![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
1 ... 44 45 46 47 48 49 для струйного сопротивления при помощи закона аэродинамического подобия Рейнольдса (см. Аэродинамика). На фиг. 14 приведены результаты испытания модели мягкого паруса, к-рые показывают близкое совпадение с испытанием соответствующих пластин. Нек-рое увеличение сопротивления объясняется наличием мачты у передней шкаторины паруса. Гафельный ![]() Относительное направление еет'а 30 100 по Фиг. 14. парус начинает полоскать вследствие образования вихрей при угле встречи а < 20°, а соответствующий квадратный даже при а < 30°. Для курсов до 10 румбов наиболее выгодно устанавливать гафе.тьный парус под углом встречи а=25--30° к направлению ветра, увеличивая его при более полных курсах до 90°. Практическое правило для установки парусов-углы между относительным направлением ветра и парусом и между парусом и курсом судна д. б. равны. Сила действия ветра на парусное судно будет отличаться от результатов, полученных для теоретич. паруса, так как: 1) последние не учитывают из.менения среды от наличия движущегося корпуса судна; 2) рангоут и такелаж вызывают добавочное сопротивление; 3) разделение теоретич. паруса на отдельные паруса вызывает в.тияние потоков, обтекающих каждый из них друг на друга. Т. к. корпус судна находится в области малых изменений потоков ветра от наличия парусов, то его влиянием можно пренебречь. Опыты над влиянием мачт показывают, что кромка паруса должна плотно прилегать к мачте и изменением профиля последней можно достичь уменьшения вредного сопротивления. Исследование влияния такелажа затрудняется тем, что: а) сопротивление его (закругленных цилиндрич.поверхностей) в виду образования вихрей не следует закону подобия и в высокой степени зависит от числа Рейнольдса для действительного такелажа; б) форма такелажа не строго цилиндрическая; в) части его устанавливают на судне под разными углами к ветру. Опыты показывают, что сопротивление небольшого числа толстых снастей меньше, чем большого количества тонких. Влияние системы подразделения П. (типа парусного вооружения) ![]() различно для разных курсов. На курсах, близких к ветру, опять сказывается преимущество гафельиого вооружения перед прямым. Параллельные ряды парусов работают подобно би-, трипланам в аэропланных конструкциях. Особенно интересны случаи такого размещения парусов, когда между ними для прохода ветра образуется узкое пространство, играющее роль насадка и увеличивающее двиясущую силу паруса. Применение профильных парусов с различным очертанием наветренной и подветренной поверхностей тоорететески выгодно, но практически неприменимо, т. к. паруса д. б. пригодны для ветра с обеих сторон, т. е. симметричны. Достижения теоретического изучения парусности практически осуществились в создании роторного судна (см.). Влияние ходкости, судна (см.) сказывается двояко: изменением направления ветра, действующего на паруса, и сопротивлением воды боковому движению судна (дрейфу). В зависимости от направления действит. ветра к направлению движения судна различают следующие курсы судна: фордевинд- судно идет по ветру, к-рый дует в корму, б а к ш т а г-ветер дует из румбов IX-XV (сбоку сзади), г а л ф и н д, или полветра,- ветер дует из VIII румба (сбоку), б е й д ев и н д-ветер дует из более острых румбов (сбоку спереди). При движении судно ![]() -w6M/i:eiin.68ym Фиг 16. испытывает ветер действительный W и возникающий от его хода лобовой ветер v, всяед-ствие чего относительное направление ветра получается геометрич. сложением величин V Vi. W, что выполнено на фиг. 15 при условии y=Const. Для фордевинда V = W-v, для парохода, идущего против ветра V=W+v. На курсах, близких к ветру (румбы II-IX), действующий на П, кажущийся ветер больше, а на полных курсах (румбы X-XIV) он меньш' ! действительного W. Кроме того кажущийся ветер составляет с курсом корабля более острый угол, чем действительный. Т. о. судно по мере увеличения скорости подвфгается действию ветра, заходящего к п)су. Фиг. 15 отличается от предыдущей тем, что на ней направление движения судна постоянно, а ветра переменно, тогда как на курсовых диаграммах наоборот. В действительности скорость судна различна в зависимости от курса, поэтому пунктирный круг фиг. 15 превращается в кривую, показанную жирно на фиг. 16. Из последней видно, что наименьший угол между ветром и курсом е = 27°; обычно в зависимости от вооружения он лежит между IV и VI рукба- ми. При необходимости движения по курсу <min судно должно лавировать, т. е. итти переменными галсами под углом £ > ej (зигзагами). Наивыгоднейший угол лавиров-ки получают из полярной диаграммы фиг. 17, где по румбам отложена относит, скорость судна; крайняя касательная к кривой дает направление наивыгоднейшего (для приближения к пели) курса; на фиг. 17 о = 52°. Учитывая действие кажушегося ветра на паруса, рангоут, такелаж и подводный корпус судна, можно представхггь это действие замененным одной результирующей силой, приложенной в центре давления. Эта сила, вызывая движение судна, возбуждает реакцию сопротивления воды подводной части ![]() Отмосительиое напрашние sempa-Vaf Фяг. 17. ![]() судна, приложенного в центре сопротивления. Силы давления ветра и сопротивления воды должны лежать в одной вертикальной плоскости (фиг. 18, верхний чертеж), в противном случае судно будет или отходить от ветра (нижняя схема) или приводиться к ветру (средняя схема). В обоих случаях судно не будет держаться на курсе, причем второй случай не допустим, т. к. если суд-,. но имеет свойство от- aSi** у^. ходить от ветра, то * оно не способно к повороту через направление ветра (оверштаг), к-рый иногда необходим. Однако точный теоретическ. подсчет сил давления ветра и сопротивления воды и определение положения их точек приложения- невозможны, т. к. помимо сложностей самого расчета положение центров переменно и различно при разных курсах в зависимости от угла встречи и крена судна. Задача конструктора сводится к ограничению их пере-мешения, что легче достичь при гафельном вооружении. Поэтому производят так наз. условный расчет. Определяют положение центра П., к-рый принимают за центр давления, и ц. т. подводной части диаметральной плоскости - центр бокового сопротивления, к-рый принимают за точку прилол1:ения силы бокового сопротивления воды. П. проектируют так, чтобы центр ее был несколько впереди центра бокового сопротивления, т. к. последний при ходе корабля смещается несколько вперед. Это расстояние из опьгга установлено сле- ![]() дующим: для кораблей и шхун с прямыми парусами в среднем 0,0675L, для гафельпых шхун в среднем 0,039L, где L-длина судна. Кроме того отношение момента площади передних парусов к моменту площади задних парусов относительно середины грузовой ватерлинии должно быть следующим: для судов с острыми обводами от 1 : 0,72 до 1 :0,78; для коротких широких судов от 1:0,76 до 1:0,82; для шхун с прямыми парусами от 1 : 0,82 до 1 : 0,92. При подсчете в нек-рых случаях (яхты, крен судна) следует учитывать изменение скорости ветра в зависимости от высоты над уровнем ![]() Фиг. 19. моря. Если качества судна после постройки неудовлетворительны, то их можно исправить: 1) изменением П.-увеличивая или уменьшая передние или задние паруса; 2) изменением положения мачт--перестановкой или изменением наклона мачт; 3) изменением посадки судна - перемещением балласта или груза вперед или назад; 4) изменением формы корпуса-увеличением дейдвуда, укреплением новых досок, или уменьшением имеющегося (почти невозможно). Па фиг. 19 изображены силы, действующие на парусное судно на ходу. Давление ветра R, как-указано выше, м. б. разложено на движущую силу L и силу сопротивления (ветра) Q. Обе вызывают движение судна; но т. к. сопротивление воды, также разлагаемое на составляющие Wi и Wq, в продольном направлении в 10 раз меньше, чем в поперечном, т. е. WilQWq, то и движение судна получается вперед с нек-рым сносом (дрейфом) вбок по линии АВ, не совпадающей с диаметральной плоскостью судна, поэтому силы L и Wi следует брать в направлении движения судна, а не его диаметральной плоскости. В начале движения b>Wi, при установившемся движении L=Wi niQ = Wg. Силы RnWg практически не лежат в диаметральной плоскости и их приходится уравновешивать перекладкой руля (сила р). Силы L я W{ не лежат также в одной горизонтальной плоскости, что вызывает незначительный диферент на корму, к-рый мы не рассматриваем. Силы Q и Wg помимо дрейфа вызывают крен судна, т. к. также расположены в разных вертикальных плоскостях; влияние крена настолько велико, что проблема П. тесно увязывается с остойчивостью, т.к. помимо уменьшения опасности опрокидывания меньший крен обусловливает меньшее сопротивление воды и больший ход судна. Из двух парусов, дающих одинаковую составляющую L, следует выбирать дающий меиьптую составляющую Q, на что уже указывалось выше. Существует ряд эмпирич. зависимостей, определяющих полную площадь всех парусов )S в зависимости от площади грузовой ватерлинии, миделя, диаметральной плоскости, смоченной поверхности и водоизмещения; последняя выражается S:B--k, где к = 1204-160 для кораблей, барков и бри- гов; для яхт спортивных к= 180-200. При необходимости увеличивать скорость судна новая П. определится из: где-значки ({) относятся к измененным заданиям; при том же водоизмещении Однако расчет П. следует тесно связывать с остойчивостью. На ходу парусное судно имеет крен о к-рый не доллен превышать: для кораблей 4°, барков и бригов 5°, пароходов 6°, для шхун, катеров 7° и яхт 84-10°. Из фиг. 20 действительный угол крена (в радианах) определяется из Q h = P7MG где Р-сила тяжести; и MG-метацентри-ческая высота, Q -кренящая сила, /г-ее плечо. Вводя площадь всех парусов S =-kQ, получаем где е-эмпирическая величина; она равна: для. рейсов в Индийском и других океанах 264-24, для Атлантич. океана 244-21, для европ. вод 214-19, для большого каботажа 194-17, для малого каботажа 17-7-14. Величина е наибольшая-для больших кораблей, меньшая-для шхун с прямыми парусами и еще меньшая-для шхун с гафель-ньим вооружением. Для проверки условий остойчивости строят (фиг. 21) диаграмму статич. моментов (см. Остойчивость судов) и кривую моментов силы ветра. При равном ветре от момента AD судно накренится на угол 18°, определяемый точкой F; при шквале: наибольший угол крена будет 37° и определится точкой Н, причем ADE = EGH. Величина момента силы ветра, определяющая размер П., будет где М' = AD при угле АР не большем данной выше величины, а /с'= 0,54-1,0 в зависимости от типа судна и условий его плавания. Определенная из условий остойчивости величина распределяется между мачтами в зависимости от типа судна (табл. 1). Табл. 1.-Р аспределение площади п между мачтами в процентном отн Размещение и размеры рангоута определяются величиной к как входящим аргументом-отношением П. фок-мачты к S. Величина силы ветра и давления воды м. б. определена из испытания моделей судна в гидроканале и аэродинамич. трубе. Положение центров для условного расчета определяется чисто геометрически, прхгаем учитывают в зависимости от ![]() ![]() Фиг. 21. типа лишь следующие паруса: для мачт с полным вооружением-нижние паруса, марсели и брамсели, для мачт с гафельным вооружением-гафельные паруса и топсели, для бугшприта-1-2 кливера и стаксель или фор-стеньги-стаксель. Определение скорости парусного судна при любом курсе мо- ![]() а р у с о в S о ш е п и и.
5-мачт. корабль . . 5-мачт. барк .... 4-мачт. корабль . . 4-мачт. барк .... Корабль ...... Барк........ Шхуна-барк .... Бриг........ Шхуна-бриг .... Топсельная шхуна . 3-мачтовая 2-мачтовая Гафельная Люгер ....... Куттер.......
6 8 to 12 и IB 18 го 22 24 26 Скорость ветра в м/сек Фиг. 22. жет быть В настоящее время теоретически определено только для идеального случая при следующих допущениях: сопротивление воды пропорционально v. Дрейф равен О, сопротивление воды не зависит от крена и волнения, действительный ветер постоянен по силе и направлению и не меняется по высоте; паруса поставлены наиболее рационально. На фиг. 16 и 17 представлены такие диаграммы для w=6 м/ск. Эти диаграммы строятся для разного направления кажущегося ветра одинаковой силы, после чего делается переход к действит. ветру одинаковой силы для разных направлений. Скорость современных парусных судов приведена в табл. 2. Как видим, наибольшая скорость достигается при курсе в полветра; падение ее при иных курсах происходит вследствие уменьшения С а- При уменьшении это правило нарушается, т. к. при более сильном ветре уменьшается парудность взятием рифов или уборкой верхних парусов. На фиг. 22 показаны кривые скоростей для бапьщощ 4-мачтового барка. Табл. 2.-Скорость парусных судов.
Рассмотренные выше отношения С^: С„ характеризуют парусное судно с аэродинамической стороны, отношения V:v характеризуют его гидродинамич. свойства. В виду ограничения условиями остойчивости последнее отношение на судах не м. б. повышено значительно.. На буерах благодаря незначительному трению льда это отношение достигает 2,скорость доходит до 125 км/ч, и использование аэродинамич. возможностей П. достигает практич. предела. Лит.: Миддендорф Ф., Рангоут и такелан^ судов, пер. с нем.,СПБ, 1905;S с h w а г z Т., Die Entwicklung des Krlfgsschinbaups von Altfrtum bis zur Neuzeit, Lpz.,1909; E iffel G.,Der Luftwiderstandu. der Flug, В., 1912; FuchsB.., Hopf L., Aerody-naniik, В., 1 922; F let t пег A.. Die Anwendung d. Erkenrtnisse d. Aerodynamik zum Windantrieb von Schiffen, В., 1924/25; Flettner A., Mein Weg zum Rctor, Lpz., 1926; Betz A., Der Magnuseffekt d. Grundlage d. Flettnerwaize, <Z. d. VDI , 1925, 3, p. 1; Curry M., Die Aerodynamik des Segels, Dlessen vor Munchen, 1925; Bader H., Beitrag zur Theorie des Segelns, Karlsruhe, 1925; Ackeret J., Das Rctorschlfl u. seine physikallschen Grundlagen, 2 Aufl., Gdltlngen, 1925. P. Тншбвйн. ПАРУСНЫЕ СУДА приводятся в движение силой ветра, действующей на паруса (см. Парусность и Парусное вооружение), составляющие вместе с рангоутом и такелажем устройство.воспринимающее силу ветра помощи буксиров. Расчет Н. с. по сравнению с паровыми и моторными упрощается, т. к. в уравнении пловучести отсутствует переменный вес механизмов как функпии главных размеров. Главные размеры: Lr-длина, В - ширина и Т- осадка, определяются по заданной грузоподъемности Pi(K-paH составляет 654-75% веса нагрузки всего суд-наР); водоизмещение будет F=P: 1,025 1,008= = Р: 1,033ж , где 1,025-плотность морской воды, а 0,008-поправка на выступающие части и наружную обшивку. Обозначая д коэф. общей полноты, пмееы: V = 6-L-B-T. Для больших парусных судов можно принять 5 = 0,68; L:B = G; Т:В = 0,5, тогда V = = 0,68-3-Ва= 2,04Вз. Отсюда определятся В и другие главные размеры. Т. к. высота борта Н составляет: Т:Н = 0,77-8,1, то можно найти вес судна на 1 т водоизмещения P = LB-H = к; величина к обычно 1604-170 кг, что и может слулшть поверкой. Само проектирование корпуса судна вглут обычными приемами при помоши м^тoдa последовательного приближени>1 уточняя по мере надобности найденные размеры. Отсутствие механизмов дает возмг!/;и. сть и.меть большие трюмы, к-рые испол: з\ :от a-di не ревозки грузов. Современные бол!.тие П. с. строятся из мягкой судостроительной стали, малые каботажные суда-из дерева (см. Деревянное судостроение). П. с. по типу разделяются в зависимости от парусного вооружения отдельньгх мачт. Основные типы: к о-р а б л ь-трех-, четырех- или пятимачтовоо судно, все мачты к-рого имеют прямые па- ![]() Фиг. 1. и передающее его корпусу судна. В настоящее время на П. с. устанавливают кроме парусов небольшой вспомогательный двигатель на случай отсутствия ветра (штиля), противного ветра, и для маневрирования на узком фарватере, при входе в гавань без руса (полное вооружение) (фиг. 1). Кроме главного паруса (фок, грот и бизань) на каждой мачте устанавливаются: двойные марсели и брамсели, бом-брамсель и иногда ставятся трюмсели и лисели. Между мачтами устанавливают косые паруса: стаксели (ме- жду мачтами) 3 ширите 4 ряда, трисели и на буг-фор-стеньги-стаксель и 3 кливера (мидель-стаксель, кливер и бом-кливер).Противоположный тип - гафельная шхун а (фиг. 2), имеюгцая 2-7 мачт, каждая из Барк (фиг. 3) имеет прямое вооружение на всех мачтах кроме задней, к-рая несет гафельное вооружение; косые паруса те же.чтои на корабле. Число мачт 3-5. Шхуна-барк (фиг. 4) имеет две мачты с гафель- ![]() Фиг. 2. к-рьгх несет гафельное вооружение. На каждой мачте кроме главного гафельиого паруса имеется еще гафель-стаксель (топсель) вспомогательный. В носу кроме 4 основных парусов устанавливается у самой мачты фор-стаксель. Все главные типы П. с. предста- ным вооружением. Бриг (фиг. 5) имеет обе мачты с прямым вооружением, косые паруса между мачтами, фор-стеньги-стаксель и клив1ёра. Выбор того или иного типа вооружения определяется величиной, назначением и райо- ![]() Флг. 3. вляют те или иные комбинации этих двух основных типов, а именно:
ном плавания кораб.чя. Шхуны, шхуна-барки и барки-наиболее употребительны; бриги строятся теперь очень редко, а'корабли выбираются в тех случаях, когда требуемая парусность при барковом вооружении дает слишком длинные реи (больше 30 м). Приведенная диаграмма на фиг. 6 указывает наиболее пригодные тины П. с. и число мачт для них в зависимости от регистрового тоннажа. Римскими цифрами обозначено число мачт, а арабскими--количество мачт с полным вооружением из общего числа их. Штриховкой показаны типы, к к-рым можно переходить, минуя заштрихованные иначе; так, если шхуна-барк мал, то можно перейти к кораблю. При выборе типа следует иметь в виду аэродинамические достоинства каждого и вопросы обслулсиванря. Суда с ![]() Фиг. 4. косыми парусами аэродинамически выгоднее полновоорулсенных, но их полезность падает на полном бакштаге; во избежание этого косые паруса усиливают прямыми, ставящимися на курсах, близких к форде- Улучшение парусности гафельпых шхун для попутных ветров достигается постановкой на передних мачтах поверх гафельного ![]() ![]() Фиг. 5. винду. Обслуживание судов с гафельными парусами также требует значительно мень- 0 500 ЮОО 1500 £000 2500 3000 11111111111111! 11 м 1111111111111 паруса прямых парусов: двойных топселей (марселей) и брамселя; кроме того снизу ставят брифок (непостоянный фок). Таким путем получают шхуну (фиг. 7) с одной мачтой комбинированного вооружения и двумя задними с гафельньш вооружением, а также т о псе льну ю шхуну с двулш комбинированными мачтами. На этих судах помимо брифока устанавливается еще фор-стаксель и стаксель между мачт, один в первом случае, два-во втором. Шхуны м.б. и с двумя мачтами, причем первая-с комбинированным вооружением, а вторая-с гафель-ным. Иногда гафельные стаксели заменяют рей-ковыми топсе.тями (лоц-J -/ майская шхуна). Яхты имеют харак- терные обводы корпуса и плоские сильно-развитые паруса. По вооружению бывают след.: шхун а-я X т а (фиг. 8) с развитой парус- 3500 4000 4500 i i I i i i I i i i LL.i 5000 5500 Регистр, тонн. I I 11 I ![]() Фиг. 6. шего количества людей, чем для полново-оруж;енных судов. Барки и шхуны-суда, наиболее пригодные в настоящее время. ностью на грот-мачте и летучим фоком; к е т ч с развитым вооружением на передней мачте-рейковый топсель, летучий кливер с маленькой мачтой в корме; ял (фиг. 9), с вооруж;ением кетча, но гафель-стакселем, установленным на лисель-спиртах и маленькой выносной бизанью с португальским парусом (вертикальный гафель); шлюп-два паруса-португальский грот и стаксель (см. фиг. 10). Из одномачтовьгх судов отметим: куттер (или тендер) (фиг. 11), имеющей косой ![]() Фиг. 8. грот, рейковый топсель, фор-стаксель и кливер, а иногда еш;е брифок и бом-кливер с горизонтальным бугшпритом; л ю г е р- полуторамачтовое судно с гафель-стакселем на спиртах вместо рейкового топселя, а в остальном вооруженный, как тендер, но с более низкой мачтой и выносной бизанью, имеющей гафельное вооружение; галиот с неско.яько большей задней мачтой и полу- ![]() Фиг. 9. стакселем, наклонным бугшпритом с фор-стакселем, фор-стеньги-стакселем, кливером и бом-кливером; такое же судно с приподнятой кормой-г а л е а с. Наконец существует целый ряд мелких судов, гл. обр. каботажных, имеющих местное распространение и название. Голландские и немецкие: боте парусностью лю-гера, но с одной мачтой; тьялк с тупыми обводами и более низкой мачтой (J)ir. 12), хорошо движущийся в канаЯ^Ьс и имеющий' с боков опускные шверты для уменьшения дрейфа; куфф с вооружением галиота, но мачтами однодеревками; куфф-тьялк - тьялк с выносной бизанью. Сюда относятся и ![]() Фиг. 10. турецкие фелуки, носящие парусностьсредневековых галер; барки, габароты, беломорские карабасы с прямым рейковым воору- ![]() Фиг. и. жением; китайские джонки-седловатые суда с широхсой кормой и плоскодонные. Они имеют до трех мачт без бугшприта, паруса ![]() Фиг. 12. из циновок или дранок с горизонтальными жердями, благодаря чему парус легко подбирается. Джбйки легкл на ходу, маневри- ругот, но сильно дрейфуют. Интересны малайские и полинезийские суда и плоты (катамараны) с балансирами, увеличивающими остойчивость судна. Суда одно- и полутора-мачтовые легко управляются и некоторыо из них ходят близко к ветру (тендер), но они сравнительно невелики и пригодны для небольших рейсов. Современные П. с. несколько отличны от бывших в середине 19 в. фрегатов и барков, во-первых, развитием класса шхун, во-вторых, использованием достоинств клиперов, имевших острые обводы и несколько более низкие мачты, но с более длинными реями, чем у фрегата. Применение парусных судов уменьшается и сохраняется гл. обр. в каботажи. рейсах, так как срочность перевозок требует увеличения скоростей грузовых пароходов выше стандартных (до недавнего времени 8-10 узлов). Парусные суда закончили свое развитие и сохраняют значение лишь спортивных и учебных; поэтому даже коренное изменение их принципа (роторные суда) не может остановить их вытеснения более быстроходными судами с механическим двигателем. Лит.: Миддендорф Ф., Рангоут и такелаж судов, перевод с немецкого, СПБ, 1905; J о h о w-Foerster Е., Hilfsbuch fur den Schiffbau, 5 Aufl., B. 1, В., 1928. P. Тишбейн. ПАРФЮМЕРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО охватывает выработку группы парфюмерно-косме-тич, изделий, основное назначение которых в придании коже, волосам, одежде, белью и т. д. приятного запаха, без дезинфекционного или лечебного эффекта (см. Косметические препараты). Парфюмерные изделия поэтому представляют по своему составу смеси душжтых веществ (см.), разбавленные каким-либо не имеющим собственного запаха растворителем. Помимо этого к парфюмерным изделиям относятся нек-рые спе-гдиальные продукты, служапще для ароматизации воздуха в помещениях. Некоторая часть парфюмерных изделий имеет определенное гигиенич. назначение, например одеколоны при бритье. Развитие П. п. идет параллельно с развитием производства косме-тич. препаратов; оба производства обычно организационно объединены на одних ф-ках, с применением однородного сырья. П. и. подчиняется общему законодательству, устанавливающему контроль с целью недопущения применения ядовитых или вредно-действующих веществ (например метилового спирта). Классификация парфюмерных изделий производится, исходя из состава и отчасти назначения. Духами называются растворы душистьгх веществ в спирте высокой концентрации (не ниже 90°), причем содержание душистых веществ не ниже б-7%; гигиенич. назначения духи не имеют. По характеру запаха духи бывают с цветочными и фантастич. (не имеющими полной аналогии в природе) оттенками. Одеколон представляет собою также раствор душистых веществ в спирте, причем концентрация спирта допускается 70°, а содержание душистых веществ - 3-4%. Характерным признаком одеколонов является значительное присутствие в составе отдушки агрумовых масел (см.).Под названием тройного одеко- лона, представляющего основной тип этого вида изделий, понимается продукт, от-душенный исключительно агрумовыми маслами, в отличие от цветочного одеколона, который кроме того содержит другие душистые вещества и имитирует запах цветов. Русские одеколоны представляют тип, близкий к цветочным одеколонам; они бывают как цветочных, так и фантастич. зйпахов; отличием их является нек-рая примесь пряных запахов и большая устойчивость. Одеколоны рассматриваются как препараты, имеющие гигиенич. значение. Т у а-летные воды характеризуются как растворы душистых веществ в слабом спирте (50-60°), хотя некоторое время были в ходу туалетные воды с более низкой концентрацией спирта (10°). Содержание душистых веществ не превышает 3%.Без алкогольные духи представ.чяют по б. ч. растворы душистых веществ в труднолетучем растворителе, не имеющем собственного запаха (например бензойно-бензиловом эфире). Содержание отдушки колеблется от 20 до 40%. Твердые духи (душистые карандаши) представляют растворы душистых веществ в церезине или парафине; содержание душистых веществ около 20%. За последние годы появились карандаши из искусственных масс типа галалита. Особую форму парфюмерных изделий представляют саше, являющиеся в сущности разновидностью твердых духов. Саше имеют вид мешочков или подушек, в которых находится отдушенный порошок ирисового корневища (фиалкового корня) иногда в смеси с порошком из розовых лепестков, душистых смол и т. п. Содержание душистых веществ 5-10%. Саше кладут между теми вещами, которым желательно придать запах. Курительные свеч и-смесь угля (б.ч. липового) и душистых смол, в форме палочек-предназначаются для ароматизации воздуха; при зажигании палочки медленно тлеют, и возгоняющиеся при этом душистые вещества ароматизируют воздух. Аналогичное значение и применение имеет курительная бумаг а, к-рая пол^ается пропитыванием пред-варите.чьно подготовленной бумаги раствором душистых смол и веществ. Применяются также душистые фитили и порошки. Курительные воды, применяющиеся также для ароматизации воздуха путем медленного испарения в специальных вазах с электрич. лампочкой, представляют растворы душистых веществ в спирте или воде. В большинстве случаев для этих изделий применяются хвойные эфирные масла, и испарение их может иметь гигиенич. значение, поскольку хвойные масла обусловливают образование озона в воздухе. Технология. Сырье, применяемое в П. п., составляют две основные группы: растворители и душистые продукты. В качестве растворителя наибольшее значение имеет этиловый спирт, к которому предъявляются высокие требования в отношении чистоты. Преимущественно примепяется тщательно ректифицированный картофельный или хлебный спирт, причем в П. п. применяется специальная денатурация эфирными маслами. Применение денатурированного обьгаными способами спирта запрещено,равным образом как и применение метилового спирта (метанола). Применение виноградного спирта отражается на качестве парфюмерньгх изделий, но в производстве одеколона он все же находит применение. Наивысшего качества парфюмерный спирт получается из риса, и по некоторым данным во Франции для высшей парфюмерии применяется именно этот сорт. Из других спиртов за последнее время начинает входить в практику изо-пропиловый спирт. Из растворителей для безалкогольных духов применяются бензи-лобензойный, этилофталевый и некоторые другие сложные эфиры, к к-рым также предъявляются требования наивысшей чистоты. Душистые продукты в П. п. применяются также наивысшего качества и чистоты, поэтому обычно сорта, предназначаемые специально для П. п., бывают дороже. Ряд высокоцепных душистых продуктов получается исключительно для П. п. (например нек-рые цветочные масла). В числе дупш-стых веществ, применяемых в парфюмерии, находятся как изолированные, так и синтетические; однако до сих пор парфюмерные изделия в значительной степени используют натуральные продукты: эфирные масла (см.), получаемые при помощи отгонки водяным наром, и цветочные масла (см.), получаемые экстракцией, анфлеражем и другими способами. Помимо перечисленных душистых продуктов в П. п. применяют душистое природное сырье в необработанном виде, настаивая им спирт перед прибавлением главной массы душистых веществ, эфирных и цветочных масел. К этой группе относится мускус дату ральный (см.), амбра (см.), цибет (см.), душистые смолы, ирисовое корневиш.е, душистые лишайники (см. Дубовый мох) и др. Для специальных видов парфюмерных изделий в качестве сырья применяется парафин, церезин, уголь и нек-рые другие материалы. Большое внимание д. б. уделено воде, которая в большем или меньшем количестве входит в состав почти всех парфюмерных изделий; требования П. п. лучше всего удовлетворяются, дистиллированной водой; жесткость воды и присутствие в ней солей железа вызывают помутнение или окраску. Применение icpa-сителей в П. п. довольно ограничено, так как парфюмерные изделия выпускаются па рынок лишь слабо подцвеченкыми в желтый, зеленый и в редких слт1аях в фиолетовый цвет; применение находят растворимые в спирте растительные и искусственные красители. Большое значение для сбыта парфюмерных изделий имеет их упаковка. Для духов обьгано применяются флаконы с притертой стеклянной пробкой, причем этим флаконам стремятся придать оригинальную форму. Дешевые сорта разливаются в мелкие флаконы более простого вида. Наряду с литым стеклом применение находят также шлифованные флаконы, матированные, с рельефным рисунком и различного рода художественной отделкой. Применяемая для одеколонов посуда имеет более простой вид, и форма ее иногда приноравливается к удобству пользования, напр. плоские флаконы для дороги, для сумочек и т. п. Технологические процессы в общем чрезвычайно просты и требуют механизации только в последних стадиях. Подготовка спирта состоит в настаивании его на душистом сырье, б. ч. на измельченном фиалковом корне (корневище ириса). Параллельно с подготовкой спирта ведется приготовление душистой смеси (отдушки), или композиции. Эта часть работ является одной из самых ответственных и в свою очередь распадается на несколько частей. Нек-рые виды душистого сырья, к-рые поступают на парфюмерную фабрику, должны быть переведены в спирторастворимую форму, т.е. из них приготовляют спиртовые вытяжки и тинктуры. Для этой цели цветочные помады (см. Анфлераою), твердые цветочные масла, мускус, цибет, растительное сырье и смолы заливают 25-100-кратным количеством спирта и оставляют в покое в течение нескольких суток. Остальные душистые продукты смешиваются с этими настойками, или тинктурами, по заранее разработанному рецепту. Хотя до сих пор общих правил составления композиций не существует, но все же основные правила требуют, чтобы запах был достаточно характерен, стоек и не изменял своего характера по мере улетучивания. В связи с этими требованиями находится подбор душистых продуктов по степени их летучести. В главнейших чертах композиция должна содержать: 1) базис (основу)-смесь или, реже, отдельное эфирное масло, обусловливающее основное впечатление от духов; для цветочных запахов состав базиса в большинстве случаев приближается к составу натурального масла, и рецептура их довольно общеизвестна; для фантастических запахов воспроизведение базиса по образцу иногда представляет большие трудности; 2) ад-ж ю в а н (вспомогательная часть) - смесь, придающая базису специфичный характерный оттенок или ноту ; необходимость ее объясняется тем обстоятельством, что в смесях, составляющих базис, обьшно недостает свежести или полноты оттенка; в качестве аджювана обыкновенно применяют указанные выше вытяжки из помад, цветочных масел, ванилин, гелиотропин и др.; 3) фикса-т о р-его назначение придать запаху стойкость, уменьшить скорость улетучивания, не допуская в то же время изменения характера запаха из-за неравномерного улетучивания отдельных частей смеси. Обьгано в качестве фиксаторов применяются мускус, амбры, душистые смолы, некоторые труднолетучие эфирные масла (напр. ветиверовое) и нек-рые искусственные душистые вещества. Помимо этих основных элементов композиция должна содержать вещества, обусловливающие быстрое получение впечатления- головку , обьгано состоящую из сравнительно легко летучих душистых веществ характерного для данной композиции запаха. Большинство заводов душистых веществ и эфирных масел выпускают в продажу готовые композиции под названием искусственных цветочных масел или соответствуюпщх духам фантастич. названий; эти композиции могут служить базисом для производства. Приготовленная смешением композиция не имеет еще полной гармонии запаха, которая достигается только после б. или м. продолжительного хранения. Этот процесс аналогичен процессу старения вина, и имеются указания, что он м. б. ускорен осторожным подогреванием. В чем заключается химический процесс выдерншвания композиций-не выяснено. Иногда процесс выдерживания применяется к готовым духам. После того как спирт отфильтрован от сырья, на к-ром он настаивался, и смешан с композицией, к полученному раствору добавляют некоторое количество воды, причем появляется обычно муть от выпадения смолистых и трудно растворимых соединений. После б. или м. продолжительного стояния муть отфильтровывается, иногда при помощи окиси магшя. В дальнейшем процесс производства ограничивается разливкой в флаконы и упаковкой. Производство одеколона и туалетньпс вод протекает совершенно аналогичным образом. Специальные виды парфюмерных изделий, как то: твердые духи,курительные свечи и др., производятся аналогично сходным с ними косметическим препаратам. (Оборудование парфюмерных фабрик состоит из основного и вспомогательного, причем к последнему относится картонажное производство, которое на крупных парфюмерных ф-ках представляет отдельный цех. Для основного цеха требуются для проведения перечисленнвЕХ выше операций следующие элементы оборудования: 1) для получения настоек и тинктур-в зависимости от перерабатываемого сырья либо закрытые цилиндрич. аппараты с мешалкой (б а т т е 3 ы) для извлечения душистых веществ из цветочных помад либо перколя-торы (см.) для извлечения из животного или растительного сырья; 2) сосуды для настаивания спирта при его подготовке и для вьщерживания композиций-обьшновенпо из луженой меди или же эмалированные; 3) для подготовки флаконов применяются мойные машины, устроенные таким образом, чтобы очистка флаконов производилась механическими щетками внутри и снаружи. Производительность этих машин достигает 600-1 600 флаконов в час при 1 рабочем; 4) для фильтрации готовой спиртовой парфюмерии применяются закрытые фильтры под давлением с асбестовым фильтрующим слоем, типа Зсйтц (см. Фильтры); 5) для сушки флаконов применяется тип автоматических сушилок нагретым воздухом, причем производительность сушилки обычно 5 ООО-10 ООО флаконов в рабочий день при продолжительности сушки от 10 до 12 минут; 6) для разливки в флаконы также существует ряд машин-автоматов, позволяющих наполнять от 10 до 50 флаконов в минуту при 6-16 рабочих; 7) дальнейшая упаковка - обвязка или надевание вискозных колпачков, наклеивание этикеток, укладка в коробки и все прочие операции производятся вручную с применением конвейеров. В такой механизированной форме производство парфюмерных изделий осуществлено далеко не везде; до настоящего времени существует еще много фабрик, производящих большую часть операций ручным способом. Статистика П. п. в большинстве стран объединяется вместе с производством косметических препаратов. Лит.: Mann Н., Die moderne Parfumerie, 3 Aufl., Augsburg, 1924; Mann H., Die Schule d. modernen Parfumeurs,Augsburg, 1924; Winter F., Handbuclv. d. gesamten Parfumerie u. Kosmetik, W., 1927; Wagner A., Die Parfiimerieindustrie, Halle a/S., 1928; Plesse S., Les odeurs des parfums et des cosmeti-ques, P., 1922; Cuniasse L., Memorial du parfu-meur chimiste, P., 1924; F о u q u e t H., La technique moderne et les formules de la parfumerie, Paris, 1929; Rolet, Manuel du parfumeur, Paris, 1930; G e r-bardt O., Das Komponieren in d. Parfumerie, Lpz., 1931; Burger A., Leitfaden d. modernen Parfumerie, Lpz., 1929; Poucher W., Perfumes, Cosmetics a. Soaps, L., 1930; Seifensiederzeituns , Augsburg; ♦Deutsche Parfiimerie , В.; La parfumerie moderne , Lyon; Les parfums de France*, Grasse; American Perfumer*, N. Y.; Perfumery a. Essential Oil Record , L.; Revue de la parfumerie , P.; La parfumerie franoaise . P.; Le parfumeur franQais , P.; Parfume-rie-Ztg , W.; The New Perfumers Journal*, N. Y.; Perfumeria moderna , Madrid; La revue de marques , Paris; Die Riechstolfindustrie , Mch.; Aromatics , New York; Rivista italiana delle essenze e profumi , Milano. Б. Рутовский. ПАРЦИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ газа или пара в смеси, давление, к-рое этот газ или пар имел бы, занимая один весь объем смеси. Общее давление газовой смеси р равно сумме П. д. отдельных компонентов (р/): P = Pi + P2+ =2 Р.- г Это есть закон Дальтона (1801 г.) о независимости давления, производимого газом, от присутствия других газов в смеси, вытекаю-1Щ1Й из кинетической теории (см.) идеальных газов (см. также Газ). Возьмем щ г-мол. газа 1, щ г-мол. газа 2, щ г-мол. газа 3 и т. д., соответственно занимающих объемы tl. V3, при одинаковых Т и р; если все газы достаточно близки к идеальным, имеем: 1 = %; V2 = n,; v, = n,f. (2) При смешении этих объемов газов 1, 2, 3... общий объем остается неизменным при Т, р = Const: F = -f i2 + г'з+ = p 4-х . -----. p - . (3) HO no определению имеем для p отдельных газов в смеси Pl = Wl. Р2= 2~, Рз=Из (4) и, складывая по (3) Np, (5) Р1 + Р2 + Рз+--- находим закон Дальтона (1). Кроме того: - = ;p,-RT.Ci (6) (здесь = - концентрация газов в смеси), т. е. П. д. газа в смеси пропорционально его объемной доли (концентрации) или молярной доли ; так, П. д. азота в во-здухе при р = 1 atm составляет 0,8 aim, кислорода 0,2 а (m. П. д. газа в смеси тождественно с его осмотическим давлением (см.). (См. также Осмос, Окклюзия.) Если две газовые смеси разделены перегородкой, проницаемой только для одного из компонентов, то П. д. этого компонента по достижении рав- 1 ... 44 45 46 47 48 49 |
© 2007 SALROS.RU
ПромСтройМат |