Главная » Промиздания » Разработка грунта

1 ... 24 25 26 27 28 29 30 ... 49

лям, особенно к куб. антрахинонным. К группе гидроновых красителей относятся: гидрон синие G, R, гидрон фиолетовый и гидрон сине-черный, строение к-рых до сих пор еще не установлено. Эти красители являются как бы переходными между сернистыми и кубовыми, т. к. по способу получения они аналогичны сернистым (получаются сплавлением с сернистыми щелочами производных карбазола), а по красильным свойствам близки к сернистым и куб. антрахинонным; они восстанавливаются раствором NagS, а таюке NaaSgOj в щелочной среде; полученные лейкосоединения обладают субстантивными свойствами, адсорбируются волокном и закрепляются как субстантивные. Крашение ими может происходить по способу сернистых красителей (с NagS) или кубовых (с NagSaO в присутствии NaOH) или же по комбинированному способу, применяя одновременно NagS, Na2S204 и NaOH. Гидроновые красители применяют для К. только растительных волокнистых материалов. Особенно большое применение для К. находят гидрон синие G, R. Прочность их окрасок занимает среднее место между сернистьши и куб. красителями.

Куб. красители находят в настоящее время большое применение для К. волокнистых материалов, в особенности в тех случаях, когда к прочности окрасок (к свету, мытью и друг.) предъявляют высокие требования, причем нек-рые из этих красителей (группа индантренов) дают окраски, по прочности до сих пор еще не превзойденные красителями других классов: к свету 7-8, мытью 5, воде 5, хлору 5, бучению 5 и т. д. Особенно часто куб. красители применяют для К. растительных волокнистых материалов (хлопка, льна), но и для К. животных волокон (шерсти) для получения особо прочных окрасок к свету и влаге находят большое применение куб. индигоидные красители. Список стандартных красителей ВТС содержит 37 куб. красителей (около 20% от всего количества) . Главное применение из этих красителей находят индиго, яркое индиго 4В, гидрон синие G, R, индантрен синий GCDN, RK, индантрен яркий зеленый В, 2G, индантрен желтый G, 3RT, гелиндон оранжевый R, индантрен коричневый G, R, индантрен яркий розовый B,R, индантрен яркий фиолетовый ВВК, индантрен красный RK, гелиндон прочный алый В, G, тиоиндиго красный В, тиоиндиго алый 2G и др.

К. сернистыми красителями, см. Сернистые красители.

К. ледяными красителями. Ледяные , или холодные , красители представляют нерастворимые в воде азокрасители (см.), не содержащие, сульфогрупп и образующиеся на волокнах сочетанием различных а з о с о-ставляющи X-нафтолов (/З-нафтола, нафтола AS и его производных) и аминов (хри-зоидина) с диазосоставляющими- диазотированными аминами (w-нитр анилином, а-нафтиламином, дианизидином, м-пш-тро-те-толуидином и др.). Ледяными их называют потому, что реакция сочетания происходит в большинстве случаев при низкой t°, получаемой охлаждением растворов при помощи льда. К. в общем случае заключает-

ся в том, что волокнистый материал пропи-тьшают раствором азосоставляющей, отжимают, высушивают и пропускают йа холоду через раствор диазосоставляющей; при этом на волокне образуется нерастворимый азокраситель. Ледяные красите.ти находят применение почти исключительно для К. растительных волокнистых материалов, гл. обр. хлопка; для животных волокон эти красители пока значения не имеют вследствие щелочности применяемых растворов нафтолов, а также вследствие могущего образоваться сочетания кератина шерсти и фиброина шелка с диазониевыми солями с образованием тусклых цветных соединений.

А. К. растительных волокнистых материалов (хлопка, льна и др.). При К. этих материалов в настоящее время применяют в качестве азосоставляющих нафтолы (Д-нафтол и группу нафтолов AS) и амины хризоидина.

1) Д-нафтол в качестве азосоставляющей находит большое применение для образования на растительных волокнах (особенно на хлопке) нерастворимых азокрасителей сочетанием с диазотированными аминами. Крашение состоит из двух стадий: а) нафтолирования волокнистого материала /З-нафто-лятом натрия и б) сочетания с диазотированными аминами.

а) Нафтолирование. ,8-нафтол в воде нерастворим, а потому его предварительно растворяют в щелочах (NaOH); при этом образуется нафтолят CioHjONa. Нафтольная ванна обычно содержит в 1 л 25-30 г Д-на-фтола. NaOH берут такое количество, какое требуется теоретически для образования нафтолята (или несколько больше). Для растворения применяют обьшновеино 16 %-ный NaOH (22° Вё). Избыток NaOH уменьшает устойчивость нафтолята и мешает сочетанию с диазосоединениями. Для увеличения устойчивости к нафтоляту прибавляют сульфит, а также раствор рвотного камня в глицерине (Лаубер-Каберти). Без этих прибавок волокнистый материал, пропитанный нафто-лятом, легко буреет вследствие окисления нафтолята, а это дает при сочетании с диазониевыми солями тусклую окраску. В наф-тольн. ванну прибавляют (обыкновенно для паракрасного ) ализариновое масло (от 20 до 60 г в 1л), которое увеличивает степень дисперсности образующегося азокрасители, вследствие чего красная окраска (паракрасного) приобретает синеватый оттенок; соли алюминия [А12(804)з] уменьшают степень диснерсности и от них окраска становится желтоватой. Для получения синеватого оттенка при паракрасном к Д-нафтолу иногда прибавляют 2, 7-нафтолсульфокислоту- оттеночную соль. Нафтолирование волокнистого материала происходит при t° 15-25°. В виду того что волокнистый материал хотя и выбирает нафтол, но незначительно, для получения ровной окраски волокнистый материал необходимо равномерно пропитать нафтолятом натрия: ткани плюсуют в плюсовке, а пряжу выханеивают в солильных машинах (см. Красильные аппараты) и равномерно отжимают; после этого нафтолиро-ванный волокнистый материал высушивают при t° не выше 60° во избежание возгонки



Д-нафтола. Этот недостаток мешает применению /?-нафтола одновременно с запарными красителями, требующими для своего фиксирования запаривания. В связи с этим были предложены 2, 1-оксинафтойная кислота и сульфид нафтола (А. Е. Порай-Кошиц), щелочные соли которых отличаются большой стойкостью к высушиванию и запариванию. При сочетании с аминами они разлагаются на jS-нафтол и соответственно COg и S.

б) Во второй стадии К. ледяными красителями нафтолированный, отжатый и высушенный волокнистый материал пропускают через раствор диазониевой соли при t° О-10°. В качестве аминов применяют п-ни-троанилин, а-нафтиламин, ж-нитранилин, дианизидин, бензидин, п-нитро-о-анизидин и др.; для получения диазонпевого соединения необходимо взять избыток к-ты, например 2,5-3 молекулы НС1 на 1 молекулу мон-амина, т. к. при избытке к-ты диазотирова-ние идет лучше и диазораствор более стоек. NaNOg берут в нек-ром избытке (1,1 молекулы на 1 молекулу монамина) во избелсание образования нерастворимого диазоимидосо-единения. Диазотирование в большинстве случаев происходит при t° О-10°; концентрацию амина обыкновенно берут такую, чтобы количество его в растворе было эквивалентно количеству Д-нафтола. Приготовленный так. обр. диазораствор довольно стоек, т. к. содержит избыток НС1, но для сочетания с /3-нафтолятом он не годится, т. к. НС1 разлагает нафтолят с выделением /S-нафтола, в нерастворенном виде неспособного к сочетанию. В противоположность сильно диссоциированной НС1 уксусная к-та и другие мало диссоциированные к-ты не мешают сочетанию; поэтому непосредственно перед употреблением к диазораствору прибавляют CHjCOONa, NaaHPO, Са(С2НзО,)2 и другие соли, нейтрализующие всю НС1 с выделением СНзСООН, Н3РО4 и других кислот, не препятствующих сочетанию. Однако такие нейтрализованные уксуснокислые и другие растворы обладают малой стойкостью, поэтому их надо по возможности быстро пускать в работу. В нек-рых случаях, когда прибавление этих солей значительно ускоряет разложение (например при дианизидине), их прибавляют в нафтольный плюс. Для облегчения работыкрасильных отделений красочные ф-ки выпускают готовые стойкие диазоние-вые соединения, получаемые например осаждением из раствора диазониевой соли при помощи NaOH- питрозамииы R-N:NONa (нитрозамин JG), или готовят обменным разложением стойкие диазониевые соли с наф-талинсульфокислотами (парадурол, парапил IG) и наконец переводят диазониевые соли в двойные с ZnSOi, NagSOj, А12(804)з, SnCl4 и выпаривают их в вакууме (азофор, нитразол, паразол IG). При сочетании нафтолята с диазониевыми солями образуется на волокне нерастворимый азокраситель, причем азогруппа становится в п-положение, если же оно занято, то в о-положение к ОН-группе ;5-нафтола; о-соединения отличаются большей прочностью к щелочам, а следовательно и к мыловке, чем те-соединения; на этом гл. обр. основано применение -нафтола, а не а-нафтол а. Наиболее распространены сле-

дующие нерастворимые азокрасители. П а-ранитранилиновыйкрасный(па-ракрасный)

>-NN-<2])-NO2

получается сочетанием диазотированного те-нитранилина с /З-нафтолом. Молекула полученного азокрасители содержит ОН-группу в о-положении к азогруппе, что обусловливает его способность образовывать лаки (с медными солями-коричневого цвета). По этой причине полученные окраски чувствительны к солям меди, вызывающим потускнение красного цвета. Паракрасный в больших количествах применяется для крашения хлопковой ткани в красный цвет, близкий к ализариновому красному, но уступающий ему по яркости и прочности к мытью и свету. а-Н афт и л аминов ый бордо (л а ф и т)

получается при сочетании /3-нафтола с диазо-тированршш а-нафтиламином и применяется в больших количествах для К. х.топковой ткани в цвет бордо. Дианизидиновый синий

/ОН но

>-N-N -<-<(2-N= N-<

ОСНз ОСНз

получается при сочетании Д-нафтола с тетр-азотированным дианизидином. Фиолетовая окраска приобретает красивый синий цвет, если к диазораствору прибавить соли меди (образуется повидимому Си-лак). Б е н з и-диновый коричневый (пюс) получается при сочетании тетразотированного бен-зидина с /9-нафтолом

.ONa


+ 2 NaCl

Сочетание осуществляют т. о., что нафто-лированную ткань и пряжу пропускают через диазораствор, находящийся в плюсовке, солильной машине или барке, где ткань выхаживают несколько секунд в плюсовке, а пряжу-до 15 ск. в солильной машине или барке. Для окончания реакции во.чокнистый материал иногда оставляют некоторое время лежать на воздухе, после чего промьшают и мылуют (2 г мыла в 1 л) в течение 20 м. при 60°. Интересен адсорбционный способ (М. Ильинский), который заключается в том, что хлопковую пряжу выхаживают в водной суспензии осажденного Д-нафтола (от 1 до 3% по весу пряжи) в ванне длиной 5:1. Под влиянием молекулярных сил происходит равномерное распределение (адсорбция)



твердого /S-нафтола по всей поверхности волокна; при пропуске нафтолированной пряжи через диазораствор (из п-нитранилина) адсорбированный /5-нафтол сочетается с ди-азосоединением и образуется равномерная красная окраска.

2) Нафтол AS (анилид 2,3-оксинафтойной кислоты)

и его производные обладают субстантивными свойствами и не склонны к сублимированию. Щелочные растворы нафтолов AS представляют собою коллоидальные растворы, содержащие мало дисперсные частицы. К группе нафтолов AS относятся нафтолы: BS (л4-нитранилид /3-оксинафтойной к-ты), BG, ВО (а-нафталид /5-оксинафтойной к-ты), BR (дианизидид )3-оксинафтойной кислоты), D (о-толуидид уЗ-оксинафтойн. к-ты), G, 0L, RL (%-анизидид -оксинафтойной кислоты), SW (/3-нафталид /8-оксинафтойной кислоты), TR (5-хлор-о-толуидид )8-оксинафтойной к-ты). Растительные волокна адсорбируют нафтолы из их щелочных растворов, причем электролиты способствуют фиксации нафтолов на волокне. Защитные коллоиды (ализариновое масло, клей и др.) увеличивают степень дисперсности и задерживают выбирание. К. состоит из двух стадий-нафтолирования и сочетания. Нафтолированный этими нафтола-ми волокнистый материал отжимают и, не высушивая, сразу пропускают для сочетания через диазораствор, полученный диазо-тированием аминов т. н. оснований .

а) Нафтолирование. Нафтолы группы AS в воде тоже нерастворимы, поэтому их растворяют в NaOH; при этом образуются нафтоляты натрия. Концентрация нафтолов в нафтольной ванне зависит от интенсивности окраски, свойств нафтола, способа работы и применяемой аппаратуры и колеблется в пределах 2-16 г в 1 л. В нафтольныи раствор прибавляют электролиты, способствующие выбиранию нафтола волокном, ализариновое масло и клей, увеличивающие степень дисперсности нафтолов, и формалин; последний предохраняет нафтол от окисления и тем предупреждает образование пятнистой окраски при лежке на воздухе нафтолированной пряжи и ткани. В случае сушки, промежуточной мелоду нафтолирова-нием и сочетанием, формалина в раствор нафтола не прибавляют. Ализариновое масло и по отношению к формалину играет роль защитного коллоида, предупреждая выпадение осадка-трудно растворимой двойной соли формалина с нафтолом. Нафтолирование происходит при 25-30°-оптимальной Г выбирания нафтолов. Продолжительность нафтолирования колеблется в пределах от 1/2 мин. до 1/2 ч. При нафтолировании происходит неполное выбирание нафто.дов, поэтому работают в старых нафтольных ваннах, подкрепляемых соответствующими количествами нафтола (в зависимости от степени выбирания их). Нафтолированную пряжу и ткань отжимают до 50-80 % содеряа-ния влаги и в мокром виде пропускают для сочетания через диазораствор.

б) Сочетание происходит в растворе диазотированных аминов оснований , из которых наиболее часто применяются след.: прочный красный GL (З-нитро-4-аминотолу-ол), 3GL (2-нитро-4-хлоранилин), RL (5-ни-тро-2-аминотолуол), R (4-хлор-2-аминоани-зол), KB (солянокислая соль 4-хлор-2-амино-толуола), GG (%-нитранилин), ВВ (о-анизи-дин), В (п-нитро-о-анизидин), алый В (З-наф-тиламин), G (4-нитро-2-аминотолуол), GC (солянокислая соль 4-нитро-2-аминотолуола), GG (2, 5-дихлоранилин), R (4-нитро-2-амино-анизол), оранжевый R (л1-нитранилин), G (л1-хлоранилин), гранатовый G (о-аминоазо-толуол), R (а-нафтиламин), коринфский В (бензидин), желтый С (о-хлоранилин), GG (солянокислая соль о-хлоранилина), черный LB (продукт сочетания диазотированного о-фенетидина с а-нафтиламином), темноси-ний R (толидин), прочный синий R (дианизидин). Диазотирование этих оснований происходит при 10°, а в нек-рых случаях даже при 15-18°. Для нейтрализации к-ты перед сочетанием прибавляют CHgCOONa, СаСОз, А12(804)з; последний увеличивает стойкость диазораствора, так как он связывает избыток NaOH в нафтолированной ткани, образуя А1(0Н)з. Концентрация оснований обусловливается интенсивностью окраски и гл. обр. концентрацией применяемых нафтольных растворов. Продолжительность сочетания доходит до 1/2 ч. После пропуска нафтолированной ткани через диазораствор следует промывка, а иногда еще и кисловка для удаления А1(0Н)з и А1-мыл, образующихся на ткани в случае применения А12(804)з, затем мыловка (2 г соды или 2-3 з мыла в 1 л) в течение 15 мин. на-кину. Мыловка здесь имеет целью не только удаление незакрепленных частиц азокрасители, т. е. увеличение прочности окраски к трению, но и увеличение прочности к свету и хлору (Лехнер).

Для облегчения работы красильных отделений красочные ф-ки выпускают готовые стойкие диазониевые соли прочных оснований под названием красильных солей в виде 20-, 25- и 40%-ной пасты. В настоящее время наибольшее значение имеют для К. хлопка: 1) синяя окраска дианизидином по нафтолу AS и 2) нафтольная красная окраска, получаемая на хлопке при помощи нафтолов AS и AS-BS и прочного красного основания GL (ж-нитро-п-толуидина), имеющая прочность к свету 6-7, к хлору 4-5 и к мытью 5; эта окраска по простоте,-дешевизне и прочности может конкурировать с окраской ализарином красным; единственное преимущество последнего-высокая прочность к бучению.

3) Применение хризоидина. Для получения прочной коричневой окраски хлопковую ткань плюсуют водным раствором хризоидина (15-20 з в 1 л) в присут-СТВР1И уксусной к-ты, высушивают и пропускают через раствор диазотированного п-нитранилина. При этом происходит образование на волокне нерастворимого аминоазо-красителя-т. н. паракоричневого, или азобистра. После пропуска через диазораствор ткань для окончания реакции сочетания остав.яяют лежать на воздухе 15- 20 мин., после чего промывают и мылуют.



Б. К. животных волокнистых материалов. Как уже указывалось, ледяные красители пока ирактич. значения для К. шерсти и шелка не имеют, т. к. применение ш;елочн. растворов нафтолятов может вызвать ослабление крепости волокон, а также потому, что при этом получаются тусклые цвета. Попытки окрашивать предварительным пропуском через диазораствор с последуюш;им сочетанием с нафтстами дали тоже плохие результаты. В последнее время вопросу К. ледяными красителями жхшот-ных волокон уделяют все больше и больше внимания, как видно по производящимся исследовательским работам. На основании этих работ К. ледяными красителями (особенно по нафтолу AS) животных волокон вполне возмолсно без ослабления волокон при условии непродолжительной обработки нафтолятами при низких t° и особенно в присутствии защитных коллоидов (ализаринового масла, сульфитцеллюлозных щелоков и др.).

К. черным анилином, см. Черный анилин.

К. минеральными красками. Минеральные краски представляют нерастворимые в воде неорганические соли или окислы, образующиеся на волокнистых материалах обменным разложением соответствующих солей или осаждением гидратов оснований металлов (иногда с последующим окислением). В настоящее время они почти вытеснены искусственными органич. красителями, при помощи к-рых можно получить окраски более дешевыми и простыми способами; к тому же нек-рые из них недостаточно прочны и кроме того ядовиты. Из минеральных красок наибольшее значение имеют лселтый крон, оранжевый крон, берлинская лазурь, бистр марганцевый, железная бланжа, или шамуа, и окись хрома; главное применение они находят для крашения растит, волокнистых материалов за исключением берлинской лазури и окиси хрома, которыми окрашивают также и животные волокна. Желтый к р о н - средняя хромовосвинцовая соль, PbCrOi, образуется на растительных волокнах при взаимодействии солей РЬ или гидрата его окиси с хромпиком. Крашение состоит из трех стадий: пропитывания солью РЬ, закрепления ее в виде гидрата окиси или л^е сернокислой соли и пропуска через раствор хромпика. Способ этот применяется почти исключительно для К. тканей. Ткань равномерно пропитывают 15 %-ным раствором ук-сусносвинцовой соли при t° 70°, выс^чпи-вают и пропускают через 10%-ный раствор глауберовой соли для осаждения PbSOi, промывают, пропускают через раствор хромпика (5 г в 1 л) при t° 50° и окончательно промывают. Оранлсевый крон, основная хромовосвинцовая соль,РЬСг04- РЬ(0Н)2, получается при пропуске через раствор щелочей волокнистого материала, окрашенного желтым кроном. В качестве щелочи обычно применяют горячий раствор известкового молока (1 г в 1л), которым в течение V2 часа обрабатывают ткань. Окраски как желтым, так и оранжевым кроном прочны к мытью и свету, но изменяются от действия HgS вследствие образования PbS (буреют). Так как хромовосвинцовые соли яДовиты, то и тка-

ни, окрашенные ими, таюке могут оказывать вредное действие на организм. Берлинская лазурь (см.) получается на волокнах при взаимодействии солей окиси железа и желтой кровяной соли. К. заключается в пропитывании или протравлении волокнистого материала раствором соли окиси леелеза и в пропуске его через подкисленный раствор желтой кровяной соли. Для увеличения яркости к растворам солей железа и желтой кровяной соли прибавляют соли олова, напр. SnClg. Берлинскую лазурь обычно получают из разбавленных растворов, и волокнистый материал пропускают через растворы несколько раз. Окраски берлинской лазурью прочны к свету и кислотам, но совершенно непрочны к щелочам и мыловке, т. к. распадаются на Ре(ОН)з и щелочную есть желези-стосинеродистоводородной кислоты. В наст, время берл. лазурь применяют при К. шелка не как самостоятельную краску, а в качестве отяжеляющего вещества при провесном К. шелка в черный цвет. Бистр (см.) марганцевый, МпОа, образуется на волокнистых материалах окислением гидрата закиси марганца. К. состоит из трех стадий: равномерного пропитывания раствором соли закиси марганца и сушки, пропуска через раствор щелочи, с целью образования гидрата закиси марганца, и окисления. В качестве соли закиси марганца чаще всего применяется MnClg; волокнистый материал равномерно плюсуют (в виде ткани) раствором этой соли (50 г и более в 1 л в зависимости от требуемой интенсивности окраски), плюсованную ткань сушат, затем проводят через горячий раствор щелочи (NaOH 15-18° Вё), причем на волокнах образуется гидрат закиси марганца; затем ткань вывешивают на воздухе для окисления гидрата закиси марганца в перекись; ткань окрашивается в коричневый цвет. Окисление воздухом недостаточно, поэтому волокнистый материал подвергается обработке более сильными окислителями: К2СГ2О;, NaClOg, белильной известью и другими, после чего ткань промьшают и сушат. Коричневые окраски марганцевым бистром прочны к свету, мылу, щелочам и кислотам. Бланоюа железная (см.), осаждаясь на волокнах, дает окраски от светложелтого до коричневого цвета. К. состоит: 1) в пропитывании волокнистого материала раствором соли закиси железа, например FeSOi (5-Ю г в 1л), и сушке, 2) в пропускании через нагретый раствор жидкого стекла или Са(0Н)2, NaaCOg, NaOH, NH3 или через суспензию мела для получения гидрата закиси железа и нейтрализации к-ты и наконец 3) в окислении гидрата в окись железа путем проводки волокнистого материала через ванну с белильной известью и в промьшке. Обычно К. ведут в мало конц. растворах и повторяют операцию несколько раз. Если вместо заки-сных солей применяют окисные, например основные сернокислые со.ти окиси леелеза, то бланлеу сразу получают при пропуске через раствор NaaCOs (2-3% от веса ткани). Окраски леелезной бланжей прочны к свету, щелочам, мылу, но чувствительны к действию кислот и K4Fe(CN)6. Окись хрома, СГ2О3, осаждаясь на волокнах, дает окраски лселтовато-зеленого цвета. К. производится



по способу, описанному при К. волокнистых материалов протравными красителями (см. выше). Раньше окись хрома применяли в смеси с железной бланжей, а также с окисью меди для получения различных оттенков цвета хаки.

Не все описанные выше группы красителей находят одинаковое применение. Обыкновенно для получения определенного цвета окраски можно применить различные красители, принадлежашие к разньш группам; выбор обусловливается различными практич. соображениями, между которыми главную роль играют: стадия механическ. обработки, в к-рой волокнистый материал подвергается окраске (непряденые волокна, пряжа, ткань ИТ. п.), качество материала, стоимость окраски и наконец назначение окрашенного товара, обусловливающее собою ту или иную степень прочности окраски (к свету, мытью,

воде, ноту, валке и др.). д. Грибоедов,

к. хлопка. Хлопок окрашивается субстан-тивньши, основными, протравньпми, кубовыми, сернистыми и ледяными красителями, черным анилином и (редко) минеральными красками. За последние 30-35 лет хлопок стали красить в различных стадиях механич. обработки-в виде непряденого материала, кардной (чесаной) ленты, ровницы, пряжи в мотках, початках, крестовых шпулях, основы, ткани, трикотал-са и др. Хлопковое волокно содерлит небольшое количество естественных примесей (вещества характера вос-ков и жиров и красящие вещества, обусловливающие желтый или серый цвет волокна); кроме того на волокне могут находиться и посторонние примеси (жировые и крахмалистые вещества), входящие в состав шлихты (см.), наносимой на хлопок перед тканьем. Естественные красящие вещества хлопка служат помехой только при получении светлых и ярких окрасок, а остальные примеси волокна в значительной степени препятствуют легкому смачиванию его красильной жидкостью, что затрудняет получение ровных окрасок и полного прокраса. Поэтому окрашиваемый хлопчатобумажный материал обыкновенно подвергают перед К. предварительной обработке (для удаления этих примесей), зависящей от способа окраски, от природы применяющегося красителя и от интенсивности и яркости требуемого оттенка. В одних случаях достаточно одного замачивания материала и,яи отварки его без давления на одной воде или с прибавкой соды, едкого натра, мыла, контакта , ализаринового масла и т. д., в других-требуется бучение (см.) материала; для достижения же возможно более ярких и чистых оттенков необходимо бывает полное его беление (см.). Часто хлопок красят в суровом виде без всякой предварительной подготовки (непряденый материал, пряжа в мотках, шпулях, навоях, дешевые ткани).

К. непряденого хлопка производится в ручных барках, механич. аппаратах упаковочной системы, аппаратах непрерывного действия, а также в барабанах и овальных аппаратах с лопастями (см. Красильные аппараты). Применяют гл. обр. субстантивные , сернистые и кубовые красители и (в небольшом количестве) основные и ледяные.

Чаще всего хлопок поступает в К. в суровом виде; в.нек-рых же случаях, напр. если красят при низкой t° или перед протравлением таннином, практикуется предварительная замочка материала или отварка его на-кипу. Субстантивные красители находят нек-рое применение для К. непряденого хлопка (если не предъявлять больших требований к прочности окраски) вследствие простоты процесса К легкой их растворимости и хорошей эгализирующей способности. Окрашенный хлопок обьгано промывают в этом же аппарате и, если нужно, здесь же подвергают: 1) диазотированию с последующим проявлением аминами или фенолами и 2) обработке металлическими солями. Большее ирименение для К. непряденого хлопка имеют сернистые красители, которыми также предпочитают работать в механич, аппаратах (железных). Больше всего красят в средние и темные цвета и на-кипу, поэтому предварительной подготовки хлопка не требуется. Обработка окрашенного непряденого хлопка металлическ. солями или подцветка основными или субстантивными красителями практикуется весьма редко. К, кубовыми красителями производится преимущественно в аппаратах упаковочной системы (гл. обр. в светлые тона: получение равномерной окраски в темные тона затруднительно) и в барках, снабженных отжимными валами. К, непряденого хлопка посредством индиго обычно производится в барках с ситом или в аппаратах непрерывного действия, причем в работу идет сухой суровый хлопок. Аналогично красят кубовыми красителями и в барке, но промывать и мыловать лучше в специальных мойных машинах для JCЛoпкa. К. основньвми красителями производится по таннино-сурьмя-ной протраве и по катанолу, допускающему в отличие от таннина работу в железных аппаратах. Работают в барках и механич. аппаратах, предпочтительно по отваренному хлопку, по обычному способу. В темные оттенки красят иногда по товару, предварительно окрашенному субстантивными или сернистыми красителями. Практикуется также для повышения прочности окраски повторная обработка окрашенного хлопка таннином или солью сурьмы. Непряденый хлопок красят иногда в суровом виде в красный цвет ледяными красителями в барках и аппаратах упаковочной системы.

К. кардной (чесаной) ленты и ровницы. Лента красится преимущественно в аппаратах упаковочной системы, а ровница-в аппаратах насадочной системы. Находят также некоторое применение и аппараты непрерывного действия. Лента красится гл. образом в виде свертков. К. требует большой осторожности, в особенности для ровницы, так как здесь неровность окраски весьма трудно исправить в процессе дальнейшей механич. обработки. Предварительная подготовка к крашению и само крашение производятся таким же образом, как у непряденого волокна.

К, пряжи в мотках. Пряжу красят всеми применяемыми для хлопка красителями в барках и механических аппаратах периодического или непрерывного действия. К, суровой пряжи практикуется редко; обычно



ее предварительно отваривают или отбеливают. Субстантивньпйи красителями в барке красят как в светлые тона, так и в темные. В аппаратах красят преимущественно в темные цвета и в короткой ванне. При работе с мерсеризованной пряжей рекомендуется добавлять к красильному раствору эмульсирующие вещества (ализариновое масло, мыло и друг.). Пряжу для швейных ниток красят в больших количествах в барках Вильсона и иногда в машине типа Гербера. Для субстантивных красителей наиболее употребительны обработки формальдегидом и солями меди и хрома, а также последующее диазотирование и сочетание с проявителями . Основными красителями красят преимущественно по отбеленной пряже в ручных барках и машинах типа Вильсона и Гербера. Красят как по таннино-сурьмяной протраве, так и по катанольной. Протравленную и промытую пряжу окрашивают обьшн. способом. Сернистыми красителями пряжу окрашивают в ручных барках, снабженных отжимными валами, а также в механич. аппаратах упаковочной системы. В аппаратах красят преимущественно в темные цвета и промывают в том же аппарате. Мерсеризованную прялеу красят при невысокой t° без добавки солей, но с ализариновым маслом. Кубовыми красителями красят гл. обр. в барках в средние и светлые оттенки, поэтому пряжу предварительно отваривают или полностью отбеливают. Куб применяется гидросульфитный и восстанов.тение ведут обычно в самой красильной ванне, за исключением альголевых красителей, для которых требуется готовить отдельную матку. К. индиго производится как в барках, так и в механич. аппаратах, нанр. Планелла. Ледяными красителями красят больше всего в красный и бордо цвета как по /?-нафтолу, так и по наф-толам ряда AS. Предварительно же пряжу только отварирают или полностью отбеливают. Нафтолирование высушенной или только отжатой пряжи производят в солильной машине, барке, а также аппаратах ynai-совоч-ной системы. Иафтолированную пряжу отжимают до 50%-ного содержания жидкости и проявляют в сыром виде (для нафтолов ряда AS) или предварительно высушивают ее при 50-60°. Проявление производят в барке или солильной машине. Черным анилином пряжу красят как по однованному, так и по окислительному способам. По первому способу красят в барках или аппаратах типа Гербера. Получаемые по этому способу окраски мало прочны к трению и имеют -бронзоватый оттенок. Поэтому предпочитают работать по более сложному окислительному способу, по которому удается получить окраски, прочные к трению и красивого оттенка.

К. пряжи в виде крестовых шпу.ть и початков производят субстантивными, основными, сернистыми, кубовыми и ледяными красителями в механических аппаратах. Крестовые шпули красят кроме того в небольших количествах субстантивными и сернистыми красителями в пенных аппаратах. Подготовка шпуль перед К. зависит как от характера применяемых красите.тей, так и от глубины по.тучае-

мых оттенков, а также от t°-Hbrx условий К. Субстантивными красителями красят, как и непряденый хлопок, в механич. аппаратах; в случае плотной намотки шпуль особенно рекомендуется добавка смачивающих веществ в красильную ванну. Для светлых оттенков к красильнолгу раствору добавляют только эмульсирующие вещества, а для темных берут и небольшое количество соли. К. основными красителями производится по обычному для непряденого хлопка способу К. в аппаратах. Сернистыми красителями окрашивают в аппаратах упаковочной и насадочной систем - по обьганым способам. К. кубовыми красителями не представляет затруднений: применяют гидросульфитный куб и красят по предварительно отваренному и отжатому материалу. Р1ндиго красят преимущественно в механрш. аппаратах насадочной системы специа.т1ьной конструкции. При ледяном К. крестовые шпули пропитывают нафтолом в аппаратах упаковочной и насадочной систем, а початки- только в последних; затем следуют проявление диазораство^)Ом и промывка. Предварительная подготовка шнуль перед К. такая же, как для пряжи.

К. основы производится гл. обр. на навоях в механич. аппаратах насадочной системы теми же красите-тями, как шиули и початки, затем в проходных аппаратах субстантивными, сернистыми и кубовыми красителями, а иногда и во время шлихтования. Для сернистых красителей не требуется предварительной подготовки основы и применяются красильные растворы с содерла-пием 10 - 15 г красителя (в порошке) в 1 л. К. в шлихте практикуется только для дешевого товара и в светлые тона; при этом либо раствор красителя добавляют непосредственно в шлихту либо перед шлихтовальной машиной ставят отдельное корыто с концентрированным раствором красителя и с отжимными валами.

К. чу л ков и трикоталеа. Чулки красят гл. обр. субстантивными и сернистыми красителями в ручньпс барках и механич. аппаратах упаковочной системы. Подготовка к К. захелючается в отварке или отбелке. В механич. аппаратах красят гл. обр. только в темные цвета, т. к. в них трудно получить равномерную светлую окраску целой партии чулков. Субстантивными красителями красят в барках обыкновенно на постоянной ванне, в которую рекомендуется добавлять смачивающие вещества. Применяется последующая обработка формальдегидом или диазотирование и проявление, в особенности для черного цвета. Обработка солями меди и хрома применяется релсе. Сернистыми красителями красят в барках и красильных аппаратах обычными способами. Чулки красят также и черным анилином. Кусковой трикотаж красят гл. обр. субстантивными, реже - сернистыми красителями. Применяются жгутовая красильная барка и механич. аппараты упаковочной системы (последние для сернистого К.). Часто применяются обработка металлич. со.тями и дтшзотирование.

К. ткани. Ткань красят в джихкерсе (см.), проходном аппарате, жгутовой барке и плюсовке всеми пригодными для хлопка



красителями. Из последующих обработок наиболее часто применяются диазотирование и сочетание с -нафтолом. Основными красителями красят преимущественно отбеленную ткань по таннино-сурьмяной протраве, катанолу и закрепителю Т. Обработку таннином производят в плюсовке и в джиккерсе; протравление катанолом производится в джиккерсе. Для протравления закрепителем Т ткань плюсуют щелочным его раствором, сущат, пропускают на слабую к-ту и слегка промывают. Протравные красители находят в настоящее время ограниченное применение для гладкого крашения ткани. Работу ведут в плюсовках, длжккерсах, гарансинных барках или проходных аппаратах, смотря по плотности ткани и способу крашения. Применяют красители растительного происхождения (кампеш, катеху, кверцитрон и грушка) и некоторые синтетич. протравные красители (ализарины и др.), главн. обр. по хромовой и железной протраве. Перед К. ткань только расшлихтовывают или отваривают; полная отбелка производится редко. Наиболее дешевым и продуктивным является запарной способ: ткань плюсуют раствором, содержащим краситель и протраву, сушат, запаривают и промьшают. Иногда плюсуют только уксуснокислым раствором красителя (кампеш, катеху), сушат или запаривают и хромируют. Заварной способ сложнее и производится различно: видоизменяются количество красильн. материалов, протрав, а также порядок операций. Нек-рое значение запарные плюсы имеют для получения по ним резервных расцветок (см. Ситцепечатагте). Сернистыми красителями ткань окрашивают в проходных аппаратах, джиккерсах и плюсовках. Предварительная подготовка ткани для средних и темных оттенков заключается в расшлихтовке и отварке или в мерсеризации суровья, поступающего затем на крашение мокрым без промежуточной сушки. Для светлых оттенков, особенно при работе в плюсовке, ткань иногда отбеливают. Работа в джиккерсе мало продуктивна, зато прочность окрасок к мытью и прокрас обьшно лучше, чем при работе в проходном аппарате. В плюсовке красят обычно лишь в светлые оттенки; ткань из плюсовки делает несколько ходов на воздухе (воздушный зрельник), а оттуда поступает в про- ходи ой аппарат, где хромируется и промывается. Кубовые красители за исключением индиго не находят пока широкого применения для К. ткани вследствие их высокой стоимости. ИнДиго красят по расшлихтованному или отваренному врасправку товару. Преимущественно работают в гидросульфит-пом кубе в аппарате Вельтера (см. Индиго, применение в крашении). С появлением индигозолей (см.) процесс крашения значительно упростился: ткань плюсуют водным раствором ипдигозоля, сушат и пропускают через раствор хлорного железа и кислоты или только через к-ту, если к раствору индигозоля был добавлен нитрит натрия. Но высокая цена индигозоля (почти в 4 раза дороже индиго) сильно ограничивает его применение для гладкого К. Остальньгми кубовыми красителями (индигоидными и ан-трахинонньпли) красят преимущественно в

светлые оттенки по беленой ткани в плюсовках, длотккерсах и в рулетных кубах. Ледяное крашение ткани пользуется большим распространением, особенно после появления нафтолов ряда AS, давших возможность получать прочные окраски почти всех цветов спектра. Нафтолирование производится в плюсовке по беленой ткани. Проявление раствором диазотированного амина обьгано производят в плюсовке, связанной с проходным аппаратом для промывки: после проявления ткань проводят по воздуху и потом промывают. Для гладкого К. черным анилином не требуется полной отбелки ткани, а обходятся одной подготовкой диастафо-ром (см.), контактом (см.) или частичной мерсеризацией. Чаще всего красят но окислительному способу с последующим вызреванием в зрельнике (см.) Прейбиша или Гау-больда; запарной способ для гладкого крашения применяется реже, Черноанилиновый плюс готовится в настоящее время на большинстве ф-к СССР при теоретич, соотношении количества анилина и соляной к-ты (количество первого доходит до 35-40 г на 1 л). Плюсованная ткань поступает обьгано в сыром виде в зрельню (см.), по выходе из к-рой она хромируется на холоду или при 40-50** в ходовой барке, промывается, а иногда и мылу ется на-кипу.

К., дающее на ткани окрашенные минеральные осадки, применяется в незначительной степени, гл. обр. из-за вредности производства. Некоторое значение имеют бланоюа железная (см.) и бистр (см.) марганцевый.

К. льна. Волокно льна несколько отличается от хлопкового волокна как по строению, так и по количеству естественных примесей; оно состоит из элементарных клеток с толстыми стенками и внутренним каналом и содержит до 10 -15% пектиновых и других инкрустирующих веществ. Последние не сполна удаляются при предварительных обработках и сильно затрудняют пропитку и смачивание волокна при К. Поэтому К. льна отличается от К. хлопка количеством и характером добавок к красильной ванне. Следует также отметить, что трудность прокрашивания льна обусловливает несколько меньший расход красителей, чем при К. хлопка. Лен красят преимущественно в виде пряжи в мотках или ткани и применяют гл. образом прочные красители-кубовые (индигоидные и аитрахинонные), сернистые, реже субстантивные. Так как льняное волокно чувствительнее к щелочам, чем хлопковое, то для сохранения его прочности целесообразнее было бы красить без предварительной подготовки; но в этом случае до 50% волокон (в пряже) остаются неокрашенньши, и потому предварительная подготовка необходима. Заключается она или в отварке в слабощелочном растворе (5% кальцинированной соды) или в отбелке-в зависимости от глубины получаемого оттенка. При крашении сернистыми и кубовыми красителями рекомендуется отваривать с 4% сернистого натрия и 2% соды; в этом случае получаются наилучшие результаты в смысле прокраса (не более 5% неокрашенных волокон в пряже) и сохранения крепости льняного волокна. Крашение пряжи производят в аппара-



тах подвесной системы; процесс работы в основном такой же, как для хлопковой пряжи. При субстантивных красителях уменьшают добавку соли, к-рую дают только под конец К. и в некоторых случаях увеличивают количество соды; добавка в красильную ванну смачивающих и эмульсирующих веществ (мыло, ализариновое масло и др.) особенно рекомендуется. Последнее имеет место таюке и при К. сернистыми красителями, при котором также уменьшают количество соли и увеличивают количество сернистого натрия. При крашении кубовыми красителями для красителей, которые обьшно восстанавливаются в самой красильн. ванне, рекомендуется готовить маточный куб в 100-200-кратном количестве воды от веса красителя. Из аппаратов чаще всего применяется джиккерс. Для К. индиго наряду с гидросульфитным кубом применяют в большом количестве купоросный и цинковый кубы. В большом нри-менении, особенно в кустарном деле, куб периодич. действия, причем для достижения лучшего прокраса ткани работают при ста-бьгх концентрациях индиго. Для получения особенно прочньгх окрасок кубовыми красителями предпочитают красить в пряже.

К. пеньки. По своим химико-красильным свойствам волокно пеньки весьма сходно с волокном льна, но оно грубее последнего и содержит больше естественных примесей, вследствие чего пеньковое волокно красится еще труднее льняного. Основою для изготовления пеньковых изделий служат грубая прялеа (для тары, брезентов, шпагата, канатов) и тканьевая (для полотенец, столового белья и др.). Т. к. характер изделий не требует особой прочности окраски, то применяются почти исключительно субстантивные красители, а иногда основные и сернистые. Субстантивными и сернистыми красителями красят, как льняную пряжу, а основными- по таннино-сурьмяной протраве или непосредственно в слабоуксуснокислой ванне с последующей обработкой таннином. Подготовка пряжи перед К. - как у льна. В кустарном производстве пеньковые ткани окрашивают иногда в кубовый (синий) цвет.

К. джута. По составу джут резко отличается от других растительньгх волокнистых материалов. Вещество его состоит из целлюлозы с большой примесью лигнина и басто-зы, придающих ему кислый характер. Джут идет главным обр. на изготовление грубьгх и дешевых изделий (тара, веревки, канаты, ковровые и мебельные ткани и друг.); окрашивают его преимущественно основными, субстантивными и реже кислотными красителями. Очень редко применяются таюке протравные красители (кампеш) и кубовые (для декорационных тканей). Чаще всего красят в виде пряжи; для темных и средних оттенков предварительно только отваривают в растворе соды. Субстантивными красителями красят сначала на-кипу в возлюлспо короткой ванне, затем еще в остьшаюшей ванне с 10-20% глауберовой соли и 1-2% соды; окраски прочны к трению и воде. Для К. основными красителями не требуется предварительного протравления; красят при длине ванны 15 :1-20 :1 в присутствии 3-5% уксусной к-ты или 2-5% квасцов на холоду.

затем доводят до 70-80° и выхаживают еще в остывающей ванне. К. на-кипу повышает прочность окраски, но понижает ее яркость. При К. кислотньгми красителями предпочтительнее брать органич. к-ту, т.к. даке сильно разбавленные минеральные кислоты действуют разрушающе на волокно джута. Красят в возможно короткой ванне в присутст-В1П1 2 - 5 % уксусной кислоты или 1 - 3 %

квасцов. и. Хоиский.

к. шерсти производится в различных стадиях ее механич. обработки: 1) в руне, 2) топ-се, 3) пряже и 4) ткани или трикотаже. Для того чтобы шерстяное изделие было равномерно окрашено в желаемый цвет, необходимо предварительно очистить его от жиропота и жировых веществ , нанесенных на волокно в процессах мехаиич. обработки. После промывки шерсти содержание жирных веществ и мыл не должно превышать для рунной шерсти 2 %, а для пряжи и ткани - 1,5%. Подготовленная к К. шерсть м. б. окра-птепа различными красителями: кислотными, протравными, хромировочными, субстантивными, основными, кубовыми.

к. непряденой шерсти. К. шерсти до прядения производится в тех случаях, когда она предназначается для пестроткан-ной, или меланжевой, ткани.Окраска эта д. б. весьма прочной к мылу, валке и карбонизации, т. к. ткани, изготовленные из окрашенной шерсти, подвергаются всем процессам мокрой аппретуры. Красители применяются гл. образом протравные, хромировочные, кубовые и некоторые прочные кислотные. Из протравных красителей применяются: ализарин, галлоцианин, ализариновый синий, кампешевый экстракт и др. Из протрав применяются гл. обр. двгхромовокалиевая соль (хромпик), затем алюминиевые квасцы, медный купорос, железный купорос. Недавно еще было распространено К. шерсти кампешевым экстрактом, при к-ром шерсть сначала протравлялась раствором медного купороса вместе с железным купоросом или хромпиком в присутствии винного камня или серной к-ты, а затем во второй ванне окрашивалась в растворе кампеша. Один кампешевый экстракт (ок. 10% от веса шерсти) дает сине-черный цвет, а в присутствии экстракта желтого дерева (2%)-глубокий черный. Хромировочными красителями окрашивают шерсть с последующей обработкой раствором хромпика или же в одной ванне, содержащей и краситель и протраву. К. с последующим хромированием наиболее распространено по сравнению с другими способами. К. этими красителями производят в котлах или в кра-сильньгх аппаратах типа Эссера, Обермайера и других (см. Красильные аппараты). Из кубовых красителей применяются индигоиды и индигозоли (индиго, тиоиндиго и др.). к. этими красителями производится в циркуляционном кубовом аппарате. Р1з кислот-ньгх красителей применяются только прочные к валке (наприм. валяльный лселтый О, формилфиолетовый S4B, валяльный красный S и др.). К. исключительно этими красителями производится довольно редко, но они часто применяются для подцветки во время К. протравными или хромировочны- ми красителями. К. кислотными красителя-



ми производится в такой же аппаратуре, что и протравными красителями.

К. то и с а. Камвольная шерсть в непряденом виде окрашивается очень редко, в большинстве случаев она поступает в К. в виде гребенной ленты (топе), смотанной в бобины, к-рую окрашивают в механич. аппаратах упаковочной и насадочной систем, причем К. в аппаратах насадочной систедш! протекает более совершенно: циркулирующая красильная ванна окрашивает равномерно, не перепутывая и не свойлачивая ленту. Для К. топса применяются те же красители, что и для рунной шерсти. После окраски топе промывают слабьш раствором мыла на мойных машинах, где он проходит лентой через промьшные ванны, сушильные барабаны и гилль-бокс (см.).

К. и р я ж и. Шерстяная пряжа красится в мотках, крестовых шпулях и початках. В зависимости от назначения пряжи и предъявляемых к прочности окраски требований применяют протравные, хромировочные, кислотные, субстантивные или основные красители . Кислотньпли красителями пряжа окрашивается в тех случаях, когда необходима яркая окраска, в особенности для камвольной пряжи зефир , вязальной и вышивальной . Для этой цели применяются красители, прочные к свету (напр. светопрочный желтый 3G, ализарин-сафирол SE, ализарин-рубинол GW и др.). Основными красителями пряжа окрашивается редко. К. пряжи в мотках производится или в ручных барках на палках или в механич. аппаратах упаковочной и подвесной систем. Пряжа в крестовых шпулях или в початках красится исключительно в механич. аппаратах насадочной и упаковочной систем типа Эссера, Циттау, Кранца и др.

К. ткани. Шерстяные ткани окрашиваются кислотными, хромировочными и кубо-вьЕми красителями. Т.к. суконные ткани содержат обычно остатки ренья и другие растительные примеси, к-рые не окрашиваются кислотными, хромировочными и другими красителями, то б. ч. перед К. их подвергают карбопизащт (см.). Если ткань карбо-низована, то перед К. она д. б. нейтрализована раствором кальцинированной соды и тщательно после этого промыта водой. При К. хорошо эгализирующими красителями удаление к-ты после карбонизации не.является обязательным, т. к. ткань окрашивается и в кислом виде. Большинство легких шерстяных тканей окрашивается кислотными красителями в виду их способности равномерно окрашивать. Этими красителями гл. обр. окрашивают: дамские плательные ткани, муслин, дешевые сорта мужского костюмного сукна, биллиардные сукна и т. п. Для этой цели применяют красители, к-рые удовлетворяют нормальным требованиям в отношении прочности к трению, декатировке, поту, глажению и свету (например светопрочный желтый 3G, амидосиний GGR, ализарин-сафирол SE, яркий ланафуксин АТГ и др.). К. производится в красильных барках. Д.Т1Я получения различных модных цветов красители комбинируют, причем красители, составляющие данную комбинацию, д. б. подобраны одинаковой эгализации. Хро-

мировочные красители применяются гл. обр. при К. более высоких сортов шерстяных тканей: пальтовых, костюмных, военных сукон и т. и. Красители для этой цели и самый метод К.-те же, что и для непряденой шерсти. К. производят в красильной барке. Кубовое К. шерстяных тканей применяется редко. Обычно это К. тканей производится врасправку на красильной барке с отжимными валами. Основными красителями чисто шерстяные ткани почти не окрашиваются. Шерстяной трикотаж окрашивается подобно шерстяным тканям.

К. искусственной шерсти. К. искусственной шерсти предшествует сортировка ее по цветам. Искусственная шерсть, окрашенная в темные цвета или непрочными красителями, обесцвечивается, для того чтобы впоследствии возможно было окрасить ее в более светлый цвет или красителями, прочными к валке. Обесцвечивание производится содой, глауберовой солью, гидросульфитом и другими веществами, в зависимости от природы красителя, к-рым была окрашена искусственная шерсть. Искусственная шерсть светлых цветов перед К. не обесцвечивается. Экстрактную шерсть перед К. иногда нейтрализуют раствором соды. Для К. искусствен, шерсти служат те же красители, что и Д.71Я рунной шерсти. а. Моторин.

К. шелка. Шелк (обыкновенный, дикий) и его очески (шапп, бур-де-суа) окрашивают гл. обр. в виде мотков (трам, органзин, бур-де-суа, шапп), тканей, а также лент, трикотажных изделий (чулки и др.). Предварительная подготовка шелка к К. чрезвычайно разнообразна и в общем заключается в том, что шелк отваривается ( обесклеивается ) либо полностью ( шелк-кюит ) либо частично ( шелк-суппль ) или же только несколько размягчается ( шелк-экрю ). При К. в светлые цвета шелк иногда отбеливают (перекисью водорода, царской водкой, бисульфитом натрия). Кроме указанных операций при К. шелка играет бо.тьшую роль (особенно за границей) т. и. привешивание ( отяже-ление ), к-рое производят до К., а иногда (при К. в черный цвет) и во время К. Привешивание имеет целью (при помощи хлорного олова, фосфорнокислого натрия, силиката натрия, дубильных веществ, гематина и др.) восполнить и в большинстве случаев даже превысить (до 400%, а в СССР не выше 30- 50%) потерю в весе шелка-сырца, происшедшую при его отварке. Дикий шелк (туеса) окрашивается в общем труднее, чем обыкновенный. Отяжеленный шелк следует окрашивать осторожно во избежание получения неровной окраски.

К.шелка в мотках и в виде пряж и. Шелк в мотках (грежа, органзин, трам) и в виде пряжи (шапп, бур-де-суа) окрашивают в тех случаях, когда он идет для изготовления пестротканых изделий или вышивального и вязального шелка. Шелк в этих стадиях механич.обработки может поступать для К. с разной степенью отварки (кюит, суппль, экрю), отбеленным и неотбеленным, с привесом или без него. Чаще всего (особенно в СССР) шелк в мотках окрашивают после полной отварки и без предварительного отя-желения. Для К. применяют основные, кис-



лотные, субстантивные, протравные, хромировочные красители и в редких случаях сернистые, кубовые индигоидные, ледяные красители и черный анилин. К. основными красителями (родамином В, 6G, ярким зеленым, малахитовым зеленым, метиловым фиолетовым, виктория голубым В и др.) производят довольно часто в тех случаях, когда требуется получение яркой окраски, а прочности (к свету, мытью) не придается большого значения. Кислотные красители (виктория черный В, зеленый кислотный 2G, щелочной синий, хинолиновый желтый, пунцовый 2R, оранжевый II и др.) находят довольно большое применение, так как они дают окраски удовлетворительной прочности и яркости. Субстантивными красителями (анил-черным ФФ, хризофенином G, анил-зеленым и др.) окрашивают шелк в мртках обычным способом или же (с целью увеличения прочности окраски) применяют для нек-рых красите.тей обработку солями (Си, Сг) или последующее диазотирование и сочетание с ;3-нафтолом и др. Хромировочные и протравные красители дают прочные (к мытью и свету) окраски, но их сравнительно мало применяют, т.к. окраски их тусклы и шелк становится от действия протрав (гл. обр. хромпика) жестким. К.протравными красителями широко применяется-главн. обр. при окраске в черный цвет. Хотя последний можно получить при помощи красителей, принадлежащих к различным классам (субстантивных диазотированных, хромировочных, черного анилина), однако наибольшим распространением пользуются протравные красители (главн. обр. кампеш), дающие прочную черную окраску. Это К. в большинстве случаев сопровождается привешиванием шелка. Рецептов К. в черный цвет этими красителями много, но в общем они заключаются в том, что шелк, обработанный солями олова, фосфорнокислым натрием, силикатом натрия, растворами мыла, основных солей железа, л-селтой кровяной соли, дубильными веществами (таннином, катеху), окрашивают кампешем; при этом на шелковом волокне могут образоваться фосфорнокислое олово или его гидрат, берлинская лазурь, дубильнокислое железо и черный железный лак гематеина. К. сернистыми, кубовыми индигоидными красителями и особенно черным ани.тином и ледяными про-И.ЗВОДЯТ крайне редко. Для К. шелка в мотках и в виде пряжи применяют ручные или механич. красильные барки (типа Гербера, Ульмана и др.).

К. ш е л к о в ы X т It а н е й, особенно тонких (крепов, креп-шифонов и др.), практикуют довольно часто. Шелковые ткани обыкновенно перед К. полностью отвариваются и, если нул-сно, отбеливаются. Для К. тканей применяют главн. обр. основные, кислотные, субстантивные,протравные и хромировочные красители. Способы и рецепты К. в общем мало отличаются от К. шелка в мотках. К. тканой производят в красильных барках, у которых баранчики вращаются вручную (тонкие ткани) или при помощи привода, или в джиггере (плотные ткани). К. шелковых лент и трикотажных изделий мало отличается от К. шелка в мотках или в виде тканей. После К. шелк (в мотках или в виде тканей) подвер-

т. э. т. XI.

гают оживке , заключающейся в том, что его обрабатывают в растворе к-т (серной, уксусной, лимонной, винной), а также в мыльных эмульсиях (оливкового масла, олеиновой кислоты и др.). При этом шелк приобретает так называемый хруст (шуршание) и мягкость; за этой обработкой следуют отжим и сушка. д. Грибоедов.

к. искусственного шелка. Продалшые сорта искусственного шелка м. б. разделены на следующие важнейшие виды: вискозный шелк (вистра), медноаммиачный шелк ( блестит ), нитратный шелк (Шардоне, Ленера) и ацетатный шелк. Вискозный, медноаммиачный и нитратный шелк представляют регенерированную целлюлозу и К. их близко к К. хлопка, с той лишь разницей, что они обладают более выраженным сродством к красителям. Ацетатный шелк является сложным эфиром целлюлозы и по свойствам совершенно отличается от других видов искусственного шелка. До сравнительно недавнего времени еще не было способа для К. этого волокна, так как оно почти не имеет сродства к синтетическ. красящим веществам, применяемым для хлопка и шерсти. В настоящее время имеются специальные красители для К. ацетатного шелка. Искусственный шелк красят нреимущественно в мотках, в виде трикотажа и ткани. Ацетатный шелк в мотках обычно не красят. Особенность К. искусственного шелка определяется его свойством значительно слабеть в смоченном виде. Ацетатный шелк в этом отношении несколько прочнее, но и он имеет незначительную абсолютную прочность на разрыв. Эти обстоятельства требуют чрезвычайно бережного обращения с товаром при К., отсутствия натяжения во влажном состоянии, расправления на швилях и т. д. К. пряжи в мотках производят преимущественно вручную в обыкно-венньпс барках, применяемых для К. хлопковой пряжи. Перед К. необходимо пряжу хорошо отварить с содой или мылом при 50- 60 . К. ткани из искусственного шелка производится после предварительной опалки и отварки на соде (для ацетатного шелка эта операция отпадает). Отварку и К. ткани производят либо в барке с баранчиком со свободной петлей и звездчатых аппаратах либо на джиггерах (для плотн. тканей). Материал для аппаратов-исключительно дерево, реже металл, покрытый каучуком. К. ведут в сравнительно длинной (30-40-кратной) ванне (о длине ваины см. выше) при i° не выше 70°. После К. товар промывают и подвергают оживке пропуском вначале через раствор мыла, а затем через раствор уксусной или муравьиной кислоты. После этой обработки товар без промывки направляют на центрифуги или на вакуум-отсосы и сушат (при умеренной Г). Пряжу сушат в обычных аппаратах для прялеи (без натяжения). Ткани, не требующие вытяжки, сушат в т. п. фестонной сушилке, где их подвешивают свободными петлями на полках. Ткани, требующие ширения, сушат на одноярусных шпан-рамах. Горячий ток воздуха в шпан-раме дает шелку неприятный блеск, поэтому вентиляторы в шпан-раме отсутствуют и товар сушат естественным током воздуха. К. искусственного шелка, за исключе-

18



1 ... 24 25 26 27 28 29 30 ... 49
© 2007 SALROS.RU
ПромСтройМат