Главная » Промиздания » Круглые древесные материалы

1 ... 29 30 31 32 33 34 35 ... 48

французского (сдополн. М. Ц а в л о в а), Москва,1911; Б а н 3 е н Г., Размеры ж нроизводшельвость герм, сименс-мартеновских нечей, Свердловск, 1926; Труды 1 Уральского съезда деятелей по мартен, производству в г. Свердловске в 1926 г. . Л., 1928; А 1-Ь е г t s Р., 200-тонная мартен, печь для работы способом Тальбота, Бюлл. Гипромеза , Д., 1930, 2, стр. 110-121; King Максимальные размеры мартен, печей, там же, стр^. 93; Herty С, Равновесие марганца, углерода и фосфора в основной мартен, печи, ЖРМО , 1927, стр. 689; J а п е s к. е В., Дуплекс-процесс в Индии, там же, 1929, ч. 2, стр. 349; Павлов М., Альбом чертежей по мартеновскому производству, 2 издание, СПБ, 1920; Издания Гипромеза -зшоекты Магнитогорского и Криворожского заводов, Л., 1929; Р а V 1 о Г f М., Abmessungen т. ЖосЬ-и. MartinOfen, Lpz., 1928; Т о 1 d t F., Rege-nerativ-Grasufen, 3 Aufl., Lpz., 1907; HermannsH., Daa modeme Slniens-Martlnstahlwerke, Halle a/S., 1922;Dlcbmann C, DerbasiscbeHerdofenprozess, В., 1920; BansenH., St. u. e. , 1925, H. 1, p. 489 (реф. в ЖРМО , 1926, ч. 2, стр. 628); Р и р р е J., ibid., 1920, Н. 11, р. 1592 (Печи Maerz, реф. в ЖРМО ,

1925, ч. 2, стр. 368); S chn ei d ег А., Ibid., Н. 1, р. 501 (Вращающиеся печи, реф. в ЖРМО , 1925, ч. ?, стр. 371); St. U. е. , 1922, р. 1135 (Головки мартен, печей, реф. в ЖРМО , 1925, ч. 2, стр. 373); ibid., 1924, Н. 1, р. 193 (ГоловкиMoll, реф. в ЖРМО ,

1926, стр. 195); ibid., р. 666 (Регенераторы мартен, печей, реф.в ЖРМО , 1926, ч. 2, стр. 206); Thiol О., Duplexprozess, St. u.e. , 1898, Н. 1, p. 455; Schweitzer О., ibid., 1923, H. 1, p. 649 (Способ з-да Гёш, реф. в ЖРМО , 1925, ч. 2, стр. 399); Pupp е J., ibid., 1922, Н. 1, р. 1, 46 (Процесс Тальбота в сравнении с другими способами мартен, плавки, реф. в ЖРМО , 1925,4. 2, стр.381); D е Lolsy В., Note sur une Tarlante du precede au minerals, Bull. de la Socletfe dencourageinent . P., 1901, p. 572; Gamp-bell H. H., The Manufacture a. Properties of Iron a. Steel, 4 ed., N. Y., 1907; Water house €., Duplex process, Iron a. Coal Trades Review , London, 1916, p. 879; Trans. of the Amer. Inst, of Min. a. Metalliu-g. Engin.*, N. Y., 1919, p. 498 (Охладительные устройства мартеновских печей, реферат в ЖРМО , 1925, стр. 374); Campbell Н. Н., The Open-Hearth Process, ibid., 1892, v. 22; D 1 e h 1 A., The Iron a. Coal Trades Reviem, L., 1926, p. 733, 804 (Сера в основном мартен, процессе, ШРМО , 1927, стр. 668); Bertrand е., The Practice of the Combined Open-Hearth Process of M-rs Bertrand-Thlel Process, Joum. of thelrona. Steellnst. , L., 1897, i,p. 115; Talbot В., The Open-Hearth Continuous Steel Process, Ibid., 1900, 1, p. 33; Clements F., ibid., L., 1922, J, p. 429 (Мартен, процесс в Англии, реф. в ШРМО , 1925, ч. 2. стр. 409); D 1 е h I А., Iron а. Goal Trades Review* (К вопросу о работе мартен, печей рудным процессом в Америке, реф. в ЖРМО , 1927, ч. 2, стр. 663); Bernhardt F., St. u. E. , 1929, p. 1-7, 39-44, 73-78, 137-142 (Соврем, состояние основн. мартен, процесса-реферат в ШРМО , 1927, ч. 2, стр. 611-647); Schleicher S., Untersu-chung fiber die Badzusammensetzung von Slemens-Martin-Schmelzungen n verschledenen BadhOhen, St. u. E. , 1930, 30, p. 1049;K6hler E., Die Ent-schwefelung helm baslschen Slemens-Martln-Verfah-ren, ibidem, 36, p. 1287; Wood H., Open-Hearth Furnace Steelworks, A Comparison of British a. Continental Installation a. Practice, Journ. of the Iron a. Steel Inst. , L., 1930, v. 2. M. Павлов.

Профессиональные вредности и техника безопасности. Вредности работы в мартеновском цехе сводятся в основном к мощному воздействию на рабочего теплового излучения и вредному влиянию на него резких перемен температуры окружающего воздуха. Высокая температура наружного воздуха (в особенности летом), затрудняя теплоотдачу и усугубляя тем тягостное действие теплового излучения, ведет к нарушению теп-лорегуляции организма рабочего и даже к острым тяжелым расстройствам-т. наз. тепловым ударам. Влияние теплового излучения особенно вредно сказывается (во время работы у загрузочного окна при поднятых заслонках, во время смены последних и выпуска стали) на органы зрения (образование катаракты). Поэтому для улучшения условий работы применяют ряд индивидуальных защитных нриспособлений: шля-

пы, сетчатые маски, очки с цветными стеклами. ЭффекФ этих мероприятий недостаточен, почему в настоящее время, помимо передвижных щитов, началась проработка ряда защитных 11риспособ.чений в виде разнообразных завес-цепньЕк, воздушных, воздушно-паровых и водяных, чисто паровых, а также местной обдувающей вентиляции, не вышедших однако до настоящего времени из разряда опытных установок. Помимо вышеуказанных основных вредностей мартеновского цеха необходимо отметить загрязнение воздуха пламенными газами и другими продуктами горения, пылью, а также опасности, связанные с применением в качестве топлива генераторного и коксового газа.

Условия работы в мартеновских мастерских-наличие больших масс расплавленного металла, горячих предметов (болванки, изложницы), значительное число вспомогательных механизмов большой мощности (мостовые краны, завалочные машины, разливочные тележки, ковши и т. д.)-определяют тип несчастных случаев в цехе, а именно ожоги и ушибы. Такого рода несчастные случаи приобретают систематический характер в условиях тесноты и загроможденности цеха, и борьба с ними может вестись за счет рациональной распланировки мастерской и правильной организации внутрицехового транспорта. Независимо от этого, близкое соприкосновение рабочих с раскаленными массами металла требует рациональной спецодежды, причем в качестве материала для одежды д0.т1жны употребляться холщовые и суконные ткани, отнюдь не хлопчатобумажные. Тяжелые несчастные случаи в М. п. возникают также в связи с авариями и их ликвидацией. Сюда д. б. отнесены случаи прорыва порогов или прорыва вьшускного отверстия, повреждения пробки и стопорного аппарата разливного ковша и взрывы в газогенераторной системе. Основной причиной возможности взрыва является понижение давления (ниже атмосферного) в системе (при загрузке газогенераторов, а также при расстройстве их хода), благодаря чему может иметь место засасывание воздуха в газопроводы и образование гремучей смеси. В целях безопасности работ необходимо устанавливать рациональные загрузочные коробки с двойными затворами и автоматическую подачу топлива. Для предупреждения взрывов при растопке (задувке) генератора газ должен выпускаться нек-рое время в атмосферу (предпочтительнее через дымовую трубу). Во избежание тяжелых последствий от взрывов должны устраиваться на газопроводах предохранительные клапаны, а для наблюдения за давлением иметься манометры. Большое значение имеет доступность газопроводов для осмотра и очистки, для чего последние должны устраиваться надземными. С- Брвдский n А. Буриистренно.

МАРТЕНСИТ, одна из структурных составляющих стали, получившей закалку. Для получешш М. необходимо температуру стали поднять выше t° критич. точки An и затем сталь быстро охладить. Тогда в зависимости от скорости охлаждения углеродистая сталь будет иметь различную структуру, показанную (для стали с 0,96% С) на фиг. 1. При



средних скоростях охлаждения точка А^ раздваивается на А'г^ (трооститовое превращение) и А'г^ (мартенситовое превращение). При больших скоростях охлаждения имеем только одно мартенситовое превращение при темп-ре около 300 - 400°. Мартенсит является неустойчивым твердым раствором С в а-железе, имеющем центрирован-но-тетрагональную решетку (фиг.2;чер-

ООО

S00 400

At/an

forie

turn turn)

сит


Фиг. 2.

о Ъ S> 120 /во SAO 280 ные ТОЧКИ-атомы

Скорость охлаждения в С/ск. О-ПерИОД Тетра-

Фиг. 1. гональн. решетки)

с размерами осей, зависящими от концентрации С. Переход аустенита в М. связан с увеличением объема до 4% первоначального, что вызывает образование внутренних напряжений в закаленной стали. М. может иметь и структуру центрированного куба с ребром 2,86 Л, не зависящим от концентрации С. Такого рода кубич. М. имеет уд. объем меньший, чем тетрагональный. Практически закалка стали должна производиться на кубич. М. Микроструктура мартенсита игольчатая. Физ. свойства М.-большая твердость (до 680 по Бринелю), п сниженная электропроводность, большая коэрцитивная сила и малое намагничивание по сравнению с той же сталью, но в отожженном состоянии. М. может быть получен из аустенита в специальной стали механически (удар, растяжение и пр.) и при i° жидкого воздуха. По последним представлениям переход из аустенита в М. возможен только при наличии скалывающих напряжений.

Лит.: Селяков Н. Я., Природа аакаленной стали, Вестн. металлопромышленности , М., 1928, 9-10; г у д д о в Н. т.. Сталь, ее природа и свойства, М., 1927; S с h е 1 I Е., Neuere Untersuchungen iJber d. Theorie d. Stahlhartung, АгсЫт f. d. ilisen-liijttenwesen , Dusseldorf, 1928, H. 8; Schell E., JZeitsclirift f. anorg. u. allg. Cbemle, Leipzig, 1929, B.18, P.98. H. Селянов.

МАСКИРОВКА военная, средство, имеющее целью обмануть противника путем сокрытия действительных и создания ложных военных объектов и операций. Все маскировочные мероприятия д. б. согласованы с планом той операции, в к-рой они применяются. В основу М. положены следующие принципы: 1) активность обмана, 2) разнообразие мероприятий, 3) естественность обмана и 4) непрерывность. М. подразделяется на два основных вида: 1) естественная М., без применения каких-либо специальных средств, и 2) технич. маскировка, вьгаолняемая специальными технич. средствами. При выполнении какой-либо маскировочной работы приемы естественной и технической маскировки обычно тесно между собой переплетаются, в отдельности же они остоят в следующем.

Естественная М, объединяет: 1) использование условий освещеш1я, т. е. использование тени от местных предметов на объект, который подлежит укрытию; 2) использование атмосферных явлений, т. е. проведение операций в туманную погоду, при низкой облачности, в дождь, в метель и т. п.; 3) применение к местности-использование защитных свойств местной обстановки, окружающей маскируемый объект, рельефа, цвета, рисунка и укрытий; 4) ложные действия-мероприятия, умышленно привлекающие к себе внимание и создающие ложное представление о направлеЕши войсковых передвижений, численности войск, роде оружия. На фиг. 16, 17, 18 и 16А, 17А, 18А вкл. л. даны примеры передвижения кавалерии и артиллерии летом и зимой при наблюдении с воздуха; 5) войсковую мимикрию-умение войсковых частей различными группировками заставлять противника принимать их за местные объекты. Фиг. 19, 20, 21 вкл. л. дают примеры мимикрии одиночного стрелка, группы и цепи стрелков, на фиг. 22, 23, 24 и 22А, 23А, 24А вкл. л. то же при наблюдении с воздуха летом и зимой.

Техническая М. разделяется на следующие виды: 1) растительную М., 2) защитное окрашивание, 3) декоративную М., 4) химическую М., 5) звукомаскировку, 6) военный грим.

1. К приемам растительной маскировки относятся: а) пересадка растительности, б) применение срезанной растительности, в) дернование и г) обсеменение. Пересадка растительности (деревьев, кустов) при условии соблюдения естественности дает хороший маскировочный эффект, но требует значительного расхода рабочей силы и времени. Применение срезанной растительности заменяет пересадку при необходимости произвести работу в короткий срок, но быстрое увядание листвы скоро нарушает маскировку. Дернование в основном имеет те же достоинства и недостатки, что и применение срезанной растительности. Обсеменение применяется при заблаговременном возведении земляных сооружений; производится оно насыпкой поверх сооружения почвенного слоя, содержащего всегда семена трав, или же путем обсеменения специально подобранной для данного места смесью семян. На фиг. 1 и 2 вкл. листа даны примеры растительной М.- дернование и применение срезанной растительности.

2. Защитное окрашивание делится на следующие отрасли: а) подражательное окрашивание (одноцветное и декоративное); б) камуфляж и в) окраски специального назначения. При одноцветном подражательном окрашивании широко применяется запщтный цвет , в к-рый окрашиваются предметы военного снаряжения, вооружения и одежды (фиг. 3 вкл. л.). Подражательное окрашивание земли-брустверов окопов, открытой земли и пр.-служит в качестве временной меры для быстрого подведения под цвет местного фона. Такая окраска земли не всегда однако достигает цели, т. к. гладкая поверхность почвы, без травяного покрова, сильно рефлектиру-



ет, отчего окрашенное место, в особенности лри воздушном наблюдении, кажется более светлым, чем окружающий фон. Для ослабления этого впечатления на почве, подлежащей окраске, делают граблями борозды. Против смывания окраски дождем в состав красочных растворов примешивают специальные закрепители, чаще всего портландцемент. Но все же тонкая корочка красочного слоя на поверхности земли не прочна и поэтому краскомаскировка требует частого обновления или замены другим средством, напр.растительной маскировкой. Декоративное подражательное окрашивание отличается от одноцветного тем, что на объект наносят пятна различного цвета, применительно к участкам фона окружающей его ме- стности (фиг. 4, 5 вкл. л.). Этот способ применяется большей частью для маскировки от земного наблюдения неподвижных объектов. Против воздушного наблюдения, в виду возможного рефлектирования поверхностей объекта, одна окраска является недостаточной, поскольку на большом расстоянии светлота и тени имеют большее значение, чем качество цвета. Камуфляжем назьтается вид неодноцветного за-шщтного окрашивания, служапщй для нарушения характерных опознавательных признаков объекта наблюдения, по которым человек привык этот объект распознавать. Применяется камуфляж гл. обр. к подвижным объектам. Камуфляжную окраску наносят пятнами различных цветов, интенсивности и очертаний т. о., чтобы исказились контур и рельеф объекта-грани предмета стушевались и, наоборот, на ровных плоскостях создалось впечатление наличия углов и граней (фиг. 6 вкл. л.). Расцветка камуфляжных окрасок подбирается применительно к преобладающим цветам окраски того природного фона, на к-ром оперируют данные объекты. Число цветов в разных системах камуфляжа варьирует от 2 до 7. Чаще всего встречаются окраски в 2 и 3 цвета. При движении камуфлированного объекта происходит совпадение по цвету то одних, то других пятен с участком фона, на который объект проектируется, вследствие чего происходит слияние с фоном частей объекта и как бы их выпадение, чем достигается деформация его очертаний. Наглядные примеры растительной маскировки и перечисленных видов защитного окрашивания даны на вкл. л. Окраски специального назначения могут преследовать цели: 1) изменение впечатления о расстоянии до объекта и направлении его движения, 2) создание путем оптич. смешения цветов таких комбинаций, которые плохо воспринимаются зрением или, раздражая глаз пестротой, не дают на себе сосредоточиться, затрудняют прицеливание и т. п. Первый тип окраски нашел применение в морском флоте, второй-находится в стадии испытаний.

3. Декоративная М. преследует следующие цели: а) сокрытие маскируемых объектов путем создания специальных перекрытий, сооружений, построек и б) создание ложных объектов, отвлекающих внимание наблюдателя от действительных объектов, Наиболее употребительными средст-

вами сокрытия являются маски-покрывала. Масками называются укрытия, основными частями которых являются деревянный или металлический каркас (остов), проволочные или пеньковые сети (основа) и вплетенный или подшитый к ним маскирующий материал. Маски-покрывала прямо на-брасьшаются на объект. Мае к-м а т е р и-а л о м, вплетаемым в маску, служат: ветви, хворост, трава, пучки пакли, мочало, отдельные куски окрашенной материи, рогожи и т. д. Материал вплетается не сплошь, так как природные укрытия (растительность)все-гда имеют просветы, что отнюдь не демаскирует: хотя часть укрываемого объекта сквозь них и просвечивает, но он целиком не выявляется благодаря перекрытию тенями от соседних непрозрачных частей укрытия. Маски по своему устройству делятся на вертикальные и горизонтальные. Первые применяются для запщты от наблюдения с земли и с привязных аэростатов, вторые- от наблюдения с самолетов (фиг. 7, 8 и 9 вкл. л.). При установке вертикальной маски (фиг. 1) важно правильно рассчитать ее высоту, которая определяется по формуле:

где И-высота маски, L-расстояние от маски до скрываемого объекта, А-высота наблюдательного пункта, В-высота маскируемого объекта и D-расстояние от мас-


Фиг. 1.

Фиг. 2.

кируемого объекта до наблюдательного пункта. Если желательно построить маску определенной высоты, то расстояние от нее до скрываемого объекта определяется по той же ф-ле, но принимая за неизвестное L. Направление, длина маски и ее транспарант-ность (степень прозрачности) определяются в зависимости от расположения возможных точек наблюдения, характера фона, на котором проектируется объект, а также величины и цвета последнего. При построении горизонтальной маски размеры ее площади несколько больше размеров объекта, если он расположен среди естественных укрытий и нуждается в маскировке только от наблюдения непосредственно сверху. Если же объект находится на открытой местности, необходимо также укрыть падающую от него тень. Достигается это увеличением размеров маски в виде добавления слегка пологих склонов и постепенным увеличением ее транспарантности от середины к краям. Площадь горизонтальной маски (фиг. 2) в этом случае определяется по формуле:

Х=(4ЕГ-Ь J.)-(4HH-B), где X - площадь перекрытия, Н - высота объекта, А и В - стороны перекрьшаемой площади. Маек-ковриками называются искусственные поверхности, имитирующие травяной покров. Они состоят из проволочной или пеньковой сетевой основы



с вплетенными в последнюю пучками мочала, окрашенного в цвет травы. Маск-коврики служат в качестве маскировочного материала при выполнении масок или же используются в качестве индивидуальных укрытий для живой силы-одиночных пеших (пере-двигаюпщхся ползком) разведчиков и т. п. (фиг. 10 вкл. листа).

Помимо указанных мер декоративная М. пользуется также и более сложными массивными сооружениями в виде ложных объектов, полностью имитирующих вид действительных, в виде различных надстроек, изменяющих впечатление о назначении объекта пли искажающих форму его тени (фиг. 11 вкладн. листа). Ложные сооружения, подобно действительным, требуют частичной М. другими средствами (но менее тщательной), иначе ложный объект всегда может быть, расшифрован именно как ложный из-за полного отсутствия заботы о его маскировке. На фиг. 12 вкл. листа указан наблюдательный пункт в виде ложного пня.

4. Химическая М. (по старой терминологии - дымо-11Щ>отехническая) пользуется гл. обр. дымовьиии завесами. Кроме них имеются также средства по увж^оже-нию дыма, а также имитации дыма н пламени орудийных выстрелов, разрывов снарядов д пр. Дымовые завесы образуются при горении дымовых шашек или от специальных аппаратов, производящих дым путем химич. реакции. Для этой цели наиболее часто применяются хлорсульфоновая кислота, серный ангидрид, хлористый титан, хлорное олово, хлористый мышьяк. Дымовые завесы в зависимости от t° воздуха поднимаются на высоту 50-80 м. Увеличения этой высоты достигают разведением между шашками обьганых костров (см. Дымы и туманы). Примеры вертикальной дымовой завесы при атаке позиции и на море даны на фиг. 13 и 14 вкл. л.; горизонтальная дымовая завеса над городом-:на фиг. 15 вкл. л.

Из других видов химической маскировки можно отметить л о ж н ые пожары, долженствующие показать противнику, что его обстрел в данном месте дос-шг цели, и побуждать его к перенесению огня- на другой участок, а также имитацию разрывов артиллерийских снарядов, посредством к-рой можно существенно сбить корректирование стрельбы и тем самым отсрочить правильную пристрелку неприятельской артиллерии. Имитациявспышек артиллерийск. орудий, организованная при ложной батарее (устроенной средствами декоративной М.), в значительной степени отвлекает внимание противника от действительной батареи.

5. Звукомаскировка объединяет мероприятия по имитации или, наоборот, заглушению звуков военных объектов, напр. заглушение арзпиллерийской стрельбой шума от передвижения танков, бронемашин и т. д. Имитация звуков взрывов выполняется обычно пиротехнич. средствами и дополняет например вспышки и дым, производимые при ложных взрывах, пожарах, стрельбе и т. п.

6. Военный грим имеет задачей создание тонких гримов для разведчиков, посылаемых в тыл противника.

Из перечисленного видно, что меры М. находят себе применение для войск всех родов оружия на суше, в воздухе и на воде и являются одним из главнейших средств для борьбы со всеми видами разведки, особенно воздушной. Маскировка всегда будет средством, которое содействует успешному проведению операций с наименьшими потерями в личном составе и в материальной части армии.

Лмт.: общая: врем, наставление по войсковой маскировке, М., 1925; Скляр Л. и Евдокимов Д., Маскировка, Курс аорм. .школ, М., 1924 Военно-маскиров. сборник , М., 1923 и 1924; Теплое Б. и Цветков А., Деоратюная маскировка, ж., 1923; Теп лов Б., Техника маскировки, М., 1923; Рушицкий Т., Основы маскировки, М., 1922; Лукирский С, Применение к местноеш и маскировка, М., 1924,- К р и г е р Ф., Маскировка. М., 1925; Д и д е н к о А., Тактич. применение маскировки, м., 1925; Дымовые завесы, м., 1927; м ал ев с кий А., Маскировка и ее применение, м., 1928; Д и д е н к о А., Маскировка, М., 1928; Врем, франц. наставление но технике маскировки, Москва, 1928.-П рименение маскировки пО земным родамвойс к: ШишковскийЕ., Маскировка роты, М., 1925; Маскировка артиллерии в конницы, Сборн. материалов, М., 1925; Маскировка пехоты, Сборн. материалов, М., 1925; Скляр Л., Маскировка аришлерии, М., 1925; Затонский М., Ма<жировка,кошидн, М., 192&; Л и п п м а н Р., Одшючио обучве, пер. с немецкого, М., 1926; Т е п-я о в В. и К у р ь я н о в в.. Маскировка полевых фортифюсац. сооружений, М., i925; КурьяновВ., Вертикальные каски, Жосква, 1927.-П рименение маскировки в воздушн. флоте: Б у р ч е е.. Воздушный флот и военная маскировка, М., 1925; Бурче Е.иЩеглов Д., Маскировка аэродромов, М., 1926; Бурче Е. и Воробьев-Москвин П., Маскировка летат. аппаратов в воздухе, м., 1928.-L U s к 1 е s h м., The Visibility of Aeroplanes, Journ. of the Pranltlin Inst. , Philadelphia, 1920; Warn erE.L., Marine Camouflage Design, ibidem, 1919; Solomon J., S о 1 о ш о n R., Strategic Camouflage, London, 1920; Manual of Field Works (All Arms), London, 1925; Luckiesh M., Visual Illusions, Their Causes, Characteristics a. Applications, New York, 1922; A Practical Exposition of the Organisation of the Ground for Defense, as Developed by the U. S. Army In the World War, Baltimora, 1923; Instruction provisoire technique sur Je camouflage, Paris, 1927. E. Бурче.

МАСЛА, СМ. Жиры и масла.

МАСЛАИ30ЛЯЦИ0ННЫЕ,см. Изолщит-ные масла.

МАСЛА РАСТИТЕЛЬНЫЕ, жиры растительные, условное обобщающее наименование целого ряда природных продуктов, состоящих гл. обр. из эстеров (сложных эфиров) глицерина, т. н. гл ицери-д о в. Главной отличительной чертой М. р. от жиров животных (см. Жиры и масла) является содержание в М. р. ф и тостер и-н а. Существуют две классификации М. р.: по одной все М. р. подразделяются на две группы: 1)жидкиемаслаи2) тверд-дыемасла; по другой-на три группы: 1) высыхающие масЛа, 2)невысы-хающиемаслаиЗ) полувысыхающие масла. Количество М. р., получаемых из того или иного вида сырья, и их качество находятся в прямой зависимости от географич. происхождения самого сырья (см. Спр. ТЭ, т. III, ст. Климатич. изменчивость химизма растений ). Наиболее характерное свойство высыхающих М. р.-их способность к высыханию на воздухе. Если такое масло нанесено тонким слоем на какую-либо поверхность, то через нек-рое время оно образует довольно плотную прозрачную пленку, к-рая с трудом растворяется в эфире и нерастворима в спирте и воде. Если




..ГЕОКАРТПРОМ (locкв




ГЕОКАРТПРОМ Моим,



высыхание масла происходит в толстом слое, то получается тягучая масса, называемая линоксином (см. Линолеум). При высыхании масла увеличивается его вес (до 20-35 %) за счет поглощения кислорода воздуха. Полувысыхающие масла дают пленку менее прочную, чем высыхающие. Невысыхающие масла с течением времени (очень медленно) густеют, сохраняя при этом способность растворяться в эфире. Высыхающие масла (см.) ввдут в большом количестве на приготовление олифы (см.). Ускорение процесса высыхания М. р. вызьшается добавлением солей свинца, марганца, никеля и кобальта. Эти добавки носят название сикативов.

Т. к. почти все растения в больпшй или меньшей степени содержат жировые вещества, то известно большое количество М. р. Экономически добыча масла из нек-рых растений становится выгодной даже при относительно низком %-ном содержании жировых веществ. Установить определенную шкалу-норму, определяюшую, при каком содержании жира выгодно пускать в переработку растения или их плоды, не представляется возможным. Химический состав М. р. и их структуру см. Жиры и масла. Добывание и обработку М. р. см. Маслобойное производ-;швь и Маслоэкстракционное производство. Экономику см. Пищевые жиры и Технические жиры. К числу М. р., вырабатываемых в пределах СССР в значительных (торговых) количествах, относятся: бобовое масло (см.), или соевое масло, горчичное масла (см.), кс сторовое масло (см.), кукурузное, или маисовое маело (см.), к у ж ж у т н о е, или сезамовое масло (см.), контштое масло (см.), льняное масло (см.), маковое масло (см.), рап-овов масло (см.), или сурепное миндальное мтло (см.), подсолнечное масло (см.) и хлопковое масло (см.). Из ввозимых в СССР М. р., имеющих значешге в нашей промьппленности, известны: apaxtiduoe масло (см.), кокосовое масло (см.), пальмовое масло (см.), иакао-масло (см.), оливковое масло (см.), или прованское. Большое количество М. р. употребляют для гидрогенизации (см. Гидрогенизация жиров) для получения полуфабрикатов (салолин, саломас), идущих на мыловарение и для производства стеарина. Н. Ракмциий.

Лит. см. при соответствующих статьях.

МАСЛА СМАЗОЧНЫЕ, вещества жидкие при t° их применения, предназначаемые для уменьшения трения между соприкасающимися поверхностями, движущимися друг относительно друга. Проникая между этими поверхноегяшш, М. с. более или менее полно разобщают шх. и могут внести в них существенные изменения фкко-химич. характера, так что в результаяре вместо сухого трения появляются более совершенные видах трения: полусухое, полужидкостное и жидкостное (см. Трение). По своему происхождению и составу М. с. подразделяются на минеральные, растительные и животные; кроме того имеется большое количество М. с. и вообще смазочных материалов, приготовляемых путем смешения двух или нескольких видов масел (см. Компаундирование масел), а также, более сложными приемами приме-

няемыми для приготовления разного рода мазей и смазок (см. Мази консщтентные).

Минеральные М. с.

Минеральные М. с. получаются из особого типа нефтей, называемых масляными (см. Нефти переработка). В оетатке от перетонки такого рода нефтей ншле отгонки на керосиновой б1кгарее гшолииа керосина и легкой солярки получается масляный мазут, поступаюЕций затем для выработки масел на масляную батарею. Здесь мазут подвергается дальнейшей перегонке уже в вакууме и с перегретым паром, в результате чего получаются различные масляные ди-стиллаты (соляровый, веретенный, машинный, цилиндровый) и масляный гудрон. Гудрон в смеси с малоценными дистиллата-ми, например легкой соляркой, образует прекрасное топливо (топочный мазут), масляные же дистиллаты поступают в очистное отделение. Очистка масляных дистиллатов сводится к обработке их серной к-той с последующей промывкой водой и щелочью, а в нек-рых случаях также к обработке твердыми адсорбентами (глуховская глина, флоридин и т. п.). После очистки и продувки воздухом для удаления влаги М. с. готово для применения.

Лучшей масляной нефтью СССР считается балаханская нефть; легкая балаханская нефть дает свыше 20% разного рода масел, не считая соляровых; тяжелая-несколько меньше-ок. 15%. Исключительно высокого качества получаются масла также из эмбен-ских нефтей (Доссор). Наконец в самое последнее'время у нас поставлен на очередь вопрос о переработке на масла сураханской нефти, по своим качествам и составу наиболее приближающейся к нефти пенсильванской, считающейся в США лучшим сьфьем для получения М. с. Однако переработка подобного рода нефтей (парафинистых) является довольно сложной, т. к. требует особых приспособлений и больших дополнительных расходов на предварительное удаление парафина. В СССР классификация М, с. основана на их применении. Т. к. масла различного назначения в зависимости от условий их работы должны обладать различными физико-химическими свойствами, то последние являются важнейшей характеристикой смазочных масел, которая позволяет судить не только о сорте данного масла, но ж об его качестве.

Фиеиио-химические свойства минеральных М. с. Типы минеральных смазочных масел и отдельные сорта их характеризуются определенными фшико-хтшческими свойствами.

Удельный вес при 15°. Сам по себе уд. в. нефтепродуктов и в частности М. с. имеет лишь второстепенное значение, так что например небольшие оишшения от нормы в уд. весе не могут служш'ь основанием для браковки М. с. Лишь в связи с друиши свойствами удельн. вес приобретает известное значение для суждения о чистоте М. с, о сырье, из которого оно получено, и т. п. В производстве уд. вес масла определяется обьпсновенно ареометром, при лабораторном же исследовании-чаще всего весами Вест-фаля, реже-пикнометром.



Вязкость (см. Вязкость масел) является важнейшей константой М. с, опреде-ляюшей область его применения. Определяется обьшновенно лишь относительная вязкость, для чего в СССР пользуются вискозиметром Энглера (см. Вязкость). Найденная этим способом константа назьюается вязкостью по Энглеру и обозначается символом °Э. с указанием при к-рой производилось определение, а именно 50° для легких масел и 100° для тяжелых. Вискозиметр Энглера применяется.также в Германии, тогда как в Америке пользуются вискозиметром Сейбол-та, в Англии-Редвуда. Для перевода показаний различных вискозиметров в единицы Энглера пользуются особыми таблицами.

Температуравспышки (при к-рой смесь паров М. с. и воздуха при зажигании воспламеняется) представляет собою также одну из важнейших констант М.с. Она определяется либо в открытом сосуде, напр. фарфоровом тигле (Бренкен), или в особом латунном сосуде (Кливеленд), либо в закрытом аппарате (Мартенс-Пенский) (см. Вспышка). Темп-ра вспьппки может служить прежде всего для характеристики степени однородности масла: достаточно напр. совершенно ничтожной примеси к маслу бензина, чтобы резко понизить его t° вспьппки. Служа указанием на степень упругости паров масла при различных f°,вспышка определяеттакже пригодность М. с. к работе в условиях б. или м. значительного нагрева трупщхся поверхностей, т. е. его устойчивость к высокой t° и огнеопасность. Наконец до известной степени t° вспьппки характеризует испаряемость масла.

Температура застывания имеет значение лишь для тех М. с, к-рые работают при низких t°. Так как на холоду текучесть масла может стать настолько малой, что оно становится уже совершенно непригодным для смазки, то в технических нормах часто дается <°, выше к-рой данное М. с. должно сохранять полную текучесть, т. е. не должно застывать. Определяется fgaem. М. с. в пробирке со вставленным термометром, охлаждаемой в холодильной смеси. Если при наклонении охлажденной пробирки на 45° от вертикали поверхность заключающегося в ней М. с. изменяет свое положение, масло считается жидким; если же в течение 5 мин. поверхность масла остается неизмененной, масло считается застывшим.

Кислотность М. с. чаще всего зависит от плохой очистки и промьшки масла и объясняется присутствием в нем нафтеновых и сульфонафтеновых, т. е. органич. к-т. Эта т. н. первичная кислотность определяется титрованием масла, растворенного в смеси бензола (4 об.) и этилового 95 %-ного спирта (1 об.), спиртовым раствором едкого кали в присутствии фенолфталеина или (для темных масел) щелочного синего (Alkaliblau). Выражается кислотность либо в % серного ангидрида (SOs) либо в мг. едкого кали и нормируется лишь для немногих масел (турбинное, фрезол и др.). Так же определяется и выражается вторичная кислотность отработанных масел, зависящая от образования к-т в процессе работы масла, напр. от окисления компонентов масла кислородом воздуха, от гидролиза.жиров, растительных или

животньпг, прибавляемых иногда к минеральным маспам, и т. д. Вторичная кислотность характеризует степень устойчивости данного М. с. в рабочих условиях.

Натровая проб а-качественное испытание, применяемое к большинству М. с. для установления степени очистки и отмывки масла от нафтеновых и сульфонафтеновых кислот. Проба производится след. обр.: равные объемы М. с. и слабого раствора едкого натра (6 3 на 1 л воды) энергично взбалтывают в пробирке и кипятят в течение 3 мин.; эмульсии дают отстояться и разделиться на два слоя и сливают содержимое в другую чистую пробирку ;2Г15 мм. По степени помутнения нижнего водного слоя определяют натровую пробу, различая четыре степени очистки: 1) водный слой совершенно прозрачен-очистка отличная (балл 1); 2) водный слой слегка помутнел, но сквозь него можно читать мелкий шрифт печати- очистка хорошая (балл 2); 3) помутнение несколько больше, так что мелкий шрифт не читается, но читается крупный (заглавный) шрифт-очистка удовлетворительная (балл; 3); 4) читать через водный слой вовсе нельзя-очистка неудовлетворительная (балл 4).

Реакция масла. Хорошо очищенное и промытое М. с. должно быть свободно or минеральной к-ты и щелочи, т. к. в противном случае оно может действовать на поверхности смазьшаемых частей механизма разъедающим образом. Соответствуюпще пробы производятся с водными вытяжками, получаемыми взбалтыванием М. с. с равным объемом горячей дистиллированной Ноды: на присутствие щелочи индикатором служит фенолфталеин, на присутствие к-ты-метилоранж.

Содержание воды и других механических примесей. Влага,грязь, и разного рода другие механич. примеси (песок, волокна и пр.) являются главными причинами неполадок в работе М. с. Их присутствие в масле поэтому совершенно недопустимо. Качественно они обнаруживаются уже по внешнему виду масла: влажное и загрязненное масло-мутно, на дне и стенках пробирки, в к-рую берется проба, видны капельки воды, грязь и т. п. Если М. с. непрозрачно, его разбавляют предварительно бензолом, чтобы получить более светлую жидкость, в к-рой указанные примеси легко обнаруживаются. Присутствие воды в М. с, особенно темном, удобно обнаруживается также следующим способом: пробирку с испытуемым маслом помещают в масляную баню, нагретую до 160- 180°; если масло влажно, оно начи- I нает пениться, пробирку подталки- вает, слышится треск, и на покрытых слоем масла внутренних стенках пробирки появляются капельки воды. Количественное определение воды в М. с. производится по способу Дина и Старка (фиг.). Круглодон-ная на 500 см с короткой шейкой колба А, медная или стеклянная, соединяется с холодильником С через посредство особого-двухколенчатого форштосса В, одно колено-к-рого JD, примыкающее к холодильник,.




запаяно снизу и градуировано. Для определения воды 100 8 предварительно взболтанного испытуемого продукта помещают в колбу JL и приливают туда ясе 100 см бензина, от которого отогнаны все фракции до 95°. Смесь перемепшвают и, соединив колбу с остальной частью прибора, нагревают до кипения бензина. Пары последнего увлекают с собою влагу и, конденсируясь в холодильнике, стекают в градуированный приемник D. Здесь капельки воды собираются на дне, бензин же, заполнив приемник, стекает обратно в колбу. Когда объем воды в приемнике D перестанет увеличиваться, нагревание прекращают; отсчитывая собравшуюся воду, получают содержание ее (в %) в продукте. Количественное определение твердых механических примесей производится на фильтре, через который профильтровывают 100 г предварительно взболтанного М. с, разбавленного 5-10 объемами тяжелого бензина. За фильтрованием следует про-мьшка фильтра бензолом, высушивание его при 105° и взвешивание. Разность между весом фильтра с отфильтрованными приместаш и начальным его весом в тех же условиях дает весовое содержание механич. примесей. Тем же фильтром можно воспользоваться наконец для определения несгораемых примесей (песок, соли и пр.). Для этого фильтр с осадком сжигают в предварительно прокаленном и взвешенном тигле. Новое взвешивание охлажденного тигля дает вес золы, к-рый за вычетом веса золы фильтра выражает собою содержание несгораемых примесей.*

Определение золы производится вьшариванием 50 г масла в платиновой чашке на голом огне с последующим прокаливанием остатка. Содержание золы характеризует степень промывки масла после его очистки, а также степень загрязнения его механическими примесями; оно нормируется гл, обр. в тяжелых М, с. (автолы, цилиндровые), а также в маслах, где требуется особо высокая очистка (турбинные, трансформаторные).

Проба на эмульгирование имеет важное значение для масел, работающих в соприкосновении с водой или паром. Если масло плохо очищено (нафтеновые к-ты и т. п.), в указанных условиях могут образоваться стойкие эмульсии, сильно увеличивающие вязкость масла и понижаюпще его маслянистость. По Конрадсону-Гольде, проба на эмульгирование производится след. образом. В стеклянный цилиндр (диам. 3,6 и высотой 30 см) наливают 100 см испытуемого масла и 20 см* дистиллированной воды и через стеклянную или металлич. трубку пропускают для перемешивания смеси водяной пар в течение 10 мин. Затем помещают цилиндр на 1 ч. в водяную баню с Г 55° и наконец, вьшув из бани, оставляют его при комнатной f на 20 минут. Если теперь между маслом и водой образуется резкая граница, масло считается выдержавшим пробу на эмульгирование. Проба эта входит в нормы например для турбинных масел.

Содержание асфальтовых и смолистыхвеществ в М. с. связано с понижением стабильности масла под влиянием света, тепла и кислорода воздуха, а

также со склонностью его к нагар ообразо-ванию. В цилиндровых маслах нормируется содержание асфальтенов, в низших сортах М. с, (смазочные мазуты)-содержание акцизных смол. Содержание асфальтенов определяется, по Гольде, осаждением их легким стандартным бензином. После отстаивания смеси (сутки, в темноте) жидкость сливают, осадок промьшают свежим бензином сначала декантацией, затем на фильтре и наконец застворяют асфальтены в горячем бензоле. Лосле испарения растворителя из заранее взвешенной колбы остаток дает содержание асфальтенов во взятой навеске М.-с. Акциз-нью смолы определяются обычным способом при помощи серной кислоты уд. в. 1,84 (см. Нефти). Как и в процессе очистки масе.ч, серная к-та извлекает при этом кроме смолистых веществ также нек-рые высокомолекулярные углеводороды, нафтеновые к-ты, сернистые соединения и т. п., так что акцизные смолы дают содержание не только смолистых и асфальтовых веществ, но частично и ряд других компонентов М. с, растворимых в серной кислоте.

Ц в е т М. с. за немногими исключениями не нормируется.

Кроме перечисленных свойств М. с. в отдельных случаях немаловажное значение для характеристики и оценки масла могут иметь ряд других его качеств, к-рые однако не нормируются за отсутствием достаточно точных методов их определения. Таковы напр.; испаряемость масла, характеризующая присутствие в М. с. легко испаряющихся при его работе компонентов; коксуемость, т. е. склонность масла к образованию нагаров,-свойство, особенно важное для масел компрессорных, моторных и цилиндровьгх; окисляемость, т. е. способность М. с. противостоять окисляющему действию кислорода воздуха при хранении, особенно же в процессе работы масла, и наконец маслянистость (см.), наиболее важное в праКтич. отношении свойство М. с, хотя и наименее до сих пор изученное. Совокупность вышеперечисленных свойств дает б. или м. полную физико-химич. характеристику М. с, за исключением его хиюх-ческого состава, который до настоящего времени почти совершенно не изучался.

Другим важнейшим моментом для оценки М. с. и определения его пригодности для работы в данных условия является его механич. испытание на специальных машинах трения (Мартенса и др.), позволяюпщх определить работу трения в различных механич. условиях с применением того или иного масла. В виду того однако, что подобного рода испытания не вполне соответствуют экспло-атационным условиям, необходимо сравнительное опробование нескольких предварительно подобран, образцов непосредственно на производстве со строгим учетом при прочих равных условиях расходуемой в каждом случае энергии. Технич. нормы М. с, вырабатываемых в СССР, см. Спр. ТЭ, т. П1.

Важнейшие области применения минеральных М. с. В е ре т ен ны е маслаприме-няются для смазки всякого рода веретен на текстильных ф-ках, причем как общее правило для веретен легких с большим числом



оборотов применяются менее вязкие масла, для веретен же тяжелых с меньшим числом оборотов-масла более вязкие. Так, для веретен ватеров и крутильных машин хл.-бум. и шерстяного производства применяют в ел о с и т Л, для веретен же мюлей (сельфакторов), имеющих открытые подпятники и сквозные подшипники, употребляются велосит Т и веретенное 2, так как масла с меньшей вязкостью, вследствие более быстрого разбрызгивания и отекания с веретен, расходовались бы в значительно большем количестве. Наконец для веретен льнопрядильных ватеров, а также ткацких станков и машин подготовительного отделения текстильных фабрик, где работа протекает в условиях еще больших давлений и меньших скоростей, применяется еще более вязкое масло веретенное 3.

Машинные масла применяются для смазывания разнообразнейших холодных частей различных механизмов. В зависимости от величины нагрузки и от скорости здесь употребляются масла различной вязкости и очистки. Так, для смазки швейных, вязальных и трикотажных: машин рекомендуется швейное маловязкое масло с хорошей очисткой и промывкой. Для подшипников легких сепараторов употребляется примерно такое же, но менее очищенное М. с.- сепараторное Л, для более же тяжелых сепараторов, работающих с большей нагрузкой,-с епараторное Т. Наконец для подшипников тяжелых центрифуг, употребляемых в сахарном, белильном, красильном и т. п. производствах и работающих иногда при нагрузках в несколько т, применяется высоковязкое М. с-ф у г а, одно из самых тяжелых М. с. нашего сортамента. В промежуточных случаях между этими крайними, напр. для больших сепараторов или небольших центрифуг, могут применяться и другие машинные М. с. типа турбинных (см. ниже). Для подшипников дина-момашин и электромоторов устраивается обьшновенно кольцевая смазка, причем одно и то же масло работает весьма продолжительное время. В виду этого М. с. должно обладать в этих случаях значительной стойкостью к кислороду воздуха и не загустевать от образующихся продуктов окисления. Для подшипников динамомашин и электромоторов малой и средней мопщости, делаюпщх 1 ООО об/м. и более, рекомендуется в о л ь-т а Л; при средней же и выше средней мощности и числе оборотов до 1 ООО-в о л ь т а Т. Наиболее ходовыми сортами машинных масел являются нижеследующие М. с: машинное Л для трансмиссий, мелких и средних токарных и др. станков со средней нагрузкой на подшипник и числом оборотов выше среднего; машинное 2 - наиболее употребительный сорт, применяется для смазки подшипников самых разнообразцых машин и станков, работаюпщх со средней скоростью вращения; машинное Т-для подшипников паровых машин и главного ваг ла и вообще для подшидников машин в случае сильного их нагрева, для машин и станков с большой нагрузкой и скоростью вращения ниже средней., Все эти машинные масла характеризуются .средней, степенью

очистки и применяются при всякого рода сиосо^к смазки: игольчатой, фитильной, капельной, кольцевой и т. п. К машинным маслам примыкает морское, применяемое для подшипников паровых машин речных и морских судов, а также стационарных установок, работалЬщих при большой и неравномерной нагрузке. Среди машинных масел особое положение по ответственности работы и высоким качествам, требуемым от них, занимают применяемые для подшипников паровых турбин масла: турбин-н ы е Л, М и Т. Смазка здесь производится при помощи так наз. циркуляционной системы, причем масло из резервуара подается по трубкам через фильтр и холодильник к местам, требующим смазки, после чего возвращается в резервуар обратно. По условиям работы турбинное масло должно: а) обладать хорошей смазывающей способностью, б) не давать стойких эмульсий и легко отделяться от воды, в) не вьщелять осадков (шлама) и не давать на стенках маслопровод пых труб, а также на валу и подшипниках каких-либо отложений, т.к.всякого рода осадки и проч. могут затруднить и совершенно прекратить подачу масла в те или иные места и вызвать аварию. Наконец к машинным же относят так наз. судовые масла: судовыеЛиТ, употребляемые гл. обр. для смазки холодных частей морских и речных судов, где для предупреждения нагревания эти части охлаждаются обильно подаваемой водой. В этих условиях масло .должно образовать с водой стойкую эмульсию, обладающую смазочными свойствами и не вымьшаемую водой.

Масла длядвигателей внутреннего сгорания. Здесь сортамент СССР различает следующие основные типы М. с. Моторные масла Ми Т. Первые употребляются для смазки цилиндров и движения нефтяных двигателей постепенного горения (дизелей) всех мопщостей, для керосиновых, газогенераторных и тихоходных судовых двигателей всех мощностей. Вторые-для смазки цилиндров и движения средних и крупных вновь установленных двигателей, для быстроходных судовых двигателей и дизельных компрессоров, для разработанных и пропускающих газ двигателей внутреннего сгорания. Моторные М. с, по выполнении своего назначения должны по возможности нацело улетучиваться и сгорать без нагара; поэтому они д. б. гораздо легче цилиндровых, дающих большой и твердый нагар. Автолы Л, Ми Т употребляются для смазки цилиндров и движения автомобильных двигателей (зимой-Л, весной и осенью-М и летом-Т); для мотоциклов и тракторов применяют автолы М (весной и осенью) и Т (летом). Здесь выбор М. с. зависит не только от температурных условий времени года, но также от системы двигателя и его мощности. Авиационные масла ААС-для смазки авиадвигателей разных мопщостей и конструкций в летнее время и авиационные АВ-г-смаака в зим:нее время; в виду ответственности назнаг чения их готовят по специальным, заказам с особой тщательностью. К о м п р о с о р н ы е масла Л,М и Т-длн смазки воздущных цилиндров . компрессоров . всевозможг



1 ... 29 30 31 32 33 34 35 ... 48
© 2007 SALROS.RU
ПромСтройМат