Главная » Промиздания » Оливковое дерево

1 ... 27 28 29 30 31 32 33 ... 49

завалки землей были начаты в полном объеме около половины 1908 г. При очистке поверхности для земляной насыпи грунт из русла реки вычерпывали до песчаной глины, а во франц. канале до твердой синей глины. Обломки камней были тщательно убраны и берега выровнены с небольшим уклоном в красной глине. Засыпка производилась тремя рефулерами. Подаваемая ими масса содержала, разумеется, большой процент воды, к-рую нужно было удалить. Спуск воды производился двумя группами из трех 20-дм. труб, выходивших с небольшим уклоном в открытые сточные канавы. Другие концы этих труб были подняты вертикально в земляной засыпке и своими верхними концами приближались к поверхности воды, которая редко поднималась выше 30,5 см над ними. По мере возрастания насыпи трубы наращи-ва.чись. Весной 1910 г. р. Чагрес была отведена из западного протока в водоспуск и была начата постройка западной плотины по тому же методу. Был пущен в дело четвертый рефулер. Материал для сухой засыпки привозили с Кулебрской выемки и в небольшом количестве с земляных работ на шлюзе и водосливе. Насыпь для плотины была закончена весной 1913 г. Глина для верхнего слоя гидравлической засыпки поступала из карьеров к северу от плотины. Некоторые затруднения были вызваны оседанием и сползанием северного откоса плотины близ ее западного конца. В этом случае так же, как в подобном же оползне на северной стороне восточной части насыпи, подошва бы-,та сильно укреплена и откос увеличен до 1 : 7,67. Та часть откоса плотины, которая подвержена прибою волн, вызываемому сильными южными ветрами, временами господствующими на озере, была вымощена.

Гатунский водослив. Для удаления излишка воды во время дождливого сезона в возвышенности, разделяющей долину р. Чагрес, был сделан водослив, представляющий собою бетонную плотину с поверхностью, приспособленной для спуска воды, и канал для отвода воды в реке Чагрес. Для обеспечения максимального необходимого спуска воды в количестве 5 150 м^/ск потребовался бы нерегулируемый водослив длиной в 600 м. Поэтому был принят проект водослива, изогнутого по дуге окружности и имеющего род ворот для регулирования спуска (фиг. 5). Очертание поперечного сечения плотины состоит из параболы, короткой касательной прямой и дуги окружности, переходящей в плоский порог ниже плотины. Кривая поверхность водослива рассчитана так. образом, чтобы нижний слой воды оставался в соприкосновении с поверхностью водослива при глубине потока 1,83 ж и более. Струи направляются к центру дуги водослива, сталкиваясь между собой, вследствие чего их энергия частично нейтрализуется. Для этой же цели поставлены два ряда бетонных волноломов, верхний ряд которых расположен на 36,6 м от гребня вниз по течению, и возвышается на 3,05 м над порогом. Со стороны потока волноломы облицованы чугунными плитами. Двумя устоями и 13 быками гребепь плотины разделен на 14 пролетов по 13,72 м шириной, в к-рых

установлены ворота Стони (Stoney). Нормальный уровень озера был принят на отметке -1-25,9 м, а максимальный допустимый уровень-на отметке -1-26,5 м. Пороги ворот водослива были сделаны на отметке 4-21,03 м или на 4,87 м ниже нормального уровня. Для низа ворот, поднятьгх полностью, была принята отметка 4-28,04 м, т. е. на 2,14 м выше принятого уровня воды в озере. Вода, пройдя через плотину, входит в веерообразную камеру, к-рая направляет


поток в облицованный бетоном канал водослива 86,88 м ширины и 366 м длины, прорытый в скале до р. Чагрес ниже плотины. Прр! максимальной высоте воды 4-26,5 м про-пускная способность всех 14 пролетов водослива рассчитана в 4 358 м^/ск. Она значительно превосходит известный до сих пор максимальный приток в 3 879 м^/ск в течение 33 часов. Ширина ворот-14,11 м, их высота-5,79 м и Толщина-ок. 1,4 м. Каждые ворота весят 39 т. Конструкция ворот состоит из 4 горизонтальных балок, уширяющихся к средине и прикрепленных своими концами к двум вертикальным балкам. С обеих сторон сделана обшивка из листовой стали толщиной /g ДМ. {9,4мм). Ворота приводятся в действие электричеством. Рытье



канала водослива было начато в 1907 г. и производилось главным образом взрывными работами. По общему плану работ для возведения Гатунской плотины надо было возможно скорее отвести воду из реки в канал водослива. Весной 1909 г. была начата бетонная кладка но устройству водосливного канала; кладка была выведена выше ожидаемого уровня отведенной в канал реки.

Педро-Мигуоль

Mupaqmopec


Фиг. 6.

Плотина водослива была возведена до отметки 4-3,05 м, а волноломы-выше уровня воды. После этого воды р. Чагрес были отведены из западного протока в водосливный канал. С этого момента можно было продолжать работы лишь выше уровня воды и в местах, защищенных от доступа воды. Пользуясь волноломами для устройства заградительной стенки, был сделан ящик, внутри к-рого производилась постройка трех центральных быков, в к-рых были устроены водоспускные каналы. Как только эти каналы были готовы, вода в наступивший сухой сезон была отведена в них, и в дальнейшем все работы производились в сухом месте нормальным порядком. После окончания плотины и быков были поставлены ворота во всех пролетах, кроме двух центральных. Затем отверстия каналов были закрыты заградительными стенками и каналы заполнены бетоном. Установка двух последних ворот производилась под защитой деревянньгх перегородок, перекрывавших пролеты и опиравшихся на переднюю часть быков.

Мирафлорское озеро и плотина. Мирафлорское озеро образовалось от запру-жения р. Рио-Грандо и ее маленьких притоков Мирафлорской плотиной. Оно пред-

ставляет собой также искусственный резервуар неправильной формы между плотинами в Педро-Мигуэле и Мирафлоресе и образует промежуточный уровень между Тихим океаном и Гатунским озером. Его поверхность на отметке -fl6,75 м на 9,15 ль ниже нормального уровня Гатунского озера. Плотина в Педро-Мигуэле от зап. стены шлюза направлена почти параллельно каналу до близлежащиххол-мов, в к-рые она упирается. Она имеет гребень на отметке -Ь32 jit и состоит из насыпньгх ка менйых гряд и земли, утрамбованной слоями. Плотина при Мирафлоресе состоит, подобно Гатунской, из гидравлич. земляного заполнения между каменными отсыпками и имеет примыкающий к шлюзам водослив с гребнем по прямой линии и 8 пролетами по 13,71 м. Гребень водослива - на отметке -fll,79 м. Максимальная нронуск-ная способность водослива сделана гораздо больше требующейся для отвода вод, притекающих в озеро и идущих из шлюза Педро-Мигуэля. Сделано это на случай серьезного повреждения ворот этого шлюза и прорыва воды через шлюз в озеро. Из этих расчетов водослив запроектирован с пропускной способностью в 2 600 MjcK. Его общая длина 131,7 м.

Чтобы закрыть любой пролет водослива для исправления повреждений ворот, применяется плавающий опускной ящик, к-рый примыкает к переднему краю двух соседних быков. Ящик сделан из стали и имеет размеры 14,17 м в длину, 1,83 л* в ширину и 7,4 JU. в высоту. Дно ящика и края, кото-


Б в г

Фиг. 7.

рыми он упирается в быки, обделаны деревянными брусьями для увеличения водонепроницаемости. Такие ящики имеются в Гатуне и Мирафлоресе.

Общее описание шлюзов. Всего имеется три группы шлюзов: гатунская-из 3 ступеней, мирафлорская-из 2 ступеней и в Педро-Мигуэле -с одной ступенью



(фиг. 6). На фиг. 6 : 1-предохранительная цепь, 2-запасная запруда, 3-ворота шлю-


Фиг. 8.

зов. Конструкция и общий вид гат^нских шлюзов изсбражепы на фиг. 7 и 8 и на


Фиг. 9.

ВКЛ. листе. Для наполнения и опорожнения пилюзов в средней и боковых стенах сдела-


ны круглые каналы с площадью поперечного сечения по 23,6 м' каждый. Они соединяются с поперечными эллиптич. каналами с площадью сечения 3,8 м^, проложенными под полом шлюзов на расстоянии около 11 м друг от друга. Каждый канал имеет выход вверх в шлюзовую камеру через пять круглых отверстий площадью по 1,11 м^. Пропуск воды по главным каналам регулируется задвижками системы Стони (фиг. 9), помещенными близ верхних, промежуточных и нижних шлюзовых ворот. Свободный проход в задвижке 2,43 м ширины и 5,49 JH высоты. Задвижки установлены парами, разделенными стенками. Для безопасности около каждой пары задвижек установлен запасный комплект. Устройство механизма для открывания и закрывания задвижек ясно из самого чертежа. Так как задвижки выдерживают в некоторых случаях напор воды до 18 м, что соответствует давлению на задвижку около 250 т, то в ви- Фиг. ю.

ду большого давления на задвижку, она не скользит непосредственно по направляющим, а перекатывается по роликовым лентам, которые помещены между закраинами задвижки и направляющими в гнезде. Стержень задвижки проходит через крышку гнезда, снабженную сальником, и соединен с поперечиной, имеющей на концах ролики, которые катаются по направляющим. Передвижение поперечины производится двумя винтовыми подъемниками, приводимыми в движение от электромотора а. На валу электромотора помещен также тормоз б. Для того чтобы движение задвижки происходило без скольжения, роликовые ленты должны совершать путь вдвое меньший величины подъема задвижки. Поэтому для перемещения роликовой ленты сделан привод, который состоит из штанги, проходящей сквозь крышку гнезда и соединенной нижним концом с лентой, а верхним концом подвешенный к передвижному блоку г. Цепь, закрепленная одним концом в пружинной подвеске д, огибает подвижный блок г и неподвижные блоки в, в и прикреплена другим концом к поперечине. Операция подъема задвижки совершается в одну минуту. В поперечных -каналах, идущих от главного канала в средней стене шлюза, установлены цилиндрич. клапаны, изображенные на фиг. 10. Верхний цилиндр неподвижен, а нижний может перемещаться по вертикали. Когда нижний цилиндр поднят, клапан открыт. Клапан приводится в действие электромотором в 7 IP. Время, потребное для открытия или закрытия кла-



пана,-10 ск. Напо.т1нение водой шлюза в 275 м длиной через два кана.11а совершается в 7-8 мин., а через один канал в боковой стене-в I2V2-13V2 мин. На практике было обнаружено очень неравномерное поступление воды через различные отверстия поперечного канала, причем наибольший приток наблюдался из отверстия, более отдаленного от главного канала. Вследствие

А


- 13485 -

Фиг. 11.

этого судно, стоящее в шлюзе, имеет стремление прижаться к стенке, из которой происходит наполнение. Пришлось перейти к пользованию обоими каналами в течение всего процесса наполнения, получая т. о. совершенно одинаковое распределение и допуская безопасно максимальную скорость изменения уровня в 2,28 м/мин. Кроме того


Фиг. 1;

было замечено повышение уровня воды, вызываемое ускорением движения воды по трубам. Вследствие больших продольных и поперечных сечений шлюзов этот процесс, не принятый в расчет обычными формулами, имеет важное значение, т. к. укорачивает время наполнения примерно на 2 минуты. Коэфициенты истечения приблизительно равны: для наполнения при пользовании трубами боковой и средней стен С= 0,65, при пользовании только боковой трубой С=0,82; Д.ДЯ опоражнивания при пользовании трубами боковой и средней стен

С=0,67, при пользовании только боковой трубой С=0,73.

Ворота шлюзов-двустворчатые. Створки установлены под углом в 26°33 54 (уклон


1 : 4) к плоскости поперечного сечения шлюза. Расположение ворот в шлюзах показано на фиг. 6. Двойные комплекты ворот поставлены для обеспечения от случайностей. При проходе судов до 275 м длиной оба комплекта замыкающих шлюз верхних и нижних ворот могут быть закрыты. Суда в 275-300 м устанавливаются лишь при одних открытых воротах, причем судно всегда имеет перед собой двойные закрытые ворота как при спуске, так и при подъеме. Промежуточные ворота разделяют шлюз на.два отсека для провода более мелких судов. Во всех шлюзах канала 46 ворот. Все створки имечют одинаковую ширину в 19,48 м и толщину в 2,13 м и разнятся по высоте от 14,30 до 25 мя по весу от 360 до 675 т. Общий вес ворот равен 54400 т. Конструкция ворот показана на фиг. 11. Стыки створок между собой по середине ворот (фиг. 12) и со стенками шлюза (фиг. 13), образованные стальными нолированными пластинами, по-


казали на практике полную водонепроницаемость. Порог сделан из деревянных брусьев с резиновой обкладкой. Нижним концом створка установлена в подпятнике (фиг. 14), а вверху она имеет шип, вращающийся в




петле (фиг. 15), закрепленной в стенке шлюза. Механизм для поворачивания створок (фиг. 16) был впервые применен при постройке П. к. и состоит из горизонтальной штанги, шарнирно соединенной одним концом с верхушкой створки, а другим концом с большой шестерней вблизи ее внешней окружности. Шестерня получает движение от электромотора в 25 IP через зубчатую передачу. Наименьшие скорости перемещения створок достигаются при этом механизме в начале и конце движения, т. е. в моменты, когда гидравлич. сопротивление достигает максимумов. Помещения для машин, приводящих в движение ворота, задвижки и предохранительные цепи сде.даны внутри стенок шлюзов и соединены между собой туннелями. Управление всеми механизмами производится из центрального помещения на средней стене шлюзов. В центральном же помещении находится контрольный стол, на к-ром сделан в миниатюре план шлюза с моделями, которые передвигаются одновременно с настоящими воротами, задвижками, предохранительными цепями и т. д.

Для защиты ворот и судов от во.зможных ударов протянуты предохранительные цепи перед воротами поперек шлюзов. Передвижение цепей и регулирование их натяжения производятся гидравлич. механизмом. Цепь постепенно останавливает натолкнувшееся на нее судно. Было доказано опытом, что судно в 16 ООО m водоизмещения, двигающееся со скоростью 4 км/ч, м. б. легко остановлено на расстоянии ок. 17 м без малейшего повреждения судна или цепи. Для пропуска судна цепь опускается па дно шлюза.

Буксирование судов при проходе по ш.тю-зам производят электровозами, движущимися по зубчатым рельсам на стенах по обеим сторонам шлюзов. Тяговое усилие электровоза ок. 11 тыс. кг, скорость-1,6-3,2 км/ч.

Для преграждения потока воды в случае повреждения ворот выше каждой группы шлюзов построены запасные запруды. Все 6 запруд для двух каналов трех групп шлюзов сделаны одинаково. Конструкция запасной запруды (фиг. 17) совершенно аналогична разводному мосту и состоит из двух ферм, вращающихся на вертикальной опоре, установленной на берегу канала. Один конец моста имеет длину в 50 .nt, достаточную для перекрытия шлюза, а другой-29,9 м и загружен бетонным противовесом и механизмами. Горизонтальная ферма Б принимает на себя давление воды и передает его береговым опорам. Ряд балок, находящихся на расстоянии 2,8 ж друг от друга, опускается от пояса фермы Б на дно канала. Промежутки между балками заполняются небольшими щитами, снабженными направляющими роликами для опускания по балкам.

Постройка шлюзов. Земляные работы по устройству Гатунских шлюзов были начаты в 1907 г. Бурением было обнарул<ено залегание глинистых песчаников и выступающие в верхнем конце шлюзов слои мягкого песчаника и туфа. Основание для шлюзов было взято в верхних слоях глинистого песчаника, а в верхней части шлюза углублено и укреплено. Работа производилась следующим порядком. Пробивали боковые траншеи вдоль всей линии шлюзов и весь грунт между ними взрыхляли взрывными работами, убирали паровыми лопатами и отвозили на постройку Гатунской плотины. Окончательная планировка производилась ручным способом. Работы были закончены в 1911 г., было вынуто 3 600 ООО м^ грунта. Бетонные работы были начаты в 1909 г. и закончены в конце 1913 г. в количестве 1 580 ООО м^. Цемент привозился из порта Колон, песок-с берегов Номбре-де-Диос в 62 км от Колона, а камень - из карьера в Порто-Белло в 32 км к востоку от Колона, где был устроен дробильный з-д. Вся доставка производилась на баржах по старому французскому каналу. Общее расположение работ по заготовке бетона показано на фиг. 18. Цемент выгружа.чся в склады на набережной, песок и щебень подавались по подвесным путям в большие штабели'. Вагонетки, проходящие по туннелям под складами цемента, камня и песка, получали соответствующие составу бетона количества этих материалов и, доставив их к бетонному з-ду, возвращались обратно к складам. Из бетономешалок бетонная масса выгружалась в вагоны, к-рые двигались по рельсовым путям, параллельным шлюзам. Бадьи с бетоном снимались на подвесную дорогу, проходящую перпендикулярно оси шлюзов, по к-рой они направлялись к формам. Все подвесные дороги были смонтированы на передвижных башнях и могли передвигаться по мере необходимости. Бетонирование стен шлюза производилось отдельными монолитами длиной в 11 ж в переносных стальных формах (фиг. 19). Деревянные формы употреблялись только при устройстве пола и нек-рых деталей неправильной формы. Все формы использовались многократно и передвигались с места на место по рельсам. Формы были собраны па полную высоту, за исключением задней стенки, к-рая наращивалась по мере заполнения формы в виду постепенного сул-сения стены кверху. Передняя стенка формы была прикреплена к башне для предохранения от распираний формы. Боковые стенки для этой же цели были снабжены контрфорсами. Башня передвигалась по рельсам для перемещения формы из одного положения в другое. Постройка всех стен производилась одновременно, причем посте-довательно заполнялись формы, стоящие на направлении подвесной дороги. После этого переходили к следующему ряду, для чего башни подвесной дороги соответственно перемещались. Общий вид постройки представлен на вкл. листе. Кладка производилась из бетона 1 : 3 : 6, кроме стенок главных водяных каналов, для которых применялся состав 1:2:4. Горизонтальные поверхности покрывались цементным'раствором 1:3.



Установка ворот представляла значительные трудности в виду необходимости обеспечить правильное распределение напряжений, точную навеску и водонепроницаемость. Все клепаные балки, из к-рых составлялись остовы створок, а также и остальные детали доставлялись на места работ в готовом виде. Вследствие большого веса отдельных частей потребовалось много 1леханич. средств для их перемещения. Было устроено 8 специальных мостов для одновременной сборки

лись при помощи специального приспособления (фиг. 20). Оно состояло из двух ферм, прикрепляемых к створке вороте обеих сторон. Фермы были укреплены на рамах, стоящих на роликах. При помощи клиновых устройств в рамах фермы приподнимались, отделяя створку ворот от подставок, на к-рых производилась сборка. После этого створку передвигали к месту навески, опускали


Фиг. 18.

16 створок. На подъеме и переноске частей работали 10 передвижных паровых кранов. Сборка остова производилась с большой тщательностью, в результате чего отклонение вертикальных стоек от правильного положения не превышало 3,18 мм, а разница с чертежем по высоте была не более 6,35 мм. К собранному скелету пригонялись и временно прикреплялись обшивочные листы для того, чтобы освободить мост на другую установку. После этого обшивка приклепывалась, причем все дыры для заклепок развертывались на месте пневматич. развертками. Во всех воротах было поставлено около 4млн. заклепок. После очень сложной работы по установке опорных частей, потребовавшей большого количества предосторожностей и чрезвычайной точности, ворота навешива-

на подпятник и устанавливали петлю на верхнем шипе.

Постройка шлюзов в Педро-Мигуэле и Мирафлоресе производилась тем же способом, как и в Гатуне, только с некоторыми изменениями в организации бетонных работ соответственно местным условиям. В Педро-Мигуэле склады щебня и песка пришлось отодвинуть от места постройки в продольном направлении, расположив их по обеим сторонам параллельно оси шлюза. Материалы подвозились поездами по эстакадным путям. Подача щебня и песка на бетонный з-д производилась при помощи двух специальных кранов с вылетами в обе стороны по 45,7 м. В башнях кранов были установлены бетономешалки. Цемент подавался по элеватору на площадки в башнях. Готовый



и А НАМСКИЛ КАНАЛ



Постройка шлюзов.



Кулебрская ныемка.



Шлюзы в Гатуне.

Судно в шлюзе.



бетон спускался в вагонетки, к-рые отвозили его rip узкоколейному пути к месту работ. В виду значительной разницы уровня пола

всякой выемке для постройки ж. д. и других целей. Однако громадный объем работ в связи с оползнями в Кулебрской выемке

Ви&сзави


-8,23

----Щ67

Фиг. 19.

-ff,f5-

7,J2 -

шлюза И места заготовки бетона узкоколейные пути были уложены на эстакадах с уклоном в 0,023. На фиг. 21 показаны краны, применявшиеся для укладки бетона в стены шлюза. Таких кранов было 4. Кладку бетона производили в деревянных формах, которые постепенно перемещали вверх после заполнения слоя в 1,83 м. В Мирафлоресе


Фиг. 20.

склады материалов можно было расположить по обоим берегам шлюзов. Краны для подачи на бетонный з-д были совершенно такой же конструкции, как и в Педро-Мигуэле, но лишь с одним вылетом (фиг. 22). Бетон с завода отправлялся по крановой фер- ме, один конец к-рой можно было поднимать * вверх на 15,25 м по мере возведения постройки. Бетон выгружался или неносредственно на боковую стену шлюза или перегружался в бадью на кране для средней стены. Общее количество бетонной кладки шлюзов в Педро-Мигуэле и Мирафлоресе ок. 1 530 ООО

Кулебрский канал. Самой значительной статьей расходов по сооружению П. к. были работы по устройству выемки для Кулебрского канала, составлявшие почти половину всей стоимости. В основном эта задача была такой, какой она является при

придает панамским земляным работам большой интерес. Глубина выемки в перевальной точке достигала 83 м по оси канала, а по крутому склону Гольдхилла работы восходили до 157 ж над дном канала. Рисунок, данный на вкл. л., представляет Кулебрскую выемку во время производства работ. По первоначальным подсчетам в Кулебрской


Фиг. 21.

выемке предполагалось 41 млн. ж^ земляных работ. Вследствие решенного в 1908 г. уши-рения дна канала на 30,5 ж количество работ д. б. увеличиться на 10 млн. ж^. Но благодаря оползням оно возросло в большой степени, и борьба с оползнями не прекращалась в течение всего времени эксплоатации канала. Оползни происходили на протяжении немного более 1,5 кж по обеим- сторонам Гольдхилла. До открытия канала в конце 1914 г. было удалено около 40 млн. ж^ оползней и за время эксплоатации до 1924 г. было вынуто еще 30,6 млн. ж^, полученных главным образом от оползней. В конце 1915 года большой оползень завалил канал на 75 ж шириной и на R0 лг вьппе


Фиг. 22.

уровня ВОДЫ И вызвал прекращение навигации на полгода.

Кулебрская выемка представляла собой самый низкий участок на много кле^ и сливалась с долиной р. Обиспона значительном



протяжении. Поэтому Обиспо была отведена в новое русло и спущена в р. Чагрес. То же самое было сделано с р. Камачо. Протекавшая по местности, предназначенной для выемки, р. Рио-Грандо также была переведена в новое русло и для защиты от нее была выстроена длинная дамба вдоль южного берега канала. Кроме того потребовалось устройство временной п.потины для заграждения от вод р. Чагрес, так как дно выемки было на 12 м ниже уровня реки. Для удаления местной воды, собиравшейся в выемке протяжением в 13 км, перед началом разработки каждого слоя пробивали траншею по всей длине канала. Собиравшаяся в траншею вода стекала к концам выемки и ее откачивали центробежными насосами через плотины. Около 70% выемки было сделано взрывными работами в скале. Общая длина шпуров составляла ок. 6 500 км, и было израсходовано до 13 600 m взрывчатых веществ. Подорванный грунт убирали и нагружали в вагоны паровыми лопатами и по путям, соединенным с Панамской ж. д., отвозили в места, предназначенные для свалки или на другие работы. Средняя месячная производительность колебалась по годам от 765 ООО до 1 200 ООО м^ и доходила в отдельные месяцы до 1 500 ООО м^. Средняя стоимость земляных работ по всему центральному участку Панамского канала от Гатуна до Педро-Мигуэля получилась ок. 1 р. 80 к. за 1 м^.

Приокеанские участки канала. Вследствие изменений в устьях канала, могла быть использована только небольшая часть работ, произведенных франц. компанией в обеих приокеанских частях канала. Франц. канал от Колона до Гатуна был временно использован для перевозки материалов при сооружении шлюзов, но вход в канал был совершенно изменен. На тихоокеанском берегу могло быть использовано лишь около 2 500 ООО м^ франц. земляных работ. Общая длина обеих приокеанских частей канала составляет 25 км, т. е. около /з длины всего канала. Ширина в этих участках 152,5 м с глубиной на тихоокеанской стороне в 13,7 ж и на атлантич. берегу-12,5 м ниже среднего уровня моря. Общий объем выемок на тихоокеанском берегу, вк.чючая ок. 5 350 ООО м^ для устройства гавани и доков в Бальбоа, достигает 36 500 ООО м^, а на атлантич. берегу около 30 000.000 м^. Для защиты от господствующих сев. ветров и от заноса грунтом устьев канала построены два бреквате, общей длиной ок. о км в Лимонной бухте и один брекватер также ок. 5 длиной, параллельный устью канала, от Бальбоа до острова Наос. Последнее сооружение содержит ок. 14 ООО ОООлг^. Материал доставлялся из Кулебрской выемки. Постройка атлантич. участка канала производилась преимущественно подводными работами, но часть работ (ок. 10%) представилось возможным сделать сухим способом. Как видно из продольного профиля канала, местность около Минди-Хилла значительно возвышается над уровнем моря. Благодаря незначительному просачиванию грунтовых вод экскаваторы работали на этом участке значительно ниже уровня моря, и сухая вы-

работка была прекращена лишь за год до окончания всех работ на атлантич. участке. Подводные работы бьши оборудованы одним мощным землесосом производительностью ок. 17 ООО м^ в сутки, 4 землечерпалками, к к-рым были добавлены еще две после того как в сделанную сухим способом выемку бы.ча пущена вода, и одним судном с 4 буровыми установками для взрывных работ.

На тихоокеанском участке все работы производились подводным способом и с таким же оборудованием, как и на атлантич. участке. Исключение составили лишь работы на небольшом участке в 2V2 км от Мирафлореса, где в намеченном русле канала оказалась' выступающая скала ок. 1 100 ООО м^, покрытая в среднем на 11,6 м наносным грунтом. Удаление этого грунта было произведено гидравлич. способом, состоявшим в размывании грунта сильными струями воды под давлением в 8 atm и откачивании насосами ншдкой грязи, к-рая была использовала для завалки окрестных болот и преимущественно для образования непроницаемого ядра плотины в Мирафлоресе, Всего было удалено таким образом ок. 1 200 ООО м^ грунта. Все земляные работы на приокеанских участках стоили ок. 60-65 коп. за 1 м^.

Стоимость канала и статистика перевозок. Канал был открыт для движения в конце 1914 г., но его достройка и улучшение продолжали вызывать дополнительные затраты. На 1 июня 1918 г. стоимость П. к. составлялась из следующих статей расходов (в млн. долл.).

Уплата за концессию............. 10

Покупка франц. предприятия........ 39

Прорытие канала............... 138

Шлюзы и плотины............... 93

Брекватеры, гавани, доки и пр....... 29

Силовые установки и передача энергии . . 5

Городские участки и недвижимость .... 5

Перестройка Панамской ж. д........., 10

Здания, водоснабжение, санитарные мероприятия и пр.................. 20

Итого . . 349

К ЭТОЙ сумме нужно прибавить значительные дополнительные расходы с 1914 года на удаление оползней и на разные другие надобности. Сверх того была назначена сумма в 30 млн. долл. на военные укрепления. Приведенные выше суммы конечно еще возросли на сегодняшний день, т. к. многие статьи удвоились со времени войны. Отчет губернатора зоны канала за 1927 год указывает, что за 1927 фискальный год было сделано 16 941 шлюзование и что 29 декабря 1926 г. было пропущено через Гатунские шлюзы 28 коммерческих судов, что составляет рекордную цифру для Гатунских шлюзов. В отчете приводится сводка пропуска судов в течение 1915-1927 гг. (см. табл.).

Новейшие цифры перевозок по П. к. даны Крамером. Он отмечает интересный факт, что хотя Суецкий канал открыт с 1870 г., а П. к. с 1914 г., но за 1927 г. тоннаж в П. к. (28 610 984 т) почти не разнился от тоннажа в Суецком канале (28 965 ООО т). Крамер на основании кривых перевозок доказывает, что П. к. в своем современном виде с устройством Алахвельской плотины, к-рая дает дополните.тьное количество воды, будет справляться с перевозками вплоть до



Число судов, пропущенных за 19151927 гг. через Панамский канал.

Год

Число судов

Чистый тоннаш П. к.

Пошлины в ДОЛЛ.

1915 ....

1 075

3 792 572

4 367 550,19

1916 ....

2 396 162

2 408 089,62

1917 ....

1 803

5 798 557

5 627 463,05

191S ....

2 069

6 574 073

6 438 853,15

1919 ....

2 024

6 124 990

6 172 828,59

1920 ....

2 478

8 546 044

8 515 933,15

1921 ....

2892

11 415 876

11 276 889,91

1922 ....

2 736

11 417 459

11 197 832,41

1923 ....

3 967

18 605 786

17 508 414,85

1924 ....

5 230

26 148 878

24 290 963,54

1925 ....

4 673

22 855 151

21 400 523,51

1926 ....

5 197

24 774 591

22 931 055,98

1927 ....

5 475

26 227 815

24 228 830,11

Всего . . .

40 377

174 677 954

166 363 228,06

1970 Г., делая излишним сооружение Ника-рагуйского канала.

Лит.: Т и м о н о в в. е., Мировой водный путь через Панамский перешеек, Петербург, 1913 (ука.зана лит. до 1913 г.); Franzlus 0., Der Verkebrswas-strbau. В., 1927 (указана лит.)]; Annal Reports of the Isthmian Canal Commission a. the Panama Canal, Wsh., 1906-27; Morrow J. J., Maintenance a. Operation of thePanama Canal, Panama, 1923; G i 1 1 e 11 e H. P., The Panama Canal, Engineering a. Contracting!), Chicago, 1914, V. 41, 1, p. 3; International Engineering Congress, V. 1 a. 2, San Francisco, 1915; Kramer H., The Isthmian Canal Situation, Proceedings of the American Society of Civil Engineers*, New York, 1928, August. Г. Гольдиарк.*

ПАНТОГРАФ, прибор, служаш;ий для перерисовки планов и чертежей в том же или в ином измененном масштабе; изобретен в 1603 г. Шейнером, впоследствии значительно усовершенствован.

Он состоит (фиг. 1) из четырех, имеющих в сечении прямоугольник, металлич. штанг, соединенных в своих концах шарнирами; штанги образуют параллелограм. Скрепленные вершины позволяют штангам парал-лелограма изменять взаимное положение, т. е. размеры диагоналей параллелограма, оставаясь в то же время неизменными по своей длине при данной установке пантографа. П. устроен т. о., что линейки ДЕ и БГ


Фиг. 1.

представляют постоянные стороны параллелограма, а две другие-АБ и ВГ - переменные, для чего скрепление этих штанг в точках Д и Е устроено таким образом, что позволяет сближать и удалять штанги ДЕ и БГ и устанавливать их в любом положении, параллельном между собой.

В точках Б, О 11 В устроены обоймы с отверстиями, в которые вставлены обводная игла (точка-Б), карандаш (точка-В) и неподвиншая вертикальная ось-О вращения прибора. Обоймы в точках Б я В неподвижны, обойма же в точке О переставляется

* Перевел и обработал И. Фрязиновский.


Фиг. 2.

вдоль рычага ДЕ. Линейки ДЕ, АБ п ВГ имеют миллиметровые деления, что позволяет во время работы П. соблюсти основное требование правильности его работы, состоящее в том, что точки Б, О и В должны лежать на одной прямой линии. Для удобства работы пантографа в точке Б и В имеются на подставках колесики, которые предохраняют бумагу при обводе контура чертежа от повреждений; кроме того в точке Г' устроен подвес на проволоке, который поддерживает весь прибор на весу в горизонтальном но-ложении т. о., чтобы карандаш и обводный шпиль касались бумаги. Этот подвес, регулируемый при самом начале работ по пан-тографирова-н и ю, обеспечивает правильность, а также точность работы прибора.

Принцип работы П. основан на следующих 2 геометрич. зависимостях: 1) установленные на одной прямой карандаш.обвод-ная игла и ось вращения прибора остаются все время на прямой при всяком положешш П.; 2) если ось вращения во время работы неподвижна, то фигуры, описываемые иглой и карандашом, подобны между собой. Действительно, если точки Б, О VL В лежат на одной прямой, то вследствие параллельности ДЕ и БГ будем иметь (фиг. 1):

ДБ : ДО = ВЕ: ОЕ. (1)

При любом положении штанг А Б будет параллельна ВГ, длины частей штанг ДБ, ДО, BE и ОЕ останутся неизменными, и следовательно отношение (1) будет иметь место при любом положении пантографа. Отсюда вытекает, что / ДО Б = / ВОЕ, так как тр-ки ДО Б и ВОЕ подобны, а следовательно, если точки Д, О я Е распо.тожены на одной прямой, то и точки Б, О и В также будут лежать всегда на одной прямой.

Для доказательства 2-го условия рассмотрим следующий чертей (фиг. 2). Допустим, что обводная игла переместилась из точки Б в точку Б'; тогда карандаш переместится из точки в в точку В'. Точки Б, о и J5, а также Б', О и В'лежат на прямых; следовательно тр-ки ДОБ и ВОЕ, а также тр-ки Д'ОБ и В'ОБподобны между собой; отсюда ВО: ОВ=ДО: ОЕ, (2)

Б'0:ОВ=ОД:ОЕ=ДО:ОЕ. (3) Если вторая часть равенства (2) равна второй части равенства (3), то следовательно и первые части их равны. Отсюда следует, что тр-ки ББО и ВВО подобны, т. е.

Б Б': ВВ ВО: 0В= ОД: ОЕ. (4)

При помощи равенства (4) можно доказать вторую зависимость.

Практич. пользование П. сводится к следующему: допустим, что требуется уменьшить данный чертеж в /п раз, для этого необходимо, чтобы

ОЕ:ОДЕВ:ЕГ=!п и БД=ЕГ. Установка П. производится по миллиметре-



1 ... 27 28 29 30 31 32 33 ... 49
© 2007 SALROS.RU
ПромСтройМат