Главная » Промиздания » Оливковое дерево

1 2 3 4 5 6 7 ... 49

ются из железа, съемными или залитыми в отливку О. Стенки О. в целях усиления снабжают наружными ребрами. Литые О. подвергаются механич. обработке на продольно-строгальных, продольнофрезерных, шлифовальных и ради-

I-в ально сверлильных

л 5 станках. Обработ-

д Л А ке подвергают тор-

\ V цовые поверхнос-

ти опок. Отверстия для направляюпщх болтов сверлятся по сверлильным кондукторам; в случа- Штг- ях же применения направляюпщх отверстий с заливкой белым металлом ме-

О

фиг. 1.

ханич. обработка последних отпадает. Заливка отверстий производится по кондукторам. Литые О. из стали вследствие своей дороговизны встречаются весьма редко. В последнее время в Америке, а частью и в Европе, широко применяют при машинной формовке


ляюпщх болтов. Ниже приведены размеры нормальных О., разработанных в Германии:

Фиг. 4.

фиг. 5.

о. из железа и стали различньгх профилей проката (фиг. 2 и 3). О. изготовляются штамповкой па прессах с последующей приклепкой или приваркой ребер, ручек, ушков и болтов. Преимущество штампов а ных О.-небольшой вес, удобство транспортирования; недостаток-легко деформируются. Для безопочной машинной формовки применяют специальную деревянную О. типа изображенной на фиг. 4, которую следует рассматривать как принадлел<ность формовочной машины.

Первостепенное значение в деле правильной организации литейных цехов имеет нормализация опок. Машинная формовка немыслима без разрешения вопроса о создании хотя бы нормалей О. для данного предприятия. Основные моменты нормализации: расстояние между центрами О., размер О. в свету, толпщна стенки и диаметр направ-

Наружный размер в мм

Размер в свету в мм

Расстояние между центрами в мм

380 X 380

350X350

430 X 330

400 X 300

} 475

430X430

400X400

480X380

450 X 350

\ 525

480X480

450 X 450

530X380

500X350

1 575

530x530

500x500

595x430

665X410

635x430

600X400

635X530

600 X 500

\ 680

635X635

600 X 600

735x630

700x500

\ 780

735X735

700x700

825X530

800 X 500

1 870

825 X 635

800 X 600

Диаметры направляюпщх болтов рекомендуются: для О. до 1 000x1 ООО лш-20 и до 2 ООО X 2 ООО лглг-25 мм. На фиг. 5 и в

Табл. 2.-К о н с т р у к т и в н ы е размеры опок (в мм).

Опока

Тип

Размер в свету

а

Ь

С

е

300/300-350/450

2,5;

450/450-550/550

600/600-750/750

15 j

10 1

600/800-700/1 ООО

750/1200-900/1500

20 1

1 000/1 500-1 500/1 800

20 :

1800/1800-2 400/2 400

22 :

15 i

табл. 2 приведены два типа О. с конструктивными размерами, принятые в одной из крупнейших чугунолитейных в Германии.

Лит.: Handbucb d. Eisen u. Stahlglesserei, hrsg. von Geiger, 2 Aufl., B. 2, В., 1927; Giesserei-Ztg , В., 19X1, p. 245, 265, 1924, p. 88; Giesserel , Dusseldorf, 1923, p. 531, 1925, p. 145; St. u. E. , 1923, p. 725. E. KytBBic.

ОПОЛЗЕНЬ, одна из форм смещения краевой полосы берега (реки, моря, балки). Смещение вниз (но не опрокидывание) части берега происходит по нек-рой вогнутой поверхности скольжения (оползневая поверхность), причем в сползшей массе сохраняется та же последовательность слоев, какая была в коренном залегании. Поверхность скольжения О. представляет собой поверхность устойчиво лежащих масс склона; глубина, иа к-рой образуется поверхность скольжения, зависит от глубины речной долины (или прибрежной части моря) и глубины залегания водоносного горизонта в склоне. Углубление русла реки или искусственная выемка могут вызвать перемещение поверхности скольжения на большую глубину и тем самым вызвать сползание новых участков берега. О.бывает следуюпщх видов: О. с о с к а ль-3 ы в а н и я (или делятивные), когда сползание начинается с нижних участков берега, по мере размыва рекой опорных участков, защищавших берег (напр. симбирский 1902 г. и ВОЛЬСКИЙ О.); О.-н а д в и г и (или детрузивные), когда сползание



опопонлкс

начинается с верхних участков высокого берега, и сползающие массы сдвигают нижние участки берега в параллельные складки с буграми и западинами (напр. О. между Сызранью и Батраками). В результате О. морского берега иногда наблюдается выпячивание морского дна.

Главной причиной, вызывающей оползневые явления, является наличие водоносного горизонта в склоне берега выше уровня реки (моря). Вода, пропитьшая нижние толщи водоносных пород (особенно песков), придает им особую подвижность. Кроме того верхние части водонепроницаемых пород (обьгано глины) от воды размокают, сжижаются и т.о. создается неустойчивое положение масс, слагающих берег,-положение тем более неустойчивое, чем больше наклон слоев в сторону реки, хотя бывают случаи сползания берега и при слоях, наклоненных в обратную сторону (Крымское побережье). Толчком к началу сползания служат: 1) увеличившийся размыв берега со стороны реки или искусственная выемка пород, уменьшающая опору берега со стороны реки; 2) перегрузка берега новыми сооружениями или насыпями; 3) перенасыщение водоносного горизонта от больших дождей, таяния снега, искусственного Спуска в тот же горизонт вод (поглотительные колодцы, запруды) или удаление растительного покрова, благодаря чему увеличивается проникание в почву атмосферной влаги; 4) землетрясения. Признаки, предшествующие О. и их сопровождающие: образо-йание в земле (или на зданиях) трещин или вздутий, особенно хорошо заметных на ж.-д. Иасыпи (появление волнистости на рельсах), возникновение новых или же, наоборот, исчезновение старых ключей. Такими признаками никогда не следует пренебрегать, особенно в местах расположения зданий, мостов, туннелей, шоссе, ж. д. и тем более в районах, где возможно оползневое явление. После общего геологического обследования принимаются предохранительные меры, как то: 1) отвод грунтовых вод дренажем, 2) возможное устранение проникания в почву атмосферных вод, 3) устранение крутых откосов, 4) защита берега от размыва. Распространенность оползневых явлений в Европ. части СССР (берега pp. Волги, Днепра, Дона и др.; побережья Черного моря от Туапсе до Сочи, Крыма и окрестностей Одессы) заставляют с особой осторожностью приступать к капитальному строительству в оползневых районах, причем до возведения построек д. б. произведен геологич. осмотр местности, а при заведомой неблагонадежности района д. б. поставлены тщательные геологич. исследования для окончательного выбора места постройки и принятия необходимых предохранительных мер. п. топольницкии.

Лит.: см. Обвал.

О ПО ПО Н АКС, камедесмола двух совершенно различных видов в зависимости от происхождения. Настоящий опопонакс получается из Ороропах Chyronium и в свежем виде представляет сильно пахучую, липкую массу, окрашенную в желтый или коричневый цвет. Главной составной частью является опорезинотаннол, СхгИОа- ОН (частично в виде эфира феруловой кислоты) и опонал,

С20Н10О7. В настоящее время О. вытеснен с рынка близким ему видом-бисабол-мир-рой (см. Mwppa) и является довольно редким продуктом. Обычный торговый сорт идентичен с бисабол-миррой, хотя еще недавно считалось установленным его происхождение от Balsamodendron. Применение опо-понакса ограничивается парфюмерным производством, однако его запах не имеет ничего общего с одноименными духами.

Лит.: Wo 1 f Н., Die naturUclien Harze, Stg., 1928; H 0 1 m e s В. M., Perfumery a. Essential Oil Record*, V. 15, London, 1924.

ОПОРНЫЕ ТОЧКИ для съемок отмечаются в районах работ столбами, сигналами с каменными подземными центрами и пр. На планах они наносятся по географическ. координатам или по сфероидич. прямоугольным координатам. Целью определения О. т. является, взаимная связь системы планшетов государственных съемок достаточно обширного пространства. На каждом отдельном планшете О. т. служат исходными пунктами для съемочных работ и служат как бы рамками для этих работ, внутри которых увязываются невязки измерений. О. т. по методу их определения бывают двух видов, а) Астрономические пункты, определяемые непосредственно, из наблюдений звезд или солнца, с передачею времени по радиотелеграфу или хронометрами.Эти определения независимы друг от друга в каждой точке и проще других в смысле подготовки к наблюдениям. Однако результатыастро-номич. определений О. т. подвержены в.ли-янию уклонения отвесных линий, различных в разных точках земной поверхности. Астрономич. пункты не дают стройной системы О. т.; каждый из них имеет свою индивидуальную относительную ошибг^у в координатах по сравнению с координатами тех же точек идеального сфероида. На этом основании астрономич. пунктами как О. т. пользуются лишь в условиях экспедиций в северных, лесных и' других трудных д.пя съемок районах, где и съемки не требуются большой точности, б) Триангуляционные пункты определяются зависимо друг от друга в обшей системе, с точностью для всех почти одинаковой; на местности они не разбросаны, а распределены равномерно целою серией и дают стройную сргстему О. т., взаимно связанных друг с другом, координаты которых м. б. получены с относительною точностью, заранее предусмотренной и удовлетворяющей требованиям съемок согласно заданию. Недостаток их заключается в том, что триангуляционные точки требуют сложной подготовки к наблюдениям на местности в виде постройки знаков, измерения базиса и т. д. (см. Триангуляция). О. т. по высоте имеют такое же связывающее значение как на каждом отдельном планшете, так и в целой серии планшетов съемок государственного и местного значения, а также для инженерных работ. О. т. по высоте получаются в результате нивелировок высокой точности и точных нивелировок; они закрепляются на местности чугунными марками, вделанными в стены фундаментальных построек и сооружений. о. дитц.

Лит.: см. Геодезия.



ОПОРЫ (мачты), см. Сети электрические.

ОПОРЫ МОСТОВ, сооружения, поддерживающие пролетное строение (см. Мосты) и передающие вес последнего со всей его нагрузкой на основание (см. Фундаменты и основания); концевые О. м. называются устоями и кроме прямого своего назначения служат для обеспечения сопряжения моста с насыпью; промежуточные опоры называются быками. Очертание опор и их конструкция существенно зависят:

а) от системы пролетного строения моста и

б) от материала опор. Своеобразны опоры


Фиг. 1.

наплавных мостов, у которых постоянными являются только устои, промежуточные же опоры подвижны. Особенным разнообразием форм, в связи с их двояким назначением, отличаются устои.

Конструкция 0. и. Мета л л^иче с ки е мосты имеют преимущественно каменные опоры. Размеры и очертание верхней части опор определяются назначением моста (жел.-дор., экипажный и т. д.) и системой опирающихся наних ферм. В балочных мостах устои имеют в плоскости опирания пролетного строения т. наз. подфермениую площадку, размеры которой определяются конструктивными требованиями: расстоянием между осями главных ферм и размерами подферменных камней. Как со стороны передней грани, так и с боковых сторон размеры подферменной площадки несколько

увеличиваются против минимально необходимых. Ширина устоя выше подферменной площадки зависит в ж.-д. мостах от ширины колеи, длины шпал и ширины балластного


<[хм><1>:1

Фиг. 2.

СЛОЯ, а в^экипажньгх-от пшрипы ездового полотна как на мосту, так и на подходящей к мосту дороге. Размеры нижних частей устоя всецело определяются расчетными требованиями его прочности и устойчивости. Одним из распространенных типов является ycTofij с о б-ратными (Стенками (фиг. 1). До высоты насыпи 6,0- 6,5 м он является наиболее выгодным. Длина устоя определяется длиной заложения конуса насыпи в плоскости боковой грани устоя и следовательно зависит от высоты наевши и допустимой крутизны откосов конуса; для обеспечения связи моста с подходной насыпью длину эту несколько увеличивают, так что устой несколько входит в тело насыпи за

вершину конуса. Пространство между обратными стенками заполняется дренируюпщм грунтом. Значительно реже встречается требующий больше кладки и особенно облицовки тип устоев с откосными крыльям и (фиг. 2). Преимущество его-в создании более благоприятных гидравлич. условий


Фиг. 3.



работы сооружения. Встречаются также и устои комбинированного типа с откосными крыльями и обратными стенками. В настоя-


Подшва рельса

Фиг. 4.

щее время устои с откосными крыльями применяются гл. обр. в каменных трубах, а также в городских мостах при сопряжении с каменной набережной, если устои значительно выдаются в реку (фиг. 3). Наконец третьим основным типом устоев являются устои-массивы, применяемые обьгано при высоте насыпи свыше 6,5 м. При увеличении высоты насыпи объем устоев этого типа быстро растет; поэтому для уменьшения кладки их обыкновенно облегчают применением колодцев, проемов, галлерей и т. п. Довольно широко распространенные раньше колодцы, заполняемые обычно сухой кладкой, песком и т. п., в настоящее время не применяются, т. к. надежный отвод воды из них затруднителен, почему с течением времени кладка их приходит в расстройство. Применение галлерей и проемов (фиг. 4), не имея недостатков колодцев, вполне достигает цели-облегчения устоя, почему этот прием широко распространен как при сравнительно небольших высотах насыпи, так и при значительной ее высоте (фиг. 5). Однако при высоте в 10-12 м устои этого типа становятся невыгодными, в особенности если по свойствам грунта приходится устраивать глубокое заложение фундаментов. При этих усло-

виях наиболее рациональньш является тип раздельных устоев, состоянщй из передней части-быка, обычно более глубоко заложенного и несущего всю нагрузку пролетного строения, и задней части-устоя


обсыпного типа, поддерживающего насыпь. Устои раздельного типа, впервые предложенные инж. Хржановским, в первоначальном виде представляли глубоко заложенный бык с приставленным к нему со стороны на-

Видсо Вив со стороны стороны


сьши ПОЛНОСТЬЮ или почти полностью погру-женньш в ее тело каменным массивом, к-рый воспринимает все давление насьши, что по-



зволяет сильно сократить размеры переднего быка. В процессе эволюции этого типа задняя часть постепенно отодвигалась от переднего быка, и в современном виде устой приобрел вид, показанный на фиг. 6. Пролет


фиг. 7.

между обсыпной частью устоя и береговьш быком обычно перекрывается. жедазобетон-ной или, при больших пролетах, железной фермой. При большом подъеме воды и наличии опасности размыва конуса между быком и обсыпной частью устоя устраивает-

Разрез по оси

ньЕХ мостов и высокий процент от обп];ей стоимости их, приходяпщйся на долю опор, в особенности в мостах небольших отверстий, где стоимость пролетного строения ничтожна, заставляет стремиться к возможно большему облегчению опор и уменьшению объема их кладки. Неустанные искания в этой области, в связи с широким примене-нибм различных форм сочетания каменной кладки с железобетоном, привели в последнее время к созданию нек-рых новых видов устоев. Таковы напр. устои, состоящие из двух продольных каменных стенок, перекрытых жел.-бетон, плитой (фиг. 8). Устройство в устое обсыпного типа продольного проема, перекрытого железобетонной плитой, позволило значительно сократить объем его кладки и, понизив давление насьши на заднюю стенку устоя, уменьшить его обшде размеры. Устройство задней части устоя в виде бездонного жел .-бет. япщка, подвешенного к передней соответственно развитой массивной части его, привело к типу быка-устоя (фиг. 9), применение к-рого особенно целесообразно при слабых грунтах в основании опор и глубоком заложении их. Размеры оголовков быков определяются теми же конструктивными требованиями, как и размеры верхней части устоев. Очертание их в плане обычно прямоугольное с закругле-


ся тонкая соединительная стенка. Иногда применяют обсыпные устои без переднего быка; это допустимо только в тех случаях, когда устои вполне обеспечены от подмьша (фиг. 7). Большое распространение балоч-

нием углов или без него. В подводной части, для улучшения условий прохода воды в отверстии моста, быки обычно с низовой стороны закругляются, а с верховой заостряются (см. Каменные мосты). При наличии



ледохода заостренному ребру придают уклон, а при значительном ледоходе устраиваются


фиг. 9.

специальные ледорезы (см.). Быки имеют вид сплошного каменного столба с неболь-

шим уклоном-его граней (фиг. 10, 11), при очень большой высоте быков увеличивающимся книзу. Иногда; в теле массивных быков для облегчения их устраивают пустоты. При большой длине быков, что часто встречается в широких городских мостах, верхняя часть их, обык- г^ новенно только выше горизонта высоких вод, устраивается в виде отдельных колонн. Переходным типом между камеи- -ными и металлическими опорамиявляются трубчатые опоры, состоящие из металлич. (чугунной или железной) оболочки, заиолненной внутри обычно бетоном. Диам. отдельных колонн в опорах этого типа доходит до Зл1и более. Погружаются колонны обыкновенно вычерпыванием грунта или при помощи сжатого воздуха, как кессоны.

М еталлические О. м. встречаются относительно гораздо реже каменных,притом лишь в тех случаях, когда устройство последних почему-либо нецелесообразно. Они встречаются в путепроводах или эстакадах над улицами городов, в путепроводах через ж. д. и т. п.,когда требуется как можно меньше стеснять отверстие под мостом. В высоких виадуках, когда тяжелые каменные опоры недопустимы, нанр. при слабых грун-



Известняк

Фиг. 11.



ОПОРЫ мостов

тах, в основании опор или в районах, подверженных землетрясениям, быки тоже делаются металлическими, как напр. в стро-


о


о

с


фиг. 12.

ящемся известном Машатском виадуке на Туркестано-сибирск. ж. д. Широко распространено также применение металлич. опор в США и в колониальных странах при постройке дорог пионерного характера, когда требуется насколько возможно бо.тьше сократить объем работ на месте. В этих случаях применение металлических опор, обычно б. или м. стандартного типа, позволяет до-став.т1ять части опор на место работ вполне готовыми, так что остается только собрать их. В путепроводах металлич. опоры устраивают обычно в виде отдельных к о .т о н н или стоек, соединенных системой связей в одну цельную конструкцию. Колонны или задельшают наглухо в кладку фундаментов или снабжают внизу, а также иногда и наверху, шарнирной пятой. В путепроводах

над городскими улицами колонны из эстетических соображений нередко делают чугунными (фиг. 12), в большинстве же случаев железньпш клепаными (фиг. 13), При высоте опор более 6 м применение отдельных металлических колонн становится невыгодным. В этих случаях опоры устраивают в виде плоской или пространственной сквозной конструкции (так наз. Пирамидальные опоры). Плоские опоры делают в виде к а-чающихся стоек (рам) (фиг. 14). Применение опор этого типа, требующих устройства непрерьшной связи всех ферм вдоль всего моста и особенно тщательного закрепления их на устоях, ограиичивается величиной пролетов (.30-35 м). П и р а м и д а л ь-п ы е металлические опоры, применяемые в высоких виадуках, получили широкое применение со времени постройки известного Крумлинского виадука (1853 roi;). Опоры этого виадука, как и многих других ему современньгх, состоят из нескольких (в данном виадуке 14) чугунных колонн.


опирающихся на каменный фундамент. Чугун в таких конструкциях с течением времени стал заменяться железом, и в настоящее



ОПОРЫ мостов

время пирамидальные опоры делаются исключительно железными клепаными обычно с минимальным числом ребер-4. Опоры это-


го типа бьшают двух видов: башенные, в к-рых все четыре ребра наклонны (фиг. 15), и


Фиг. 15.

американского типа, где вдоль моста ребра вертикальны, а поперек на-

клонны (фиг. 16, виадук Pecos в Тексасе). К классу металлич. опор относятся довольно HinpoKO распространенные прежде опоры на металлических -,-, , сваях, к-рые или забиваются (как деревянные) или завинчиваются в грунт и делаются из чугуна (Кентский виадук) или же клепаные железные (в позднейшее время). Диам. свай обычно 0,25-1,0 Л1 и в редких случаях доходит до 1,5-1,8 м. Опоры этого типа были применены в большом числе мостов на строившейся в конце 1860-х гг. линии По-ти - Тифлис. Позднейший тип металлических свайных опор показан на фиг. 17.

Особе нности опор ар очных металлич. мостов вызьшаются наличием раснора арок, который опоры доллшы воспринять и передать на основание. Поэтому опоры этих мостов, особенно устои,значительно развиваются и в мостах с пологими арками и, следовательно с большим распором, получают вид огромных массивов, обычно скрытых в теле насьши (фиг. 18). Быки арочных мостов в тех случаях, когда распоры соседних пролетов уравновешиваются, имеют внешний вид быков балочных мостов. При наличии же одностороннего распора получают, подобно устоям, несимметричное очертание (фиг. 19), по воз-молшости ограниченное частью быков пшже


Фиг. 16.

поверхности земли, т.к. иначе бык будет производить неприятное внешнее впечатление.



ОПОРЫ мостов

Своеобразие опор висячих мостов обусловливается их назначением: дать точку опоры для кабелей (цепей), несущих нагрузку всего моста, и обеспечить закрепление концов этих кабелей на берегах. Бьжи висячих мостов имеют вид высоких колонн-пилонов, через кото-pbiej перекидываются кабели (цепи) моста, устои же представляют солидные массивы кладки, к-рые могут сопротивляться вырывающему усилию закрепленных в их теле кабелей моста (фиг. 20). Пилоны висячих мостов делают каменными (фиг. 21)


Фиг. 17.

в виде двух отдельных колонн, через вершины к-рых свободно пропущены кабели, или при большой высоте пилонов, а также

кабели моста. Закрепление кабелей на устоях является одной из существеннейших частей конструкции висячих мостов; не представляя значительных трудностей при благоприятных условиях, если например можно закрепить кабели непосредственно в скале


-10.00-

Фиг. 19.

(фиг. 23), при больших пролетах мостов закрепление кабелей достигает значительной сложности.

О. м. каменных, исключительно арочных, отличаются теми же особенностями, как и опоры металлич. арочных мостов. Устои имеют вид больших массивов кладки, полностью или в большей своей части скрытых под поверхностью земли (фиг. 24); быки, симме-


Фиг. 18.

для облегчения опор, леталлическими (фиг. 22), имеющими обьшно вид качающейся рамы, к вершине к-рой наглухо прикрепляются

тричные в обычных условиях, при неуравновешенности распоров соседних сводов получают односторон. развитие (фиг. 25).



Каменные О. м. железобетонных, балочных и арочных не отличаются от таких же О. м. металлических и каменных. }К е л е 3 о б е т о н н ы е опоры, напротив, имеют ряд особенностей, обусловливаемых свойствами материала. Таковы напр. О. м., показанного на фиг. 26, где опо-


Фиг. 2 0.

ры и пролетные строения представляют одно неразрывное целое, или например пустотелые устои (фиг. 27), имеющие вид железобетонных ящиков с дном или без него, уместные при слабых грунтах' основания. К этой же группе следует отнести т. наз. рамные опоры (фиг. 28 и 29), хотя и применяемые в металлическ. конструкциях, но по преимуществу свойственные железобетону. Деревянные О. м.


Фиг. 21.

применяют преимущественно при деревянных же пролетных строениях, но бывают и случаи установки железных пролетных строений на деревянных опорах; обыкновенно же это делается только в качестве временной меры. Основные типы деревянных опор: свайные (см. Деревянные мосты), близко к ним стоящие рамнЪхе и ряжевые. Свайные быки при небольшой высоте насыпи состоят из одного ряда свай поперек моста, связанных поперечными горизонтальными и диагональными схватками. При высоте быков более 6,5-7,0 м

делают два ряда свай, а при высоте более 10 м оба ряда свай раздвигают так, что бык образует сквознуж) пространственную конструкцию. Для сопротивления боковым усилиям (ветру, центробежной силе) ставят боковые укосины, упирающиеся в откосные сваи. Свайные устои состоят из нескольких поперечных рядов свай, перекрытых обычно балочными прогонами; число рядов свай зависит от высоты насыпи. Рамные опоры, по внешнему виду напоминающие свайные, представляют ту особенность, что они не связаны с фундаментом, на который они опираются; благодаря этому они м. б. заготовлены заранее на стороне и в готовом виде установлены на месте, почему опоры этого типа получили широкое распространение при восстановлении разрушенных мостов. К устройству рамных опор приходится прибегать равным образом и в тех случаях, когда грунт не допускает забивки свай. Рамные опоры могут иметь один (фиг. 30), два яруса и более (фиг. 31). Каждый ярус яв.л[яется отдельной независимой от других рамой, которые устанавливаются одна на другую и затем только скрепляются друг с другом. Фундаменты рамных опор сравнительно редко устраивают свайными и чаще всего делают на лежнях (фиг. 32); в некоторых случаях применяют ряжевые фундаменты, а в устройствах постоянного характера-также фундаменты из каменной кладки. Ряжевые опоры устраивают в тех случаях, когда твердый грунт дна не допускает забивки свай или же, наоборот, при очень слабых грунтах (ил, торф). Ряжи представляют сруб, обычно с дном, загруженный камнем. Быки в плане имеют вид прямоугольника с заострениями на концах для улучшения условий прохода воды. В зависимости от высоты быка ряжи имеют один, Два или больше ярусов. Пример ряжевого устоя представлен на фиг. 33. Исключительно временный характер имеют деревянные опоры из шпальных клеток, к-рые благодаря быстроте и простоте их устройства широко применяются во всех случаях, когда необходимо быстрейшее восстановление прерванного Лг.-д. сообщения. Примеры быков и устоев этого типа представлены на фиг. 34 и 35. Для защиты деревянных О. м., расположенных на реках, от ледохода устраивают специальные ледорезы (см.). ПростеЙ1Ш1Й тип их представляют плоские свайные ледорезы (фиг. 36). При сильном ледоходе применяются так называемые шатровые ледорезы, достигающие

798132



1 2 3 4 5 6 7 ... 49
© 2007 SALROS.RU
ПромСтройМат