Главная » Промиздания » Соединения мышьяка

1 ... 10 11 12 13 14 15 16 ... 48

Токарный станок вошел в крестьянский обиход уже тогда, когда мастера деревни перестали работать только на свою семью и когда начал организовываться промысел. В некоторых своих частях токарный промысел отражает художественную потребность деревни, отвечая ее вкусам. Типичным токарным промыслом является ложкарное производство (в Семеновском районе-6. Нижегородской губ. и в б. Вятской губ.). Семеновская деревянная ложка проходит из рук в руки разных мастеров: над ней работает резчик, токарь, наводящи й роспись и олифщик. Продуктивность ложкаря (резчика)-изумительна: он работает в среднем в год не менее 20 ООО шт. лол^ек. Роспись выполняется женщинами в штриховом характере: изображаются цветы, птицы, деревья, миниатюрные фигурки людей и т. п. После окрашивания ложку покрывают олифой (причем в олифу прибавляют немного краски). Подобная роспись, особенно с покрытием ее густым маслом, обладает своеобразным характером.

В Семеновском районе (в б.Хохломской волости) существует вытачивание деревянной посуды. Раньше здесь работали то.лько хш деревню и на Дальний Восток емкие чашки и блюда. Постепенно хох.ломскими изделиями заинтересовался и городской потребитель, привлеченный особой, весьма оригинальной красотой этих работ, а также их практичностью. Подбор изделий ста.л разнообразиться, а в последнее время хохломские вещи благодаря единственной в своем роде окраске стали предметом вывоза за границу. Расписываются вещи киноварью, кроном и голландской саи^ей: краски варят со скипидаром. Благодаря способу окраски и покрытия предмета особым лаком вещь получает очень красивый, золотистый оттенок. Прочности хохломских изделий содействует предварительная обработка их перед окраской. Выточенный или столярным способом сделанный предмет жидко обмазывают мергелем (в а п а). Потом вещь подвергается сушке в печи, после чего несколько раз оливит-ся и опять сушится, но уже не в печи, а на колосниках мастерской. Окончательная просушка проолифленной вещи происходит опять в печи, после чего на нее наносят очень топким слоем металлич. порошок- полуду. В этой стадии предмет называют вылуженным . По полуде и производят роспись мелко тертыми масляными красками со скипидаром. После росписи изделия вновь покрывают олифой и лаком и вновь ставят в нечь для закаливания. Процесс хохломской окраски весьма сложный, но благодаря способу ее обработки вещь делается очень прочной, хорошо выдерживает горячую воду и своеобразно красива. К токарному художественному производству следует отнести и детские игрушки, которые с конца 19 в. стали отличаться высоким качеством своих работ. Многие из кустарей, мастеров этого дела, достигали изумительной тонкости и в самом точении и в окраске (см. главу Игрушка).

Плетение из растений. Существующему сейчас и весьма распространенному промыслу плетения корзин и мебели из ивового прута

и педига предшествовало п.летение предметов крестьянского обихода из бересты, липового луба, камыша, соломы и к у г и (болотная трава),-папр. .лапти, корзины для сева, оплетепие на горшки и бутыли, раз-.личные корзины-укладки и пр. Производство п.летеных из растений изделий, обслу-лшвающих быт, в своей технике достигает временами сравнительно большого совершенства, доходящего до своеобразного проявления искусства, что мы видим на Кавказе и в Закавказьн, где материалом этих работ помимо древесных побегов, кустарников и вьюгцихся растений слулчила пшеничная и ржаная солома и оболочка куку1 узы. Вьючным перевозгсам при бездоро^кьи бо.льше всего отвеча.ли особой формы п.летеные корзины. Во многих местах Сев. Кавказа (быв. Кубанской и 1ерской обл.) дая-се лсилые дома делались на основе плетения из хвороста, обмазанные г.лхшой с навозом и сверху побеленные. Самые топкие по технике корзины делают в Грузии, особенно в Кахетии. Плетение--часто очень красивых-цыновок распространено повсюду; они об.ладают крупными преимуществами: красотой, дешевизной, гигиеничностью и прочностью. С'уществую-щее во многих местах центральной полосы РСФСР п.летение мебе.ли на юго-востоке СССР затрудняется отсутствием корзиночной ивы, как необходимейшего основного материала, служащего д.ля плетения предметов крупных. Пр)оизводство последних не является резу.льтатом Н. п., но таковое бы-.ло испо-льзовано в технич. навыках, создав-ИП1ХСЯ по крестьянству еще в тот период, когда крестьяне работали их в порядке са-мообслуллЛ1ваиия. П.летение кор)Зин и выполнение плетеной же мебели достигает у нас сейчас крупных размеров б.лагодаря их удобству в быту города и отчасти сравнительной их дешевизне. Главнейшие онерации в. изготовлении корзиночных изделий из ивовых прутьев зак.лючаются в их срезке, мочке, ошкуривании, сушке, хранении и приготовлении б е .л о г о к о .л о т о г о т о в ар а. Окрашивание матергга.ла выполняется втравливанием минерально - растительных, красок, а в последнее время-только анилиновых. Для окраски мебели с успехом применяют и масляную краск\-. 11нструменты. и приспособления: ножи, би.ло-ко.лотушка,. крюк, либо жамка, д.ля загибания то.л-стых прутьев, шило в роде сапожного, садовые ножницы, п-лоскогубцы, острогубцы, молотки, а ташке нек-рые столярные инструменты, потому что основа мебели, а в иных случаях и корзин, делается стслярным способом. См. также Плетеные изделия.

Ткань. Тканье тонких и узорчатых тканей Н. и. началось в порядке самообслуживания. Сперва тканье проходило без узоров, в исполнении грубых сортов. Из тслстой шерсти ткались онучи, из оческа .тьна и пеньки весьма грубая ткань для подстил ore и других хозяйственных нужд крестьянского обихода. Наряду.с этим главной продукцией тканья был крестьянский холст, в качестве к-рого деревенские мастерицы достш-али крупных и единственных в своем роде совершенств. Стрем.ление к украшениям п создало ряд весьма своеобразных сортов узорчатого тка-



нья, разнообразившегося по местностям, в зависимости от материалов, техники, а также и обычаев того быта, который эти ткани обслуживали.

Тканье было распространено весьма широко на Украине, среди центральных районов, в Сибири, среди ю.-в. республик Союза, и не только среди земледельч. населения, но и среди кочевых народностей. Обычно работали женщины,особенно тогда,когда их тканьем обслуживалась семья; там же, где работали на продалу, этим делом занимались и мужчины. При домашнем вынолнении тканья применялись домашней же выработки шерсть, лен и пенька, которые дополнялись иногда покупкой бумажной пряжи. Льняное полотно издавна вырабатывается в б. Ярославской губернии. Несмотря на то что ярославские полотна не имеют рисунков, выделка их настолько качественна и тонка, что м. б. сопричислена и к художественным изделиям. С середины 19 века ручное ткачество настолько стало увеличиваться, что из обычного жилья мастера начали перепосить стайки в отдельные светелки. В районах б. Костромской губ. и в б. Ярославской женщины работают с самолетами, на различных станках, мужчины-с жаккардом. Там же существуют и кустари-к а р-т о н щ и к и, пробивающие новые карты для жаккарда. Работают скатерти и салфетки. В Московской об.т., где занимаются шелкоткацким производством, ткацкие станки весьма грубы по своей конструкции и отделке; там также работают и с жаккардом. Выполняют канаус, узорчатые шелковые ткани, платки, шарфы, покрывала. Здесь также с течением времени работа переходила в светелки (фабрички). Рисунки на тканях менялись в зависимости от требований городского потребителя. В удовлетворение города работают и полосатый тик. Работают и парчу, материалом служат шелк, бумага и металлич. нити (см. Канительное производство). Работают с леаккардом. Узоры парчи носили характер старых русских или восточных парчей и мало изменялись с течением времени. В районах б. Владимирской губ. ткались цветные сарпинки, канаус, П.Г1ЮЩ и бархат. Главный центр производства сарпинок-районы б. Саратовской губ., куда это дело занесено было лет 200 тому назад немецкими колонистами. Работали на ремизных станках только самолетом.

Кролевецкие изделия (быв. Черниговская губ.) резко выделяются из ткацких работ других местностей СССР своими оригинальными узорами, являющимися показателем крестьянского искусства. Изде.тия эти весьма самобытны и по своему характеру не имеют себе подобных. Кролевецкие р у ш н и-к и-полотенца имеют широкое распространение, гл. обр. для внутреннего украшения хат и в украинском быту вообще. Работают рушники с красными узорами по белому полю или белым рисунком по красному. Кроме рушников в таком же характере делают простыни и скатерти, обычно с красной же каймой. Материал-бумажная пряжа, в редких случаях-льняная. Украина славится разнообразными и весьма качественными узорными тканями. Исполнение изделий в

высшей степени аккуратное, выполненные предметы богато украшены местным орнаментом. В полтавском и в киевском районах создается ряд школ, учебных мастерских, курсов и т. и., где вся работа строится на местном Н. и. Своеобразию украинского ткачества способствует оригинальность крашения, подбор цветов, тканье в самых различных переплетениях, получаемых при помощи старинных,простейших станков,впоследствии перешедших на самолеты и даже на жаккардову машину. Употребляемый материал на тканье самый разнообразный: лен, шелк, шерсть и бумага. Разнообразие материалов дает в свою очередь богатейший подбор узоров, которые всегда выполнялись по старинным образцам народного местного орнамента. Декоративные ткани делаются также и в Грайворонском районе (б. Курской губ.), отчасти повторяющие украинскую технику и рисунки. Художественным тканьем отличаются изделия в селе Сосиовицах Новоторжского района (б. Тверской губ.). Во многих местностях, и особенно на Украине, узорчатое тканье весьма родственно с крестьянскими вышивками. Ю.-в. республики отличаются своими тонко сработанными тканями, несмотря на самые примитивные орудия производства. Так напр., ногайская женщина при выделке сукпа одни конец основы прикрепляет к вбитому в землю колу, а другой конец основы к колесу арбы. Несложность орудий вознаграждается неутомимостью в труде и замечательной ловкостью рук. Почти при таких же условиях ткут и лезгинки, не меняя ни стремян ни гребня, сохраняющего параллельность нитей основы, а между тем сукно их гораздо тоньше по выработке нашего крестьянского сукна.

В областях Кавказа существует до 10 типов овец, дающих каждая свой сорт шерсти, имеющий влияние на характер изделий. Работа с шерстью породила развитие техники по ее очистке, расческе, прядению и крашению, также обладающей весьма оригинальными приемами. Окраска более качественных изделий-растительная. Оригинален и способ беления шерсти: обжигают камень каргазяче (шелковистый гинс) в печи, измельчают его в порошок и смешивают с кислым молоком: в полученную полужидкую кашу погружают пряжу для беления. В иных местностях шелк белят при помощи тестообразной массы из размоченных грибов -рушанек, получаемых из Персии. Появление анилиновых красок привлекло внимание мастеров тканья, но неразборчивое использование их сильно ухудшило качество изделий. Своей художественной оригинальностью отличаются дагестанские шали. В бакинском районе славились узорчатые шелковые платки, одеяла и материи коврового характера (джеджимамили); последние особенно тонко вырабатываются в Карабахе. В Грузии работают тонкую белую тафту для белья; в Гурии-пестрые шелковые кушаки, а также полосатую ткань чисто турецкого характера. Конечно тканье ковров во всей их художественной оригинальности превышает все другие тканые изделия. В своем общем художественное тканье настолько своеобразно и исключительно кра-



сиво, обладая хотя и простой, но оригинальной техникой, что возрождение его и применение к новому быту могло бы дать весьма хороший заработок населению там, где сохранились еше указанные производства, и Прекрасно украсить быт.

Ковро ioe дело. Материалом для ковров служит игерсть овец. Ковровый промысел имеет крупнейшее значение в экономике тех районов СССР, в которых они выдельшают-ся(см. Ковровое производство). Первое место в ковровом деле занимает Кавказ, где и в ко-чевом и в земледельческом обслулшвании ,до сих пор ковер оценивается среди самих работающих не только как предмет, имеющий чисто материальную ценность, но также и ка7 произведение искусства. Главней-пгае районы коврового промысла расположены в южной и восточной частях Закавказья (фиг. 1-лезгинский ковровый станок). В Дагестане работают ковры паласы и сумахи. В тех же районах д^ла-ют д ж е д д ж и м и - тонкую ковровую


Фиг. 1.

материю для покрывал и мебели. Бакинская область поставляет тонкорунную шерсть, и ковры, вырабатываемые в этом районе, не-обыкновенно тонки и вместе с тем прочны !И плотны. Карабахский район обычно сво-1ими кивровыми изделиями дает тон художественному направлению всего коврового производства для Закавказья. Большинство карабахских ковров без ворса, одно-vCTopoHHHe; лучшие же паласы-двусторон-!ние. Кочевники курды работают в округах Эривани и Карса яманы -двусторонние безворсные паласы весьма тонкой выработки. Ткацкое ковровое дело развито и среди .армян, но больше в обслуживании своего быта и меньше для продажи. Работают также и ковры, но малого размера в роде дорожек, кот.фые применяют ири установке палаток. Любопытен и очень красив т. н. чих и чих кил им. Основой этих предметов служат камышевые прутья,обматываемые цветными и даже шелковыми нитками в порядке, создающем ори1-инальные и красивые узоры. Орнамент, в изобилии покрывающий кавказские ковры, весьма своеобразен, отличаясь своими особенностями по местностям, и несмотря на то, что в основу -его положен узор геометрическ> т > харак-те})а, украшения ковров чрезвычайно разнообразны и затейливо красивы. Богатейшие расцветки (лучшие в растительной окраске) придают коврам еще бсльшую оригинальность и высоко художественную ценность. Узо[)ы в большинстве случаев ткутся но иа-мити, благодаря чему нельзя найти абсолютно одинаковых ковров; все они являют-

7 Э т. XIV.

ся свободными вариантами, всегда отображающими национальные традиции. Растительные краски придают особую ничем незаменимую красоту восточным коврам. Введение анилиновых красок грубит колеры и понижа т качество, что особенно отрицательно отра/ьается на экспорте. Ковровое дело находится в тесной зависимости от овцеводства, а потому и район распространения его совпадает с районами овцеводства Так, в Тюменском окр., в районе г. Тобольска издавна занимаются ковровым делом, к-рое занесено сюда бухарскими и татарскими переселенцами. Работают ковры с ворсом на манер персидских и гладкие- характера паласов. Узкие длинные ковры носят название тропинок. Тюменцы ворсовые ковры называют мохровыми (от слова м о X р, т. е. кисть). Мастериц называют т а л ь и. Они обучаются ковровому делу с б-7 лет. Материалом, кроме oвe.ьeй шерсти, служит и коровья шерсть, а на снасти идет толстая льняная нряжа. В окраске обычно специализируются отдельные мастерицы. Красили раньше растительными ко-.лерами (куб, сандал и т. д.), а теперь красят красками анилиновыми (б у к с и н а м и- местное название). Узорами пользуются кан-товыми, к-рые в свое время служили приложением к модным журналам и т. п. Б.лаго-даря этому художественная к;)чественность тюменских ковров невелика. Тканье производится на кроснах.

В Воронежской губ. ковровое дело было занесено в 1877 г. пленными турецкими солдатами. Ткут только килимы , обладающие типичными турецким рисунком и окраской. Ткацкий стан-вертикальный с одной или двумя рамами. Техника обоснована на завязывании струков, т. е. узелков. В посаде Дубовка (б. Саратовской губ.) ковры выделываются из местной шерсти с узорами из цветов и гирлянд явно украинского характера. Техника чисто украинская и носит до сих пор название хохлацкой. Дубов-ская техника в руках искусных мастериц отличается своей исключительной прочностью, а также тонкостью очертаний линий но рисунку Приспособления в производстве: вертикальный станок с одной или двумя рамами, тял^елый металлич. гребень, палка и ящик, куда мастерицы аккуратно в порядке работы складывают мотки окрашенной шерсти. В районах б. Курской г. ковровым делом занимались больше для самообслуживания и меньше для продажи. Крестьянство ре. вы айно ценило значение ковра в своем обиходе. Выполняют ковры гладкие-гладцовые и мохровые, с ворсом из местной шерсти и иеньки в основе. Анилиновые краски постененно вытесняют растительные. Тку: (ковры г, адцовые) на вертикальных станках техникой, напоминающей гобеленовое тканье (см. Гобелены), но в весьма грубой форме. Излюбленные узоры-очень крупные розы на черном фоне.

Село Клембовка (б. Подольской губ.)- центр местного весьма старого по происхождению коврового производства. Самодельные вертикальные станки (разбои) ipea-выайно грубы и громоздки. Работают на них весною, когда мужчины уходят в поле



II в помещении можно сравнительно свободно разместить большие станки. Клембов-ские ковры---гладкие. Узкие носят название килимы, широкие--скорц; узкими и длинными закрывают лавки, широкими украшают стены над лавками. Материал- HiepcTb местных овец, ненька и белая покупная бумага. Шерсть красится анилииовыми красками, а раньше применялись растительные. Есть сорт ковров, где линия узора выкладывается то.тстой цветной ниткой. Несмотря на то что техника явно восточного ироисхождения, узоры своеобразны и связаны в иных случаях с обрядовой жизнью поселян в их прошлом: так напр., был узор райское дерево. Период крепостного права (18 и 19 века) отразился и иа ковровом искусстве. Многие из помещиков для обслуживания своих усадеб имели ковровые мастерские, где широко использовался не только труд крестьянина, но и его искусство. Во всех этих случаях было заметно со стороны владельцев стремление к подражанию узорам западным. Благодаря тонкому умению крепостных мастериц крепостное ковровое искусство стояло весьма высоко. Характер техники-гладкий; станки-гобеленные, вертикальные, с подкладыванием узора сзади основы. Украинские мохровые ковры носят местное название к о ц ы, гладкие-к и л и м ы; бывают узоры счетные, обладающие цветами с тенями, и несчетные- с цветами без теней. Существуют още ковры с узором полосками-д е р г и. .легкие ио своему исполнению. Коцы рабо-таются на кроснах с большими вертикальными рамами. Гладкие же выполняются на верстаках, применяемых и при тканье холстов. Материал местный-шерсть и пенька; окраска раньше растительная, теперь анилиновая. См. Ковровое производство.

Войлочные ковры. Художественное украшение войлока является одной их простейших форм бытового искусства. У кочевых народностей СССР (побережье Каспийского моря, Закавказье, Грузия, Армения) из вой-.тока выделывались бурки, головные уборы и войлочные, часто узорчатые, ковры под названием арбабаши (сорт ковров луч-inero качества). В редких случаях ковры эти предназначались для продажи, обычно же обслул-сивали свою семью или свой род.

Для выде.лки войлоков в большинстве случаев пользуются темной овечьей шерстью, раскладывая ее на цьшовках, а в иных случаях на лошадиных шкурах и смачивая горячей водой. Долго бьют ее (сбивают) тонкими палками, что и заставляет шерсть сваливаться, после чего цыновку со сбитой таким способом шерстью туго скручивают в вал, напоминающий большую трубку, и длительно катают его по земле, все время надавливая руками. Для получепия узора красят несколько кусков очень хорошего и тонкого качества войлока, вырезают из них совершенно одинаковые орнаменты и вырезку одного вставляют в прорез другого. Вырезной орнамент пришивается к основному фону ковра. По контуру орнамента накладывается и иришивается цветная или белая тесьма, еще более укрепляющая узор. Искусство войлочного ковра зависит от ма-

териала, т. е. больше всего от его тонкой и ровной проработки, подбора окрашенных частей и правильности сшивания орнамента. Вся работа по выполнению подобных ковров от началадо конца производится женщинами. У каждой народности, ирименяющей в своем быту войлок, выделка его украшений несколько меняется по-своему, но главнейшие способы работ остаются те лее. Большое применение войлочных ковров встречаем у киргиз-казаков. Узор такого ковра носит название тур (самый же ковер-т е к с ш м а т). к-рый наносился несколько иначе, чем в первом случае; при выработке о р б а ш и на не вполне еще готовую кошму (ковер) тонким слоем располагают сырую окрашенную в другой колер, чем самая кошма, шерсть определенным узором. Сырую еще кошму с сырым же только что наложенным орнаментом вновь сворачивают в цыновку и вновь катают, пока узор не сольется с фоном. Любимейшим орнаментом служит изобралее-ние рогов барана.

Кружево. Плетение крул-сев-одно из тех производств, к-рые вмещают в себе и самообслуживание и промысел, достигший крупного (до войны 1914-18 гг.-ок. 5 м.чн. руб. в год) оборота как для внутреннего, так и для внешнего рынка. Технику крунсевно-го производства-см. Кружево. Материалом для работ служат нитки разных расцветок, обычно белые и отчасти суровые. Широко применяются нитки бумажные, в меньшем количестве шелк. Самые употребительные цвета: красный, синий, черный, розовый и больше всего белый. ,

Создание образцов для крулсев тпло двумя путями. Один путь более древний, чуть не 13-14 в., своим происхождением обязан Византии и Западной Европе; другой путь, более поздний, сложился из западных образцов, но настолько проработанных и измененных деревней для себя, что со.здался свой особый тин кружева русского характера , весьма далеко отошедшего от своегс первоисточника. В 18 в. сильнейшее подражание западным образцам хотя и уточнило технику крул-сева, но сделало его в большинстве применяемым только у классов богатых. Период крепостного права с закабалением кружевниц в руках помещиков шел по тому же пути, и только к 70-м годам 19 в. кружевное дело стало выходить на чисто промышленный путь. Высокое качество кружев того времени быстро обратило на себя внимание иноземных покупателей, и с тех пор кружево стало одним из главнейших видов экспорта. Кружева бывают русские, скол очные, и немецкие-на сцепной манер и на численный . Как и все кружева, русские кружева работаются по сколку, причем основной узор вплетается по сетке, и то и другое выпо.л-няется сразу. Для подобного рода работ требуется много коклюшек. Немецкое кружево называется также сцепным , так как каждый отдельный орнамент узора соединяется между собой особого вида кружевной же сеткой, к-рая носит название сцен. В этих случаях основной узор вплетается отдельно, а потом сцеи.ляется с сеткой, для чего кружевница поворачивает не один раз подушку со.сколком. Численным кру-



жево называется потому, что выполнение его может проходить и без сколок, но считая , каждый переплет; последнее дает большую i точность и аккуратность в работе (фиг. 2). Вышивание. Многие предметы домашнего обихода украшались вышивкой, причем вы-ццгека но только отвечала красоте, но иногда J являлась и целесообразною, соединяя и ук- j репляя швы и целые плоскости ткаип. То

ваются, а образовавшаяся пустота прошивается узорчатой сеткой, как бы паутинкой, напоминая собой кружево. Способ по перевити похож на пе]шый, с той лии:ь разницей, что невыдернутые холщевые ihitkh перевивают иголкой, получается при этом род канвы, к-рый используется для дальнейшего выполнения узора. Кроме вырези и перевити работают еще и тамбуром. Тех-


Фиг. ~.

обстоятельство, что льняную нитку крестьянка вырабатывала сама, еще больше укрепляло этот вид деревенского искусства в обиходе. Искусство вышивки-искусство чисто орнаментальное, зависящее по технике своего воспроизведения от того материала, на котором оно выполняется. Холст, по нитке которого клалась нитка же вышивки, предъявлял требования строгой прямолинейности наносимого орнаментального украшения. Подобная техника способствовала слитности узора с фоном (с холстом). Техническая же особенность хо.лста, могущего в данном случае рассматриваться особым видом канвы, еще больше требовала узора симметричного, строгого по линиям горизонтальнь>1М и вертикальным. Иногда эта ]еометричность нарунгалась тем, что по внешней линии узора делалась свободная, но не прямолинейная и даже закругленная обводка. Такая обводка обычно служит как бы контуром расположенного внутри него узора с геометрич. характером.

Существуют два приспособлепия и способа вышивания: при помощи пялец и без них-на руках. В последнем случае вышивка м. б. выполнена и двусторонняя н а обе руки, т. е. такая, в которой узор совершенно одинаков и с той и с другой стороны. Швы этого способа очень разнообразны, характер их много зависит от местного происхождения и обычая применения. Способ работы на руках двусторонним швом самый древний. На руках же работают и крестиком, но этот вид работы сравнительно нов и ]ie достиг того искусства, как двусторонний. Работа в пяльцах имеет еще больнш разнообразия в своих швах; из них главнейшие шитье и о в ы р е 3 и и шитье и о и е-ревити. Способы эти в общем носят название строчки или мерел-ски. Первые два способа чрезвычайно разнообразят вышивку, продо.лжая сохранять геометричность ее узоров. Работа по вырези состоит в том, что из холста по определенному счету продергршают нитки, после чего припомощи иголки захватывают в определеи-ном же порядке оставшиеся невыдернутые нитки, что дает тот или иной узор. В использовании этого последнего способа существует вариант техники по вырези, заключающийся в том, что вырезка в холсте делается довс1ьно бо. И)Шая. Края ее обши-

ш^ка эта менее красива, по легче для выполнения и благодаря легкости стала сравнительно широко применяться. Тамбурный шов позднейшего западного происхождения, 17-18 вв., иреимущественно выполнялся в круглых пяльцах и создавался из палочек, сделанных петлями характера цепочки, почему его часто у нас назьшают и л е-т е ш к о м. При исполпении тамбурного шва кроме обычной иглы применяется еще небольшой крючок на палочке, который называется тамбурным. Техника данного шва дает возможность не следить за нитками утка и основы и дает линии закругленные, чем и объясняется характер тамбурного узора в виде листьев, цветов и даже изображений

птиц, в которых узор образуется из ЛИНИ!!

закругленных. Существует еще более поздний способ работ, чем тамбур,-это так наз. филе, имеющее много общего со старинной перевитью. В большом ходу также и техника вышивания гладью, к-рая значительно ушла от исконных,чисто крестьянских, способов работы, как более сложная по технике. Гладь характерна своим настилом по плоскости ткаии. Техника эта имеет бо.льшое разнообразие в своих швах, из них атласный шов самый красивый. Расцвет глади относится к периоду крепостного права. Обычно работа производилась по тончайшему батисту; для узоров пользовались иностранными рисунками. Среди чисто крестьянских работ очень употребителен шов, соединяющий два отдельных куска ткани вьпнитыми полосками орнамента на обеих частях материи одновременно. В гораздо меньшей степени в крестьянском обиходе применялась техника, носящая наименование ап.ликации, т. е. нашивание на ткань отд(;льных- расположенных узором и вырезанных кусков других тканей, края которых обычно обводи.лись контуром из шну-\гА или же. тесьмы.

Для вышивания преобладатоший материа.л в деревне-холст, а д.ля потребите.ля города с 19 в.-шелк и батист. Более стариннью и самые тонкие узоры крестьянстсого характера больше всего сохраншлись на Севере, в пргшо.лжском районе. Вышивки Украины изобилуют яркими цветами и целыми гир-.ляндами из них, причем часто применяется шелк. По компоновке украинская вышивка очень свободна, нарядна и своеобразна. Кре-



стьяне применяют нитки льняные и шерсть- домодельные, покупные-шелк, бумагу и нитки металлические. В вышивках Севера почти нет шерстяных и шелковых ниток, южнее последние встречаются весьма часто, тогда как на Юге (напр. в Крымской республике и на Кавказе), где свой шелк, он становится домширующим. Расцветка узоров Украины гораздо цветистее северных. Несмотря на свою графичность красочная декоративность крестьянской вышивки иск лсчительна. Ничто так не украшало крестьянский быт и в л^илье и в одежде, как вышивка. Белый фон холста, расцвеченный красным узоро.м, - главнейшие и старейшие леивописные пятна деревенской вышивки, особенно северной. Введение иных колеров-дело позднейших эпох. Уменье и изобретательность мастериц весьма разнообразны. Ни один из видов крестьянского искусства но имеет такого количества узоров, как вышивка.

Золотошвейное мастерство, искусство золотошвейное, являясь особой отраслью вышивания-Вышивания металличес-ко i нитью, было очень ценным видом художественного производства в старину, когда достигало исключительного совершенства. Техника этого мастерства, дававшая впечатление роскошных изделий (серебряная и золотая нить) разнообразилась восточными шелками, жемчугом и дал-се драгоценными каменьями.

Искусство это берет свое начало от быта и роскоши Востока и Византии. Вышивка золотом применялась в боярском и царском обиходе, а также и в обслулеивании культа. Позднее, в 18 и 19вв., золотошвейное мастерство наш.то себе применение в шитых украшениях на мундирах военных и гражданских. Искусство это обслужива.40 классы привилегированные и людей более чем зажиточных, что имело место в 18 и 19 вв. среди купечества и мещанства. Среди крестьян же золотое шитье применялось в виде вышивок на головных уборах, на сарафанах и шугаях. Так бьшо в центральных районах Европейской России, у великороссов и отчасти на Севере Европ. части России. РТначе дело обстояло среди иек-рых национальных меньшинств. В Татреспублике непременной принадлежностью нациоиальпой одежды (мужские и женские головные уборы и даже обувь) является золотое шитье. В Казанском районе, этом главном пункте данного производства, до 1913 г. работало око о 10 ООО мастериц, обслулжвая Татреспубли-ку, восток, юго-восток России. В г. Бахчисарае (КрымАССР) золотое шитье по своей технике и изяществу рисунка превосходит шитье казанское. Оно много разнообразнее и применение его шире: им украшают на-циона.тьные плоские шапочки, туфли, чадры, шарфы и целый ряд мелких предметов, служащих украшением местного быта. Своеобразной и весьма тонкой красоте бахчисарайских вышивок в свое время весьма спо-собствова.11 особый домотканый местный материал, отчасти напоминающий фабричную кисею. В городе Торлеке (Гыв. Тверской губ.) т о р лс к о в с к о е шитье обнаруживает и в настоящее время исключитель-

ные достижения в этом редком искусстве, получив МИ1 О; ую извёстность своей утои-ченной техникой и часто весьма слолсными и красивыми узорами. При вышивании золотом употребл51ются пяльцы, в которых происходит работа, шпульки, пресс и нож. Для придания большей рельефности и впечатления художественной материальной ценности под золотое шитье в большинстве случаев подк.дадывается т.н. нодстил, состоящий из бумаги, ваты и т. п. Мастерицы Торжка иногда применяют свое умение не только по ткани, но и на коже, на т. наз. новоторж-ковских тачальных кожаных изделиях.

Набойка. Полотняная ткань - обычно деревенский холст с набитым на ней узором ири помощи особой набойной доски ( манеры )-носит название и а б о й к и. Бывают набойки, где узор сделан но белому полю, и такл-се бывают такие, где узор остается белым по кубовому фону. В первом случае


Фиг. 3.

набойка называется белоземельной , а во втором- кубовой . Примитивное ручное на-бойное печатание по холсту при помощи резной из дерева доски (фиг. 3) послужило у нас началом механич. печатания (см. Ситцепечатание) Художественная значимость этого вида Н. и. и порядок технич. воспроизведения набойки находятся в тесной зависимости от отбелки ткани и ее окраски. Судя по истории, данным, набивное дело пришло к нам с Востока. Как там, так и у нас начало его положено росписью ткани от руки. Это и KytCTBo (ущСТ1 01 ало г Рос( ии еще в 12 веье, очевидно под влиянием привозных тканей из Персии, Китая и Индии, где достижения набойного искусства крайне разнообразны и весьма красивы. Подлинные привозные киндяки (набойка из Персии) и узорчатые набивные ткани из Индии, а после и nann-i самодельные, обслуживали сперва к.ласс богатых, культ и отчасти войско и после уже, когда узор упрощался, набойка стала переходить в быт в деревню. С развитием Московского государства дорогие шелковые ткани с чулебины все больше и больше вытесняли употребление набойки



среди классов привилегированных. Льняное полотно стало служить материалом для набивки. Наличие резчиков по дереву обеспечивало качество резных досок (манер) и облегчало развитие набойного дела. На старейших узорах определенно заметно влияние Азии и Византии. Узоры эти, более сложные и по художественной компоновке и по технике, перерабатывались нашими резчиками по-своему и главным обр^..зом упрощались под влиянием причин чисто технич. характера и в виду более простогоио сравнению с иноземным материала. Общий же вкус прежней деревни вызывал потребность иметь узор простой, с минимальным количеством элементов орнамента, входящих в него как украшение, но вместе с тем нарядный. Всему этому содействова.ли и сами деревенские мастера пестрядильщики, измышляя и переделывая узоры византийской парчи и индийских шелков по-своему, зачастую весьма талантливо.

Техника нашей резьбы, очень примитивного характера, также по-своему диктовала линии своих узоров. По этим причинам созданы были очевидно манеры, иначе формы, набоек: шашками, звездами, полосками или же дорогами . Существовавшие резные по дереву украшения на утвари и на избах служили примером создания традиционных узоров и для набойки. Очевидно, что резчик набойной доски заимствовал узоры для работ со многих материалов,- так, в набойке встречаются даже узоры, взятые из орнаментов метал.лических, настолько простых но своим линиям, что их элементы легко были претворены и в набойку. Этим объясняется, что и рисунок лубочной кар-Т1ПШИ, служивший по-своему, как и набойка, украшением быта, часто переходил в набойку. В течение 18 в., в связи с некоторыми улучшениями в технике заметно сильное влияние франц. печатных тканей. Набойкой часто обивались стены у богачей, балдахины на кроватях и мебель. У многих из помещиков были свои набойные мастерские, где работали их крепостные. С этого периода набойное мастерство стало развиваться по двум путям: один пошел только в удовлетворение нунод деревни, уходя от центра в глух1ш углы Севера, куда начинавшая в то время организовываться (в начале 19 в.) фабричная промышленность еще не успела проникнуть, а другой путь пошел навстречу городу и его быту, представляя собою своеобразное и вместе с тем недорогое украшение. Отличительными особенностями художественной стороны набойки являются ее определенная декоративность и в линии и в цвете, а таюке хорошо уловленный характер узоров применительно к тем или иным целям. Длительное употребление и мытье часто делали набойку еще более красивой и гармоничной,так как краски получали большую мягкость. Изобильное наличие льна, как осиовного материала, послужило причиной, что набойка процветала там, где льну и пеньке находилось применение у себя и на себя. Так было и в быв. губерниях Ярославской, Костромской и отчасти Олонецкой и Уфимской. В центральной России почти не было губернии, которая не имела бы

своих набойщиков, или синиторов (синильщиков ткани). Роль Московского района в набивном деле выразилась в утверждении ее для городского потребителя и гл. вн. обр. для экспорта. Набойное дело неразрывно связано и обычно рассматривается одновременно с отбельно-краси.льпой работой, так как само по себе набивание узоров нуждается в предварительной подготовке материала, т. е. в его отбелке и крашении.

Отбелка не так еще давно проходила в том, что холст вымачивали в реке и расти-.лали на берегу для просушки, что о^.ычно проделывалось по нескольку раз, после чего холст помещали в котел, где длительно варили со щелоком, потом вновь мы.ли и сушили. Все это повторялось до тон поры, пока ткань не становилась чисто белой. Для смягчения материала колотят его палками или вальком. Калодая местность имела свой способ отбелки. Другой способ--это отбелка при помощи раствора хлорной или белильной извести (жавелевая вода). Способ этот быстр, но требует большой осторожности, потому что избыток хлора вредно действует на ткань.

Крашение хо.лста старинным способом происходило путем использования отвара растительных красок; сюда относятся след.: марена, купавка желтая, кора осины, багульник, дрок, ольховая кора, крушина и т. д. Соединяя эти краски меладу собой, умелая мастерица могла достигнуть удивительных по гармоничной красоте расцветок и в ткани и в пряже. Краски закреплялись при помощи железного купороса и квасцов; применялись для закрепления также хлебный квас, отруби и жирные кислот ы (масло льняное и хсонопляное). Растительная окраска сама по себе занимает особо важное и ценное место в производственном Н. и. и должна по своему существу рассматриваться как искусство самостоятельное, а не только подсобное, каким в данном случае она является для набойки. Очень часто ткань, окрашенная растите.льным отваром, по тонкости и вместе с тем по си.ле своего колера служит прекрасным украшением быта, особенно в женской одежде. Растительная окраска, широко применявшаяся в свое время в П. п., до сих пор не превзойдена ни одной из искусственных красок. Самый популярный и прочный цвет-синий-достигается при помощи индиго, синий сандал дает глубокий черн. колер. Красящие веп1,е-ства-индиго и синий сандал-привозные. Ими красили с помощг.ю железного купороса. Анилиновые краски, вошедшие в конце 19 в. в быт деревни, чрезвычайно ускори.ли технику окраски, но однако понизили ее качество: оии пе прочны и не столь гармоничны, как растительные. Работа с и н и л ь щ и-к а, или с и н и т о р а, таклсе требует особых знаний и навыка. Окраску при помощи индиго (куда клад5,л также известь и железный купорос) производят в большом т. н. кубе , куда опускают холст, навернутый на колесо , опускаемое в раствор индиго, напо.л-няющий~куб. После окрашивания материала его пропо.ласкивают и сушат на жердях. В иных местах при окраске индиго применяют едкий натр, ржаную муку и шадрик.



После того как холст пройдет отбелку и крашение, он поступает наконец в руки ма-стера-набойшика. Для выполнения работ требуются набивная доска, деревянньпг молоток для ударов по доске при набивании, стол, на к-ром происходит работа, подушка для краски и несколько других мелких принадлежностей--глиняная и чугунная посуда для краски и т. п. Пабивная доска делается из твердых пород дерева, обычно из клена. Чтобы доску не коробило, ее ск.леивают из трех слоев. Резчик переносит узор на дерево п вырезает иа нем орнамент углубляя те места, которые не должны получиться на оттиске, и, наоборот, остав.ляя рельефными те, кот<:>рые до.лжны воспроизводить узор в оттиске. Вырезанную доску пропитывают много раз особым лаком и. когда лак совершенно высохнет, осторолсно счищают его с рельефных мест. Этим приемом достигается то, что прочищенные места при печатании луч-1ие воспринимают краску, а части форм, крытые, лаком, краску не берут . В тех случаях, когда линии узоров очень тонки или мелки и поэтому трудно выпсчияемы из дерева (очень ломки), их заменяют медными ила-стинками и медной же проволокой, вбиваемой вертикально в доску согласно рисунку. В старинных досках такой прием не применялся, медные пластии1си ввсти в уиотреб.ле-пие сравнительно недавно. Обычный размер досок 22x27 см: бывают и больше (до .50 см длина стороны); крупными досками труднее печатать. Размер доски зависит от раппорта узора, т. е. от повторяемости его орнамента. Для каждого набиваемого кслера де.чают свою особую доску. Чтобы доска заняла на холсте правильное место, на ее угстках вбивают маленькие гвоздхпси, точки которых при повторности в р)аботе орнамента до.лжпы совпасть. Поверхность набивного стола покрывают толстым слоем войлока или сукна, чтобы обеспечить оттиск доски на хсчсте. Подушку из войлока или щипаной пеньки для размазывания краски туго обтягивают хо.лстом, который пропитывают олифой. Приготовленная заранее масляная краска с добавлением сллшидара равномерно наносится на подушку. Пропечатанный отрез хстста подвешивают на особо устроенной жерди под потолком д.ля просушки. Способ работ с масляной краской называется верховым. Применение же других красок требует процедур бо.лее сложных. Такой способ называется п р и в а р н ы м ; и.ли 3 авар п ы м , потому что хо.лст для восприятия красгл! и д.ля ее прочности заваривается в раз.личных отварах. Сюда шел раствор и а с и р а (коровьего кала), мелкий као.лин, камедь, купорос и немного сала. Во второй половине 19 в. техника набивного де.ла неско.лько ослоигиилась введением в практику особых машинок, схожих с ма-шрпшми снтцеиабивными (с березовыми ва-.ликами, покрытыми вырезанными узорами). Испо.льзоваиие новых красок, (напр. индан-треновых) таклее нескслько осложняет работу и во всяком случае лишает пабойку в ее внешнем оформлении характера преле-пего производственного Н. и., теряя старинную рецептуру и своеобразность резной техники. Набойка обелуллшала население.

пока еще не в достаточной степени бы.ла развита техника ручного узорчатого тканья, отвечая запросам потребителей иметь ткань не только крашеную, но и украшенную. К настоящему времени значение набойки получило характер эпизодический как ма-териа.л д.ля городского украшеиия комнаты, женской оделсды и т. п., а также и для экспорта, где она играет большую роль. Во многих местах Кавказа и Закавказья на.личие пклка дает возможность производить набойку и на ше.лку. Шемаханский район издавна славился своими пветными тончайшими платками к а .л а г а я м и и шарфами с набивными узорами. Кавказская набойка отличается от русской своеобразностью своего орнамента, а также и характерной яркостью своих тонов.

Изделия из папье-маше. Производство изделий из папье-маше хотя и не является прямым следствием Н. п., но несет на себе его яркое отралеение. В конце 18 века под Москвой (в б. Марфинской во.лости) была мастерская лаковых козырьков д.ля головных уборов армии. Козырьки эти прессовались из густой бумал^ной массы, в которую входи.ли кроме бумаги еще канифоль и коноп.ляиое масло. Окапч1ша.лась отделка лакировкой. После того как форма эта в армии была отменена, производство перешло па другой вид и.зделий, где применялась почти та же самая техника: стали делать табакерки из того л-се материала. Табакерки эти носят название л у к у т и неких по фами-.лии предпринимателя, начавшего их р)або-тать. Впоследствии отчасти под влиянием образцов западной культуры, где изделия из напье-машо были еще раньше в бо.льшом и разнообразном применении, стали испол-хгяться коробочки многообразной формы, иодносики, чайницы, блюда и целый ряд других бытовых вещей, отвечающих пулгдам рынка города. В зависимости от новых форм ста.ли вводиться в технику и новые материа-.лы, как например листовой картон, и улучшилась роспись. Благодаря исключительной прочности и красоте вещрг из папье-мапю стали расходиться среди потребителей еще шире. Несколько предприимчивых крестьян начали работать подобные же вещи и у себя по избам. Большинство изделий из папье-маше расписывались снаружи по черному, внутри же имели цветную раскраску. Сюжетами для росписи слун-си.ли бытовые сцены и пейзажи. Мастера этого промысла одни из первых организовались в артель, пе прерывая своих зем.леде.льческих работ. Условия кооперирования дали им возмолепость улучишть технику и разнообразить формы и роспись.

Каждый выполняемы!! образец имеет свою болвашку, вокруг к-рой и.лотно обертывается предварительно нарезанный тряпичный картон в полосках соответствующ. ширины. Полоски смазываются к.лейстером. От толщины стенок предмета зависит ксличество обертываемых вокруг болвашки полос. Бол-вашка, обернутая с боков полосками картона, слшмается в прессе (ж о м), в котором полосы крепко склеиваются между собой. Спрессованные части вещи (остов, днище, крышка) сушат в специальном сушильном ипсафу-печке. в котором поддерживается нужная и



ровная V. Достаточно просушенный предмет погружают на несколько минут в котел с конопляным, а иногда и льняным, маслом и додерживают до той поры, пока составные части коробки совершенно не пропитаются маслом. Насквозь пропитанные предметы вновь ставят в печной шкаф для просушки (на 10--12 и более часов). Дальнейшая обработка ее происходит чисто столярным способом; вещь обстругивают, обрезывают и т.д. После столярной отделки шхшклевщик грунтует коробку мастикой (сажа на олифе). Пемзой шлифуют все неровности. Выравненная коробка поступает к лакировщику, который покрывает ее специальной массой (обычно черной), куда помпмо краски входят лак и скипидар. Последнюю операцию проделывают несколько раз и после каждого раза коробку ставят на просыхание. По получении абсолютно новой и глянцевитой гюверхности изделие поступает наконец в 1 аспоряжение живописца. Большим навыком долл-сен обладать хороший специалист по этой росписи: он доля-сен уметь учитывать изменение красок (масляных) и соединение их с лаком при новых повторных нр(х;ушках в уже расписной и лакированной поверхности. Для по.лучмихя весьма оригинального эффекта под роспись в некото-[)ых случаях кладут сусальное золото в листиках. Поел? всех этих длительных перипетий коробку покрывают лаком, вновь полируют и окончательно покрывают лаком. Для более цепных вещей, чтобы получить на поверхности ее ре.пьефпый орнамент и.ли изобрагжение выпуклой фигуры, применяют густую массу из бумаги и клея, при помощи кото}зой и нанос^гтпукные рельефы. Способ работ сложен, по имеет свои достоинства в том. что допускает, и даже более того--ему необходимо, разде.ленрге труда.

Революционная смена условий быта ра-зите.тьпо повлияла на главнейшую часть данного производства-на роспись. Иконописный промысел упал, техника лее остав-ПП1ХСЯ без работы высококачественных мастеров искала своего нового применщшя. .Лучн1ие мастера, иконописцы (богомазы) села Па.лихи (б. Владимирской губ.), издавна славившиеся своим высоко развитым живописным искусством, перешли па роспись но папье-маше. Произведения этих мастеров стали лчеланным экспортным товаром, привлекая ныне иноземного покупателя свое-ибразнейпюй трактовкой бытовых сюжетов. бо1ате1пиим орнаментом, а таклсе иск.л1о-чительно тонкой техникой живописи. Произведения па.лиховцев --в своем роде !дипственное в мире искусство, родственное пздели}[м японским. По внешнему же оформлению--по VKHBonncH-работа палиховцев отнюдь не уступает лучгиим японским .лагсам.

Подносный промысел. Хотя подносный промысел по своему материалу и относится к обработке железа, из которого делаются подносы,--к кузнсчпо-слесарному производству, но искусство его внешней отделки со-<тоит в росписи, весьма б.лизкой к проявлению Ни. Изготовлением подносов занимаются кустари Нижнего Тагиля (б. Пермской губ.) -И Московской обл. (б. Марфинская золость). Листовое ке.тезо д.ля формовки об-

}эабатьшается холодным способом и подвер-г'ается в пачках по несксльку листов ка-лчдый выгибанию,молотом на особой чугунной плитке. Дальнейшие операции весьма несложны и состоят в выглаживаншт подноса в продораживаиии гуртика и его загиба, проемке ручек и т. д. Более сложна! часть работы - подготовка подноса под роспись. Предмет предварительно загрунтовывается. Рисунок наносят или по трафарету или л^е пишут от руки; серебряные и золотые орнаменты выполняют сусальпым золотом также по трафарету. После окраски поднос густо покрывается светлым .лаком. Роспись подноса яркая. Обычными сюжетами для подносного укра1нения слу^кат бу-к'еты цветов, фрукты или даже целые пейзажи, трактованные весьма декоративно.

Обработка металла. До того времени пока крупная индустрия не впитала в себя обработку металла, ковка железа и литье из меди было широко распространено в деревне как кустарное производство. Условия быта прош.лого способствовали тому, что в течетпГе столетий обиход деревни украша.лся коваными л-селезными светцами для -лучин, позднее подсвечниками, узорчатыми кольцами и пет-.лями па воротах и дверях, обк.ладками на .тарп и сундухси н т. д. Конструктивность предмета ири обработке его ковкой, резанием либо пропилом и при склепке играла г.лавнейшую роль. Кузнец в деревне, учитывая свой быт и свойство материалов, несмотря на ма.лочнсленность инструментов прекрасно достигал крупного худолеествеи-иого совершенства. Русскую крестьянскую р)аботу по мета.т.лу молглю подразделить на два типа. Первый-где главное значение имеет плоский орнамент с прорезью, получаемый из листа железа или из л^слеза полосового (на дверных петлях, в пластинках, покрывавших сундуки и ларчики, и т. п.). Второй тип, вполне об.ладающий характером ковки, использовав материал квадратный и.ли же круг.лый, давал вещи силуэтного тина, в котором кованые и перелитые части остроумно сочета.лись в своем технич. построении делением и.ли расщеплением стержня обрабатываемого железа; во многих случаях-с коваными же или завитыми концами. В Н. и. .литье применялось тольгсо из меди, что в крестьянском обиходе облекалось часто в художественные п.г[астичсские формы - мелких замков в виде птиц, коньков, львов и т. п., а также вме.лкпх предметах 1гульта.

Б.лагодаря иск.лючите.льной прочности, красоте, возможности содерл-сатьв чистотел приспособляемости к местному быту медная посуда - до сих пор необходимая при-иадлелсность быта у мпогочислоипых народностей юго-востока СССР. Этот вид Н. и. в своем производстве насчитывает за co6oii сотни .лет. Раньше вырабатывали меднугг посуду ковкой, за последние годы пача.ш применять листовую медь. Характер форм- восточный; изделия обычно покрыты очень сложной и красивой резьбой, частью гравюрного типа, частью резной, с углублени![-ми. Выполнением медной утвари и посудьс занимаются в Дагестане, в меньшей степени в Красиоуфимском районе, где работают медные гс у w г а. и ы.



Ювелирные изделия. Там, где фабричная промышленность не вошла еще в бытовые условия, до сих пор встречае.ся большое и тонкое искусство обработки металла ( а-пример на Кавказе оружейный промысел). Среди грузин, армян и татар ювелирные изделия и изготовление утвари развиты широко- Судя по технике и ио художественному оформлению, ювелирное дело пришло к нам с Востока. Наш главный и самый старинный центр подобных работ-село Рыбная Слобода Татреспублики, где мы находим изделия филигранные, литые и чеканные. Филигранная техника состоит в применении обычно серебряной (в редких случаях золотой) проволоки. Употребляют также медную или даже железную посеребренную проволоку. Провсчоку скручивают винтом и сплющиваю:- в виде полосочки с зубчатыми краешками. Такую проволоку изгибают согласно узору, спаивая в некоторых местах. Украшения, получаемые от этого способа работы, очень тонки и изящны. Обычные рисунки для филиграни: цветы, листья и орнаменты. Филигрань бывает сквозная или напаянная узором на металлический же фон. Литье изделий весьма просто. Растопив металл (обычно сплав), вливают его в форму (опока); после отливки помещают полученные предметы в барабан (так называется бочка с очень мелкими черепками) Барабан имеет ось с ручкой, которую вертят в течение нескольких часов; таким путем предмет чистится и шлифуется, после чего поступает в серебрение. Для этой операции вещь кладут в чашу с азотной кис.ютой и солью. Чеканка заключается в том, что на поверхность материала (латунь, подложенная варом) стальным инструментом-б о р о д к о й (род стамески)-наносится путем набивания молотком рельефный узор. Линии тонкой гравировки получаются, если бородку заостряют. Красивым дополнением к чеканке слулеит укрепление на предмет цветных камешков, бирюзы и даже граненого стекла в дешсых изделиях. Главнейшее потребление-местное или вывоз на Восток. В районах Казаии и Костромы больше всего кустарей ювелирщиков (глагшый пункт-село Красное на Волге). У кустарей Московской области своеобразность ювелирных изделий теряется, выделываются больше всего цепочки и мелкие вещи городского обихода, а раньше выделывались предметы культа.

Расцвет топкого ювелирного искусства во всем его разнообразии мы г-!стречаем среди армян, грузин и татар Кавказа и Закавказья Искусство лезгин в области этого производства благодаря своей топкой кропотливой работе очеич высоко ценится в Персии и в Турции. Ювелирное производство Дагестана охватывает изготовление оружия и 30.т0тых и серебряных украшений: пояса с набором, нсенские украшения, наборы для сбруи и, как приспособление к спросу современного центра, цепочки для часов, наконечники иалок, чернильницы, рамки и т. д. В технику их производства входят насечка гравировка, гравировка с чернью и позолот ч1, ц- етная эмаль. Особенно популярна и дает красивейшие эффекты инкрустация но слоновой и моржевой кости, а по дереву-медной и

серябряной проволок й. По своей технике работы Кавказа гораздо лучше и разнообразнее' производств Татреспублики. Для выполнения кавказской черни (которая но своему существу весьл.а близка с чернью Великого-Устюга) приготовляют силав из серебра, серы, к ac.iv й ме 1и и с ишца. П ) ихл жд тии' сп.чав толкут, полученный порошок промывают. Те части поверхности серебра, которые подлежат покрытию чернью, углубляют-и тестом, полученным из порошка описанного сплава, заполняют рисунок углубления. Вещь поступает в горн и по охлаждении, подвергается полировке. В небольших размерах, но прекрасное по технике, ювелирное-филигранное дело и\.еется и в Ба.хчисарае.

Резьба на кости. К Ст сле я и моржа у самоеда, быка у якута и временами ископаемого мамонта служила и служит материалом для этого дела. Размеры самого материала не позволяют делать вещи крупные, что-в иных случаях заставляло мелкую резьбу на кости вкрапливать в большое целое: в металл, дерево и др. Север Ев o.i. части СССР и Сибири, как ист0ч1п1к материала для производства, явился первичным и основным местом исполнения резных на кости работ: район Архангельска-Холм горыи Поморье а позднее-Великий Устюг. В 18 в. техника работ по кости начала разнообразиться применением токарного станка и несколько-усложнилась новыми приемами, введенными приезжими мастерами из Голландии. Применение их в быту стало весьма разнообразным, и хотя иноземные приемы прибавили новые эффекты в компоновке рисунка и его-отделке, все же общий характер резьбы, как резьбы народной, сохрани.тся в своем целом. Учитывая все эффекты распределения орнамента как отдельного элемента украшения и в своей общей слитности как фона мы можем найти источники толадественности нашей резьбы с резьбой восточной в гораздо-большей степени, чем с западной. Техника исполнения обычно совмещалась: на одном и том же предмете была резьба характера гравюры и одновременно сквозная, дающая красивый эффект ажура, особенно если под. него подкладывалась цветная фольга, покрытая слюдой, что придавало совершенно особый характер и красоту. Подобная сквозная техника носи.ла название на проем. Для получения возможно большего художественного эффекта в гравюрные штрихи втирается краска: черная, красная и изредка зеленая. Мастера пользуются красками также и для того, чтобы несколько разнообразить общий белый тон кости, промаривая ее то в зеленый то в черный колер. Этот прием, прииимая во внимание небольшие-плоскости материала и сиособы украшения резных пластинок. придава.т1 временами костяным работам мозаичный характер. Костяными п.ластинками, укрепленными на дереве штифтиками, обкладывались иногда даже такие крупные вещи, как туалеты, настольные бюро, комоды и проч. Сюл^етами украшения обычно служили: орнамент растительного характера на фоне геометрии, узора, бытовые сцены, символы и эмблемы временами сопутствуемые надписями (Архангельск). В крестьянском быту разных:



1 ... 10 11 12 13 14 15 16 ... 48
© 2007 SALROS.RU
ПромСтройМат