Главная » Промиздания » Оливковое дерево

1 ... 46 47 48 49

граждение, в определении к-рого он никакого участия не принимает. \ . б) П е р и о д в о с с т а н О в ИТ е л ь ны й. Новая экономич. политика восстановила ры-1 ночные отношения при сохранении в руках пролетариата крупного х-ва и политич. гос- подства. Государственная промышленность организуется на нача.1ах предоставления от- \ дельным предприятиям значительной авто- Н0Д1ИИ в своей деятельности, причем послед- -няя строится на принципе извлечения при-; были, на коммерческом расчете.; Период восстановления нромышленности требует применения изобретений в более, широком масштабе, чем предшествующий, хотя главной задачей являлась концентра-: ция производства и лучшее распределение' оставшегося от капиталистического периода ; основного капитала; вводное постановление < к декрету о патентах 1924 г. регулирует во- зобновление досоветских патентных прав. Для стимулирования же изобретательства в' первом периоде новой экономич. политики! вводится патентная система, соответствую-; щая полностью социально-экономич. струк-; туре данного периода. В соответствии с до-1 пускаемой свободой рыночных отношений, патентная еистема рассматривает охраняе-i мое изобретение как своеобразный товар, на- ходящийся в распоряжении патентооблада- теля. Использование ограждаемого патентом изобретения промышленностью мон1:ет; иметь место как общее правило только на основании свободного соглашения с облада-; телем патента; самовольное пользование чу-; жим изобретением, ограждаемым патентом, преследуется в уголовном порядке (ст. 177 j УК РСФСР.).: Однако советский патент отли-: чается в своей сущности как от царской при- ? вилегии на изобретение, так и от капита- листич. патента. Патентный декрет 1924 т.\ не является воспроизведением досоветского i патентного законодательства. Досоветская; привилегия носит печать экономического * строя царской России с его полуфеодальным; и полуколониальным характером. Субъек-! том досоветской привилегии является нв; изобретатель, а заявитель, т. е. любое лицо, i предъявляющее изобретение в патентующее; учреждение. Ст. 198 Устава о промышлен-: кости , устанавливающая, что привилегия j выдается изобретателю, является лишь де-: кларативной; согласно ст. 198 привилегия выдается не изобретателю, а первому лицу, заявившему о том ходатайство. Компетентный исследователь русского досоветского П. п. проф. А. Пиленко замечает но данномуf вопросу: изобретатели по ст. 2 (соответ-i ствует ст. 198) появились по недоразуме-; нию; привилегии вьщаются первому заяви-!; телю . Но в то время как законодательство; буржуазных стран с развитым капитализ-; мом требует во всяком случае добросовест-i ного владения изобретением со стороны за- явителя, царский закон не только не знает, иска об отсутствии авторства, но даже о при-? своении его. А. Пиленко, исследуя детально; целый ряд противоречивых статей Положе-i ния о привилегиях 1896 года, приходит к| выводу, что возражений об отсутствии ав-f торства, равно и обвинений в црисвоении авторства царское право не знает. Д оно л не-!

нием к заявительской системе царских npij-вилегий является полная экспроприация рабочего изобретателя. В то время как целый ряд буржуазных законодательств вынужден в интересах индустриализации своих стран предоставить некоторую гарантию рабочему изобретателю (австрийский закон 1897 г.). Положение 1896 г. не содержит в себе никаких постановлений по данному вопросу; в виду заявительской системы рабочий изобретатель лишен какого бы то ни было ограждения. Даже больше; Пиленко приходит к выводу, что абзац ст. 198, говорящий о присвоении чужого изобретения, д. б. на-иравлен против рабочего изобретателя, учинившего свое изобретение в чужом предприятии и заявившего его на свое имя. Досоветская привилегия не знала обязанности эксплоатации изобретения в стране. В ст. 198* говорится об обязательности нривядения в действие изобретения или усовершенствования в России. По поводу этой статьи Пиленко пишет: статья содержит в себе лишь тень института обязательной экснлоатации, ибо министерство считало последнюю вредной для развития промышленности... На практике: все сводится к тому, что фабричный инспектор механически выдает удостоверение, отдел промышленности столь же механически выдает свидетельство, и тем дело кончается: статья исполнена и па-тентодержатель может спокойно игнорировать русскую промышленность ровно 10 лет . Равносильным приведению в действие практика считает ввоз из-за границы одного экземпляра охраняемого русским патентом изобретения; вывезенная из-за границы косилка косит в Тамбовской губ., следовательно приведена в действие в России. Необходимо отметить, что обязанность осу-ществ 1ять изобретение в стране является характерной особенностью буржуазного П. п. периода свободной конкуренции, отстаивающего развитие национальной промышленности; царская же привилегия, не связанная с основной обязанностью осуществления изобретения, носит т. о. полуколониальный характер, ибо она отмечает экономику страны, зависимой от иностранного капитала. Эта зависимость от иностранного капитала рельефно выступает и в других статьях Положения о привилегиях на изобретение 1896 г., устанавливающих особые льготы для иностранцев. Так, основная норма о новизне изобретения для патентоспособности его претерпевает изменения в пользу иностранцев.

Декрет о патентах 1924 г., устанавливая как изобретательскую систему патента, так и обязательное осуществление изобретения в стране, является частичным воспроизведением лучших законов Запада с определенными изменениями, учитывающими социалистич. характер нашего строительства. В основании декрета о патентах лежит патентоспособное изобретение (см.); право на получение патента на изобретение имеет действительный изобретатель (ст. 3). Закон не предполагает, что изобретателем является первый заявитель: от заявителя отбирается подписка в том, что он себя считает единственным и действительным изобретателем и что данное изобретение им ни от кого не



заимствовано. Санкцией за неправильную подписку, по ст. 187 Уголовного кодекса : РСФСР (в ред. 1926 г.), являются принудительные работы на срок до 3 месяцев или штраф до 300 р. Дача неправильной подписки об авторстве помимо указанной уголовной ответственности влечет за собой невыдачу патента или признание выданного па- : тента недействительным. Закон не только декларирует право изобретателя на патент, но также устанавливает иск об отсутствии авторства. В противоположность герм, закону, знающему лишь иск о неправомерном владении изобретением, ст. 8 ч. 1 декрета о j патентах устанавливает право изобретателя в течение всего времени производства дела о выдаче патента возбудить ходатайство в Комитете по делам изобретений о признании: заявки недействительной, а также в течение! 3 лет со дня опубликования патента предъявлять иск в судебном порядке о признании \ выданного патента недействительным. В со-, ответствии с этим статья 21 декрета постановляет, что патент признается недействительным в судебном порядке, если будет: установлено,. б) что лицо, заявившее изо- бретение к патентованию, не является дей-; ствительным изобретателем или законным правопреемником такового . При этом предусмотрено восстановление в правах постра-даютего автора: при вступлении в законную CH.iy постановления Комитета по дела изобретений или судебного решения о призна-; НИИ заявки или патента недействительным,; возбуждение вышеозначенного ходатайства; или иска со стороны действительно управо-моченного лица признается равносильным; заявке изобретения со старшинством со дня заявки, им оспоренной, признанной недействительной, при условии представления в' трехмесячный срок всех требуемых при заявке данн:1х и документов (ст. 8 ч. 2). Т. о.; первичным субъектом нрава советского патента является изобретатель.

Ст. 9 декрета о патентах устанавливает права патентообладателя. Согласно последней патентообладатель имеет исключительное право осуществить в виде промысла принадлежащее ему изобретение в пределах Союза ССР, а именно: изготовлять, продавать, вводить в оборот или вообще употреблять предмет изобретения в промышленных целях . Однако эта норма нашего патентного закона, преломляясь через призму советского гражданского права, в корне отличается по своей сущности от дословно ей соответствующей нормы ст. 4 германского патентного закона. Герм, патентообладатель имеет исключительное право на определенные промысловые действия, предоставляемые ему патентом как специальным законом, причем эти действия, находящиеся в свободном распоряжении, изъемлются из общего гражданского оборота. Советский же патентообладатель не приобретает вместе с-патентом права на промысловые действия в объеме, необходимом для промышленного осуществления изобретения; он остается ограниченным общими нормами Гражданского кодекса (ст. 54 и 55), устанавливающими промысловую свободу частных лиц лишь в области мелкой и кустарной промыш-

ленности. Правовое содержание советского патента наиболее ярко выявляется в случае патентообладателя иностранца. Согласн-о ст. 5 декрета о патентах иностранные граждане пользуются правами на получение патента на изобретение наравне с гражданами СССР ; ст. У декрета относится в одинаковой мр.ре и к патентообладателю-советскому гражданину и к иностранцу. Главкон-песском испрогил специальное разъяснение Совнаркома СССР ст. 5 и 9 декрета о патентах в отношении прав на оперативную деятельность иностранных патентообладателей. Совнарком Союза разъяснил, что названные статьи ни в коей мере не отменяют действующих на территории Союза ССР узаконений о порядке допущения иностранного капитала к промьппленной, торговой и иной хозяйственной деятельности на территории Союза ССР, а равно и законов, регулирующих порядок открытия и приобретения промышленных и торговых предприятий (выписка из протокола № 78 заседания СНК СССР от 2:3 дек. 1924 г.). Это же начало подтверждается и в наших международных договорах (ст. 2, 4 и 16 Соглашения о поселениях советско-германского договора 1925 г.). Одновременно советский патент характеризуется ограничительными запретительными правомочиями патентообладателя в отношении государственной промышленности, обладающей монополией на промысловую деятельность в стране. Согласно ст. 15 ч. 2 декрета о патентах, в пользу государственных учреждений и предприятий м. б. установлена за соответствующее вознаграждение принудительная лицензия в пределах потребностей учреждения или предприятия во время установления лицензии. Аналогичной нормы нельзя найти в з.-европ. П. п. Современное з.-европ. государство не выступает вовне как хозяйствующий субъект, а потому оно устанавливает принудительное отчуждение патента иди изобретения в случае, если изобретение предназначается для целей обороны или другой общественнополезной цеди (§ 5 абз. 2 герм, закона; ст. 30 англ. закона 1907 г.). Принудительная лицензия в пользу промышленного предприятия, частного или государственного, допускается з.-европ. правом лишь при неосуществлении или ненадлежащем осуществлении изобретения внутри страны, т. е. при злоупотреблении монополией (§ 5 шведского закона, § 11 п. 1 германского закона: ст. 2 английской новеллы от 23 дек. 1919 г.).

Одним из существенных моментов декрета 1924 г. является институт обязательного осуществления изобретения. Патентообладатель обязан осуществить свое изобретение в пределах Союза ССР лично или путем выдачи лицензии (ст. 18 ч. 1 декрета о патентах). В последнем случае обязанность к осуществлению переходит на лиценциата. Изобретение считается осуществленным в Союзе ССР, если его предмет в течение 5 лет с мо- мента выдачи патента выполнен в пределах Союза ССР в форме, допускающей промышленное использование (ст. 18 ч. 2). Как видно из текста, декрет о патентах не требует исключительного выполнения изобретения в пределах Союза; допускается наряду с осу-



ществлением внутри страны и параллельный ввоз патентованных предаметов, что не может представлять опасности для нашего хозяйства, в виду государственной монополии внешней торговли. Во всяком случке осуществление должно носить серьезный промышленный характер без длительных перерывов. Не считается осуществлением изобретения ввоз его из-за границы как в готовом виде, так и отдельных его частей для сборки в СССР, и изготовление пробных экземпляров или постановка лабораторных опытов.

в) Реконструктивный период поставил нашу промышленность перед необходимостью введения новой техники, применения в производстве новых методов и способов. Генеральная линия хозяйственной политики, намеченная директивами 15-го партийного съезда, направлена на рационализацию производства, на самое широкое использование 3.-европ. и америк. научного и научно-промышленного опыта, тщательное изучение всех новейших открытий и изобретений, новых индустрии, нового сырья, новых металлов и т. д. ; необходимо при этом не останавливаться перед затратами на опыты по проведению улучшенных методов производства, всемерно поддерживая при этом инициативу как рабочих, так и техников-инженеров. В связи с этой директивой Пленум ЦК ВКП(б) постановил: ВСНХ должен разработать и провести ряд мероприятий, направленных к стимулированию изобретательской мысли в СССР и к реализации полезных изобретений... Президиум ВСНХ и все органы промышленности должны отнестись к изобретательству не в форме простого покровительства этому делу, а как к важному делу для дальнейшей технич. рационализации промышленности . Одновременно необходимо отметить рост изобретательства, в частности рабочего изобретательства. Если возьмем число поданных заявок в Комитет по делам изобретений с распределением по профессиям, то получим следующую картину:

Годы....... 1921/25 1925/26 1926/27 1927/28 1928/29

Специалисты . . Рабочие .... Крестьяне . . . Служащие . . . Учащиеся . . .

Прочие.....

Бе.э указ. проф. Заводские изо бретатели . . .

1 361

1 608

2 391

3 452

5 792

1 066

1 629

3 161

1 307

1 655

1 751

2 472

3 219

5 653

3 329

4 512

6 788

10 006

17 716

Итого. . .

Кроме того для СССР (согласно Вестника Комподиза за 1931 г. 3 и 4) в 1929/30 г. (с 1 окт. 1929 г. по 31 сент. 1930 г.) поступило заявок: из СССР-20 245, из-за границы- 942. Выдано заявочных свидетельств: советским изобретателям 17 377, иностранным- 1 026. Выдано патентов: советским изобретателям 5 564, иностранным-718. Социальный состав советских изобретателей (по вы-данньпл заявочным свидетельствам):

Рабочие (в том числе специалистов 897) .... 4 703

Служащие.................... 8 472

Крестьяне.................... 237

Военнослужащие................ 100

Прочие.................. . . 3 729

Заводские изобретения (без указания автора) ....................... 136

Итого..-. 17 377

За особый квартал (1 окт.-31 дек, 1930 г.) в Комподизе поступило 4 284 заявки (в том числе от советских изобретателей 4 086). Выдано заявочных свидетельств 3 966, из них советским изобретателям-3 689; выдано патентов 359, из них советским изобретателям-339.

В своем докладе на 16-м партсъезде тов. В. В. Куйбышев характеризует успехи рабочего изобретательства след. обр.: В отношении изобретательства активность также сильно возросла. Мы имеем много заявок, имеем большое количество изобретений. За 1928/29 и 1929/30 гг. вместе количество патентных заявок рабочих увеличилось в 12 раз. Это уже не мелкие приспособления на тот или иной отдельный станок на заводе, это-уже имеющее огромное народнохозяйственное значение изобретательство*. Стимулирование и широкое плановое использование массового изобретательства является одной из важнейших задач реконструктивного периода.

г) Партийные директивы по изобретательству. Постановление ЦК ВКП(б) от 26 окт. 1930 г. о положении массового изобретательства под углом его влияния на рационализацию производства дает общую установку по массов. изобретательству. Отмечая неудовлетворительность использования изобретений, усовершенствований и рабочих предложений на предприятиях и в хозорганач. нос: ановление ЦК поручает хозяйственным наркоматам- и ПК РКИ направлять рост массового изобретательства на использование внутренних ресурсов, на преодоление узких мест в произ шдстве замену импортного оборудования и сырья советскими и на улучшение организации труда на 1фоизводстве (п. 4). Для выявления и проверки изобретательской мысли ЦК предписывает создание на каж;дом предприятии необходимой производственной базы (экспериментальные мастерские, экспе-ри.ментальные бригады, использование фаб-завучей, технич. консультация и т. д.) равно и включение с 1931 г. в план работ научно-исследовательских ин-тов и лабораторий на предприятиях исследовательской проработки, оценки и экспертизы наиболее сложных и крупных предложений и изобретений. При этом вся работа изобретателей и изобретательских органов на предприятии должна быть теснейшим образом связана с общими планами рационализации и реконструкции, с широкой организацией социалистич. обмена опытом между предприятиями (п. 1). Для создания реальной базы для реализации изобретений постановление ЦК предписывает хозяйственным наркоматам и хозорганам предусмотреть в контрольных цифрах и промфиннланах, начиная с 1931 г., специальные средства на реализацию и премирование таких предложений, организовав при этом соответствующий учет затрат на реализацию предложений и их эффективность (и. 3). Постановление предписывает ЦКК-РКИи Наркомюсту установить систематич. наблюдение и проверку выполнения директив партии и правительственных органов по реализации изобретений, усовершенствований и рабочих



предложений, рассматривая случаи невыполнения директив но изобретательству как один из худших видов оппортунизма на практике и применяя к виновным строгие взыскания, вплоть до снятия с работы и предания суду (п. 8).

Постановление ЦК предписьшает фракции ЦИК ускорить издание нового закона об изобретениях, обеспечивающего развитие и использование массового изобретательства в СССР (п. 6).

Закон об изобретениях и технических усовершенствованиях от 9 апреля 1931 г. Новый закон, вступивший в силу 25 мая 1931 г., находится в соответствии с социально-эко-номич. характером переходного периода. Двойственность периода нашла свое отражение в новом законе в виде двух систем охраны изобретательства-системы авторских свидетельств и системы патентов. Согласно вводному постановлению к новому закону, действовавшее до сих пор патентное законодательство, охранявшее интересы изобрета-те.г1я путем предоставления ему исключите.чь-ного права на его изобретение, уже не соответствует стремлениям передовых изобретателей-сознательных строителей социалистич. общества. Необходимо создать иные формы взаимоотношений изобретателей-трудящихся с социалистич. государством, соответствующие роли рабочего изобретателя как непосредственного участника социалистич. строительства . Но в то же время сохраняется и патентная система как метод привлечения изобретений иностранных предприятий и фирм в нашу госпромышлепность; патентная система является также мерой стимулирования творчества политически более отсталых изобретателей.

Как авторские свидетельства, так и патенты выдаются .1ишь на новые изобретения. Условия новизны те же, что в декрете о патентах на изобретения 1924 г. (ст. 46, ч. 1). Однако авторское свидетельство (но не патент) м. б. вьщано: а) если изобретатель не более чем в 6 месяцев до заявки делал в пределах СССР устные или письменные доклады о своем изобретении в научно-исследовательских учрелсдрчиях, в органах по изобретательству или в тех предприятиях, в которых изобретение можно изготовить, испытать или использовать; б) если в течение того же срока изобретение применялось в пределах СССР в целях его испытания или усовершенствования; в) если изобретение оглашено до заявки без согласия изобретателя; таков оглашение влечет за собой уголовную ответственность (ст. 46, ч. 2). Вместе с тем новый закон распространяет свое действие на технические усовершенствования, не новые в мировой технике, но могущие с пользой бьггь применимыми в нашей промышлйнности. При этом закон при установлении размера поощрения и изобретательских льгот делает различие между авторами новых изобретений, повышающих уровень техники, и лицами, предлагающими новые усовершенствования (ст. 90 и 105). В тех случаях, когда на изобретение выдается авторское свидетельство, право использования изобретения в пределах СССР принадлежит государству. Ко-

операция и другие организации обобществленного сектора могут на равных основаниях с государственными органами использовать изобретения, к-рые относятся к кругу их деятельности. Сам изобретатель, если он кустарь или частный предприниматель, может использовать изобретение в своем предприятии (ст. 4). Возмездная переуступка прав изобретателем исключается. Заявка на получение авторского свидетельства на изобретение м. б. сделана только самим изобретателем, а в случае его смерти-его наследниками (ст. 38). Система авторских свидетельств ставит на место свободного соглашения между изобретателем и госпромышленностью, имеющего место при отчуждении П. п., принудительное регулирование этих взаимоотношений. Необходимо принять во внимание, что в реконструктивном периоде развития хозяйства наша госпромышленность централизована по отраслевому признаку: конкуренция между отдельными предприятиями обобществленного сектора, возможная в восстановительном периоде, ныне полностью изжита. В таком случае в договорных отношениях об отчуждении изобретательского права, как и авторского права на литературное или художественное произведение, фактич. монополист в виде гослргана при хозрасчетном уклоне может навязать своему контрагенту, изобретателю или писателю, любые условия, которые последний вынужден принять. Поэтому советское авторское законодательство рекон<.труктивного периода стремится установить определенные ставки вознаграждения, а равно и ряд правовых гарантий, охраняющих автора: всякие изменения этих положений во вред авторам считаются недействительными, и на их место вступают соответствующие положе- ния утвержденного Правитечьством типового договора. Точно так же положение об изобретениях в технич. усовершенствованиях заменяет юридически свободное соглашение хозяйственно неравных сторон обеспечением изобретателя определенным вознаграждением и установлением ряда общих гарантий, обязательных для сторон.

Если изобретение признано полезным для народного хозяйства, изобретатель имеет право на вознаграждение от государства или от соответствующей организации по принадлежности (ст. 4, п. д ). Если изобретение, не признанное полезным для народного хозяйства, применяется в каком-либо предприятии, изобретатель имеет право получить от последнего вознаграждение (ст. 4, п. е ), размер которого устанавливается на основе инструкции Комитета по изобретательству при СТО. В инструкции д. б. предусмотрены различные ставки вознаграждения: 1) за новые изобретения и 2) за прочие усовершенствования (ст. 90). Вознаграждение, получаемое зх изобретения и усовершенствования, во всех отношениях приравнивается к заработной плате независимо от того, работает ли данное лицо по найму (ст. 93). В этом случае изобретатель пользуется рядом льгот, связанных с привилегированным положением зарплаты в нашем законодательстве. Новый закон строит вознаграждение автора-изобретателя на прочном правовомба-



зисе: изобретатель может обжаловать постановление о размере и порядке выплаты ему вознаграждения в комиссию при соответствующем наркомате в составе представителя наркомата, профсоюза и РКИ под председа-тельствол1 последнего (ст. 91). Новый закон устанавливает ряд льгот в пользу трудящихся изобретателей, изобретения которых признаны полезными для народного хозяйства СССР. Изобретатели, зарекомендовавшие себя полезными изобретениями, пользуются жилищными льготами наравне с научными работниками (ст. 95); их принимают в учебные заведения наравне с рабочими; рабочим-изобретателям, удовлетворяющи.м условиям приема в учебные заведеггая, не м.б. отка.ано в приеме (ст. 96). Таким же правом пользуются и дети их (ст. 104). Изобретатели по-пьзуются преимущественным правом занимать должности научных работников; для них бронируется известное число мест в научных учреждениях (ст. 97). В ежегодных планах командировок в пределах СССР и за границу для изучения производства и повышения квалификации определенное число мест бронируется за изобретателями (ст. 99). Изобретателям предоставляется право на дополнительный двухнедельный отпугк (ст. 100), на персональную пеноин (ст. 101), на преимущественное помйщение в домах отдыха и мрдицичскую помощь (ст. 102 и 103). Изобретате.п;ям пр доставляются крупные .1ъготы по подоходному налогу на авторское вознаграждение, получаемое ими за изобретения и технич. усовершенствования (ст. 94). Лица, предложившие технич. усовершенствования, имеюицге крупное значение, пользуются льготами наравне с изобретателями; условия и объем предоставления льгот прочим лицам предусматрттваются инструкцией Комитета по изобретательству при СТО (ст. 105). В случае смерти изобретателя право на вознаграждение переходит к его наследникам (ст. 106).

Патентная систрма сохранена в общем в том же виде, как она установлена в декрет о патентах на изобретения 1924 г. Как общее правило бея согласия лица, к-рому принадлежит патент, никто не может использовать изобретение (ст. 5, п. а ). Если изобретение имеет существенное значение для государства, но с обладателем патента не будет достигнуто соглашение, Комитет по изобретательству при СТО имеет право установить принудительную лицензию и определить размер вознаграждения в пользу патентообладателя (ст. 5, п. е ). Сам обладатель патента может осуществлять изобретение с соблюдением законов о частной предпринимательской деятельности; иностранцы же и иностранные юридич. лица могут осуществлять изобретения с соблюденирм законов о порядке допущрния иностранного капитала к хозяйственной деятельности в пределах СССР (ст. 5, п. а ). Сохранено в новом .законе обязательное осуществление изобретения в течение 3 лет, с некоторыми уточнениями: пе считается осуществлением изобретения ввоз предмета его из-за границы как в готовом виде, так и в виде отде.пьных частей для сборки в пределах СССР (ст. 5, п. д ). Новый закон вводит изменения в порядке ох-

раны прав патрнтообладателя, к-рые по декрету 1924 г. ограждались как в гражданском, так ив уголовном порядке. Согласно ст. 9 нового закона, тот, кто нарушит исключительное право липа, имеющего патент на изобретение, обязан возместить причиненные ему убытта! . Исключая уголовную охрану патентообладателя, эта статья ставит под уго.аовную охрану нарушение 1осударствен-: ных прав на изобретение, равно и личных прав автора (ст. 9, и. 1 и 2). Здесь мы имеем то нее явление,что ив авторском праве.Согласно разъяснению Пленума Верхсуда РСФСР уголовной ответственности по ст. 177 УК J подлежат только случаи нарушения автор- ского права, к-рые заключаются в умышленном видоизменении чужого произведения, т. е. нарушающие личные права авторов. Т.о.извлечение прибы.ти гз чужого произве- дения без разрешения автора,т.е. нарушение ; его HMyntecTBPHHbix прав, является согласно нашему закопу лишь гра>1сданской иет1ра.в-дой; нарушение же личных, не имушестври-; ных прав преследуется в порядке уголовном. \ Характерной особенностью нового закона яв.ляетсясоздание им гарантий сворпременно- го и полного использования изобретрний. Закон устанпвливает об>7занность госпромыш-лриН.1Сти ррализовать полезные изобретения (раздел III). Другими словами постаьювле-ние ЦИК и СНК об изобретениях и технич. ; усовершенствованиях устанав.ливает впрр-; вые на нашем законодательстве право изобретателя на реализацию изобретения, поскольку оно признано полезным соответст-; вующим госорганом. Это основное право изо-;бретателя, соответствующее его положению ; как активного строителя социа-ттизма, дета-ть-но регулируется в новом законе, а) Отрас-левый орган по изобретате.льству по получении от бюро новизны экземпляра поданной заявки с необходимыми приложениями обязан в м е с я ч и ы й срок вынести носа ановление о полезности изобретения (ст. 20). б) На основании предварительного признания изобретения полезным отраслевой орган по изобретательству немедленно, не дожидаясь выяснения новизны, приступает к необходимой разработке и испытанию .изобретения (ст. 21); к участию в разработке и испыта1ши изобретения приглашается изобретатель (ст, 24). в) Постановление отраслевого органа по вопросу о полезности изобретения м, б. в трехмесячный срок обжаловано в вышестоящие органы по изобретательству; организации изобретателей могут подавать жалобы и после указанного срока (ст. 26), г) После окончательного призна- ния изобретения полезным соответствующий хозяйстврнный орган составл:ярт план использования изобрртения и расчрт необходимых для этого средств и приводит этот ;план в исполнение (ст. 27). д) Е^л.и изобретение, признаннор по-чсзным для народного хозяйства, не проведено в жизнь в г(Ч'ние полугода со дня признания его полезным, отраслевой орган по изобретате-чьству обязан уведомить об этом Комитет по изо-i бретательству при СТО и цегггральный ведомственный орган по изобретательству; в этом уведомлении должно быть указано, почему изобретение не осуществляется (ст, 35).



1 ... 46 47 48 49
© 2007 SALROS.RU
ПромСтройМат