Главная » Промиздания » Соединения мышьяка

1 ... 9 10 11 12 13 14 15 ... 48

32) Нормальная коническая трубная нарезка Витворта (BSP Тарег-Н.)- Конич. треугольная Н. с осью симметрии профиля, расположенной перпендикулярно к образующей конуса. Конус с

углом при вершине 2<5 = 3° 34 47 , tg <5 = -=

= 0,03125 (фиг. 26); форма Н., основные диам. в мерном сечении и шаг идентичны с нормальной трубной Н. Витворта (30); из стандарта исключены диам. IVe. l/s, 18 и 28 ДМ.; для точного определения размеров необходимо указать расстояние li мерного сечения от торца трубы (см. табл. 23); длина полностью нарезанной части трубы но должна быть

мон1 >ше Ь = у ДМ. = 25,4 у - 3,2 мм.

33) Американская стандартная коническая трубная Н. (Н. Бриггса, ASTP-H., NSP-H., American Briggs Stan-dard-H.). Конич. Н. с углом при вершине

конуса 2=3° 34 47 (tg(5 = = 0,03125); форма Н. треугольная с прямолинейными притуплениями (фиг. 27), без игры и без закруглений; угол Н. 2а = 60°; ось симметрии профиля Н. перпендикулярна к оси конуса; полная длина нарезанной части трубки l =

(33) и м. б. вычислены (обозначая d, указанное в (33), через do ) по ф-лам: do = don +


Фиг. 25.

--0,25/г; 1)о=ои+0>3125/г; остальные элементы как в Н. (33).

Табл. 23 .-3 начеиия расстояния мерного сечения от торца трубы для конич.

трубной Н. Витворта.

d, дм.......

/.-v.

/.-1

IV.-IVa

i;.-2

2V.-2V2

2V4-3

ti, дм.......

i 1 is

li, МЛ1.......

3,97

4,76

6,35

9,53

12,70

15,88

17,46

20,64

d, дм. , il. дм.

ll, MM

3V.-3V. V> 22,23

4-4V2

10-13

14-15

25,40

28,58

31,75

34,93

38,10

41,28

44,46

47,63


=(0,8 -f 0,8)/t, причем две последних нитки могут иметь неполный профиль на вершинах; расстояние мерного сечения В от торца Н. L дано ниже; элементы Н.: т , г, Г=0,86603й; b = bi = BiBa =

=0,03301/1= t; =T=0,8000/i =

>=<i; = Do = d = 0,8000fe; номинальный и действительный диаметры Н. и соответствующие значения шага приведены в табл. 24.

34) Американская стандартная цилиндрическая трубная Н. (ASSP-H.. NSSP-H., American Briggs Standard Straight-H.), цилиндрич. Н. с формой профиля идентичной с Н. (33), равным образом идентичны iidnz.

35) А м е р и к а и с к а я стандартная трубная Н. для контргаек (ASP Lock-Hut-H., National Lock-Hut-H.) применяется в том случае, когда труба должна быть снабжена конической Н., переходящей затем в цилиндрическую (фиг. 28); цилиндрич. Н. с профилем идентичным с Н. (33); диам. винта и гайки равны максимальным диам., полученным на конце конич. Н.

36) Специальная Н. для стальных панцырных трубок Бергмана (DIN VDE 430). Треугольная Н., с углом

ементы американской стандартной конической трубной Н.

d, дм.....

dr, мм .... do, мм ....

Z.......

1, мм.....

V. 10,3 9,519

2? 4,55

V. V, 13,7 17,2 12,443 1 15,926

18 ! 18 5,12 6,1

/2 21,3 19,772

14 8,15

26,7 25,117 14 8,6

33,4 31,461 UV, 10,15

42,2 40,21 IIV58 10,65

d, дм.....

dr, мм .... d , лил ....

Z.......

1, мм.....

48,3 46,287 11V. 10,65

60,3 58,325 llV. 11,1

2V= 73,0 70,159 8 17,3

88,9 86,068

19,45

3Va 101,6

98,776 8

20,85

114,3 111,433 8

21,45

127,0 124,103

22,25

d, дм.....

dr, мм .... do, мм ....

2.......

1, мм.....

5 i 6 141,3 j 168,3 138,412, 165,252

8 > 8 23,8 ; 24,35 1

193,7 190,560

25,4

219,1 215,901

27,0

244,5 241,249 8

28,7

10 273,1 269,772

30,75

11 298,5 295,133 8

32,65

d, дм.....

dr, мм .... do, мм ....

Z.......

1, мм.....

323,9 320,493 8

34,55

14 1 15 З.=)5,6 1 381,0 352,3651 377,805 8 8 39,7 j 42,85

16 406,4 403,245 8

46,05

17 431,8 428,626 8

48,25

18 457,2 454,026 1 8 50,8

20 508,0 504,707 8 54,0

d, дм.....

dr, мм .... do, мм ....

Z.......

1, мм.....

22 558,8 555,388 8

57,15

24 609,6 606,069 8

60,35

26 660,4 656,750 8

63,5

28 711,2 707,431

66,7

30 762,0 758,112

69,85



2а = 80°, без игры, с округленными вершинами и впадинами профиля (фиг. 29); элементы: Г = 0,59587/1; i)=ft.=Ba = Bi=0,ir = = 0,05959/i; г„, = = R = Щ = О.Шк; t=T = = 0,8/г = 0,4767/г, различается Н. по номи-


нальным диам. й, обозначающим просвет трубки в мм. Элементы этой Н. приведены в табл. 25.

Т а б л:. 25.-Э лементы II. для п а п ц ы р н ы х трубок Бергман м.

13,5

21 29

15,20

16,80

20,40

22,50

28,30 37,00

47,00

54,00

16 16

1,4112

l,4112l,41121,4112

t,5876 l,5S76l1,5876

1,5876

Б. Трапецоида.пьные H. 37) Ге p ма н с к a я

стандартная тр а и е ц о ид ал ь н а я Н. (DIN 103, 378 и 379). Стандартизованы: од-


пониточные Н.-ме.лкая(ПШ 378), нормальная, И.ЛИ средняя (DIN 103) и крупная (DIN 379), от.личающиеся друг от друга лишь величиной шага h; профи.ль Н. трапецоида.ль-ный, без закруглений, с уг.лом Н. 2а = 30°, симметричный (фиг. 30); величина игры на вершинах и впадинах меняется скачками и равна: для /i = 2-f-4 .м.ч а = 0,25, г = 0,5 .и.ч;

чтр-гайла


Фиг. 28.

для /i = 5 -i- 12 MM а = 0,25, г = 0,75 мм; для /i = 14-48 мм а = 0,5, г =1,5 мм. Градация шага: от 2 до 10-через 1 мм; от 10 до 28 через 2 мм: от 28 до 48 через 4 мм. Элементы Н.: dda- r= 1.8660/t; do = io=a~ -0,5000/1; d, = da-h - 2i; Di = d - h + 2{b - a); I>a = d , + 2a; = 0 5/i + a; T = 0.5/i + 2a - b; = 0,5/г - (ft - a); допускается закругление

углов дна Н. радиусом г^а. Шаг нарезки приведен в табл. 26: д.ля мелкой нарезки-hf. средней-и крупной-hg. Градация d-


Фиг. 29.

от 10 до 50 мм через 2; от 50 до 100 жад-це-.лые числа, оканчивающиеся на О, 2, 5, 8; от 100 до 200 через 5, от 200 до 300 мм через 10; от 300 до 640 м.м через 20.

Табл. 26.-Э лементы г е р м а н с к о ii ста п-д а р т и о ii т р а и е ц о и д а л ь н о й II.

d, .M.vt hf, мм h i, мм

kg, .ЧМ

10-12

14-20

22-28

30-36

38 40-44

З' 3 7 7

10: 12

46-52 55-62

d, ММ . б5-82

hf, .М.Н . h,n,.4M .

hg, мм .

85-98 100-110

4 : 4 12 I 12 18 I 20

115-130 135-145 150-155

6 14 24

d, jHAtl60-175il80 hf, .HMl 6 8 h,n,MM\ 16 il8 hgi MM\ 28 j28

185-200 8 18 32

210-230 8 20 36

2401250-260 270-280 8 12 ! 12 22 22 24 I

36 40 40

MM .

i 300

320-340 360-400

420-500 520-640

MM .

12 12

18 24

MM .

- i -

- -

MM .

44 j 48

- -

38) Нарезка A к м e (Acme-H.), трапецо-идальная Н., весьма распространенная в странах англосаксонской ку.льтурь1; профиль Н.


Фиг. 30.

симметричный; на гребнях и в уг.лубле-ниях предусмотрена постоянная для всех h игра а = г = 0,01 дм. = 0,254 мм; угол нарезки 2а = 29° (фиг. 31). Элементы Н.: d = d , do = = Do=da-0.bh; r = l,9333/i; i = T = 0,5/i-f + 0.254 .тм = 0,5/i -f 0,01 дм.; a = г = 0,01 дм. = = 0,254ж%; градация z-числа ниток на 1 дм. (от 1 до 6 через Vg, от 6 до 10 через 1, затем

12 ниток на 1 дм.). Ход Н. h= Р^ммпе связан с определеннымц диам. и выбирается но желанию. Для винтов, передающих значительные уси.лия, Н. де.лается с закруг.лен-



ными углами у впадин и выступов (фиг. 32), радиус Га = = Гг- = Ri = 0,1850/1, причем между закруглениями остаются на гребнях


Н. прямые участки длиной / = 0,0842/г.. а в \тл\б.тении-йг=0,0842/-0,0052 дм.=0,0842/1 --0,131 тм.

39) Германская стандартная пилообразная Н. (DIN 513, 514 и 515), несимметричная трапецоида л ьная Н. с углами Н. а = 3° и /5 = 30° (фиг. 33) с игройноуглуб-лениям бо.лта и по спинке нитки Н.; элементы Н.: d = (i = D ; Г= 1,58791/г; в герм, стандарте за основную Н. принята условная с углами а = 0° и /5 = 30°, проходящая через точку касания гребня гаечной резьбы и поверхности груди нитки болта. При выводе

щими радиусами закруглений, что прямая ча:ть стороны нарезки почти совсем исчезла; Н. имеет игру на вершинах и во впадинах, УГОЛ Н. 2а = 30° (фиг. 34). Элементы П.: d = da:. Da = da + 0,05000/i; t = 1,86603/г; b,- = = b = 0,68301/г; B, = 0,63301/i: B = 0,73301/i; t = T = 0 50000/1: ti = 0.0835/; r = r = 0.23851/?; Ri = 0,25597/i; Ra = 0,22105/i; минимальный диаметр П.-8 мм, максимальный-200; градация da-та же, что и у Н. (37); распределение шага по диам. указано в табл. 27.

Табл. 2 7. - Э л е м е н т ы г е р м а п с к о ii с т а н-д а р т н о ii круглой Н.

а, .ш......

Z, ниток на 1 дм. h, .vivW......

8-12 10 2,5401

14-38

3,1751

40-100 6

4,3335

105-200 4

6,3502

41) Н а р е 3 К а Эдисона д .л я цоколей электрических ламп. Круглая П., профиль которой состоит из одних дуг окружности; имеется игра, одинаковая для вершин и впадин и изменяющаяся с диам. (фиг. 35); размеры обозначаются названиями цоколей; радиус закругления может быть вычислен по формуле г = - ; элементы И. приведены в табл. 28.

Табл. 28.-Э лементы Н. Эдисона для ц о к о .л е й электрических ламп.

Тип

а

г

.vt.vt

Лилипут.....

0,3750

9,525

0,020

0.508

0,0025

0,064

0,021

0,532

1У[ИНЬ0Н'.....

0,465

11,811

0.025

0.635

0,005

0.127

0.031

0,794

Нормальная . . .

1,037

26,341

0,033

0,838

0,008

0203

0.047

1,191

Голиаф .....

1,555

39,199

0,050

1,270

0,01

0,254

0,091

2,305

элементов нарезки эта условная П. принята за ОСНОВНУЮ. Э.лементы Н.: Ь'г^т. = 1,73205Л; Ьа = Ва = 0.52507/г; Ь,- = 0.33921; В,- = 0,45698/t;


Фиг. 33.

=0: г=0.11777/1: i=0,86777,i: T=fi=0 75000/1; Г/= 0.12427/1; d d - 0,68191/i: Do=d --0,68191/i-b l,732/i; = 0,2 t.w. Градация шага нарезки /г: от 2 до Ю через 1 мм\ от 10 до 28 через 2 мм, от 28 до 48 через 4 мм-\ ми-нима.льиый диаметр болта-12 мм, градация диам. и распределение шага по диам. для мелкой (DIN 514), средней или нормальной /1 (DIN 513) и крупной Ьд (D1N 515) тождественны с Н. (37).

В. Круглые Н. 40) Германская стандартная круглая Н. (DIN 405). Треугольная симметричная Н. со столь боль-

42) Германская нормальная Н. д.л я цоколей электрических ламп (Германская Н. Эдисона, VDE400)-по форме

50°-Гайка


Фиг. 34.

подобна предыдущей, но отличается от нее слегка размерами, взаимозаменяема с ориги-на.льной за исключением Е 14 (миньон) и Е 33


Фиг. 3 5.

(нет в оригинальной Н. Эдисона). Э.лемеиты

идеальной (средней теоретической) П.

bi, Аа, Л.1-допуски П. ьоколя и патрона



по наружному и внутреннему диаметрам) указаны в табл. 29.

Табл. 29 .-Э лементы германской стандартной для цоколей электрич. ламн.

ченрштаковы: d = d; h 0,45d: t = 0,8660/i; bj = 0,533/i; расиределение шага ио диам. и jj действительные элементы Н.

ЕЗЗ

Лилипут

Нормальн.

Крупная

da> мм . .

9,60

13,93

26,60 25,45

33,10

39,55

do, мм . .

9,10

13,13

31,80

37,75

di, мм . .

8,60

12,33

24,.30

30,50

35,95 1,80

t, мм . . .

0,50

0,80

1,15

1,30

Z, ниток на

1 дм. ...

h, мм . . .

1,814

2,822

3,629

4,233

6,350

г, мм . . .

0,530

0,825

1,00

1,19

1,85

; -0,03

-0,03

-0,05

-0,05

-0,05

а г

1 -0,20

-0,23

-0,40

-0,45 +0,05

-0,50 +0,05

л А.

/ +0,03

+ 0,03

+0.05

а~ г

\ +0,20

+ 0,23

+ 0,40

+0,45

+0,50

43) Стандартная Н. для пробок радиаторов. (Герм, стандарт); круглая

Н. неканонич. фор' мы, но имеющая то преимущество, что м. б. выдавлена из листового металла для болта и гайки одним и тем же набором инструментов (фиг. 36); изготовляется трех размеров; элементы Н. для пробок (в мм) приведены в табл. 30. .

Табл. 30.-Элементы Н. для пробок радиатор он.


t = T

ri=Ra

45,4

46,4

-0,35

59,0

62,5

59,5

-0,40

69,0

72,5

69,5

-0,40

Г. Специальные H. 44)

стандартная H. для

Табл. 31. - Элементы германской для шурупов для дерева.

Германская шурупов, трен.

d, мм .... h, мм .... t, мм ....

0,6 0,20

0,6 0,20

1,8 2,1 2,4 0,8 1,0 [1,1 0,250,3010,35

2,7 1,2 0,40

3,0 3,5 1,35 1,6 0,45 0,55

4,0 1,8 0,6

d, мм .... 4,5 h, мм .... 2,0 t, мм . . . . [0,7

5,0 5,5 6,0 2,2 2,4 2,6 0,75 0,85 0,9

6,5 2,8 1,0

7 3,2 1,05

3,5 1,2

9 4,0 1,35

10 4,5 1,5

даны в табл. 31.

45) Американская Н. для шурупов - стандарта не имеется; форма Н. не определена точно, приблизительно подобна предыдущей, угол Н. делают иногда меньше30 ; существуют два распространенных ряда нарезок с одинаковой нумерацией и наружными диам., но с различными числами и Z2 ниток на 1 дм., величина Н. определяется номером; расиределение шага по диаметру указано в табл. 32. 46) Н. для стеклянных консервных банок. Специальная Ы. с криволинейным очертанием боков профиля и весьма большой игрой, вызываемой самым сио-собом производства; для всех диаметров форма Н. постоянна (фиг. 38), обозначается нарезка по диам. в свету d стеклянной банки; элементы Н.: 1)д=йа--0,5 мм, Di = di + 0,5 мм, h = 7 мм, f = Т = 3,5 мм; градация d и соответствующие им da приведены в табл. 33.


Фиг. 37.

33.-Элементы Н. ных консервных

для стекля н-банок.

63,0 77,0

70,0

85,0

108,0

123,5

84,0

99,0

122,0

137,5

141,5 155,5

176,5 ММ 190,5 мм

Приведенный выше, далеко не полный обзор различных типов Н. с наглядностью

Прокладка

показывает хаотич. состояние, в котором в настоящее время находится этот чрезвычайной важности вопрос. Усилия отдельных лиц и стран ввести на всей земле однообразные типы нарезки обречены на неудачу нри существующем в капиталистическом мире антагонизме интересов и


Т а б л. 32.-Э .л е м е н т ы американской Н. для шурупов.

d, № . . . .

da, дм. . . .

0,058

0,071

0,084

0,097

0,110

0,124

0,130

0,150

0,163

0,176

0,189

0,203

0,216

0,229

0,242

0,255

da, мм . . .

1,47

1,80

2,13

2,46

2,79

3,15

3,30

3,81

4,14

4,47

4,SO

5,16

5,49

5,82

6,15

6,48

Zi ..... .

2г......

12V.

d, № . . . .

da, дм. . . .

0,268

0,282

0,295

0,308

0,321

0,334

0,347

0,361

0,374

0,387

0,400

0,413

0,426

0,439

0,453

da, мм . . .

6,81

7,16

7,49

7,82

8,15

8,48

8,81

9,17

9,50

9,83

10,16

10,49

10,82

11,15

11,51 6

2i......

22......

угольная остроконечная Н. с весьма большим нритуплением в углублении резьбы винта (фиг. 37), угол 2а = 60°, элементы Н. в соответствии с грубым способом производства сильно округлены, теоретические зна-

остроте борьбы за завоевание и удержание рынков сбыта.

Лит.: с а в е р и н М., Стандарты металлоизделий и металлов, Библиотека ОСТ , 3, Москва, 1928; его ж е. Стандарты металлоизделий и металлов, вьш. 2, Библиотека ОСТ , 7, М., 1929; Г о р д о н В., Стан-



дарты чертежей для всех видов машиностроения, Библиотека ОСТ , 17, М., 1930; М е р т ц Л. А., Нормальные винтовые резьбы и их калибровка, Москва, 1926; в е г п d t G., Die Gewinde, iiire Entstehung, ihre Mes-smig u. ihre Toleranzen, Berlin, 1925; Б e r n d t O., Die Gewinde, Erster Nachtrag, Berlin, 1926; S с h u-c h a r d t und S с h ii t t e, Technisches Hilfsbuch, 7 Auflage, Berlin, 1928; M a h r C, Die Gewindelehre und der Gewinde-Austauschbau, Esslingen a/N., 1928; Schlesinger G., Gewinde, DIN-Bucher, 2, 2 Aufl., В., 1929; DIN-Taschenbuch 1, Grundnormen, 3 Aufl., Berlin, 1929; G a r b о t z G., Vereinheitlichung in d. Industrie, Berlin-Mch.,1921; Schlesinger G., Vereinheitlichung d. Schraubengewinde, Milt. Forsch. , в., 1913, H. 142; В e г n d t G., Die deutschen Gewin-Uetoleranzen, В., 1929; M u t z e K., Die Festigkeit d. Schraubenverbindung in Abhangigkeit v. d. Gewindeto-leranz. В., 1929; D e 1 i s 1 e С, tjber Gewindesysteme fiir scharfgangige Schrauben, 2 Aufl., в., 1876; D e-1 i s 1 e C, Peters Th. u. Ludewig H., Die metrischen Gewindesysteme fur scharfgangige Schrauben, В., iS76; D e t t m a г G., Normalien, Vorschriften u. Leitsatze d. VDE, В., 1923; Machinerys Encvclope-dia,v.5, 6,N. Y.. 1917-25; Machinerys Handbook, 7 ed., N. Y., 1928; WhitworthJ., Papers on Mechanical Subjects, v. 1, London, 1882; BESC (British Engineering Standards Committee), Combined Reports on British Standard Screw Threads, 39, L., 1908; BESC, Report on British Standard Screwing for Marine Boiler Slavs, 62, L., 1913; BESA (British Engineering Standards Association) Interim Report on British Standard Whit-worth (BSAV) Screw Threads a. their Tolerances (M. 7270), London, 1919; BESA, Report on British Standard Fine (BSF) Screw Threads a. their Tolerances, 84. London, 1918; BESA, Interim Report on British Association (BA) Screw Threads with Tolerances for № 0 to 15 BA (M. 7271), L., 1919; S e 1 1 e г s W., Journal of Frank-line Institute*, Philadelphia, 1864, v. 47, p. 344; Trans. of the Amer. Soc. of Mechanical Engineers , New York, 1908, v. 29, p. 99; SAE-Handbook (Society of Automotive Engineers), v. 1, New York, 1918; T h u г y, Sy-stematique des vis horlogeres, Geneve, 1878; T h u г y, Notice sur le systeme des vis de la filiere suisse, Geneve, 1880; Miscell. Publications of the Bureau of Standards*, Wsh., 1921, 42, p. 109; American Standard Screw Thread, Publicat. of American Engineering Standards Committee*, Publ. B. la, Washington, 1924; Lowenherz, Ztschr. f. Instrumentenkunde , В., 1890, Jg. 10, p. 301; Protokoll d. Konferenz zur Vereinheitlichung d. Gewindesysteme u. Lehren am 2 Marz, 1897, Zurich, 1897; Protokoll des Internationalen Kon-gresses zur Vereinheitlichung d. Gewinde am 3 u. 4 Ok-tober, 1898, Ziirich, 1899; периодические издания стандартных комитетов соответств. стран, как то: Вестник стандартизации , М.; <Промстандарты ,М.; Mittei-lungen des NDI (Normenausschuss d. deutschen Indu-strie) . В., выходящие как приложение к журн. Ма-бсЫпепЬаи , Berlin; Publications of the AESC , Wsh.; ♦Publications of the Bureau of Standards*, Washington; Ueports of the British Engineering Standards Association*, Tj.; Publications de Commission perrnanente de standartisation*, P.; Pubblicazione di Comit. Gener. por runificazione nellIndustria Meccanica* (UNIM), приложение к журналу L Industria Meccanica*; кроме того имеется обширная журнальная литература в общих машиностроительных н^урналах, в частности: Maschinenbau , В.; МасЫпегу , L.; Machine-гу , N. Y.; Engineering , L.; American Machinist , L.: Transactions of the ASME , N. Y.

НАРЕЗНЫЕ КОЖЕВЕННЫЕ МАШИНЫ,

машины, нарезываюшие на лице кожи искусственную мерею. Рабочей частью всех таких машин является медный врашающийся на оси валик с выгравированным на его поверхности рисунком. В зависимости оттого, какие кожи, для чего и какие изделия подвергаются нарезке мереи, рисунок этот бывает различен. Посадные изделия, вытяжка, яловочные голениша и др. нарезываются рисунком в виде выпуклых круглых мелких возвышений (яловочная шагрень), коневые голенища-рисунком из возвышений, напоминающих мелкие овсяные зерна (коневая шагрень). Крупный овсяный рисунок валика дает так наз. овсянку. Овсянкой нарезывается яловочная вытяжка. Крупная круглая шагрень нарезывается на шорно-седельной юфти. Для галантерейных и мебельных кож имеются особые специальные


Фиг. 1.

рисунки. Нарезные машины бывают ручные и приводные, последние-трех типов: 1) машины с наклонным столом и ползушкой, в к-рой укрепляется рабочий валик, 2) машины с маятником или лощильно-шагре-нировальные и 3) шагренировальные прокатные прессы.

Ручная шагренировальная на-резнаямашина, изображенная на фиг. 1. Имеющая форму трапеции верхняя ось качается в подшипниках В, укрепленных в неподвижных стойках. Подшипники делаются или неподвижными И.ЛИ скользящими по чугунным салазкам, причем они зажимаются на требуемой высоте винтами В. Пружинящаяся доска Р, к-рая соединена своими концами посредством железных хомутов с основным бруском коробки, нажимает на прикрепленное к ней посередине водило Д, к-рое свободно двигается сквозь отверстия

в верхнем и нижнем брусках коробки. На нижний конец водила надевается вилка Е, в к-рую вставлен медный валик Ж с выгравированным на нем рисунком. Стол имеет пружинящую деревянную подкладку 3. Для работы на пружинящую подкладку кладут подготов.ленную к нарезке колсу лицом вверх. Рабочий берет в правую руку водило с надетым на него валиком и начинает качать его вЬеред и назад. Во время своего движения водило валиком касается поверхности кожи, прилшмая последнюю к пружинящей подкладке, и т. о. давлением нарезывает рисунок. Ручные нарезные машины употребляются только в кустарном носадном производстве для нарезки мереи на вытялс-ке и голенищах.

Приводная нарезная шагренировальная машина с наклонным столом и ползушкой--см. Лощение.

Приводная нарезная машина с маятнике м-.лощильно-шагренироваль-ная. Число об/м. 120. Потребная мощность ПР. Обслуживание-1 чел. Производительность 01гОло 100 пар голенищ в час. Машина может служить как для нарезки мереи, так и для лощения. Для работы кол^у кладут на стол лицом вверх, и рабочий, нажимая педаль, пускает машину в ход. При помощи шатуна маховик заставляет качаться маятник, который, касаясь лежащей на столе кол^и валиком, нарезывает мерею.

Шагренировальный прокатный пресс Прима (фиг. 2). Машина состоит из станины А, резинового валика В, вращающегося на главном валу машины, который приводится в движение ири помощи шкива Г, через шестерню Д, медного гравированного валика Е, подогреваемого паром через трубку В, двух регуляторов 5, стола И, педали для пуска машины К и приспособления для быстрого разъединения резинового и гравированного валиков в про-



цессе работы. Машина строится двух размеров. Занимаемое место для крупного размера 2 600 x3 000 мм. Вес машины около 1 800 кг. Размер иисива 600 хЮО мм. Число об/м. 75-80. Потребная мошпость 0,5 ЬР. Обслуживание-1 чел. Производительность ок. 170 пар голениш в час. Для работы кожу кладут на стол лицом вверх и подводят краем к валикам. Рабочий нажимает педаль и пускает машину в ход. Врашаясь, валики втягивают кожу и протаскивают ее между собою, вследствие чего на лице нарезывается отчетливый рельефный рисунок.


Кроме nepiчисленных машин за последнее время для па] )езкп мереи стали применять машины, работа которых основана на другом принципе: мерея по.1учается не от накатки кожи грани 1 овапным валиком, а вследствие оттиска подогретой гравированной плиты, к которой кожа прилгимается снизу си.тьным давлением гладкого прессовального ва.та, движушегося в особой телелгке. Для нарезки мереи на посадных изделиях из этого типа машин применяется машина Х'лория (фиг. 3). Она состоит из двух чугунных стоек А, скрепленных вверху и внизу парами двутавровых балок Б. ходового винта В, который прИЕОдит в движение взад и вперед тележку


<1>иг. 3.

J с г.1адким прессовальным валом и регулятором Д, головки Е, к к-рой снизу привинчена гравировальная плита, и шкива 3. Головка имеет электрич. подогрев для нагревания гравированной плиты. Вдоль всей машины между валом тележки и плитою головки натянута кожано-войлочная лента. Тележка в концах маиганы путем поворота ])ычага автоматически иерек.тючается и получает обратное двилгсние. Машины строят четырех размеров. Занимаемое место-для

машины большого размера 6 400 х 1 300 мм; вес 3 800 кг. Размер шкива 450x110, число об/м. 160. Потребная мош;ность 1,5-2,5 IP. Обслуживание-1-2 человека. Производительность около 200 пар голенищ в час. Для работы кожу накладывают на кожано-вой-лочную ленту лицом вверх. Затем рабочий пускает машину в ход. Лента вместе с кожей прижимается к гравированной илите головки снизу прессовальным валом. Вследствие совместного действия давления вала и t° илиты на коже отпечатывается требуемый рисунок. Дойдя до конца машины, тележка останавливается, а рабочий передвигает кожу т. о., чтобы иод гравированной плитой оказалась следующая полоса обрабатываемой кожи.

Лит.: см. Лощение.

НАРКОТИЧЕСКИЕ РАСТЕНИЯ, растения, содержащие вещества, вызывающие наркоз, т. е. понижение возбудимости центральной или иериферич. нервной системы, наконец временную утрату сознания (общий или местный паралич). Действующие начала П. р.- преимущественно алкалоиды, гораздо реже спирты и другие соединения; многие из этих начал обладают рядом ценных фарма-КО.ЛОГИЧ. свойств и имеют поэтому большое значение в медицине как лекарства; наряду с давно известными, хорошо изученными П. р., есть Н. р., совершенно не исследованные в отношении химич. состава действующих начал и их фармакологии (напр. безвременник Colchicum autumnale L.); есть даже такие растения, видовое определение к-рых до сих пор еще точно не установлено (растения, дающие наркотич. наниток Jage, и др.). П. р. принадлежат к самым различным семействам и встречаются почти во всех широтах. Особенно богаты Н. р. Мексика и Ю. Америка (Перу, Боливия и др.) и вообще троиич. страны.

Главнейшие по своему значению Н. р. следующие. Мак (см.) снотворный (опийный)- Papaver somniferum L.-содержит во всех своих частях м.11ечиый сок, в состав к-рого входит до 22 различных б. или м. близких меледу собой алкалоидов (см.). В СССР работы по ку.тьтуре опийного мака и заготовке, сбыту и экспорту опия сосредоточены во Всесоюзном объединенрш Лектехсырье;куль-тура осуществляется путем создания крупных совхозов и контрактации среди туземного населения; в центре культуры - Караколе - имеется опытная станция; изучение сортового ассортимента опийных маков ведет Всесоюзный ин-т растениеводства, а методику химич. ана.тизов-Научно-исстедо-вательский химико-фармацевтич. ин-т. К тому лее семейству маковых принад.тежат: Chelidonium majus L. (чистотел), Stylopho-ron diphyllum, содержащие алкалоид xe-л и д о н и н, по наркотич. действию на большой мозг аналогичный морфину.

Растения семейства пасленовых (So-lanaceae) богаты алкалоидами группы тро-пина; из них скопо.ламин (гиосцин) ио наркотич. действию занимает первое место; он встречается у Duboisia myoporoides наряду с гиосциамином, у белены (Hyoscya-mus sp. sp.), дурмана (Datura Metel и D. meteloides во всем растении, a у D. slrarao-



Ilium L. в корнях), красавки (Atropa belladonna L.), мандрагоры (Scopolia carniolica Jacq.) и др.

Кока, кокаиновое дерево (Егу-throxyIon Coca Lam.)-кустарник, растущий в Америке (Перу, Боливия), содержит в листьях алкалоид кокаин. Опыты культуры кока в СССР пока не удавались.

Индийская конопля (Cannabis sativa, var. indica)-давно известное Н. р.; экстракт его смолы (гашиш) давно применялся в медицине как заменяющее морфин средство.В медицине его применение ограничено, т. к. действующие начала его нестойки и .легко разрушаются, почему действие препарата неодинаково; попытки культуры в Европе и на Аравийском полуо-ве дают низкого качества продукт. В Советских среднеазиатских республиках индийская конопля культивируется для курения, и получаемая смола известна под именем анаша , продукта но качествам аналогичн. гашишу.

Аналогично жеванию листьев кока у южноамериканских индейцев с целью возбуледенил и опьянения-действие нанитка, изготовляемого туземцами Мексики из кактусов Echinocactus Williamsii Peyotl=Anlia-lonium Williamsii и A. Lewinii, содержащих целую группу алкалоидов; из 6 выделенных алкалоидов А. Williamsii содержит и е л .л о-ти н, а А. Lewinii - м е ц к а .л и и как основные; опьянение от употребления их сопровождается световыми, цветовыми га.ллю-цинациями. Наркотич. напиток индейцев р. Амазонки-Jage-по всем описаниям дает такую же картину опьянения, как и жевание листьев кока и напиток из Echinocactus; исходный продукт для его приготовления- лианы рода Banisteria (В. Caapi Spruce и В. quitensis Niedenzu). Алка.лоид т е .л е п а-т и н, выделенный из листьев южноамерик. лианы Banisteria sp., фармакологически близок (по характеру действия и силе) новокаину; другой таюке близкий телепатину, по позднейшим данным толедественный с телепатином, алкалоид б а н и с т е р и н идентичен с гармином. алкалоидом гармалы. Г а р м а .л а (могильник), Pega-num Harmala L., стенное сорное растение Крыма, Закавказья и среднеазиатских степей, применяемое туземным населением как .лекарственное растение, также д. б. отнесено к Н. р. Недавние исследования гармалы вызывают к ней большой интерес, как к новому цепному П. р. На островах Полинезии туземцы по.льзуготся растением Macropi-рег methysticum, приготовляя из него напиток (Kawa); действующее начало его б.лиз-ко гашишу с более сильной анестезирующей способностью. Kawa входит в некоторые патентованные препараты. Растущее на Ямайке Piscidia erithrina имеет некоторое применение как бо.леутоляющее.

Растение наших широт-ядовитый л а-т у к, Lactuca virosa L. (собственно его млечный сок лактукарий), содерл-сит бо.леуто.ляю-щие вещества. В .листьях Pylocarpus Jabo-randi и других видов (из сем. рутовых, Ru-taceae) содержится а.лкалоид п и .л о к а р-п и и, антагонист атропина; его инъекции вызывают сильное выделение пота (до 2 кг В течение 2 часов); после первоначального

возбуждения наступает паралич сосудодви-гательного нерва и центров дыхания в случае больших доз.

Широко известны табак и махорка (Nicotiana tabacum и N. rustica), курение листьев которых распространено всюду и связано с наркотизирующим действием содержащегося в них алкалоида-н и к о т и н а. Это-си.льный яд, вызывающий в конечном итоге паралич сосудодвигате.льного и дыха-те.льного нервов. При курении наблюдается хронич. отрав.ление никотином.

Безвременник (Colchicum autumna-le L.)-растение, содержащее в семенах а.л-калоид к а .л X и ц п н (2-4%), являющийся си.льным ядом, пара.лизующим центральную нервную систему; точно не изучен и обоснования .лечебных свойств не имеет.

Различные виды аконита, или борца (Aconitum, особенно А. nappelus L.), содержат (главн. обр. в клубнях) алкалоид аконитин, сильнейший яд: доза в 3-4 мг смертельна. Тинктуры аконита применяются в гомеопатической практике; наружное применение аконитина вызывает местное возбуждение не})вных окончаний (повышенное ощущение тепла, жжение и наконец анестезию) с последующим пара.личом. С давних времен употЬеб.ляют как успокаивающее средство при нервном возбуждении высушенные корни в а .л е р и а и ы (Valeriana officinalis L.); действующие части ее вероятно содержатся в эфирном масле, к-рое легко распадается, почему экстракты и тинктуры валерианы обладают непостоянным действием. Эфирное валериановое масло понижает возбудимость сиинного и головного мозга. Действующее начало-борнеол и эфиры бор-нео.ла и жирных кистот, особенно изовале-риановой. Этим эфирам ирииисывают слабое, по ясно доказываемое наркотич. действие; таково же действие многочисленных препаратов из валерианы.

Лит.: с в и р л о в с к и й Э. II.. Ку.пьтура мака и добывание опия в Семиречьи, П., 1917; Скворцов в. П., Курс фармакологии. 3 изд., М.-Л., 1928; Г а мм е р м а и А. Ф., Материалы по изучению наркотиков южных стран, Jage-наркотик индейцев Амазонского района, Труды по прикладной ботанике, селекции п генетике . Л., 1929, т. 22, 4; М е у е г II., Gottlieb II. п. R., Die Experimentelle Pharmakologie als Grund-lage der ArzneibehandluiiK-. 7 Aufl., B.-AV., 1925; Z e ii-d e r J., La question de Iopium, P., 1929. H. Львов.

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО, народное производственное искусство, служащее украшением предметов быта, в своем художественно-технич. оформлении яв.ляется результатом творчества не одного лица, а целогоряда ио-ко.лений отдельной народности. Вещи, обслуживающие быт деревни, прежде чем стать предметом торговли, выполнялись в порядке самообслулчивапия . Условия лшзни, зависящие от порядка труда и к.лиматич. условий, в связи со свойствами материа.лов, находящихся в данном районе, способствовали созданию предметов своеобразных и характерных для нужд определенной местности как в своей приспособляемости к окру-кающей природе, так и в своем художественном оформлении. Все эти иоложения создавали вид искусства целесообразного, чисто производственного характера, в к-ром искусство было неразрывно связано с техникой и зависе.ло от приемов его исполнения.



Естественное стремление украсить свой быт содействовало развитию производственного искусства, разнообразию вариантов узоров и орнаментов, их тонкости художественного выполнения и даже изощренности. Вещь делалась прочно, целесообразно и по-своему красиво, и поэтому тщательно вырабатывались не столько само украще-ние, его орнамент, его узор, как его конструкция, порядок технич. приемов и качество применяемого материала. С течением времени в порядке этих работ откидывались все излишние формы или их детали, атакл-се и всо приемы, ослолчпявшие технику или не дававшие исчерпывающей красоты в своем худо-жественно-технич. сочетании. Каждая вещь в своем совериюнствовании проходила д.пи-тельный многолетний путь, в развитии которого участвовал не один человек, а постепенно целый ряд мастеров, создававших в результате тип предмета, являвшегося как бы наследием искусства и техники многих. Последовательное участие многих мастеров в выработке одного и того же тина предмета создавало своеобразную проверку выполняемого. Все это делало то, что при минимуме затрат материала и труда получался максимум удовлетворения быта. Строгая конструктивность предмета, его украшений и практичность являются характерными признаками действительно подлинного образца произведения Н. и.

Предметы быта, приходившие к нам из стран зарубежных, были приемлемы нашим бытом лишь постольку, поскольку они соответствовали нашим условиям жизни, труда и понятиям красоты. Техника исполнения наших украшений и затейливое разнообразие орнамента в СССР говорят о крупном и длительном влиянии Азии. Запад с более далекой от нас культурой, с ранее создавшейся городской жизнью, с чуждыми для нас условиями климата, с особой изощренностью роскоши быта классов привилегированных и оогатых, давал сравнительно мало полезных нам примеров, отвечающих условиям нашего существования. Влияние как Востока, так и Запада в приходив-итих к нам образцах обычно претерпевало сильные изменения. Техника упрощалась в зависимости от наличия материала (сырье), а также и по недостатку чисто технических приспособлений и инструментов. Элементы чуждого нам орнамента, попадая к нам в нашу северную резьбу или роспись, естественно д. б. подчиниться условиям, зависящим от сырья и несложного набора инструментов, которыми пользовался мастер деревни, и сложившимся от этого характерным особенностям навыков ручного художественного труда. Особенно наглядно это бывало, когда орнамент--украшение, выполненное из одного материала,-в другом случае делался из иного, например орнамент из меди, нере-несенный на дерево, теряет свои особенности. Многоцветный узор парчи Византии, сотканный из шелка и нитей золота, вылился у нас в двухколерную, много-трехколерную, набойку по холсту. На!ша обработка металла (в его художественной ковке по железу) зависела лишь от умения рук или от талантливости мастера, пользовавшегося самым ма-

лым количеством применяемых инструментов. Подобной же простотой по тем же причинам отличалась и резьба по дереву. Классы привилегированные и люди богатые стремились пользоваться товарами привозными из чужих земель, трудящийся же класс само-обслуливался, применяя имевшийся в его распоряжении материал.

Многочисленны в своем разнообразии ири-менения природных материалов. Айны первые нашли и стали применять в своей жизни волокна крапивы для одежды, а также для жилья. Гольды для одежды использовали кожу рыбы. Самоед широко пользуется мехом оленя, сшивая шкуры его же сухо-л{;и.лиями; из этого л^е меха вырезывает орнаменты, украшающие оде ладу. Лось дает тунгусу прекрасную замшу. Моржевая кость обслулсивает северного резчика. Шерсть барана в самом разнообразном применении обслуживает кочевника. Почти без особой выделки шерсть верблюда идет на предметы быта казака и т. д.

Понятие о Н. и. объединяется и с художественными промыслами, воспроизводимыми пока в своем большинстве ручным способом. Такие производства хотя и ие всегда яв-.ляются прямым следствием Н. п., но благодаря технике ручного труда и тому, что исполнителями этих работ продолжают быть кустари деревни, сохранившие всю свою оригинальность в технич. разрешениях своего искусства, действительно много данных, чтобы ввести и художественные кустарные промыслы в общее понятие, в область производственного Н. и. Тем более, что приемы и способы художедтвенно-технич. их оформления исходят от навыков Н. и., которое, пройдя через период самообслуживания, стало промыслом; в будущем же ему предстоит механизироваться, что постеиеппо и выполняется под властным требованием условий нового быта. Поскольку П. и. постепенно входит и нашло свое выражение в художественных кустарных промыслах, постольку важна и необходима для его дальнейшего процветания и установка организованности труда работников, к-рые заняты в промыслах. Путь этот настойчиво требует исчерпывающего объединения мастеров ио цехам, без чего немыслимы улучшение качества продукпии и повышение квалификации работающего. Н. и. давно уже по праву труда и широкого обслуживания населения своей продукцией принадлежало значительное место в экономике страны и ее социальной культуре. При кооперировании кустарных промыслов особое внимание оказывается производствам художественно-культурным , чем вновь поднимается значение Н. и.; и эти новые пути Н. и. сильно разнятся от того, что было в дореволюнионвый период.

Производство экспортных товаров во многих случаях обосновано на П. п., привлекая к себе иноземных потребителей своей оригинальностью, самобытностью и качественностью в работе. Для экспорта идут художественные изделия из бывших губе1)ний Владимирской, Костромской, Калужской, Нижегородской, Рязанской. Тверской, Ярославской и друг., Средне-Азиатских республик, Кавказа, Закавказья и Украины. Эк-



спортируются: резьба по дереву и роспись, игрушки, узорчатые ткани, вышивание, кружева, изделия из папье-маше, ковры, золотошвейное производство, набойка и прочее. Начинает давать свои изделия и Сибирь. В виду того, что современному быту Европы и Америки часто бывают чужды готовые предметы, когда-то обслуживавшие быт нашего крестьянства, во многих случаях экспортируются отдельные вышивки, кружева, ткани не в формах, отвечающих нашему быту, а как элементы производственного искусства, из к-рых иноземный потребитель создает для себя украшения и одежды своего быта.

Большинство орнаментов Н. и., созданных из самых различных материалов, до сих пор весьма мало использовано. Вместе с тем выполнение их м. б. с крупным успехом механизировано, показателем'чего является широко применяемая сейчас специализация в порядке работы и деление труда вплоть до работы конвейером, начинаюшее сейчас уже применяться во многих художественных промыслах (особенно в труде женском). При дальнейшей работе взаимодействие и согласование достижений производственного искусства отдельных нациоиальностен Союза выработают новые украшения, используя вековой опыт многочисленного трудового населения СССР. Н. и.-ценнейший, почти совсем не использованный еще материал, на котором могут и должны создаваться новые формы украшений нашего нового быта.

Художественные промыслы.

Дерево и его роспись. Изобилие лесов в СССР, сравнительная легкость и несложность обработки дерева сделали то, что это последнее было самым употребительным материалом в быту деревни. При помощи главного своего инструтиента, и почти единственного,-топора, этого универсального в то время инструмента деревни, плотник создавал весьма красивые постройки, разрешал сложные архитектурные задачи (напр. при постройках церквей, до сих пор служащих примером конструктивного искусства в плотничной технике). В деревообделочную работу пила вошла сравнительно недавно; о широком ее применении крестьянство в конце 18 в. еще и не знало. Вся работа производилась на гл£130к . Плотничество положило начало резному по дереву мастерству. При помощи топора, двух-трех до.лот и остро отточенного ножа создавалось декоративное великолепие крестьянской резьбы.

Наружные украшения лсилищ, многочисленных предметов быта в гармоничном изобилии покрыва.лись самой разнообразной резьбой. П.тотник из центральных районов и с русского севера, несмотря па своеобразие своих достижений в старинной крестьянской архитектуре, в большей степени был остроумнейшим конструктором и в меньшей-художником. Резчик же был в полной степени мастер-художник,дополнявший работу плотника и ее украшавший. Орнамент, украшавший предметы быта, наносился не только на плоскость, но даже на округленность без помощи необходимого для нас сейчас циркуля. Такое умение весьма способствовало живости орнамента, художественной сочности

его трактовки. Для проверки и наметки в стройке длинных горизонтальных линий применялся шнур, натертый мелом, а для вертикальных-отвес, т. е. тот же шнур, но с подвешенным внизу грузом. В резном деле стамески полукруглые и стамески-косяки вошли в жизнь сравнительно недавно, их отсутствие возмещалось ловкостью рук мастера и исключительным умением пользоваться одним нолсом. С помощью только глазомера создавалось равновесие-симметрия в орнаменте и в его распределении по плоскости. В редких случаях деревенский резчик пользовался м о д л о ю (модель, или шаблон)-отдельной повторяющейся частью украшения, но и такое приспособление стало применяться в более позднее время.

Крестьянская резьба в порядке нарастания в ее постепенной сложности основных типов м. б. разделена на следующие 5 видов: 1) Резьба вглубь материала (т. н. плоская или рытая) на мелких предметах обихода, выполняемая косяками, носит обычно геометрии, характер и но своей технике и по Своему построению. Введение полукруглой стамески разнообразило эту первую технику орнамента и сделало ее не только угольчатой, но и с закруглениями. Количество элементов, из которых создается орнамент резьбы вглубь, не так велико, но высоко умение разнообразно и красиво сочетать их. 2) Резьба тонкими порезками, только контурами, как бы граверная, весьма часто дополнялась инкрустациями из дерева же, но другой расцветки: так, черный дуб входи.л своим узором в светлую липовую доску *и т. п. 3) Работа прорезью как техника, которая требует больших сравнительно площадей, применялась изредка на мелких предметах (на ее краях) и получила широкое применение на украшениях наружных или крупных предметов обихода (скамьи). В последних случаях подобная резьба была уже делом рук талантливого плотника и носила но характеру своей техники вид чисто плотничного дела и це.лги^ом зависящего от конструкции постройки. 4) Рельефная резьба, переходящая часто в скульптурно-объемную технику, обслуживала и мелкие предметы: головки и фигурки птиц, коньков и львов па сосудах, прялках, ткацких станках, а г.л. обр. на украшениях на-руяных: избяных досках, на си.льно рельефных же досках барок и т. и. 5) Чисто с к у л ь и т у р и а я, вполне объемная резьба выражалась в религиозных скульптурных фигурах и еще более широко и свободно в деревянной игрушке. Для выделения отдельных частей орнамента в це.лях еще большей его нарядности и декоративности резьбу очень часто окрашивали, иногда краской покрывали только фон, оставляя порезку чистой, И.ЛИ же наоборот-в более мелких частях расцвечивалась и сама порезка.

Плотник и деревенский резчик крайне умело исиользовали в работе все присущие данному материалу свойства. Доска, распиленная по П.ЛОСКОСТИ и развернутая на две симметрические стороны, уже сама по себе придавала красоту предметам. Струя дерева, идущая по доске, увеличива.ла деко-



ративыую ценность предмета, служа иногда как бы орнаментом. Наилыв березы так- /ке слулшл .любимым способом украгаения плоскостей. От руки кованные гвозди, которые скрепляли одну часть деревянного предмета с другой и были расположены в известной симметрии, в свою очередь создавали орнамент и усиливали красоту предмета. Д.ПЯ мелких резных предметов применялась .чипа, как самый мягкий и неколкий в ра-ооте материал, затем клен и ociina. Береза применялась в тех случаях, где требовалась 1фасота ровной плоскости, в резьбе л^е применять ее рискованно вследствие ее колко-<-ти . Д.ЛЯ крупных наружных вещей (облицовка лси.лья, барок и т. п.) г.лави. обр. ис-110.льзова.лась крупнослойная сосна и в бо.лее редких случаях за неимением сосны- ЛЬ. Использование дерева в качестве мате-1)иа.ла Д.ЛЯ самых раз.личных деревообделочных промыслов бы.ло насто.лько велико, что промыслы эти еще до начала 20 века пре-об.ладали среди других художественных производств.

Ценность художественной обработки дерева увеличивалась и разнообразилась р)ОС-1И1Сью. Значение ее было двоякое: или она служила допо.лпением в предметах, сделанных из дерева, или же имела значение преобладающее и даже самостоятельное, и в таких случаях дерево яв.лялось материа.лом подсобным. К первому типу изделий относятся все мелкие резные обслулчивающис быт из-ле.лия, в к-рых роспись .лишь разнообразит розьбу. Ко BTojJOMy - покрытие росписью п.лоскостей без р)езьбы, заменяя последнюю красочным и расписным орнаментом; условия этой работы требуют предметов более крупных, со столярной техникой (пря.лки, .лари, сани, дуги и т. п.). Мелкие предметы данного типа обычно требуют предварительного оформления в другой деревообделочной же технике. К этому сорту изделий относятся токарные предметы с хохлом-с к о й росписью, ложкарное дело в Семеновском районе (б. Ыияегородской губ.) и росиись бураков.

Роспись по дереву крупных предметов быта, как напр. шкафов, больших .ларцов и т. п., носила всегда характер белее лшвоиис-иый, чем в предметах мелких; техника росписи в данных случаях была настолько само-дов.леюща и художественна, что могла бы рассматриваться даже как проявление искусства самостоятельного, как Лгивопись крестьянская. Несмотря на то что подобная живописная работа покрьша.ла бока и створки шкафов, крышек ларцов, сундуков и других ук.ладок, площади, покрываемые подобной живописью, были сравнительно велики, иногда до .3,5 х 55 см. Свободная, ничем не стесненная компоновка, широкие декоративные мазки кистью с п.лавиьши линиями, зависящими от пифоты самой кисти, и отсутствие угловатости придавали общий, весьма гармоничный характер. В редких случаях Лгивопись бы.ла полутонами, в бсльшинстве ЛгС роспись исполня.лась целыми планами. Такая техника содействовала изображению не только орнамента, но и введению в пего игур птиц и зверей, а также и целых, иногда весьма слол-сных, компоновок чисто быто-

вого характера. Такие изображения получают для нас сейчас уже истории, значение как ценнейший материал нри изучении быта прошлого. Излюбленным сюжетом подобной живописи были картины быта, образно разворачиваемые на одной п.лоскости, где изобрал^нные сцены часто сплетаются с орнаментом: деревенские посиделки, всадники, поездки на санях, чаепитие и т. п. Крестьянская роспись-это не лшвопись, к-рую мы привыкли видеть и понимать, ценя в ней и сюжеты и развитие техники; живописность крестьянского искусства, как всякого Н. и., своеобразна: в ней тема играет роль второстепенную, предоставляя лишь повод ввести иные э.лементы украшения в искусство Лчи-вописи, как искусство украшеиия, проявленное при помощи росписи. Отсутствие строгО графической грамотности, знания анатомии человека, нжвотных и строения растений еще более создает и развивает характер этой росписи в чисто декоративную сторону украшения, в которой тема отхо/щт на второй план. Цветы фантастичны так л-се, как и звери. Как те, так и другие скорее ириспосо-б.ляются к покрыванию определенной п.лощади, нежели к реальному воспроизведеппю. Поскольку мастер деревни ие умел рисовать, постольку ему бы.л нужен оригинал для подражания: таким оригиналом часто служи-.лп рисунки в книгах. Белее старая роспись Н. и. в своей технике бы.ла характерна гра-фичиостью, и почти совсем не применялась живонись п.лаиовая, к-рая, наоборот, впо-следствхп! преобладала. Коитурностью своей вообще Н. и. от.личалось всегда в своем первичном развитии; так бы.ло не только с росписью, но и с резьбой и с вышивкой, чтО' объясняется тем, что контур-одна из .легчайших стадий в технике. До сих пор роспись северных лубяных коробов (б. Во.ло-годская губ.) выполняется именно в таком же характере. Позлад, когда в песню деревни вместо старого эпоса стали входить чисто бытовые моменты, то и в росписи стали преобладать изображения быта; темы для этого брались и.ли более красивые и.ли являющиеся но-своему украшением быта.

Роспись обычно наводилась по .легкол1у грунту или .левкасу. Техника живописи была весьма прочна, так как несмотря на долгие годы испо.льзования предмета в руках человека и.ли даже в работе роспись, прекрасно сохраняла свой колер и не осыпалась. Материалом для росписи служи.ли краски, в прежнее время растительного характера, потом мелкотертые минеральные краски, а в последние 25 лет употреб.ляют и анилиновые краски. В более ценных вещах и в тех случаях, когда поверхность не была ровна, предметы иногда грунтовались и даже-тпаклева.лись на олифе, а иозлш на клею. .Лакировка применялась изредка, бсльше лее всего употреблялось покрытие росписи вареным маслом, что придавало ей большую-прочность. Промаривапие дерева стало входить в жизнь с того времени, как резные мг-делия начали обслуживать потребителя города: п р о м о р к а использовалась в целях придания предмету впечатления старины, а в иных случаях, чтобы скрыть недостатки материала.



1 ... 9 10 11 12 13 14 15 ... 48
© 2007 SALROS.RU
ПромСтройМат