Главная » Промиздания » Оливковое дерево

1 ... 23 24 25 26 27 28 29 ... 49

предохранитель, 8-головка предохранителя, 9-ударник, 10-боевая пружина^удар-


Фиг, 51.

ника, 11 - спусковой крючбк, 12 - крючок шнеллера, 13-рычаг магазинной коробки,


Фиг. 52.

1А-регулировочный винт шнеллера, 15- подаюший механизм, 16-пружина подаю-

ется однако оружие немепкое (Маузер, Зау-эр, Бреннеке и др.), австрийское (Манли-хер-Шенауэр) и в особенности американс-Jvoe (Винчестер, Ремингтон, Стивене, Кольт Марлин, Саведлс и др.), отличающиеся дешевой и хорошей работой.

Кроме нарезного О. о. имеется большое количество различных моделей малокалиберного спортивного оружия


Фиг. 53.

ПОД патрон бокового огня калибра 22 ленг-райфль и др. Наиболее распространенными из них в СССР являются винтовки Геко, Маузер, Вальтер и напга ТОЗ. Наилучпшми целевыми спортивными винтовками считают B.S.A., Винчестер модель 52 и тяжелая модель Геко. Спортивное малокалиберное 01)улше обычно снаблсено прицельными при-


Фиг. 54.

щего механизма, 17-нижняя крышка магазинной коробки и 18-закрепляющий винт. Вторым типом мощного затвора, к-рый широко применяется аме-piiKaHCK. оружейными з-1ами,являются затворы вертикальносколь-зящие, в которых тело затвора двигается, управляемое качающимся нижним рычагом, вверх и вниз (Винчестер, фиг. 50, 51, 52, 53. 54, 54а,

Стивене, Саведж и др.). Применяются также затворы качающиеся, с осью, расположенной перпендикулярно к оси ствола выше последней (((ибоди, Мартини и Ремингтон). Существует также много про-дольноскользящих затворов, рассчитанных на слабые патроны. Характеристика патронов, применяемых в нарезных ружьях, и их баллистические данные приведены в табл. 1-3.

Наиболее дорогие модели нарезного О. о. выпускает Англия (Голланд-Голланд, Ланкастер, Вестли Ричарде, Ригби, Джеффри, Гринер и др.), наиболее распространенным явля-

способлениями-диоптрами, оптич. и другими прицелами, причем чем дороже винтовка, тем сложнее и лучше прицельное


Т а 6.11. 1.-Б

Фиг. 54 а.

приспособление. Малокалиберные спортивные винтовки обладают весьма точным боем на дистанцию до 100 ле включительно. Пробивное действие малокалиберных свин-

аллистические данные английских н а т г о н о в.

Ка.чибры и патроны

Начальные

Высота траектории в см xivi стрельбе на м

в о

<о а

и Аса

S о ее

91,5

274,5

1 j 366 1457,5 ;

280. 333. 333. 404.

Росса ......

Джеффри .... .... ....

16,25

19,5

19,5

930 762 671 792

413 481 447 619

1,3 1,7

5,5 7,7 9,8 7,6

13,5 19 25 21

- 43,2 31 59 48 8.3 46,5 -



Табл. 2. -Баллистические данные американских патронов.

Калибры и патроны

Вес пули в г

Скорость пули

в MjCK

начальн. на 91 м

Живая сила в кгм

у дула на 91 jit

Высота траектории в см при стрельбе на м

22. б. О. Лонг-райфль .... 22. Автомат Винчестера . . .

22. Центр, боя........

22. Выс. силы Саведш ....

250-3 ООО............

250-3 ООО............

20-20. Выс. силы Винчестер . 25-20. Обыкн. Винчестер . .

25-35. Винчестер.......

6,5 jn-vt. Манлихер-Шенауэр . 6,5

275. Магнум-Голланд.....

7 мм. Маузер.........

7 .........

300. Магнум-Голланд.....

30-30. Винчестер.......

30-30. Винчестер высокой силы 30. Автомат Ремингтон . .

300. Саведж........

303. Британский обр. VI . 303. обр. VII

303. Саведж........

32. Спец. Винчестер высок, силы

32-20. Винчестер.....

32-40. .....

8 мм. Манлихер-Шенауэр 351. Автомат Винчестер . 375. Магнум-Голланд. . . 375. . . . 375. Магнум-Голланд. . . 38-55. Винчестер 4 . . . . 401. Автомат Винчестер . 405. Винчестер......

2,59

65,7

2,91

11,5

15,5

2,91

34,8

97,3

4,54

20,3

5,64

187,5

16,0

6,48

20,8

5,57

77,5

51,5

23,0

62,0

5,57

32,5

35,8

104,2

7,58

178,6

12,2

32,6

9,07

262,5

221,5

23,4

10,37

11,6

29,9

11,34

307,5

19,6

11,34

282,5

257,5

13,7

27,7

9,01

14,0

14,26

436,6

352,5

8,7 14,7

21,0

11,02

211,6

38,7

9,75

266,5

202,6

10,0

26,4

10,69

242,5

181,5

12,2

31,1

9,72

278,5

18,5

13,93

206,5

14,0

36,6

11,28

321,5

21,8

12,31

164,5

14,7

38,9 22,3

7,13

7,45

58,5

38,9

102,1 80,0

10,69

75,5

30,5

16,29

12,9

32,3

11,66

187,6

19,3

53,3

16,24

337,6

22,7

17,60

539,5

412,6

23,2

19,44

431,5

18,4

16,62

34,4

87,4

12,96

280,5

16,4

43,2

19,44

338,5

12,1

32,3

цовых пуль довольно большое-на 50 шагов она пробивает железный лист в 3- 4 мм, дерево на 15 см, глину мягкую, ут-

товки 4 кг (фиг. 55). Винтовка однозарядная с затвором Мартини и диоптром на шейке, (фиг. 56) Лаймана и.ти Паркера, с м^кроме-

Т а б л. 3.-Б а л .я и с т и ч е с к и е данные маузеровских пулейых патронов.

Наименование калибра

К

8 норм.

* 8 К

8,16X46

10,76

Марка гильаы.........

А

380 L

380 L

366 J

366 L

366 N

491 А

474 с

616 А

Bee пули, г..........

11,2

14,7

10,25

18,5

22,6

пороха, г.........

3,26

Нач. скор., MjcK........

Жив. сила, кг1м........

399

Траектория в см:

Для 100 л1...........

200 ............

12,8

14,9

14,5

14,3

12,5

300 .......... . .

33,2

39,7

37,8

33,8

36,5

Все эти патроны бутылочной формы кроме 8,16x46 (конической); выступающую закраину имеют: 8 норм. 8 S и 8,16X46.

рамбованную-на 12-15 см. Опасная дальность полета простирается до 1 ООО м. Конструктивные данные наиболее распро-


Фиг. 55.

стране иных загранич;ньгх моделей следующие. 1) B.S.A., модеДь 12-А, длина ствола 73,7 см, длина всей винтовки-111,75 см, длина прице.ттьной линии-81,3 сЛе, вес всей вин-

трич. установкой. Ствол круглый с 6 очень широкими, довольно пологими нарезами правого Вращения. Нормальное рассеивание на 100 м-5,2 см. Мушка закрытая, двойная, прямоугольна^, 2) Винчестер, модель 52, длина ствола 71,1 CJ№, длина всей винтовки-116,2 см, длина прицельной линии - 77,5 см, вес всей винтовки-3,9 кг, (фиг. 57 и 58). Винтовка магазинная (магазин на 5 и 10 патронов), затвор скользящий диоптр Г! микрометрия, винтом установлен на коробке. Ствол круглый с 6 пологими нарезами правого вращения (глубцна нарезов



0,63 лш). Нормальное рассеивание на 100 лг не превьппает 7,2 см, на 200 л*-16,9 см, на 25 м-1,4 см. Мушка открытая, прямоугольная. 3) Геко, тяжелый, тип образца 1923 года. Длина ствола 65 см, длина всей в интовки-115 сж, длина при-цельн й линии при диоптре 80,5 С.Ч, при открытом прицеле (срединном)-55 см. Винтовка однозарядная сосколь-зяпщм затвором и диоптром с микрометрической установкой (диоптр надвигается на специальный рельс с пазами, установленный сбоку ствольной коробки, фиг. 59). Ство.т круглый с 6 нарезами по типу В. S. А. правого вращения. 4) Маузер однозарядный, фиг. 60, где 1-спусковой


Фиг. 56.


Фиг. 5 7.

крючок, 2-головка затвора, 3-патронник, 4-экстрактор, 5-ударник, 6-пружина ударника. На фиг. 61 разрез 5-зарядного


Фиг. 58.

Маузера, где 1-магазинная коробка, 2- пружина магазинной коробки.

Малокалиберньш винтовки по своим конструктивным особенностям подразделяются

прицельными приспособлениями; спортивно-целевые, весом 2,5-3,5 кг, со стволом средней длины и толщины (до 16,5 м.м) и хорошими прицельньши приспособлениями; карабины небольшого веса (до 2,25 кг) с ч- 5


Фиг. 60.

тонким и.коротки.м стволом и простейши-ми прицельными приспособленишга.

Оружие духовое. Оружие, выбрасывающее снаряд (пульку, дробинку, кисточку) силой сжатого воздуха, нагнетаемого поршнем, действующим при опускании ствола вниз в моделях с откидным стволом и при отводе вниз особой рукоятки-в моделях с неподвижным стволом. Оружие духовое применяется гл. обр. для обучения и для практических занятий в целевой стрельбе. Духовое оружие изготовляется нарезное и гладкоствольное (главн. обр. для стрельбы


Фиг. 61.

кисточкой-металлич. гвоздиком с волосяной кисточкой на конце). Калибр духового оружия обьгано 4,5 мм и 5,6 мм. На-ре.зное снабжено 12 очень мелкими нарезами, рассчитанными на полное закупоривание канала ствола пулькой при проходе ее по нарезам. Дальность предельного огня тяжелых нарезных моделей-45 м, облегченных-27 м; скорость при вылете из дула ~ 165 м/ск; пробивное действие пульки в сосновой доске в нескольких м от дула до 4,5 см-для тяжелых моделей и ок. 3 см- для облегченных. Пульки для нарезных духовок имеют грибообразную форму, состоя


па 3 группы: специально-целевые-тяжелого j из двух опорных окружностей-головки,

веса, с длинным и толстым стволом (до , соответствующей- калибру, т. е. диам. по

22 лш в дульном срезе) и очень точными ! полям нарезов, и задней пустотелой части

т. Э. т XV. 7



с поперечником, равным диам. .каната (по дну нарезов), что дает ей возможность врезаться в самую глубину нарезов, преду-прелсдая этим прорыв сжатого воздуха. В гладкоствольных духовых ружьях пулька употреб.ттяется без перехвата, но также с пустотой в донной части для наиболее полного закупоривания выталкивающего ее воздуха. При стрельбе гвоздиком роль дон^ пой пустоты пульки заменяется волосяной кисточкой, которая закрывает выход воздуху между телом снаряда и стенкой канала ствола. Одной и той же кисточкой при аккуратном вынимании ее из мищени можно пользоваться до 100 раз. Наилучшими считаются английские духовки В. S. А. Тяжелые модели их употребляют даже для охотничьих целей-для стрельбы по кроликам и грачам. Разрез этого ружья изображен на фиг. 62, где 1-ствол, 2-затвор с

Кроме применения охотничьих ружей для разного вида охоты, как промысла и как спорта, надо иметь в виду, что при. современном стремлении к военизации всего населения страны, вследствие того, что война теперь является делом не только армии, но и всего населения,-охотничье ружье может иметь II военное применение. Особенно же это относится ко многим видам нарезного О. о., обладающим большой дальнобойностью, меткостью, скорострельностью, наименьшим весом самого ружья и его патрона (заряд и пуля). Такими образцами охотничьих ружей м.б.вооружены бойцы обозов, транспортов и вообще тыловых учреждений, потому что они не решают О. о. каких-либо тактич. задач, а применяют его только для самообороны. Из тыловых частей не м. б. вооружены О. о. части стрелковой охраны щггей сообщения, хотя бы и в глубоком тылу.


камерой для пульки 3, 4-ци.тиндр (воздушная камера), 5-поршень, 6-поршневая пружина, 7-спусковой крючок, 8-рычаг для нагнетания прул-гины и воздуха, к-рый отводят рукой вниз, 9-передающая часть (колено) нагнетающего рычага, 10- ось вращения нагнетающего рычага, 11- поршневая задержка, 12-пружина спускового крючка, 13-регулятор спуска, 14-стержень задержки поршневой трубки, 15-стержень пружины, управляющей спусковым крючком, 16-кожаная головка (прокладка) поршня, 17-винт, закрепляющий кожу поршня, iS-ось вращения колена нагнетающего рычага, 19-ось спускового крючка, 20-приклад (ложа), 21-задержка регулятора спускового крючка, 22-головка, задерживающая спусковую пружину, 23- болт, скрепляющий ложу с металлической частью ружья,54-предохранительный винт поршневой головки, 25-помещение для спускового крючка в колодке, 26-спусковая скоба.

В виду высокой цены англ. духовок наиболее распространенными являются духовки немецкие Диана , Генель и др., не уступающие английским. Наряду с винтовками за границей широко распространены духовые пистолеты, стреляющие только пулькой (калибр 4,5 и 5,6 мт), служа-iniie для обучения стрельбе из револьвера. Наилучшей моделью такого пистолета является пистолет англ. фирмы Веблей и Скотт; меткость его в пределах 8 м.

т. к. эти части, обороняя и охраняя целые л,астки путей сообщения и отдельные объекты (станции, мосты, туннели и пр.), действуют по правилам тактики, т.е. нуждаются в'совершенно таком же оружии (ружье, пулемет и пр.), как и прочие войсковые части. Вооружение упомянутых тыловых частей охотничьими ружьями сохранит ружья военного образца для войск, действующих против крупных неприятельских сил на фронте.

Лит.: Г р и н е р В., Руяье, пер. с англ., Москва, 1887; Ивашенцев А. П., Бой и служба дробового ружья, СПБ, 1910; его же. Усовершенствования последних лет в охотничьем оружии, припасах и снарядах, СПБ, 1906; Гражданский Инженер, Современное дробовое ружье, М., 1913; Ланге П. В., Опыт исследования конструкций охотничьих ружей, Киев, 1909; Бутурлин С. А., Дробовое рун^ье и стрельба из него, 4 изд., 1930; Ланге П. В., Тройник, его конструкция и применение в условиях русской охоты, Свердловск, 1928; Н е т ы к с а С. А., К теории ружейного дробовогО' ствола и механике дробового выстрела. П., 1916; Л е и д е к е р С К., Дробовое оружие, Тула, 1902; Ивашенцев А. П., Охота и спорт, СПБ, 1906; Б у л ыг и н Н., Стрелковый спорт, ч. 1-2, М., 192 7;. Цитович В., Стрелковый спорт, Москва, 1930; Д е й н е р т Б., Искусство стрельбы дробью, пер. с нем., 11 изд., М., 1930; 3 е р н о в А. А. и Крейцер Б., Стрельба дробью охотничья и спортивная, М., 1930; 3 е р н о в А. А., Как научиться хорошо стрелять на охоте, М., 1931; Генерозов В. Я., Учись стрелять. Теория и практика стрельбы дробью и нулей, М., 1928; Б у т у р л и н с. А Уход за ругкь-ем дробовым и нарезным, М., 1930; Сатинский В. Н., Охотничье оружие и огнеприпасы, М., 1926; Schmuderer-Maretsch М., Jagd- п. Sport-Waffenkunde, В., 1928; Schmuderer-Maretsch М., Die Lehre v. Schuss, В., 1928; Preuss A., .Tagd-waffen, Neudamm, 1922; Preuss A., Lelirb. d. Plln-tenschiessens, Neudamm, 1928; Towns end В., The Complete Air Gunner, L.-N. Y., 1907. B. Сатинский.



ОХРЫ, железные краски, природные минеральные краски, встречающиеся в различных отложениях осадочных пород в виде пластов, карманов, линз, лшл или пропласток и т. п. Нередко О. являются продуктами разрущения богатых железом пород. Подобно всем вообще минеральным краскам, О. являются рудой или землистым веществом, состоящим гл. образом из глин, богатых окисями: FegOg, MnOg и гидратами окисей Ре(ОН)з, Мп(0Н)2. В технике все желтые железные краски назьшаются О., а красные - мумиями и суриками (см. Глина и Железный сургт). Железные краски, содержащие от 15% и выше FegOs, назьшают желтыми охрами; если содержание FegOa ниже 15%, их называют лселтыми глинами; при содержании FegOg от 20 до 40% охры называют красными мумиями и, наоборот, если содержание FegOa не превышает 18%. их назьшают красными глинами. Глинистые же породы, обогащенные окисью железа до 70% и выше, известны под названием природных Суриков. Т. о. под термином О. понимают не только собственно О., но и богатые железом разновидности ее. К О. близки по составу сиена и умбра (см.). Наощупь О. представляют собою б. или м. мягкую массу; тв. их 1,5--2. Уд. в. 2--3,5. Цвет от золотистожелтого до красно-коричневого. О. легко крошатся пальцами, образуя тонкий, мягкий и жирноватый порощок. Если О. сильно прилипает к язы- ку и с небольшим количеством воды образует пластич. тесто (что указывает на значит, содержание окислов железа), то она пригодна для приготовления хорошей краски.

Химич. состав О. весьма непостоянен; в них входят в различных соотношениях глины и гидраты окиси железа (алюмо- и м. б. феррокремневые к-ты, а также содержатся известь, магнезия, марганец, фосфор, сера и др.). Характер цвета охры не находится в прямой зависимости от количества окиси железа, но зависит и от степени дисперсности частиц красящего пигмента в краске. О. не растворяются в воде; отчасти они растворимы в к-тах и щелочах. Перед паяльной трубкой О. чернеют и становятся магнитными. О. тем ценнее, чем больше в них окисей железа и чем меньше примесей.

Переработка О. происходит по следующей схеме (наиболее простой).

Схема простейшей обработки О.

Карьер Сортировка Отмучивание Осаждение кремнезема на желобах Отстойные бассейны

Фильтрцресс

I->Сушка Ф

Измельчение (жернова, бегуны) Просеивание Упаковка

Иногда О. встречаются настолько чистыми

от примесей, что могут итти в дело без обработки. Большей же частью требуется основательная переработка. Сырой материал тщательно сортируется по породам и подбирается в куски одинаковой окраски; зачастую добытый материал промывается, затем высушивается (в пламенных печах, а иногда естественной сушкой). Высушенные О. измельчаются на шаровых мельницах, жерновах, бегунах; затем просеиваются через механич. сита. Чтобы очистить О. от примесей песка, их подвергают отмучиванию; чтобы удалрпь органич. вещества, О. обжигают. Если прокаливать (в закрытых барабанах) желтую О., то получится красная О. При этом при 100 - 250° цвет О. темнеет и становится желто-коричневым; при 230 - 250° цвет внезапно становится красным (с небольшой примесью желтых частей); при 700 - 950° получается пурпурно-красный цвет. При 1 ООО и 1100° получается черная окраска магнитного железняка. Свыше 1100° масса расплавляется. Краски, изготовляемые из О., отличаются разнообразием оттенков в сухих порошках. При растирании их на олифе окраска темнеет. Из охры приготовляют следующие желтые краски: французскую, амбергскую, золотистую, китайскую, атласную. Красные краски из О. называются: восточная, венецианская, анверская, нюрнбергская, индийская мумия и болюс. Применяются эти краски чрезвычайно широко в самых разнообразных отраслях промышленности благодаря их дешевизне, стойкости по отношению к атмосферным влияниям, хорошей кроющей и красящей способности. Тонкие сорта этих красок идут для живописи, фотографии, окраски стекла, фарфора, дерева, тканей, обоев, клеенки и т. д. Грубые сорта употребляются для покраски товарных вагонов, крыш, стен и т. п. В торговле желтые О. часто фальсифицируют подкраской желтыми анилиновыми красками или подмесью кронов. Примеси узнают настаиванием пробы краски на спирту (анилиновые краски) и пропусканием через раствор краски сероводорода. При технической приемке О. к ним предъявляют следующие требования: О. должна состоять из глины и окислов железа (не менее 12%); солей кальция (в пересчете на окись кальция)- не более 2%; влаги-не более 3%; потери при прокаливании-не более 10%; реакция нейтральная.

По величине экспорта О. на первом месте стоит Франция, ежегодно добывающая ок. 40 ООО m желтой О. и вывозящая ее почти во все страны. Германия сама добьшает немного охры и гл. обр. ввозит ее из Франции и Италии. Англия добывает О. ок. 10 ООО m ежегодно. В США ежегодно добывается от 20 ООО до 25 ООО m О. Кроме того крупная добьгча О. ведется в Канаде и Индии. В СССР насчитывается ок. 400 месторождений О. и красильных глин (по М. И. Добрыниной). Особого вщпмания заслуживает Ленинградский район, обладающий исключительно богатыми разнообразньпди и высокосортными месторождениями О. близ деревни Паньковой (по реке Андоме - район Вьгге-горский); затем по pp. Вытегре, Нозручью,



Тагожме, Оште и Леме, на Патровой горе и др. Есть месторождения но берегам оз. Ильменя; в районах Вологодском (Устьсы-сольск), Тверском (Старица), Тульском (богатые месторождения - ст. Кураково), Калужском (на берегу Оки), Воронежском(Жу-равка), Саратовском (с. Песчанка). В районах Одессы, Киева, Полтавы, Каменец-Подольска насчитывается ряд местороледений охры. Район Кривого Рога особенно богат месторождениями железных красок; здесь добьшаются нежные железистые глины различных оттенков, по качеству не уступающиевысокосортным французским О. Запасы Кривого Рога настолько велики, что могут покрьггь не только потребность всего нашего юга, но и служить предметом экспорта. В Крыму, на Кавказе, на Урале (у горы Благодать, у Илимской дачи) встречаются большие запасы О. Встречаются О. в Казанской АССР (Акмолинский, Семипалатинский, Семиреченский и Сырдарьинский районы); затем в Сибири, в Алтайском районе (ок. 30 рудников), на Енисее (Мариинский рудник), в Забайкальи (на левом берегу р. Куды, в районе Гусиного озера, Кяхтин-ский аймак) исключительно богатые месторождения. Очень богатые месторождения О. встречаются в Амурской области. Использование богатых залежей О. СССР до сих пор еще стоит на низком, почти кустарном, уровне развития.

Красочные фабрики вырабатьгеают искусственную зеленую О. обработкой чистой О. соляной к-той, желтой кровяной солью и железным купоросом. Эта краска красивого цвета, но непрочная вследствие содержания в ней берлинской лазури; под влиянием щелочей распадается. Голубой охрой называется краска, получаемая измельчением и отмучиванием минерала вивианита (см.).

Лит.: ост 229j К о н р а д и В. А., Охры и другие железные краски, Годовой обзор минер, ресурсов СССР за 1926/27 г.. Л., 1928 (имеется литература); Климов Б. К., Краски минеральные (природные), НИ , 1927, т. 2 (имеется лит.); Федоровский Н. М., Минералы в промышленности иве. х-ве, 2 изд., Л., 1927. Н. федоровский.

ОЧЕС, см. Льнопрядение и У гари прядильного производства.

ОЧИСТКА ГОРОДОВ инаселенных мест, включает операции, имеющие целью уборку и ликвидацию (с обезвреживанием) всякого рода твердых отбросов, являющихся следствием оседлой жизни, а также снега, накопляющегося на улицах, площадях, рынках, в скверах и других местах общественного пользования. Под твердыми уличными отбросами понимаются:

1) весной, летом и осенью-грязь, образующаяся после таяния снега, смет с проездов и тротуаров и пыль, образующаяся от движения по ним, грязь, образующаяся от смешения атмосферньгх осадков с нылью;

2) зимой-снег, лед, скол; 3) трупы павших животных; 4) домовые хозяйственные и торгово-промышленные отбросы (см. Мусор). К операциям по ликвидации твердьгх отбросов относятся: а) подметание смета, сбор и вывоз его на свалку; б) борьба с пылью- поливка или покрытие проездов особым составом, связывающим пыль; в) мойка мо-

стовьгх и тротуаров; г) уборка и вывоз снега; д) снеготаяние; е) борьба с гололедицей; ж) уборка трупов павших животных.

Улицы и тротуары должны содержаться всегда в таком состоянии, чтобы движение по ним экипажей и пешеходов совершалось беспрепятственно и без несчастных случаев. Даже при хорошем содержании улиц могут возникнуть препятствия движению моторных экипажей, лошадей и людей в случае снегопада или при смешении с атмосферными осадками незначительных скоплений смета, образующего скользкую грязь; то же самое происходит при гололедице. Пыль, развеваемая ветром, иногда образует такие тучи, что совершенно застилает путь вожатому и ведет к столкновениям; население дышит этой пылью, пыль садится на слизистую оболочку глаз, носа и рта, что ведет к различным болезням не только в смысле местного заболевания слизистых оболочек, но и к эпидемическим, т. к. в пыли содержится большое количество различных бактерий (до 10 млн. на 1 cлf,з), обладающих долговременной жизнеспособностью и опасных для здоровья населения в течение продолжительного времени.Испарения, выделяющиеся с поверхности мостовых, не менее вредны. Поэтому принятие необходимых мер в целях локализации причин распространения инфекционных болезней должно составлять одну из главнейших задач по О. г.

Состав и количество смета. Уличный смет состоит из мелких минеральных частиц пыли, образующейся от износа верхнего покрытия мостовых; к этой пыли примешивается еще песок, служащий основанием для булыжных и других MOCTOBblXs

и конский навоз, превращающийся также в пыль под действием копыт лошадей и колес. В смете могут содержаться также крупные предметы, как то: бумага, камни, окурки, коробки, стекло, тряпки, кости, солома, щепа и др. Рыночный смет содержит главным обр. остатки рыночных товаров, пищевых продуктов, упаковочного материала. Смет с аллей, бульваров,скверов содержит землю, песок, а осенью-опавший с деревьев лист. Состав смета не всегда одинаков; он подвержен большим колебаниям и зависит от рода верхнего покрытия, рода тяги, интенсивности движения, погоды и времени года. Если мостовая вьшолнена из гранитной брусчатки с залитьЕйи швами или же, если она совершенно ровная, без швов (асфальтовая), то и пыль, получаемая от износа верхнего покрытия, минимальна, и смет состоит из конского навоза и из крупных случайных предметов. При отсутствии конной тяги и при усовершенствованных мостовых смет состоит исключительно из крупных предметов, с очень небольшим содержанием пыли. В ветреную погоду смет легко развевается и разносится всюду, в сырую погоду пыль превращается в тестообразную массу - грязь. При сильном дожде и при соответствующем уклоне продольного профиля улиц почти весь смет, за исключением крупных и тяжелых частей, смывается потоком воды, стекает по лоткам в водосточные трубы и направляется в ближайшие водоемы, крупные же и тяжелые части остаются на по-



верхности мостовых. Зимой, когда мостовые покрыты долгое время снегом, конский навоз, крупные предметы и всякая другая грязь смешиваются со снегом, лежащим большим слоем на мостовых, если он не убирается своевременно; весной после таяния снега твердые отбросы накапливаются в большом количестве на мостовых и требуют специальных транспортных средств для вывоза. Отсутствие верхнего покрытия улиц ведет к интенсивному впитыванию почвой всех нечистот и загрязнению как почвы, так и почвенных вод и к большому накоплению смета, состоящего гл. обр. из земли. Уд. вес сухого смета с брусчатых и асфальтовых мостовьгх по произведенным в Германии исследованиям колеблется в пределах 0,54- 0,59, а мокрого-0,56-0,89. При плохом состоянии мостовых удельн. в. смета в сухом виде вследствие обилия песка доходит до 1,00 и в мокром виде до 1,30. Количество смета так же, как и состав, подвержены большим колебаниям в зависимости от вышеуказанных факторов и кроме того от состояния мостовых и от плотности населения: чем легче породы верхнего покрьггия мостовых и чем легче эти породы подвергаются износу, тем больше получается пыли: при преобладании конного транспорта количество смета больше. Существенным фактором, который влияет на количество смета, является интенсивность движения: при очень интенсивном движении больше портится верхнее покрытие, а если преобладает конная тяга, то получается больше животных отбросов в виде навоза. По временам года и в зависимости от погоды количество смета меняется след. обр.: весной после таяния снега и осенью после ремонта мостовых смета накапливается в 2-3 раза больше обьганого. Накопление смета например для гор. Дрездена достигает максимума в октябре-0,064 л на 1 и минимума в мае- 0,007 л на 1 м^, т. е. в 9 раз меньше. Большое накопление в октябре объясняется листопадом. Зимой в северных городах, когда улицы бывают покрыты снегом, смет совершенно отсутствует. Плохое состояние мостовых является причиной большого накопления смета. Чем крупнее город, тем смета больше: в зависимости от численности насе-.шния количество смета возрастает от 15 до 35 л на 1 лг замощения. По исследованиям, произведенньпл Фогелем над сметом различных з.-европ. и америк. городов, количество его на 1 жит. в год колеблется в пределах 0,05-0,47 м^: для нем. городов оно не превышает 0,18 (Бремен, Берлин), а минимум составляет 0,05 (Франкфурт-на-Май-не); в других городах-Гаага 0,30 лl Амстердам 0,33 м^, Копенгаген 0,06 м^, Лондон 0,15 м^, Брюссель 0,33 м^, Париж 0,40 лг, Филадельфия 0,42 лг , Рим 0,43 м^, Вена 0,47 ль. В среднем по исследованиям Спино-лы можно считать 0,15 на 1 чв-г. По, американским данным на одного лштеля приходится в год: при мощеных дорогах- от 0,154 до 0,300 м^, при грунтовых дорогах 0,774 м^. В Москве в течение ряда лет получалась цифра 15 л на 1 в год, что при переводе на 1 чел. при 2 млн. населения и при 11 млн. л* замощений дает 82,5 л в год.

Способы очистки и уборки, а также применяемые в связи с этим орудия производства и приспособления весьма разнообразны и обусловливаются состоянием мостовьгх, родом их покрытия, погодой, временем года и интенсивностью движения; сюда относятся: подметание вручную или машиной; поливка ручная или машинная; мойка резиновыми вальцами, ручными щетками, движками; сгребание снега вручную, движками или машинньши плугами; устранение гололедицы и др. Уборочные машины, равно как и машины для вывоза смета и снега, приводятся в движение вручную, конной, автомобильной и электромобильной тягой. По мере развития усовершенствованных мостовых техника в деле машинной очистки и уборки сделала большие успехи, и в последнее время за границей появились автомашины различных конструкций, сочетающие в себе несколько операций уборки (подметание, поливка, мойка), с автоматич. забиранием в кузов и с доведением ручной работы до минимума. Однако несмотря на усовершенствования последнего времени в большинстве городов до сих пор преобладает еще ручная очистка, имеющая некоторые преимущества для уборки мостовых, не усовершенствованных и в особенности находящихся в плохом состоянии. Ручная очистка незаменима для песчаных пешеходных дорожек, щебеночных шоссе и неровных мостовых; к ней прибегают также в дождливую погоду и при снеге. Орудием производства ручной очистки являются: метла, лопата, совок, лейка, движки, тачки. Чем интенсивнее движение, тем подметание необходимо производить чаще (по нескольку раз в день), причем основательное подметание производится в ночное время, когда ослабевает движение. Подметание необходимо производить после предварительной поливки мостовых и тротуаров, чтобы избежать образования пыли во время работы. На основании практики нем. городов время, необходимое для р^ного подметания проезжей части, исчисляется в 37-67 минут на 1 ООО мостовых, при этом последняя цифра относится к интенсивности 100, т. е. когда через 1 п. м ширины проезжей части проходит в течение дня 100экипажей; меньший предел (37 минут) относится к интенсивности 25 (каждые 25 экипажей, проходящих через 1 п. м проезда, составляют категорию интенсивности; т. о. интенсивность 100 относится к 4-й категории). Машинная очистка применяется (вследствие быстроты и экономичности ее работы) на улицах больших городов с оживленным движением и преимущественно на проездах, покрытыхусовершенствованными мостовы-ът. Она возможна и на неусовершенствованных мостовых, но при этом трудно достигнуть основательной очистки из-за неровностей, и поэтому после машинной очистки приходится прибегать еще к ручной.

Комбинированные универсальные мапш-ны исполняют одновременно подметание, поливку и уборку смета. К машинам предъявляются следующие требования: 1) легкий рессорный ход и по возможности бесшумная работа; 2) устойчивая целесообразная



конструкция с предохранением движущихся частей от проникновения пыли; 3) минимальная изнашиваемость движущихся частей;

4) малый расход энергии при передвижении;

5) возможность сметания в любую сторону;

6) легкость и простота управления; 7) возможность поворота на минимальном радиусе; 8) регулировка работы с одного места вожатым; 9) возможность приспособления машины к другой работе в сезоны, когда она вынуждена стоять из-за отсутствия работы. Подмет?.льные, поливочные, моечные и снегоочистительные машины передвигаются в редких случаях вручную, большею же частью конной тягой, а в последнее время стали переходить на автомобильную и электромобильную тягу. Выбор рода тяги в зависимости от местных условий преследует гл. образом экономич. цели. Местные условия, влияющие на экономичность работы, следующие: размеры уличной сети, ширина проездов, направление их и уклоны, цена на рабочие руки и стоимость содержания лошадей по сравнению со стоимостью содержания автомашины и электромобилей. Для подметания тротуаров и небольших площадей за границей применяются небольшие ручные подметальные машины, напр. сист. Лютокар , рассчитанные на 1-2 рабочих и подметающие полосу в 0,75 м; производительность их равна 2 ООО-2 500 в час, что при ручном подметании требует 4-5 рабочих. Диаметр щетки, сделанной из травы ниассава , равен 370 мм; вес машины 300 кг. Одноконная подметальная машина, например системы Карданус , весом 610 кг, с поливочным приспособлением, с бочкой для воды емкостью в 250-300 л, рассчитана на подметание полосы шириной 190 ем. Современные наиболее усовершенствованные подметально-п сливочные машины с автомобильной тягой иногда работают целыми поездами, состоящими из 2-3 агрегатов, прицепленных друг к другу т. о., что одновременно подметается половина ширины улицы, а при обратном ходе вторая половина, если ширина проезда не превышает 12 м. Узкие улицы шириной до 6 ж можно подметать в один прием. Цилиндрич. щетки из травы пиассава или бамбука установлены под углом 38° к направлению движения и вращаются в сторону, противоположную направлению движения. Смет складывается к лотку вправо, в виде ленты. В поливочных машинах, снабженных компрессорами, можно довести ширину поливки до 25 м. Емкость цистерн для воды доводится до 5 ООО л. Комбинированные иодметально-поливочцые машины снабжаются еще съемными снелными плугами и при съемных щетках и цистернах м. б. превращены в снегоочистители, постановкой на шасси кузова для снега. Там, где зима непродолжительна и снег лежит недолго на мостовой, такие машины могут работать без перестановки приспособлений.

Новейший тип чистильной машины с автоматич. забором смета сист. Остин показан на фиг. 1; конструкция 4-колесная. Помимо главной щетки, подметающей поверхность мостовой, имеется боковая щетка для сметания смета с лотков. Эта послед-

няя включается и выключается самостоятельно. Сметанию предшествует поливка, устраняющая образование пыли. Наклонный элеватор, который подает смет в ящик, состоит из резиновых пластин, привинченных к полосам из углового железа. Ящик для смета, емкостью в 1,5 м^, опоражнивается через отверстие, имеющееся на дне ящика, а через отверстие в крышке ящика вожатый следит за его наполнением. Подметаемая поверхность освещается электричеством. Движение машины производится


Фиг. 1.

29-сильным бензиновым мотором. Передачи-для боковой щетки, элеватора, насоса разбрызгивателя - отдельные для каждого механизма, заключены в кожух с маслом; передачи автоматически выключаются, когда машине дается задний ход. Все рычаги от механизмов расположены у вожатого под руками. Имеются 2 ручных тормоза, из которых один запасной. Элеватор снабжен предохранителем, задерживающим всякий крупный предмет от попадания в элеватор или в промежуток между элеватором и задней главной щеткой. В таких случаях'вожатый поднятием щита на задней щетке удаляет попавший предмет при помощи особого крюка и затем ставит в прежнее положение предохранитель. При нанолнении ящика вожатый действием на рычаг опоражнивает ящик, после чего дается задний ход машине, к-рая, обходя кучу смета, продолжает работу. Необходимо обратить особое внимание на правильную установку главной щетки, т. к. от степени налотия пружин, прижимаюпщх ее к поверхности мостовой, зависит успешность работы; при сильно;м нажатии щетка изнашивается быстрее, и подметание производится хуже; щетку перевертывают каждый день. Резервуар для воды, емкостью в 900 л (200 га.ялонов), спаб-н^ен двойным фильтром для предохранения от попадания пыли и грязи; вода подается насосом в разбрызгиватель под давлением (обычно 3 atm); разбрызгиватель снабжен 8 соплами, отвинчиваемыми для прочистки. Бак для горючего вмещает 900 л. Щетки имеют 2 рабочих скорости-4 и 6 миль в час. Такую же скорость имеет и боковая щетка.

На фиг. 2 изображена подметальная машина системы Eglin с автоматич. забором сметенного мусора в кузов машины во время подметания; конструкция 3-колесная, позволяющая развернуться на небольшой площади диам. в 7 ju; 2 передних колеса-приводные, 3-е колесо располо; жено сзади. Рама шасси выдвинута вперед и поддерживает кузов для смета, собираемо-



го с мостовой резиновой транспортной лентой. За кузовом расположена цистерна, в которой постоянно поддерживается необходимое давление воздушным 2-цилиндровым компрессором; вода разбрызгивается по подметаемой поверхности при помоши 5 дюз, расположенных перед кузовом, и 1 дюзы, расположенной справа, для лотка. За цистерной расположено сиденье для вожатого, к к-рому подведены все рычаги как от механизмов самого двиления машины, так и от механизмов подметания, поливки, опоражнивания кузова от смета, закрьшания его клапаном и др.; т. о. вожатый управляет машиной, не слезая с сиденья. Привод для всех механизмов расположен с левой стороны вожатого в особом яп];ике, так что самая ответственная часть всего управления находится под постоянным контролем вожатого. За сиденьем вожатого над задним колесом смонтирован 42-сильный бензиновый двигатель, огражденный специальным фильтром от пыли, поднимающейся при подметании. Справой стороны вожатого имеются рычаги для управ.тения как главной щеткой, вращающейся на горизонтальном валу и расположенной под машиной сзади, так и щеткой для лотков, расположенной сбоку с правой стороны и вращающейся на вертикальной оси; передача к щетке .яотка-карданная. Главная щетка, диам. 910 мм, расположенная под прямым углом к направлению движения и подметающая мостовую, подает смет по транспортной ленте в кузов. Боковой щеткой, диам. 650 мм, смет сметается с лотка и также подается в кузов. Во избеисание повреждения приводного механизма транспортной ленты при переполнении кузовов колесо цепной передачи на верхнем валу ленты закреплено деревянной шпонкой, к-рая при переполнении ломается и тем самым прекращает дальнейшую по-


дачу смета в кузов. Машина снабжена ручным и ножным тормозом. Подметаемая поверхность освещается двумя электрич. фонарями, расположенными впереди над кузовом и получающими ток от находящейся под сиденьем аккумуляторной батареи; батарея заряжается динамомашиной, приводимой в движение бензиновым мотором во время движения подметальной машины. Фонари являются существенной принадлелшо-стью машины, т. к. в крупных городах в виду большой интенсивности движения приходится работать большей частью в ночное время. Размеры машины: длина 4 775 мм,

высота 1 960 мм; ширина подметания равна 3 050 мм, наименьший радиус поворота 2 м, производительность машины в 8 часов 143 ООО м^. Расход бензина в 8 часов 38 л, масла 1,9 л. Срок слулбы щеток-от 12 до

14 дней при 8 ч. работы. Для замены щетки требуется 10 час; расход травы пиассава для щеток 55 кг; срок службы боковой щетки 20 дней при 8 ч. работы. Вес машины без воды-5 100 кг; скорость при холостом ходе

15 км/ч; при подметании 6,5-10 км/ч. Емкость: кузова 2,1 м^, цистерны 760 л; бака для бензина 68 л.

Подметальные машины очищают в 8 ч. при автомобильной тяге 115 тыс. м^. Поливочные машины поливают за то же время 400 тысяч м^. Поезд составлен из двух электр омоои л ьньгх подметальных машин с одной автомобильной комбинированной универсальной машиной и очищает в час до 32 тыс. м^. По данным герм, практики при конной тяге подметальная машина без самонаклада очищает в 8 ч. 40 тыс. .и^. Главный расход по содержанию подметальных машин приходится на щетки, причем срок их службы зависит от рода верхнего покрытия проездов: чем глаже поверхность мостовой, тем срок службы дольше. Примерные нормы стоимости очистки установить трудно; они зависят от многих факторов, как то: интенсивность движения, род верхнего покрытия мостовой, время работы (днем или ночью), погода, размер заработной платы, род тяги и другие условия.

Уборка и вывоз смета. Там, где нет подметальных машин-самонакладов (они вводятся только в последние годы), смет, сметенный машинами к лоткам, собирают и тележками свозят в определенные места хранения до вьшоза; смет хранится кучами или в ящиках надземных и подземных различных конструкций, деревянных или ме-та.11лических, рассчитанных на 1-2-дневное накопление с определенной площади мостовых; емкость металлич. ящиков - от 100 до 200 л. Оставление куч смета на улицах в санитарном отношении недопустимо. Из ящиков наиболее целесообразны и в санитарном отношении приемлемы: 1) метталич. подземные с откидным дном, приспособленные для разгрузки их кранами, установленными на платформе перевозочных средств; 2) надземные, емкостью от 100 до 200 л, вы-возимью вместе со сметом; погрузка происходит беспыльно. Вывоз смета на свалки производится конной или автомобильной тягой, перевозочными средствами, снабл^ен-ньЕУШ кузовами, емкостью, соответствующей силе тяги. Во избежание стеснения движения вывозка смета б.ч. производится в ночное время. Стоимость вывоза смета в зависимости от расстояния и от рода тяги колеблется в больших пределах. При очеш> больших расстояниях экономнее перегрузка на ж.-д. платформы. В проездах с небольшим движеьшем илрг в населенных местах с небольшим числом лштелей подметание производится средствами домовладений,причем смет смешивают с домовьши отбросами и вьшозят вместе с ними.

Утилизация и обезвреживание. Уличный смет в городах, где пре-



обладает конная тяга, представляет хорошее удобрение. По данным проф. Бюзинга в нем содержится 0,48% азота, 0,43% фосфорной к-ты, 0,37% калия и 1,98% извести. По америк. данным во влажном смете содержится 0,21-1,00% азота, 0,08-0,95% фосфорной кислоты и 0,09 - 0,86% калия. Уличный смет при небольших расстояниях отвозки может иметь сбыт в течение круглого года для с.-х. целей. В больпшх городах смет может иметь сбыт в определенные времена года, а иногда вследствие дальности расстояний может оставаться совершенно неиспользованным. Тогда выгоднее его компостировать, т.к. этим достигается повышение его качества и уменьшение объема, что в свою очередь уменьшает расходы по вывозу его. Если компостирование связано с большими расходами при высоких ценах ца рабочие руки, то смет вывозят на свалки, к-рые д. б. отдалены в достаточной степени от жилья. Остается еще способ обезвреживания-сожигание. В этом случае смет собирают и вьшозят вместе с домовыми отбросами, за исключением тех месяцев, когда вследствие большой влажности (весной и осенью) он не м. б. сожжен и вывозится в этом случае на свалки. При наличии сортировочных станций при мусоросжигательных станциях смет отсеивают и как удобрение направляют на поля (Париж). Во всяком случае способ утилизации и обезвреживания в каждом отдельном случае подсказывается местными условиями.

Борьба с пылью. Уменьшение-количества пыли м. б. достигнуто сооружением мостовых из материалов твердых и мало истираемых и путем немедленного удаления пыли тотчас после ее образования. Последнее не всегда бывает возможно, когда этому препятствуют интенсивное движение и большие расходы, связанные с частым подметанием. Наиболее рациональными мерами являются поливка водой или покрытие особым составом, связьшающим пыль в момент ее образования или недонускающим ее образования. Поливка водой-самое дешевое средство, к-рое применяется для всякого вида замощения; в жаркие летние дни она действует освежающе и в засушливое время поддерживает торцовые и асфальтовые мостовые в .хорошем состоянии. Но действие поливки кратковременно, и частое увлажнение пыли способствует в теплую погоду развитию бактерий. Способы поливки: ручная-из лейки или из рукава от водопровода, при помопщ поливочных бочек и цистерн, передвигаемых вручную или лошадьми, или механич, тягой (автомобильной, электромобильной). Первый способ применяется на улицах с малым движением, где поливка производится домоуправлениями; последний способ-в больших городах на проездах с большой интенсивностью движения; здесь применяются цистерны большой емкости, с длиной боковых струй, захватывающих всю ширину мостовой в один проезд. Такие цистерны снабжаются .насосами для получения необходимого давления. Поливочные цистерны высокого давления, снабженные рукавами, применяются также и для тушения пожаров. В городах, где

вследствие долговременной зимы поливочный инвентарь с автомобильной и электрич. тягой обречен на простой, шасси машины конструируется т. о., чтобы была возможность снять цистерну и вместо нее смонтировать кузов. Стоимость поливки по данным герм, городов находится в прямой зависимости от частоты поливки. Чаще всего поливаются мостовые, шоссированные щебнем; расход воды составляет в этом случае 0,4- 0,7 л на 1 лг за один раз поливки; на цемент-макадамные дороги расходуется воды 0,2- 0,5 л на 1 за один раз поливки; среднее место занимают торцовые и брусчатые мостовые, на которые расходуется воды 0,3- 0,6 л на 1 за один раз поливки.

Более дорогой способ борьбы с пылью- заливка мостовых связьшаюпщми пыль средствами. Этим способом достигается экономия в рабочей силе и в инвентаре. Средства, связывающие пыль, делятся на две группы: 1) масла, жиры, смолы, битумы и разные патентованные средства; 2)-вещества, содержапще гигроскопич. соли. Средства первой группы связывают мелкие и легкие частицы в более крупные и тяжелые и тем препятствуют развеиванию пыли ветром и способствуют большему прилипанию ее к мостовой. Эти средства впервые были применены в Америке, когда приобретаемую по низкой цене нефть разливали на улицах, но вследствие распространяемого нефтью тяжелого запаха от этого средства вскоре должны были отказаться. В Германии и Анстрии применяются для этой цели битуминозные массы, растворенные в воде, и другие патентованные средства, как Веструмит , Ардо-наль , Хуаголь , Имнрегноль и другие. С 1926 года наибольшее распространение получило в Австрии средство Имнрегноль , дающее хорошие результаты; оно состоит примерно из 7,2% асфальта, 1,4% парафина, 31,1% битума, и покрытие им обходится в два раза дешевле, чем покрытие смолистыми веществами; покрытия хватает на 1 год. Мостовая, покрытая Импрегнолем , представ-вляет поверхность эластичную, мало изнашиваемую, совершенно несмьшаемую дождем; так же, как и смоляная эмульсия, Имнрегноль не растворяется в воде и не оказьшает вредного влияния ни на резиновые шины ни на копыта лошадей. Наносится Имнрегноль на 1 ж^: при первом импрег-нировании 1-1,5 кг, при повторном 0,5- 0,8 кг. Покрытие Веструмитом улиц Дрездена обходилось в 2,5 раза дороже поливки. Средства второй группы связывают пыль при помошд воды, а гигроскопич. соли способствуют удержанию влаги и даже вса-сьтанию влаги из воздуха. Эти средства представляют собой щелочь с содержанием ок. хлормагнезии и являются отбросом калийного производства, не представляю-пщм никакой ценности; применяются в виде 30-50%-ного раствора для шоссированных из мелкого камня мостовых; при умелой обработке они годятся также и для булыжной мостовой. Наносятся они в количестве 0,15-0,25 д на 1 ж*, преимущественно в утренние и вечерние часы после предварительной очистки мостовой от грязи и ныли, а также некоторого увлажнения.



1 ... 23 24 25 26 27 28 29 ... 49
© 2007 SALROS.RU
ПромСтройМат