Главная » Промиздания » Соединения мышьяка

1 2 3 4 5 6 7 8 ... 48

матриц. При наличии на матрицах одного только шрифта нет возможности использовать типограф так широко, как двух-, трехи четырехмагазинный линотип, без лишней затраты времени на смену комплекта матриц. Уже эти только обстоятельства приводят к тому, что типограф, имеющий известные преимущества (конструкция отливной части машины, позволяющая пользоваться более твердым гартом, простота ухода и обслуживания, дешевизна-на 7з дешевле линотипа), уступает линотипу.

В последнее время выпущены новые модели типографа-модель Б и Универсаль-У. Б ,вк-рыевведены значительные усовершенствования, сводящиеся гл. обр. к введению двухлитерных матриц, дающих возможность набирать выделительным шрифтом (курсив, жирный) рядом с обыкновенным, и к самооткидывающейся корзине, освобождающей наборщика от лишней ручной операции. Остальные изменения чисто конструктивного порядка и не дают в смысле ироиз-водительности значительных улучшений но сравнению с многомагазинными линотипами. Там, где требуется высокая производительность, спешность набора, необходимость смешанного набора и применение набора шрифтов больших кеглей (набор заголовков, объявлений),-типограф не может конкурировать с линотипом.

Машина лудлов. К строкоотливным машинам следует также отнести и машину лудлов, которая яв.71яется, собственно говоря, подсобной наборной, вернее, отливной машиной для отливки строк на кегли от 1 до 21 цицеро при помощи одной и той же отливной формы. Набор производят вручную матрицами, которые похожи по внешнему виду на линотипные матрицы. Набранная матричная строка от руки вставляется в особую верстатку (длиной от 21 до 63 цицеро) и закрепляется винтом сбоку. Верстатка помещается в отливную машину, к-рая производит отливку и выталкивание вполне готовой строки, работая по принципу отливного аппарата строкоотливной Н. м. Длина отливки не больше 21 цицеро. В случае более длинной строки отливка производится в 2 и.т1и 3 приема. После отливки матричная строка вынимается из машины и разбирается наборщиком вручную. Отливка идет довспьно быстро, но набор и подготовка строки отнимают много времени. Машина лудлов может в силу этого быть использована только для акцидентного набора (реклам, заголовков, каталогов и пр.), для чего она собственно и предназначена.

Новые методы печати-офсет и тифдрук (см.)-обращают типографский набор из основного во второстепенный пропесс при изготовлении печатной продукции. Набор нужен для того, чтобы получить с него только один оттиск, необходимый для перевода или для фотографирования и дальше для копирования на цинк или пигментную бумагу. Otchj-да явилась идея изобрести Н. м., к-рая давала бы оттиск непосредственно на бумагу или, еще лучше, готовую пленку с изобракением текста, которая могла бы быть смонтирована одновременно с негативами или диаиози-тивами иллюстраций для дальнейшей непо-

средственной копировки на цинк или пигментную бумагу.

Машина типар. Эта идея нашла свое осу-пюствление в Н. м. типар, построенной в Швейцарии. Машина набирает и печатает на бумажной ленте строки текста. Отдельные кассы с различными и1рифтами могут вставляться в машину. Путем нажима на клавиши из кассы набирается строка, которая автоматически отделяется, накатывается валиками красочного аппарата краской, подводится иод пресс и тискается на буман-сной ленте. Лента, в случае надобности, разре^за-ется на отдельные строки, корректируется и монтируется строка за строкой вместе с оттисками клише. Монтаж в данном случае заменяет верстку. Сверстанная форма может после этого переводиться на цинк или же фотографироваться для дальнейшей копировки (см. Офсет и Тифдрук). Однако двух-годршная работа этой машины выяви.ла ее непрактичность.

Фотонаборные машины. На смену неудачному типару приходит фотонаборная машина, набирающая путем проектирования отдельных букв на светочувствительную фильмовую пленку, которая тут же проявляется, сушится и после корректуры монтируется для непосредственной копировки. До сих пор (1931 г.) известны были три модели таких фотонаборных машин: Гунтера, Боотри и Дуттона. Практически они не привились из-за ряда неразрешенных ос.тожнений в области выключки строк, корректуры, обработки фшгьмовой ленты и пр. В настоящее время венгерец Угер изобрел фотонаборную машину, которая повидргмому имеет больию оснований рассчитывать на птирокое практич. применение. Машина строится иа з-де MAN в Аугсбурге и состоит из двух машин-наборной и верстальной. Первая представляет собой строконаборную машина. Строки набираются (фиксируются) машиной одна за другой на узкой фильмовой пленке. Пробитое в ленте отверстие отделяет одну строку от другой. Корректуру производят вклейкой в ленту исправ.яений и заново набранных строк аналогично корректуре в киноленте. Характерной особенностью наборной части машины Угертии является набор одним и тем же стандартным кеглСхМ, вне зависимости от того, каким кеглем будет производиться печатание всего текста с этОго набора. На второй-верстальной машине отдельные набранные на фильмовой ленте строки формируются в гранки путем перефотографирования на фильмовую пленку, ширина KOTopoii соответствует нужному формату строки.

Н. м. состоит из трех частей: клавиатуры, выключающего (шпационного) аппарата и шрифтопроекционного аппарата. Задача к-ла-виатуры, по аналогии с линотипом,- собрать строку. Как в линотипе при пажиме иа клавиш матрицы из магазина собираются в верстатку одна за другой, так и здесь вместо матрицы при нажиме на клавиши стальные шарики их цилиндра поступают на места, которые соответствуют тому или иному знаку. Одновременно на бумажной ленте, перемещающейся перед наборщиком, записывается, как на пишущей машинке, набранная строка. Замеченная наборнщком ошибгса



м. б. исправлена перестановкой неправильно установившегося шарика на соответствующее место. Когда до конца строки остается набрать 8 знаков, наборщик получает сигнал и может либо закончить строку либо сделать перенос. Перед набором второй строки шарики передвигаются по ленте и включают шнационный аппарат, автоматически выключаюшдй первую строку при помощи прибора внутри машины, построенного по принципу счетного механизма. Задача шариков-привести в движение выключающие салазки: последние могут занять одно из 8 ноложений соответственно восьми гра-чапиям ширины выключки, предусмотренной особой расчетной системой единиц, в основу которой положено известное отношение высоты буквы к ее ширине для данного кегля (подобно монотипу). Т. к. набор производится одним и тем же стандартным k?i-лем, а гранки на версталь ой машине м. б. изготовлены в другом, наперед заданном кегле, то формат набора д. б. согласован с последующей работой верстальной машины. Для этого перед начало набора по соответствующей таблице устат1авливается формат при помощи маховичка с указателем, перемещающимся по миллиметровой шкале. Ширина строки (формат) на Н. м. равна нужной (заданной) ширине гоанок, определяющейся на верстальной машине, деленной на известный коэф., характеризующий разницу между размером набираемого (стандартного) кегля и кегля шрифта, необходимого для печати. Т. о. установка формата одновременно устанавливает и пределы перемещения выключных салазок для автоматич. выключки строк нужного для печати кегля. Когда наборщик набирает третью строку, в машине происходит выключка второй строки и фотонабор первой. Шарики, составляющие первую строку, замыкают контакты, приводящие в движение проекционный аппарат в таком порядке, что шрифтовые знаки, соответствующие каждому шарику, репродуцируются друг за другом на нере-мещаюшуюся узкую пленку, автоматически наматывающуюся на шпульку. Лента выходит из машины проявленной, зафиксированной и высушенной, т. е. готовой к передаче на верстальную машину. Шрифто-1фоекционный аппарат состоит из стеклянной матрицы в виде цилиндра, на внутренней стороне которого нанесены 13 расположенных друг над другом шрифтовых рядов, содержащих каждый по 90 знаков, 12 рядов содержат каждый по одному полному алфавиту необходимых знаков. В каждом ряду а-тфавиты разн. рисунков. Тринадцатый ряд содержит орнаменты и специальные знаки. Перемещение цилиндра вверх и вниз дает возможность наборщику как угодно менять шрифты даже в пределах одной и той же строки. Знаки в ряду расположены на равных расстояниях друг от друга. В зависимости от назначения набора стеклянный матричный цилиндр м. б. диапозитивный или негативный. По оси цилиндра над ним, несколько выступая за стенку его, помещена вращающаяся призма наподобие небольшого перископа. Вращающийся перископ под действием контактов, замыкаемых ша-

риками и э.чектромагнитом, устанавливается с математич. точностью против соответствующего знака матричного цилиндра. Луч света, падающий на шрифтовой знак матричного цилиндра, проектирует отражение его через призму перископа и оптич. ось объектива на пленку. После соответствующей экспозиции пленка передвигается, чтобы принять следующую букву. Так буква за буквой репродуцируется вся строка. Необычно устроен привод машины, сводящийся к двум движениям-вращению перископа и передвижению ленты. Регулировка этих движений производится включением электромагнитов. Контакты замыкаются шариками. Во избежание появления искр и оксидирования контактов все включения идут через центральную систему выключателей, действующих от приводного мотора машины. При этом контактам дается ток лишь после того, как они соединены, и подача тока прекращается перед разъединением контактов. Матричные цилиндры могут фотомеханич. путем быть изготовлены самим полиграфич. предприятием; что же касается пленки для набора, то она едва ли будет влиять на экономил, сторону набора, так как по простоте обработки и свойствам она значительно дешевле фотографич. пленки.

Верстальная машина состоит из супорта с объективом и верстальных салазок. Строчная пленка, установленная на машине, рассматривается, проходя перед объективом камеры, и при соответствующем освещерши экспонируется на граночную пленку. Последняя передвигается на заранее установленные промежутки в соответствующем на-прав.пении, благодаря чему строки фотографируются на ней одна под другой, образуя требуемые колонки готового набора. При каждом перемещении верстальных салазок, несущих широкую граночную пленку,объектив автоматически занимает соответствующее положение так, чтобы проектируемое изображение всегда попадало в фокус. Это важно при установке размера репродукции (высоты строки кегля). Расстояние между строками устанавливается предварительно (по несложной таблице). Верстальная машина снабжена счетным механизмом, отсчитывающим число строк. По заранее установленному размеру механизм этот автоматически останавливает машину. При книжной верстке это м. б. проделано после верстки числа строк,умещающихся в одной странице.

Фотонаборная машина вместе с верстальной должны позволять помимо текстового набора производить и самый сложный акцидентный набор всех видов. Производительность Н. м.-8 ООО знаков в час. Верстальная машина при испытании дала 10 строк, четыре раза выполненные с одного набора разными кеглями, от нонпарели до цицеро, на одной и той же граночной пленке без проявления, в 3 минуты.

Уверенность у конструкторов и фабрики в практической пригодности машины настолько велика, что сейчас уже ведутся опыты в направлении использования этой машины и для нужд высокой печати. Машина таким образом'ставит себе целью исключить свинец из обихода типографских предприятий. Фото-



наборная машина, в случае успешного осуществления заложенных в ней идей, может в ближайшем будущем внести огромный переворот в полиграфию, исключив из типографского дела металлич. типографский набор, и изменить коренньш образом всю технолоппо полиграфического производства.

Лит.: Руководство для обслуживания и ухода за наборной MauiHHOid Типограф-Универсаль , Берлин, 1930; Руководство к изучению и работе на буквоотливной наборной машине Монотип , СПБ, s. а., 2 ч.; Отливная машина монотип. Руководство к изучению конструкции и обслуживанию отливной машины монотип, Berlin, 1930; Die Monotype, Technisciies Hilfs-buch fur Monotypcsetzer u.Giesser, hrsg. von der Zcn-tralkomission d. Maschinensetzer ira Verbande d, deut-schen Buchdrucker, В., 1928; Die Zeilen-Setz-giesse- u. Ablege-Maschine Linotype, brsg. von der Mergenttialer Setzmaschinen Fabrik, В., s. a.; Detail Plates, the Mo-notype D Keyboard Machine, L., 1910; Albert K., Zum Problem d. photomechanischen Setztechnik, Die Uhertype-Lichtsetzmaschine, Deutscher Бгискег , В.. 1930, 3, p. 145. A. Черкасский.

НАВИВАЛЬНЫЙ СТАНОК применяется и в ручном и в механическом ткачестве. В первом случае станок служит для перемотки

на ткацкий навой отдельных частей основы, получен-

ных после сновки в виде клубков, цепей, плетенок. Для этого употребляется станок, к-рый показан на фиг. 1, ткацкий навой с назом (фиг. 2). Через концевые петли основы, образованные в сновке, иронускается деревянный брусок, на к-ром распределяют равномерно все партии и переплетают их шнурком (фиг. 3). Брусок вкладьшают в наз навоя, привязывают к нему бечевками, после чего навой В (фиг. 1) помещают на станок в соответствующие подшипники. Партии основы О располагают с другой стороны станка и для по.тучения во


Фиг. 1.

Фиг. 2.

Фиг. 3.

Фиг. 4.

время навивки надлежащего натяжения пропускают через ряд деревянных брусков Е, D. Для более равномерного распределения партий и для правильного заполнения всей длины навоя на пути основы располагают гребень А (фиг. 1 и 4). Обыкновенно один рабочий натягивает основу, второй направляет ее гребнем, а третий вращает навой рукояткой С, причем гребень А рабочий держит под таким углом, чтобы основа наматывалась на всю длину навоя между его фланцами.

В механич. ткачестве навивальный прибор чаще всего применяется в шерстяном и шелковом производствах и составляет часть конусной сновальной машины, связанную в своем действии со сновальным барабаном. См. Сновальные машины. н. новиков.

Лит.: см. Сновальные .машины. Т. Э. т.

НАВИГАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ имеют своим назначением обеспечить выполнение основной задачи навигации - провести корабль из одного порта в другой безопаснейшим и кратчайшим путем. Для этого прежде всего необходимо иметь прибор, посредством которого можно было бы направить корабль по выбранному пути и затем во время плавания все время следить за направлением дви-Лчения судна. Таким прибором является судовой компас (см.)-главнейший И. п. Далее необходимо иметь прибор, регистрируюшцй пройденное судном расстояние. Для этой цели слулит лаг (см.). Для того же, чтобы все время следить за перемещением корабля по морской карте, необходимо вести прокладку корабля, что выполняется при помощи прокладочных uficmpy ментов {см..). Особые обстоятельства, в к-рых может оказаться мореплаватель, например туман, застав.ляют его прибегать к помощи лота (см.), чтобы по глубине моря судить о местоиахолодении судна, или к помощи новейших электронавигационных приборов, как радиопеленгатор (см. Пеленгатор), приборы подводной сигна-.лизации (см. Звук, подводная акустик а) или электрич. лоцман (см. Электронавигационные прибо'пы). Океанские переходы, совершаемые вне видимости берегов, вызывают необходимость иметь Н. п., служащие для производства астрономии, наблюдений, чтобы из последних, согласно указаниям мореходной астрономии, вывести правильное заключение о месте судна в океане. Главнейшими из этой группы приборов являются секстант (см.) и хронометр (см.).

Существующие в настоящее время Н. п. по роду своего устройства м. б. разделены на две категории: старые мореходные инструменты-магнитные и механические-и новейшие электронавигационные приборы, основанные на применении последних достижений электротехники. Несмотря на все возрастающее с калгдьву! годом значение электронавигационных приборов, их сложность, дороговизна и необходимость специального оборудования и хорошо обученного обслуживающего персонала заставляют большую часть судов попрежнему пользоваться старыми П. п., к-рые благодаря простоте и надежности своего устройства долго еще будут существовать параллельно с новыми приборами, нередко служа д.ля необходимого контроля работы последних. Н. Санеллари.

НАВИГАЦИЯ, кораблевождение, совокупность ряда наук, позволяющих осуществить безопасное плавание корабля в море. К этим наукам относятся: 1) собственно Н.; 2) МО р е X о д н а я астрономия, методами к-рой происходит определение корабля в море по небесным светилам; 3) д е в и а-ция компаса {сж. Судовой компас)-,4) теория электронавигационных инструментов и Г.Л. обр. электромеханич. компаса (гирокомпаса), осиованного па принципе гироскопа (см. Волчок и Электронавигационные приборы); 5) л о ц и я-описательная наука, дающая сведения об условиях плавания в данном районе (течение, ветры, предостерегательные знаки, различные сигна.лы и ир.); 6) м о р с к а я метеорология и 7) о к е-а II о граф ия,изучающие физико-географич.




Фиг. 1.

особенности моря и берегов. Н. рассматривает способы, при помощи к-рых возможно наилучшим образом провести корабль из одного пункта в другой.

Плавание всякого корабля осуществляется при помощи компаса (магнитного или гирокомпаса) и морских карт, построенных в мер-каторской проекции (см. Картографические проекции), позволяющей кривую линию пути корабля, т. н. локсодромию изображать па картах прямой. Действие компаса основано на свойстве магнитной стрелки сохранять в данном месте неизменное положение; стрелка одним концом указывает направление северного магнитного полюса, а другим-южного. Это направление, или т. н. магнитный меридиан, составляет с истинным меридианом в каждой точке земной поверхности свой определенный угол (с течением времени он изменяется), называемый магнитным склонением d. Магнитная стрелка, помещенная вместе с компасом на корабль, вследствие искажения поля земного магнетизма в месте нахождения судна, обусловливаемого же-лезньпли массами корабля, отклоняется от своего первоначального положения и определяет новое направление, т. н. компасный меридиан. Этот последний с направлением магнитного меридиана составляет угол, называемый девиацией к о м п а са <5. Этот угол, различный для каждого компаса и изменяющийся с направлением судна, определяется особыми способами; он изменяется с течением времени. Компас дает возможность ориентировать корабль (т. е. его диаметральную плоскость) по странам света. Угол, составляемый диаметральною плоскостью корабля с плоскостью меридиана, называется курсом корабля. Всякое направление с корабля на каххой-нибудь предмет называется пеленгом л этого предмета и определяется углом, образуемым плоскостью меридиана с вертикальною плоскостью, проходящей через корабль и данный предмет (фиг.1): Z/c-рсурс корабля; Ztt-пеленг предмета А. Курсы и пеленги бывают; истинные, магнитные и компасные. Эти названия определяются в зависимости от меридиана- истинного, магнитного или компасного, с которым данное направление образует угол (фиг. 2). Z.NOK - истинный курс (И. К.); Z Nj 0--магнитный курс (М. К.); Z iV . OK- компасный курс (К. К.); LNOA-истршный пеленг (И. П.); LNjOA-магнитный пеленг (М. П.); ANOA-компасный пеленг(К. П.). Из чертежа определяем: Истинный курс = М. К. + d (склонение) (1) М. К. = К. К.+ 6 (девиация) (2) И. К. = К. К.-f -f d = K. К. + zJ, (3) где А = d + 6,

И. П. = М. П. + d; И. П. - К. П. -Ь (5 + = К. П. + (4)


Компас, помещенный на корабле, указывает-всегда компасные направления, на карту же-наносятся истинные. Исправление компасного курса или пеленга в магнитный или истинный производится по одной из приведенных формул.

При плавании в море ведется счисление^ пути корабля. Это счисление м. б. выполнено или графич. прокладкой или при помощи вычислений (простое, составное или слолг-ное счисление). Сущность прокладки (графической) заключается в проложении на карте всех истинных курсов корабля и в отложении по каждому курсу пройденного расстояния за время нахождения на этих курсах. Эти расстояния на каждом курсе определяются по лагу или по числу оборотов винта. Заметив момент, когда корабль, определив; свое точное место, лег на первый курс, и зная, скорость корабля, можно в любой момент определить на карте точку, в к-рой находится корабль, а следовательно и его широту и долготу. Ветер, действуя на наружную поверхность корабля, перемещает его в направлении своего действия, параллельно линии курса. Вследствие этого путь корабля располагается по линии, составляющей некоторый угол с линией курса. Этот угол называется углом дрейфа. Дрейф определяется по кормовой струе. Когда ветер дует-с левого борта (левый галс), дрейф принимают как поправку истинного курса, со знаком плюс, а когда ветер дует с правого борта (правый галс), дрейф принимается со зиакоме минус. Путь корабля относительно воды = = И. К. + дрейф. Когда известно течение, действующее в районе плавания корабля то при прокладке его принимают в расчет. Снос корабля под действием течения и его-ход под действием двигателя складываются в одну равнодействующую, и корабль перемещается не по линии И. К.-f дрейф, а по этой последней, представляющей истинный, (действительный) путь судна на карте. При прокладке на течении действительный путь корабля получают графическим построением, для этого в одном и том л^е масштабе откладывается скорость корабля по курсу и скорость течения (в тех же единицах) по направлению его действия,-равнодействующая этих двух слагаемых определит -действительный путь корабля. Графич. прокладка применяется ири плавании вблизи берегов, на сравнительно небольших переходах. При плавании в океанах применяется счисление, основанное на вычислении широт (q>) и долгот (I). Счисление называется простым, когда корабль из отшедшего пункта (точка отправления судна) пришел в п р и-шедший пункт (конечная точка пути) одним курсом. Для вычисления пользуются формулами:

<Pi- 41 = Scosk,

а = S sin к, Iz - li а sec <Ро,

(6). (7)

h-h- [igtg g + i) -igtg (; 4- )]tg k, (8v

где <p и --широты отшедшего и пришедшего пунктов, S-пройденное расстояние; к-курс корабля; а-отшествие, т. е..



НАВИГАЦИЯ

сумма отрезков параллелей между отшедшим

9>1 + <

и пришедшим пунктами; (Ро=

ставное счисление применяется, когда корабль совершает плавание несколькими курсами. По ф-лам (5) и (6) для каждого курса находят разность широт и отшествие а; затем их суммируют и получают генеральную (общую) разность широт и генеральное отшествие. Сложив генеральную разность широт с широтою отшедшего пункта, находят широту пришедшего пункта. Для определения долготы генеральное отшествие обращают по ф-ле (7) в разность долгот и последнюю складывают с долготой отшедшего пункта, сумма даст долготу пришедшего пункта.

Сложное счисление. Т.к.ф-ла (7)- приближенная, то в больших широтах (> 65°) при переходах в 100-150 миль получается значительная ошибка в долготе. В этих случаях пользуются сложным счислением, состоящим как бы из ряда простых счислений, причем долготы промежуточных точек не определяются, а берутся только сделанные разности долгот. Сложное счисление употребляется редко, т. к. точность пришедшей долготы, определенной этим способом, мало выигрывает вследствие несовершенства компаса и лага. Место судна в море, определенное счислением, называют счислимым местом; последнее отличается от истинного положения судна, вообще говоря,тем более,чем далее вели прокладку не определяя места корабля опроделепием астрономичес-к и м-но небесным светилам и хронометру, или и а в и г а и и о н и ы м-по земным объектам. Место судна, найденное при помощи навигационного определения, называют о б-сорвованным.

П а в и г а ц и о н и о е определение корабля в море. Сущность всех нави

гационных способов определения места корабля в море сводится к определению по береговым предметам углов, пеленгов и расстояний до них судна и в проложении их на карту. В кораблевождении употребляются следующие способы определения: 1) по двум углам; 2) по трем пеленгам; 3) по двум пеленгам; 4) по пеленгу и горизонтальному углу; 5) но двум расстояниям; 6) по пеленгу и расстоянию и 7) по крюйс-пеленгу.

Первый способ применяют в том случае, когда в виду корабля находятся три предмета, обозначенные на морской карте (фиг. 3); измеряя углы а и /? между линиями NA, NB и NC (N-место корабля), получаем место корабля как точку пересечения окружностей ABN и BCN; способ построехпш ясен из фиг. 3. Для определения места корабля по второму способу пеленгуют три предмет.1 А, В я С (фиг. 4), определяют истинные пеленги и проводят на карте обратные (т. е. отличающиеся на 180°) пеленги А п iBn и Сп через означенные три точки. Обычно три пеленга не пересекаются в одной точке, а обра-



зуют тр-к те1П2тез(тр-к погрешности, или ложный тр-к); если последний очень мал и нет основания подозревать наличия значительной систематической ошибки, место корабля берут в центре этого тр-ка, в противном случае находят центры Oj и Og вспомогательных окружностей способом, указанным на фиг. 4, и определяют истинное положение N как точку пересечения обеих окружностей. Этот способ является более точным, чем определение по двум пеленгам, когда положение корабля определяют как точку пересечения двух исправленных обратных пеленгов. Определение по пеленгу и горизонтальному углу сводится к предыдущему, т. к., нахо-

дя пеленг одного

предмета и угол между визирными линиями на тот л-се и на второй предметы, определяют, введя соответствующие поправки, пеленг и второго предмета. Когда известны расстояния корабля до двух обозначенных на карте'предметов, то место его определяется как пересечение двух окружностей, проведенных из данных точек радиусами, равными этим расстояниям. Определение места по пеленгу и расстоянию от пеленгуемого (предметапроизводят, проводя на карте через данный предмет исправленный обратный пеленг и откладывая по нему в соответственном г .

масштабе расстояние. Сущность определения места по крюйс - пеленгу заключается в следующем. В известный момент с корабля берут пеленг п^А (фиг. 5) по компасу какого-нибудь предмета на берегу и затем второй П2А через нек-рый промежуток времени. По разности моментов мелоду пеленгами рассчитывают пройденное кораблем расстояние I и вмещают его между пеленгами, проведенными от берегового предмета параллельно липни курса NN. В пересечении вмещенного отрезка с обоими пеленгами будут находиться места корабля Ni niVg в момент взятия соответственного пеленга. При плавании в тумане определяются (приближенно) по воздушным сигналам: сиренам, колоколам и сигнальныл! пушкам. Ориентируются тагсяе по курсам и глубинам. За последнее время широко развиваются способы определения места по звуку (см.) подводных колоколов и электромагнитных мембранньгх отправителей (осцилляторов). Для приема сигналов, отправляемых этими приборами, па кораб.лях устанавливаются приемные аппараты, состоящие из двух микрофонов, помещаемых в подводной части корабля с правого и левого бортов. Корпус корабля, находящийся между приемниками, отбрасывает т. наз. звуковую тень , вследствие чего сигна.л бывает слышен только в




определенном секторе. Корабль, услышав подводный сигнал, поворачивается, определяет направлепие лучшей слышимости и в этот момент берет пеленг по компасу, к-рый и определяет направление на отправитель-ную станпию. Через некоторый промежуток времени берется второй пеленг, и место корабля определится по крюйс-пеленгу. Новейшие способы определения производятся при посредстве радиопеленгаторньгх станций (см. Пеленгатор). При наличии двух и трех станций, объединенных в одну общую группу, место получается сразу по двум и трем пеленгам. Когда отправительная радиостанция (напр. пловучие маяки) снабжена и подводным звуковым аппаратом, место определяется радиоакустическим методом, основанным на разности времен прохождения радиосигна.ла и подводного звукового сигнала. Расстояние х от кораб.ля до отпра-вительной станции определяется по ф-ле: x = vt,

где V - скорость распространения звука в воде, t-промежуток времени между приходом сигналов; v меняется в зависимости от темп-ры (Т) воды и солености (s) по формуле: v = 1450-Ь4206 Т -0,0366Т2-Ь1,137(s -35) ж/ск. Радиопеленг получается обычным путем.

П.лавание по дуге большого круга. При значительных океанских переходах, в особенности в больших широтах, путь корабля выгоднее располагать по дуге большого круга (ортодромии). Длина ортодромии вычисляется по ф-ле: cos D = sin sin 97.2 + cos (f cos (p cos {l -. i). Начальный и конечный курсы определяются по ф-лам:

ctg /Ci= cos tg9?2 CSC (Z2-i!i)-sin(pi ctg (?2-i) ctg 2= -tgPiC0S92CSc(l2-U+sin92Ctg(2-Zi). Ортодромия на меркаторской карте м. б. либо нанесена по точкам, положение которых можно вычислить, либо определена графич. построением. При вьшислении промежуточных точек их берут через 5° или 10° долготы и вьгаисляют только широты:

tgfp = A sin (2 - ii) + В sin {I - Ij),

где

A = tg9?icsc (h-h); B=-tg932Csc (2-1). li-долгота отшедшего пункта; I2-пришедшего пункта и I-долготы промежуточных точек.

Лит.: С а и е л л а р и Н., Навигация, Д., 1926; Ш е й к о в с к и й А., Навигация, СПБ, 1914; Б е сл я т о в М. М., Учебник по навигации, 2 издание, П., 1919; К о р н и л о в Н. А., Навигация, М., 1926; 3 ы б и н П., Руководство к кораблевождению,ч. 1, СПБ, 1888; Admiralty 3IanuaI of Navigation, v. 2, L., 1922; L e с к y. Wrinkles in Practical Narigation, 20 ed.,L., 1928; Lehrbuch d. Navigation, hrsg. v. Reichs-marineamt, Berlin, 1917; M ii 1 1 e г J., Hilfsbuch fur Schiffsoffiziere, В., 1911;Muller J., Hilfsbucti fur die Schiffsfuhrung, 2 Aufl., В., 1925; В г e u s i n g A. u. M e 1 d a u II., Steuermannskunst, 10 Aufl., Bremen, 1929; Fulst O., Nautische Tafeln, Bremen, 1929; Handbiictier d. Ostku.ste Afrikas, d. Westkiiste Ameri-kas u. s. w., lirsg. von der Marineleitung, Berlin, 1930 (переиздаются енгегодно); Dunraven, Self-Instruction in the Practice a. Theory of Navigation, v. 3, L., 1908; It i 1 1 j., Textbook of Navigation a. Nautical Astronomy. L., 1918; Hall W., Modern Navigation, 2 ed., London, 1919; W i 1 I i a m s 0 n A. P. W., Textbook of Navigation a. Nautical Astronomy, Glasgow, 1920; Wilson-Barker D. a. A 1 I i n g b a m W.,Navigation: Practical a. Theoretical, 4 ed.. London 1923; Jeffersons Nautical Almanac a. Tide Tables. Harbour and Lighthouse Guide, London (переиздается еагегодно). П. Матвеев.

НАВИ ГРАФ, авиационный прибор типа ветрочета (см.), устанавливаемый на воздушных судах для счисления пути, определения истинной скорости судна, скорости ветра и направления пути. Н. позволяет находить направление и скорость ветра без непосредственного измерения земной скорости, при наличии лишь измерителя технической скорости, компаса и измерителя угла сноса на любых двух курсах, разнящихся между собою на уго.л, близкий к прямому. Рассматриваемый Н. Леприера (Le Prier) (фиг. 1) имеет диск 1 с нанесенными по его окружности делениями О ~ 360°. На диске 1 вращается с трением диск 2 с диаметральными отметками и указателем 5. Диск 2 имеет съемный ободок 4, которым закрепляется бумалс-иый кружок с концентри-


Фиг. 1.

ческими кругами и линиями, параллельными одному из диаметров. Диск 1 мол^ет вращаться при помощи ручки 5, соединенной с бесконечным винтом. При вращении любое деление диска 1 можно установить против курсовой метки 6. Под диском 1 к основанию прибора неподвижно прикреплена рейка 7, устанавливающаяся параллельно оси судна при монтировании прибора на воздушном судне и имеющая шкалу обозначений скорости в км/ч; начало шкалы идет от центра диска. По штангам 8 скользит каретка 9 с указателем 10. отмечающим на шкале рейки 7 скорость полета. На выступе каретки вращается линейка скорости il со шкалой, имеющей начало в центре А вращения линейки; линейка оканчивается указателем сноса, ходящим по шкале сноса 12; к линейке 11 на двух штангах прикреплена рамка 13 с прорезью и тонким стержнем, остающимся ири движениях рамки параллельным линейке 11. Каретка 9 имеет два вращающихся барабана, на которые навертывается узкий рулон бумаги, причем при вращении их бумага перематывается с одного барабана на другой. На одной стороне этой же каретки укреплен кронштейн со зрительной трубой 14, которая соединена штангами с карандашом 15, остающимся параллельным трубе 14 при всех ее двилсениях. Навиграф устанавливается на аэроплане или другом воздушном судне на горизонтальной площадке. Под зрительной трубой 14 имеется окошечко, позволяющее производить трубой наводку с откло-



пением до 40° во все стороны. Для определения ветра в полете на диск 2 накладывают СУума^кный круг так, обр., чтобы начерченный на круге диаметр приходился против указателя 3, а сам указатель устанавливают против деления, соответствующего азимуту намеченного пути (фиг. 2); затем устана-гищвают против указателя 6 курс воздушного судна, а указатель. iO ставят па значе-



Фиг. 2.

Фиг. 3.

ние технич. скорости и визируют трубой на один из любых предметов, находящихся на пути. Тогда карандаш прочертит на бумаге между барабанами линию, соответствующую направлению пути при данном курсе; передвигая бумагу, можно получить еще линию или ряд линий; устанавливая стержень рамки 13 параллельно этим линиям, тем caMbiivi ставим линейку скорости i! по направлению пути. Прочертив на круглом листе диска 2 линию вдоль линейки 11, находим прямую , представляющую собой геометрическое место точек С. Повернув воздушное судно на новый курс, проводят новую прямую. Точка пересечения линий будет концом вектора ветра, начало которого находится в центре диска Направление ветра определится линией ВС, а скорость ветра м. б. отсчитана по концентрическим окружностям, отстоящим одна от другой на расстояние, соответствующее 10 м/ск. Определение курса воздушного судна производится вращением диска 2 при неподвилном положении линейки 13 до тех нор, пока нанесенная на диске сетка параллельных линий не будет параллельна линейке (фиг. 3); тогда отсчет на круге 2 даст требуемый курс, которому необходимо следовать. Для определения действительной скорости необходимо отсчитать деление на линейке 11, стоящее против точки С. Полученные цифры будут верны до тех пор, пока ветер не изменит своего наиравления.

Н.-ветрочет соединен с дистанционным кур-соуказателем, а именно в кабине у летчика устанавливается такой же диск 1, как и в Н., связанный с первым через приспособление 16 гибким валом. Недостатком прибора является его сравнительная громоздкость, которая не позволяет пользоваться им на многих самолетах; общий вес прибора такле велик; в дистанционном курсоуказателе наблюдается неточная установка азимутного круга летчика, благодаря кручению гибкого вала, создающая ошибку до 4°. Положительными качествами прибора являются удобство и точность определения угла сноса и контроля за сохранением направления пути.

Лит.: Немчинов В., Авиационные приборы, Москва, 1926; Виткевич В., Навиграф Le Prier, ВВФ , Москва, 1924; Молчанов П., Методы и приборы современной аэронавигационной службы

Ленинград, 1924; В е п п е w i t z К., Flugzeugin-strumente, Berlin, 1922.J.;, J; £2 A. Знаменский.

НАВОДНЕНИЕ, затопление суши водой, наносящей вред хозяйству залитой местности. Н. появляется от такого подъема воды- паводка, при котором вода не умещается в своем русле и выступает из берегов. Н. бывает в результате половодий, или разливов, периодически повторяющихся во время таяния снегов, ливней, особенно в горах, или продо.71Лсите,яьных доя-сдей, охвативших значительную часть водосборного бассейна, при образовании подпора от ледяных заторов (см.) и ветров с моря против течения, задерживающих нормальный сток воды, а также при землетрясениях и ураганах, нагоняющих на сушу громадные приливные морские волны. При обычных условиях значительная часть выпадающих в виде дождя атмосферных осадков задерживается растительным покровом, просачиваясь в почву или испаряясь обратно в атмосферу. Однако при ливнях и продолжительных дождях листва становится настолько мокрой, что дождевая вода, не прилипая больше к ней, сплошь стекает, верхние почвенные слои, пропитавшись водой до отказа, становятся водонепроницаемыми, воздух - насыщенным водяными парами; выпадающие осадки поэтому почти сплошь стекают по земной поверхности в ручьи и реки. Этот усиленный поверхностный сток, к-рый тем значительнее, чем обильнее осадки и чем круче склоны земной поверхности, вызывает резкий подъем уровня воды в реке, т. и. паводок, быстро распространяющийся вниз по течению. Если район дождя охватил помимо верховья главной реки также и водосборные бассейны ее притоков, то паводки последних, сливаясь с паводком главной реки, увеличивают общий подъем воды в реке. Слияние таких паводковых вод может дать количество сточной воды, не вмещающееся в речное русло; тогда вода выступает из берегов, и образуется Н., если такой разлив окажется выше обычного. Поскольку однако ливни в горах редко распространяются на большую площадь и бывают обычно непродолл^ительными, при больших же и разветвленных бассейнах метеорологии, условия редко бывают одинаковыми во всем бассейне, причем, чем многочисленнее притоки, тем реже совпадают отдельные паводки,-разливы рек в горах, значительно превышающие норму и вызывающие П., повторяются сравнительно редко. Если изобразить подъем воды на водомерном графике и считать паводком, в отличие от случайных пиков, те подъемы, которые распространяются по всей реке пли значительной ее части, то в каждой паводковой волне расстояние мелоду началом и концом паводка считают-длиной паводка, а разность между наивысшим горизонтом воды и начальньв! паводковым-высотой паводка. В зависимости он происхождения паводковые волны имеют различную форму: ливневые паводки, при которых большие массы воды стекают в короткое время, имеют на диаграммах вид остроконечных волн; волны паводков, вызванных продолжительными дождями, имеют большую длину и ряд отдельных пиков в результате слияния разных волн или иериодич.



усилений дождя; волны весенних паводков являются, несмотря на значительную высоту, пологими, причем их форма осложняется еще влиянием ледяного покрова и отдельными подпорами, вызываемыми заторами льда и другими препятствиями в русле реки (мосты, кривые участки, теснины и пр.). При пологих кривых опасность совпадения отдельных паводков, а следовательно и опасность П., больше, чем при ливневых.

Особый характер носят И. в горах. Если отвесные склоны гор обнал-сены, то ливни смывают в горные ручьи массу наносов и камней, в результате чего образуется грязе-каменный поток, т. н. сель, несущийся с громадной скоростью и обладающий огромной разрушительной силой. Сель сносит и смывает на своем пути слой культурной почвы и постройки, подмывает берега, выносит в равнину к месту выхода массу камней и других наносов, образующих особые конусы отложения и засоряющих годные для культуры земли. Для борьбы с селями необходимо добиться преладе всего прекращения движения по руслу камней и других наносов. Укрепление склонов и в первую очередь восстановление растительного и лесного покровов являются одной из самых действительных мер иредупреждения селей. Уменьшение скорости течения достигается приданием продольному профилю ручья ступенчатого характера. Вообще же необходимо предупредить соответственным укреплением дна его размыв и образовать устойчивое основание для боковых склонов для предохранения и их от подмыва. Через конус отложения поток д. б. проведен определенным рус-.лом, по возмолености прямолинейным, причем все гидротехнич. сооружения д. б. расположены таким образом, чтобы они не пересекали течения потока, а чтобы течение скользило вдоль них.

Борьбу с П. можно вести двумя способами: 1) предупреждать образование высоких паводков, 2) ограждать население и обработанные места от разливов. Леса и растительный покров задерживают сток осадков; поэтому защитные лесные насаждения, особенно по склонам гор, являются одним из действительных средств иредупреждения П. Из чисто строительных мер можно указать на устройство горизонтальных водосборных рвов и на пробивку шахт через водоненрони-паемые слои для увеличения просачивания. .Эти меры могут дать эффект для небольших бассейнов, но их необходимо применять с особой осторол^ностью, чтобы не вызвать оползней. Регулирование стока при помощи водохранилищ в верховьях рек требует больших и дорогостбящих сооружений и применяется в тех случаях, когда кроме защиты от П. ставятся и другие задачи (водоснабжение, орошение, получение энергии). Следующая мера-устройство вдоль главного русла боковых водосборных бассейнов. Обычно не представляется возможным устраивать в необрабатываемых боковых долинах главной реки водохранилища таких размеров, чтобы количество отводимой в них воды оказывало заметное влияние на нонижение высоты паводка. Однако при небольших речных бассейнах это средство оказывается до-

статочно действительным. Из сооружений такого рода наиболее значительны бассейны для защиты от наводнений г. Вены. Весь проходящий через Вену паводок до 610 м^Ьк разбивается на две части-, из к-рых 400 м^/ск пропускаются через особый обходный канал, а 210 MjcK задерживаются в особых резервуарах площадью в 37 га и емкостью в 1 600 ООО м^. Для заполнения этих бассейнов необходимо 2 ч., к-рых достаточно для пропуска мимо Вены гребня паводка. Стоимость этих сооружений-8 400 ООО крон.

В равнинных частях наиболее действительным средством защиты от Н. является ограждение угрожаемых мест продольными валами. Однако ири обваловании, вследствие сужения живого селения реки высота паводка повышается и увеличивается скорость его распросграиения; затем отложение наносов в самом русле ведет к повышению дна реки и необходимости дальнейшего наращивания валов; плодоносный ил ири обваловании остается в реке вместо того, чтобы откладываться на нолях и заливных лугах и тем способствовать повышению их урожайности; наконец при прорывах валов Н. носят значительно более разрушительный и часто катастрофический характер. Все это заставляло неоднократно рассматривать вопрос о целесообразности обвалования рек, причем в окончательном результате пришли к заключению, что обвалование является одним из наиболее действительных и целесообразных средств защиты от Н. Искусство гидротехники при обваловании состоит в расчете достаточного сечения для пропуска наибольшего паводка, в плавном очертании валов и необходимом их укреплении, т. к. ири малейшем недосмотре вода грозит прорвать слабые места валов.

Существенным является предсказание паводков. Разветвленная сеть водомерных наблюдений, выведение зависимости между высотой горизонтов воды в разных пунктах реки, изучение быстроты и характера распространения паводков, а также густая телефонная и телеграфная сеть между отдельными водомерными постами привели к тому, что возможность предсказания паводков достигла в настоящее время достаточной для практич. целей точности. Так, в бассейне Сены паводки предсказываются с точностью до 20 см за 2-3 дня. Для подготовки к весеннему половодью важно знать сроки вскрытия рек. Гидрологический институт в Ленинграде на основе учета средних месячных величин метеорологических элементов в различных местах земного шара в предшествующее вскрытию рек время производит соответственное изучение вопроса. Первый опыт предсказания сроков вскрытия рек Европейской части СССР, произведенный весной 1928 года, можно в общем признать удовлетворительным.

Лит.: Б е р г Э. Ю., Материалы наб.люденип над половодьем 1908 г., Исследование весеннего половодья 1908 г., вып. 1, П., 1915; Б е р г Э. Ю., Интенсивность весеннего половодья 1908 г. в Европ. России, вып. 2, М.-П., 1923; ЛебедевВ. П., Карта изохрон весенних паводков 1908 г., показывающая время достижения горизонтами текущих вод максимальной отметки, там же;ЛебедевВ.Н., Карта, показывающая состояние почвы ко времени весеннего разлива 1908 г., там же; Вернадский Н. М., Механизм



-речного паводка, его предсказание и управление им, Известия Росс, гидрологич. ин-та , Л., 1925, 15; ОппоковЕ.В., О предсказании половодья р. Днепра в Киеве, там -/ке. 1924, iJ; Т h е 1 п М., Auftreten 41. Verlauf der Hochwasser 1814, 1845, 1854, 1876 и 1882-1883, Ergebnisse d. Untersuchungen d. Hochwas-serverhaitnisse im Deutschen Rhelngebiet, hrsg. v. Zen-tralbureau f. Meteorologie u. Hydrographie, В., 1891, в. 2; T li e i n M., Der Abflussvorgang im Rhein unter der wecliselnden Wasserlieferung des Stromgebietes nind die Vorherbestimmung der Rheinstande, ibidem, Berlin, 1908, B. 8. A. Эссен.

НАВОЗ СМ. Удобрение.

НАГАРОУДАЛИТЕЛИ, смеси, служащие для уда.11ения нагара, скотпяхощегося на поршнях, клапанах и внутренних стенках цилиндров двигателей внутреннего сгорания. Действие Н. состоит в дезагрегации образовавшейся корки или кусков нагара путем растворения некоторых (цементирующих) составных частей его, в результате чего корка нагара распадается па хлопья аморфного углерода. Растворитель, входящий в состав Н., должен легко смешиваться с минеральными маслами, не обнаруживать коррозионного действия на металлы, с к-рыми приходит в соприкосновение нагароудаляю-тая смесь, и легко разрушать как твердые или рыхлые, так и маслянистые нагарооб-разования. Растворителями могут служить: ацетон или смесь его с древесным спиртом, сероуглерод, бензол, тетрахлорэтан, х.тор-бензол, этилен, хлоргидрин, пиридин и другие вещества. В состав Ы. помимо растворителя и какого - либо разжижающего вещества (денатурированный спирт, керосин, дегтярное масло) входят обычно минеральные масла.

Примерные составы Н. (в весовых частях).

Ингредиенты

Керосин ..............

Ацетон ..............

Сероуглерод ...........

Машинное масло.........

Денатурированный спирт ....

Дегтярное масло .........

Бензол ..............

Пиридин (или этиленхлоргидрин) Раствор ацетона в древесном спирте (40-50%-ный)..........

Тетрахлорэтан (или хлорбензол)

2 1 20

6 -- 2

Н. приготовляются простым смешиванием веществ. Вводят Н. обычно на 1-2 часа при закрытых клапанах в камеру сжатия при положении поршня в мертвой точке, а удаляют через отверстие для свечи резиновой грушей или насосом. После очистки рекомендуется влить в ц:линдр масло и пустить мотор. 11спользованный Н. можно после фильтрования смешивать со свежим и.ли регенерировать его путем перегонки. При испытании П., кроме определения полноты и быстроты очистки ци.линдров и поршней от нагара, следует также проверять безвредность смеси для разных сортов стали, желст за, меди,*латуни, чугуна, алюминия и вообще всех металлов, могущих входить в состав частей двигателя. При этом надо иметь в виду, что благодаря сравнительно легкой летучести Н. воздействие его на металлические части может происходить не только в месте непосредственного соприкосновения жидкости с цилиндром и поршнем J но и

в других местах, куда могут проникш^ть

пары смеси. е. и с. Гуревич.

НАГРЕВАТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ электрические, различного рода устройства, аппараты и приспособления, в которых необходимое для их полезного действия тепло генерируется электрич. током. Подавляющее большинство Н. п. электрич. устроено по принципу косвенного нагрева, т. е. превращение электрич. тока в теп.ло происходит в отдельных нагревательных элементах, и передача тепла от нагревателя к нагреваемому телу может происходить .либо путем теплопроводности разделяющей среды либо путем излучения и конвекции.

Материалы, применяемые при изготовлении Н. п., делятся на четыре группы: а) ма-териа.лы высокого сопротивления-нагревательные, б) электроизолирующие, в) огнеупорные и г) теп.лоизолирующие. Требования, предъяв.ляемые к нагревательным материалам: 1) большое уд. сопротивление,

порядка 1 -j 2) малый температурный

коэф., 3) нечувствительность к длительному нагреванию при высокой 1°-неокисляемость, 4) дешевизна. Практически большинству этих требований б. и.ли м. удовлетворяют только сплавы никеля и хрома, так наз. нихромы {см.).Этот материал изготовляется под различными названиями: Nichrom (фирма Driver Harris & Co., США), Chroninickel (Hereus & Co.. Германия, Acieries dImphy, Франция), Cliromel (Hoskins & Co., США), Cromaloy (A. C. Scott, Англия). Большинство фирм изготовляет нихром четырех марок, носящих название 1, II, III и IV или А, В, С, D и т. д. В табл. 1 праведены некоторые данные для ннхромовых сплавов фирмы Driver Harris.

Табл. 1.-С вопства нихромов ых сплавов.

Название

вес

Уд. CO-прот.,

м

Макс, допустимая V

Nichrom .

Nichrom II . Nichrom IH. Nichrom IV .

60% Ni; 22% Сг; 26% Fe; 2% Mn

Ni, Cr, Fe 85% Ni; 15% Cr; 80% Ni; 20% Cr

}-8,2Э ; 1,09

8,25 1 1,1 8,40 1 0,9 8,36 I 1,03

970 1 ООО !

1 050 :

1 100 !

. Что же касается -ного коэф-та, то хоти во многих справочниках и приводятся его значения (в среднем от 0,0008 до 0,0002), но следует иметь в виду, что сопротив.ление не является линейной функцией и следовательно приводимые значения f°-Horo коэф-та могут быть справед.ливы для 1сакого-нибуд1> ограниченного интервала. Вре.меиное сопротивление па разрыв для нихрома при i° 1 000° равно 50-70 mJMM.

Огнеупорные м а т е р и а .л ы, применяемые в нагревательных устройствах, предназначаются д.ля защиты частей приборов и устройств от непосредстврнного действия раскаленного нагревателя и.ли для его поддержки. В качестве огнеупорного материала обыкновенно применяют шамот, плав.леныи кварц, специа.льные фарфоровые массы и т. п„ (см. Gnp. ТЭ, т. III, стр. 208, 141, 233).



Теплопз'олирующие материалы применяются для уменьп1ения потерь тепла приборами. В качестве электроизолирующих материалов во многих конструкщшх применяются те же огнеупорные материалы. В приборах, работающих на ирипципе теплопередачи, желательными свойствами изолирующих материалов являются: возможно малая электропроводность и возмолшо большая теплопроводность при высокой темп-ре. Наиболее часто применяется слюда, флогопит (Г^ = 850°) и мусковит (Г ,; = 500°). Вследствие дороговизны слюды больших размеров чаще применяются миканиты (см.), склеенные на шеллаке или на борнокислом свинце. Электрические свойства слюды, т. е. удельное сопротивление и э.лектрическая прочность, даже при высокой темп-ре остаются высокими.

.Общие принципы расчета нагревательных приборов и устройств. В виду крайнего разнообразия Н. и. электрич. и условий их работы здесь м. б. указаны только нек-рые общие начала расчета. Расчет следует вести по следующей схеме: 1) по заданному назначению прибора и максимальной рабочей темп-ре ip. выбирают размеры нагреваемого пространства V (поверхности S) и подводимую мощность Р; 2) в зависимости от мощности Р и напряжения источника тока U рассчитываются размеры нагревателя (сечение и длина); 3) выбираются размеры тепловой изоляции и устанавливаются основные размеры прибора. Первая часть так. обр. сводится к установлению V (или S), tp, и Р. Указанные три основные величины конечно не м. б. выбраны произвольно, так как для того, чтобы сообщать нагреваемому те.лу теплоту Q, а также покрывать тепловые потери Q, требуется подводить определенную мощность Р. Соотношение между Р, F и tp следует выбирать но практическим данным, на основании результатов исиытаний наиболее удачных конструкций. К сожалению однако, результаты испытаний публикуются весьма скудно, вследствие чего при расчете и изготовлении П. п. электрических б. ч. приходится итти путем проб и опытных конструкций. В табл. 2

тить, что для большинства приборов nnipo-кого пользования вопрос об их t° вообще не ставится. Так, для всех кипяти.льных устройств t° нагрева рабочей поверхности ограничивается 100°-t°n. воды. Для плиток величина рабочей темп-ры вообще является неопределенной, зависящей от рода пищи, размеров сосуда и т. д.; для них более важной является 1°, развивающаяся при холостом ходе, так как от нее зависит долговечность нагревателя. При выборе мощности нагревательного устройства необходимо также иметь в виду, предполагают ли установить терморегулятор или нет. При отсутствии терморегулятора ири работе вхолостую вся подводимая мощность идет па саморазогревание прибора, а это может повлечь его быструю порчу; это обстоятельство во многих приборах кладет предел их мощности. При установке терморегулятора подводимая мощность может быть выбрана значительно выше безопасно допустимой при холостом ходе мощности; все устройство становится быстро разогревающимся, мощным и производительным.Преимущества терморегулятора настолько велики и очевидны, что все сколько-нибудь значительные устройства этого рода (иечи, сушильные шкафы, водонагреватели и т. д.) снабл^аются ими. В последнее время терморегуляторы по мере улучшения и удешевления их конструкции начинают применяться и к нагревательным приборам широкого пользования-для утюгов, чайников и т. д.

Расчет самого нагревателя сводится к установлению числа цепей нагревателя и его размеров, т. е. сечения и длины. Число параллельных цепей нагревателя устанавливается путем подсчета различных вариантов и примерного размещения нагревателя па данной рабочей поверхности или в данном объеме. Чем больше число цепей нагревателя, тем тоньше м. б. осуществлена регулировка мощности прибора, и тем лучше используется нихром (чем меньше сечение, тем больше отношение новерхности нагревателя к его объему). Однако пределы дробления числа параллельных цепей ставят для больших мощностей трудности размещения

Табл. 2.-Д анные для выбора величин Р, V ж

Мощность в W, приходя-

Название устройства

щаяся на единицу поверх-

Конструкция

ности или объема

tp.. °G

PIS, \V/ l2

PIV, W/CAt3

Печи камерного i

Мощп. 5 kW

1000

типа 1

Мощн. 50 kW

0,13

1000

Сушильные шкафы j

Мощн. 3 kW Мощн. 21 kW

0,05 0,01

250 250

Электрич. плитки

Плоский элемент на

2,4-3,2

100-250

закрытые

слюде

Электрич. плитки

Спир. нагреват. элемент

100-250

закрытые

в цементе

Электрич. плитки

Рефлекторного типа

2,5-3,0

открытые

Электрич. плитки

Быстр, действия

4,0-6,5

открытые

низковольтная

Утюги

Плоский слюдян. элемент

3,0-4,5

120-180

Чайники и каст-

Плоский элемент на

3,3-4,5

слюде

Чайники

Нихром в цементе

400 600

приведены нек-рые данные, освещающие выбор величин Р, F и f р.. Следует однако отме-

и крепления большого количества отдельных цепей, для небольших же приборов.



1 2 3 4 5 6 7 8 ... 48
© 2007 SALROS.RU
ПромСтройМат