, Сикативы применяются в тех случаях, когда связующие вещества обладают слишком медленной высыхаемо-стью или когда пигмент обладает свойством замедлять высыхание сверх допустимого и в зависимости от условий печати (слишком слабо или слишком сильно впитывающая П.к, бумага, увеличенная скорость машины, резкое пониясение темп-ры и т. п.). Для цветных П.к. следует избегать свинцовых сикативов, к-рые более или менее искан^ают цветной тон. Наилучшими считаются марганпово-кобаль-товые сикативы.

Смягчаю идие вещества применяются как добавка к П. к. для замедлевия процессов высыхания. Ими служат: воск, парафин, мыло, сало, масло, вазелин и т. п., а также и гидрат окиси алюминия. Кроме замедления высыхания некоторые смягчающие вещества уменьшают длину и липкость П. к. Воск уменьшает липкость, укорачивает П. к., слегка замедляет высыхание, дает П. к. несколько зернистьгй вид, т. е. меньшую гладкость. Мыло уменьшает липкость, укорачивает П. к. и способствует резкому оконтуриванию красочных графич. элементов, слегка замедляет высыхание и улучшает накат. Сало, масло, парафин, вазелин значительно замедляют высыхание. Для смягчения П. к. в процессе печати из этих веществ изготовляют пасту со средней нормальной консистенцией П. к.

Загустки применяются как qbipbe при изготовлении искусственного связующего вещества П. к., чтобы придать им требуемую густоту, длину и липкость, ести основное связующее вещество не обладает ими в достаточной мере. Их вводят в П. к. в стадии изготовления фирниссов. Загустками для смоляных фирниссов служат различи, вида асфальты (сирийский, гильсонит и т. п.), гудрон (нефтяной асфа-тьт), каменноугольный деготь, гарпиус и продукты его переработки, натуральные смолы (копалы, даммар, мастике и т, п.), искусственные смолы (кумароновые смолы и др.). Для водных фирниссов применяют казеин, крахмал, декстрины ИТ. п. Для летучих-смолы, асфальт и целлулоид. Иногда применяются густые оЗхифы. Нек-рые смягчители действуют как загустки (мыло, воск и т. п.).

О т в о д ы (и разбавители)-вещества, которые служат для получения требуемой подвижности, короткости и мягкости. В отношении последних двух функций действие отводов совпадает с нек-ры.ми смягчителями. Отводами служат льняное и др. высыхающие масла, слабые и средние олифы, невысыхающие минеральные масла, лигроин, пиронафт, керосин и др, легкоподвижные жидкости с малой вязкостью: олеиновая к-та, скипидар, глицерин, вода и т. п. Отводы вносят в П. к. для исправления их печатньгх свойств уже в процессе печати.

Наполнители применяются как добавки к печатным краскам в тех случаях, когда пигмент обладает крайне высокой или же слишком низкой способностью поглощения связующих веществ; прибавка к нему наполнителя с иным маслопоглощением улучшает печатные свойства П. к. Лаки, осаждаемые из анилиновых красителей сами по себе обладают плохими печатными свойствами, и поэтому их обычно осаждают на субстратах, играющих роль наполнителя. Нек-рые наполнители уменьшают слишком быструю высыхаемость П.к. Наконец в П. к. для печатания с глубоких форм (кроме тифдрука) наполнители уменьшают просвечивание. Наполнителями служат чаще всего: каолин, барйт (природный углекислый или сернокислый барий), бланфикс (искусственный сернокислый барий), мел (парижские белила, природный или осажденный углекислый кальций), гидрат окиси алюминия, магнезия (углекислый магний) и гипс (см. Наполнители). Для типографских П. к. наиболее пригодны бланфикс, магнезия и гидрат окиси алюминия. Для П. к. глубокой печати (кроме тифдрука) пригодны барит и мел. Барит имеет низкое маслопоглощение, незначительную кроющую силу, мелкозернистую структуру (отм^Т1енный барит) и поэтому может применяться там, где нек-рая зернистость не мешает. Бланфикс дает П. к. более короткую, чем барит, но более гладкую; полупрозрачен, хороший субстрат для лаков. Мел может применяться как субстрат лаков, имеет незначительную кроющую силу; шлифует печатные формы. Гидрат окиси алюминия прозрачен; обладает высоким маслопоглощением и превосходньши печатными свойствами, влияет на длину и текучесть П. к., улучшает раскат, но уменьшает



высыхаемость. Он улучшает однородность П. к. (гладкость), если пигмент сам по себе плохо затирается. Магнезия обладает высоким маслопоглошением и дает довольно длинную, но густую П. к.; почти прозрачна. При выборе наполнителя для П. к. необходимо учитьшать весь комплекс свойств наполнителей и делать нужные смеси их, чтобы получить требуемый колшлекс. Разбел ы-белые пигменты, к-рые применяются как добавки к П. к. в случаях, когда необходимо уменьшить насыщенность цветного тона пигмента по технич, или экономич, соображениям. Они должны обладать наивысшей кроющей силой или прозрачностью, в зависимости от характера П, к. Для кроющих П. к. цинковые белила (окись цинка) считаются наилучшим разбелом, хотя они сохнут довольно медленно; литопон обладает лучшей кроющей силой, но худшими печатными свойствами. Титановые белила обладают большой кроющей силой и не имеют недостатков свинцовых белил, но еще мало изучены. Рациональнее применять смеси нескольких пигментов. Свинцовые белила несмотря на высокую кроющую силу нежелательны, так как они обладают низкими печатными свойствами; недопустимы для ярких красок, так как темнеют с течением времени. Для прозрачных П. к. применяют прозрачные разбелы: гидрат окиси алюминия, магнезию, бланфикс и их смеси. В печатной технике для разбела тертых П. к. применяют различи, тертые белила, прозрачные белила (транспарантвейс), лазурные белила (транспарин) (изготовляют из гидрата окиси алюминия, затертого на слабой или слабо-слабой олифе); полупрозрачны, полу-кроющи, мишвейс, или печатные белила (д р у к в е й с)-смесь из гидрата окиси алюминия и бланфикса в пропорциях от 1 : 2 до 3 : 2; чем больше гидрата, тем вьппе печатные свойства белил. Глянцевые белила (глянцвейс) прозрачны. Матовые белила служат как добавка к П. к., чтобы сделать красочное графич. изображение матовым; изготовляются в виде пасты из магнезии или т. н. болонского мела и их смесей. Как кроющие белила применяют чистые цинковые белила (цинквейс, шнее-в е й с); они хорошо печатают, но ослабляют светопрочность П. к., сохн очень медленно и непрочны в затертом виде (цинковое мыло). Титановые белила еще мало испытаны и мало распространены, Перманентвей с- бланфикс, затертый на слабой олифе; полукроющий, обладает хорошими печатными свойствами.

Подкраски применяются, когда пигмент, наиболее подходящий технически и экономически, обладает оптич, недостатком. Так напр в большинстве случаев сажи обладают рыжеватым оттенком, к-рый уменьшает контрастность зрительного впечатления от черного графич, изображения и желтоватой бумаги. Наиболее целесообразна подкраска синими и фиолетовыми красителями, иногда черными. Таковы индулины, синяя бронзовая (рефлексблау), жирорастворимые синие и фиолетовые краски и нигрозины. Прибавление к черной П, к. некоторого количества милори, затертой на оли-

фе, углубляет тон П. к. В нек-рых случаях подкрашивают связующее вещество для получения особого э4)фекта (двутоновые П. к.). Специальные добавки к П. к. служат для получения особых Э(1фектов. Матовость пленки получается прибавкой магнезии, болонского мела и т. п., т. е. веш,ест-ва, к-рое уменьшает высыхаемость и усиливает впитывание. Блестящий слой получается прибавлением веществ, которые увеличивают высыхание П. к. на поверхности, уменьшая впитывание, и специальных добавок, дающих блестящую пленку (твердые смолы, вязкие олифы и т. п.).

Проработка рецептуры П. к. выполняется систематическими пробами, доводя постепенно количество проб до нескольких кг. Небольшие пробы затираются на стекле и камне курантом, а большие- в малых месилках и краскотерках лабораторного типа. Развес сырья д. б. достаточно точный; допуски следует склонять в сторону густоты П. к., к-рая легче корректируется, чем слишком жидкая консистенция. Связующее вещество П, к. сложного состава д. б, изготовлено предварительно. Замес небольших количеств производится вручную, а больших-на спепи-альньгх месильных машинах различных систем, емкостью до 800-1 ООО л. Мешалки с простым концентрическим движением поверхностей лопастей не эффективны. Нужны месильные машины типа тестомесилок или планетарные мешалки. Имеются еще аппараты, действие которых основано на принци не центробежности (дисковая мешалка Ле-нарта и другие), наиболее пригодные для жидких красок, и вакуум-месилки для замешивания связующего вещества с пигментом, находящимся в виде водной пасты. Замес имеет целью привести пигмент и другие сухие ингредиенты в тесное соприкосновение со связующим веществом. Для замеса жидкпх черных П. к. на саже применяются специа.яьные установки. Цветные пигменты, к-рые получаются в процессе изготовления в виде водной пасты, обыкновенно высушиваются и поступают на завод в виде сухого порошка. Этот процесс высушивания нерационален, так как ухудшает интенсивность цветного топа и структуру пигмента, а вместе с ними также и его печатные свойства. Рационально замешивать пигмент в пасте, облегчая удаление воды применением вакуума (специальные вакуум-мешалки) или добавлением веществ, способствующих отделению воды. Метод замеса пастообразных пигментов в СССР еще мало разработан. Затирка пигмента, тщательно замешенного с частью связующего вещества, производится обычно на краскошерных машинах (см.). К затертой П. к. добавляется (в месильном аппарате) остальное количество связующего вещества, и П. к. поступает в отделку, т. к. однократная растирка не дает требуемой тонины и однородности. Отделка производится на таких же краскотерных машинах, что и затирка. Для массового производства П. к. жидкой консистенции, напр. ротационных, применяются специальные агрегаты, состоящие из резервуаров месильной машины, которые подают связуюпще вещества, резер-



вуаров для замеса, к-рый подается в мельницу (дезагрегаторного типа). Все установки снабжены подогревом и насосами для перекачивания сырья, полуфабриката и готовой П. к. Производительность таких установок-от 1 до нескольких m в час при расходе около 30 IP.

Сорта П. к. П. к. разделяют по технологич. процессам и соответственным печатны.м свойствам на типографские, литографские, офсетные, тифдрук, фототипные и т. д. Каждый из этих классов П. к. имеет следующие подразделения: для ротационной печати, для печати на плоских машинах и для ручных прессов. Эти типы П. к. в свою очередь подразделяются по характеру графич. изображения на П. к.: для текста, для текста с пл-люстрациями (газетные, журна.т1ьные, книжные); для иллюстраций с текстом и чистых иллюстраций (иллюстрационные) и наконец акцидентные. Для особых случаев и условий существуют П. к. обложечные (сильно кроющие), плакатные и афишные, прозрачные, матовые, блестящие (глянцевые), трехкрасочной печати, тоновые, двутоновые, грунтовые и т. п.

Типографские П. к., в особенности черные, составляют наибольшую массу потребления, и по числу типов, видов и сортов они наиболее разнообразны. В зависимости от скорости печатного механизма типографские П.к. делятся на краски: ротационные, для плоских машин, для тигельных и для ручных прессов. Эти четыре вида отличаются гл. образом скоростью высыхания и консистенцией: ротационные П. к. наиболее быстросохнущи и жидки, а краски для ручных прессов наиболее густы. П. к. почти кан4дого из этих типов подразделяются в зависимости от характера печатного изделия (шрифт, и.тлюстрация штриховая, грубый И.11И мелкий растр и т. п.) и от требований интенсивности цветного тона на краски: газетные, журнальные, книншые, акцидентные и иллюстрационные. Почти все эти виды должны быть подразделены на черные (матовые, блестящие, глянцевые и нейтрально-черные); двутоновые и тоновые; цветные (обыкновенные, для трехкрасочной печати, обложечные-кроющие, прозрачные и т. д.). Наконец каждый из этих видов может включать также ряд сортов, отличающихся друг от друга оптическими и печатными свойствами. Ротационные П. к. рассчитаны на работу машин в 10- 20 тыс. об/ч. и более. Закрепление этих П. к. рассчитано на адсорбцию краски поверхностью бумаги. Кроме свойства впитываться ротационные П. к. должны обладать и некоторой способностью осмоления, чтобы графич. изображение закрепилось на поверхности бумаги и не было слета и смазывания при фальцовке и пользовании печатным оттиском. Жидкая консистенция ротационной П.к. требуется также вследствие темпа подачи П. к. (8-10 кг в час на ротационных машинах, при О,.5-1 кг на плоских) и применения подачи П. к. насосами. Ротационные П. к. должны накатываться очень тонким слоем, т. к. более то.чстые слои пе успеют впитаться и вызовут явления смазывания; толстые слои дадут дрызганную печать (ра-

стровые точки, мелкий шрифт и т. п.), а также и другие последствия заливания печатной формы. Ротационные П. к. долншы обладать высокой кроющей силой. Газетные ротационные П. к., хотя и не совсем рационально, имеют самые низкие качественные нормы в отношении интенсивности черного тона. Чтобы удовлетворить указанным вьппе технич. требованиям, они соста-в-тяются на связующих веществах очень жидкой консистенции (вязкость 15-20 ск.). Льняное масло и слабые льняные олифы вытеснены другим сырьем не только по экономич., но и по технич. соображениям, так как льняное масло впитывается недостаточно быстро. Применяют минеральные масла подходящей вязкости или менее вязкие, загущенные природными и искусственными смолами, гудронами и асфа.т1ьтами: применяют также б. или м. загущенные смоляные масла, одни или в смеси с машинными. В последнее время за границей были удачные попытки использования щелоков целлюлозной промышленности. Ворвань и рыбий жир рациональны, тольо если они дезодоризованы. Сажу прибавляют в ротационные газетные П. к. в ограниченном количестве, чтобы не уменьшать текучести П. к. Поэтому для достижения удовлетворительной кроющей силы П. к. необходимо брать сажу с большой кроющей силой. Достаточна прибавка в П.к., хороших газовых саж около 8%, а пламенных саж (нефтяных) 12-18%: рациональна также смесь этих саж. Для уничтожения рыжеватого оттенка сажи и увеличения г.чубины черного тона газетные ротационные П. к. подкрашиваются. Учитывая некоторую желтизну газетной бумаги, предпочтительна синеватая подкраска газетных П.к. Чем менее глубок черный тон сажи, тем более вводится подкраски, что вызьшает ухудшение впитывания и осмоления П. к., а также промасливание и негигиеничный водянисто-синий тон печати. Журнальные ротационные П. к. отличаются еще более высокими требованиями в отношении кроющей, силы и глубины черного тона; скорость печати журналов несколько ниже, бумага менее впитьшающая. Поэтому связующее вещество д. б. менее жидким, чем для предьщущих П. к., и обладать немного более повышенной способностью осмоления. Это достигается применением композиционных олиф, в к-рых увеличивается количество смоляного масла или вводится нек-рое количество средней льняной олифы, а также и добавки около 1% сикатива. Книжные ротационные П. к., если нет специальных требований, м. б. заменены в зависимости от характера иллюстраций, условий печатного процесса и требуемой глубины черного тона П. к. л^урнальными или газетными повышенного типа. .

П. к. для плоских машин должны иметь вязкость раза в два выше, чем ротационные. Закрепление на бумаге идет уже не только за счет впитывания, но в значительной степени и за счет осмоления и окисления, т. к. скорости процесса печати делают этот путь закрепления П. к. вьшолни-мым, а повышение требования качества печати и более целесообразным. Требования



к печатным изделиям, выполняемым на плоских машинах, в отношении насып];енности черного тона вызывают необходимость увеличения % содержания сажи. Поэтому П. к. для плоских машин гораздо гуш,е, чем ротационные. Газетные П. к. должны содержать 18-22% нефтяной сажи, с заменой части ее газовой, в зависимости от требований к насыщенности печати и от характера и числа иллюстраций. Подцветка та же, что для ротационной П. к., хотя лучше вводить не жирорастворимые красители, а милори. Связующее вещество по сырью может быть то же, что и для ротационных, но гуще раза в два, что достигается или увеличением % за-густки (смолы, асфальт) или же применением более густых растворителей. Следует избегать излишка липкости, т. к. газетная б^пмага имеет слабую шероховатую поверхность, и возможно щипание. Журнальные П. к. доллшы обладать более глубоким черным тоном и большей кроющей силой, чем предыдущие: в зависимости от требований увеличивается количество сажи. В качестве связующего вещества применяются композиционные олифы. Наиболее пригодны связующие вещества с некоторым содержанием льняной олифы, затем льняно-смоляные лаки. Смолы придают некоторый блеск и ускоряют высыхание, но должны обладать достаточно высокой t° . Часть льняной олифы м. б. заменена смоляным маслом. Книжные П. к. должны иметь достаточно густую консистенцию, но без излишней липкости; для более гладких бумаг можно давать более липкую П. к. Закрепление на книжной бумаге идет в значительной степени за счет окисления и осмоления, и связующие вещества д. б. более или менее быстровысыхающими; кроме того необходимо введение нек-рого количества сикатива. Обилие растровых иллюстраций и наличие тонких деталей повышает требования к кроющей силе П. к. Поэтому для книжных П. к. целесообразно применять сажи с высокой кроющей силой и подкрашивать их милори или анилиновыми красителями. Наилучшая книжная П. к. изготовляется из льняной олифы, газовой сажи, милори и ко-бальтово-марганцевого сикатива. Понижение качества и удешевления идет путем замены части льняной олифы смоляными лаками. Смолы лучше брать ректификованные или же С0.11И и эфиры смоляных к-т. Акцидентные П. к. (для плоских машин) составляют так же, как и книжные, но с нек-рым повышением % сажи (до 25-30%). Для печати на тигельных прессах они д. б. более густыми. Акцидентные П. к. сохнут за счет окисления больше, чем за счет впитывания, т. к. они должны давать более насыщенную печать, нередко с нек-рым блеском. Поэтому же связующее вещество для акцидентных П. к. изготовляется на слабо-слабых и слабых льняных олифах и на смолах. Печать акцидентными П. к. выполняется на крайне разнообразных бу:магах. От акцидентных П. к. нередко требуются спещ1альные свойства блеска, кроющей силы, прозрачности и т. п. Акцидентные П. к. для плоских машин и тигельных прессов бывают не только черные, но и цветные. Последние по своей

консистенщш должны вполне соответствовать черньш, но для получения этого эффекта д. б. подобраны соотношения пигмента и связующего вещества. Р1ллюстрацион-н ы е П. к. (для плоских машин) применяют для печати с растровых клише на бумагах с гладкой поверхностью. Закрепление П. к. должно происходить быстро и за счет окисления, а не впитывания, отчего выигрывает насыщенность оттиска. Чем плотнее бумага, чем быстрее работает печатный механизм, тем более быстросохнущей должна быть П. к. Для быстрого закрепления применяются связующие вещества, сами по себе быстро высыхающие, и кроме того вводится 0,7-1% сикатива. В качестве связующих веществ применяются слабые и средние льняные олифы, в зависимости от впитывающей способности бумаги и скорости печати. При пониженных требованиях часть льняной олифы заменяют ректификованным гарпиусом (или солями и эфирами его к-т), растворенным в лаковом льняном масле. Ил люстрационные П. к. должны иногда обладать блеском, что достигается подбором маловпитывающей бумаги, уменьшением впитываемости П. к. и усилением ее высыхания; кроме того подбором связующего вещества (крепкие олифы) и сажи, а также введением растворов твердых смол (см. нин№-Блестящие П. к.).

Цветные иллюстрационные П.к. изготовляются по тем же принципам, что и черные. Лучшее связующее вещество-слабая и средняя льняная олифа; допустимы смоляные лаки с содержанием льняной олифы; для отвода-слабая льняная олифа. Чем меньше уд. в. цветного пигмента и чем тоньше его структура, тем более жидким и коротким д. б. связующее вещество; тяжелые и грубоструктурные пигменты требуют более густого и длинного связующего вещества. Наилучшие пигменты для цветных иллюстрационных П. к.-гл. обр. цветные каменноугольные .лаки, а также милори различных сортов и желтые хромы. П. к. трехкрасочной печати (желтая, красная и сипяя) еще не имеют рационального разрешения. Невозможно выполнить все случаи многоцветньгх графич. изображений печатью в 3 краски без потерь в передаче цветных тональностей. Современные пигменты представляют не чистые цветные тона, а лишь оттенки, б. или м. близкие к основным. При оптич. смешении та*сих пигментов не могут получиться яркие смешанные тона, а только б. или м. сероватые (тупые). Задача наибольшего приближения к действительным цветным тонам многоцветного оригина.ча разрешается гл. обр. правильным подбором трех П. к. для отдельных случаев трехкрасочной печати. Для воспроизведения графич. изображений, в к-рьгх преобладагот зеленые цветные тона, наилучшие результаты достигаются применением зеленовато-яселтой и зеленовато-синей. При воспроизведении изображений с преобладанием фиолетовых цветных тонов, целесообразно вести печать синевато-красной и фиолетово-синей; а при преобладании оранжевых тонов-желтовато-красной и красновато-синей и т. д. Дальнейшее



уменьшение потерь м. б. достигнуто только путем дополнительного печатания красками других цветных тонов, не получающихся смешением примененных раньше. Практически, полный подбор П. к, для всех случаев многоцветной репродукции с наименьшими качественными потерями должен содержать по 4-б П. к, каждого основного тона. Пигменты для трехкрасочной печати трудно подобрать не только в отношении чистоты основного цветного тона и его яркости, но и в отношении насыщенности. Все наличные пигменты обладают неполной насыщенностью цветного тона (разбавлены белым); насыщенность уменьшается еще более введением связующих веществ. Тем не менее трехкрасочная печать дает практически удовлетворительные результаты в отношении светлых цветных тонов за счет пробелов бумаги. Но в отношении теневых тонов получаются сравнительно с оригиналом нек-рые потери, т, к. смешение П. к. трех основн. тонов дает не черный, а серый цвет. Поэтому трехкрасочная печать требует нередко дополнительной четвертой печати нейтрально-черной или, вернее, серой П, к. Прозрачность П, к, трехкрасочной печати д, б, высокая, чтобы при совпадении двухкрасочных растровых точек разного цветного тона получался правильный, полный цветной тон. Как общее правило П.к, трехкрасочной печати д, б. согласованы со светофильтрами, применяемыми для разделения цветов при изготовлении клише. Оптич, качества пигментов зависят от исходного сырья, способов изготовления и аккуратности в работе. Готовые пигменты также долишы контролироваться на цветной тон и его интенсивность, светопрочность, водопрочность и структуру. От структуры зависят как печатные, так и оптич. свойства П.к. трехкрасочной печати. В среднем, П, к, трехкрасочной печати д. б, рассчитаны на мелованную бумагу. Характер и скорость закрепления П. к, трехкрасочной печати имеют громадное значение, Впитывапие д, б. ограниченным, т. к. оно уменьшает насыщенность и прочность графич, элементов. Если предыдущая печать еще не высохла, то при последующей печати краска переносится на поверхность печатной формы и цветная тональность репродукции исказится. Если же предыдущая печать слишком пересохла и дала гладкую пленку (что бывает б, ч, с хромовыми желтыми и милори), то последующие П, к, не ложатся нормально, П, к. трехкрасочной печати должна сохнуть до определенной степени и ее высьгхаюшая способность д. б, подогнана под условия работы. Правильный выбор связующего вещества играет в этом отношении доминирующую роль, равно как и прибавление сикатива, соответственно сикатив-ным свойствам пигмента.

Специальные П. к. Во многих случаях кроме обыкновенных черных и цветных П, к. требуются иногда П, к. с особыми свойствами: матовой пленки или блеска и глянца; максимальной прозрачности или укрывистости; двойного тона и т. п. Получение таких эффектов достигается изменениями в рецептуре. Такими специальными П. к, являются двутоновые, тоновые, матовые,

блестящие и глянцевые, кроющие, прозрачные, бронзовые и грунтовые под бронзу. Двутоновые П. к, применяются для получения с одной П. к, и в один прокат красочных эффектов, достигаемых печатью двумя П. к. и в два проката (см. Типографское дело). Двутоновая П, к, должна иметь основной цветной тон (напр. черный) и вторичный (напр. коричневый, синий и т. п.). Двутоновые П. к. бывают б. ч. черные, синие, коричневые; теоретически возможны любые сочетания основных и дополнительных цветных тонов. Для норлшльного эффекта вторичного тона П. к, должна сохнуть довольно медленно, а впитывание П, к. должно итти лишь до определенной степени. Влажная бумага и повышенная темп-ра способствуют усилению двутонового эффекта и могут вызвать даже просвечивание связующего вещества на оборотную сторону оттиска; такое же явление м, б. и при слишком впитывающей бумаге и П. к.,чрезмерно впи-тьтающейся или медленно сохнущей, Т о-новые П, к, представляют цветные П, к., сильно разбавленные белилами, и применяются для выполнения фоновой подводки под печать другой П. к, нормальной насыщенности, напр. для дуплекса, и т. п. (см. Типографское дело). Белилами разбавляются как чистые пигменты, так и смеси их. Разбелом служат как прозрачные, так и кроющие П. к., в зависимости от оптич. свойств пигмента и назначения тоновой П. к. Тоновые П. к. на мишвейсе, гидрате окиси алюминия и др. прозрачных белилах имеют более чистые (яркие) цветные тона и дают матово-блестящую поверхность красочного слоя. Связующим веществом предпочтительнее брать льняную олифу. Матовые П.к. получаются усилением процесса закрепления П. к. за счет впитывания и ослабления процессов окисления и осмоления, а также применением связующих веществ, дающих по высыхании матовую, а не блестящую пленку (напр. древесное, смоляное, вазелиновое и др, минеральные масла). Нек-рые пигменты (магнезия, мел) и добавки (гидрат окиси алюминия, кизельгур, воск и т, п.) способствуют образоваштю матовой пленки. Готовая П, к обладающая нек-рым блеском, м, б. сделана матовой прибавлением соответствующих паст или отводов. Блестящие П.к, (глянцевые) дают лучшие эффекты блеска на плотной, слабо впитывающей бумаге. Применяют предварительную грунтовую печать чистой олифы или двукратную печать одной и той лее П, к. Некоторые вещества, введенные в П. к., усиливают блеск красочного изображения и при известной пропорции могут довести его до глянца; например 5-10% раствора твердых смол, крепкой олифы, сильноработаю-щий сикатив (например льнянокислый кобальт). Грубая структура пигментов уменьшает блеск пленки П. к.

Кроющие П. к. необходимы во многих случаях печати на окрашенных бумагах (обложка), для получения насыщенных больших площадей на белой бумаге или для последовательной печати краска на краску, чтобы предварительно нанесенная на П, к. не просвечивала. Для изготовления крою-



щих п. к. необходимо подбирать пигмент и связующее вещество такими, чтобы они обеспечивали наибольшую кроющую силу (наиболее кроющие смеси получаются при наибольшей разнице коэф-тов преломления пигмента и связующего веш^ства). Повышение кроющей силы м. б. достигнуто прибавлением кроющего пигмента, напр. белил, если осветление цветного тона не имеет значения. Наименее осветляют цинковые белила и бланфикс. Прозрачные П. к. должны допускать просвечивание бумаги или другой П. к., напечатанной под ней; соединение цветных тонов прозрачной П. к. с цветными тонами бумаги и другой П. к. дает требуемый эффект. При печати краска на краску получаются различные цветотональные эффекты в зависимости от степени прозрачности и порядка нанесения П. к. Эффект зависит также и от толщины слоя П. к. и от интенсивности его цветного тона. Прозрачные П. к. должны быть составлены путем подбора пигмента и связующего вещества с наиболее близкими коэфициентами преломления. Наиболее прозрачными являются каменноугольные лаки, осажденные на гидрате окиси алюминия. Желтые, оранжевые и красные более прозрачны, чем зеленые, синие и фиолетовые. Все пигменты с пониженной яркостью мало прозрачны и, чем они тусклее, тем менее прозрачны. Бронзовые П. к. обьгано изготовляют на связующих веществах высокого уд. веса и высокой вязкости (средняя и крепкая льняная олифа и растворы твердых смол в них же) и на металлич. порошках самой мелкой структуры. Печать бронзовыми П. к. более гигиенична, чем припудривание, но мало применяется, т. к. бронзовые П. к. еще не обеспечивают хорошей печати; способы их изготовления мало проработаны и мало известны. Бронзовые П. к. дают меньший блеск графическому изображению, чем припудривание, т. к. частицы бронзы не лежат б. или м. свободно на поверхности слоя грунтовой П. к., а утоплены в связующем веществе. Кроме того частицы бронзы в бронзовой П. к. гораздо мельче, чем частицы бронзы для припудривания, а потому они менее блестящи и слабее кроют. Так как частицы бронзы с течением времени б. или м. тускнеют от действия жидкого связующего вещества, то бронзовые П. к. затираются не в запас, а лишь незадолго до печати. Грунтовая, под бронзу, П. к. служит для закрепления бронзовых порошков, к-рыми припудривается графич. изображение, напечатанное грунтовой П. к., пока она еще не высохла. Для припудривания применяют тонкие и средней тонкости металлич. порошки. Чем они крупнее, тем более липкой д. б. грунтовая П. к., иначе бронза будет слетать. Пигменты грунтовой П. к. не должны содержать свинца, серы или действовать химически на бронзу. Для золотистых бронз берут терра-ди-сиенна, охру разных тонов ИТ. и.; для белых бронз-цинковые и др. несвинцовые белила. Свинец со многими сортами бронзы, к-рые отбеливаются сернистой к-той, дает черный сернистый свинец. Закрепление должно итти за счет окисления, а не впитывания. Наилучшим связующим

веществом служит крепкая льняная олифа. Для увеличения липкости и ускорения вы-сьгхапия на очень плотных и глянцевых бумагах вводят специальные (самые крепкие) олифы. Для смягчения вводится средняя олифа, а для смягчения и укорачивания, напр. при работе на слабо проклеенных и шероховатых бумагах-воск, венецианский терпентин пли гарпиус. При бронзировании многоцветных оттисков необходимо правильно подбирать высыхающую способность всех П. к., применяемых для вьшолнения печати, чтобы не было запудривания других П. к. кроме грунтовых и чтобы грунтовая краска могла ложиться на предыдущие, если это надо. Водные П. к. для типографской печати стали изготовлять последние годы за границей; они позволяют дать особые эффекты печати: полную матовость слоя, наибольшую яркость и интенсивность (вследствие нейтральных оптич. свойств связующего вещества), а также и максимальную кроющую силу (вследствие низкого коэф-та преломления связующего вещества). Недостатки: смывание печати при увлажнении бумаги. Печать производится с металлич., резиновых (вулканизированных) и т.п. печатных форм; закрепление происходит за счет впитывания и испарения в продолжение 15 мин., поэтому печать возможна не на всех бумагах. Составные части связующего вещества неизвестны в точности; входят декстрин, крахмалы, глицерин, казеин и т. п.

Литографские П. к. изготовляют теми же приемами, что и типографские. Принимая во внимание, что печатание производится с увлажненной печатной формы, что вследствие плоской поверхности печатной формы получается большое сцепление поверхности бумаги с поверхностью формы и что литографские печатные машины работают на меньших скоростях, литографские П. к. должны быть более густыми. Присутствие воды требует применения пигментов, к-рые не идут на воду , а связующие вещества не должны эмульгироваться. Поэтому наиболее пригодные связующие вещества- жирные (напр. полимеризованные) олифы. Продутые олифы и др. связующие вещества с содержанием свободных жирных кислот вызывают ослабление перевода и дают тон (сАлят). Искусственные смоляные олифы не должны обладать способностью эмульгироваться; по этой же причине нужно избегать введения в литографскую П. к. значительного количества керосина, в особенности при больших тиражах. Сикатива в литографских П. к. берут мало или совсем не берут. Литографские П. к. наносятся более тонким слоем, чем типографские, и поэтому они д. б. более насыщенными в отношении цветного тона. Черные литографские П. к. изготовляют различно, в зависимости от характера печатной формы. Нормальная черная литографская П. к. для печатных машин изготовляется для печати штриховых графич. изображеш1Й, выполненных на камне литографской тушью (пером и кистью). Она называется перовой (контурной) П. к. и должна давать интенсивные и равномерно насыщенные графич. элементы, обладая большой кроющей силой. Сажи вводят 40-



1 ... 12 13 14 15 16 17 18 ... 48
© 2007 SALROS.RU
ПромСтройМат