Главная » Промиздания » Круглые древесные материалы

1 ... 7 8 9 10 11 12 13 ... 48

Табл. 1,-Составы для литографской тущи (в весовых частях).


Табл. 2.-С ост а вы для литографских карандашей (в весовых частях).

а

Рецепты

1 о

л Ч Ч 3

Ш CD 2 О о *

о се 5 Msg

2 и 5 се о

ьн се се

& я

<и О

а

а

се о О

S Еч О

В

аз со с

к

§

СЗ о

о Я

И

п

ё

Энгельмана . .

32,0

24,0

1,0

12,0

Дерта .....

32,0

11,0

12,0

32,0

24,0

16,0

12,0

Английский . .

30 0

20,0

25.0

15,0

32.0

24,0

Кнехта ....

10,0

1,25

Виллана ....

10.0

0,75

0,25

Игоряинова. .

Под первой разумеют такой характер исполнения, когда на камне работает сам автор-художник. Репродукционная Л. отличается от автолитографии тем, что здесь воспроизводят уже готовый оригинал. Как во всякой печатной форме, рисунок на камне должен иметь обратный, зеркальный вид. Поэтолгу изображение непосредственно на камень наносится только в автолитографии, да и то редко. Обычно всегда с рисунка делается предварительный контурный перевод на камень, что облегчает рисование и дает возможность легче ориентироваться на отдельных участках рисунка. В репродукционной Л. такой контурный перевод абсолютно необходим. Здесь переводят не только очертания самого изображения, но и границы переходов тона и цвета. Такой контур называется абрисом. Абрис делается или на обыкновенной кальке, или на особой прозрачной гуммированной бумаге, или на желатиновых пленках, в зависимости от сложности рисунка. На кальку абрис переводится обыкновенным свинцовым карандашом, после чего передавливается на камень острой палочкой или карандашом через бумагу, натертую крокусом. Более сложные абрисы на прозрачной гуммированной бумаге (на т. н. п е .т ю р е, или плюре) делаются литографской тушью пером. Чтобы абрис не был запутанным и в нем можно было бы легче разобраться, темные места слегка заштриховывают. Для особо сложных оригиналов абрис делается на прозрачных желатиновых листах, на которых он выгра-вировывается очень тонкой и острой иглой.

Работа на гладком камне тушью по своей технике довольно разнообразна. Здесь возможна работа пером и кистью во всей ши-

роте их применения. Особенно характерна для Д. разновидность работы пером, т. и. пунктирнаяманера, состоящая в том, что сила тона и фактура рисунка зависят от густоты и системы расположения точек, сделанных пером. Для больших площадей очень хорошие результаты дает техника за-брызгивания, сущность к-рой состоит в том, что данное место рисунка забрызгивается тушью при помощи зубной шетки. Кроме ручных брызг в литографии употребляются т а н г и р ы (Tangierplatten), которые представляют собою прозрачные пластинки из плотной эластичной массы, натянутые на деревянные рамы, с нанесенными на них рельефными точками или штрихами в различных комбинациях. Наружную сторону тангир-ной пластинки (рельеф) закатывают при помощи, валика жирной литографской краской, накладьтают на камень и притирают с другой стороны косточкой или деревянным лощилом. От этого краска, нанесенная на рельеф тангирной пластинки, переходит на камень и дает ровную, красивую фактуру. Для правильного наложения тангирной пластинки существуют специальные станки. При умелом использовании характера брызг или при надлежащем подборе и комбинации тангирных пластинок получаются очень эффектные результаты. Для того чтобы брызги или тангир легли на свое место, не выходя из отведенных им границ, всю остальную поверхность камня покрьшают гуммиарабиком, который потом легко смывается вместе с излишними брызгами или тан-гиром. На корешковом камне работа значительно легче, так как литографский карандаш дает возможность наносить тона различной силы только в зависимости от нажима



и густоты штриха. Здесь также возможно применение заливок тушью, работа пером и брызгами, но отпечатки не получатся такими острыми и ровными, как на гладком камне. При работе на гладком камне и на корешке употребляются еще особые инструменты, так называемые шабера, и особые вделанные в дерево (наподобие карандаша) стальные иглы. Эти инструменты облегчают работу литографа и расширяют его возможности в смысле разнообразия обработки поверхности камня. Иглой или шабером люжно ослабить нанесенную тушовку, смягчить переходы тона и убрать ошибочно положенный штрих; кроме того они служат и в качестве самостоятельных инструментов по обработке рисунка, со свойственными только им особенностями и своеобразием. Особенно велика их роль при выскребании по асфальту и при гравировке на камне. Са!мьгй употребительный шабер представляет собою маленький обоюдоострый нож с тяжелой металлич. ручкой. Иглы различаются как по форме затачивания, так и по форме и толщине сечения.

Разновидность литографской работы, на-зьгоаемая выскребанием по асфальту, заключается в следующем. Корешковый камень закатьтают тонким слоем сирийского асфальта, разведенного в скипидаре (20 8 асфальта на 80 г скипидара). На высушенный камень переводят при помощи крокуса рисунок и выскребают светлые места рисунка шабером, иглой или перочинным ножом. Самые сильные (темные) места рисунка оставляют нетронутыми, а самые светлые соскабливают до полного удаления асфальтового слоя. Кроме шабера и иглы при работе на асфальте употребляют наждачную бумагу и резину Родоль . Ошибки исправляют нанесением жидкого асфальта кисточкой. В репродукционной Л. эта техника с успехом применяется при исполнении олеографий , т. е. оригиналов, написанных масляными красками, так как здесь лучше, чем в другой какой-либо технике, удается передача мазков кисти. Отсюда и произошло название олеография , т. е. литография, имитирующая масляную живопись. Чтобы оттиск еще больше был похож на масляную живопись, его или пропускали через валы голландера, имитируя фактуру полотна, или на асфальтированном камне оттискивали кусок холста, глубоко процарапывали места, соответствующие сильным и характерным мазкам кисти, и, сильно протравив до получения значительного рельефа, готовые оттиски пропускали в машину на чистый камень без краски. В обоих случаях оттиск получался как бы сделанным на полотне. Чтобы еще больше усилить это впечатление, оттиски потом покрывали прозрачным лаком.

Наиболее трудной литографской техникой является гравирование на кам-н е, которое применяется при исполнении географических карт, этикетов, чертежей и т, п. работ, требующих острого, четкого штриха. Камень для гравирования приготовляется так. Тщательно отшлифованный и отполированный камень обрабатьтают азотной кислотой или слабым раствором щаве-

левой к-ты, делал т. о. камень невосприимчивым к жирам. Затем при помощи мягкой щетки или губки камень покрывают грунтом, состоящим из кальцинированной сажи или ламповой копоти с небольшим количеством спирта, воды и гуммиарабика. Когда грунт засохнет, переводят на камень абрис рисунка при помощи крокуса или (в сложных рисунках) перетискивают абрис, сделанный на пелюре литографской тушью. Для этого абрис кладут на камень и протаскивают в литографском станке. Перетиснутый на камень абрис припудривают крокусом или ультрамарином, смахивают излишки порошка кистью, и тогда абрис четко выступает на черном фоне грунта камня. После этого приступают к гравированию остро отточенными иглами. Прорезанные иглой штрихи обнажают чистый камень, который теперь остается только зажирить, чтобы получить оттиск. Неправильно проведенные штрихи соскабливаются шабером и закрываются грунтом с кислотой. Для гравирования прямьк и волнистых линий имеются специальные машины (см. Гравирование). На фиг. 2 изображена универсальная гравировальная машина.


Фиг. 2.

Хр омолитогра фи я, т. е. многоцветная Л., по своей технике почти ничем не отличается от вышеописанных способов Л. Самая главная и важная особенность-хромолитографии-разложение репродуцируемого оригинала на его составные цвета. Эта задача заключается в том, чтобы, во-первых, определить те основные цвета, совокупность которых могла бы передать данный оригинал; во-вторых, выбрать технику работы, наиболее соответствующую характеру оригинала, и, в-третьих, найти такие цвета и в такой комбинации, чтобы ограничиться наименьшим количеством красок, а следовательно наименьшим количеством камней и прогонов машины. Для этого снимают с рисунка абрис, переводят его на камень и делают со всех четырех сторон на полях камня при помощи рейсфедера крестики-метки тушью; поля размером не менее 3-4 см должны быть оставлены у всякого рисунка. Кроме того на одном из полей кам-



ЛИТОГРАФИЯ


абрис

Г О Л / б а Я

желтая и голубая


желтая, голубая, контур, красная и синяя

См. обяснения в тексм^



ЖМТОГРАФШЛ

ня вычерчивают ряд маленьких прямоугольников, т. н. р е м а р о к, или шашек, число к-рых соответствует числу красок данной хромолитографии. Крестики нужны печатнику для точного наложения одной краски на другую, а ремарки-для определения правильности цвета в его максимальной силе. С этого камня делаются сухие, или бледные, переводы на такое количество камней, сколько должно быть красок в данной хромолитографии. Далее хромолитограф на каждый камень переносит только один цвет, учитывая силу тона отдельных пятен, их отношения и тот результат, к-рый должен получиться от наложения этого цвета на другой. Кроме того хромолитограф должен учитывать последовательность наложения красок при печати, т. к. если печатать напр. синюю краску на желтую, то цвет получится синевато-зеленый, а если, наоборот, печатать желтую на синюю, то получится желтовато-зеленый цвет. Работа хромолитогра-фа усложняется еще тем, что каждый цвет приходится передавать при помощи черного карандаша и черной туши, учитывая силу тона, какая должна получиться при печати надлежащей краской. Для того чтобы при печати на машине можно было точно подобрать нужную краску, хромолитографы на каждом отдельном цвете (на камне) заливают одну ремарку тушью. Тогда при пробе ремарки дадут шкалу цветов в их полной силе; подобрать краски в машине по этой шкале уже не представляет больших затруднений. Образцы различных техник работы на гладком и корешковом камнях, а также последовательность наложения красок при печатании хромолитографий изображены на вкл. листе.

Автографские и переводные бумаги. Под этим названием в литографии разумеют бумагу, покрытую особым слоем, позволяющим делать переводы рисунка с одного камня на другой или делать непосредственно на ней, как на камне, литографские рисунки. Всякую переводную бумагу можно назвать автографской, если непосредственно на ней делается рисунок. Кор н-п а-пиром называется такая автографская бумага, которая имеет зерно (корешок). Преимуществами таких бумаг является, во-первых, то, что здесь рисунок делается в прямом, а не в обратном виде; во-вторых, обращение с бумагой гораздо проще, чем с камнем. Недостатком их являются гораздо меньшие изобразительные возможности и ограниченность техники; здесь невозможно широкое применение шабера, иглы, работы по грунту и пр. В продазке имеются различные сорта крытых бумаг. Наиболее высокими по качеству считаются: берлинская и китайская переводные бумаги, французская прозрачная (или пелюр) и немецкий корн-па-пир с баритовой подслойкой и искусственно нанесенным на нем рельефом (зерном).

Травление камня и печать на станке. Камень с рисунком перед травлением припудривают порошком талька, излишки которого смахивают ватой. Затем равномерно покрывают весь камень в ы-травкой при помощи мягкой губки. Примерный состав вытравки: 100 ч. воды,

г. Э.т. XII.

10 ч. гуммиарабика и 1-2 ч. азотной кислоты. Твердый камень и рисунок, сделанный тушью, требуют более сильного травления, чем слабый камень и рисунок, сде-ланньйй карандашом. Ослабляют вытравку добавлением жидкого гуммиарабика, а усиливают или добавлением к-ты или продолжительностью самого травления. Протравив камень, его смывают водой и закрывают раствором чистого гуммиарабика.Гумми-арабик рекомендуется разводить в холодной воде и добавлять в него немного нашатырного спирта и глицерина. Проф. Шварц рекомендует составлять раствор гуммиарабика так: на 100 частей воды брать 50 частей гуммиарабика и 1 часть формалина. Вместо гуммиарабика можно употреблять как для вытравки, так и для закрывания камня декстрин, который гораздо дешевле и вполне пригоден при грубых работах. Декстрин приготовляется так. обр.: в металлическую миску наливают воды и засыпают декстрин (примерно 150 г на 1 л воды), ставят миску на умеренный огонь, время от времени помешивают палочкой. Когда все распустится и масса начнет кипеть, миску снимают с огня и процеживают декстрин сквозь тряпку.

Для получения с камня пробного оттиска имеются ручные литографские станки. Станок (фиг. 3) состоит из под-


Фиг. 3.

(1 г

<

вижной деревянной тележки А, на которую кладется камень В. Эта тележка лежит на металлич. валу В, к-рый соединяется зубчатками с ручкой Г. Над тележкой установлен пружинный пресс с деревянным бруском Д, нижние ребра к-рого стесаны и образуют острый угол. Этот брусок носит название р е б ер а. Лучшие ребера делаются из бука. Ребер вставляется в металлический паз 5, ко-



торый благодаря пружинам Е и рычагу Ж может подниматься и опускаться, плотно нажимая на камень. Для регулирования нажима имеется винт б. На тележку для большей упругости кладется деревянная решетка И, закрьггая войлоком К; последний накрывается листом пинка или линолеумом. Валики бывают кожаные, массные и резиновые. Первые разделяются на ворсовые и лицевые. Ворсовыми называются валики, обтянутые кожею внутренней (шероховатой) стороной вверх, а лицевыми-обтянутые кожею наружной (гладкой) стороной вверх. Ворсовые валики употребляются для накатьшания плотных контурных красок, а лицевые, массные и резиновые-для накатьшания более слабых красок (например в хромолитографии). Массные и резиновые валики гораздо лучше лицевых кожаных, так как с них легче смывается краска и они тоньше и равномернее ее накатывают. Камень с рисунками кладут на тележку станка, подводят под ребер и устанавливают давление пресса. Установив пресс, раскатывают валиком на плите краску тонким слоем, смьшают с камня водой гуммиарабик и скипидаром-рисунок. Затем чистой нежирной тряпкой с водой смывают грязь с камня и, слегка увлажнив его, накатывают рисунок краской. Вьшатав как следует рисунок, накладьгоают на него лист бумаги, на котором хотят получить оттиск, и накрьтают еще одним или двумя листами мягкой бумаги. Сверху кладут папку (лист английского картона), смазанную вазелином или салом, и подводят тележку с камнем под ребер. Между ребером и папкой кладется смазанный салом подреберий к (полоска картона немного большей длины, чем ребер, и шириною 8-10 см). Опускают рычаг пресса и протаскивают камень в станке. Ребер, нажимая через под-реберник на смазанную салом цапку, скользит по ней и перетискивает рисунок с камня на бумагу. Для получения второго, третьего и т. д. оттисков камень каждый раз увлажняют водой и накатывают краской уже без смывки скипидаром. Вместо скипидара можно рекомендовать так наз. венскую промывную тинктуру, которую наливают на камень и стирают тряпкой с небольшим количеством воды.

При корректурах, когда нужно нанести новые штрихи на травленый камень, последний необходимо восстановить в прежнее состояние, т. е. сделать вновь восприимчивым к жирам. Это достигается обработкой камня уксусной кислотой или калиевыми квасцами. В первом случае азотнокислый кальций, находящийся на поверхности камня, переходит в уксуснокислый кальций и легко смьшается водой, обнажая СаСОд. Во втором случае, при обработке квасцами,- образующаяся при гидролизе их серная к-та переводит азотнокислый кальций в сернокислый, который несравненно меньше адсорбируется CaCOg и легко смывается водой. Процесс восстановления камня (или, как принято говорить, квасцева-н и я) производится след. образом. Хорошо выкатанный краской рисунок припудривают тальком и канифолью, которые тщательно

стирают ватой. Затем канифоль прижигают пламенем паяльной лампы. Расплавленная канифоль образует тонкую корочку на всех штрихах рисунка. Рисунок еще раз припудривают тальком и обливают раствором 10 г калиевых квасцов или 28 см обыкновенной уксусной эссенции в 400 слг воды. Под одним из этих растворов камень стоит в течение 1-3 минут; затем его смывают водой и просушивают, после чего можно вновь наносить на него тушь или карандаш. После необходимых исправлений камень вновь травится. Удалить лишние штрихи, ослабить отдельные места рисунка или убрать грязные пятна можно шабером или же иглой, Больпше пятна счищают пемзой. После этого также необходимо камень протравить еще раз в тех местах, где были сделаны подчистки. Травление камня и получение оттиска с рисунка, сделанного выскребанием по асфальту, отличается лишь тем, что здесь делается более сильное травление и после него рисунок скипидаром не смывают, а прямо накатывают краской по увлажненному камню. Но можно смывать и скипидаром, если камень перед закатыванием асфальтом ожирить маслом или мыльной водой. Обработка камня и печать с гравировки производятся след. обр. Камень заливают деревянным или льняным маслом на 10-15 м. (чтобы зажирить прорезанные штрихи), обтирают чистой тряпкой и забивают черной жирной краской при помопщ тампона, свернутого из кирзы. Остатки грунта и краски смывают гуммиарабиком при помощи губки. Затем камень накатывают краской при помощи ворсового валика. Гравюра печатается под более сильным давлением пресса, с остро обструганным ребером, на мягкой, малопроклеенной и слегка отволоженной бумаге.

Печатание хромолитографии ( пробы ) на ручном станке требует от пробиста большого опыта, а главное, знания красок, их свойств, приемов смешения и пр. Так как в хромолитографии печатают цветными, красками, то после смывки скипидаром камень рекомендуется слегка протереть деревянным маслом при помощи мягкой тряпки. Составив цвет краски, к-рая должна печататься первой, и оттиснув с этого камня нужное количество экземпляров, протьжают в полученных оттисках (в точках пересечения линий, образующих крестики) маленькие дырочки. Затем кладут на станок камень второго цвета, накатывают его надлежащей краской и просверливают на этом камне в крестиках тонкой иглой едва заметные углубления. То же самое делается и на всех камнях последующих красок. Оттиск первой краски надевают с обратной стороны на ножки специального штанген-циркуля (с двумя иглами, установленными точно по двум противоположным крестикам) и накладывают оттиск по дырочкам в крестиках камня второй краски. Т. о. достигается точное наложение одной краски на другую. Затем отнимают осторожно циркуль и делают оттиск второй краски. Так же тискаются третья, четвертая и т. д. краски. Отдельные оттиски каждого цвета назьшаются шкалами. По этим шкалам будет подбираться



потом краска при печати на машине. В хромолитографии очень важен выбор олифы, к-рая д. б. чистой, прозрачной и соответствовать применяемой краске. Олифа бывает трех сортов: крепкая, средняя и слабая. Крепкая олифа берется для светлых, прозрачных, т. н. л а 3 у р н ы X красок; для более плотных, кроющих красок берется более слабая олифа. Для ускорения высыхания краски, что особенно важно в многокрасочной печати, существуют специальные сушки (копаловый лак, даммаровый лак, дуратин-электронор, сушащая паста, сика-тив и др.).

Переводы на к'а'м е н ь. Всякое изображение, сделанное не непосредственно на камне, а перенесенное на него механич. путем, носит название перевода. Переводы различают машинные и оригинальные. Под машинными разумеют переводы, сделанные с оригинальных камней (т.е. с тех камней, на к-рых был сделан первоначальный рисунок). Оригинальные камни не идут для печати на машине, а хранятся в качестве оригинала . Под оригинальными переводами разумеют такие, которые сами по себе являются оригинальньши камнями, и перевод для машины делается уже с них. Машинный перевод делается след. образом. Берут толстую бумагу (папку), равную формату предназначенной для печати бумаги, и расчерчивают ее карандашом, отмечая места рисунков, линии разреза и поля; после этого папку натирают порошком канифоли. Камень с рисунком, с к-рого нужно сделать перевод, устанавливают в ручном станке и с него делают нуяшое количество оттисков специальной жирной переводной краской на крытую, или переводную бумагу. Такие оттиски называются жирными. Переводная краска может быть самостоятельно приготовлена по следующему рецепту: 60 вес. ч. желтого воска, 30 ч. ядрового мыла, 30 ч. марсельского мыла, 22 ч. венецианского скипидара, 4 ч. канифоли, 26 ч. лавандового мй,сла, 58 ч. ун-шлитта и 270 ч. крепкой литографской краски (Federfarbe) расплавляют на огне при непрерывном размешивании. Краску накатывают на рисунок очень тонко и камень после накатки просушивают во избежание прилипания переводной бумаги. Если оттиски делаются с гравировки, бер^т китайскую бумагу, для очень тонких работ-берлинскую, а для простых-обыкновенную. На пелюр делаются оттиски в тех случаях, когда нужно очень точное наложение, а меток-крестиков на рисунке нет. Снятые оттиски обрезают так, чтобы их удобно было установить на папке в надлежащее место, и отрывистыми ударами тяжелой свинцовой иглы накалывают на папку. Пробоины иглой делают в чистых местах рисунка, не задевая его штрихов. Благодаря этим пробоинам и канифоли оттиски удерживаются на папке.

При хромолитографии оттиски наклеиваются на папку с заранее тиснутым на нее таким же образом абрисом. Здесь оттиски обрезают так, чтобы их удобно было точно наложить на крестики абриса, тиснутого на папке (фиг. 4). Когда закончена наклейка оттисков, устанавливают заранее приготов-

ленный гладкий камень на большом механич. переводном станке (фиг. 5), устанавливают давление пресса, увлажняют камень куском фланели до ровной легкой влажности, на-кладьшают на него папку с оттисками (лицом вниз), закрывают листом цинка, смазанным вазелином или салом, и 3-4 раза протаскивают камень под прессом. При этом оттиски плотно пристают к камню; их увлажняют сверху водой, закрывают чистой бумагой и


вновь делают протаскивание в станке 3- 4 раза. Так'проделывают несколько раз, постепенно уменьшая давление пресса. Затем камень обильно смачивают водой,и осторожно снимают приклеившиеся оттиски: бумага легко снимается, и на камне остаются перешедшие с нее рисунки-оттиски. Камень про-мьшают чистой воой при помощи губки, сушат, покрывают тонким с'лоем гуммиарабика, вновь'сушат и натирают венской промывной тинктурой. После этого камень накатывают валиком'с краской, делают нужные исправления рисунка, припудривают его канифолью и'тальком, чисто стирают последние и делают прижигание. Вновь пудрят рисунок тальком, счищают грязь, лишние линии и пятна, делают (если нужно) вторую корректуру и травят камень довольно сильным травлением. Затем травление смывают водой, а рисунок-скипидаром, накатьшают


Фиг. 5.

краской, припудривают вновь канифолью и тальком, еще раз прижигают и травят. Смытый водой и закрытый гуммиарабиком перевод готов теперь для печати на машине.

К числу оригинальных переводов относятся переводы с пелюра, желатины, корн-папира, составные, выворотные, анастатические, сухие (бледные) переводы, фотопереводы и переводы при помощи пантографа. Переводы с пелюра делаются так же, как и машинные переводы. Переводы с желатины делаются след. образом. Лист желатины с награвированным на нем абрисом затирают фланелью с крепкой переводной краской, которая забивается в про-



резанные штрихи; излишек краски снимают чистой фланелью. Затем желатину кладут лицом вниз на застланный бумагой гладкий камень, закрывают сверху влажным листом бумаги и под легким давлением пресса протаскивают в станке. После этого желатину отволаживают до легкого отлипа во влажной макулатуре, кладут лицом вниз на гладкий сухой камень и несколько раз протаскивают в станке под легким прессом. Снимают желатину и обрабатывают камень, как при обычном машинном переводе. Сухие (бледные) переводы делаются для размножения абриса при хромолитографии. Здесь с абриса делают оттиски на плотной, хорошо глазированной бумаге типографской (как менее жирной) краской и перетиски-вают на гладкие или корешковые камни. Вместо типографской краски мбжно брать и литографскую, но в этом случае оттиски перед переводом на камень следует припудрить сух. порошком крокуса или пережженной мил ори. Перевод абриса на корнпапир делается путем переворачивания оттиска, снятого с камня, на новьй чистый лист бумаги, с которого и делают уже перевод на корн-папир. Другой,более рациональный, способ заключается в следующем. Камень с абрисом накатывают крепкой черной краской и припудривают сухой краской; корнпапир кладут на этот камень и протаскивают в станке. С накатанного один раз камня можно сделать 3-4 бледных перевода, припудривая только каждый раз камень сухой краской. Общий п е р е в о д-а б р и с для машинных переводов при хромолитографии делается как обьганый машин, перевод. Такой абрис оттискивается на плотную, пропущенную в машине и окрашенную с обеих сторон желтой краской папку, равную по формату той бумаге, на которой будет печататься данная хромолитография. Для правильного наложения красок кроме крестиков, имеющихся на каждом рисунке, на папке делают со всех четырех сторон обпще крестики (фиг. 4). Составными переводами называются такие, когда мастеру-переводчику приходится составлять рисунок из отдельных частей, размножая их и соединяя в одно целое, или^же вставлять в рисунок текст, заменять его другим ИТ. п. Выворотные (негативные) переводы делают в тех случаях, когда нужно очень мелкий рисунок сделать белым штрихом по темному фону, что особенно часто встречается в этикетках. В этих случаях рисунок делают на камне в негативном виде; с этого камня делают обьганый перевод на новый камень, который травят несколько раз и очень сильно, чтобы поднять рисунок , т. е. сделать его более рельефньпл. Потом камень смывают водой, дважды отквасцовывают и заливают сплошь тушью. Затем смывают камень скипидаром, закатывают краской, припудривают тальком и ровным древесным углем по залитому водой камню осторожно протирают рисунок: уголь сошлифовывает краску с рельефно выступающих штрихов, обнажая под ними камень. После этого камень канифолят, прижигают и травят в обычном порядке сильным травлением 3-4 раза. Кроме описанного существуют и другие способы

вьторотки, Ан астатическими называют в Л. такие переводы, когда на камень нужно перевести какой-нибудь оттиск, отпечатанный несколько месяцев или даже лет тому назад на обыкновенной бумаге. Это очень сложный и кропотливый процесс, дающий малоудовлетворительные результаты и применяемый крайне редко. Все эти способы основаны или на размягчении старой краски или на сообщении ей способности воспринимать новую жирную.краску, без замазьша-ния пробелов, путем обработки виннокаменной к-той. К группе оригинальных переводов относятся ипереводы помощ ь ю пантографа. Литографский пантограф состоит из прозрачной (круглой или прямоугольной) резиновой пленки, равномерно растягиваемой во все стороны системой тяжков, соединенных через металлич. раму с беско-нечньш винтом (фиг. 6). Пантограф укрепля-


Фиг. 6.

ется шарнирами к специальному столу, чтобы его можно было поднимать и опускать точно на прежнее место. В доске стола имеется прорез, в к-ром установлен опускающийся при помощи винта талер, на к-рый устанавливается камень с рисунком, подлежащим увеличению или уменьшению. Рисунок накатывается жирной краской. Для уменьшения рисунка резина растягивается настолько, чтобы при обратном движении винта она сократилась до требуемых размеров. Потом резину смазывают с внутренней стороны мастикой, приготовленной след. обр.: 100 г пшеничного или рисового крахмала разводят в 50 см холодной кипяченой воды; сюда добавляют 12 3 чистого столярного клея и 10 г желатины (заранее распущенных в воде и застывших); смесь ставят на огонь и, непрерывно размешивая, добавляют от 3,5 (зимой) до 7,5 (летом) г глицерина. Когда смесь сварится и превратится в густую массу, ее снимают с огня, дают остьггь и разбавляют холодной кипяченой водой до густоты сметаны. Потом добавляют от 1 до 2,5 г глицерина. Хорошо приготовленная мастика должна давать с резины на палец отлип. На увлажненную слегка резину наносят мастику тон-



КИМ слоем при помощи губки. Резину опускают на камень, накрывают листом бумаги и прокатывают по ней чистым ворсовым валиком, от середины рисунка по всем направлениям. Потом медленно опускают талер с камнем, поднимают пантограф, и резина сжимается до требуемого размера. На талер устанавливают чистый камень, протирают его влажной фланелью, быстро опускают пантограф, накрывают его бумагой и перетискивают валиком рисунок с резины на камень. Затем опускают немного талер и впрыскивают воду между краями камня и отставшей резиной, дЛя того чтобы при дальнейшем опускании талера резина легко отставала от камня. Дальнейший процесс укрепления рисунка тот же, что в обычном переводе. Увеличение рисунка идет в обратном порядке, рисунок переносят на нерастянутую резину, к-рую потом растягивают. Мастику и в этом случае следует наносить на растянутую резину, после чего ее отпускают и тогда уже перетискивают на нее рисунок.

Фотолитография. Фотомеханические переводы имеют большие преимущества. Не говоря о быстроте и дешевизне изготовления печатной формы, фотоперевод свободен от произвола репродуктора-рисовальпщка и дает возможность почти точного воспроизведения оригинала в увеличенном или уменьшенном виде. Если в ручной хромолитографии для точного воспроизведения оригинала нужно в одном случае 12, а в другом- 8 красок, то при помощи фотолитографии требуются лишь в первом случае не более 9, а во втором не более 6 красок. Число способов фотопереводов для плоской печати довольно значительно. Сюда относятся хро-моальбуминный и асфальтовый способы, перевод при помощи желатиновой бумаги, эма-ле-клеевой способ д-ра Альберта, способы Мануль , Типов и др. Наиболее распространены два первых способа; остальные или малоупотребительны, или не имеют непосредственной связи с Л., или, в большинстве случаев, патентованы и требуют готовых препаратов. Сущность хромоальбуминного способа заключается в следующем. Хромовые соли калия, аммония и натрия в соединении с клеем, желатиной, альбумином и другими органич. веществами обладают светочувствительностью, теряя под действием света первоначальные свойства, в частности растворимость в воде. Если на камень, цинк или алюминий нанести тонкий слой хромированного альбумина или желатины, подвергнуть его через фотографический растровый или пггри-ховой негатив (см. Фототехника) действию света и натереть затем краской, то последняя при смьгоании водой удержится только на освещенных местах, а неосвещенные места слоя растворятся и сойдут с камня, цинка или алюминия вместе с краской. Асфальтовый способ также основан на светочувствительности определ. сортов асфальта, наносимых в виде раствора тонким слоем, и на потере ими растворимости под влиянием света. В качестве растворителя (проявителя) берут скипидар. Добавление камфорн, масла или бензола ускоряет процесс- При съемке негативов для фотолитографии необходимо иметь в виду, что для печати на плос-

ких или обыкновенных ротационных литографских машинах негативы должны фотографироваться через призму, а для офсетной печати-без призмы. Для фотопереводов употребляются камни: для тоновой фотолитографии-кореппсовые, а для одноцветных и штриховых работ-гладкие. Перед нанесением светочувствительн. слоя камень смывают водой, гуммируют, сушат, вновь смывают водой и покрьшают при помощи бархатных тампонов-щеток раствором 3-4 г желатины, 4 г двухромовокислого калия и

4 см аммиака в 100 см воды. Сначала дают разбухнуть желатине, потом распускают ее в половинном количестве воды. В другой половине воды растворяют двухромовокислый калий и, помешивая, добавляют в него по каплям желатину (чтобы она не свернулась). Наконец добавляют аммиак. Покрывать нужно очень тонким слоем. После этого дают высохнуть камню и, смьш его водой, наносят на него хромоальбуминный или асфальтовый светочувствительный препарат в темной ком-на,те, освещенной лишь слабым желтым светом. Хромоальбуминный препарат приготовляют след. обр. Свежий отстоявшийся яичный белок или раствор белкового препарата (альбумин) сбивают в снежную пену веничком из деревянных прутьев. Через несколько часов его фильтруют сквозь чистую льняную тряпку, приготовляют раствор 100 см белка в 500 см* дистиллированной воды, тщательно перемепшвают и сливают вместе с раствором 12 3 двухромовокислого аммония (растертого в порошок) в 500 см дистиллированной воды. Добавляют немного аммиака до появления желтой окраски, 2- 3 зернышка марганцовокислого калия и

5 капель раствора азотнокислого серебра в воде (1 :10). Хромовые растворы следуетхра-нить в темной прохладной комнате в хорошо закупоренных склянках и не дольше 2 недель. Асфальтовый препарат приготовляют след. обр. Порошок сирийского асфальта насьшают в высокую узкую стеклянную банку и наливают в нее хлороформа до образования густой массы, к-рую через несколько часов заливают серным эфиром, хорошо перемешивают и дают отстояться. Жидкость сверху асфальта сливак5т и заменяют чистым эфиром. Так проделывают до тех пор, пока эфир не будет почти чистым. Осадок асфальта высушивают и полученный порошок растворяют в бензоле (4-6 г асфальта на 100 см* бензола). Более быстрый способ приготовления препарата следуюпщй: 50 з сирийского асфальта в кусках растворяют в 200 г хлороформа и 50 а бензола; в отдельной посуде растворяют 600 г хлороформа и 150 г бензола; перед работой отфильтровьтают в темножелтую или красную бутыль 150 см* первого и 150 см* второго растворов, добавив несколько капель лавандового масла (1 капля на 5-6 см*); этот препарат предназначается для полутоновых негативов на корешковом камне. Для гладкого же камня или фотоперевода на цинк или алюминий берут двойное количество второго раствора. Хромовый или асфальтовый препарат наносят на камень при помопщ центрифуги, бархатных щеток или же лицевого валика очень тонким и ровным слоем. На препариро-



ванный хромированным альбумином или асфальтом камень, в темной комнате со слабым желтым светом, накладывают негатив (пленкой к камню), камень переносят на специальный копировальный станок и подвергают действию света вольтовой дуги. Время экспонирования зависит от негатива,силы света, расстояния и толщины слоя. Примерно оно равно для альбуминного слоя 4-10 м. при источнике света от дуговой лампы в 25 А -на расстоянии от негатива в 30-40 см\ для асфальтового слоя экспозиция продолжается от 1 до 6 ч. Когда копирование закончено, камень вместе с негативом переносят в темную комнату, негатив снимают и камень (при альбуминном способе) накатывают специальной жидко разведенной скипидаром жирной краской, к-рую быстро разравнивают бархатньш валиком до тонкого темносерого ровного слоя. Краску для фотопереводов можно приготовить самостоятельно, растирая 100 3 обыкновенной литографской краски с 200 г жирной переводной краски (Um-druckfarbe) и 15 г лавандового масла. Накатанный краской камень переносят в светлую комнату, где начинают проявлять рисунок. При хромовом слое камет помещают под мягкую непрерывную струю воды и осторожно протирают мокрым куском ваты. После этого камень смывают раствором аммиака или нашатырным спиртом для удаления остатков жира и грязи, споласкивают водой, просушивают, гуммируют, смывают тинктурой и обрабатывают как обычный перевод. При асфальтовом слое заготовляют в отдельных мензурках два проявителя: в одной-чистоетерпентиновое масло (скипидар), а в другой-смесь из 3 ч. скипидара и 1 ч. камфорного масла. Камень без предварительной накатки краской протирают ватой, смоченной одним терпентиновьн!л маслом. От этого на неосвещенных местах рисунка асфальт растворяется и обнажает чистый камень. Если проявление идет медленно, берут второй раствор, к-рый действует как более сильный проявитель. Затем камень смывают скипидаром для удаления камфорного масла, споласкивают водой, просушивают, гуммируют и обрабатывают в дальнейшем как обычный перевод. *

Работа на цинке и алюминии. В силу обпщости процессов к Л. относят и работы на цинке и алюминии. Главное отличие в изготовлении печатной формы на этих металлах заключается в рецептуре тех материалов, которыми они обрабатываются, процессы же и их последовательность почти одинаковы. Благодаря тому, что на цинке и алюминии можно'делать любые переводы и выгибать потом! печатную форму (пластину), стала возможной литографская ротационная печать. Цинк, как наиболее дешевый, а в нек-рых случаях и наиболее удобный, материал, применяется более широко, чем алюминий, хотя последний имеет нек-рые преимущества в .смысле чистоты и тонкости штриха. Процесс работы на цинке идет след. обр. Цинковую пластину с абсолютно ровной поверхностью и равномерной толщиной (примерно 0,6 дш) шлифуют тонким песком или порошком пемзы при помощи деревян. колодки, обтянутой войлоком.

Вместо воды пластину увлакняют 5%-ным раствором едкого кали. Когда шлиф потемнеет, его смывают водой, насыпают на пластину песок и вновь шлифуют. Так проделывают 3-4 раза. Старые пластины предварительно промьшают бензолом для удаления с них рисунка. Затем обмывают пластину кругом водой и обрабатьгеают в особой шлифовальной машине, состоящей из коробки, которая делает быстрые кругообразные движения. Цинк кладут в эту коробку, посыпают песком и стеклянными или фарфоровыми шариками и смачивают водой. Т. о. наводится корешок, характер к-рогЬ зависит от песка и от шариков. В зависимости от корешка и предполагаемой работы длительность шлифования в машине колеблется от 30 м. до 2 ч. После этого пластину вынимают, тщательно смьшают с обеих сторон струей воды и погружают на 1--2 м. в шамотную ванну с раствором 50 ем азотной к-ты и 20 г квасцов в 1 ООО см воды (или, по другому рецепту, 100 см уксусной к-ты в 1 ООО см воды). Вынутую пластину обтирают мягкой губкой для удаления темносерого осадка окислов, тщательно споласкивают струей воды и сушат. Образовавшуюся в виде белого налета окись цинка вновь смьшают и пластину быстро просушивают. Самая работа на цинке производится так же, как и на камне, с применением всех техник, кроме гравирования и выскребания по асфальту, но только более твердыми карандашами и с ограниченным применением игл и шабера. Выскребание по асфальту здесь м. б. заменено выскребанием по специальному грунту, состоящему из раствора 2 ч. гуммиарабика, 2 ч. декстрина и нескольких капель глицерина в 35 ч. воды. Жидкость фильтруют и растирают в ней 5-7 ч. сухих цинковых белил. Пластину покрывают тонким слоем этого грунта и после просушки наносят рису- нок иглой или шабером, снимая грунт, но не задевая самого цинка. Когда рисунок закончен, пластину закатьшают жирной литографской краской, опускают в ванну с водой и осторожно удаляют ватой грунт с приставшей к нему краской. Последняя остается только на местах, освобожденных от грунта при выскребании. Процесс травления идет обычным путем. Непосредственная работа на цинке применяется редко, и главное назначение цинка-переводы. Для переводов и пробных оттисков служат обьганые ли-то1;рафские станки как ручные, так и механические, но на их тележку устанавливают или гладкий камень или прочный металлич. фундамент (плита). Перед переводом цинк еще раз обливают раствором квасцов (большей крепости, чем для восстановления камня), смывают через 2-3 м. водой и протирают фланелью. Дальнейший процесс-как и при переводе на камень. Травится цинк раствором 30 г соли Штреккера в 1 ООО см воды. Это-патентованный препарат, и приготовление такой вытравки сопряжено с получением ее из-за границы. Для самостоятельного приготовления вытравки для цинка можно рекомендовать следующие рецепты: 1 ООО см раствора гуммиарабика, 200 г гипосульфита, 70 г фосфорной кислоты, 30 г щавелевой к-ты и 20 г хромовой к-ты или



3 ООО см* раствора гуммиарабика, 600 г гипосульфита, 100 г щавелевой к-ты, 90 г фосфорной к-ты, 15 г хромовой к-ты и 20 см* азотной к-ты. Сначала растворяют ,в 600- 800 см* воды фосфорную к-ту и в этом растворе разводят гипосульфит.Полученную смесь сливают в загшювленный раствор гуммиарабика и добавляют остальные к-ты. Для травления оригинальных работ вытравку ос-лабляки гуммиарабиком При больших корректурах иди вставках промывают нужное место бщзолом и обезжиривают едким кали; пластшу отквасцовьшают, промьшают водой и лишь тогда наносят корректуру. При фотопереводах пластину (перед нанесением светочувствительного слоя) кладут на 1- 2 Ш. в раствор 10 г квасцов, 10 г селитры, 10 т* соляной к-ты и 1 ООО см* воды, тщательно обмьшают водой и во влажном состоянии дважды обливают препаратом в центрифуге. Копирование происходит в специальной пневматич. раме, в к-рой негатив плотно и равномерно прижимается к пластине.

Работа на алюминии (альграфия) также отличается только рецептурой. Перед шлифовкой пластину промьшают скипидаром, ополаскивают водой и обезжиривают в ванне с раствором 1 ч. азотной к-ты, 3 ч. воды и 0,1 ч. серной к-ты в течение 6-8 ч. для новых пластин и 10-12 ч. для бывших в употреблении. Вместо этого для ускорения процесса пластину подвергают в течение 5-8 м. действию раствора 45 ч.азотной к-ты, 35 ч. кремнефтористоводородной к-ты, 5 ч. конц. раствора серной к-ты в 415 ч. воды. Вытравка для алюминия составляется из 1 ч. 20%-ного раствора фосфорной к-ты и 12 ч. густого раствора гуммиарабика. Для травления переводов вытравку делают более сильной: на 1 ч. к-ты берут 7-8 ч, гуммиарабика. При корректурах рисунок припудривают тальком и смачивают в местах, подлежащих исправлению, крепким раствором серной к-ты при помопщ стеклянной палочки. Через 2-3 мин. к-ту смывают сильной струей воды; краска должна раствориться. Пластину просушивают, пудрят тальком и обливают на 2-г-5 м. раствором щавелевой к-ты, из к-рой сначала приготовляют насыщенный раствор при t° воды 20-25°, а затем

4 ч. этого раствораразбавляют96 ч. дистиллированной воды. После этого пластину обмывают струей воды, сушат и делают нужные исправления. При фотопереводах пла-стипу перед нанесением светочувствительного препарата обливают сначала водой, а затем сейчас же препаратом в центрифуге.

Подсббные процессы. Часто в Л. встречается надобность в переводе на камень типографского набора или цинкографских и ксилографских клише. Для этого с набора или клише делается хорошо припрайленный оттиск жирной краской на переводную бумагу, а с последней делается уже обычный перевод на камень. Когда нужно сделать перевод для офсета, в к-ром печатная форма имеет прямое изображение, а оригинальный камень имеет не прямое, а обратное изображение, является необходимость в переворачивании изображения. Та же необходимость возникает при переводе для офсета типографского набора или клише. Для этой цели су-

ществуют специальные станки, т.н. контрпрессы (фиг. 7), состоящие из двух рядом лежащих фундаментов, на один из к-рых укрепляется переводная бумага, а на другой-набор, клише или камень. По зубчатьпи рейкам, лежащим по обе стороны фундаментов, передвигается барабан, обтянутый резиной. Камень, клише или набор накатьгеает-ся жирной краской, к-рая перетискиваетСя на резину барабана, а потом передается на переводную бумагу уже в перевернутом виде. После обычного перевода с бумаги на ка-

барабан с резиной

переборная бумага


1 !

1 1 ;

Фиг. 7-

мень или цинк получается требуемое прямое изображение. Кром контрпресса для этой же цели существует более дешевый аппарат в е н д у м. Он представляет собою 2 массивные соединенные шарнирами стальные рамы. Аппарат устанавливается на литографском ручном станке, в него вставляется и укрепляется камень, рама с набором или клише, которые накатьшаются жирной переводной краской. Верхняя рама с натянутым резиновым полотном опускается на камень, набор или клише и подводится под ребер станка. Сверху резины находится тонкий лист цинка, смазанный салом, на который кладется подреберник. Аппарат протаскивают один раз в станке под легким прессом, осторожно поднимают верхнюю раму с резиной, камень застилают чистой бумагой, сверху которой кладут переводную бумагу, опускают верхнюю раму на прянее место и тем же путем перетискивают изображение с резины на переводную бумагу.

При печатании хромолитографией, когда бумага вытянулась и оттиски предьщущих красок не совпадают с новьш переводом, возникает необходимость в просушке оттисков. Для этого существуют специальные сушилки, состоящие из длинной железной коробки с газовым или паровым подогревателем внутри.

К числу подсобных процессов относится и бронзирование оттисков, т. е. нанесение бронзового порошка на отпечаток. См. Бронзирование.

Плоские литографские машин ы. По своей конструкции все системы плоских литографских машин очень сходны между собой, и разница между ними заключается только в нек-рых деталях. Наиболее распространенными в СССР являются машины ф-ки FalDer и. Schleicher А. G. в Оффенбахе на Майне и Maschinenfabrik Johannisberg, G. m. b. Н. в Гейзенгейме на Рейне.Принцип устройства плоской машины очень прост. На массивной металлич. подвижной раме (фиг. 8) укреплены неподвижно красочная плита JL, талер Б, на к-рый устанавливается камень, и мочильная подушка В. На переднем конце машины установлен к п п с е е ч-



1 ... 7 8 9 10 11 12 13 ... 48
© 2007 SALROS.RU
ПромСтройМат